Как называлась библиотека ивана грозного
Как называлась библиотека ивана грозного
Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.
Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».
При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.
Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.
Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.
В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.
Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.
Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.
Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.
Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».
При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.
Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.
Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.
В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.
Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.
Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.
В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет
Таинственная библиотека царя Ивана Грозного столетиями не дает покоя историкам, археологам и просто энтузиастам. По самым скромным подсчетам, ценность книг, которые входят в это уникальное собрание, превосходит стоимость коллекции всей Грановитой палаты. Но это с материальной точки зрения, а если судить с исторической, то Либерия (именно так называл свою библиотеку сам царь) не имеет цены. Но существует ли она в реальности? Почему при современном уровне техники найти большое собрание книг в центре Москвы не могут самые опытные поисковики?
Легенда гласит, что коллекцию книг, которую мы знаем как библиотеку Ивана Грозного, столетиями собирали византийские императоры. В России собрание фолиантов и рукописей оказалось в качестве приданного византийской царевны Софьи Палеолог, выданной за великого князя Московии Ивана III.
Софья Палеолог – бабушка Ивана Грозного
Современники упоминают, что библиотека въехала в Москву в 1472 году на 70 подводах и тут же была спрятана в кремлевских подземельях. На такую предосторожность Софья Палеолог вынуждена была пойти из-за того, что деревянная Москва постоянно горела и огонь мог уничтожить бесценное сокровище.
Как оказалось, предосторожность была совсем не лишней – в 1473 году, всего спустя год после приезда Софьи в Россию, Москву охватил очередной разрушительный пожар. В тот раз горел даже Кремль, но драгоценная Либерия, находящаяся глубоко под землей, не пострадала.
Какие книги входили в библиотеку?
Информация о том, что за книги и свитки входили в состав библиотеки византийских императоров очень скудна. В разных источниках 15–16 столетий упоминается, что большинство книг были на древнегреческом, древнееврейском языках и латыни. Некоторые современники утверждали, что часть сокровищ была некогда спасена из сгоревшей Александрийской библиотеки.
Из бессмертных ворений, известных всем, нужно отметить «История» Тита Ливия, «Энеида» Вергилия, «Комедии» Аристофана, сочинения Цицерона. Но также были там и труды менее известных сегодня авторов, таких как Вафиас, Гелиотроп, Замолей. Некоторые абсолютно уверены, что царь Иван IV, получив сокровище, дополнил его книгами из собрания казанского хана.
Кто-то даже брал на себя смелость утверждать, что были там и книги из библиотеки Ярослава Мудрого. Все это не более чем предположения, но, как бы там ни было, отрицать то, что Либерия имеет невероятную материальную, культурную и историческую ценность, глупо.
Хранители Либерии
Интересно, но большая часть информации о библиотеке Ивана Грозного дошла до нас благодаря иностранцам. Первым, кто получил доступ к книгам и занялся их изучением и описанием был Максим Грек – монах из Афонского монастыря. Ему поручил систематизировать книги и перевести их на русский язык великий князь Василий III – отец Ивана Грозного.
Девять лет старец провел возле бесценного собрания и его работа упоминается в известном «Сказании о Максиме Греке»:
Эта часть литературного памятника средневековой Руси вызывает у многих историков сомнения, но опровергнуть подлинность этого отрывка пока не удалось.
Вторым ученым, получившим неограниченный доступ к книгам, стал современник Ивана IV протестантский пастор Иоганн Веттерман из Дерпта, попавший в плен в ходе Ливонской войны. Его царь привез в Москву в 1570 году специально для изучения библиотеки и настрого приказал хорошенько изучать Либерию, но при этом помалкивать.
Вскоре Веттерману удалось бежать из Московии и, разумеется, он тут же рассказал всем о сокровище московского царя. В «Ливонской хронике» сказано, что библиотека сберегается в двух просторных сводчатых подвалах, входы в которые при необходимости замуровываются и становятся невидимыми.
