Как называется сумка для парашюта
Как называется сумка для парашюта
Назначение данного текста помочь начинающим и не очень парашютистам разобраться в основных особенностях конструкции современных ранцев, а также особенностях их выбора и покупки. Разумеется, выбор ранца в значительной степени зависит от личных вкусов, пристрастий и, конечно же, финансовых возможностей. Но, для того, чтобы его сознательно выбрать, нужны определенные знания о конструкции ранцев. В случае покупки подержанного ранца к этому добавляется и еще необходимость знаний о возможных, но не всегда очевидных, проблемах с его ремонтом и доработкой. В тексте в качестве иллюстрации скобках приводятся примеры ранцев. Это именно примеры, а не полный список всех возможных ранцев.
Общепринятые сокращения:
■ СК – свободные концы.
■ ОП – основной парашют.
■ ЗП – запасной парашют.
■ Медуза – вытяжной парашют.
Кроме того, после большинства названий в скобках дан их перевод на английском языке.
1. Стандартная комплектация ранца.
Для начала перечислим все, что обязательно идет в комплекте с ранцем:
■ Собственно ранец с клевантами для ЗП.
■ Камера запаски (free bag) с пружинной медузой.
■ Камера ОП с медузой.
■ СК и клеванты для ОП.
■ Подушка отцепки с желтым (у ранца Racer с красным) кабелем.
■ Кольцо (или подушка) запаски с металлическим тросом.
■ С новым ранцем также идет руководство пользователя. Раньше такое руководство прилагалось в бумажном виде. Сейчас оно обычно идет на CD. В случае покупки подержанного ранца может быть благополучно потеряно.
Все остальное (стропорез, фирменная сумка и т.п.) с ранцем может быть, а может и не быть, в зависимости от конкретного заказа и конкретного производителя.
2. Общая классификация и описание ранцев.
В отличие от куполов единой классификации ранцев не существует. Их различают по конструкционным особенностям, не зависящим друг от друга и присутствующим у разных ранцев в произвольной комбинации.
Медуза ЗП. После укладки ЗП медуза:
■ Может быть целиком внутри ранца (ранцы Mirage, Vector),
■ Может быть прикрыта лишь некоторыми клапанами ранца (ранцы Javelin, Javelin Odyssey)
■ Может располагаться поверх всех клапанов (ранцы Racer, Tear Drop).
Метод зачековки ОП.
■ Петля, чекующая контейнер ОП, может идти с нижнего клапана: такой вариант так и называется «Зачековка с нижнего клапана».
■ Либо же она может идти со спинки ранца, проходя, соответственно, поперек всего контейнера. Если при этом контейнер лежит спинкой вниз, то получается, что петля идет со дна, откуда данный метод и получил название «Зачековка со дна контейнера».
Прямые и обратные СК. Существует два вида СК: развернутые кольцами наружу и развернутые кольцами внутрь (когда кольца накрыты СК).
■ На абсолютном большинстве ранцев стоят СК с кольцами наружу (т.н. «прямые СК»).
■ Французы в силу ряда причин создали свой вариант с кольцами, развернутыми внутрь, который получил название «обратные СК» или «реверсивные СК» (ранец Atom).
Клеванты для ОП есть трех видов.
■ Прилепляющиеся на липучке клеванты ОП (Velcro toggles), остались в прошлом и их можно встретить только на старых ранцах. Липучка (Velcro) повреждает стропы ОП, она изнашивается, и ее надо менять. Не перепутайте клеванты ОП с клевантами для запаски, которые как раз могут быть на липучках.
■ Клеванты, фиксирующиеся путем засовывания носика и хвоста в специальные кармашки (Velcroless toggles), сейчас являются самым массовым вариантом, который можно встретить на большинстве ранцев.
■ Шпилечные клеванты. Плюсы по сравнению с предыдущим вариантом: отсутствие саморасчековок и невозможность выбивания при стягивании слайдера. Но эти клеванты обязательно нужно зачековывать самостоятельно т.к. далеко не все укладчики с ними знакомы.
Предохранительный клапан ОП, который накрывает шпильку, существует в нескольких вариантах. Различают их по направлению клапана относительно ранца:
■
■ «Снизу вверх» (ранцы Mirage, Vector). Надежность удержания клапана на своем месте не зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.
