Как называется здание мусульманского храма
Как называются разные части мечети?
Разные части мечетей имеют свои названия, пишет Hurriyet.
Мечеть – это место, предназначенное для богослужения. Как правило, она состоит из разных частей и элементов. Если одни из них общие для всех мусульманских храмов, другие имеются только в некоторых. Какие составные части и элементы выделяются в мечети?
1 – Минарет: башня, которую раньше строили для произнесения с ее вершины азана и сообщения каких-то вестей. В современных мечетях они выполняют по большей части декоративную функцию. Как правило, минареты проектируют в 1,5 раза выше мечети.
2 – Минбар: кафедра, с которой имам произносит пятничные проповеди (хутба).
3 – Михраб: ниша в стене, направленной в сторону киблы. В михрабе стоит имам во время проведения коллективного намаза. Также он помогает прихожанам определить сторону, в которую надо совершать намаз.
4 – Айван: сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Встречается в сельджукской, османской, иранской архитектуре.
5 – Портик: галерея, поддерживаемая колоннами или арками.
6 – Место для опоздавших на намаз: это место включает в себя расположенные ближе к входу части айвана и портика. Здесь совершают намаз те, кто опоздал на начало молитвы.
7 – Хюнкар махфили: это часть, предназначенная для молитвы султана, членов семьи и высокопоставленных чиновников. Такой элемент возник в мечетях Османской империи.
8 – Курси: кафедра, с которой произносят проповедь разные проповедники.
9 – Женский зал: часть мечети, отведенная для совершения намаза женщинами.
10 – Муэдзин махфили, мукабарийа: специальная платформа в главном зале, предназначенная для муэдзинов.
11 – Внутренний двор: двор мечети, окруженный айваном.
12 – Кладбище, хазире: кладбище в саду мечети, которое является одним из элементов многих османских мечетей. Здесь обычно хоронили людей, построивших мечеть, или государственных деятелей.
13 – Шадырван, сабиль: фонтан для омовения во дворе или у входа мечети. Встречается в османской архитектуре.
14 – Мукаббира: место, с которого имам повторяет для собравшихся восхваления Аллаха (такбир).
15 – Гасильхане: помещение, где омывают и готовят к погребению умерших
16 – Мусалла ташы: каменная скамья, на которой устанавливают тело умершего при совершении заупокойного намаза. Встречается, в частности, в турецких мечетях.
18 – Пиштак (мадхал-и раис, сардар или джюмле капысы): оформленный в виде высокого портала главный вход в мечеть.
Мечеть
Архитектурное сооружение, являющееся у мусульман помещением, в котором происходят молитвенные богослужения, называется мечетью. В переводе с арабского языка слово «мечеть» означает «место поклонения».
Мусульманская мечеть является не только местом для совершения намаза, но служит и для исполнения религиозных ритуалов: совершения обрядов никяха, заупокойной молитвы, заучивания Корана, преподавания исламских дисциплин, совершения зикров, является местом отдыха и успокоения для души, обсуждения социальной жизни. Во времена Пророка Мухаммада ﷺ мечеть выполняла многие социальные функции: в ней содержались военнопленные и жили бездомные мусульмане, принимались решения по политическим и экономическим вопросам мусульманской общины молодого государства.
Этимология понятия
Научная теория гласит, что термин «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», производного от корня «саджада», значение которого – «падать ниц». Слово «Масджид» означает место поклонения или место, где совершают земные поклоны. Так называют любое место на земле, в котором верующий человек имеет возможность совершить поклонение Господу в то время, как совершает молитву. Такое место должно быть ритуально чистым.
История
Для мусульман мечеть является местом, где они собираются, чтобы совершить коллективную молитву, намаз. В ней могут собираться и с другой целью: для коллективного изучения основ исламской религии.
Но функционально первой мечетью стал именно дом, в котором жил Аммар ибн Ясир, сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ. Вторая мечеть в Мекке была основана Абу Бакром.
