Как называется вход для микрофона
Как называется вход для микрофона
Этот разъем имеет чаще всего три контакта (реже четыре, пять или более). Характеризуется высокой надежностью — она обеспечивается утолщенными прочными контактными штырьками и зубом-замком, который защелкивается при соединении обеих частей разъема, так что разъединиться самостоятельно он не может.
Разъемы XLR бывают прямыми и угловыми, проводники крепятся к контактам либо пайкой, либо винтами.
Стандартное направление подключения для аудио в разъемах XLR состоит в том, что сигнальный выход является штекерным разъемом (папа, male), а сигнальный вход – гнездовым (мама, female). Это противоположно стандартам на разъемы питания, которые обычно используют гнездовые разъемы для выходов, что обусловлено необходимостью предотвращения случайного контакта с опасными напряжениями. Однако напряжения аудиосигналов от микрофона и линейного уровня не представляют опасности. В частности, XLR male обычно встроен в корпус микрофона.
Некоторые микрофоны, такие как конденсаторные, требуют подачи на них дополнительного питания напряжением 48 Вольт. Альтернативой питанию от батареи является фантомное питание постоянным током. В трехконтактном XLR-разъеме фантомное питание подается на 2 и 3 клеммы одновременно, то есть клеммы 2 и 3 имеют напряжение 48 вольт относительно клеммы 1).
Разъем XLR (слева) и мини XLR(справа)
Разъём TRS (аббревиатура от англ. Tip, Ring, Sleeve — наконечник, кольцо, гильза; подразумевается форма контактов на штекере, также — джек (jack)) — распространённый разъём для передачи аналогового аудиосигнала.
Первые разъёмы такого типа были разработаны в XIX веке для использования в телефонных коммутаторах.
Обычно имеет три контакта (TRS), но есть вариант с двумя (TS), четырьмя (TRRS), и редко — пятью контактами (TRRRS).
Существуют три стандартных диаметра разъёма:
Слева направо: 2.5мм TS micro-jack, 3.5мм TS mini-jack, 3.5мм TRS mini-jack и 6.3мм TRS jack
Часто 1/4″(6.3мм ) называют «джек» или «четвертьдюймовый джек»; разъём TRS 3,5 мм называют «мини-джеком» (mini-jack) ; разъём TRRS 2,5 мм — «микро-джеком» (micro-jack).
В профессиональной аппаратуре используется исключительно разъемы TRS и TS диаметром 1/4 дюйма.
Разъём типа SpeakON
Данный тип разъёмов был разработан компанией Neutrik и является зарегистрированным товарным знаком Neutrik AG. Разъем Speakon используется преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения акустических систем к усилителям мощности.
Соединительные акустические кабели, как правило, комплектуются с обеих сторон разъёмами Speakon типа «папа». На усилителях и акустических системах установлены разъёмы типа «мама». Кроме того, существуют соединители двух кабелей, выполненные в виде двух разъёмов типа «мама» в небольшой пластиковой трубке. На акустических системах часто устанавливают два разъёма типа «мама» — основной и вторичный, который предназначается для подключения дополнительных акустических систем или сабвуферов к тому же каналу. Разъёмы Speakon рассчитаны на большие значения токов (до 40 А). В них предусмотрена защита от прикосновения человека к токоведущим частям, что актуально для мощных усилителей.
Разъёмы типа Speakon могут содержать два, четыре или восемь контактов. Двух- и четырёхконтактные разъёмы частично совместимы между собой, восьмиконтактные разъёмы имеют более крупные размеры. Наиболее распространен четырёхконтактный вид, он позволяет использовать отдельные усилители для низкочастотного и высокочастотного тракта без использования дополнительного кабеля и разъёмов.
Применительно к аудио относятся разъемы DIN 41524 (трёх- и пятиконтактные), DIN 41529 (для громкоговорителей)
Разъёмы DIN 41524 широко использовались в Германии, в СССР и странах СЭВ для соединения аналогового звукового оборудования, интерфейса MIDI электронных музыкальных инструментов. В Советском Союзе 3- и 5-контактные разъёмы, носившие наименование ОНЦ-ВГ, применялись повсеместно. 5-контактный разъём назывался также СШ-5, СГ-5 (Ш — штекер, Г — гнездо), а трёхконтактный — СШ-3, СГ-3.
