Как называется сумка для скрипки
Футляр для скрипки и его важные параметры
Часто для хранения скрипки используют специальный чехол, футляр. Это важный аксессуар, который является частью имиджа музыканта и способен уберечь инструмент от негативного воздействия внешних факторов.
При выборе скрипичного футляра нужно обращать внимание на такие параметры:
Правильная фиксация деталей
Скрипка отличается сложной конструкцией, поэтому с ней нужно быть осторожным. Инструмент берут двумя руками, одна держит его за шейку, а вторая – за пуговицу. Именно в этих местах скрипка должна быть зафиксирована внутри футляра. Здесь также должно быть ложе, на которое укладывается шейка. После ее фиксируют с помощью ленты с застежкой-липучкой либо завязок. Та часть, которая находится снизу, упирается в стенку. Именно эти два места предназначены для фиксирования музыкального инструмента.
Стенки футляра, расположенные по бокам, отличаются вместительностью. Здесь важно избегать давления. Пусть остается свободное место между стенками изделия и обечайками. Если скрипку сложно поместить внутрь футляра, то отмечается незначительное напряжение, а конструкция не была на это рассчитана. Это может спровоцировать смещение душек, разрушение дек.
Обустройство футляра
Внутри аксессуара для скрипки должна быть мягкая ткань, ею покрывают все пространство. Крышка должна легко закрываться, чтобы ее элементы либо смычок не могли задеть верхнюю деку. Есть модели, где на крышке присутствует специальная подушка, куда и упирается подгрифок. В случае чересчур больших размеров подушки либо высокой жесткости она может давить на него. Тогда стоит подправить элемент крышки. В большинстве случаев для изготовления подушки используют поролон, который потом обтягивают тканью и приклеивают. Можно вынуть изделие, немного подрезать материал, находящийся внутри, а затем завернуть и приклеить обратно.
Дополнительные музыкальные аксессуары
Скрипач также использует запасные струны, канифоль, скрипичный мостик. Эти детали всегда находятся вместе со скрипкой. В продаже присутствуют модели футляров, внутри которых есть отдельно закрывающиеся отделы. В случае их отсутствия можно поместить мостик под шейкой инструмента. Возле корпуса не рекомендуют оставлять какие-либо элементы.
Оптимальные условия для хранения скрипки
Чтобы скрипка осталась в целости и сохранности, нужно позаботиться о таких параметрах, как теплоемкость и герметичность футляра. Изделие должно закрываться довольно плотно, чтобы во время дождя вода не попала внутрь. Также качественный футляр сохраняет влажность. Если она будет недостаточной, тогда это негативное повлияет на инструмент. Это касается и излишней влажности. Важно, чтобы футляр был теплым.
Во время покупки футляра стоит обратить внимание на фурнитуру и ее качество. Речь идет о замках, петлях, ручках. Конечно, в случае высокого качества деталей цена будет выше. Но лучше раз заплатить, чтобы потом не бегать в мастерскую.
Скрипичный футляр
Когда-то футляры для скрипки делали из дерева и носили в руке с помощью ручки, прикрепленной к верхней крышке. Их форма почти повторяла форму самой скрипки.
Современные футляры бывают самые разные. Корпус может быть из дерева, пластика, высокопрочного пенопласта и даже из карбона. Формы — от традиционных фигурных и прямоугольных (именно прямоугольные футляры сейчас чаще всего покупают профессиональные скрипачи) до суперсовременных в стиле хайтек или в спортивном стиле, больше похожих на сумки для каких-нибудь клюшек (идеально для нашего брата скрипача, желающего почему-либо скрыть род своих занятий). Варьируется толщина и вес, бывают ультратонкие и ультралёгкие экземпляры.
Вне зависимости от форм, размеров и цветов качественные современные футляры лучше защищают скрипку от капризов погоды и механических повреждений, чем их «предки» из прошлых столетий. В крайнем случае, если вдруг современный футляр падает с небольшой высоты, скрипка в нём может остаться невредимой. (Хотя, разумеется, даже в таком футляре скрипку надо всячески оберегать от падений).
В прямоугольном современном футляре также скорее всего будет относительно просторное отделение для разных скрипичных аксессуаров — мостика, струн, канифоли, камертона, сурдины, гигрометра (а может быть, и не одно).
И главное, там обязательно будет создана комфортная среда для хранения инструмента.
Рассмотрим прямоугольный скрипичный футляр на примере модели Liuteria Concerto бренда GEWA (поскольку именно он у меня перед глазами).
Снаружи — чехол из водонепроницаемого материала (причем сверху в нем оборудован довольно вместительный карман для нот, которые не промокнут даже под проливным дождем). Футляр закрывается на замок (при желании на ключ) и застегивается на молнию, защищенную от дождя специальными клапанами, которые в свою очередь застегиваются на кнопки. (Вот такие предосторожности!)
Внутри футляра всё заполнено специальным мягким материалом и покрыто бархатом, в середине есть специальное углубление, повторяющее контуры скрипки. То есть скрипка лежит все время как бы «утопленная» в поролоне, что должно предохранить от удара при падении (если оно все-таки будет). Чтобы еще лучше закрепить инструмент, есть специальная лента для привязывания шейки. (В предыдущей модели, которой я пользовалась, были шнурки, которые надо было завязывать бантиком; в этой — липучка).
В футляре оборудованы держатели для четырех смычков, колодочка закрепляется специальным образом, чтобы смычок не выпал. Еще есть кармашек для аксессуаров, и, естественно, защитное «покрывало» для утопленной в мягком материале скрипки.
Носить такой футляр можно в руке, но чаще его носят на плече, а иногда и на спине (для чего прилагаются два ремня).
