Как называлась первая космическая станция
Как называлась первая космическая станция
46 лет назад, 19 апреля 1971 года, ракетой-носителем «Протон-К» на орбиту Земли с космодрома БАЙКОНУР была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция (ДОС) «Салют-1».
Поначалу станцию планировали назвать «Заря» и именно это слово было написано на ее борту. Но уже на БАЙКОНУРЕ выяснилось, что примерное значение имеет название запущенного в 1970 году первого китайского спутника, и станцию решили переименовать. По другой версии, название «Заря» можно было перепутать с радиопозывным Земли. Так или иначе, «Заря» стала «Салютом», а потом это название унаследовали и большинство других орбитальных станций этой серии.
Рабочий отсек — основное помещение станции, где должны были работать и жить космонавты, конструктивно был выполнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником. В зоне малого диаметра РО у люка для перехода в ПхО размещался центральный пост управления станцией с пультами и бортовой цифровой вычислительной машиной. В этой же части отсека располагались два поста для проведения астроориентации, приборы системы ориентации, иллюминаторы, а также стол для работы и приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель еды, бортовая документация, магнитофон и другие бытовые предметы. В зону большого диаметра РО сбоку был встроен негерметический отсек научной аппаратуры в виде конуса до потолка станции. В нем размещался орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1 и другие научные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой. Также в зоне большого диаметра рабочего отсека находились спальные места космонавтов, тренажеры («бегущая дорожка» и велоэргометр), холодильники с запасом продуктов и емкости с водой.
К торцевой части РО большого диаметра примыкал агрегатный отсек (АО). Он был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через конический переходник с цилиндрической оболочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м. Эта часть представляла собой корпус агрегатного отсека корабля 7К-ОК, в котором была установлена корректирующая двигательная установка.
24 апреля 1971 года к станции стартовал корабль «Союз-10», пилотируемый командиром Владимиром ШАТАЛОВЫМ, бортинженером Алексеем ЕЛИСЕЕВЫМ и инженером-испытателем Николаем РУКАВИШНИКОВЫМ. 24 апреля корабль произвел стыковку со станцией, однако из-за неисправности стыковочного узла корабля перейти экипажу на станцию не удалось. Пробыв в состыкованном состоянии более 5 часов, корабль удалось отстыковать от станции. Так и не начав работу на станции экипаж «Союза-10», 25 апреля вернулся на Землю.
6 июня 1971 года стартовал корабль «Союз-11», пилотируемый командиром Георгием ДОБРОВОЛЬСКИМ, бортинженером Владиславом ВОЛКОВЫМ и инженером-испытателем Виктором ПАЦАЕВЫМ. 7 июня корабль успешно состыковался со станцией. Пробыв на станции до 29 июня, спускаемый аппарат «Союза-11» 30 июня совершил посадку на Землю. К несчастью, при спуске на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата в верхних слоях атмосферы. Экипаж погиб.
11 октября 1971 года орбитальная станция по командам ЦУПа была сведена с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы. Несгоревшие обломки упали в Тихий океан.
«Новый тип космического аппарата»: как СССР создал первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют»
19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» успешно вывела на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию (ДОС) «Салют». В отличие от выводившихся ранее пилотируемых орбитальных станций, «Салют» имел шлюз для пристыковки грузового космического корабля, что давало ему возможность автономно работать на орбите на протяжении большого периода времени.
«Запуск первой долговременной орбитальной станции открыл принципиально новый этап в исследовании и освоении человеком космического пространства. ДОС-1 представляла собой новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически и с участием человека решать самые разные научно-прикладные задачи в условиях длительного полёта», — говорится на сайте госкорпорации «Роскосмос».
В ведомстве отмечают, что «орбитальные станции со сменяемыми экипажами сделали возможной непрерывную работу людей в космическом пространстве, позволили исследовать влияние космоса и невесомости на организм человека, проводить астрофизические исследования, а также исследования поверхности и атмосферы Земли».
Обитаемый космос
Станция «Салют», которая в документах также обозначалась как «Изделие 17К» или №121, разрабатывалась в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне НПО «Энергия»). Работы по её созданию начались в конце 1969 года. Руководил проектом главный конструктор Василий Мишин.
Масса «Салюта» составляла 18,6 т. Он предназначался для работы на околоземной орбите на высоте 200—300 км. Продолжительность полёта станции ограничивалась ресурсом системы жизнеобеспечения и бортовым запасом топлива и составляла 175 суток.
Орбитальная станция состояла из трёх отсеков: переходного и рабочего (оба герметичные) и негерметичного агрегатного.
Через пять дней после запуска и выведения «Салюта» на орбиту к станции был отправлен космический корабль «Союз-10» с первым экипажем. На борту корабля находились командир Владимир Шаталов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-испытатель Николай Рукавишников. Экипаж успешно произвёл стыковку со станцией, однако на «Салют» попасть ему не удалось — помешала неисправность стыковочного узла на «Союзе». В результате через 5 часов 30 минут после стыковки космический корабль был вынужден отстыковаться. 25 апреля трое космонавтов благополучно вернулись на Землю.