Веттерман, якобы, составил по памяти список книг, состоящий из 800 пунктов, который вскоре был утерян. Всплыл этот перечень только в 1834 году в архиве эстонского города Пярну. Но был ли этот документ настоящим проверить не удалось, поэтому всерьез его никогда не воспринимали.
Где искать библиотеку царя Ивана IV?
В истории с Либерией много противоречий, пробелов и нестыковок. Но судя по многочисленным сведениям, оставленным заслуживающими доверия авторами, можно с уверенностью говорить о том, что она существовала и, возможно, до сих пор находится в одном из древних кремлевских подвалов.
Угловая Арсенальная башня Кремля
Последний раз библиотеку видели в 16 веке и примерно с этих же пор непрерывно разыскивают. В 1601 году в Москву прибыла тайная миссия иезуитов Ватикана, перед которой стояла задача найти книги. Разумеется, они уехали ни с чем. В 1724 году состоялись официальные поиски, первые в истории. Их организовал Российский Сенат, но снова без результатов.
В 19 столетии многие относились к библиотеке скептически, считая ее частью городского фольклора. Тем не менее попечителем Исторического музея князем Н. С. Щербатовым были организованы масштабные поиски, которые снова не увенчались успехом.
В начале 20 века в Кремле искать почти перестали, зато начали активно исследовать Александр, Коломенское и Вологду, где подолгу жил Иван Грозный в последние годы своей жизни. При СССР впервые Либерией занялись в 1933 году и снова искать начали в Москве. В этот раз внимание ученых привлекла Арсенальная башня Кремля, в основании которых было немало неисследованных пустот.
Под башней библиотеку не нашли, но зато отыскали потайной ход в Арсенал, выложенный белым кирпичом, из которого был построен первый Московский Кремль. Последние серьезные поиски проводились уже после развала СССР в 1995–1999 годах. Так как ни малейших следов ценного книжного клада обнаружено не было, на поисках поставили жирный крест.
Сегодня библиотека Ивана Грозного тревожит умы энтузиастов, которые не оставляют попыток ее отыскать в московских подземельях. Группы любителей ежедневно спускаются в столичные коллекторы, соединенные с древними переходами и коммуникациями, в надежде обрести книги, славу и богатство.
Но Либерия не дается в руки и даже не оставляет подсказок. Существует более 60 версий того, где может находиться библиотека, в том числе самые неутешительные. Некоторые считают, что книги все-таки сгорели при очередном московском пожаре. Есть и те, кто уверен, что коллекцию во время Смуты похитили поляки и искать ее нужно далеко за пределами России. Но большинство версий продолжают подогревать азарт искателей и толкают их на новые опасные путешествия подземной Москвой.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Тайна библиотеки Ивана Грозного. Какие книги там хранились
Особняком же стояли бесценные фолианты. В них рассказывалось об истории человеческой цивилизации и зарождении жизни на земле.
Весь этот гигантский кладезь вселенских знаний, по приказу царя, надёжно укрыли в подземном хранилище. Только самые верные и преданные люди имели в него доступ.
Иногда, в страшной тайне, заходили они под мрачны своды, брали бережно в руки одну из рукописей и доставляли её пред светлые очи государя.
Иван Грозный неторопливо и вдумчиво знакомился с мудростью предков, а затем повелевал вернуть обратно дорогую вещь. Ту, скрытно от посторонних глаз, уносили в подземелье, и она опять занимала своё законное место в секретной библиотеке.
Со смертью царя затерялись и все следы таинственного хранилища. Знавшие о нём или умерли, или были казнены. Остались только смутные слухи. Очевидцев же, видевших воочию это помещение с находящимися в нём манускриптами, меньше чем пальцев на руке. Их воспоминания расплывчаты, неясны и у многих не вызывают доверия.