■ «Сверху вниз» (ранцы Javelin, Javelin Odyssey, Infinity). Данный вариант надежен далеко не на всех ранцах. Кроме того, надежность удержания клапана на своем месте зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.
■ Французы как обычно решили сделать все наоборот и выпустили свой клапан «сверху вниз» (ранец Atom), который выглядит как система «снизу вверх», перевернутая на 180 градусов. Надежность удержания клапана на своем месте не зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.
■ Двунаправленный клапан ОП (ранцы Next, Status Pro, Fire). Надежность удержания клапана на своем месте не зависит от аккуратности укладки ОП в контейнер и длины чекующей петли.
Захват на вершине медузы ОП, который нужен для того, чтобы вытащить ее наружу, изготавливается в следующих вариантах:
■ Бобышка. Это просто кусок пластиковой трубки. Достаточно удобно хватается и не создает проблем, если только не пытаться засунуть в трубку палец.
■ Мячик (Hacky handle). Еще удобнее хватается и выглядит более красиво. К потенциальным недостаткам можно отнести только то, что у него бывают, мягко говоря, непредсказуемые размеры: мне встречались ранцы Javelin Odyssey с фирменными мячиками размером с кулак, что очень нехорошо с точки зрения безопасности.
■ Freefly friendly мячик (Freefly hacky handle). Мячик для медузы ОП системы BOC. Помимо собственно мячика к вершине медузы приделана небольшая жесткость, вставляющаяся под боковой клапан (и иногда и в карман медузы), которая дополнительно фиксирует мячик у обреза кармана для медузы. Само понятие «Freefly friendly» будет описано ниже.
■ Подушка для медузы ОП системы BOC или Pull out (Pud или Freefly handle). Внешне выглядит как маленькая подушка отцепки толщиной от примерно 1 см (ранец Voodoo) до 3 – 4 см (ранец Mirage). Подушки малой толщины неудобны для захвата. Достаточно толстые подушки удобно хватаются. По сравнению с мячиком имеет гораздо меньшие шансы быть незапланированно выдернутой.
■ Freefly friendly подушка для медузы ОП системы BOC (Freefly pud). Помимо собственно подушки к вершине медузы приделана небольшая жесткость, вставляющаяся под боковой клапан (и иногда в карман медузы), которая дополнительно фиксирует подушку у обреза кармана для медузы. Само понятие «Freefly friendly» будет описано ниже.
Плечевые клапана встречаются нескольких видов:
■ На липучках. На сегодняшний день встречается только у старых ранцев. Не совместимы с фрифлаем, фристайлом и т.д. Липучки требуют постоянного контроля и своевременной замены, т.к. изнашиваются при применении, теряют свои свойства и начинают плохо держать. Это приводит к раскрытию плечевых в воздухе даже в прыжках на пузе.
■ Одинарные плечевые (ранцы Mirage, Next). Наиболее широко распространенная конструкция, в которой фиксирующий клапан засовывается в карман на ранце. При правильном проектировании (ранцы Mirage, Javelin Odyssey) конструкция отлично держит и совместима с любыми типами прыжков. При неправильном проектировании плечевые постоянно вылетают, и сделать с этим ничего нельзя, кроме как сменив ранец.
■ Двойные плечевые (ранцы Vector 3, новые Javelin и Javelin Odyssey). От предыдущей конструкции отличается тем, что клапан засовывается не в карман на ранце, а карман на клапане, который смотрит в противоположном направлении. Отсюда и пошло название. В отличие от предыдущего варианта такая конструкция допускает неверную укладку (укладка СК под один или два клапана в зависимости от ранца), поэтому необходимо очень внимательно прочитать инструкцию на ранец и точно ей следовать, чтобы не иметь неприятных сюрпризов в виде клина плечевого.
■ Магнитные плечевые (ранцы Vector 3, Racer). Вместо липучек применены сильные магниты из редкоземельных металлов. Такая конструкция имеет все преимущества липучки (удобство укладки, непритязательность к укладке, ровный выход СК на раскрытии) и при этом не имеет ее минусов, т.к. магниты заменять не требуется.