В профессиональной звукотехнике использовались версии этих разъёмов с винтовой фиксацией.
В Северной Америке этот тип часто называют разъёмом «small Tuchel», по названию одного из крупных производителей. Расположение контактов почти такое же, как у нефиксируемых разъёмов, и в некоторых случаях разъёмы с фиксацией и без можно подключить друг к другу
Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты (или другому устройству) известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей.
В Советском Союзе и сейчас, в России, его неофициально называют «разъём точка-тире».
Подобные интерфейсы были редкостью на рынке США и постепенно исчезли с новой аппаратуры, как в Германии, так и по всему миру, уступив место разъёмам RCA («тюльпан»). DIN-разъёмы до сих пор используются в аппаратах фирмы Naim Audio.
RCA jack или композитный (также называемый phono connector, или CINCH/AV connector, а также в просторечии «колокольчик», «тюльпан», AV-разъём) — стандарт разъёма, широко применяемый в аудио- и видеотехнике.
Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America, предложившей этот тип разъёма в начале 1940х годов для подключения фонографов к усилителям.
Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами.
Разъёмы RCA для видеосигнала и стереофонического звука.
Стандартные цвета корпусов разъёмов: жёлтый — для видеосигнала,
белый — для монофонического сигнала или левого канала стереофонического двухканального аудиосигнала,
красный — для правого канала стереофонического двухканального аудиосигнала.
Разъем типа “лопатка” (spade) используется для подключения акустического кабеля различного сечения. Кабель может подводится под различными углами. Зажимается кабель винтами. Данный тип соединителя позволяет получить хороший контакт и максимальную площадь коммутации в разъеме, который в свою очередь винтовым зажимом надежно фиксирует лопатку на месте.
Разъем типа «банан» (banana connector) представляет собой коннектор для подключения акустики, щупов измерительной аппаратуры или лабораторных блоков питания. Контактная клемма штекера выполнена из подпружиненных пластин для обеспечения плотного контакта с гнездом. Диаметр контакта штекера может составлять 2 мм или 4 мм. В качестве изоляции используется защитный корпус. Корпус штекеров имеет разборную конструкцию и предназначен для монтажа на кабель.
Как подключить микрофон к компьютеру
Настольный персональный компьютер или десктоп не оборудован микрофоном. Это ограничивает возможности пользователя. Поэтому важно знать, как без ошибок подключить микрок компу. Подключить внешнее голосовое устройство к компу можно через предусмотренные гнёзда. Для включения разъёмов предусмотрены следующие позиции:
Основные ошибки происходят при подключении микрофона к компe с использованием разъёма на задней панели.
Куда вставлять микрофон в компьютере
На задней панели компьютера находится несколько гнёзд, предназначенных для подключения внешних устройств. Они одинакового типа и предназначены для разъёмов «Mini-jaсk». Внешне гнезда отличаются только цветом. Для подключения микрофона к ПК используется гнездо розового цвета с соответствующим значком. Пользователи, чаще всего, путают точку подключения, вставляя штекер в другое гнездо. Это не может повредить материнской плате и внешнему устройству, на работать оно не будет.Чтобы избежать проблем с поиском «неисправности» нужно правильно подключать микро к десктопу. Если внешнее устройство исправно, то настройки сводятся к установке громкости и чувствительности. Эти операции выполняются в окне «Панель управления» на вкладках «Звук» — «Запись» — «Микрофон» — «Свойства» — «Уровни».
Как подсоединить микрофон к компьютеру
Дополнительный разъём для микро на десктопе находится на передней стенке корпуса. Сюда вставить микрофон проще, так как на панели находятся только два маркированных гнезда. Чтобы правильно подключить микро к компу через разъём на передней панели нужно знать некоторые тонкости. Бывают случаи, когда устройство подключенное к задней панели работает, а к разъёму подключения микрофона на передней – нет. Причин может быть несколько:
Часто при сборке ПК разъём передней панели не подключен к плате. Чтобы наладить подключение микрофона к ПК нужно отключить питание и снять боковые стенки корпуса. Найти не подключенный пучок проводов с маркировкой на колодке «HD Audio» или «AC’97». Подключить его к штырьковому коннектору с маркировкой «AAFP, AAFPCOM1, FAUDIO». Если вход для микрофона на ПК всё равно не работает нужно проверить конфигурацию в BIOS. Вход в базовую систему ввода-вывода выполняется нажатием на клавишу или сочетание клавиш, которое индивидуально для разных моделей компьютеров. В BIOS нужно найти раздел «Onbord. Devices Configuration» в нём пункт «Front Panel Configuration»,«Onbord Audio Function», или «Front Panel Type». Далее передняя панель активируется нажатием «Enabled». Изменение заработает после нажатия на «F10» и перезагрузки устройства.