Тайна библиотеки Ивана Грозного
Такова информация о Библиотеке Ивана Грозного на сегодняшний день. Никаких достоверных данных, подтверждающих её существование, нет. Однако разговоры вокруг да около ведутся уже четыреста лет, а как известно, дыма без огня не бывает. С чего же и когда всё это началось?
Библиотека Ивана Грозного и Византийская империя
В 395 году Великая Римская империя прекратила своё существование как единое государство. Она была разделена на Западную Римскую империю и на Восточную Римскую империю. В 476 году восточные земли стали называть Византийской империей, так как «вечный город» Рим пал под ударами варваров.
Пальма первенства, по праву, перешла к городу Константинополю. Именно он стал столицей Византийской империи. Просуществовала эта держава ещё целую тысячу лет. Были у неё и взлёты и падения, но великий город на берегах Босфора стоял незыблемо.
Он являлся крупнейшим торговым и культурным центром огромного региона. Его влияние испытали на себе и Киевская Русь, и мусульманский мир, и европейские страны.
За много веков, в хранилищах церковных храмов, в закромах византийских владык накопилось большое количество манускриптов разных эпох и народов. Все эти рукописи представляли из себя огромную как историческую так и научную ценность.
Естественно, за всем этим богатством следили и ухаживали, поддерживали в читабельном виде и неустанно пополняли новыми книжными шедеврами. К середине XV столетия царствующая династия Палеологов стала обладательницей очень ценной библиотеки.
Последний византийский император Константин XI Драгаш (1405-1453) не тянулся к знаниям. Книгам он предпочитал воинское искусство, но это вовсе не означает, что при нём на бесценные манускрипты никто не обращал внимание. За библиотекой также следили и ухаживали как и раньше.
В 1453 году турки осадили Константинополь. После двухмесячной осады город пал. Произошло это трагическое событие 29 мая. Защитники великого города были либо убиты, либо взяты в плен, либо бежали. Константин XI разделил участь павших в бою, защищая до последнего вздоха вверенную ему предками территорию.
Напрашивается логический вывод: турки захватили библиотеку и большую часть книг уничтожили. Мусульмане не могли допустить, чтобы христианские церковные издания остались на той земле, которую они после победы считали своей собственностью. Существует, однако, вполне обоснованное предположение, что бесценные манускрипты вывезли из города и спасли от варварского уничтожения.
Ни для кого не секрет, что в обороне Константинополя принимали участие генуэзцы, венецианцы, а также множество наёмников из различных европейских стран. Генуя и Венеция представляли из себя в то время могущественные города-государства.
Правда звезда Генуи уже закатывалась, а Венеции пока ещё сияла. Она начнёт тухнуть сразу после падения великого города, когда турок уже ничто не будет сдерживать.
Именно семь генуэзских судов, пять венецианских и пять судов, принадлежавших Константинополю, прорвали турецкую блокада и ушли в открытое море. Завоеватели не стали преследовать эти корабли, дабы не накалять отношения с сильными и богатыми городами-государствами.
На палубах этих плавучих средств находились не только потрёпанные в боях воины. Среди блестевших на солнце доспехов можно было увидеть и чёрные рясы священнослужителей, и бархатные накидки знатных людей. Мелькали и женские платья.
Вельможи, купцы, служители господа спасали себя и своё имущество. Это им вполне удалось, так как очень скоро корабли оказались у безопасных итальянских берегов.
Совсем не исключено, что на одном из судов лежали где-нибудь в трюме и бесценные манускрипты, принадлежавшие византийским императорам. Образованные люди не могли оставить их туркам. Они спасли духовное богатство может быть даже в ущерб материальному.
Древние свитки и книги оказались в Риме под присмотром служителей Католической церкви. Таким образом, Библиотека Ивана Грозного (именно так она обозначается в наше время) нашла себе временное пристанище.