Коллапс медузы ОП. После раскрытия ОП медуза уже не нужна. Более того, она тормозит купол, а на малых куполах с большими загрузками может даже создать проблемы. Чтобы этого избежать, были созданы коллапсирующиеся медузы, которые после выхода ОП из камеры складываются и не мешают куполу лететь. Имеются две конструкции таких медуз:
■ Коллапс медузы резиновым шнуром (bungee PC). Такая конструкция сейчас встречается только на старых ранцах. Между вершиной медузы и стреньгой вшит резиновый шнур. На больших скоростях (т.е. до начала раскрытия ОП) поток преодолевает сопротивление шнура, растягивает его и обеспечивает работу медузы, а на малых скоростях шнур преодолевает поток и снова складывает медузу. У данной конструкции есть недостаток в том, что она может провоцировать проблемы на раскрытии путем «пульсации» медузы. Т.е. поток растягивает шнур, медуза начинает работать, тормозит парашютиста, шнур снова складывает медузу, поток снова усиливается, опять растягивает шнур и т.д.
■ Коллапс медузы стропой (Collapsible C-Line PC). Конструкция, применяемая на всех современных ранцах. Имеет различные варианты исполнения, но общий принцип состоит в том, что к вершине медузы крепится стропа, проходящая по каналу внутри стреньги и коллапсирующая медузу после выхода ОП из камеры. При укладке медузу надо расколлапсировать путем вытягивания шнура обратно, в противном случае вы получите полный отказ ОП. На большинстве ранцев на стреньге имеется небольшое окошко для проверки состояния медузы: если там видна цветная метка, то медуза расколлапсирована.
Материал медузы ОП (F-111 или ZP). Медуза из ZP имеет меньший размер, т.к. ZP более эффективно работает в потоке, но требует периодической замены, т.к. материал со временем выбивается и теряет тянущие свойства, что создает проблемы на раскрытии. Медуза из F-111 имеет больший размер, но требует замены гораздо реже, т.к. в отличие от медузы из ZP она работает в основном за счет своих габаритов. Фактически, ее можно использовать до тех пор, пока в ней не появятся дырки.
Системы дополнительной страховки. У ранца может присутствовать то, что можно назвать системами дополнительной страховки. А именно:
■ RSL (Reserve static line) – система, автоматически выдергивающая шпильку ЗП при отцепке ОП. Конструктивно выполнена в виде дополнительной ленты, которая с одного конца имеет кольцо, накидывающееся на шпильку ЗП, а с другого конца карабин, цепляющийся за специальное кольцо на СК. При отцепке ОП СК улетает и тянет за собой ленту, которая выдергивает шпильку ЗП. Естественно система работает только при отцепке ОП, который находится снаружи. Если у вас произошел отказ до того, как камера ушла наружу из ранца (например, клин медузы в кармане), то, соответственно, ОП никуда не улетает, СК тоже никуда не улетают, и шпильку запаски ничего не тянет. Операторы не используют данную систему из опасений, что дополнительная лента может зацепиться за оборудование на шлеме. RSL может быть в любой момент деактивирована: для этого надо просто отцепить карабин от кольца на СК. И, наконец, самое важное замечание: на эту систему нельзя надеяться! Она работает именно как дополнительная страховка и не отменяет выдергивания запаски. Точно также как не отменяет выдергивание запаски страхующий прибор.
■ SkyHook – дальнейшее развитие RSL. Поскольку название запатентовано, то также встречается под наименованиями Direct Reserve Extraction (DRE), Direct Reserve Deployment (DRD) и т.п. От RSL отличается двумя вещами. Во-первых, здесь отцепляемый ОП работает как гигантская медуза для ЗП, что значительно ускоряет раскрытие запаски (в случае, когда ОП не выброшен или его недостаточно, ЗП раскрывается как обычно своей медузой). Во-вторых, при срабатывании эта система автоматически выдергивает кабель отцепки с обеих сторон (ранцы Vector 3, SWS Fire), предотвращая выбрасывание запаски в ОП при отходе только одного СК (например, при обрыве СК). Операторы не используют данную систему из опасений, что она может зацепиться за оборудование на шлеме. Как и RSL система работает только при отцепке ОП, который находится снаружи. Также как и в случае с RSL на эту систему нельзя надеяться! Она работает именно как дополнительная страховка и не отменяет выдергивания запаски. Точно также как не отменяет выдергивание запаски страхующий прибор.