После того как Пророк Мухаммад ﷺ совершил хиджру, по его распоряжению в Кубе, пригороде Медины, была построена мечеть, и относительно нее был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ аят Корана, где было сказано, что она основана «на богобоязненности с первого дня». После этой мечети была построена Мечеть Пророка ﷺ В Медине.
Мечеть Пророка ﷺ находится в Медине, история зарождения мусульманского государства тесно связана с этой мечетью, являющейся второй святыней Ислама.
Конец седьмого века ознаменовался разделением мечетей на типы по своему функционалу и назначению:
мечети, которые предназначались для обязательных пятикратных ежедневных намазов, стали называть квартальными. В таких собираются небольшие мусульманские общины, чтобы совершить ежедневные пятикратные обязательные намазы и провести организационные общественные собрания;
мечеть, в которой всей уммой совершается коллективный пятничный намаз, называют соборной джума-мечетью. Джума мечеть обычно большая, она рассчитана на большое количество верующих. Соборные джума-мечети предназначены для того, чтобы верующие совершали в них коллективные праздничные и пятничные намазы, расположены они в крупных городах мира, и если город – мегаполис, то в нем может быть таких мечетей несколько;
центральную мечеть в столице называют кабир-джами;
городская мечеть, которая имеет вид открытой большой площади и используется для того, чтобы проводить богослужения в большие религиозные праздники Ураза байрам или Курбан байрам, называется намазгох. Такие мечети строят за пределами города. Они предназначены для того, чтобы в них совершались жертвоприношения животных, и это объясняет их архитектурные особенности – мечети намазгох всегда представляют собой открытое место;
Мечеть аль-Акса является третьей по важности мечетью в Исламе, более подробно об этой мечети читайте здесь.
Расцвет Соборной мечети пришелся на период правления Омейядов – в это время архитектурные формы и ее декоративные элементы создавались такими, чтобы показывать величие правителей государства, а также материальное благополучие мусульманской уммы и ее процветание. Вход в мечеть украшался арками и росписями, внутри мечети присутствовали элементы декора и каллиграфии.
Простые мечети в это время становятся более разнообразными по своим формам, часто приобретают значения квартальные или районные, некоторые выступают частью здания дворца правителя как придворное святилище, в них совершают ежедневные индивидуальные намазы или проводят обряды похорон.
У всех культовых религиозных сооружений в исламе есть основная черта: все они ориентированы на направление, называемое киблой, то есть на Каабу в Мекке. В переводе с арабского языка термин «кибла» означает «то, что напротив». Этим термином также называют стену мечети или другого молитвенного сооружения, которая расположена позади здания и направлена в сторону Каабы.
Архитектура и функциональные особенности
Особенности архитектуры заключаются в том, что это в основном отдельно стоящее здание, у которого есть купол-гамбиз. В ряде случаев к мечети прилегает внутренний двор, как в мекканской Аль-Харам. К зданию мечети пристраивают в виде флигелей башни-минареты. Их количество должно быть кратно двум, и может достигать девяти, но по исламу количество не должно превышать числом количество минаретов в аль-Харам. Для маленьких мечетей допустимо иметь один минарет.
Минареты служат для того, чтобы муэдзин с них призывал к намазу правоверных мусульман. Особенности архитектуры мечетей и ее элементов могут зависеть от региональных особенностей и климата той части мира, в которой она находится: так, у Соборной мечети в китайском Сиане минарет сделан в форме буддийской пагоды.
В молитвенном зале не должно быть изображений живых существ, а на стенах молитвенного зала допускается размещать начертания цитат из Священной Книги Коран на арабском языке.
Кристальная мечеть (Хрустальная мечеть) находится в Малайзии.
В стене, которая обращена к Мекке, располагается ниша, михраб, в котором совершает молитву имам. От михраба по правую сторону располагается минбар или кафедра, с которой имам читает проповеди для верующих, когда совершается пятничная или праздничная молитва.