Библиотека Ивана Грозного и Софья Палеолог
Дальнейшую судьбу Библиотеки Ивана Грозного связывают с именем Софьи Палеолог (1455-1503). Это представительница византийской императорской династии Палеологов, племянница Константина XI. То есть женщина имела самую что ни на есть благородную «голубую кровь». В то время такое ценилось не меньше чем несметные богатства, а для некоторых правителей подобное происхождение значило даже больше чем золото.
После падения Византийской империи настала очередь и её главной провинции Мореи (полуостров Пелопоннес). Именно ей правил отец Софьи Фома Палеолог. Семья вынуждена была перебраться в Италию. Она нашла пристанище при дворе Папы Римского.
В десять лет девочка осталась без родителей. Сначала умерла мать, а через три месяца ушёл в мир иной и отец. Два брата и сама Софья отдались полностью на волю Католической церкви. Их воспитанием занялся кардинал Виссарий Никейский (1403-1472).
В 1464 году конклав назначил нового Папу. Стал им Павел II (1417-1471). Был он человеком умным, дальновидным и расчётливым. Духовный наставник католицизма понимал, что в лице Софьи приобрёл вполне осязаемое богатство и очень приличный политический капитал. Любая венценосная особа посчитала бы за счастье обвенчаться с девушкой, в жилах которой текла кровь византийских императоров.
Поэтому Папа Павел II не торопился с выбором жениха, хотя желающих на это место было предостаточно. Он прикидывал и взвешивал, стремясь как можно более выгодно для себя и церкви пристроить юное создание.
В 1467 году умирает Мария Тверская (1442-1467) – жена великого Московского князя Ивана III (1440-1505). Умирает в совсем молодом возрасте: ей только-только исполняется 25 лет. Владыка могучих восточных земель остаётся вдовцом.
Именно на него и падает выбор Папы Павла II, стремящегося сгладить разногласия между Католической и Православной церквями, найти путь к согласию и сотрудничеству, а также усилить своё влияние на востоке. Софья как раз и должна была стать связующим звеном в этом трудном и щепетильном деле.
В 1469 году Папа Римский предлагает великому Московскому князю Ивану III сочетаться в браке с 14-летней Софьей Палеолог. В Москву отправляется портрет девушки. Образ юного создание производит впечатление на вдовца.
Но главное совсем не в этом. В жилах девушки течёт кровь Палеологов – царствующей династии, которая почти двести лет правила Византийской империей. Это гораздо важнее юности и приданного. Кстати, приданного у Софьи совсем нет.
Живёт она на полном содержании у Католической церкви, и если та что и в силах за девушкой дать, так это коллекцию древних книг и свитков. Принадлежит последняя по праву Софье, так как собиралась многими поколениями византийских цезарей.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается да нескоро дело делается. Венчание состоялось лишь в ноябре 1472 года в стольном граде Москве. Причиной всему стали большие расстояния, дворцовые этикеты, различные условности. На всё это ушло три года.
За такой срок и невеста стала более взрослой и опытной. Зрелость её достигла таких границ, что когда она приехала в Москву, то сразу отреклась от католичества и приняла православие, тем самым не оправдав надежд нового Папы Римского Сикста IV (1414-1484).
Бесценное духовное богатство в виде манускриптов прибыло в Москву вместе с Софьей Палеолог. Предание гласит, что убоявшись пожаров, великая княгиня повелела схоронить книги и свитки в подвале церкви Рождества Богородицы. Считалась та испокон веков домовой церковью великих княгинь в Московском кремле, поэтому величайшая коллекция всегда находилась под рукой у новой жены Ивана III.
Дальнейшая судьба Библиотеки Ивана Грозного
Софья Палеолог умерла в 1503 году. Через два года за ней следует и великий князь Иван III. Вся власть переходит к Василию III (1479-1533) – сыну Софьи и отцу Ивана Грозного.
Предания сообщают нам, что именно при великом Московском князе Василии III все манускрипты были переведены на русский язык. Сделал это Максим Грек (1470-1556) – известный публицист и переводчик того времени.
