Как называется выборг по фински
ВЫБОРГ: ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
Всякий, кого заинтересует происхождение названия «Выборг», первым делом, вероятно, откроет топонимический словарь. Один из новейших словарей (2008 г.) Е.М. Поспелова, авторитетного автора многих справочных изданий, сразу же сообщит, что Выборг «возник как торговое поселение древнего Новгорода. В 1293 г. захвачено шведами, которые построили на его месте крепость и назвали ее Выборг «священный город” (швед. vi «священный, святой», borg «крепость, город»). В 1918–1940 гг. в составе Финляндии назывался Виипури, фин. искаж. швед. Выборг». Здесь на сторонний взгляд, казалось бы, всё ясно. Однако лишь на сторонний. И дело тут не только в том, что новгородцы к основанию Выборга, насколько известно, отношения не имели. Да и сам автор словаря не указывает название торгового поселения. Попробуем разобраться, что же основали шведы в 1293 г. и как они назвали построенное.
Шведы основали не город, а замок. Тот самый замок «Viborg», который в 1295 г. шведский король Биргер Магнуссон упомянет в письме городскому совету города Любека (1295 год) и напишет, что замок возведен «во имя Всевышнего и пресвятой Девы». Сделаем два важных уточнения. Во-первых, написание географических названий в письменных источниках может ощутимо варьироваться. Никакого «ГОСТа» на «правильное» написание в средневековье не существовало. Потому в шведских и немецких источниках – наряду с «Viborg» и «Viiborg» – мы встречаем такие формы написания названия как «Viborgh», «Wiborgh», «Wiborch» и другие. Отметим, что «большая дубль-вэ» содержится и в немецкой, и в шведской формах написания: «Wiborg» или «Wiiborg». При этом в XVIII в. в шведском написании исчезает вторая «i», а с конца XIX в. «W» заменяется на «V». Так что современной формой написания названия по-шведски нужно признать «Viborg», с уточнением, что шведы произносили и произносят его без конечной согласной: что-то вроде «Виборь». А во-вторых, название города, прилегающего к замку, не всегда совпадает с названием замка. Достаточно вспомнить крепость Олафсборг (по-фински: Олавинлинна), расположенную в городе Нейшлот (по-фински: Савонлинна). Так что в нашем случае одинаковость названия замка и города – это стечение обстоятельств, а не подтверждение правила.
Теперь о значении названия «Выборг». Множественность форм написания названия открыли простор для этимологических гипотез. Потому встречаются объяснения, что название замка (и города) может означать и «крепость у залива», и «место у крепости», и «крепость в краю, где разводят скот». Как гипотезы это допустимо, но уже упомянутое письмо короля Биргера делает наиболее вероятным объяснение, что название образовано из двух древнегерманских корней: «vi» (святой) и «borg» (крепость). Потому и название любимого горожанами театра «Святая крепость» есть не что иное, как перевод с древнегерманского на русский.
Здесь нужно особо отметить, что для русского слуха в названии «Выборг» отчетливо слышится слово «выбор». Вследствие этого неоднократно предпринимались попытки возвести шведское название к некоему «выбору» товаров на карело-новгородском торжище в окрестностях будущего Выборгского замка. Русские средневековые летописцы называли Выборг «Выбором», потому и в тексте о походе новгородцев 1322 г. речь идет о «Выборе, городе немецьском». Великий русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на не дошедшую до нас Иоакимовскую летопись, писал об основании города Выбора новгородским старейшиной Гостомыслом. Татищев, кажется, не сомневался, что летописный Выбор – это и есть Выборг. Впрочем, существование дошведского Выбора не подтверждается другими источниками, да и сам «основатель Выбора» Гостомысл – фигура скорее легендарная.
В петровское время, когда Выборг стал частью театра военных действий в ходе Северной войны, Выборг появляется в русскоязычных документах как «Выборх». Так его называл и сам Петр Великий. Это, конечно, следствие мощного голландского влияния; ведь и Санкт-Петербург был изначально назван Петром на голландский манер – Санкт-Петербурхом (причем, напомним, так был сначала назван не город, а как раз крепость, нынешняя Петропавловская).
