Как называется старый проигрыватель пластинок
Проигрыватель грампластинок
Электрофо́н (сокращение от устаревшего термина «электропатефон») — устройство для воспроизведения звука с граммофонной пластинки.
В быту электрофон часто обозначается также термином прои́грыватель, обозначающим аналогичный прибор, но предназначенный для подключения к внешнему усилителю мощности звуковой частоты (УМЗЧ). Таким образом, на самом деле проигрыватель от электрофона отличается тем же, чем магнитофонная приставка отличается от магнитофона, и использование термина «проигрыватель» в отношении электрофона некорректно.
Электрофон отличается от граммофона и патефона принципом действия, а именно тем, что в электрофоне механические колебания иглы звукоснимателя преобразуются в электрические колебания, которые проходят через усилитель и затем преобразуются в звук электроакустической системой, включающей, в зависимости от типа электрофона, от одного до четырёх электродинамических громкоговорителей).
Электрофон мог быть рассчитан на воспроизведение моно-, стерео- или квадрафонической грамзаписи.
Почтовые марки-грампластинки Бутана, 1973 год (Скотт #152 и 152e) |
Электрофоны используются до сих пор как в домашних условиях, так и в электронной музыке в составе другого инструментария. Тем не менее, в домашних условиях их распространение практически свелось к нулю, равно как и продажа граммофонных пластинок, в силу фактически полного вытеснения их универсальными лазерными цифровыми проигрывателями. В нынешнее время, электрофон дома — скорее дань любительства т. н. «аналоговому» звучанию, которое, по мнению некоторых любителей высококачественного воспроизведения музыки, превосходит звучание цифровых носителей (более «мягкое» и сочное), что, скорее, является лишь индивидуальным «вкусом» определённого человека по отношению к качественному звучанию.
Электрофоны по-прежнему являются одним из основных инструментов работы диск-жокеев в силу специфичности использования (вращение диска руками в такт ритмам).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Проигрыватель грампластинок» в других словарях:
ПРОИГРЫВАТЕЛЬ — ПРОИГРЫВАТЕЛЬ, я, муж. Аппарат для проигрывания грампластинок. Приёмник с проигрывателем. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
проигрыватель — проигрыватель устройство для воспроизведения звука с грампластинок (другое распространённое название проигрывателя грампластинок электропроигрыватель; см. Электрофон), компакт кассет (магнитофон проигрыватель, плейер;… … Энциклопедия «Жилище»
проигрыватель — ПРОИГРЫВАТЕЛЬ, я, м Электрическое устройство, предназначенное для воспроизведения грампластинок или компакт дисков и обычно являющееся в настоящее время частью музыкального центра. Проигрыватель был просто необходим Семену с его меломанскими… … Толковый словарь русских существительных
Проигрыватель — м. Приспособление для проигрывания грампластинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
проигрыватель — я; м. Электрическое устройство для проигрывания грампластинок. Выключить п. Приёмник с проигрывателем … Энциклопедический словарь
проигрыватель — я; м. Электрическое устройство для проигрывания грампластинок. Выключить прои/грыватель. Приёмник с проигрывателем … Словарь многих выражений
лазерный проигрыватель — устройство для воспроизведения информации (звуковой, изобразительной, компьютерных данных и программ их обработки), записанной на оптических дисках (компакт дисках, видеодисках). Основной узел лазерного проигрывателя – оптико механический блок,… … Энциклопедия техники
История звукозаписи — Методы и носители для звукозаписи менялись и подверглись значительным изменениям с момента записи первых звуков (для последующего их воспроизведения) до настоящего времени. Содержание 1 Механические музыкальные инструменты 2 … Википедия
музыкальный центр — комплекс радиоаппаратуры для качественной записи и прослушивания музыкальных программ в домашних условиях. В состав музыкального центра могут входить тюнер (аналоговый или цифровой), одна или две кассетные магнитофонные деки, дека для записи и… … Энциклопедия техники
Яуза (магнитофон) — У этого термина существуют и другие значения, см. Яуза (значения). «Яуза 10» «Яуза» наименование (торговый знак) советских бытовых магнитофонов, производившихся Московским электромеханическим … Википедия
Топ-10 проигрывателей винила времен СССР
На десятом месте — Вега 002
Самый лучший из электрофонов СССР. У него присутствуют тяжелый огромный стол, лакированная верхняя панель, бока, передняя панель. Отличный вертак для начального уровня. Запомните — Вега 002.