6 июня 1971 года СССР отправил к «Салюту» второй экипаж на борту корабля «Союз-11». На этот раз стыковка прошла штатно и космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев 7 июня 1971 перешли из пристыковавшегося корабля на станцию. Таким образом, они стали первым в истории экипажем долговременной орбитальной станции.
В общей сложности команда Добровольского провела на орбите порядка 23 суток. За это время им удалось провести картографирование звёздного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион», исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства и выполнить большую программу медицинских экспериментов.
Полностью выполнив программу полёта, экипаж отстыковался от станции и направился к Земле. Однако вернуться домой им было не суждено — во время спуска произошла авария. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата трое космонавтов погибли.
После выяснения причины трагедии Государственная комиссия приняла решение временно прекратить полёты и модифицировать космический корабль «Союз». Станция же продолжала работать на орбите в беспилотном режиме.
11 октября 1971 года по команде с Земли на «Салюте» был включён двигатель «на торможение», после чего станция вошла в плотные слои атмосферы и прекратила своё существование.
После этого Советский Союз продолжил развивать программу создания орбитальных станций. В рамках этой программы разработки велись по двум направлениям: гражданскому (ДОС) и военному (серия станций «Алмаз», которые официально всё равно назывались «Салютами»). Первым занимался ЦКБЭМ, а вторым — Центральное конструкторское бюро машиностроения (сейчас — АО «ВПК «НПО машиностроения»).
Как отмечают эксперты, работа шла непросто: советские конструкторы создавали абсолютно новое направление в науке и промышленности, поэтому многочисленные трудности и ошибки в этом деле были неизбежны.
Так, запуск ДОС-2 в 1972 году провалился из-за аварии ракеты-носителя. Станция ДОС-3 в ноябре 1973-го вышла на орбиту, но из-за неполадок в аппаратуре пришла в непригодность, какое-то время совершала пассивный полёт, а позднее при попытке изменить высоту орбиты вошла в атмосферу и прекратила своё существование. Из-за неудачных пусков эти станции формально не получили порядкового номера в рамках программы «Салют».
Более успешным оказался запуск в апреле 1973 года «Салюта-2», который разрабатывался по программе «Алмаз». Однако и в этот раз случилась нештатная ситуация: на станции произошла разгерметизация, из-за чего на орбите она провела лишь 54 дня. Экипажи к ней не отправлялись.
Исправить многие ошибки удалось при создании станции «Салют-3». Она была запущена на орбиту 25 июня 1974 года и провела в космосе 213 суток.
К «Салюту-3» был направлен экипаж в составе командира Павла Поповича и бортинженера Юрия Артюхина. После событий 1971 года было решено совершать полёты только в скафандрах, поэтому экипаж сократился до двух человек.
Артюхин и Попович провели на станции 15 дней и успешно вернулись на Землю.
Станция «Салют-3» создавалась в рамках военной программы «Алмаз», поэтому в экспериментальных целях на ней была установлена 23-мм автоматическая пушка, созданная на основе авиационной пушки НР-23.
Последующие запуски станций «Салют-4», «Салют-5», «Салют-6» и «Салют-7» прошли без эксцессов. С каждым новым пуском увеличивалось время пребывания аппарата на орбите и продолжительность работы экипажей.
Прорывным считается запуск «Салюта-8», который стал основой для первого в мире многомодульного орбитального комплекса «Мир». В его составе в общей сложности станция провела на орбите 5510 суток.
А «Салют-9», который изначально планировался как основа российского орбитального комплекса «Мир-2», в итоге вошёл в состав российского сегмента Международной космической станции (МКС) в виде модуля жизнеобеспечения «Звезда». В этом качестве станция до сих пор работает на орбите.
«Чрезвычайно сложная задача»
По словам научного сотрудника Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, программа создания долговременных орбитальных станций стала прорывом в освоении космоса.
«Станция «Салют» открыла новые возможности. Благодаря этому проекту впоследствии космонавты могли больше времени проводить в космосе и решать широкий спектр задач. Именно эта платформа послужила основой для реализации проекта «Мир», благодаря которому были получены серьёзные результаты, в том числе в ходе различных медицинских экспериментов», — рассказал аналитик в беседе с RT.
В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что в ходе разработки проекта «Салют» советским инженерам удалось решить множество сложнейших технических задач.
«Создать станцию, разместить на орбите и сделать её обитаемой — это чрезвычайно сложная задача. Например, необходимо было создать систему жизнеобеспечения, которая могла бы долгое время делать станцию пригодной для жизни. Нужно было разработать систему реабилитации космонавтов, которая позволяла бы восстановить здоровье. Были освоены вопросы выхода в космос, ремонта орбитальной станции. Всё это делалось впервые в истории нашими учёными», — подчеркнул эксперт в разговоре с RT.
