Как называется здание для молитв
Здание для молитв
Как называется здание для молитв у христиан
1. Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике. Часть 1 (Репринт)
Отсюда ясно открывается: первые христиане имели общие с иудеями публичные собрания в храме и собственные собрания по домам. Собрание первых христиан в храме – было необходимым следствием возникновения христианства среди иудейства и близких отношений Иисуса Христа и Его учеников к Иерусалимскому храму. Собрание первых христиан по домам – отвечало потребностям первых христиан, как особого религиозного общества (естественного стремления уединиться, отправлять собственные обряды, молиться Богу в среде своих собратий и единоверцев).
Как только образовалось зерно христианской общины, члены ее в числе ста двадцати человек собираются в Иерусалиме в особой горнице, где и пребывают все единодушно в молитве и молении (Деян. I, 13–14, 16).
Когда число членов иерусалимской общины, вследствие вдохновенной проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы, значительно увеличилось, и одного дома, как бы он ни был поместителен, оказалось недостаточно, верующие стали собираться для молитв и преломления хлеба по домам группами. Эти первые места собраний христиан были молитвенными храминами, молельнями в частных домах, а не храмами в строгом смысле слова.
Когда в день воскресный или в присутствии апостолов составлялись многолюдные собрания, для них избирались более просторные помещения в домах состоятельных владельцев-христиан, и самое богослужение являлось уже с более развитой обрядовой обстановкой. В таком виде изображает ап. Павел молитвенные собрания христиан в Коринфе, где происходило и чтение Писания с объяснением его, и пение гимнов, и евхаристия с агапами.
Словом, которым называются иногда в Деяниях и Посланиях Апостольских места молитвенных собраний христиан, по мнению некоторых ученых, обозначались в первое время христианства не вообще дома, а известного устройства и назначения комнаты в них. (Выражаясь неточно и предположительно, первые христианские церкви – были столовые залы частных домов).
Трудно с точностью определить, с какого времени христиане начали строить особые здания для своих богослужебных собраний, когда появились у них первые открытые храмы. Молитвенное здание могло быть более или менее выдающимся и открытым, судя по тому, каково было положение христиан в той или другой местности, и зависело от материальных средств общины. Известия о существовании открытых храмов у христиан появляются на рубеже 2-3 вв.
Одно из ранних свидетельств об открытом храме. При императоре Александре Севере (222–235) христиане приобрели участок общественной земли и хотели построить на нем церковь. Место это, должно быть, оказалось выгодным для постройки гостиницы, и трактирщики начали с христианами процесс. Когда дело доложено было императору, он распорядился в пользу христиан и выразился таким образом: лучше пусть на этом месте поклоняются Божеству каким бы то ни было образом, чем отдавать его попираниям.
В одном месте Ориген прямо констатирует факт существования у христиан его времени храмов, когда говорит, что по случаю землетрясения, в котором были обвинены христиане, открылось на них преследование и были сожжены их церкви.
Первохристианские храмы могли возникать только в тех местностях, где положение христиан было сколько-нибудь обеспеченным от насилия язычников, и лишь тогда, когда правительственные лица не отличались фанатизмом и жестокостью.
Если припомнить, что христиане второго и следующих веков продолжали совершать свои службы и молитвы в частных домах, то значительный процент христианских богослужебных мест должен отойти к этому роду храмов.
Какие молитвенные позы практиковались в христианской традиции первых веков? (Лекция)
1. Голубцов А.П. Из истории изображений креста
2. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан. С. 95-197
Элементы богослужения – как позы и действия – в большинстве случаев универсальны (для представителей разных религий).
Молиться можно: (1) стоя; (2) на коленях; (3) сидя.
Моисею поддерживали руки воздетыми к небу, пока шла битва с амаликитянами (Исход).
Климент Александрийский говорил о молитве с воздетыми руками (Строматы)
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Во все времена Господь повелевал Своему народу строить храмы. Храмы — это дома Господа в буквальном смысле слова. Это святые места Богослужения, где люди заключают священные заветы с Богом.
Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток.
Храм- заимствовано из старославянского языка “хором” что означало “ крыша” или “навес” а позднее “дом”. В толковом словаре В.И.Даля определение “храм” следующее; здание для общественного богослужения и всякого исповедания.