Кстати, у него имеется очень хороший тяжелый литой диск, и в комплекте идут две акустические системы 10-МАС-1. Вообще, у электрофона Вега 002 было видоизменений очень-очень много.
Какие плюсы у данного вертака – тяжелый, массивный стол Unitra G600V, с отличным, классическим пасико-роликовым приводом.
Вега 002 – это электрофон начального уровня за небольшую цену. Когда-то он стоил довольно дорого. Миллионы аудиофилов и меломанов начали приобщение к винилу именно с данного вертака — Вега 002.
На девятом месте — Вега 109
Как правило, Вега 109 имеет отличный польский стол Unitra g602, раздельные регуляторы тембра и баланса, на борту предусмотрены фильтры низких и высоких частот, а также отключаемая тонкомпенсация.
Кстати Вега-109 имеет ступенчатый регулятор громкости. Внешний вид его похож на Вега 110 – 120. Комплектуется Вега 109 отличными двухполосными колонками 15aс-101.
На восьмом месте — Ария102
Вертак очень хороший, для начального и среднего уровня. Конечно, по качеству звука он уступает Корвет 038, Арктур-006, но в целом довольно хороший аппарат.
Седьмое место — Эстония ЭП 010
Отличная вертушка с полным автоматическим фаршем. Почему полным? Это вертушка, в которой можно переключать треки, как на проигрывателе компакт-дисков. Правда, она не комплектуется пультом, и приходится переключать треки, перещелкивая кнопки.
Конечно, это на любителя. Эстония ЭП 010 производит очень хорошее впечатление – богатый, шикарный такой пластик, вообще, классно смотрится. Она такая тонкая, закрывается сверху защитной полированной, темной крышкой. Классно!
У Эстония ЭП 010 вообще очень-очень классная сама конструкция, данный вертак смотрится довольно интересно. Он состоит как бы из двух тонармов — это тонарм обычный, где присутствует игла, и рядом второй тонарм, где присутствует датчик слежения за треками.
Шестое место – это проигрыватель Вега 110 либо 120
Внешне они различаются стробоскопами — там круглый, здесь квадратный. Вообще, Вега 110 и Вега 120 — это отличные вертушки, имеющие хороший стол для своей категории.
На пятом месте сразу два проигрывателя — Радиотехника 001 и Радиотехника 101
У них используется неплохой двигатель, корпус деревянный, стол электрофона Радиотехника смотрится лучше, чем Ария-102. У Радиотехники мы видим хороший деревянный стол, обилие металла, минимум пластика.
На четвёртом месте — Арктур-006
Это отличный вертак для среднего уровня. Очень хорошо смотрится s-образным тонармом и звучит намного лучше. И, кстати, лучше заменить иглу на более лучшую, чем стандартная. Арктур-006 — легендарная модель, имеет хороший прямой привод диска.
В те времена данный проигрыватель был чем-то из рода фантастики и стоил безумных денег, но дешевле, чем Корвет 038, который стоил половину машины. Арктур-006 весит около 10 килограммов, довольно увесистый.
Вообще, этот аппарат стоит внимания, между прочим, на барахолках он стоит недорого и после переделок звучит, ну, по крайней мере, как хороший добротный Хайфай аппарат.
На третьем месте — Корвет 038
Корвет 038 — это легендарная вертушка Лихницкого. Когда-то он продавался за цену половины машины. В советское время Корвет 038, вообще, нельзя было достать.
В наше время, опять же, он стоит безумные деньги, что-то около 50 тысяч рублей. Сейчас, наверное, еще не умолкают споры, что лучше — Корвет 038 или Электроника 017.
На втором месте — Электроника 017
Эту вертушку отличает высокая скорость вращения, минимум рокота и детонации. Это великолепный проигрыватель с прямым тонармом, отличным двигателем, который используется на очень дорогих вертушках.
Достаточно сложная схема у данного вертака, есть своеобразная технология электродинамического демпфирования. Электроника 017 имеет прямой привод, играет даже самые кривые диски.
На первом месте — Электроника Б1 01
Споры не утихают, что лучше — Б1 01 либо Электроника 017, но Электроника Б1 01 – это, пожалуй, самый лучший вертак из Советского союза. Внешний вид неплохой, отличный антискейтинг, приборы управления выполнены не в пластике, а из алюминия.
Из плюсов тоже хотелось бы отметить хороший отличный тяжелый диск. Электроника Б1 01 была разработана группой из Тбилиси, за что им большое-большое спасибо.