При мечетях функционируют религиозные школы или медресе. В средние века в мусульманском мире особенно были развиты школы при мечетях, и они не были исключительно религиозными: в таких школах преподавали как религиозные догматы ислама, так и общие предметы, как математика, чтение и письмо. Тогда же в мечетях стали проходить общие собрания граждан. Часто в мечетях находили приют паломники и просто странники.
Наиболее распространены мечети, представляющие собой здание из двух этажей, у которого есть купол и минареты. Внутри таких мечетей установлены михрабы и минбары. Поблизости от здания мечети устанавливают комнаты для ритуального омовения вуду, а также общественные туалеты.
Элементы
Михраб – это ниша, которая может быть вогнутой, плоской и условной. Такую нишу перекрывают аркой или сводом, также это может быть вставленная в рамку конха. Эта ниша должна быть ориентирована на Каабу.
Аназа – это стена, которая может представлять собой мраморную резную доску или деревянную нишу, которую располагают неподалеку от входа. В переводе с арабского название «аназа» означает «стрела». Аназа – это что-то типа михраба, но расположенного во дворе мечети.
Максура в мечети должна быть обустроена для того, чтобы ей мог воспользоваться правитель или представитель административной власти в мечети. Максура представляет собой помещение квадратной формы, которое располагается поблизости от минбара и михраба, но отгорожено от остального зала металлическим или деревянным резным простенком.
Соборная мечеть «Сердце Чечни» находится в Грозном, является одной из крупнейших мечетей в мире, общей вместимостью (включая площадь перед мечетью и летнюю галерею) около 20 000 верующих. За архитектурную основу взята «Голубая мечеть» в Стамбуле под названием «Султан Ахмет».
Дикка – это платформы, которые оборудованы специально для муэдзинов, чтобы они стояли на платформах и повторяли за имамом его движения, а верующие могли смотреть на муэдзинов и повторять движения за ними.
Хаузы в мечетях оборудованы для того, чтобы верующие могли совершить ритуальное омовение вуду перед тем, как войти в мечеть, поэтому такие помещения или хаузы располагаются во дворе за пределами мечети.
По архитектурным признакам мечети могут подразделяться на определенные типы:
мечети, в которых минареты устанавливают в углу (такие имеют широкое распространение в татарском городском зодчестве);
мечети, два минарета которых представляют собой здание с куполом, у которого главный вход фланкирован двумя высокими минаретами в форме цилиндра (такие чаще всего строят в Средней Европе и на Ближнем Востоке).
Этикет посещения мечети
Для посещения мечети необходимо соблюсти некоторые правила:
одежда мужчин и женщин, входящих в мечеть, должна соответствовать предписаниям ислама, и если она не отвечает требованиям шариата, то женщине могут предложить надеть хиджаб, а мужчине – облачиться в халат;
следует снять обувь перед тем, как войти в молитвенный зал;
следует совершить ритуальное омовение перед тем, как совершить намаз;
при входе в мечеть следует совершить намаз в два ракаата, который называется «молитва приветствия мечети» или «тахият аль-масджид», перед тем, как присесть.
Возможно вам будет интересно почитать о том, можно ли христианам заходить в мечеть?
Интересные факты
Мечеть на верхнем этаже башни Бурдж-Халифа в Дубае является самой высоко расположенной в мире.
Севернее всего в мире расположена мечеть в Норильске Нур-Камаль.
Стеклянная Мечеть или Мадина Масджид была открыта в Индии в 2012 году, и это первая мечеть в мире, она была полностью построена из стекла и пока не имеет в мире аналогов. В ее молельных залах могут одновременно располагаться больше двух тысяч человек.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
10 самых красивых мечетей
Выдающиеся места для молитвы мусульман разных традиций и эпох
Единственное сооружение, которое мусульмане называют домом Бога, находится в Мекке, на территории Заповедной мечети: это главная святыня ислама — Кааба. В направлении Каабы мусульмане молятся, к ней они совершают обязательное паломничество (хадж). Здания мечетей (от араб. масджид — «место поклонения») храмами не являются, это лишь пространство для совместной молитвы. В отличие от других религий, ислам не формулирует требований к планировке, структуре и символике мечетей; их архитектура, как правило, определяется местными традициями, климатом и вкусами заказчиков. Рассказываем о самых выдающихся мечетях разных традиций и эпох.