Некоторые вирусы могут блокировать работу звуковых систем, поэтому прежде чем разбирать технику нужно запустить хорошую антивирусную программу со сканированием и проверить все файлы.
Микрофонный вход компьютера
Даже при правильном подключении микро к десктопу он может не работать. Одной из причин является сбой звуковых драйверов. Для того чтобы увидеть все подключенные к ПК звуковые устройства нужно открыть вкладку «Диспетчер устройств».Вкладка открывается в контекстном меню пункта «Компьютер» при нажатии на «Свойства».
Жёлтый треугольник с восклицательным знаком рядом с названием устройства показывает на наличие проблем. Это может быть неисправность техники или сбой драйверов. Технический прибор нужно проверить, а драйверы переустановить. Если обычный микро подключен к персональному устройству, а в диспетчере его нет, это может означать дефект в разъёме микро на ПК или то, что устройство не активировано и система его не видит. Проверить это можно через панель «Звук» и окно «Запись». В контекстном меню значка «Микрофон» есть строчки: «Показать отключенные устройства» и «Показать отсоединённые устройства». Там можно активировать нужный канал.
Гнездо для подключения микрофона
USB устройство обеспечивает звук высокого качества, а на цифровой сигнал, передаваемый по кабелю, не влияют наводки и электромагнитное излучение. К компьютеру можно подключить любой микрофон с соответствующим разъёмом.Нужно знать, что некоторые модели обладают очень слабым выходным сигналом, а чувствительность звуковой карты невысока. Чтобы голосовой канал работал нормально нужно соединить микро с предварительным усилителем, а выход усилителя подавать на микрофонный вход персонального устройства.
Цифровые звуковые приборы обеспечивают хороший уровень выходного сигнала, поэтому дополнительное усиление не требуется. Недостатком цифровых устройств является невозможность группового подключения USB микро через концентратор. Аналоговые приборы можно объединить через микшер, а его выход соединить с гнездом подключения микро. Подключить микрофон через ПК можно используя девайс для видеосвязи. Там микро и видеокамера объединены в одно устройство.
Аудио-разъемы Mini-Jack (3.5), Jack и Micro-Jack, или как правильно подключать наушники
Доброго времени!
«Аудио-разъемы разные важны, и все они нужны». 😉
Вообще эту заметку меня сподвиг написать один мой знакомый, который при подключении наушников перепутал всё, что только можно было. (и даже повредил один из разъемов).
Также попутно затрону темы, с которыми постоянно возникает путаница.
Разъемы «Jack» и прочее
Основы (+ распиновка)
И так, если «отбросить все лишнее» и оставить лишь все самые популярные аудио-разъемы — то их на самом деле не так уж и много. Я выделил бы 4:
Обратите внимание, что разъемы Jack могут быть нескольких видов: моно, стерео, гарнитурный вариант (см. на количество контактов 👇).
Наиболее популярный вариант сегодня — это гарнитурный вариант (позволяет сразу подключать и микрофон, и наушники к одному разъему 👌).
Гарнитурный штекер и классический (mini-Jack 3,5mm)
2) Обратите внимание, что распиновка TRRS (гарнитурный вариант) на разных устройствах может отличаться: «общий» и «микрофон» могут быть в разных положениях.
Типовая распиновка аудио-разъема mini-Jack
Аудио-разъемы на материнской плате / корпусе ноутбука
На большинстве компьютеров (мат. плат) на задней стенке ПК есть как минимум три выхода:
Обратите внимание, что у них разные цвета (и обычно, это «некий стандарт», которого придерживаются большинство производителей).