У Электроника Б1 01 ремённая передача, литой мощный цинковый диск, кстати, довольно инерционный, низкоскоростной электрический двигатель, отличная механическая развязка шасси, с фиксированным электродвигателем.
Литая верхняя панель сделана из алюминия и оснащена ребрами жесткости. После переделки данного двигателя получается шикарный высококачественный звук. Данный аппарат звучит намного лучше, чем западные аналоги среднего уровня.
Не стоит принижать советскую технику — при наличии прямых рук и небольших доработок вы получаете хорошее качество звучания и экономите массу средств.
Хорошо забытое старое: виниловый проигрыватель и пластинки возвращаются
Содержание
Содержание
Значительная доля новых альбомов из чарта Billboard 200 сегодня выходит и на виниле. Часто их выпускают в эксклюзивном оформлении, ведь огромный размер пластинки и конверта позволяет добавить множество дизайнерских элементов. Иногда прилагается расширенный буклет, вкладыш с текстами песен, плакат группы — многие релизы за счет этого имеют коллекционную ценность. Звуковая составляющая также отличается: музыканты включают в альбомы на пластинках дополнительные композиции, бонус-треки, акапеллы. Нередко особый дизайн получает и сама пластинка: штампуется из цветного материала или по технологии picture disc, с применением фосфоресцирующей краски или разными впечатанными штуками.
Причем в последнее время винил выступает в качестве «премьерного» носителя: издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на iTunes и подобных цифровых сервисах. Появляются отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на виниле.
Интерес к винилу у рядового слушателя стал расти с 2007 года. В этом году был учрежден международный праздник «День музыкального магазина». Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил. В 2018 году, впервые за семь лет, пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.
Почему пластинки и проигрыватель снова в моде?
Возвращение винила и проигрывателей — не только дань ностальгии. Доступность музыки в интернете снижает ее ценность. При желании, за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза и создания собственной коллекции.
Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю: сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы. На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитных лент для катушечных магнитофонов — вернулись и эти монструозные аппараты! За последние годы на пленке выпустили альбомы Lady Gaga, The Black Keys, Ryan Adams и другие. На выставках аудиофильской техники рядом с проигрывателями теперь красуются Hi-End катушечные магнитофоны.
Винил же сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший — пластинка будет изнашиваться неравномерно. Поэтому альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые под это дело оборудуют целые комнаты.
Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить на проигрыватель, протереть антистатической щеткой, опустить иглу — и это только для того, чтобы включить воспроизведение. Как правильно ухаживать за пластинками — огромная тема, вызывающая бурные многолетние дискуссии на форумах. Однако многим недостает именно этой стороны увлечения музыкой.
Наконец, проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он все чаще мелькает в кадре кино и сериалов, его используют как элемент интерьера. Производители выпускают проигрыватели с уникальным дизайном, экспериментируя не только с оформлением классического корпуса, но и с конструктивными элементами — так, например, была выпущена модель с левитирующим на магнитах диском, который раскручивает пластинку повиснув в воздухе.
Большое число меломанов покупает винил ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а пластинки по-аналоговому тепло. За уникальным звучанием гоняются и аудиофилы, и рядовые слушатели. В чем его волшебство?
Виниловый звук: в чем волшебство?
Цифровой сигнал представляет собой как бы описание аналогового — каждая секунда сигнала разбивается на тысячи коротких отрезков и в каждом из них замеряется уровень. Количество отрезков — это частота дискретизации. В стандарте CD таких отрезков 44100 в каждой секунде. Уровень замеренного сигнала хранится в группах битов, кратных четырем, стандарт CD — 16 бит. Эта информация записывается в цифровой аудиофайл и при его считывании восстанавливается в звук.
44,1 кГц — это много или мало? Некоторые меломаны считают, что мало, поэтому слушают Hi-Res аудио в разрешении до 24 бит\192 кГц. И даже его некоторые считают все равно менее качественным, чем аналоговый звук, поскольку какой бы плотной ни была частота дискретизации, часть информации все равно потеряется.
Но в этой теории есть слабые места. Во-первых, 99% всей современной музыки делается на компьютере. Инструменты и вокал изначально записываются в виде нулей и единиц. Соответственно, на подавляющее большинство современных пластинок записан именно цифровой звук. Во-вторых, слепые тесты показывают, что даже музыканты и композиторы уже не слышат разницу между всем, что выше 16 бит\48 кГц. Поэтому некоторые придерживаются другой теории: цифровой звук, наоборот, слишком насыщен информацией. Аналоговый тракт же позволяет отфильтровать лишнюю.