Осталось выяснить, откуда появилось финское название Выборга – Viipuri. Многие наверняка слышали историю о том, что еще до появления шведов на острове (на котором впоследствии возникнет замок) жил лодочный мастер Випунен, изобретший рычаг для погрузки товаров с берега в лодки – «vipu». В народной культуре карел Антеро Випунен – мифический первопредок, спящий мертвым сном великан, к которому отправляется Вяйнямёйнен, чтобы набраться мудрости поколений. Описанная в «Калевале» встреча Вяйнямёйнена с Випуненом очень напоминает сцену из «Руслана и Людмилы», в которой Руслан встречает Голову – древнего богатыря, вросшего в землю. Таким образом, если верить легенде о лодочном мастере Випунене, давшему имя нашему городу, Выборг должен быть чуть моложе сотворения мира.
Историю эту, перефразируя Эриха Хобсбаума, можно назвать «изобретением традиции по-фински». На самом же деле финское название Выборга, «Виипури», вошло в обиход лишь в XIX в., когда в Финляндии активно росло и развивалось национальное движение. Просвещенные финны, словно выполняя завет А.И. Арвидссона («Мы не шведы, русскими стать не хотим, так будем же финнами»), ощутили необходимость в истории – не шведской и не русской, а своей, финской. Деятельность Элиаса Лённрота и создание «Калевалы» – самый яркий пример того, как финны обратились к своим историческим и мифологическим корням. И случай с «лодочником Випуненом» – из этого ряда. Неслучайно, что как раз в годы экспедиций Лённрота по Карелии в Выборге на финском языке выходит газета «Sanan Saattaja Wiipurista» (с 1833 г. по 1841 г.), в которой сотрудничает выдающий финский поэт Яакко Ютейни, активно пропагандирующий финский язык.
«Виипури», таким образом, было неофициальным, но распространенным в XIX – начале XX вв. названием Выборга, а официальный статус оно получило в 1918 г., когда Финляндия обрела независимость. «Выборг», название шведского и российского периодов истории города, был заменен на финское «Виипури» суверенного финляндского государства. Случай «Выборга-Виипури» – пример финнизации старых шведских названий. Точно так же «Гельсингфорс» превратился в «Хельсинки», «Таммерфорс» – в «Тампере», а «Борго» – в «Порвоо». И дело здесь не в «топонимической идеологии», а в том, что устная финская речь противится согласным в конце слова, потому финские названия заканчиваются гласными.
В качестве своеобразного курьеза упомянем имеющую хождение гипотезу о возможном происхождении названия «Виипури». Ее сторонники настаивают на существовании древнего божества викингов по имени «Vii», то есть по-русски – «Вия». По его имени якобы и назван замок, некоторые посетители которого и теперь спрашивают: «А как связана повесть Гоголя с Выборгом?» Выборг, Гоголь, колдуны. Рискуя кого-либо огорчить, всё же скажем: связи тут нет. В истории Выборгского замка и города Выборга много стечений обстоятельств и «сплетений судьбы», но случай с гоголевским Вием к ним все же не относится.
А закончим мы наш рассказ напоминанием, что в Дании существует очень древний (основанный в конце VIII в.) город Виборг (Viborg). К истории нашего города он отношения не имеет, но благодаря нашему датскому тезке на карте появился еще один город – Виборг в Соединенных Штатах, в Южной Дакоте. Он был основан во второй половине XIX в. выходцами из датского Виборга. Так что датские и американские виборжане – не родственники выборжанам, а что-то вроде свойственников.
P.S. Благодарим нашего коллегу Алексея МЕЛЬНОВА за сведения по шведской топонимике
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник
Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника
История нашего города
Власть
День города
Памятные даты города
Фотогалерея
Герб города
Флаг города
Устав города
Почетные граждане
Монеты, медали, памятные знаки о Выборге
Туризм
Панорамы
С 1940 по 1941 и с 1944 по 1948 гг. город сохранял финскую форму названия – Вийпури.
Выборг не подвергся переименованию в 1948 г., а лишь восстановил прежнюю историческую форму имени.
шведское название – Wiborg
финское название – Viipuri, в XIX веке – Wiipuri
История Выборга до 1293 чрезвычайно туманна. Существуют легендарные версии, согласно которым поселение на территории, занимаемой современным городом, существовало еще в раннем средневековье и связано было с древнеславянским князем Гостомыслом. Данные, полученные в результате археологических раскопок, позволяют считать, что поселения существовали на месте нынешнего парка Монрепо и на Замковом острове. Жили здесь издавна племена карелов, которые с давних пор были в дружественных отношениях с новгородскими славянами, которые, в свою очередь, через Финский залив и Балтийское море торговали с немецкими и шведскими городами.