Примерно по такому принципу будет, скорее всего, устроен внутри и снаружи футляр почти каждого современного профессионального скрипача, хотя детали, конечно, будут варьироваться.
Варьируются и цены, в зависимости от фирмы и «навороченности» модели. В некоторые дорогие футляры встраивают гигрометры и специальные увлажнители, как в хьюмидорах, хотя последние два пункта необязательны: гигрометр можно купить отдельно, увлажнитель — тоже (и он, говорят, будет даже более эффективен, поскольку будет вставляться непосредственно в скрипку, см. демпит).
Но в целом качественный футляр для хорошей скрипки c хорошим смычком — это жизненная необходимость. При выборе надо, естественно, учитывать размер инструмента (половинка, трехчетвертная или целая).
Заказывая футляр в иностранном каталоге, имейте в виду, что по-английски скрипичный футляр будет violin case.
На этой странице — для примера — футляры брендов Gewa и BAM.
Ниже — ссылки на сайты разных производителей скрипичных футляров, список будет расширяться.
Сумочка (музыкальный инструмент)
Также известная как карманная скрипка, она была разработана для использования мастерами танцев при королевских дворах и других дворянских помещениях, а также уличными музыкантами примерно с 15-го века до примерно 19-го века, причем особенно популярна она была в 1800-х годах. [2] В прошлом ребек использовался подобным образом.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология [ править ]
История [ править ]
Многие скрипачи в восемнадцатом веке использовали карманы из-за их портативности. Сумочка или карманная скрипка использовалась мастерами танцев не только во время танцев, но и при обучении.
Звук [ править ]
Сумочка обычно настраивается на октаву выше скрипки. [7] Трехструнный вариант имеет тенденцию быть настроенным на самый высокий уровень. [8]
Известные игроки [ править ]
Дизайн [ править ]
Из-за того, что они были неотъемлемой частью придворных развлечений и танцев, карманы часто изготавливались из дорогих материалов, таких как экзотическое дерево, ракушки или слоновая кость, а также украшались сложной резьбой. [12]
Как правило, у покеттов более узкое тело и более длинная гриф по сравнению с другими смычковыми струнными инструментами, они также часто не имеют ладов и имеют четыре или три струны. [15] У них также часто есть отчетливо сводчатая и изогнутая спина. [8] Сумочка отличается от остальной части семейства скрипок тем, что гриф является продолжением тела, а не просто прикреплен к нему. [16]
Играет [ править ]
Из-за своего небольшого размера на карманных картах нельзя играть, опираясь на подбородок или плечо, как на скрипке, а вместо этого они прижимаются к груди или вдоль плеча, играя с коротким смычком. [17] [3]
Сумочка (музыкальный инструмент)
Также известная как карманная скрипка, она была разработана для использования мастерами танцев при королевских дворах и других дворянских помещениях, а также уличными музыкантами примерно с 15-го века до примерно 19-го века, причем особенно популярна она была в 1800-х годах. [2] В прошлом ребек использовался подобным образом.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология [ править ]
История [ править ]
Многие скрипачи в восемнадцатом веке использовали карманы из-за их портативности. Сумочка или карманная скрипка использовались мастерами танцев не только во время танцев, но и при обучении.
Звук [ править ]
Сумочка обычно настраивается на октаву выше скрипки. [7] Трехструнный вариант имеет тенденцию быть настроенным на самый высокий уровень. [8]
Известные игроки [ править ]
Дизайн [ править ]
Из-за того, что они были неотъемлемой частью придворных развлечений и танцев, карманы часто изготавливались из дорогих материалов, таких как экзотическое дерево, ракушки или слоновая кость, а также украшались сложной резьбой. [12]
Как правило, у покеттов более узкое тело и более длинная гриф по сравнению с другими смычковыми струнными инструментами, они также часто не имеют ладов и имеют четыре или три струны. [15] У них также часто есть отчетливо сводчатая и изогнутая спина. [8] Сумочка отличается от остальной части семейства скрипок тем, что гриф является продолжением тела, а не просто прикреплен к нему. [16]
Играет [ править ]
Из-за своего небольшого размера на карманных картах нельзя играть, опираясь на подбородок или плечо, как на скрипке, а вместо этого они прижимаются к груди или вдоль плеча, играя с коротким смычком. [17] [3]
Скрипка: как она устроена
Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.
Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму, с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки — через верхнюю деку — нижней деке. Без неё тембр скрипки теряет живость и полноту.
Нижняя дека делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.
Верхняя дека делается из резонансной ели.
Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке).
Подставка является опорой для струн со стороны корпуса и передает колебания от них на деки, на верхнюю — непосредственно, на нижнюю — через душку. Поэтому позиция подставки влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счёт изменения мензуры и к некоторому изменению тембра — при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек, так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние.
Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.
Душка — круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как её малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.
Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или лёгких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку.
Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клоца и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.
Гриф
Гриф скрипки — длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.
Порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга и обеспечивают зазор между струнами и грифом.
Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры, конструктивно объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с порожком крепится к шейке сверху.
Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой. Колки не должны сильно выступать из колковой коробки. Колки обычно делаются из чёрного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.
Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой, как у виол — резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580—1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».
Играют на скрипке смычком, основу которого составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется (пропитывается) канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.
О том, как правильно владеть смычком, держать скрипку, извлекать звук и т.д. как-нибудь в другой раз. А теперь просто необходимо отдохнуть и послушать как же скрипка звучит ))
Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром
Виотти. Концерт для скрипки с оркестром
Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 (Крейцерова соната)