Сколь достоверна данная информация – неизвестно. Не является секретом только то, что Максим Грек очень долго находился в Москве и занимался переводами различных текстов под личным присмотром великого князя.
Что за тексты, какую они информацию содержали – точных данных об этом нет. Известно лишь, что переводы осуществлялись с греческого языка. Причём источников было очень много. Максим Грек успешно справился с работой, чем вызвал большое удовлетворение Василия III.
В дальнейшем, информация о библиотеке Ивана Грозного всплыла только в самом конце XVI века. Написал о ней рижский бургомистр Франц Ниенштедт.
В своих записях он ссылается на немецкого пастора Иоганна Веттермана. Якобы этот почтенный муж сыскал уважение русского самодержца Ивана Грозного своей праведной жизнью и набожностью.
Тот пригласил пастора в Кремль в 1570 году. Здесь он решил похвастаться перед ним древнейшими манускриптами, хранящимися в подземелье.
В сопровождении трёх дьяков пастор проследовал в хранилище. Ему показали огромное количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках. Иоганн Веттерман помнил и имена сопровождавших его служителей: Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника.
Двоих из них казнили в 1571 году, третьего же Никиту Фунику также лишили жизни на несколько лет позже.
Видимо библиотека Ивана Грозного находилась под присмотром именно этих людей. После их смерти всякие следы этого ценного хранилища затерялись.
Есть предположение, что Иван Грозный приказал перевести все книги в Александровскую слободу. Она являлась его крепостью во времена опричнины (1565-1572). Где-то на её территории был построен тайник, куда и сложили бесценные манускрипты.
После смерти первого царя всея Руси библиотеку никто в глаза не видел. Нет никаких и свидетельских упоминаний об этом книгохранилище. Грозный владыка вполне мог отдать приказ уничтожить всех строителей и подрядчиков, имевших касательство к возведению этого убежища.
Остались только смутные слухи, предположения и записи Франца Ниенштедта. Именно последние во все времена и являлись главным доказательством того, что библиотека Ивана Грозного не фантазия, а вполне осязаемая реальность.
В 1724 году большой сенсацией стал рассказ московского пономаря Конона Осипова. Он поведал окружающим, что знакомый дьяк перед смертью поделился с ним знаниями о подземном хранилище под Кремлём.
Якобы стоят в нём сундуки набитые книгами и свитками. Двери в то хранилище железные, висят на них замки с сургучными печатями. Есть там и узкие окна заделанные решётками. Выходят они в подземные коридоры и служат для вентиляция.
Информацией заинтересовался Правительствующий Сенат. Были посланы люди, организованы земляные работы. Копали долго и много, но найти ничего не смогли.
В существование тайного книгохранилища верил Наполеон Бонапарт. В 1812 году, когда его войска вошли в Москву, он отдал приказ найти манускрипты седой древности в подвалах Кремля. Однако поиски французов не увенчались успехом: библиотеку не обнаружили.
В 1834 году немецкий профессор права Вальтер Клоссиус (1796-1838) издал так называемый «список Дабелова». Христофор Дабелов (1768-1830) – профессор Дерптского университета нашёл в старых архивах в 1822 году загадочный список. В нём перечислялись очень редкие манускрипты. Возраст некоторых из них исчислялся двумя тысячами лет. Профессор предположил, что перечень составил Иоганн Веттерман сразу после отбытия из Москвы.
Вальтер Клоссиус выразил большие сомнения на счёт подлинности данного списка. Дабелов передал ему не подлинник, а копию, написанную собственноручно на немецком языке XIX века. Оригинал же непонятным образом пропал. Его загадочное исчезновение профессор Дерптского университета объяснить никак не смог.