Назвать самые красивые церкви в России было бы некорректно, так как каждая из них имеет свою собственную, поразительную историю и неповторимую архитектуру. Представляем вашему вниманию список лишь нескольких наиболее известных из них.
Храм Спас на Крови (Санкт-Петербург). Являясь одновременно и музеем, и памятником, храм Спаса на Крови считается одной из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Церковь Преображения Господня (Кижи). Самые красивые церкви в России, да и во всем мире, безусловно, выделяются среди остальных не только интересной архитектурой, но и уникальными технологиями строительства. Например, город Кижи в Карелии знаменит находящейся здесь деревянной церковью, построенной без использования гвоздей. Возведенная еще в начале XVIII века она до сих пор поражает своей статью, заставляя удивляться профессионализму мастеров.
Храм Христа Спасителя (Москва). Самый главный собор России находится, конечно же, в ее столице — Москве. Храм Христа Спасителя, переживший много трагических событий, является в настоящее время настоящей Меккой для паломничества.
Более чем 350-летний опыт выживания старообрядчества в экстремальных условиях дал уникальный опыт молитвы и оборудования молитвенных помещений в самых неподходящих на первый взгляд местах. В домах богатых купцов и простых крестьян всегда находилось особое место для молитвы. Иногда это были иконные уголки, закрытые от посторонних глаз домоткаными занавесками, иногда — настоящие домовые храмы с переносными престолами.
Лучшим вариантом для семейной молитвы является оборудование специального молитвенного помещения. Наиболее просто оборудовать такое помещение в частном доме. В нем почти всегда можно найти подходящую комнату, чердак или чуланчик, в котором можно соорудить иконостас, развесить лампады, паникадила, поставить аналой (лучше всего складной) и шкаф с богослужебными книгами и принадлежностями.
Молитвенное помещение в частном доме старообрядческой семьи
При сооружении домашнего молитвенного уголка следует помнить о компактности, так ка в домашних условиях трудно найти место напольному подсвечнику. Вместо него можно приобрести подвесное паникадило с лампадой и отверстиями для свечей.
Если с возжиганием свечей и лампады в домашних условиях проблем, как правило, не возникает, то есть некоторая неопределенность с каждением. Некоторые христиане полагают, что традиция несвященнического каждения ручной кадильницей кацеей принадлежит исключительно беспоповству. Это не так.
Кацея (ручная кадильница)
А утром, поднимаясь, также нужно Богу помолиться…в тишине со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить.
В сборнике преподобного Кирилла Белозерского говорится о келейной, частной молитве:
Подобает петь установленный канон в келии своей и кадить иконостас, по обычаю соборного пения. Если кому нет возможности кадить как заведено Уставом, то хотя бы раз в день.
В условиях небольшого замкнутого помещения особенное значение имеет качество ладана. Некоторые искусственные и даже натуральные ароматизаторы могут вызвать приступы удушья.
Помещение для молитвы
Более чем 350-летний опыт выживания старообрядчества в экстремальных условиях дал уникальный опыт молитвы и оборудования молитвенных помещений в самых неподходящих на первый взгляд местах. В домах богатых купцов и простых крестьян всегда находилось особое место для молитвы. Иногда это были иконные уголки, закрытые от посторонних глаз домоткаными занавесками, иногда — настоящие домовые храмы с переносными престолами.
Как выбрать место для молитвы в современном доме или квартире?
Лучшим вариантом для семейной молитвы является оборудование специального молитвенного помещения. Наиболее просто оборудовать такое помещение в частном доме. В нем почти всегда можно найти подходящую комнату, чердак или чуланчик, в котором можно соорудить иконостас, развесить лампады, паникадила, поставить аналой (лучше всего складной) и шкаф с богослужебными книгами и принадлежностями.
Планировка современных квартир тоже часто допускает наличие небольших чуланов или «слепых», без окон, комнат, где можно создать молитвенное помещение. Если площадь квартиры и количество обитателей в ней позволяет, то можно отвести под моленную отдельную комнату. В противном случае возможно размещение молитвенного уголка в комнате, отведенной под рабочей кабинет, обеденный зал или кухню. В спальнях размещать домашние иконостасы не принято.