В 1403 г. разросшийся поселок возле замка, согласно указу короля Эрика XIII(Померанского), получил статус города. В 1442-48 гг. произведена надстройка корпусов замка. К 1480 г. Выборг был обнесен стеной с 15 башнями, из которых сохранилась только Круглая и Башня ратуши. Названа была эта крепость Каменный город.
В XVII в., после ряда войн и тяжелого для России Столбовского мира, на Карельском перешейке не остается православного карельского и русского населения. Шведы переселяют сюда финнов из центральных областей Финляндии. В Выборге после сильного пожара 1638 г. осуществляется перепланировка уличной сети, с разбивкой на прямоугольные кварталы. Из-за этого и собор доминиканцев (1481 г.), и кафедральный собор (1494 г.) оказались расположенными по диагонали внутри своих кварталов.
После присоединения Финляндии к России в качестве автономного Великого Княжества, в 1811 году Александр I включил в ее состав Выборг и Выборгскую губернию. Конечно, он не думал о том, что граница всего в 30 километрах от Петербурга станет причиной нового конфликта. Однако вопросы обороны все еще остаются за Россией, и, с учетом опыта Крымской войны, в 1863-64 гг. возводятся Восточно-Выборгские укрепления на Батарейной горе. Одновременно разбираются валы устаревшей Рогатой крепости и начинается застройка современного центра города.
По результатам первой Советско-Финляндской войны 1939-1940 г.г. граница между СССР и Финляндией была отодвинута за Выборг. Но мирная передышка оказалась недолгой. Началась Великая Отечественная Война, в которой Финляндия выступила на стороне фашисткой Германии. 29 августа 1941 года советские войска оставили Выборг. Спустя 3 года 20 июня 1944 года в ходе «Выборгской операции» – в город вошли части 21-й армии Ленинградского фронта. Финляндия была вынуждена выйти из войны и 19 сентября 1944 года, в результате заключенного перемирия, Выборг с Карельским перешейком вновь воссоединился с Россией (тогда СССР). Выборг был отнесен к числу 15-ти городов, восстановление которых было первоочередным.
ХРОНОЛОГИЯ ВЫБОРГА
XII – XIII в.в.. земли Карельского перешейка в составе Новгородской феодальной республики
1227 г. Массовое принудительное крещение языческих карелов князем Ярославом Всеволодовичем.
1293 г. III крестовый поход шведов на земле Карельского перешейка. Основание Выборгского замка.
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ВЫБОРГ: ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
Всякий, кого заинтересует происхождение названия «Выборг», первым делом, вероятно, откроет топонимический словарь. Один из новейших словарей (2008 г.) Е.М. Поспелова, авторитетного автора многих справочных изданий, сразу же сообщит, что Выборг «возник как торговое поселение древнего Новгорода. В 1293 г. захвачено шведами, которые построили на его месте крепость и назвали ее Выборг «священный город” (швед. vi «священный, святой», borg «крепость, город»). В 1918–1940 гг. в составе Финляндии назывался Виипури, фин. искаж. швед. Выборг». Здесь на сторонний взгляд, казалось бы, всё ясно. Однако лишь на сторонний. И дело тут не только в том, что новгородцы к основанию Выборга, насколько известно, отношения не имели. Да и сам автор словаря не указывает название торгового поселения. Попробуем разобраться, что же основали шведы в 1293 г. и как они назвали построенное.