По словам Кнутова, создание «Салютов» было важно и с точки зрения обеспечения обороны СССР.
«На станциях военного назначения «Алмаз» имелись уникальные технологии, в том числе возможности оптического контроля за военными и гражданскими объектами. Эти орбитальные станции играли важнейшую роль в обеспечении обороноспособности страны», — сказал Кнутов.
Все эти достижения позволили в последующем создать орбитальную станцую «Мир», а затем и МКС, добавил он.
«СССР сделал потрясающие разработки, которые будут востребованы в дальнейшем и послужат базой для создания новой орбитальной станции», — считает аналитик.
Эксперты сошлись во мнении, что вне зависимости от судьбы МКС, эксплуатационный ресурс которой подходит к концу, Россия должна продолжать развивать программу создания орбитальных станций.
«Без напряжённой каждодневной работы, которая сейчас проводится на МКС, нельзя рассчитывать на удачное проведение каких-либо экспедиций по освоению космоса в будущем. Без таких станций, без опыта, накопленного в ходе их работы, человечество не добьётся нового прорыва в этой области», — заключил Натан Эйсмонт.
50 лет назад была запущена первая в истории орбитальная станция «Салют-1»
Подготовка орбитальной станции «Салют-1»
В 1964 году генеральный конструктор ракетно-космических систем Владимир Челомей предложил советскому правительству идею орбитальной пилотируемой станции (ОПС), которая смогла бы пробыть в космосе несколько лет и была рассчитана на экипаж из двух или трех космонавтов. Через три года ОКБ-52 под руководством Челомея подготовило проект ОПС «Алмаз», которая могла выполнять как военные, так и мирные научные задачи.
Основной задачей станции было ведение космической разведки.
Она состояла из четырех основных частей: агрегатного отсека, отсека с телескопом для наблюдения за Землей, рабочего отсека и возвращаемого аппарата. Работы по «Алмазу» шли медленно, поэтому в 1971 году в космос была запущена упрощенная версия – долговременная орбитальная станция «Салют-1» (ДОС-1). Она состояла из трех отсеков – агрегатного, рабочего и переходного, к которому пристыковывался корабль «Союз».
Масса станции равнялась 18,6 т (из них вес научной аппаратуры – 1,5 т), длина цилиндрической части составляла 13,1 м, максимальный диаметр едва превышал 4 м. Для обеспечения станции электроэнергией к ее корпусу прикреплялись две секции панелей солнечных батарей размахом 10 м и площадью 33 м².
Несколько корпусов орбитальных станций (ОС) были переданы из ОКБ-52 Челомея в ОКБ-1.
Целью запуска с космодрома Байконур являлась отработка элементов конструкции и бортовых систем, проведение научных исследований и экспериментов в космическом полете.
19 апреля 1971 года станция «Салют-1» была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» со следующими параметрами: максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) – 222 км, минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) – 200 км, период обращения – 88,5 минуты, наклонение орбиты – 51,6 градуса.
«По 15-минутной готовности Госкомиссия и все гости покинули душные служебные помещения и поднялись на трибуну наблюдательного пункта. В такую весеннюю ночь с наслаждением вдыхаешь воздух, напоенный степными ароматами. «Пятисотка» (ракета-носитель «Протон-К» — «Газета.Ru») действительно красива в свете прожекторов, когда она стоит на старте, освободившись от башен обслуживания и наземной предстартовой суеты. Минутная готовность! Разом умолкли разговоры. Чувствую, как внутренне напряглись все стоящие на наблюдательном пункте. На секунды ночная степь заливается ослепительным светом, и на нас обрушивается оглушительный рев. «Пятисотка» легко взлетает, затмив своим ярким факелом звезды. В космос уносится первый ДОС. Тогда мы еще не осознавали и не могли предвидеть, что этим пуском открыли эру орбитальных космических станций», — вспоминал ученый-конструктор Борис Черток в своей книге «Ракеты и люди».
На первом этапе полет осуществлялся в автоматическом режиме. После отделения орбитального блока станции от последней ступени ракеты-носителя автоматически раскрылись панели солнечных батарей и заняли рабочее положение антенны бортовых радиосистем. По команде с Земли было приостановлено вращение орбитального блока, начавшееся при его отделении от ракеты.
Полет «Салюта-1» начался не без проблем. 19 апреля организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин записал в своем дневнике: «По первым докладам мы убедились в успешном выходе станции на орбиту и раскрытии ее антенн и солнечных батарей. Однако в конце первого витка выяснилось, что на станции не открылась крышка отсека научной аппаратуры. Этот дефект исключает возможность проведения ряда экспериментов, но он не должен отрицательно повлиять на полет станции, и поэтому нами было принято решение о вывозке на старт ракеты с транспортным кораблем».