1. Мечеть Омейядов
Дамаск, Сирия, VIII век
Мечеть Омейядов была построена в 715 году в столице халифата Дамаске — на месте, где раньше были сначала арамейский и римский храмы, а позже — византийская церковь. Прежних построек практически не осталось, но с византийских времен здесь хранится важная христианская реликвия — частица головы Иоанна Крестителя, почитаемого также в исламе как пророк Яхья.
Строительство мечети было инициировано халифом Валидом I из династии Омейядов — первой мусульманской наследственной монархии. По преданию, халиф сказал горожанам: «Существуют четыре вещи, которые возвысили вас над остальным миром: ваш климат, ваша вода, ваши фрукты и ваши бани. К этому я хочу прибавить пятое — эту мечеть».
Молитвенный зал мечети спроектирован как типичная раннехристианская базилика длиной более 130 метров; ее три нефа, равные по ширине и высоте, разделены двухъярусными аркадами и имеют открытые двускатные деревянные перекрытия, сохранившие следы средневековых росписей. Коринфские капители колонн и отдельные каменные блоки с резьбой были взяты из разрушенного римского храма. Короткая ось мечети, ведущая к михрабу (нише, указывающей направление на Мекку) оформлена как трансепт (поперечный рукав креста в плане христианских базилик), и на ее пересечении с центральным нефом установлен купол — один из первых в исламской архитектуре.
Перед входом в молитвенный зал расположен огромный вытянутый двор, окруженный двухъярусной галереей. Выходящая во двор аркада молитвенного зала до конца XIX века оставалась открытой, не изолируя зал от двора: так было принято во всех арабских мечетях. В центре двора — фонтан для омовений (сабиль); в западной части — небольшая постройка с мозаичными панно, поднятая на древних колоннах (говорят, что здесь хранилась казна халифата: у всех на виду, но не дотянуться). Считается, что именно в мечети Дамаска появился первый минарет — башня, с которой звучит призыв на молитву. Позже были добавлены еще два минарета (для композиции — используют обычно один).
Главной реликвией мечети Омейядов, наряду с частицей головы Иоанна Крестителя, является усыпальница с головой имама Хусейна — внука пророка Мухаммада. Реликварий Иоанна Предтечи расположен в восточной части молитвенного зала, где установлен особый режим поклонения для христиан. За северной стеной мечети расположен мавзолей султана Салах ад-Дина (Саладина), изгнавшего крестоносцев из Иерусалима.
2. Мечеть Сиди Укба
Кайруан, Тунис, VII–IX века
Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и основал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «караван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расширявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строительства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внешние контрфорсы, придавшие зданию вид неприступной крепости.
Михраб, декорированный резными мраморными панелями и перламутровыми вставками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.
Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский деревянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колонны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с различными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магрибинских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фризы с растительным орнаментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротехническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей.
В кайруанской мечети впервые в мусульманской архитектуре использованы подковообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пятами (основаниями). Подобные арки, названные мавританскими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архитектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.
Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский университет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и самой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.
3. Мечеть Ибн Тулуна
Каир, Египет, IX век
В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укрепления власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.
Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — столице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знаковый памятник своих сюзеренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (минарете), стоящей за пределами молитвенного двора со стороны, противоположной кибле. Как и его прототип в Самарре, минарет опоясан внешней лестницей как спиралью. В качестве строительного материала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для средневековой архитектуры Египта, где не было недостатка в камне.