Выходы на задней стенке компьютера
Если вы внимательно посмотрите на самые обычные компьютерные наушники — то заметите, что цвет штекеров у них разный: розовый (микрофон) и зеленый (наушники). Перепутать и подключить их «не туда» — довольно сложно. 😉
штекера на классических компьютерных наушниках
1) Как подключить наушники с микрофоном к компьютеру или ноутбуку
2) Не работают наушники (один наушник): почему нет звука? Разбираемся с причинами
Намного больше путаницы возникает с ноутбуками (и телефонами): всё чаще на них ставят гарнитурный разъем (он помечается значком «наушников с микрофоном» 👇).
Обратите внимание, что по-хорошему к гарнитурному разъему необходимо подключать штекер с 4-ю контактами (т.е. спец. наушники (а не обычные компьютерные, как на скриншоте выше) )!
Гарнитурный и классические разъемы под микрофон!
О совместимости, переходниках и подключении mini-Jack к USB, гарнитурные наушники к обычному разъему и пр.
При подключении штекера mini-Jack (3,5) mono в стерео-разъем — средний контакт будет замыкаться, что в некоторых случаях может привести к поломке оборудования (но обычно такого не происходит).
При подключении штекера mini-Jack (3,5) stereo в моно-разъем — средний контакт останется не подключенным. Большинству современных устройств это не опасно (за исключением старых муз. центров, приставок и пр.).
Но вообще, так делать не желательно (возможны шумы, скрежет и пр.), по-хорошему — в этом случае необходим переходник с гарнитурного разъема под обычный (классический).
Такие переходники можно купить в китайских интернет-магазинах (я собрал в заметке несколько лучших!).
Подключение обычных наушников к гарнитурному разъему
Переходник: подключение микрофона и наушников к гарнитурному разъему
Кстати, если у вас на ноутбуке есть только гарнитурный разъем — как вариант, можно 👉 приобрести внешнюю звуковую карту и подключить ее к USB-порту.
Весьма неплохой вариант: во-первых, такие «малютки» могут обеспечить звук лучше, чем встроенная аудио-карта ноутбука; во-вторых, у вас всегда будет выбор каким разъемом пользоваться. 👌
Внешний вид универсальной аудио-карты
Если у вас есть дорогие профессиональные наушники (с Jack 6,3 mm) и вы их хотите подключить к обычному разъему под mini-Jack 3,5 mm — вам понадобится спец. переходник (как показан на фото ниже 👇).
Примечание : таких переходников, в общем-то, достаточно много и каждый из вариантов в отдельности (я думаю) — нет смысла рассматривать. Приобрести их 👉 все можно здесь.
Штекеры (Джек и Мини-джек). Переходник
У некоторых мобильных телефонов не стандартный гарнитурный разъем (распиновка иная, чем на др. устройствах. Например, такое встречается у Nokia*, Alcotel* и пр.). Из-за этого при работе с ними нужно использовать только оригинальные кабели от этого же производителя!
Причем, ряд переходников (о которых речь шла выше) — с ними работать не будет!
Чем AUX отличается от Jack?
Содержание
Содержание
Пока в диких прериях индейцы снимали скальпы с ковбоев, Александр Белл шел открывать первую телефонную станцию. 1 апреля 1881 года девушки-телефонистки воткнули TRS-штекеры Jack в разъемы и 48 телефонов впервые приняли звуковые сообщения. Позже к ним присоединился еще 51 аппарат — так началась пандемия любви AUX и mini-jack.
История трех Джеков
Классический штекер размером ¼ дюйма получил название «jack» — «гнездо» в переводе с английского.
Сменив пирамидальную стойку телефонного коммуникатора на электрогитары и синтезаторы, формат 6,35 миллиметров доминировал на рынке аудиотехники до середины 40-х годов двадцатого века.
Эстафету перехватил разъем, получивший прозвище mini-jack. Младший джек оказался мал да удал — при своих 3,5 миллиметрах он уже к 50-м годам выдавил старшего 6,35-миллимитрового брата с рынка любительской аппаратуры.
Был и третий братец, да только вышел неказист. Формат 2,5 миллиметра широко использовался в портативных плеерах, но так и не прижился из-за посредственного качества передачи звука. Еще одной проблемой стала ломкость. Малые размеры коннектора требовали использования тонких проводов, которые часто рвались. Пик популярности пришелся на середину 80-х, конец 90-х годов двадцатого века. Появление «голубого зуба» окончательно доконало младшенького. Лишь иногда его можно встретить в редких моделях фотовспышек, Hands-Free, камерах видеонаблюдения. Говорят, в последний раз его видели в телефоне Nokia 6700.
