Как называется заикание при волнении
Как не заикаться
Психологическое заикание — это, наверное, самое распространенное определение заикания. В медицинской терминологии звучит это несколько иначе — невротическое заикание. По сути эти два названия определяют одни и те же закономерности в появлении запинок.
Эти закономерности в появлении запинок и позволяют назвать его психологическим:
Речь выравнивается в психологически комфортной обстановке.
У детей заикание при волнении возникает гораздо чаще, ведь ребенок только познает мир и окружающих его людей и волнительной может оказаться любая малозначительная с точки зрения взрослого человека ситуация или эпизод в общении. Испытав психологическую травму и чувствуя сложность в речи, ребенок закрепит заикание, если ему не оказать помощь необходимого объема. Начав заикаться, даже не переживая эту проблему, ребенок начнет «осторожничать», думать, «как не заикаться» в общении, т.е. появится логофобия. (логофобия явная или скрытая)
Логофобия не сразу сопровождает заикание. Чаще логофобия присоединяется после неоднократного опыта неудач в речи.
Лечение психологического заикания
Психологическое заикание или психогенную зависимость в проявлении запинок часто отмечают и взрослые заикающиеся. Логофобия при заикании может быть ярко выраженной или наоборот: ей может не придаваться значение, особенно если в силу профессии заикающийся человек нечасто общается с людьми или избегать общения — его личный выбор.
Гораздо легче вылечить заикание, когда к нему не присоединились психологические переживания накопившегося опыта неудач, нет яркой картины логофобии. Психологическое заикание часто приводит к «замкнутому кругу»: заикание происходит при волнения, а неудачи в речи приводят еще к большему волнению «как не заикаться» и переживаниям, что будет способствовать усугублению заикания и приводит к синдромокомплексу: заикание + логофобия.
Не стремитесь сами поставить себе диагноз, будь то психологическое заикание или логофобия. Опыт, образование, теплое участие врача будут необходимы, чтобы определить последовательность в работе с заиканием и психологическими переживаниями. Помните: психотерапевт — ваш друг и союзник, а не злодей, который «выискивает» проблемы!
Программы лечения заикания
В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.
Школьники
Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.
Взрослые
В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.
Онлайн-курс
Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.
Невротическое заикание
Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.
Общие сведения
Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.
Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.
Этиология и патогенез невротического заикания
Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.
У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.
Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.
Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.
Симптомы невротического заикания
Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.
Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.
Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.
При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.
Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.
Диагностика и дифференциальная диагностика
Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.
Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.
Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.
Лечение невротического заикания
Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.
Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.
Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.
Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 31 год.
Определение болезни. Причины заболевания
Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).
Причины развития заикания у детей
Причины заикания делятся на две группы:
Факторы риска развития заикания у детей
Предрасполагающие причины заикания:
Провоцирующие причины заикания:
К неблагоприятным условиям относятся:
Причины развития заикания у взрослых
Симптомы заикания
Основные признаки заикания — частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.
Заиканию также характерны:
Патогенез заикания
Анатомия и физиология речи при заикании
В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.
Механизм развития заикания
При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:
Классификация и стадии развития заикания
Формы заикания
Виды заикания по форме судорог:
Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:
В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:
Виды заикания по течению:
Стадии развития заикания
Первая стадия [17] [24] [26] :
Вторая стадия [21] :
Третья стадия [25] [26] [27] :
Четвёртая стадия [10] [22] [24] :
Осложнения заикания
Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :
Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :
Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.
Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:
Диагностика заикания
К какому врачу обращаться
Нейрофизиологические обследования
Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):
Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.
С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).
Лечение заикания
В каком возрасте лучше начать лечение у детей
Лечить заикание нужно начать сразу после постановки диагноза.
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.
Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.
Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других методик лечения заикания:
Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.
Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.
Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.
Устранение заикания у дошкольников
У детей заикание проходит само по себе, даже без лечения. В данном случае следует уменьшить нагрузку на речевой аппарат малыша, а также время от времени посещать специалистов, которые проконтролируют развитие речи в динамике.
Устранение заикания у подростков и взрослых
Чем старше становится ребёнок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддаётся коррекции с большим трудом. Основная цель лечения — обучить навыкам релаксации и умению сохранять позитивный настрой, поддерживать постоянную уверенность в себе и своих силах, использовать методики по повышению самооценки.
Взрослый человек часто уже адаптировался к собственным речевым особенностям либо научился их контролировать. Главной задачей лечения заикания является уменьшение стресса, т. к. на его фоне заикание может усиливаться.
Новые методики для лечения заикания
Примеры устройств и компьютерных программ для лечения заикания:
Прогноз. Профилактика
Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.