На следующий день, 20 апреля, Каманин добавил: «Полет станции проходит тревожно». Выяснилось, что отказали шесть из восьми вентиляторов системы жизнеобеспечения и терморегулирования. Тем не менее, было решено отправить экипаж корабля «Союз-10» для стыковки с ДОС-1. Планировалось, что космонавты оценят обстановку на месте и после консультаций с Землей решат, что делать дальше.
Первая попытка создания на орбите долговременной обитаемой станции не увенчалась успехом. 24 апреля 1971 года состоялась неудачная стыковка «Союза-10» с «Салютом-1»: космонавты не смогли перейти на станцию из-за повреждения стыковочного узла.
Корабль вернулся на Землю, а ДОС-1 продолжила полет в автоматическом режиме.
Зато 7 июня 1971-го была произведена успешная стыковка с «Салютом-1» транспортного космического корабля «Союз-11», экипаж которого в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева перешел в помещение научной станции. Впервые в истории космонавты были доставлены на борт ДОС-1.
Процесс стыковки космических аппаратов проводился в два этапа. На первом сближение «Союза-11» с «Салютом-1» до расстояния 100 метров осуществлялось в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение проводилось экипажем корабля. После причаливания была произведена жесткая механическая стыковка аппаратов и соединение их электрических и гидравлических коммуникаций. Затем космонавты проверили герметичность отсеков и работу бортовых систем станции, параметры микроклимата в отсеках состыкованных аппаратов, открыли крышки герметичного люка, соединяющего их, и по переходу вошли в помещение ДОС-1.
Космонавты проработали на ней более 22 суток и поставили рекорд по продолжительности космического полета человека.
Бортинженер «Салюта-1» Волков описывал свои впечатления от пребывания на станции в дневнике. Так, в сообщении за 15 июня 1971 года он среди прочего отметил: «Наблюдаю Землю. Аравийский полуостров. Красного цвета безжизненная пустыня с заметными следами песчаных дюн. Порой видны какие-то темные точки, от которых тянется шлейф. Европейская часть материка узнается сразу же по следам самолетов, вроде белых полос, идущих вдоль колеи железной дороги, а также по количеству рек и густой населенности. Практически весь материк испещрен разного цвета квадратиками. Америка прекрасна своими ночными городами, которых очень много разбросано на материке. В наиболее крупных городах видны даже магистрали проспектов в виде световых полосок, пересекающихся в центре».
Экипаж выполнил большой объем научно-технических, медико-биологических, физических, астрофизических и других исследований. Кроме того, Добровольскому и Пацаеву пришлось ликвидировать первый в истории ОС пожар, вспыхнувший в обитаемом гермоотсеке. Возгорание силовых кабелей произошло в присутствии космонавтов, поэтому им не составило труда справиться с происшествием.
Поначалу успешно складывавшаяся экспедиция окончилась трагедией. 29 июня 1971-го была произведена расстыковка, и после выдачи тормозного импульса «Союз-11» начал спуск с орбиты. Однако после разделения отсеков произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Добровольский, Волков и Пацаев погибли.
Полет станции «Салют-1» дал первый опыт создания и обеспечения функционирования тяжелых космических аппаратов, позволил получить полезные данные о возможности длительного пребывания и работы человека в космосе.
ДОС-1 пробыла на орбите 175 суток.
11 октября 1971 года станция прекратила существование над акваторией Тихого океана.
Всего было изготовлено и выведено на орбиту пять аппаратов этой серии: «Салют-1», «Салют-3», «Салют-4», «Салют-6», «Салют-7». Станции «Салют-2» и «Салют-5» имели военное назначение и относились к серии орбитальных станций «Алмаз». Программа «Салют» продолжалась с 1971 по 1986 год, в результате чего был накоплен большой опыт долговременного нахождения человека в космическом пространстве.
Первая орбитальная станция: как «Алмаз» стал «Салютом»
19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» вывела в космос первую в истории долговременную орбитальную станцию «Салют». С этого дня началась беспримерная программа освоения околоземного пространства, ставшая подлинной гордостью советской ракетно-космической отрасли. Однако в то время мало кто знал, что орбитальные станции создавались прежде всего для решения военных задач.
Фантастическая идея
Идея создания орбитальных станций принадлежит основоположникам космонавтики. О том, что перед полётами к другим планетам необходимо создавать такие станции, писали многие, включая Константина Циолковского. Орбитальные станции должны были служить в качестве верфей, научных лабораторий, обсерваторий и заводов. Кроме того, на их борту космонавты могли бы осваивать быт в принципиально новых условиях жизни: при невесомости, под воздействием космического излучения, в искусственной атмосфере.
«Поскольку подобное зеркало, к сожалению, могло бы иметь также и очень важное стратегическое значение (взрывать военные заводы, вызывать вихри и грозы, уничтожать марширующие войска и их обозы, сжигать целые города и, вообще, производить большие разрушения), то не исключено, что одна из культурных стран уже в обозримом времени могла бы приступить к осуществлению этого проекта — тем более что и в мирное время большая часть вложенного капитала окупила бы себя».