На самом деле вся эта эзотерика совершенно не нужна, чтобы объяснить то, что звучание винила отличается от цифровых записей. Винил действительно звучит по-другому, и причина в самой технологии.
Особенности звука винила
Бас. Для пластинок делают специальный мастеринг, уделяя большое внимание басовой области, чтобы избыточные низкие частоты с большой амплитудой не выбили иглу звукоснимателя из дорожки. Собственно, сам процесс мастеринга появился вместе с пластинками в начале прошлого века и преследовал ровно те же цели. Как минимум, из трека вырезают все частоты ниже 50 Гц. Все, что до 120 Гц, превращают в моно. Это убирает из звука саббас, который не может воспроизвести большинство домашней акустики, зато бас, который остается, становится более громким, четким и монолитным.
Высокие частоты. Цыкающий вокал и стреляющие верхами тарелки также могут выбить иглу из дорожки. Вокал обрабатывается де-ессером, смягчающим звуки типа «с», «ц», «з», тарелки делаются мягче, приглушаются слишком резкие и яркие звуки. У трека возле «яблока» пластинки иногда вообще обрезают все, что выше 12 кГц. Все эти действия действительно делают звук несколько глуше, что может восприниматься как «теплее».
Динамика. Технические ограничения позволили винилу окопаться в стороне от войны громкости — так называется соревнование лейблов в издании записей, звучащих как можно более громко. Громкость достигается с помощью сужения динамического диапазона трека. Сначала его компрессируют «снизу», а потом додавливают «сверху» лимитером, который обрезает сигнал до нужных значений. В итоге звук получается громким, но плоским и зажатым, а если слушать его долго, устают уши. Альбом Death Magnetic группы Metallica вышел таким громким, что в звуке даже присутствовал клиппинг — высокочастотный шум, щелчки и другие искажения, являющиеся артефактами работы лимитера на экстремальных настройках. На винил чисто технически не получится записать трек такой громкости. Поэтому часто он действительно звучит чище и динамичнее.
Призвук проигрывателя. Пластинка лежит на опорном диске, его вращает двигатель, и низкочастотный гул его работы, так называемый «рокот», передается к пластинке. Конечно, в современных проигрывателях он сведен к минимуму и практически не слышен, но это не значит, что его нет. Также мотор не может крутиться идеально ровно, поэтому в звуке будут присутствовать почти неуловимые на слух микроколебания скорости вращения пластинки — это называется «детонация». Способ снятия звука с пластинки также не идеален, дуговое движение иглы по пластинке приводит к так называемой «угловой ошибке», проявляющейся хоть и незначительными, но искажениями.
Аналоговый тракт сильно влияет на звучание пластинки. Звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает по-особому искаженный звук, записываемый на пластинку. Дело в том, что даже после специального мастеринга на диск просто не поместится полноценный альбом — дорожки будут слишком широкими. Поэтому звук корректируют перед записью и восстанавливают при воспроизведении фонокорректором. Далее сигнал поступает в усилитель. Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.
Состояние самой пластинки влияет на звук. Чем чаще и активнее проигрывается пластинка, тем больше «стираются» высокие частоты. Даже потрескивания от царапин и пыли многие меломаны относят к теплоте тембра.
Винил или цифра?
Цифровая запись звучит намного достовернее и каждый раз одинаково, что некоторые расценивают как безжизненность. Виниловый тракт любят как раз за то, что он вбирает настолько много случайных факторов, что одинаково точно воспроизвести записанный сигнал дважды практически невозможно.
В итоге, что звучит лучше, музыкальнее и дарит большей впечатлений, каждый решает для себя сам. Большинство все равно предпочитает цифровую музыку: ее удобнее слушать, можно брать с собой, она отлично звучит на хорошей акустике.
Тем не менее, рынок винила растет с каждым годом. В интернете сформировались тематические сообщества, наполненные полезной информацией для новичков. Стала доступнее и цена вопроса. Приличный проигрыватель с фонокорректором будет сопоставим по стоимости с игровой приставкой, а за цену некоторых игр можно купить сразу несколько альбомов. Появились недорогие модели «все в одном», позволяющие оживить старую коллекцию пластинок. Благодаря снизившемуся порогу вхождения к виниловому хобби приобщились миллионы новых фанатов.
Покупка первого винилового проигрывателя. Как найти лучший?
Всё… не выдержал. Сдали нервы. Я его купил. Рассказываю.