Шведы основали не город, а замок. Тот самый замок «Viborg», который в 1295 г. шведский король Биргер Магнуссон упомянет в письме городскому совету города Любека (1295 год) и напишет, что замок возведен «во имя Всевышнего и пресвятой Девы». Сделаем два важных уточнения. Во-первых, написание географических названий в письменных источниках может ощутимо варьироваться. Никакого «ГОСТа» на «правильное» написание в средневековье не существовало. Потому в шведских и немецких источниках – наряду с «Viborg» и «Viiborg» – мы встречаем такие формы написания названия как «Viborgh», «Wiborgh», «Wiborch» и другие. Отметим, что «большая дубль-вэ» содержится и в немецкой, и в шведской формах написания: «Wiborg» или «Wiiborg». При этом в XVIII в. в шведском написании исчезает вторая «i», а с конца XIX в. «W» заменяется на «V». Так что современной формой написания названия по-шведски нужно признать «Viborg», с уточнением, что шведы произносили и произносят его без конечной согласной: что-то вроде «Виборь». А во-вторых, название города, прилегающего к замку, не всегда совпадает с названием замка. Достаточно вспомнить крепость Олафсборг (по-фински: Олавинлинна), расположенную в городе Нейшлот (по-фински: Савонлинна). Так что в нашем случае одинаковость названия замка и города – это стечение обстоятельств, а не подтверждение правила.
Теперь о значении названия «Выборг». Множественность форм написания названия открыли простор для этимологических гипотез. Потому встречаются объяснения, что название замка (и города) может означать и «крепость у залива», и «место у крепости», и «крепость в краю, где разводят скот». Как гипотезы это допустимо, но уже упомянутое письмо короля Биргера делает наиболее вероятным объяснение, что название образовано из двух древнегерманских корней: «vi» (святой) и «borg» (крепость). Потому и название любимого горожанами театра «Святая крепость» есть не что иное, как перевод с древнегерманского на русский.
Здесь нужно особо отметить, что для русского слуха в названии «Выборг» отчетливо слышится слово «выбор». Вследствие этого неоднократно предпринимались попытки возвести шведское название к некоему «выбору» товаров на карело-новгородском торжище в окрестностях будущего Выборгского замка. Русские средневековые летописцы называли Выборг «Выбором», потому и в тексте о походе новгородцев 1322 г. речь идет о «Выборе, городе немецьском». Великий русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на не дошедшую до нас Иоакимовскую летопись, писал об основании города Выбора новгородским старейшиной Гостомыслом. Татищев, кажется, не сомневался, что летописный Выбор – это и есть Выборг. Впрочем, существование дошведского Выбора не подтверждается другими источниками, да и сам «основатель Выбора» Гостомысл – фигура скорее легендарная.
В петровское время, когда Выборг стал частью театра военных действий в ходе Северной войны, Выборг появляется в русскоязычных документах как «Выборх». Так его называл и сам Петр Великий. Это, конечно, следствие мощного голландского влияния; ведь и Санкт-Петербург был изначально назван Петром на голландский манер – Санкт-Петербурхом (причем, напомним, так был сначала назван не город, а как раз крепость, нынешняя Петропавловская).
Осталось выяснить, откуда появилось финское название Выборга – Viipuri. Многие наверняка слышали историю о том, что еще до появления шведов на острове (на котором впоследствии возникнет замок) жил лодочный мастер Випунен, изобретший рычаг для погрузки товаров с берега в лодки – «vipu». В народной культуре карел Антеро Випунен – мифический первопредок, спящий мертвым сном великан, к которому отправляется Вяйнямёйнен, чтобы набраться мудрости поколений. Описанная в «Калевале» встреча Вяйнямёйнена с Випуненом очень напоминает сцену из «Руслана и Людмилы», в которой Руслан встречает Голову – древнего богатыря, вросшего в землю. Таким образом, если верить легенде о лодочном мастере Випунене, давшему имя нашему городу, Выборг должен быть чуть моложе сотворения мира.
Историю эту, перефразируя Эриха Хобсбаума, можно назвать «изобретением традиции по-фински». На самом же деле финское название Выборга, «Виипури», вошло в обиход лишь в XIX в., когда в Финляндии активно росло и развивалось национальное движение. Просвещенные финны, словно выполняя завет А.И. Арвидссона («Мы не шведы, русскими стать не хотим, так будем же финнами»), ощутили необходимость в истории – не шведской и не русской, а своей, финской. Деятельность Элиаса Лённрота и создание «Калевалы» – самый яркий пример того, как финны обратились к своим историческим и мифологическим корням. И случай с «лодочником Випуненом» – из этого ряда. Неслучайно, что как раз в годы экспедиций Лённрота по Карелии в Выборге на финском языке выходит газета «Sanan Saattaja Wiipurista» (с 1833 г. по 1841 г.), в которой сотрудничает выдающий финский поэт Яакко Ютейни, активно пропагандирующий финский язык.