Молитвенное помещение в частном доме старообрядческой семьи
При сооружении домашнего молитвенного уголка следует помнить о компактности, так ка в домашних условиях трудно найти место напольному подсвечнику. Вместо него можно приобрести подвесное паникадило с лампадой и отверстиями для свечей.
Традиции домашней молитвы: возжигание свечей, лампад и каждение
Если с возжиганием свечей и лампады в домашних условиях проблем, как правило, не возникает, то есть некоторая неопределенность с каждением. Некоторые христиане полагают, что традиция несвященнического каждения ручной кадильницей кацеей принадлежит исключительно беспоповству. Это не так.
Кацея (ручная кадильница)
Домашнее каждение еще до церковного раскола считалось обычаем не только обыкновенным, но и обязательным. Сборник старинных домашних обычаев «Домострой» указывает членам семьи:
А утром, поднимаясь, также нужно Богу помолиться…в тишине со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить.
В сборнике преподобного Кирилла Белозерского говорится о келейной, частной молитве:
Подобает петь установленный канон в келии своей и кадить иконостас, по обычаю соборного пения. Если кому нет возможности кадить как заведено Уставом, то хотя бы раз в день.
В условиях небольшого замкнутого помещения особенное значение имеет качество ладана. Некоторые искусственные и даже натуральные ароматизаторы могут вызвать приступы удушья.
м е ч е т ь
Молитвенное здание у мусульман
• B 2001 году в Дамаске Папа Римский впервые в истории католической церкви переступил порог этого здания
• башня, построенная для муэдзина
• в каком храме служит мулла
• в этом сооружении собираются для молитвы последователи пророка Мухаммеда
• ж. арабск мусульманский молитвеный дом; стар. мизгить. Мечетный, к мечети относящ
• именно это сооружение, находится сейчас на том месте где в 1812 году при обороне Москвы, стояли башкирско-татарские полки
• место общения араба с аллахом
• место службы муллы
• мусульманский аналог русской церкви
• мусульманское молитвенное культовое здание, храм
Небольшое здание для молитв
Последняя бука буква «я»
Ответ на вопрос «Небольшое здание для молитв «, 7 букв:
часовня
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова часовня
Маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря
Небольшая церковная постройка без престола для совершения литургии, так что в ней могут проходить только вспомогательные богослужения, например чтение часов, отчего происходит и название
Небольшая христианская культовая постройка без алтаря
Рангом ниже, чем церковь
Определение слова часовня в словарях
Примеры употребления слова часовня в литературе.
Улица Орфевр упиралась концом в боковой фасад собора, дом Гюбера преграждал проход со стороны алтарной абсиды, так что улица была бы настоящим тупиком, если бы с другой стороны от нее не отходила Солнечная улица, которая тянулась узким проходом вдоль боковых часовен и выводила к главному фасаду, на Монастырскую площадь.
Часовня Откэров была одной из самых отдаленных, самых темных во всей старинной романской абсиде, узкая, голая, похожая на вырубленный в скале склеп, с ребристыми низкими сводами.
Стены часовни украшали фрески работы фра Анджелико, выполненные в 1447-1449 годах от Рождества Христова и представлявшие собой квинтэссенцию простодушия и невинности.
Молитвенную, куда перевезли по частям из Гоа всю тамошнюю часовню, и ореховую исповедальню, которой пользовался в Аннеси св.
Когда мы летось ходили к Троице, — заходили в часовню на Никольской, святого маслица афонского на лжице принимали из лампады и прикладывались к темным прорезам на серебре, где за стеклышками частицы мощей Целителя почивают.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Здание для молитв и религиозных обрядов, в котором есть священное место и символы, 4 буквы, сканворд
Слово из 4 букв, первая буква — «Х», вторая буква — «Р», третья буква — «А», четвертая буква — «М», слово на букву «Х», последняя «М». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Долгоножка Хвалится: — Я ли не красавица? А всего-то — Косточка Да красненькая кофточка! Показать ответ>>
Долгорукий старичок В уголке сплёл гамачок. Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!» Показать ответ>>
Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Дали братьям тёплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился.
Случайный анекдот:
У страха глаза велики и мочевой пузырь слабый.