Антитвисты (Antitwists). Предназначены для облегчения отцепки при сильных закрутках. Конструктивно это металлические (реже пластиковые) трубки, вставленные в СК. Кабель отцепки после сборки системы отцепки вставляется в эти трубки. При этом в ситуации, если закрутка настолько сильная, что она захватила СК, кабель отцепки закручен не будет. Вместо него будут закручены трубки, внутри которых кабель будет по-прежнему свободно двигаться, что обеспечит отсутствие увеличения усилия при выдергивании отцепки.
Винговая опция (wingsuit option). Она предназначена для тех, кто летает в крылатых комбезах (Wingsuit). Это специальная конструкция нижней части ранца для уменьшения вероятности получения закруток при раскрытии из тречки. У некоторых производителей она также включает в себя медузу большего диаметра и более длинную стреньгу для уменьшения вероятности попадания медузы в затенение от крыльев. Данная опция является вспомогательной: т.е. совершать такие прыжки можно с ранцами и без нее. Вариант только с доработкой нижней части ранца полностью совместим с любыми другими видами прыжков (RW, Freefly и т.д.). Вариант с медузой большего диаметра не совместим с высокоскоростными видами прыжков (Freefly, Freestyle и т.д.) и плохо совместим с обычными видами из-за большой вероятности жесткого раскрытия
Дополнительная защита СК. Также встречается под названием «Freefly mod». Представляет собой дополнительный клапан между внешней боковой стенкой контейнера и внутренней стенкой отсека для запаски. При укладке СК накрывается сначала дополнительным клапаном, а уже затем внешней стенкой контейнера. В результате при раскрытии плечевого клапана в воздухе, и отходе внешней боковой стенки контейнера в сторону, СК все равно остается на своем месте, т.к. он прижимается дополнительным клапаном. Данное дополнение нельзя заказывать в виде опции. Т.е. либо оно есть в конструкции ранца, либо нет.
Железо. Кольца на СК и подвесной системе, пряжки на ножных, карабин RSL и т.д. (в общем, все металлические части) могут быть нескольких типов:
■ С кадмиевым покрытием. Серого или тускло серого цвета. Обычно идет в стандартной комплектации.
■ Нержавейка. Красиво блестит. В силу скользкой поверхности, возможны проблемы с проскальзыванием лент ножных охватов. Иногда бывает в стандартной комплектации, но в большинстве случаев требует дополнительной оплаты.
■ Покрытие Black Finish. Как следует из самого названия, имеет черный цвет. В отличие от нержавейки не имеет проблем с проскальзыванием. Требует дополнительной оплаты.
■ Никелевое покрытие. Как и нержавейка тоже блестит, но несколько иначе. Со временем может откалываться, и в результате получается очень некрасиво, а также теряются заплаченные за красоту деньги. Раньше использовалось как дешевая замена нержавейки. На сегодняшний день за редкими исключениями, практически, никем не используется. В силу скользкой поверхности, возможны проблемы с проскальзыванием лент ножных охватов. Требует дополнительной оплаты.
4. Подбор размеров ранца и его конструктивных особенностей, с учетом будущей замены ОП.
Уложенный купол занимает некоторое место в ранце, которое называется укладочным объемом. Для каждой модели ранца также определяется его укладочный объем. Соответственно, эти параметры у купола и ранца должны быть близки друг к другу. Казалось бы, все просто: надо взять укладочный объем желаемого ОП и найти тот размер ранца, который к нему подходит, тем более что в интернет лежит большое число таблиц, в которых якобы указан укладочный объем различных ОП, но не все так просто. Дело в том, что укладочный объем купола – величина переменная. Она зависит многих факторов:
■ квалификации укладчика (самый важный фактор),
■ ткани, используемой для конкретного купола,
■ прыжкового возраста купола,
■ состояния купола,
■ и даже от влажности купола.
Поэтому таблицы с укладочными объемами куполов совершенно бесполезны.
В случае планируемого уменьшения размера ОП все еще сложнее, т.к. в ранец должны входить 2 купола. При этом с одной стороны ничего не должно вылезать наружу: т.е. ранец не должен быть слишком маленьким для ОП большого размера. А с другой стороны в ранце ничего не должно болтаться: т.е. он не должен быть слишком большим для ОП меньшего размера. Для начала рассмотрим, как меняется укладочный объем ОП в зависимости от его конструкции.
■ Купола с 7 секциями имеют укладочный объем примерно на 1 размер меньше, чем купола с 9 секциями (для куполов с размером от 135 и выше).
■ Эллипсы (high performance canopies) и полу эллипсы (light tapered canopies) одного размера имеют примерно одинаковый укладочный объем.
