Как называется ведущий солист балета
Артисты балета
Артист (артистка) балета — квалификация танцовщика по окончании академии балета и получения диплома.
Солистка (солист) балета — положение (должность) артиста (артистки) балета в труппе театра.
Для поступления на должность артист проходит экзамен (фр. audition ) [1] и получает контракт в балетной труппе. Это положение определяется профессиональным техническим уровнем, природными данными, а также индивидуальностью (фр. personnalité ) [2] актёра, благодаря которой он может исполнить партию, воплотить образ. Правда бывают разноплановые артисты, которым доступны абсолютно противоположные роли, им сложно существовать в условиях традиционной системы театра, имеющей чёткие границы распределения ролей.
Содержание
Прима-балерина
Прима — это балерина исполняющая ведущие партии в балете. Партию Одетты и белое адажио может исполнять только Étoile (фр. fr: Étoile ) и прима-балерина (фр. fr: Vedette ), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа, в котором были прекрасны Наталья Макарова (англ. Natalia Makarova ), Галина Уланова, Елена Рябинкина, Сильви Гилем, Светлана Захарова.
Приз «Балерина десятилетия» (2010) в проекте «Звёзды балета XXI века» в Москве получили сразу четыре балерины: Диана Вишнёва (Мариинский театр), Люсия Лакарра (Баварский государственный балет), Светлана Лунькина (fr.) (Большой театр) и Алина Кожокару (en.) [4] (Королевский балет)
Opera de Paris
В балете «Opera de Paris» артисты занимают следующее положение [5] :
I. Étoile — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, обычно проходит путь от корифея до солиста, на конкурсах получает гран-при. Такой статус заслужили: Сильви Гиллем, Мари-Клод Пьетрагалла, Патрик Дюпон, Мануэль Легри, Рудольф Нуриев, Хосе Мартинес, Aurélie Dupont [6]
IV. Coryphées — pas de trois, pas de quatre: Alexandra Cardinale, Lucie Clément, Pascal Aubin, Sébastien Bertaud
V. Quadrilles — Léonore Baulac, Sophie Mayoux, Alexandre Carniato, Jean-Baptiste Chavignier (ближе к Demi (Semi)-classique)
VI. Corps de Ballet
VII. Ballet à l’Opéra
Мариинский театр
III. Вторые солисты, которые исполняют и главные партии и вторые: Надежда Гончар (Сильфида); Юрий Смекалов, Яна Селина (Аврора, Белая кошечка), Татьяна Амосова (партии: Мирта, Медора, фея Сирени, Уличная, Жар-птица, Зарема)
IV. Солисты характерного танца: Александра Гронская (Половчанка, Мерседес) V. Корифеи: Дарья Васнецова (Зюльма, трио одалисок, Grand pas, фея Виолант, Повелительница дриад, Уличная); Мария Ширинкина (партии: Ненси, фея Сапфиров, Амур, Сюимбике, паненки, трио одалисок); Федор Мурашов (партии: неаполитанский, сарацинский танец, балеты Форсайта); Максим Хребтов (партии: Щелкунчик-принц, «Свадебка» — солист, балеты Ноймайера)
VII. Вспомогательный состав балета
Большой театр
II. Ведущие солистки солисты, среди которых Екатерина Шипулина (партии: Китри, Одетта-Одиллия, Мирта, Гамзатти); Ян Годовский, Андрей Меркурьев (партии: Джеймс, Петрушка, Базиль)
III. Первые солисты и солистки: Илзе Лиепа (цыганский, Пиковая дама, Жар-Птица), Геннадий Янин, Морихиро Ивата, Александр Петухов
IV. Солисты и солистки: Ольга Суворова (партии: Повелительница дриад, три лебедя, Русская невеста), Анастасия Меськова, Виктория Осипова, Александр Войтюк, Андрей Евдокимов (Джеймс, Гамаш), Тимофей Лавренюк, Алексей Лопаревич
American Ballet Theatre
В балете «ABT» артисты занимают следующее положение [12] :
I. Principals — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, на конкурсах получает гран-при: Хосе Кареньо (Базиль, Зигфрид); Ирина Двороненко (партии: Жизель, Аврора, Виолетта, Одетта); Максим Белоцерковский, Herman Cornejo [13] (партии: Базиль, Джеймс, Тема с вариациями, Принц-Щелкунчик)
III. Corps De Ballet [16]
В других труппах
Прима, балерина, солистка: кто есть кто в балете?