Тактика поведения родителей при заикании у ребёнка
Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил:
Невротическое заикание у детей — причины возникновения
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Невротическое заикание у детей — форма нарушения речи с изменением ритма, с запинками и повторами. Причиной патологии являются какая-либо психотравмирующая ситуация. Другое название — логоневроз. Для устранения недуга необходим комплексный подход с привлечением психолога, психотерапевта. В статье расскажем, какие симптомы сопровождают заболевание, и как предотвратить прогрессирование болезни.
Что такое невротическое заикание
Невротическое заикание развивается вследствие тонико-клонических и тонических судорог артикуляционной мускулатуры. Происходит спазм мышц, которые участвуют в разговоре: языка, гортани, мягкого неба.
Провоцирующим фактором является стресс, психологическая травма в детском возрасте. Возникает обычно в 4 – 5 лет, когда дети начинают активно разговаривать. Однако он может развиться и в более раннем, и в более старшем возрасте.
Наиболее часто причиной невротического заикания являются следующие ситуации:
Еще одна из причин — наследственность. У таких деток с рождения имеется функциональная недостаточность речевого аппарата, что в итоге приводит к заиканию. Поэтому нельзя терять бдительность: не допускайте эмоционального перенапряжения, стрессов. Воспитание и общение должны строится на полном контроле родителями своих эмоций: не срывайтесь на малыше, не кричите на него и не ругайте. Старайтесь находить компромиссы и решайте вопросы с заботой, любовью.
В некоторых семьях родители склонны форсировать развитие ребенка, в том числе речь. С ребенком постоянно занимаются, предъявляются повышенные требования, не учитывающие индивидуальные особенности. Нагружают его чтением, заставляют разучивать сложные слова, стихи. Очевидно, что это непосильные нагрузки в физическом и психическим отношениям. Рано или поздно эта причина приводит к срыву, истерикам, в том числе нарушению речи.
Если в семье уже есть заикающийся человек, малыш может ему подражать.
Симптомы невротического заикания у детей
Невротическая форма заикания у детей характеризуется нестабильной клинической картиной. В спокойной обстановке речь практически обычная, без затруднений. При волнении, эмоциональном перенапряжении, непривычной обстановке у ребенка развивается сильное заикание. Например, таким деткам проблематично отвечать на занятиях, знакомиться с людьми.
Постепенно речевые затруднения сказываются на поведении и характере. Ребенок сознательно не употребляет труднопроизносимые слова, маскирует свой дефект растягиванием звуков. Он избегает незнакомые компании, избегает волнительных ситуаций: выступлений на публике, споров. Дошкольники отказываются участвовать в праздниках, утренниках.
В дальнейшем это откладывает отпечаток на всю жизнь и приводит к огромным комплексам, неумению вливаться в коллектив, разговаривать с людьми. Вот почему нужно вовремя обратиться к специалистам и провести коррекцию заикания.
Первые признаки болезни
При острой психологической травме заикание возникает как невротическая реакция, когда у малыша проходит шоковое состояние.
Хронический стресс приводит к постепенному нарастанию симптомов. Сначала возникают эпизоды затрудненной речи, которые в дальнейшем или проходят, или закрепляются.
Невротическое заикание заключается в прерывистой речи или удлинении звуков (тоническая форма), повторах звуков, слогов или слов (клоническая форма). Встречается и смешанный тип.
Невротическому заиканию у детей сопутствуют другие признаки проблем по неврологии: нарушения сна, фобии, недержание мочи, неврозы.
Диагностика
Диагноз ставится после полного обследования ребенка с участием логопеда и невролога. При необходимости привлекаются другие специалисты: дефектолог, психолог, психотерапевт.
Выделяют следующие этапы диагностики:
Для уточнения диагноза проводится ЭЭГ, РЭГ, МРТ или КТ. Аппаратные методы диагностики позволяют выявить структурные или функциональные изменения центральной нервной системы, если они есть, исключить или подтвердить проблемы по неврологии.
Как лечить
Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.
Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.
Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.
Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться.
Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.
Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.
Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.
В сложных случаях показана гипнотерапия.
Упражнения при невротическом заикании
Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.
Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:
Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.
Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.
Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.
Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.
Профилактика заикания
Грамотная тактика со стороны родителей позволят предотвратить прогрессирование заикания и предупредить его повторное появление.
Эффективны следующие меры:
Главное в вашей ситуации — внутреннее и внешнее спокойствие. Пусть малыш знает, что мама рядом, что любит его и заботится о нем. Он должен чувствовать вашу уверенность и веру в него. Так он будет более расслабленным, будет охотнее выполнять все задания, а это именно то, что нам нужно.
Не зацикливайтесь на его состоянии, не водите его бесконечно по врачам. Ребенку будет полезнее расти в спокойной атмосфере доверия, любви и заботы. Акцентируйте свое внимание и внимание малыша на успехах, на его достижениях. В таких условиях вы быстрее и легче победите невротическое заикание, а ваш малыш порадует вас правильной речью без признаков запинки.