Знаете ли Вы?
В кафе и барах Вены установлены автоматы, предназначенные для отрезвления слишком захмелевших. После получения мелкой монеты автомат через специальное отверстие выбрасывает наружу порцию паров высококонцентрированного нашатырного спирта. Стоит только пьянице поднести к отверстию нос, как он тут же протрезвеет.
Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн
Здание для молитв и религиозных обрядов, в котором есть священное место и символы
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Здание для молитв и религиозных обрядов, в котором есть священное место и символы «, 4 буквы:
храм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова храм
Дом для богослужения
Место служения науке, искусству, высоким помыслам
Видео (кликните для воспроизведения). |
Примеры употребления слова храм в литературе.
Одним словом, религии, взятые с их организациями и реальной жизненной активностью, без которых они теряют смысл, а не только с учениями, храмами и религиозными ритуалами, выходят далеко за рамки менталитетной сферы.
Поэтому, когда до него дошел слух, что жене верховного жреца великого древнего храма в Абидосе открылось перед смертью будущее и богиня Хатхор предрекла ее устами, что сын ее станет фараоном, он смертельно перетрусил и призвал к себе самых доверенных лиц из своей охраны: его телохранители были греки и не боялись совершить святотатство, поэтому Авлет приказал им плыть в Абидос, отрубить сыну верховного жреца голову и привезти ему эту голову в корзине.
Я поплыву на ней с жрецами мемфисского храма Птаха, которые привезли к нам, в Абидос, мумию одного из знатнейших горожан Гелиополиса и похоронили в усыпальнице, сооруженной неподалеку от могилы благодетельного Осириса.
Воистину же счастливым был тот, чья мумия могла совершить путешествие в Абидос и остановиться хотя бы вдалеке от стен храма.
Просмотренные свитки прорицаний Август запер в ларец, поставленный под пьедесталом статуи Аполлона в храме, который он построил на Палатинском холме возле своего дворца.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Здание для молитв и религиозных обрядов, в котором есть священное место и символы, 4 буквы, 3 буква «А», сканворд
Слово из 4 букв, первая буква — «Х», вторая буква — «Р», третья буква — «А», четвертая буква — «М», слово на букву «Х», последняя «М». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Ему нелегко, вероятно. Он ездит туда и обратно, Вперед и назад, и кругами, Цепляясь за провод рогами. Показать ответ>>
Если б не было его, Не сказал бы ничего. Показать ответ>>
Если бросить в Чёрное море красный камень, то какой он будет? Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Ничего не пишите и не используйте калькулятор. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?
Случайный анекдот:
. Рос Иван не по дням, а по часам. Детства у него по сути и не было.
Знаете ли Вы?
Самым дешевым автомобилем из всех когда-либо выпускавшихся компанией Форд был *Форд-Мустанг*.
Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн
Здание для молитв и религиозных обрядов, в котором есть священное место и символы, 4 буквы, 4 буква «М», сканворд
Слово из 4 букв, первая буква — «Х», вторая буква — «Р», третья буква — «А», четвертая буква — «М», слово на букву «Х», последняя «М». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Катились каточки по ясному мосточку, увидали зорю — пали в воду. Показать ответ>>
Катится бочка, Нет на ней ни сучочка. Показать ответ>>
Кафтан на мне зелёный, А сердце, как кумач, На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Однажды ёжик научился дышать попой. Что было потом?
Случайный анекдот:
После обнаружения черных ящиков была наконец-то установлена реальная причина катастрофы сразу нескольких самолетов в Америке. Ибо последняя запись бортового самописца во всех случаях гласила:
— Произошла неустранимая ошибка в системе. Вам необходимо связаться со службой поддержки компании «Microsoft» для устранения этой проблемы. Сейчас программа автоматически направит Ваш самолет к ближайшему офису нашей компании.
Знаете ли Вы?
Ленивцы проводят 75% жизни во сне.
Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн
Дом молитвы
Слово в Великий Понедельник
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу.
Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха.
Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы?
После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» [1] – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17).
В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться?
О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.