Видим пуанты — говорим «балерина». На самом деле, в профессиональной среде артисток балета есть четкая иерархия. Чтобы называться балериной, выйти на сцену в образе недостаточно. А что же тогда нужно?
Структура балетной труппы
В целом всех участников постановки, выходящих на сцену не в качестве «живых декораций», а с поставленными движениями, называют танцовщиками. Они профессионально владеют техникой балета и служат в театре. Дальше начинаются отличия: структура балетной труппы иерархична, и положение в ней каждого артиста зависит от нескольких факторов.
Балеринами — солистками и примами — в балете становятся. Этот путь может начинаться из кордебалета, где часто работают недавние выпускники хореографических училищ. Дальнейшая карьера артистки балета во многом зависит от ее природных и технических данных, мастерства и трудолюбия. Чтобы перейти на следующую ступень иерархии в труппе, нужно показать свое мастерство на просмотре. Выученная и мастерски исполненная партия — это экзамен для артиста балета.
Сочетание техники, артистизма и пластичности позволяет танцовщице выдвигаться на положение солистки. Название немного обманчиво: такая артистка не всегда «солирует» в смысле исполнения ведущей партии. Солистки исполняют следующие после главных роли, но могут сыграть в спектакле и «первую скрипку», например, подменяя отсутствующую в день постановки прима-балерину.
По сравнению с артистками кордебалета, график солисток более напряженный. Больше репетиций, гастролей — в конце концов, ответственности за исполняемые партии.
Следующий шаг — из солистки в примы. Позицию «первой балерины» может занять танцовщица, в чьем профессиональном портфолио несколько ведущих партий, а также сольный репертуар. В балетных постановках есть роли, которые исторически исполняют примы — среди них, например, Одетта/ Одиллия, Жизель, Раймонда, Никия. Профессиональный уровень такой артистки балета можно определить как высшую квалификационную категорию. Их график еще плотнее: больше репетиций, выступлений в разных странах, ведь примы часто выступают в качестве приглашенных звезд за пределами «родного» театра. Такой образ жизни ориентирован на постоянное оттачивание и без того безупречного, индивидуального стиля.
Прима-балерина — это еще и особая харизма, высочайший уровень мастерства, собственный стиль и почерк в балете. Примы — настоящие звезды балетного искусства. И еще, как однажды призналась прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, этот профессиональный статус дарит определенную творческую свободу. Прима-балерина с мировым признанием может выбирать партии и постановки, определяя, что, как и с кем танцевать.
Различия в терминах мировых балетных школ
Внутри, казалось бы, простого иерархического движения «балерина — солистка — прима-балерина» есть вариации. Разница в терминах характерна не только для мировых балетных школ: структура труппы отличается в Большом и Мариинском театрах.
Прежде чем разбираться с терминами, интересно уточнить, что понятие «кордебалет» во всех балетных школах мира одинаково и означает участника массовых танцев.
Выше по иерархической лестнице располагаются солистки: эта категория артистов балета включает две группы.
Солистки балета
В Большом театре эту группу балерин образуют ведущие и первые солистки. В Мариинском им соответствуют первые и вторые солистки. В Парижской опере — первые танцовщики (premier danseur) и танцовщики-сюже (sujet). А вот в Американской школе балета внутренней иерархии в этой группе артистов нет: просто солисты и солистки. Еще одна интересная особенность петербургской Мариинки состоит в том, что солисты характерного танца образуют отдельную подгруппу. В остальных театрах такого понятия нет.
Прима-балерины
Эта группа артисток, достигших наивысшего мастерства в классическом танце, в Большом и Мариинском театрах называется одинаково. А во Франции и США для них есть синонимичные термины. Примы в Парижской опере — этуали, в Американском балете — ведущие танцовщики (principals).
Прима-балерины и балерины — в чем разница?
О различиях между балеринами и примами написала гениальная Матильда Кшесинская в своих «Воспоминаниях». В главе «Мое мнение о балетных артистах» она с удивлением рассуждает:
«Как ловко танцовщицы присваивают себе звание «балерины» и даже «прима-балерины», не имея на то никакого права».
В начале XX века существовала ощутимая разница между этими ступенями иерархии. Балерин могло быть не более пяти-шести, а прима-балерина — одна. По словам Матильды Кшесинской, после того, как она уже несколько лет была «балериной», она получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров». А «прима-балериной» — или первой среди балерин — стала уже потом.