Что за зверь AUX?
Auxiliary port или сокращенно AUX — линейный асинхронно-последовательный аудиовход. Дословно Auxiliary переводится, как «вспомогательный» или «дополнительный». На аппаратуре обозначается «AUX OUT/IN», на старых моделях может быть известен под псевдонимом «CD IN».
Основными поставщиками аудио оборудования в первой половине 20-го века стали США и Германия. По результатам двух войн вторая страна вылетела из гонки за улучшение способа передачи звуковых сигналов. Ее место заняла Япония, использующая американские патенты. Стандартизация и универсализация позволила распространиться единому формату. Теперь любой счастливый обладатель наушников мог вынуть штекер из Walkman, воткнуть его в писишник или подключить к домашней аудиосистеме, чтобы продолжить наслаждаться музыкой.
При чем тут TRS?
Стандарт TRS — Tip, Ring, Sleeve, появился в конце 19-го века и не особо изменившись, благополучно дожил до наших дней. Три контакта — один на кончике, второй в кольце и третий в стрежне, обеспечивают качественный стереосигнал или монозвук с подключением микрофона. Знаменитый mono-jack, примененный для коммутации первых 99 телефонов, был изготовлен как раз по этой технологии.
Для того, чтобы добиться стереозвука или одновременной работы нескольких микрофонов, производитель увеличивает количество каналов связи — колец. Среди многообразия джеков, встречаются варианты с 1, 2, 3 и даже 4 кольцами — TS, TRS, TRRS, TRRRS. Последний применяется для передачи дополнительных сигналов помимо аудиоинформации. Например, для переключения треков, перемотки, остановки или пуска воспроизведения, приема звонков. У некоторых моделей гарнитур есть экран, на котором отображается название треков, их номера, продолжительность композиции, время, данные о заряде батареи.
Чем связаны AUX и Jack?
Соединение AUX и 3,5-миллиметрового штекера-jack позволяет передавать информацию со скоростью 1 бит в одну сторону. Результирующий сигнал отправляется с устройства после обработки и усиления. Гнездо AUX, попадающееся нам на глаза повсеместно, распространилось благодаря новому стандарту передачи звуковых сигналов.
Разъем получил глобальное распространение благодаря удобному форм-фактору для большинства устройств, дешевизне производства, качеству передачи сигнала. Не исчез совсем и старший Jack на четверть дюйма, его можно до сих пор встретить в студиях звукозаписи, киноконцертных залах. Если захотите подключить профессиональный микрофон к диджейскому пульту, придется прикупить аксессуар с соответствующим разъемом.
Итак, проясним — jack 3.5 — это штекер, AUX — это порт под такой штекер.
Итоги
Jack на четверть дюйма спас не одного ковбоя от преждевременного облысения. Благодаря ему сигналы о нападении апачей достигали нужных ушей, местные маршалы вовремя приходили на помощь.
Mini-jack 3.5 касались пальцы Мэрилин Монро, Черчилля, Дуайт Эйзенхауэра, он появился раньше первого искусственного спутника Земли.
Сотни миллионов людей ежедневно втыкают штекеры в свои электронные приблуды, даже не задумываясь, что в скором времени семейство джеков исчезнет.
Технология Bluetooth захватывает рынок смартфонов, наушников, телевизоров. Пройдет несколько десятков лет и для старины mini-jack, наверное, совсем не останется места. Вместе с ним канет в небытие и AUX. Но это уже другая история.
Путеводитель по аудиокабелям и переходникам
Содержание
Содержание
Количество разъемов даже на бытовом ресивере может шокировать, а звуковые карты, синтезаторы, DJ-пульты и другое музыкальное оборудование прибавляет к списку еще дюжину профессиональных портов. К любому разъему нужен свой кабель. От каких зависит качество звука, какие нужно выбирать с мультиметром, а какие не имеют значения?
Аналоговые кабели
Аналоговые кабели бывают балансными и небалансными:
Всем известные колокольчики постоянно встречаются как в бытовой аудиотехнике, так и в диджей-пультах, усилителях и другом профессиональном оборудовании.