Разумеется, все эти идеи были прекрасно известны советским конструкторам ракетно-космической техники. В то же время они рассматривали орбитальную станцию прежде всего как «промежуточную площадку» для межпланетных полётов. Например, Сергей Королёв, возглавлявший Особое конструкторское бюро №1 Государственного комитета по оборонной технике (ОКБ-1 ГКОТ), в начале 60-х годов приступил к проработке концепций Тяжёлого межпланетного корабля (ТМК) и Тяжёлой орбитальной станции (ТОС).
В сохранившейся записной книжке Королёва есть соответствующие соображения на этот счёт, датированные 14 сентября 1962 года:
«Вопросы, связанные с невесомостью — основные!
Видимо, здесь опыты на «Союзе» и на ТОС дадут возможность получить большие и очень большие длительности (до 1 года) пребывания в условиях невесомости (что при 1 годе решает проблему полёта к ближним планетам, так как сроки 3-5 лет будут уже примерно того же порядка).
В условиях длительного космического полёта можно будет основательно проверить:
влияние невесомости на разных людях и на достаточно большом числе людей,
разные медико-биологические средства,
разные механические средства временного и постоянного искусственного тяготения.
Можно будет впервые развернуть в космическом пространстве настоящие медико-биологические исследования и наблюдения в действительных условиях и т.д.
Тут же будет проверяться и вся вообще техника для более длительных полётов.
Видимо, создание ТОС есть необходимый этап для длительных полётов в космическом пространстве, так как здесь будет отрабатываться у Земли (т.е. легко доступны с Земли) люди и вся техника.
Это важный методический шаг!, без которого не пройти…»
В то же время, работая на военных, Королёв отдавал себе отчёт, что от него ждут прежде всего проектов, которые помогут укреплению обороноспособности страны. Поэтому наряду с общими соображениями он предлагал вполне конкретные идеи по использованию станции в качестве боевого космического аппарата.
Начало проекту военного варианта ТОС было положено с появлением Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР №715-296 от 23 июня 1960 года «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах».
Отдел №9 ОКБ-1 завершил проработку концепции станции в мае 1961 года, причём в пояснительной записке указывалось, что помимо решения научно-технических задач ТОС можно будет использовать для радио- и фоторазведки, борьбы со спутниками и бомбометания. Станция должна была вращаться вокруг собственной оси, создавая искусственную силу тяжести для большего комфорта экипажа.
Разработку проекта остановили в начале 70-х годов в пользу создания долговременной орбитальной станции (ДОС) 17К, получившей название «Салют».
Проект «Алмаз»
12 октября 1964 года в Опытно-конструкторском бюро №52 Государственного комитета по авиационной технике (ОКБ-52 ГКАТ), находящемся в подмосковном Реутово, состоялось совещание руководства предприятия. На нём генеральный конструктор Владимир Челомей предложил концепцию орбитальной станции для решения «оборонных, научных и народнохозяйственных задач». Челомей, много лет отдавший конструированию передовой военной техники, видел в такой станции средство оперативной космической разведки, превосходящее по своим возможностям любые аналоги, созданные к тому времени.
Работы над ней начались по приказу министра общего машиностроения от 27 октября 1965 года. Эскизный проект станции под названием «Алмаз» был выпущен в 1966 году. Станцию предполагалось выводить на орбиту ракетой-носителем «Протон» (УР-500К) грузоподъёмностью 20 т, которая также создавалась в ОКБ-52.
Изначально космонавтов собирались запускать вместе со станцией — в возвращаемом аппарате, размещённом в её передней части. При более подробном анализе выяснилось, что такая схема имеет серьёзные недостатки. Наличие тяжёлого возвращаемого аппарата заметно влияло на массу целевого оборудования в сторону уменьшения, что само по себе снижало потенциал станции. В конце концов от этой идеи отказались, решив отработать процесс стыковки на маневрирующих кораблях «Союз», которые в то время разрабатывались в ЦКБЭМ.
Проект ракетно-космического комплекса «Алмаз», включавший в себя базовый блок и транспортный корабль снабжения ТКС, был утверждён в августе 1967 года. Он должен был стать более совершенным орбитальным разведчиком, чем автоматические «Зениты», давая очевидное преимущество по оперативности получения и обработки информации.
Космонавты могли разглядывать Землю в видимом и инфракрасном диапазонах спектра через мощный «космический бинокль». Увидев что-либо интересное, они давали бы команду на производство серии снимков. Фотоплёнка проявлялась на борту под контролем экипажа. Достойные внимания фрагменты полученных изображений передавались на Землю по телевизионному каналу. Те же участки планеты можно было просматривать с помощью радиолокатора бокового обзора.