Даже великой Кшесинской статус примы дался спустя годы балетной практики и работы над самыми громкими постановками. И если метафорически представить путь балетной танцовщицы, то отрезок от балерины до примы подобен самому гористому, сложному и порой опасному подъему.
6 молодых танцовщиков балета в российских театрах, которых стоит увидеть
Культура
Кирилл Соколовский/Джулиан Маккей
SPLETNIK.RU продолжает серию публикаций об артистах балета. На этот раз предлагаем вам познакомиться не с признанными звездами мира танца, а с молодыми, но уже снискавшими симпатии публики артистами и теми, кто только начинает свою карьеру. Выбрали шесть молодых танцовщиков до 30 лет, которые выступают на сценах российских балетных театров и стоят того, чтобы заняться внутренним туризмом.
Где смотреть на него: Михайловский театр
Джулиан Маккей родился в США, но осваивать азы балетного искусства приехал в Россию в возрасте всего 11 лет! В 2015 году он окончил Московское государственное хореографическое училище, став первым американцем, получившим полное хореографическое образование в России, а на следующий год присоединился к труппе Михайловского театра в Санкт-Петербурге, где сейчас является первым солистом.
В 2018 году Джулиан принял участие в проекте телеканала «Культура» «Большой балет». Главные профессиональные мечты артиста — партия Дон Кихота и звание премьера Михайловского театра.
Пока же увидеть его можно в роли Принца в «Золушке», Золотого Божка в «Баядерке» и других.
Джулиан востребован в модельном мире: он сотрудничает с агентством IMG Models, а Кендалл Дженнер лично пригласила его сняться для культового британского журнала The Love Magazine. Старшие сестры Джулиана тоже танцовщицы — на спектакле одной из них (ему тогда было всего четыре года) он и увлекся танцем.
Где смотреть на него: Мариинский театр
В свои 29 лет Давид уже является обладателем звания заслуженного артиста Республики Северная Осетия — Алания, но настоящий творческий прорыв в его биографии случился в прошлом году, когда Залеев дебютировал в партии Дезире в балете «Спящая красавица». Путь в прославленный театр тоже выдался непростым.
На пятом году обучения, будучи одним из отличников, Давид был отчислен из Академии А. Я. Вагановой за драку. Обучение он продолжил в Башкирском хореографическом колледже, а после его окончания в 2008 году был зачислен в труппу Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.
В Мариинский театр он попал в 2013 году, но долгое время оставался в тени других танцовщиков, не получая заметных ролей. Партия Дезире стала поворотной в его судьбе.
Каков же Дезире Залеева? Щегольской, осознающий свою избранность и (неотъемлемое качество аристократа) невозмутимый. Все это вполне естественно для артиста, сложенного по всем канонам балетного искусства и держащего инструментарий своего тела в абсолютной гармонии,
— так написали о Давиде в издании Beatrice Magazine.
Сегодня в репертуаре танцовщика — партия Меркуцио в «Ромео и Джульетте», партия Ланкедема в «Корсаре», партия Принца в «Щелкунчике» и не только.
Где смотреть на него: Приморская сцена Мариинского театра
Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра поистине интернациональна: здесь есть танцовщики из США, Украины, России и, конечно, соседней Японии.
Като — новичок в коллективе, артистом театра он стал в августе 2019 года. Шизуру учился в Японии (в 2011 году он стал победителем конкурса учащихся балетных школ Prix de Lausanne), выступал в Канаде и Германии, но, как признается сам, когда получил предложение из Владивостока, не сомневался ни секунды.
Главная партия в репертуаре танцовщика пока Принц из «Щелкунчика» — Като закрывает весь праздничный марафон этого балета на сцене. Увидеть его также можно в «Корсаре» (Конрад) и в «Жизели» (Классический дуэт).
Где смотреть на него: Большой театр
Кирилл Соколовский пока, пожалуй, дальше больше знаком тем, кто следит за модой, а не за миром балета. Академию русского балета им. А. Я. Вагановой Кирилл окончил только в этом году и был принят в труппу Большого театра. Начинал обучение он в родном Минске в Белорусской хореографической гимназии.
Пока в репертуаре танцовщика одна партия — вальс в «Лебедином озере», но за судьбой артиста явно стоит следить. Есть все шансы, что на сцене он добьется не меньших успехов, чем в моделинге, к которому Соколовский относится скорее как к способу заработка, нежели делу всей жизни.