Имущественные отношения, прием пожертвований были и остаются неотъемлемой частью функционирования храма. Исцеляя больного проказой, рассматривая случай с корваном как имуществом, посвященным Богу, или случай обиды на брата, Иисус Христос не только не запрещал, но и побуждал учеников жертвовать на храм: «Примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24; см. также: Лк. 5: 14; Мк. 7: 11). В зависимости от социального статуса и материального состояния приносителей, жертвы могли варьироваться от вола до двух горлиц (см. книгу Левит). При этом оценку той или иной жертве в древности давали священники, они же вели соответствующие записи в специальных книгах – так сказать, «за свечным ящиком».
Согласно книге Деяний, первые христиане имели общее имущество (см.: Деян. 2: 45), из фондов которого специально назначенные диаконы оказывали помощь нуждающимся, вдовам и сиротам (Деян. 6: 1–6). Вполне возможно, что уже в древности были не только диаконы, но и диакониссы (см.: Рим. 16: 1), которые помогали оказывать помощь из кассы Церкви и вели учет всех расходов, так сказать, за «свечным ящиком».
Если Господь не запрещает человеку приносить в храм пожертвования и даже хвалит ту женщину, которая потратила на Него лично миро стоимостью в 300 динариев (см.: Мк. 14: 4–6), значит, проблема не в том, что у нас в притворах храмов собираются пожертвования за записки и свечи, а в чем-то большем. Иисус Христос в первую очередь противопоставляет «дом молитвы» – «дому торговли» (Ин. 2: 16), обвиняя иудеев в том, что они сделали «дом молитвы» – «вертепом разбойников» (Лк. 19: 46).
Понятие «дом молитвы» в данном контексте восходит к еврейскому выражению «бэйт тфила» ( בֵּית־תְּפִלָּה – Ис. 56: 7). Тфила ( תְּפִלָּה ) – это в первую очередь мольба, прошение, плач. Давид плакал о себе: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!» (Пс. 60: 1). Через пророка Исаию Господь сказал царю Езекии, что Он услышал молитву его и «увидел слезы его» (Ис. 38: 5). Тфила – это также ходатайство царя или пророка пред Богом за народ (см.: Ис. 37: 4; Иер. 7: 16, 11: 14); это благословение народа священниками (см: 2 Пар. 30: 27); это молитва покаяния (см.: Дан. 9: 3; Неем. 1: 6).
Когда Бог явился ночью Соломону после освящения первого Иерусалимского храма, то сказал ему: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7: 12–14).
Из этих слов видно, что прощение грехов и исцеление земли не приходит автоматически как награда за терпение скорбей. Нет, страждущие должны сами смириться, молиться и обратиться от своих худых путей.
От лица Бога пророк Исаия упрекает людей за механическое произнесение слов молитв, в то время как сердце приходящих в храм занято посторонними вещами. «Их страх стал предо Мной просто-напросто заученной заповедью» (Ис. 29: 13). Формальную молитву Господь обесценивает: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7: 6). Следовательно, запустение «дома молитвы» начинается с запустения души самого молящегося.
Дерзнем добавить, что слова Спасителя: «Не делайте дом молитвы вертепом разбойников» – относятся не только к каменным храмам и не только к духовенству. «Вертепом разбойников», по пророку Иеремии, дом Божий становится тогда, когда люди, входящие в него, не имеют чистого сердца. «Не надейтесь на обманчивые слова, – говорит Иеремия, – “здесь храм Господень”… вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: “мы спасены”, чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер. 7: 4–11).
Итак, «вертепом разбойников» может быть не только место, где злоупотребляют храмовыми полномочиями, но и любой человек, в душе которого хозяевами стали страсти зависти, обмана, лицемерия и обиды на брата своего. Таким людям Господь прямо говорит: прежде «примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24). Бог не примет наш плач о грехах, если каждый из нас не простит «от сердца» брату своему его согрешений (см.: Мф. 18: 35; 6: 14–15). Но еще хуже будет с теми, кого уже пригласили на брачный пир Небесного Жениха, а они, пренебрегши этим, пошли на свое поле или на торговлю (см.: Мф. 22: 5). Такие, поистине, обменяли свои души на маммону, сделали свой «дом молитвы» – «домом торговли».