«Виипури», таким образом, было неофициальным, но распространенным в XIX – начале XX вв. названием Выборга, а официальный статус оно получило в 1918 г., когда Финляндия обрела независимость. «Выборг», название шведского и российского периодов истории города, был заменен на финское «Виипури» суверенного финляндского государства. Случай «Выборга-Виипури» – пример финнизации старых шведских названий. Точно так же «Гельсингфорс» превратился в «Хельсинки», «Таммерфорс» – в «Тампере», а «Борго» – в «Порвоо». И дело здесь не в «топонимической идеологии», а в том, что устная финская речь противится согласным в конце слова, потому финские названия заканчиваются гласными.
В качестве своеобразного курьеза упомянем имеющую хождение гипотезу о возможном происхождении названия «Виипури». Ее сторонники настаивают на существовании древнего божества викингов по имени «Vii», то есть по-русски – «Вия». По его имени якобы и назван замок, некоторые посетители которого и теперь спрашивают: «А как связана повесть Гоголя с Выборгом?» Выборг, Гоголь, колдуны. Рискуя кого-либо огорчить, всё же скажем: связи тут нет. В истории Выборгского замка и города Выборга много стечений обстоятельств и «сплетений судьбы», но случай с гоголевским Вием к ним все же не относится.
А закончим мы наш рассказ напоминанием, что в Дании существует очень древний (основанный в конце VIII в.) город Виборг (Viborg). К истории нашего города он отношения не имеет, но благодаря нашему датскому тезке на карте появился еще один город – Виборг в Соединенных Штатах, в Южной Дакоте. Он был основан во второй половине XIX в. выходцами из датского Виборга. Так что датские и американские виборжане – не родственники выборжанам, а что-то вроде свойственников.
P.S. Благодарим нашего коллегу Алексея МЕЛЬНОВА за сведения по шведской топонимике
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник
Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника
Выборг
Дитя двух матерей
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».
«Россия и Финляндия — две сестры, Финляндия и Россия — две матери… Их головы слились воедино, их руки соединились в Надежде, чтобы Любовь победила. А это зависит от нас. От каждого».
Надпись на мемориале «Крест скорби» неподалеку от Питкяранты
Не верьте никому, кто даст четкий перевод названия Выборга — города-полиглота, говорившего четырьмя разными языками. В каждом из них название Выборга начинается с литер W, V или B: по-фински— Viipuri, Wiipuri (Виипури), по-шведски — Viborg, по-немецки — Wiborg (Виборг), по-русски — Выборг. Варианты перевода — священный город, святая крепость… Название — лишь символ его многоликости.
В Выборге много таинственного: никуда не ведущие лестницы; неожиданно появляющиеся за поворотом переулка башни; неизвестного значения каменная резьба на фасадах — животные, змеи, химеры — не говоря о множестве крестов, куполов и шпилей, удивляющих принадлежностью к разным конфессиям. Кто сможет их классифицировать? Искусствоведы и краеведы находят в своем городе суровое Средневековье и эффектность модерна, классические портики XIX века и геометрию функционализма. По Выборгу сначала ходят с путеводителем в руках, а потом выбрасывают книгу подробных описаний в ближайший цветник — там ее подберут букинисты, — чтобы видеть лишь очарование города, созданное веками.
Машина времени
Начало истории города полагает его главный знак — Выборгский замок с башней святого Олафа (Олава). Это единственный средневековый замок, расположенный на территории России. Строительство его начато в результате III Крестового похода в 1293 году шведским маршалом Торгильсом Кнутссоном. Поход, очевидно, был предпринят с целью установления идеологического господства над жившими в этих землях карелами, крещенными в Православие в 1227 году. Однако главная башня замка носит имя последнего прославленного до Великой схизмы западного святого — почитаемого в Православии благоверного Олафа II Харальдссона, короля и крестителя Норвегии. Башня Выборгского замка была воздвигнута шведами 29 июля, в день памяти святого Олафа, — поэтому и названа в его честь. Так с самого своего основания Выборг, внешне принадлежащий одной культуре и религии, а по смыслу — разный, оказался символом призыва к миру и единству.
С основания замка на Воловьем острове прилегающие земли на 400 лет попали в сферу влияния Шведского Королевства и Католической Церкви. Остров вскоре не смог вмещать всех жителей, и они стали селиться рядом, на материке. Указом шведского короля Эрика XIII Померанского в 1403 году Выборг официально получил статус города.