Тем не менее на его счету уже работа с Гошей Рубчинским и съемка с Патриком Демаршелье для Vogue. Курирует модельную карьеру Соколовского Юлия Шавырина, которая также является агентом Алеси Кафельниковой.
Где смотреть на него: Пермский театр оперы и балета
Еще один премьер Пермского театра оперы и балета — бразилец Марко Гонзага, который присоединился к труппе в 2018 году. В театре сформировалась целая небольшая бразильская диаспора — вспоминать о жарком солнце и океане на суровом Урале он может в компании Габриэла Лопеса, Сайрона Перейры и Луанны Гондим.
Местная театральная публика приняла их с восторгом. Отметили новичка и журналисты — на конкурсе «Арабеск» в 2018 году Марко удостоился не только приза Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского «За лучшее исполнение номера на музыку Петра Чайковского», но и приза жюри прессы.
Танцами Марко увлекался с детства, а в 11 лет начал заниматься в балетной школе. Еще одно увлечение танцовщика — дизайн одежды. В свободное время он даже создает модные коллекции для себя и друзей. В России Гонзага освоил и катание на коньках.
В его репертуаре сейчас партии в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро» и других.
Где смотреть на него: Пермский театр оперы и балета
В 2016 году Кирилл Макурин окончил Пермское государственное хореографическое училище и был принят в труппу местного театра.
В 2018 году он стал лауреатом первой премии «Арабеск» в старшей группе за исполнение номера современной хореографии — всего в этой категории соревновались 79 человек. Прогресс налицо — за два года до этого Макурин получил вторую премию в младшей группе, которую сам танцовщик назвал «обидной».
В сезоне 2018/2019 танцовщик стал премьером театра. Сегодня в его репертуаре партии Принца в «Лебедином озере», Графа Альберта в «Жизели», Ромео в «Ромео и Джульетте», Базиля в «Дон Кихоте» и многие другие. Вместе с театром Макурин уже также был на гастролях в Ирландии.
В Instagram артиста снимки со спектаклей и репетиций перемежаются фотографиями из отпуска и кадрами с улиц родного города, которые Кирилл снабжает ироничными подписями. Среди увлечений за пределами сцены — футбол и смешанные бои.
Солисты балета
Солисты балета — артисты, исполняющие сольные партии в классическом и неоклассическом репертуаре театра.
Солисты в балете исполняют партии по своему амплуа, которое определяется индивидуальными качествами исполнителя, благодаря которым артист может быть лучшим именно в данной роли.
В зависимости от исполняемых репертуарных партий солисты балета занимают положение:
Балерин и премьеров, Первых и Вторых солистов, Корифеев (pas de trois) и Солистов характерного танца (demi classique) — в Мариинском театре [1] ;
Балерин и премьеров, Ведущих и Первых солистов — в Большом театре [2] ;
Étoile, Premier danseur, Sujet (солист), Coryphées и Quadrilles — в Опера Гарнье [3] ;
Principals и Soloists — в ABT [4]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Солисты балета» в других словарях:
Солисты балета (серия книг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Солисты балета. Солисты балета Страна … Википедия
Красноярский государственный театр оперы и балета — Красноярский государственный театр оперы и балета … Википедия
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко — Национальная опера Украины Прежние названия Государственный оперный театр им. К.Либкнехта … Википедия
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — Созд. в 1912 как Новый гор. т р. В 1919 1931 Т р им. А.В.Луначарского. В 1931 1991 Свердл. гос. т р оп. и балета им. А.В.Луначарского. В 1991 имя Луначарского изъято из назв. т ра. С 1993 Екат. гос. акад. т р оп. и балета России. Первый оп.… … Екатеринбург (энциклопедия)
Белорусский театр оперы и балета — академический Большой, открылся в Минске 25 мая 1933 оперой «Кармен». Организован на базе Государственной студии оперы и балета (Минск, 1930 33). Первыми деятелями театра были И. А. Гитгарц (художественный руководитель), Г. Н. Петров… … Большая советская энциклопедия
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь — Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр опэры і балету Рэспублікі Беларусь … Википедия
Звёзды балета (серия книг) — Звёзды балета Страна: … Википедия
Шедевры балета — Страна … Википедия
Латвийский театр оперы и балета — (Ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Латвийской ССР) крупнейший муз. т р Латв. ССР. Осн. в Риге в 1919 на базе Латышской оперы (организованной в 1913 П. Юрьяном) под назв. Опера Советской Латвии (в кон.… … Музыкальная энциклопедия