Аппаратура, которую создали для станции, по меркам того времени была самой передовой, очень сложной и дорогостоящей. В частности, основным средством наблюдения с орбиты должен был стать уникальный фотоаппарат «Агат» с фокусным расстоянием до 10 м и диаметром основного зеркала 1,9 м, сравнимый по разрешающей способности с современными орбитальными телескопами. Только на согласование технических характеристик фотоаппарата сотрудники Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ; такое название было присвоено ОКБ-52 в 1966 году) и Красногорского механического завода (КМЗ), взявшего на себя «Агат», потратили три месяца. При этом заготовка для производства зеркала должна была остывать в форме полтора года!
В 1968 году появились первые макеты «Алмаза». Конструктивно станция разделялась на две части, которые можно условно назвать отсеками малого и большого диаметров. Внутренний объём станции включал бытовую, рабочую, приборную и переходную зоны.
Бытовая зона с несколькими обзорными иллюминаторами размещалась в отсеке малого диаметра и предназначалась для отдыха космонавтов, приёма пищи и проведения медицинских экспериментов. У одного борта были закреплены кресла, стол с подогревателями консервов, ёмкости с водой и контейнеры с продуктами питания. Над столом смонтировали пульт управления системой жизнеобеспечения. У другого борта — шкафы с медицинским оборудованием, комплектами белья, предметами быта и личными вещами, магнитофон с фонотекой и радиоприёмник. Торец бытовой зоны был отдан под спальные места.
За бытовой следовала рабочая зона. Её заднюю часть занимали аппаратура «Агат-1» и система управления станцией. Большой оптический телескоп с переменным фокусным расстоянием был совмещён с широкоплёночным фотоаппаратом АСА-34Р и занимал герметичную нишу от пола до потолка. В рабочей зоне стояли проявочная машина для обработки фотоплёнки и световой стол, на котором можно было детально, с увеличением, рассмотреть проявленные кадры. Самые интересные и важные фрагменты считывались, кодировались и передавались на Землю по радиоканалу.
В рабочей зоне отсека большого диаметра располагались пульты управления и контроля станции, пульт пилота с индикатором положения станции, ручкой управления ориентацией, оптическим визором ОД-4М (позволявшим «останавливать» бег земной поверхности и наблюдать отдельные районы с разрешением 7-8 м), панорамно-обзорным устройством ПОУ-11 для широкого обозрения земной поверхности и перископом кругового обзора «Сокол» для контроля за космическим пространством.
Кроме того, в рабочей зоне разместили телевизионную аппаратуру «Печора» и информационно-поисковую систему для оперативного получения данных по работе оборудования. Там же устанавливался комплексный тренажёр с бегущей дорожкой и измеритель массы (массметр). Конечно же, были предусмотрены и шлюз для удаления контейнеров с отходами, и туалет, и шкаф с предметами личной гигиены.
В приборной зоне размещалась аппаратура и агрегаты бортовых систем станции: ориентации и управления движением, жизнеобеспечения, электропитания, радиосвязи, телеметрии, командной радиолинии и других систем. Всем этим комплексом управляла цифровая вычислительная машина «Аргон-16А». Снаружи гермоотсека монтировались панели теплообменников, датчики системы ориентации, антенны телеметрии и радиосвязи.
Переходная зона была сферической формы и жёстко соединялась с рабочей зоной большого диаметра. Между переходной и рабочей зонами размещался гермолюк. Снаружи на торце переходной зоны располагался пассивный стыковочный узел типа «Конус» с лазом для космонавтов. В верхней части зоны сделали люк для выходов в открытый космос; здесь же находился контейнер укладки скафандров.
Конструкторы «Алмаза» знали, что в США ведутся работы над проектами спутников-инспекторов и кораблей-перехватчиков. Чтобы защитить станцию от врага, её оснастили авиационной пушкой Нудельмана-Рихтера НР-23, модифицировав готовое хвостовое орудие реактивного бомбардировщика Ту-22. Дальность стрельбы по орбитальным целям должна была составлять не менее 3000 м.
Понятно, что нападать на кого-либо сам «Алмаз» не мог: какой смысл использовать в качестве космического истребителя наблюдательный пункт массой 20 т, снабжённый гигантским фотоаппаратом и прочим ценным оборудованием? В то же время противостоять нападению станция вполне сумела бы. К счастью для всех, американцы ни разу не рискнули приблизиться к «Алмазам», работавшим на орбитах.
«Салют» на орбите
Тем временем в ракетно-космической отрасли изменилась общая ситуация. Инициатива по разработке долговременной орбитальной станции перешла к Мишину. Очередному пересмотру проектов способствовало и заявление NASA о намерении запустить в середине 1972 года большую исследовательскую станцию Skylab. Советский Союз оказался перед угрозой потери ещё одного важного исторического приоритета. Чтобы догнать и перегнать США, сотрудники Мишина предложили использовать готовые корпуса «Алмазов» и агрегаты нового корабля «Союз» (7К-Т) для быстрого создания исследовательского орбитального комплекса.