Святой Олаф остался небесным покровителем Выборга. Недавно Выборгская епархия принимала участие в торжествах 1000-летия крещения св. Олафа, празднуемых в Норвегии; прямо в Выборгской крепости в самый день его памяти, 29 июля, проходит большой праздник. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин) говорит: «Для Выборгской епархии святой Олав II Харальдссон является близким и, можно сказать, родным местночтимым святым…»
Попасть во времена рыцарей Средневековья совсем не трудно. Скалистый мыс напротив замка по сей день занимает район под названием Линнойтус («крепость»), состоящий из средневекового Старого города и Вала (Вали). Район крепости был окружен полуторакилометровой городской стеной с одиннадцатью сторожевыми и приворотными башнями. Выборг сохранил по одной каждого вида: боевую башню Ратуши и сторожевую Круглую башню. Есть предание, что святой Олаф еще до появления Выборга поставил здесь дубовый поклонный крест — местные краеведы уверенно указывают на один из перекрестков Старого города.
Фото Эдуарда Гордеева
Улицы Линнойтуса — наследницы средневековых переулков-тропинок, следовавших лишь рельефу, — образуют нерегулярную прямоугольную сетку, созданную путем «перепланировки», насколько это было возможно, тех самых переулочков в XVII веке. Улицы Старого города остались узкими, 8-10 метров шириной. Ткань средневекового Выборга здесь вплетается в новое время — многие каменные здания Средневековья остались на своих местах; границы участков внутри новых кварталов диктуют размещение более поздних построек. Сохранились и погреба, расположенные под углом к надстроенным над ними зданиям. На дотошный вопрос, по каким адресам расположены здания начала тысячелетия, выборжцы просто махнут рукой в направлении Линнойтуса: «Там…» — этот район — машина времени, здесь стоит быть внимательным к каждому камню.
Если созерцательность вам чужда, примите участие в игре. Клуб реконструкции Средневековья со штаб-квартирой в Выборге проводит несколько больших фестивалей: «Рыцарский замок», «Былинный остров», «Средневековая сказка», «Смотр Ордена» — здесь реконструируются воинские искусства, быт и ремесла, искусства и развлечения.
В России
Правление шведских королей закончилось в 1710 году, когда город заняли войска Петра I Великого. Он превратил Выборг в русскую пограничную крепость, защищавшую блистательный Санкт-Петербург — новую столицу России. Гарнизонный город, тихая провинция. Даже в Русской Православной Церкви Выборг просто относился к Санкт-Петербургской епархии, и до 1803 года наименование «Выборгский» входило в титул правящего архиерея. Зато в 1787 году был основан Спасо-Преображенский, нынешний кафедральный, собор: время затишья хорошо для основательных дел.
Фото Елизаветы Вавиловой
Тишину выборгской жизни нарушил уже Александр I Благословенный, присоединивший Выборг к вновь образованному в составе Империи Великому княжеству Финляндскому. В 1809 году он завоевал восточные провинции Шведского Королевства. Из них была сформирована новая политическая единица Империи — Великое княжество Финляндское, к которому отошел Выборг и смежные с ним территории так называемой Старой Финляндии. В Выборге и Старой Финляндии сформировалась особая культурная общность, отличающая их от остальных частей нового Княжества. Здесь русское православное население успело влиться в существующее лютеранское и католическое сообщество. Было образовано и отдельное Выборгское викариатство Русской Православной Церкви — впрочем, титулярное.
Веротерпимость финнов, как и выборжцев, была и остается их важнейшей чертой. Финны всегда выказывали уважение к Православию и многое сделали для укоренения его на земле Суоми. Так, хотя Петербургу не понравилось открытие в Сортавале финноязычной лютеранской семинарии (1900 год), Синоду пришлось с этим смириться: миссионерство финнов было далеким от радикализма.
Фото Макса Карочкина
В Выборге, имевшем в начале XIX века всего три тысячи жителей, в ходу были четыре языка: финский — 44%, русский — 29%, шведский — 14%, немецкий — 13%. Многие жители Выборга свободно говорили на всех четырех языках. Культурное и языковое многообразие было ясно ощутимой чертой Выборга до 1944 года.