Разъемы RCA легко узнать — они маркируются белым и красным, как в Denon AVR-X250BT
Уровень линейного сигнала сертифицирован:
Существует множество переходников для линейных разъемов. Самый популярный — с RCA на 3,5 мм TRS, например, для подключения плеера к усилителю. Но при подключении CD-плеера в студийный микшер нужно помнить, что сигнал будет тихим из-за разницы в сертификациях.
Сам акроним RCA означает Radio Corporation of America — эта компания в сороковых годах прошлого века применило их в фонографах. Это позволило проигрывателям подключаться к усилителям. На старой технике такие разъемы назывались Phono. В некоторых виниловых проигрывателях до сих пор встречается маркировка Phono Out.
RCA представляет собой небалансное моно соединение. Из-за этого они очень уязвимы к качеству провода. Его следует выбирать таким коротким, каким это возможно. Требования к любым кабелям довольно просты: чем толще сигнальная жила — тем лучше. Производители не всегда пишут сечение жилы, поэтому понять качество шнура обычно можно по его толщине и жесткости.
Кабели с разъемом XLR всегда балансные. Они разрабатывались для подключения микрофонов и успешно с этим справляются и поныне. Второй популярный способ использования — передача линейного симметричного сигнала между профессиональной или Hi-End аудиотехникой. Иногда переходники XLR/TS используются для подключения звуковой карты к активным колонкам.
Разъемы XLR бывают двух типов: «мама» и «папа», для гнезд противоположного пола в подключаемом устройстве. Неверно их не подключишь. Благодаря балансному подключению в сигнале нет шумов, а у кабеля — ограничений по длине. Защищенность от помех снижает требования к качеству кабеля, но рекомендуется выбирать шнур с максимально широким сечением и надежными разъемами во избежание скрипов и шуршаний.
Tip-Sleeve — всегда небалансные кабели для инструментального моно сигнала. Обычно оснащаются джеками диаметром 6,5 мм, бывают линейными и инструментальными. Первые часто применяются для передачи сигнала от выходов звуковой карты к активной аудиосистеме. Вторые используются для подключения гитар, басов, синтезаторов и цифровых пианино к усилителю, DI-Box или звуковой карте. Инструментальный кабель экранируют, чтобы он не ловил помехи.
Низкий уровень сигнала и специфическая область применения предъявляют высокие требования к качеству кабеля. Ключевые параметры для определения качественного шнура — емкость и индуктивность. Чем провод длиннее, тем его емкость выше. Чем выше емкость, тем больше кабель становится похожим на конденсатор, который превращает электрическую цепь в фильтр высоких частот. На практике это означает, что инструментальный кабель длиннее 10 метров будет делать сигнал глуше. Поэтому следует выбирать инструментальный кабель с минимальной емкостью и хорошим экранированием, надежными джеками и минимально возможной длиной.
Tip-Ring-Sleeve — кабели из трех проводов, широко применяемые в профессиональной и бытовой технике. TRS встречается в трех исполнениях:
● 6,3 мм — для студийной и старой бытовой техники: наушников, микшеров, звуковых карт, микрофонов для караоке и т.п.
● 3,5 мм — самый привычный стереоджек для бытовой аудиотехники: наушников, плееров и смартфонов, акустических систем и т.д.
● 2,5 мм — миниатюрный разъем для портативной техники: гарнитур, сменных шнуров для наушников и т.п.
Существуют десятки переходников с одного калибра на другой, разветвителей и хабов для разъемов TRS. В некоторые встроен ЦАП, позволяющий заменить собой аудиокарту, если в ноутбуке сломался 3,5 мм джек.
Конструкция из трех проводов дает возможность превратить кабель в балансный. При моно подключении к приборам с балансным подключением, это позволяет устранить шумы. При стерео подключении это небалансный кабель, поэтому его качество влияет на качество звука. Слишком длинный (более 10 метров) кабель может привести к потерям высоких частот, рекомендуется обращать внимание на минимально возможную длину. TRS постепенно исчезают из современной техники, стремящейся избавиться от проводов в пользу Bluetooth, Lightning и USB type C. Чтобы подключить любимые наушники к современному смартфону, все чаще используется специальный переходник.