■ Купола с косыми нервюрами (cross braced canopies) и аирлоками (airlock canopies) здесь не рассматриваются сознательно, т.к. динамика изменения их объема может навести на нехорошие идеи с точки зрения безопасности.
Кроме того есть еще один способ увеличить укладочный объем ОП в ранце. Дело в том, что у большинства ранцев камера ОП лежит. Т.е. зачекованные стропы смотрят в сторону кармана медузы на дне ранца. Если же камеру не положить, а поставить в ранец под углом порядка 45 градусов, то она будет подпирать клапана ранца за счет своей высоты, что аналогично увеличению укладочного объема ОП.
Материал ранца. Большинство производителей предлагают как минимум два варианта материалов, из которых может быть выполнен ранец: кордура (Cordura) и парапак (Parapack). Помимо этого отдельные производители могут предлагать дополнительные варианты исполнения из различных материалов (Diamondback, Houndstooth, Leather look, Alcantra и т.д.). Наиболее устойчивой к износу является кордура, поэтому, если для вас важно, чтобы ранец оставался в нормальном состоянии как можно более длительное время, выбирайте именно ее. Считается, что остальные материалы выглядят более красиво, чем кордура, но, поскольку ранец покупается все-таки не для конкурса красоты, а для прыжков, то, на мой взгляд, заказывать надо именно кордуру.
Винговая опция (wingsuit option). Нужна только, если планируется интенсивно летать в крылатых комбезах (Wingsuit). При заказе обязательно узнайте, что входит в комплект: только измененная нижняя часть ранца или еще и длинная стреньга с медузой большего диаметра (подробно все описано в разделе «Общая классификация и описание ранцев»). Помните, что вариант с медузой большего диаметра не совместим с высокоскоростными видами прыжков (Freefly, Freestyle и т.д.) и плохо совместим с обычными видами из-за большой вероятности жесткого раскрытия. Если вы в основном занимаетесь другими видами прыжков (скорее всего так оно и есть), то заказывать данную опцию не нужно, т.к. совершать Wingsuit прыжки можно и без нее.
SkyHook и RSL. Да. Однозначно, да, и еще раз да. Исключение только в случае, если вы оператор.
Антитвисты. На большинстве ранцев, если они есть, то входят в стандартный комплект. Если же это опция, то лучше ее заказать, т.к. стоит она недорого, но может сильно помочь.
Подушка или кольцо ЗП. Преимущества и недостатки обоих вариантов уже описаны выше в разделе «Общая классификация и описание ранцев». Учтите, что кольцо всегда можно заменить на подушку, заказав ее у производителя. Переукладка запаски для этого обычно (но не всегда) не требуется. Поэтому, если у вас еще не было отцепок, то лучше заказать кольцо и позднее заменить его на подушку. Если вы прыгаете фрифлай, и у вас стоит кольцо, то всегда учитывайте этот момент, чтобы в него ничего не попало и не выдернуло.
Привод ОП. В стандартную комплектацию входит либо бобышка, либо мячик. Любого из этих вариантов вполне достаточно, но многие фрифлаеры заказывают подушку, т.к. она более безопасна.
Кольца на подвеске. Если у выбранного вами ранца конструкция подвесной с кольцами дает реальный выигрыш в удобстве (см. описание в разделе «Общая классификация и описание ранцев»), то можете смело их заказывать: не прогадаете. В противном случае выигрыш в удобстве будет настолько мал, что вы зря потратите деньги. Если вы заказываете ранец Mirage G3 или Mirage G4, то учтите, что у них есть подвесная в двух вариантах:
■ С кольцами на бедрах поясной охват крепится к ленте подвесной системы и, соответственно, почти ничего не дают (см. описание в разделе «Общая классификация и описание ранцев»).
■ С кольцами на бедрах и на груди поясной охват крепится прямо пряжке, что дает реальный выигрыш в удобстве (см. описание в разделе «Общая классификация и описание ранцев»).
Таким образом, эти ранцы имеет смысл заказывать либо с 4 кольцами, либо вообще без них.
Поясной охват из центра. Очень полезная опция. Оправдывает себя, практически, всегда за исключением случаев с очень широким туловищем. Девушкам будет полезна в любом случае. Парням тоже, за исключением культуристов, борцов им подобных с аналогичным телосложением.