Северное возрождение
Втягиваясь во множественность деталей Выборга, вы догадаетесь, что это город с характерными чертами крупного европейского центра, расцвет которого пришелся на период конца XIX — середины ХХ века. На рубеже веков и Европа, и Россия, и Америка переживали периоды подъема. Но Выборг, маленький город на рубеже культур, стал свидетелем и свидетельством того, как один небольшой народ двинулся вперед большими шагами. Архитектура северного модерна стала воплощением так называемого финского Возрождения.
Облик центра Выборга определили архитектурные и литературные открытия рубежа XIX-XX веков.
Он, как никакой другой город, несет на себе отпечаток «Калевалы» — карело-финского эпоса, составленного в начале XX века врачом и поэтом Элиасом Лённротом из собранных им 50 рун (карельских народных эпических песен). Это признанное опорой для научных исследований отражение дохристианских религиозных представлений финнов и карел. На фасадах многих выборгских домов размещены образы героев эпоса, имена Куллерво, Сампо, Айно носили улицы старого Выборга и даже его фирмы. Скульптура сказителя Вяйнеммёйнена — один из символов выборгского ландшафтного парка Монрепо. Кажется, сами чарующие лабиринты выборгских улочек и многообразие декора домов созданы волшебством «Калевалы».
Фото Дениса Ремпеля
В начале ХХ века случилось чудо: в среде финского народа ожили пласты смыслов, когда-то напитавшие эпос и нашедшие новое выражение в архитектуре, — так появился феномен северного модерна. Он стоит рядом с «Калевалой». Как связан северный модерн с природой Финляндии и Карелии! Главное звено этого союза — гранит; покидая докембрийские скалы или валунные поля, гранит входит в плоть здания весомо и торжественно, устраиваясь на фасадах, как живое существо. Впрочем, и животные не прочь стать ему соседями — декор многих зданий Выборга включает обитателей лесов Карелии. Они же становились и символами, указывающими на особенность характера владельца дома и даже надежность занимающей здание фирмы. Вот барельефы-бараны бывшего дома «Хякли, Лаллукка и Ко» на Вокзальной улице, 7 символизируют упрямство, каким надо обладать, чтобы достичь успеха.
Плавные линии растительных орнаментов и четко очерченные «скалы» оконных проемов, отделка фасадов имитацией естественного камня или крошки, декор с мотивами животного мира — все это отличительные черты модерна, который был с восторгом принят не только архитекторами Выборга, но и Петербурга, и многих других европейских столиц. Здания Выборга в начале XX века создавали авторы с мировыми именами: Элиэль Сааринен, впоследствии определивший архитектурный облик Чикаго и Детройта; Алвар Аалто, спроектировавший для Выборга здание библиотеки, носящей теперь его имя; Уно Ульберг, чьи работы в Выборге служат наглядной моделью развития европейской архитектуры от северного модерна через неоклассицизм к авангарду.
Фото Дениса Ремпеля
Финское возрождение в Выборге подарило жизнь нескольким новым замкам. Правда, все они — скорее произведения искусства, чем символы, как древний Выборгский замок. В стиле замковой архитектуры построено и здание на Рыночной площади, принадлежавшее ранее Финляндскому банку. О, даже бывший банк неприступен и надежен: высокая арка, ведущая во двор, имитирует опускающуюся решетку; украшенные гербами кованые двери главного входа намекают на высокое положение хозяев; узкие окна, напоминающие бойницы, и химеры на стенах представляются грозной охраной. «Гранитным замком» выборжцы называют бывший дом «Хакмана и Ко» на Северном валу, 5. Полностью облицованный разными видами гранита, украшенный каменной резьбой фасад здания выглядит особенно величественно в перекличке с расположенным напротив древним Выборгским замком. Это местечко Выборга всерьез призывает каждого стать романтиком. Дом-сказка, замок-сказка отчуждают от привычного бытия. Издали не видны люди у замка; улочка Северный вал тоже безлюдна; воздух становится зыбким, идет волнами, как и залив стального цвета, отделяющий улочку от замка — может быть, это чужие владения? Другое время? Лишь шум автомобилей заставляет очнуться от этих чар.