Значит где-то два года назад, поддавшись влиянию маркетинга и веянию моды, я решил купить себе виниловый проигрыватель. Но логично рассудил, что покупать проигрыватель преждевременно, когда нет пластинок. Те, что были когда-то, сгорели тридцать лет назад в родительском сарае вместе с проигрывателем (такой большой сундук с лампами внутри и радиой снаружи). В общем заказал себе несколько пластинок на Озоне и понеслось. По одной-две время от времени покупал. Параллельно смотрел видео, читал форум, изучал тему. В результате прочитанного пришёл к выводу, что звука в бюджетных проигрывателях, да ещё и с ММ головой нет и быть не может. Значит нужно копить не только на проигрыватель (130000 руб.), но и на голову (45000–90000 руб.), фонокабель (25000 руб.), мойку для пластинок (40000 руб.), первопрессы, весы, щёточку, опытного профессионала-настройщика и т.д. и т.п. Перфекционизм он такой, он не желает поддаваться на компромиссы. Но есть у него один враг и зовётся он жадность. В качестве первой цели – вертушки, был выбран Technics SL-1500C о котором так лестно отзываются в отзывах да к тому же местный форумчанин @fima1856 им тоже очень доволен. Но волею случая в очередной раз я оказался в pult.ru.
Придя домой, начал проверять инфу. Действительно проигрыватель продавался со скидкой. Отзывы на различных ресурсах были исключительно хвалебные. Но самым веским доводом было то, что оказывается у вышеупомянутого @fima1856 это был первый проигрыватель и он им был тоже очень доволен. Перфекционист пытался сопротивляться и говорил – зачем тебе эта дешёвка, накинь ещё сто тысяч и купи Техникс. Жадность предлагала сэкономить эти сто тысяч на покупку новой акустики и ограничиться проигрывателем за тридцатку.
Но в итоге я доверился логическим рассуждениям, о которых сейчас вам поведаю. Итак, как старый фотолюбитель я знаю, что не опытному фотографу не то, что не обязательно, а крайне нежелательно покупать дорогой и навороченный фотоаппарат. Человек, привыкший нажимать одну кнопку и получать готовое фото скорее всего не сможет сразу свыкнуться с необходимостью нажать 10 кнопок и потратить несколько секунд, а иногда и минут на то, чтобы сделать одно единственное фото. Нужно начинать с простой и не дорогой модели и постепенно идти от простого к сложному. А как же сделать хорошее фото на средненьком фотоаппарате спросите вы? А я отвечу – дорогим или очень дорогим сменным объективом. Он играет роль намного большую чем так называемая тушка. Догадываетесь куда я клоню? Правильно. Я могу взять не дорогой стол, не призывать на помощь для его настройки крутого и дорогого профессионала, а самостоятельно шаг за шагом постигать все премудрости настройки. Кроме того, при желании я могу взять хороший объектив – хедшелл, который останется со мной, когда я перейду на более продвинутый стол.
Решение это нахлынуло на меня, и я дрожащей рукой нажал кнопку купить.
Прошло пять дней, я забрал посылку с почты. Дома под видеозапись распаковал (на случай недокомплекта или поломок). С настройкой пришлось повозиться. Вроде короткая бумажная инструкция, но ей я доверился не полностью и начал смотреть видео по настройке тонарма. Вроде всё делал, как люди на экране, но мой тонарм почему-то не желал стоять на месте, а норовил самостоятельно вернуться в своё гнёздышко-держатель. Ну вот… Обманули. Подумал я, пока на меня не снизошло озарение, о котором не говорили ни в одном из видео. Рычаг, опускающий голову на пластинку, был опущен! Как только я вернул его в верхнее положение, тонарм перестал ускользать и замер на одном месте. Дальше всё просто (спасибо Вячеславу из Dr.Head).
И вот он момент истины. Недорогая вертушка (30000–42000 руб.) с комплектным картриджем за 3000 руб. и бесплатным фонокабелем. Вместо первопресса новодельная пластинка из коллекции Deagostini Jazz на виниле – Getz / Gilberto и Девушка из Ипанемы. И да – произошло чудо. Волшебство свершилось. Я полностью доволен услышанным. Я чрезвычайно доволен получившейся экономией. Меня как меломана пока всё полностью устраивает. А дальше уже будем думать. Но думать будем после того, как поменяем акустику. Тем более, что теперь я ясно вижу свою цель. После демонстрации в пульте Wharfedale Elysian 2 я не спал полночи. Наконец-то я услышал, как может и как должна играть акустика моей мечты. Но это уже совсем другая история.