Бесплодная смоковница не виновата в том, что ранней весной на ней еще не было плодов (см.: Мк. 11: 13). Но ее мгновенное засыхание по слову Господа – урок для нас. Своим пышным внешним зеленеющим видом смоковница обещала плоды, а кроме одних листьев ничего не содержала. Так и те, кто имеет только внешний вид исполнителей Закона, а плодов веры не приносит, Господь может иссушить во мгновение ока.
Пусть же, дорогие отцы, братия и сестры, примеры проклятия смоковницы и изгнания торгующих из храма будут для нас предупреждением. Те, кто не сохраняет одежды крещения белыми, кто благочестив только по наружности, но вера его не приносит плода, тому напрасно повторять слова: «Здесь храм Господень». Не стоит обвинять других и духовенство и говорить, что мне не молится в таком-то храме. На всяком месте Бог слышит молитву, плач о грехах из глубины сердца. Но если кто-либо, отправляясь в «дом Божий», еще таит обиду на ближнего, тот уже сделал душу свою «вертепом разбойников».
[1] «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 6–7).
[2] Выражение «дом Божий» в Священном Писании впервые упоминается по отношению к видению Иаковом таинственной лествицы, а не по отношению к конкретному зданию храма (см.: Быт. 28: 17).
[3] В Деян. 16: 13 «молитвенным домом» назван не Иерусалимский храм, а синагога.
[4] Ексапостиларий на утрени богослужения Великого понедельника.
Как называется здание для молитв у христиан
1. Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике. Часть 1 (Репринт)
Отсюда ясно открывается: первые христиане имели общие с иудеями публичные собрания в храме и собственные собрания по домам. Собрание первых христиан в храме – было необходимым следствием возникновения христианства среди иудейства и близких отношений Иисуса Христа и Его учеников к Иерусалимскому храму. Собрание первых христиан по домам – отвечало потребностям первых христиан, как особого религиозного общества (естественного стремления уединиться, отправлять собственные обряды, молиться Богу в среде своих собратий и единоверцев).
Как только образовалось зерно христианской общины, члены ее в числе ста двадцати человек собираются в Иерусалиме в особой горнице, где и пребывают все единодушно в молитве и молении (Деян. I, 13–14, 16).
Когда число членов иерусалимской общины, вследствие вдохновенной проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы, значительно увеличилось, и одного дома, как бы он ни был поместителен, оказалось недостаточно, верующие стали собираться для молитв и преломления хлеба по домам группами. Эти первые места собраний христиан были молитвенными храминами, молельнями в частных домах, а не храмами в строгом смысле слова.
Когда в день воскресный или в присутствии апостолов составлялись многолюдные собрания, для них избирались более просторные помещения в домах состоятельных владельцев-христиан, и самое богослужение являлось уже с более развитой обрядовой обстановкой. В таком виде изображает ап. Павел молитвенные собрания христиан в Коринфе, где происходило и чтение Писания с объяснением его, и пение гимнов, и евхаристия с агапами.
Словом, которым называются иногда в Деяниях и Посланиях Апостольских места молитвенных собраний христиан, по мнению некоторых ученых, обозначались в первое время христианства не вообще дома, а известного устройства и назначения комнаты в них. (Выражаясь неточно и предположительно, первые христианские церкви – были столовые залы частных домов).
Трудно с точностью определить, с какого времени христиане начали строить особые здания для своих богослужебных собраний, когда появились у них первые открытые храмы. Молитвенное здание могло быть более или менее выдающимся и открытым, судя по тому, каково было положение христиан в той или другой местности, и зависело от материальных средств общины. Известия о существовании открытых храмов у христиан появляются на рубеже 2-3 вв.
Одно из ранних свидетельств об открытом храме. При императоре Александре Севере (222–235) христиане приобрели участок общественной земли и хотели построить на нем церковь. Место это, должно быть, оказалось выгодным для постройки гостиницы, и трактирщики начали с христианами процесс. Когда дело доложено было императору, он распорядился в пользу христиан и выразился таким образом: лучше пусть на этом месте поклоняются Божеству каким бы то ни было образом, чем отдавать его попираниям.
В одном месте Ориген прямо констатирует факт существования у христиан его времени храмов, когда говорит, что по случаю землетрясения, в котором были обвинены христиане, открылось на них преследование и были сожжены их церкви.