SpeakON
Спикерный кабель передает сигнал от усилителя к колонкам. Это уязвимая часть аудиосистемы, и от качества кабеля зависит качество аудио. Чем меньше сопротивление жилы, тем меньше будет потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, производители увеличивают сечение кабеля, используют проводники из бескислородной меди и доходят до абсурдных аудиофильских решений, разбираемых на мемы. Однако на практике серьезно навредить звуку можно только при использовании шнура длиной в десятки и более метров.
Спикерные кабели делают без экранирования.
Цифровые кабели
AES/EBU
Audio Engineering Society/European Broadcast Union — цифровой формат передачи данных на скорости до 3 мегабит в секунду. Разработан в восьмидесятых для профессиональной техники и мультиканальной передачи звука, поэтому его редко можно найти в бытовой аппаратуре. Определенную популярность получил только в устройствах класса Hi-End. В качестве интерфейса используется разъем XLR, но для передачи данных на большие расстояния применяются специализированные кабели, чтобы избежать потерь данных. Микрофонные кабели обладают слишком большой емкостью, поэтому портят сигнал и не годятся для AES/EBU.
S/PDIF
Sony-Philips Digital Interconnection Format — бытовая инкарнация AES/EBU, разработанный в конце восьмидесятых цифровой формат передачи звука со скоростью до 3 мегабит в секунду. Это намного больше необходимой для передачи стерео с CD скорости, поэтому по S/PDIF можно передавать и многоканальный звук форматов 5.1 и 7.1 со сжатием. Такой порт встречается во многих DVD-проигрывателях, ресиверах, ТВ и других бытовых устройствах.
Интерфейс S/PDIF может быть цифровой и оптический Toslink (о нем ниже). В первом случае используются привычные RCA-кабели, во втором — оптоволокно.
Все RCA-кабели — коаксиальные (сигнальный провод у них запечатан в экранный, все кабели такой конструкции называются коаксиальными), но сложилось так, что именно напротив цифрового разъема S/PDIF на бытовой технике пишут «coaxial».
Коаксиальный вход на усилителе Denon PMA-800NE
Формат очень требователен к качеству кабеля, по которому течет как сам цифровой поток, так и синхронизирующая информация. Последняя необходима, чтобы принимающее устройство опознало и привязалось к передающему, иначе будут появляться артефакты, именуемые джиттером — треск, гудение, шум и т.п. Как правило, в джиттере виноват именно некачественный кабель. Однако это имеет значение только при больших расстояниях. Обычный качественный RCA в пределах двух метров отлично справится и с цифровой передачей данных. Если же нужен более длинный шнур, тогда по стандарту его сопротивление должно быть 75 Ом.
Когда-то с помощью S\PDIF даже подключался CD-привод к аудиокарте. Современная техника переходит на HDMI, но часто телевизоры имеют только цифровой S/PDIF для вывода звука.
Чтобы подключить к такому ТВ внешнюю акустику, понадобится преобразователь цифрового сигнала в аналоговый с обычными RCA выходами.
Toslink
Toshiba Optical Link — оптический интерфейс для S/PDIF. По своей сути представляет собой коаксиальный кабель, в котором вместо сигнального провода используется оптоволокно.
Это дает кабелю полную защиту от электромагнитных помех и некоторых других проблем, но прибавляет больше требований к кабелю.
Toslink часто носит маркировку Optical, как на DENON DCD-600NE
Из-за хрупкой оптоволоконной сердцевины дешевые кабели легко ломаются, а дорогие оказываются очень жесткими и не подходят, если нужно проложить шнур с перегибами. При передаче данных на большие расстояния сигнал легко теряется, появляется джиттер, поэтому кабель Toslink длиннее пары метров должен быть максимально качественным.
Alesis Digital Audio Tape — разработанный в девяностых годах формат передачи многоканального звука. В то время он умел передавать 8 каналов в разрешении 48 кГц по одному проводу для записи на кассету S-VHS. Современная версия S/MUX умеет также передавать 4 канала с частотой семплирования 96 кГц, или 2 канала для аудио в 192 кГц.
ADAT в варианте S/MUX на звуковой карте Tascam SERIES 102i
В качестве интерфейса применяется оптический разъем TosLink, иногда промаркированный как ADAT Lightpipe. ADAT, наряду с S/PDIF, часто встречается в современной профессиональной технике — звуковых картах, ЦАПах, микшерах.