Здесь арабские мастера уже почти отказались от использования элементов античных и византийских зданий. Внутренние поверхности арок покрыты резным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяжении столетий служила предметом изучения для мусульманских художников.
Позже, в XIII веке, в центре двора был возведен фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.
Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгораживавшая периметр культового здания от жилых и базарных кварталов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная открытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молитвы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из мусульманской архитектуры Ирака.
4. Мечеть Кувват аль-Ислам
Дели, Индия, XII век
После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необходимость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могущество новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).
Строительство ансамбля началось в 1192 году по персидскому образцу, с которым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 метров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и павильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямоугольника двора, и широкий открытый молитвенный зал, перекрытый куполами. Однако местные мастера, в отличие от персидских коллег, не владели ни техникой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструкций, обычных для иранских построек. Был найден компромисс: мечеть сохранила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекрытия, потребовавшие большого количества опор. Строительным материалом послужили фрагменты разрушенных индуистских и джайнских храмов, на месте которых строился комплекс, и в момент эта практика получила идеологическое обоснование: культовое сооружение новой веры возводилось из руин попранных храмов идолопоклонников, зримо свидетельствуя о действительной мощи ислама.
Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делийской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из красного песчаника, оказались не просто фигуративные изображения, но рельефные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельефных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как мусульманской архитектуры, так и традиционной индийской скульптуры и орнаментальной резьбы.
Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, покрытым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности постройки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако каллиграфическая резьба, выполненная местными мастерами, превратилась в аналог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.
Минарет комплекса (Кутб-Минар) представляет собой сужающуюся пятиярусную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой высокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.
Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продолжать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпичной тумбой высотой около 25 метров.
5. Мечеть Юч Шерефели
Эдирне, Турция, XV век
Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болгарией в середине XIV века почти на столетие стал столицей Османской империи. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее трех площадок для муэдзина (служителя мечети, призывающего на молитву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».
До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византийских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей составлялись из одинаковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огромный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиозное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.
Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоящими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пятиглавую композицию здания.
Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку большого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется композиция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для больших султанских мечетей Стамбула. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре минарета — тем самым был не только заложен новый стандарт фиксации территории мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалконный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструкция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.
6. Мечеть Шаха
Исфахан, Иран, XVI–XVII века
В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казвина в центр Персии — в Исфахан. Церемониальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло Игра в поло появилась в середине I тысячелетия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямоугольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огромная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до годов.
Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность композиции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вестибюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.
Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 малыми куполами. На полу под центральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозглашает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз.
Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орнаментом в желто-синей цветовой гамме, перетекающим на решетки в световых проемах. Керамическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.
Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформлены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре башни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадающей с осью площади.
7. Мечеть Султанахмет
Стамбул, Турция, XVII век
Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре османской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византийского ипподрома и Большого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерьера изразцовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.
Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постановке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным пропорциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеобразного «соревнования возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, растущей вверх и образующей пирамидальный объем, доминирующий над исторической частью города.
Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По легенде, такое рекордное для своего времени количество башен появилось в результате ошибки: перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная мечеть в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.
8. Мечеть Фейсала
Исламабад, Пакистан, XX век
Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появившегося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим усилия многих мусульманских стран. Инициатором строительства большой мечети был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году международный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в предгорьях Гималаев здание, символизирующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.
К тому моменту по проекту Далокая возводилась большая мечеть в Анкаре: там зодчий, сохранив традиционный образ купольной мечети, отказался от несущих стен и свел конструкцию здания к единственному вспарушенному своду Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опиравшемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строительства новаторский проект был признан слишком авангардистским, и на готовом фундаменте было возведено вполне османское здание. Переработанный проект Далокай представил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого перекрытия, но сохранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.
Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из треугольных плоскостей по принципу крестового свода. Мечеть образно сравнивают с белоснежным шатром, раскинутым у подножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооружения. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитектурная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоскостей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсветкой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.
Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представляют собой конструкцию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основную идею заказа.
Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окруженным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульманских зданий. Исламабадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской ритуальной функциональности с авангардистскими конструктивными решениями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульманской культовой архитектуре.
9. Мечеть Хасана II
Касабланка, Марокко, XX век
Прекрасным примером современного прочтения традиционных форм мечети является здание, построенное в Касабланке. Амбициозный заказ короля Марокко Хасана II был ориентирован на создание не только самой западной мечети Старого Света, но и постройки, уступающей размерами только мекканской Заповедной мечети. По результатам конкурса заказ был передан архитектурному бюро француза Мишеля Пинсо и реализован в 1986–1993 годах.
Пинсо, долго работавший в Марокко, вдохновился стихом Корана, гласящим, что трон Аллаха находится на воде (Кор. 11:7), и вынес фундамент здания в океан, создав искусственную платформу в зоне прилива и расположив молитвенный зал мечети буквально «над водами»: сквозь стеклянные вставки в полу можно видеть перекатывающиеся волны.
Архитектор внимательно изучил местные художественные традиции и наполнил постройку узнаваемыми цитатами, предельно корректно введя современное культовое здание в контекст всего мусульманского зодчества и создав своеобразную энциклопедию зодчества Магриба. Композиция молитвенного помещения, вмещающего 20 тысяч человек, воспроизводит поперечные базиликальные залы классических марокканских мечетей с понефным скатным перекрытием и зеленой черепицей; композиция ансамбля отсылает к мечети Омейядов в Дамаске. Открытое пространство перед мечетью, рассчитанное на размещение еще 80 тысяч молящихся, вызывает ассоциации с площадкой Храмовой горы Иерусалима перед мечетью Аль-Акса. Декор насыщен отсылками к римским, арабским и мавританским памятникам. Раздвижная крыша, конструкция которой позаимствована из театральных и спортивных сооружений, дает возможность совершать молитву под открытым небом, напоминая о ритуальной практике первых мусульман. В то же время, не отступая от традиций и интерпретируя художественную классику, Пинсо сумел создать совершенно новый архитектурный образ: двор перед мечетью не четырехугольный, а треугольный, направленный вершиной на восток, что заставляет сравнивать мечеть Хасана II с кораблем, причаливающим к африканскому берегу.
Дополнительное сходство с образом корабля придает минарет — четырехгранная призма, полностью соответствующая традициям мавританской архитектуры, но развернутая углом к зданию. Достигая 210 метров, минарет в Касабланке не только удерживает звание самого высокого минарета, но и обеспечивает мечети Хасана II статус самого высокого религиозного сооружения в мире (для сравнения: башни Кельнского собора, одного из самых высоких соборов мира, поднимаются на 157 метров). С наступлением темноты установленный на минарете лазерный прожектор направляет в сторону Мекки зеленый луч.
Современный архитектурный шедевр стал безусловной достопримечательностью Касабланки, однако мусульманская община приняла новую мечеть настороженно: молящихся пугали застекленные проемы в полу, которые приходится огораживать; потребовалось также установить особый режим посещения памятника туристами. Кроме того, сразу после открытия мечети Хасана II потребовалось дополнительное укрепление ее платформы, размываемой океанскими приливами.
10. Мечеть шейха Зайда
Абу-Даби, ОАЭ, XXI век
Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султана ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строительство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из главных достопримечательностей ближневосточной страны.
Поскольку о особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено превратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архитектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, могольского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типичном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможностям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называемого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала мавританская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусульманской культурой.
Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвышаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «великолепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.
Хотя само здание построено из бетона с применением современных технологий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капители колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкрустированы растительным орнаментом из цветного камня (по образцу могольских культовых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчитанных точек зрения.
Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позолоченными капителями напоминают о сирийских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудрагоценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.
Особое внимание уделено освещению мечети: помимо семи огромных позолоченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.
Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным примером сочетания традиционных форм и современных технологий, продемонстрировав один из вариантов «современной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.