Длинная грудная. Она нужна тем, кто занимается свупом. Если вы планируете в будущем прыгать свуп с заказываемой системой, то берите.
Все остальные опции (тройные ПСК, карабины B12 и т.д.), можно смело игнорировать, т.к. если они вам пока ничего не говорят, то значит и не нужны. Если же вы понимаете, что это такое, то, скорее всего, способны и без этого текста решить, насколько они вам необходимы.
Устройство парашютной системы
Парашютная система состоит из основных частей:
Подвесная система — предназначена для:
Материал подвесной системы — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 2700 кг.
Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов — на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.
Ранец — предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:
Материал ранца — кордура.
Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек — запасной парашют. Внутри каждого отсека находится Петля зачековки. Снизу к ранцу пришит Карман для вытяжного парашюта.
Кольцевое замковое устройство (КЗУ) — предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.
«Подушка» отцепки (РЕЛИЗ) — предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа — спереди на подвесной системе, на уровне груди.
Вытяжное кольцо запасного парашюта (кольцо) — предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева — спереди на уровне груди.
Транзит («RSL») — предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой стренгу с быстроотстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.
Парашютное снаряжение
В комплект снаряжения парашютиста также входят:
Вся остальная одежда используется собственная. Основное — обувь должна быть спортивной, без каблуков и высоких платформ, подходящей по размеру, по сезону и без крючков. Одежда не должна сковывать движения парашютиста и соответствовать температуре наружного воздуха. При этом надо учитывать, что с высотой температура падает на градусов на каждый километр.
Конструкция парашюта
Основной парашют (основной). Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста.
Состоит из следующих частей:
Купол— состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции и имеет в плане форму прямоугольника. Купол имеет 9 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера основных парашютов: 200, 235 и 265 кв.фт.
Слайдер— замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола.
Стропы — предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал — шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой — 270 кг.
Стропы управления — предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается Петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы.
Свободные концы левый и правый — служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.
Камера — предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.
Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой — предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. Материал медузы — капрон и капроновая сетка. Материал стренги — капроновая лента. К стренге пришита зачековочная шпилька, удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.
Технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):
Взаимодействие частей основного парашюта.
После вытаскивания медузы из кармана и выбрасывания её в поток, медуза наполняется воздухом, и за стренгу вытягивает шпильку из петли. Клапана ранца открываются, стренга вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом из ранца. Стропы вытягиваются из резиновых петель камеры, камера расчековывается, и из нее выходит купол. Купол, под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, наполняется. Слайдер, под действием натяжения строп, скользит по стропам вниз, к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение купола происходит за время порядка 3х секунд.
Парашют начинает планирующий спуск в режиме средней горизонтальной скорости вперед — 3 5 м/сек. (пока не расчекованы стропы управления), при этом вертикальная скорость снижения — 4 5 м/сек.
При наполнении купола скорость падения парашютиста замедляется с 50 м/сек. до 4 м/сек. Это замедление скорости падения парашютист ощущает как динамический рывок. Усилие от купола передается по стропам и свободным концам на ленты подвесной системы.
Запасной парашют (ПЗ, «запаска»).
Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста в случае отказа основного купола. Купол имеет в плане форму прямоугольника и состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции. Купол имеет 7 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера запасных парашютов: 193, 215 и 220 кв.фт. Цвета куполов: белый.
Устройство частей запасного парашюта аналогично устройству основного парашюта.
Взаимодействие частей запасного парашюта.
Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.
Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает ее. При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.
Сразу после отцепки необходимо обеими руками выдернуть кольцо запасного парашюта, расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.
Примечание: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, необходимо обязательно найти их взглядом!
Стоит отметить, что хотя при отцепке основного парашюта, транзит принудительно выдернет шпильку запасного парашюта, но надеяться на это не следует и в любом случае необходимо самостоятельно выдернуть кольцо запасного парашюта!
Вытяжной парашют под действием пружины «выпрыгивает» в поток, наполняется и за стренгу вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом, из ранца. Дальнейшее открытие происходит аналогично куполу основного парашюта. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за время, не более секунд.
Камера запасного парашюта, в отличие от основного, не прикреплена к верхней оболочке купола и при открытии вместе с вытяжным парашютом полностью «улетают», что повышает безопасность при открытии ПЗ.