Word Clock
Иногда на профессиональных звуковых картах или ЦАП класса Hi-End (а также в ресиверах, усилителях и проигрывателях, оснащенных таким ЦАП) можно найти разъемы Word Clock просто Word, похожие на колокольчики. Этот порт используют цифровые подключения S/PDIF, AES/EBU и ADAT для более точной синхронизации между устройствами. По Word Clock передается синхронизирующий сигнал, позволяющий избежать джиттера и эффекта рассинхронизации звука с изображением в домашних кинотеатрах. В качестве интерфейса используется разъем BNC и коаксиальные кабели, требования к ним такие же, как к S/PDIF.
Такие кабели передают MIDI информацию от синтезаторов, миди-клавиатур, процессоров эффектов и другой музыкальной техники к звуковой карте или контроллеру. Состоят из двух сигнальных кабелей в экране и 5-контактного разъема DIN (используется только 3 контакта). Управляющей информации передается не очень много, поэтому особых требований к MIDI-кабелям не предъявляется, любой исправный шнур длиной до 15 метров будет передавать сигнал без потерь и ошибок.
Современный цифровой стандарт для бытовой техники передает видео и многоканальный звук. Есть два типа сертификации кабелей HDMI: Standard (разрешение видео до 1080i) и High Speed (видео до 4K с 3D и Deep Colour). Оба поддерживают передачу многоканального звука до 7.1 с частотой дискретизации до 192 кГц.
Любой исправный кабель длиной до 5 метров не будет портить качество изображения и ловить помехи. Для больших расстояний следует выбирать качественные кабели, здесь следует общее правило: чем более толстый и более жесткий — тем лучше.
Множество аудиокарт, ЦАП, наушников, микрофонов, усилителей и ресиверов подключаются к компьютеру с помощью интерфейса USB. Самая популярная версия все еще остается 2.0, обеспечивающая скорость до 480 Мбит/с (хотя где-то 300 мбит\с будут ближе к реальности). На практике этого хватает для одновременной записи около 50 треков в разрешении 48 кГц\24 бит.
При увеличении частоты дискретизации вдвое, количество возможных треков уменьшается в два раза, поэтому для записи аудио в высоком разрешении лучше подойдет аудиокарта с интерфейсом USB-C. Он по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбит\с, в 20 раз быстрее). Также USB-C умеет работать в альтернативных режимах, заменяя, в частности, Thunderbolt и HDMI при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника.
Аудиофилия добралась и до USB кабелей, в Сети можно найти сравнения звучания дорогих шнуров. Такое случилось из-за того, что USB передает данные без проверок сумм на предмет утраты пакетов, как в HDMI. Однако на практике это не критично, и для небольших расстояний достаточно обычного качественного USB кабеля, чтобы получить четкий сигнал без потерь.
Firewire (IEEE 1394)
Уходящий в закат разъем Firewire когда-то широко применялся в звуковых картах, ЦАП класса Hi-Fi и в студийной технике. Хотя первая инкарнация 1394a даже уступала USB 2 по теоретической скорости (до 400 Мбит\с). На практике она могла похвастаться более стабильным подключением, меньшими потерями данных и меньшей задержкой при записи.
Главная проблема с Firewire не в качестве шнура, а в качестве контроллера: для стабильной работы нужны контроллеры сертифицированных для конкретной аудиокарты производителей. Встроенный в материнскую плату дешевый чип часто оказывается бесполезен.
Thunderbolt
Хорошо известный владельцам Mac разъем обладает скоростью до 40 Гб\с в актуальной инкарнации Thunderbolt 3. Сегодня разъем используется в студийных звуковых картах и пытается пробраться на рынок пользователей Windows, появляясь в материнских платах.
Thunderbolt является продолжением и заменой Firewire, поэтому к ПК с современным разъемом можно подключить звуковую карту с 1394 с помощью переходника.
Заключение
Беспроводное подключение постепенно вытесняет кабели в бытовой технике, Bluetooth колонки заменяют аудиосистемы, а саундбары уже научились передавать по воздуху многоканальный звук и конкурируют с домашними кинотеатрами. Современные кодеки позволяют передавать сигнал в высоком разрешении без каких-либо потерь. Но пока старая техника еще работает, в продаже всегда можно будет найти соответствующие шнуры и переходники.