Их поддержали в ЦК КПСС, и в январе 1970 года начались предварительные проработки проекта станции, получившей название «комплекс ДОС-7К». Ведущим конструктором назначили Юрия Семёнова. Согласно техническому заданию, комплекс предназначался для орбитальных полётов двух-трёх сменяемых экипажей из трёх космонавтов, проведения научных экспериментов, медицинских и астрофизических исследований. Полётный ресурс станции в пилотируемом режиме составлял три месяца.
9 февраля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №105-41 по разработке ДОС-7К, а в марте состоялась первая рабочая встреча специалистов двух бюро — ЦКБЭМ и ЦКБМ.
Разумеется, Челомей негативно отнёсся к проекту новой орбитальной станции, усмотрев в ней конкурента «Алмазу», однако был вынужден подчиниться правительственному решению. Вскоре после этого в ЦКБЭМ были переданы четыре готовых корпуса. Их использовали для создания первой лётной станции (заводской №121) и экспериментальных макетов. ДОС-7К отличалась от «Алмаза» переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка кораблей «Союз». Кроме того, на «гибридной» станции были установлены приборно-агрегатный отсек и солнечные батареи «Союза».
Орбитальную станцию собирались построить в течение года, поэтому работы велись круглосуточно и без выходных. Несмотря на аврал, сроки выдержать не удалось, и старт несколько раз переносили.
Интересно, что станцию сначала хотели назвать «Заря», и это слово крупными буквами было написано на её борту. Но уже на Байконуре выяснилось, что так же назывался первый китайский спутник, запущенный в 1970 году, и станцию решили переименовать в «Салют», а потом красивое название «унаследовали» и другие станции.
19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» (УР-500К), которая вывела в космос первую в мире орбитальную станцию ДОС-1 («Салют»). 23 апреля был запущен космический корабль «Союз-10» с экипажем из командира Владимира Шаталова, бортинженера Алексея Елисеева и инженера-испытателя Николая Рукавишникова.
На следующий день корабль пристыковался к станции, но, как сразу выяснилось, не полностью: не возникло герметичного стыка, и не соединились электрические цепи. Шаталов попытался «дожать» корабль с помощью двигателей — безрезультатно. С командного пункта в Евпатории экипажу передали команду на расстыковку, но теперь корабль «не захотел» отделяться от станции. Возникла сложная аварийная ситуация. Можно было «отстрелить» бытовой отсек «Союза», но тогда единственный стыковочный узел станции был бы занят, и её дальнейшая эксплуатация стала бы невозможна.
«Салют» спасли Всеволод Живоглотов (один из разработчиков стыковочного агрегата) и Николай Рукавишников, который по его инструкции вскрыл блок электроники и поставил перемычку на определённые штыри. «Союз-10» благополучно отделился от станции, и 25 апреля его экипаж досрочно вернулся на Землю. По результатам разбора полёта была проведена доработка стыковочного агрегата корабля 7К-Т и системы управления.
Трагедия «Союза-11»
Несмотря на фиаско «Союза-10», Мишин предложил придерживаться первоначального плана и отправить на станцию ещё две экспедиции.
6 июня 1971 года стартовал корабль «Союз-11» с Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым на борту. На следующий день он успешно состыковался с «Салютом», и космонавты перешли на станцию, сразу приступив к выполнению программы, рассчитанной на 25 суток.
Полёт проходил непросто: впервые дала о себе знать проблема психологической совместимости — руководителям полёта, работавшим в Евпатории, приходилось проявлять изобретательность в общении с космонавтами, чтобы сгладить острые углы. 16 июня на станции произошло возгорание проводки — экипажу была дана команда готовить корабль к эвакуации. С проблемой удалось оперативно справиться, и космонавты продолжили работу на «Салюте». Участие в спасении станции сплотило их, а натянутость в отношениях исчезла.
Находясь на «Салюте», космонавты занимались различными экспериментами и наблюдениями. Например, в их распоряжении находился ультрафиолетовый телескоп «Орион», разработанный Бюраканской астрофизической обсерваторией. Космонавты использовали его для получения спектрограмм Веги и Агены (беты Центавра), благодаря которым позднее была уточнена теоретическая модель фотосферы высокотемпературных звёзд.
24 июня был перекрыт рекорд длительности полёта, установленный в 1970 году Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым на «Союзе-9». К тому времени экипаж «Салюта» вымотался и сильно устал, что было видно по сеансам связи. Врачей также беспокоил отказ космонавтов полностью выполнять программу физических тренировок, поэтому было решено сократить план полёта на сутки.
В ЦУПе всё же нашли причину: барахлил контакт датчика на обрезе люка. Георгий Добровольский подложил кусочек пластыря под концевик датчика и вновь закрыл люк — транспарант погас. Герметичность проверили сбросом давления в бытовом отсеке. Когда выяснилось, что всё в норме, ЦУП отдал команду на расстыковку и спуск. После полуночи, 30 июня, двигатель корабля был включен на торможение. В Евпатории с нетерпением ждали докладов с борта «Союза-11», но связи не было.