Веское слово о библиотеке Ивана Грозного сказал историк Лихачёв Николай Петрович (1862-1936). Он заявил, что тайное книгохранилище несомненно должно где-то существовать. То есть, по сути, он признал, что воспоминания Иоганна Веттермана заслуживают внимания и лично у него не вызывают никакого сомнения. С ним согласились многие видные историки того времени.
Поистине фанатом библиотеки являлся российский археолог и историк Стеллецкий Игнатий Яковлевич (1878-1949). Он изучал планы Московского кремля разных эпох, знакомился с архивами. В первой половине 30-х годов под его руководством велись раскопки под обеими Арсенальными башнями Кремля.
Он планировал начать работы под Никольской башней, но поступил приказ всю деятельность свернуть до лучших времён. Наступали страшные годы репрессий, и режиму было не до подземных книжных хранилищ.
Где может находиться библиотека Ивана Грозного
Шестьдесят лет никто о тайном книгохранилище не вспоминал. Всплеск активности пришёлся на 1995 год. Энтузиазм не спадает и в наши дни. Поисками подземной сокровищницы человеческой мудрости упорно занимаются историки, не отстают от них и диггеры.
Исследователи указывают множество мест где может находиться библиотека Ивана Грозного. В первую очередь это безусловно Московский Кремль. Большой соблазн представляют Арсенальные башни.
Немалый интерес вызывает и Тайницкая башня у Кремлёвской набережной. Есть мнения, что древние манускрипты схоронены под Колокольней Ивана Великого. Не обошли вниманием и Соборную площадь.
Конкретный же участок местности, где с наибольшей вероятностью может находиться хранилище, к сожалению никто назвать не может.
Существует также предположение, что библиотека Ивана Грозного спрятана в музее-заповеднике Коломенском – бывшей царская вотчина. В ней Иван IV регулярно праздновал свои именины. Это сотни гектаров земли с церквями и постройками. По приказу царя в этом месте вполне могли устроить подземное книгохранилище.
Немалый интерес вызывает и Александровская слобода – ныне город Александров Владимирской области. Одно время, при Иване Грозном, она считалась негласной столицей Московского государства.
Именно в Александровской слободе были сосредоточены все невидимые нити правления опричниной, именно отсюда исходили царские указы и решения, принёсшие много горя русской земле.
Тайна библиотеки Ивана Грозного. В каком городе может находится
Так что территорию Александровского кремля вполне можно рассматривать, как место, где надёжно упрятана в подземельях библиотека Ивана Грозного.
Ну и наконец город Вологда. Это северная царская резиденция. Иван IV жил здесь долгое время, планируя создать на этих землях оплот и столицу опричнины. При нём велось активное строительство Вологодского кремля. По ряду причин эти работы не были закончены, успели воздвигнуть только стены с башнями, соборный храм, а также дворец и церковь при нём.
Кто знает, быть может именно в Вологду царь и велел перевезти из Москвы библиотеку. Было вырыто подземное хранилище, соединяющееся с дворцом тайным ходом. По вечерам, при свете свечей, владыка знакомился с мудростью предков. Возможно эта мудрость, в конце концов, повлияла на его решение остановить строительные работы, да и упразднить опричнину.
Библиотека Ивана Грозного несомненно представляет из себя одну из величайших загадок истории. Никто не может с полной уверенностью сказать, существовала ли она или это красивая легенда, придуманная людьми с богатым воображением. Несомненно только одно – настойчивые поиски этого кладезя мудрости лишний раз подчёркивают, что современному человеку совсем небезразлично духовное богатство предков.
В этом вопросе некоторые искатели наверное руководствуются и корыстным расчётом – ведь древние издания должны стоить очень дорого. Но в любом случае, если библиотека будет обнаружена, те кто её найдут, в полной мере получат и почёт и уважение, независимо от побуждений и мотивов, которые ими двигали.
Вернуть человечеству утерянное на 400 лет духовное богатство – это поступок, достойный остаться в анналах истории и заслуживающий памяти потомков.