Без России
Православная Церковь приветствовала рост самосознания на выборгских землях: в 1892 была создана самостоятельная Выборгская и Финляндская епархия, а ее первым архиереем назначен епископ Антоний (Вадковский), известный своей просветительской деятельностью. С 1898 года в епархии издавался журнал на финском языке «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), проводилась работа по переводу богослужения на финский и шведский языки. До революции было построено множество православных храмов, в том числе в Хельсинки, Турку, Свеаборге; в составе епархии был Валаамский монастырь.
Фото Marina Maranello
Лишь время показало преимущества союза Империи и Княжества. В 1917 году Россия встала на путь тоталитарного большевизма, а Великое княжество Финляндское вырвалось в пространство свободы. После непродолжительной гражданской войны правительство провозгласило Выборг и Финляндию свободными от «российского угнетения». Чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, и в 1921 его постановлением епархия была преобразована в Финляндскую Автономную Православную Церковь в составе Московского Патриархата. Она сразу разделилась на две самостоятельные епархии: Выборгскую и Карельскую. Уже властями главой Финляндской церкви был назначен епископ Герман (Аав), а архиепископ Выборгский и всея Финляндии владыка Серафим (Лукьянов) отстранен от управления.
К началу Второй мировой войны Выборг был вторым по величине городом Финляндии. В ноябре 1939 года Советский Союз вторгся на финскую территорию — началась, как ее называют в Финляндии, Зимняя война. Бомбовые удары по Выборгу стали причиной массового исхода населения. В марте 1940 года побежденная Финляндия уступила Выборг и большую часть восточных областей Советскому Союзу, но в 1941 года война возобновилась, получив у финнов название «Война-продолжение». Выборг был взят финскими войсками. Было начато строительство самого высокого в Выборге дома в стиле финского функционализма. Пока выборжцы переселялись в новую десятиэтажку, ленинградцы на другом берегу залива умирали от голода, а финская авиация бомбила единственный путь, связывающий бывшую столицу Российской Империи с миром — Дорогу Жизни.
Новое возрождение
В 1944 году Выборг был взят советскими войсками почти без боя и вместе с частью восточной Финляндии вошел в состав СССР. Это было почти счастьем для архитектуры города, поскольку сохранившиеся здания не испытали дальнейших разрушений. Если бы за Выборг развернулись такие же бои, как на Карельском перешейке, от города бы не осталось камня на камне.
С этого времени Выборг, с точки зрения финнов, оказался за «железным занавесом». Многие выборжцы расселились по всей Финляндии, а город наполнили переселенцы из разных областей СССР: Вологодской (из затопленного Рыбинским водохранилищем района), Кировской, из Белоруссии. Да, многие горожане сегодня не имеют тесных связей с прошлым Выборга, не знают многого в истории и архитектуре города. Но они чувствуют его. Не зря Выборг возродился вновь, сохранив в себе горечь Второй мировой, как и привкус многих эпох до этой годины разрушений.
Фото Дениса Ремпеля
На пути архитектурной реставрации города встала большая практическая проблема: планы большинства реставрируемых зданий остались в Финляндии, а для знакомства с оставшимися в Выборге архивами требовалось знание финского и шведского языков. Но состоявшаяся реставрация города получила высокую оценку даже у финских специалистов: «Когда смотришь на скучные постройки из стекла и бетона, заменившие во многих областях Финляндии действительно важные в архитектурном отношении здания, начинаешь ценить реставрационные работы, предпринятые русскими в Выборге после войны», — писал известный финский историк Сампо Ахто.
Фото Дмитрия Ветрова
Менялся город, менялось и положение Православной Церкви в нем: сначала был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской (Санкт-Петербургской) епархии; с 1976 года кафедру возглавил владыка Кирилл (Гундяев), уже тогда известный своими просветительскими трудами будущий Патриарх Московский и Всея Руси. Именно ему Синод поручил управление Патриаршими приходами на территории Финляндии — так была восстановлена преемственность кафедры Выборгской и Финляндской. Наконец, 12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Владыка Игнатий (Пунин) носит титул епископа Выборгского и Приозерского, не только связанный с Выборгской и Финляндской епархией, но и напоминающий о православных карелах — Корельской кафедре XVI-XVII веков. Как и его предшественники, владыка Игнатий ведет большую общественную деятельность, являясь также председателем Синодального отдела по работе с молодежью. Епархия известна своими просветительскими и молодежными акциями, активным строительством — на Выборгской земле восстанавливается и созидается более 40 храмов.