Первохристианские храмы могли возникать только в тех местностях, где положение христиан было сколько-нибудь обеспеченным от насилия язычников, и лишь тогда, когда правительственные лица не отличались фанатизмом и жестокостью.
Если припомнить, что христиане второго и следующих веков продолжали совершать свои службы и молитвы в частных домах, то значительный процент христианских богослужебных мест должен отойти к этому роду храмов.
Какие молитвенные позы практиковались в христианской традиции первых веков? (Лекция)
1. Голубцов А.П. Из истории изображений креста
2. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан. С. 95-197
Элементы богослужения – как позы и действия – в большинстве случаев универсальны (для представителей разных религий).
Молиться можно: (1) стоя; (2) на коленях; (3) сидя.
Моисею поддерживали руки воздетыми к небу, пока шла битва с амаликитянами (Исход).
Климент Александрийский говорил о молитве с воздетыми руками (Строматы)
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Во все времена Господь повелевал Своему народу строить храмы. Храмы — это дома Господа в буквальном смысле слова. Это святые места Богослужения, где люди заключают священные заветы с Богом.
Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток.
Храм- заимствовано из старославянского языка “хором” что означало “ крыша” или “навес” а позднее “дом”. В толковом словаре В.И.Даля определение “храм” следующее; здание для общественного богослужения и всякого исповедания.
Назвать самые красивые церкви в России было бы некорректно, так как каждая из них имеет свою собственную, поразительную историю и неповторимую архитектуру. Представляем вашему вниманию список лишь нескольких наиболее известных из них.
Храм Спас на Крови (Санкт-Петербург). Являясь одновременно и музеем, и памятником, храм Спаса на Крови считается одной из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Церковь Преображения Господня (Кижи). Самые красивые церкви в России, да и во всем мире, безусловно, выделяются среди остальных не только интересной архитектурой, но и уникальными технологиями строительства. Например, город Кижи в Карелии знаменит находящейся здесь деревянной церковью, построенной без использования гвоздей. Возведенная еще в начале XVIII века она до сих пор поражает своей статью, заставляя удивляться профессионализму мастеров.
Храм Христа Спасителя (Москва). Самый главный собор России находится, конечно же, в ее столице — Москве. Храм Христа Спасителя, переживший много трагических событий, является в настоящее время настоящей Меккой для паломничества.
Более чем 350-летний опыт выживания старообрядчества в экстремальных условиях дал уникальный опыт молитвы и оборудования молитвенных помещений в самых неподходящих на первый взгляд местах. В домах богатых купцов и простых крестьян всегда находилось особое место для молитвы. Иногда это были иконные уголки, закрытые от посторонних глаз домоткаными занавесками, иногда — настоящие домовые храмы с переносными престолами.
Лучшим вариантом для семейной молитвы является оборудование специального молитвенного помещения. Наиболее просто оборудовать такое помещение в частном доме. В нем почти всегда можно найти подходящую комнату, чердак или чуланчик, в котором можно соорудить иконостас, развесить лампады, паникадила, поставить аналой (лучше всего складной) и шкаф с богослужебными книгами и принадлежностями.
Молитвенное помещение в частном доме старообрядческой семьи
При сооружении домашнего молитвенного уголка следует помнить о компактности, так ка в домашних условиях трудно найти место напольному подсвечнику. Вместо него можно приобрести подвесное паникадило с лампадой и отверстиями для свечей.
Если с возжиганием свечей и лампады в домашних условиях проблем, как правило, не возникает, то есть некоторая неопределенность с каждением. Некоторые христиане полагают, что традиция несвященнического каждения ручной кадильницей кацеей принадлежит исключительно беспоповству. Это не так.
Кацея (ручная кадильница)
А утром, поднимаясь, также нужно Богу помолиться…в тишине со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить.
В сборнике преподобного Кирилла Белозерского говорится о келейной, частной молитве:
Подобает петь установленный канон в келии своей и кадить иконостас, по обычаю соборного пения. Если кому нет возможности кадить как заведено Уставом, то хотя бы раз в день.
В условиях небольшого замкнутого помещения особенное значение имеет качество ладана. Некоторые искусственные и даже натуральные ароматизаторы могут вызвать приступы удушья.