Около двух часов ночи поисковая служба обнаружила спускаемый аппарат в расчётном районе. Рядом сел вертолёт. К аппарату подбежали поисковики и всего за минуту открыли люк. Космонавты не подавали признаков жизни. Врачи пытались тут же, на месте, реанимировать их, но оказалось, что поздно: Добровольский, Волков и Пацаев погибли от удушья.
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате начало быстро падать и в течение 115 секунд снизилось почти до нуля. Технический осмотр выявил и причину столь резкой декомпрессии: при разделении отсеков преждевременно открылся вентиляционный клапан, предназначенный для выравнивания давлений внутри и снаружи спускаемого аппарата перед приземлением. Георгий Добровольский пытался спасти экипаж, отвязавшись от кресла и перекрыв клапан, но ему не хватило времени.
Первый опыт работы с орбитальной станцией закончился трагедией. Советским конструкторам и испытателям космической техники предстояло учесть этот мрачный урок.
Несчастливый «Салют-2»
По результатам расследования конструкторы ещё раз глубоко доработали корабль 7К-Т: фактически была создана новая модификация «Союза».
Разумеется, в первую очередь был заменён вентиляционный клапан: его сделали более устойчивым к ударам и снабдили ручной заглушкой. Но главное, наконец-то было принято принципиальное решение использовать скафандры: в качестве прототипа взяли высотный авиационный скафандр «Сокол», получивший после переделки название «Сокол-К». С учётом массы скафандров и системы обеспечения для них разместить в корабле трёх космонавтов было невозможно, поэтому в дальнейшем на станции летали экипажи из двух человек: командира и бортинженера.
29 июля 1972 года на космодроме Байконур ракета-носитель «Протон» запустила станцию ДОС-2, аналогичную предшествующей по конструкции и составу научной аппаратуры. Предполагалось, что к ней отправится экипаж в составе Алексея Леонова и Валерия Кубасова. Однако на 182-й секунде полёта произошло выключение двигательной установки второй ступени ракеты-носителя — станция погибла, а её существование надолго засекретили.
К тому времени сотрудники ЦКБМ завершили работу над первой военной станцией «Алмаз». Её подготовка на технической позиции космодрома Байконур началась в январе 1973 года и продолжалась три месяца, несмотря на сильнейшие морозы и метели.
Старт состоялся 3 апреля 1973 года. «Алмаз» вышел на орбиту, и агентство ТАСС распространило официальное сообщение о запуске «Салюта-2». Работники из бюро Челомея роптали по поводу названия: они по-прежнему предпочитали именовать своё детище «Алмазом». Демонстрируя протест, они нанесли надпись «Салют-2» на проставку, соединяющую основной блок с последней ступенью ракеты: после выхода на орбиту станция отделилась от проставки и ушла в полёт без «чужого» и, как считали многие, «несчастливого» названия. Впрочем, эта хитроумная акция успеха не имела.
В соответствии с программой были задействованы все системы «Алмаза» и раскрыты солнечные батареи. В отсеках поддерживался нормальный режим атмосферы. Радиоуправление и телеметрия обеспечивали постоянный контроль.
4 и 8 апреля были проведены коррекции, и «Салют-2» поднялся с орбиты выведения (215 x 260 км) на рабочую (261 x 296 км). 14 апреля станция ушла на «глухие» витки, которые не могли контролировать советские средства управления. И при выходе с них в ночь на 15 апреля был зафиксирован отказ основной системы телеметрии. Дополнительная телеметрия показала резкое падение давления в гермоотсеке станции. В интервале между 177-м (14 апреля) и 193-м витками (15 апреля) было отмечено «изменение параметров орбиты, объясняемое действием внешних сил».
Государственная комиссия пришла к выводу, что «наиболее вероятной причиной аварии явился производственный дефект в двигательной установке», однако у разработчиков станции остались сомнения в достоверности предложенной версии. 30 апреля в американской прессе появилось сообщение, что 14 апреля (то есть на «глухих» витках) «Салют-2» испытал «катастрофическое разрушение», причём от станции отделились два десятка фрагментов, многие из которых быстро сошли с орбиты.
Дальнейшее изучение вопроса привело конструкторов станции к заключению, что после выхода на орбиту взорвались остатки топлива в третьей ступени ракеты-носителя — в результате образовалось облако обломков, в которое вошёл «Салют-2» и где он, скорее всего, получил повреждение. Понятно, что спасти искалеченную станцию в то время не было возможности.
Первый успешный запуск военной станции «Алмаз» под названием «Салют-3» состоялся только в следующем году — в ночь с 24 на 25 июня 1974 года. Через несколько дней к нему пристыковался «Союз-14». Многолетняя орбитальная эпопея началась.
Источники и литература: