Как называлась письменность в месопотамии
Письменность и культура
Письменность в Древней Месопотамии появилась примерно в 3300-3000 гг. до н.э. и представляла собой рисуночное письмо – пиктографию. Каждый рисунок обозначал один или несколько предметов и связанных с ним явлений. Первоначально существовало около 2 тысяч рисунков-символов, затем их количество сократилось до 600, но каждый рисунок означал уже не отдельное слово, а слог. Одни и те же слоги, естественно, повторялись в разных словах. Сами рисунки упростились – появилась клинопись.
Примерно к 2400 году до н.э. письменность была уже широко распространена в Южном Междуречье. Даже простые люди составляли переписи и деловые документы, не пользуясь услугами профессиональных писцов.
Жители Междуречья писали на глиняных табличках. Самые маленькие таблички с указанием количества продукта подвешивали к корзинам и мешкам. На глиняных формах (цилиндрах, бочонках, призмах) писали молитвы и заклинания для особо торжественных случаев. На табличках писали специальной палочкой для письма, которая называлась «стиль».
Самыми дорогими были таблички, покрытые слоем высококачественной глины. На ней можно было рисовать символы меньшего размера, чем обычно, так что на одну табличку помещалось больше текста. После написания текста таблички высушивали на солнце, глина затвердевала и могла храниться много лет.
В Междуречье была хорошо развита архитектура (именно здесь впервые построили ступенчатые пирамиды), медицина, математика, астрономия, литература (Эпос о Гильгамеше, Поэма об Адапе, Поэма об Этане). Жители Междуречья знали, что Земля, как и другие планеты, вертится вокруг Солнца; они создали первый календарь, первый библиотечный каталог, первый справочник медицинских рецептов. Они разделили круг на 360 градусов, а год – на 12 месяцев. Они изобрели гончарный круг, колесную телегу, водоподъемное колесо и многие другие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор.
Месопотамская письменность
В эпохи Урук и Джемдет-Наср основным способом письма месопотамцев была пиктография, созданная шумерами. Пиктография с помощью рисунков фиксировала информацию. Содержание таких рисунков можно было передавать различными речевыми конструкциями, пересказывать разными словами без изменения смысла, поскольку они отражали не конкретные слова, а определенный смысл. Шумерское рисуночное письмо было совершенно одинаковым в северных и южных районах Нижней Месопотамии. Это значит, что его разработали в одном центре, столь авторитетном, что разные месопотамские общины заимствовали его оттуда в неизменной форме. Этим центром был, разумеется, Ниппур – столица всешумерского общинно-культового союза эпохи Урук. Можно предположить, что шумерская пиктография была оформлена в ниппурском храме Энлиля в ходе целенаправленной работы по созданию новых методов хозяйственного учета и руководства.
Каждая пиктограмма обозначала предмет либо некое понятие: так, зачерненный небосвод мог обозначать и ночь, и темноту, и болезнь, а гора – и гору, и чужеземную страну, и раба, как выходца из чужеземной страны. Через некоторое время такие пиктограммы стали использовать для «ребусного» письма – например, изображение тростника (шумер. ги) стало обозначать слово «возвращать» (по-шумерски тоже ги, но с другой интонацией). Кроме того, любой знак, изображавший какой-то предмет, мог передавать слог или группу слогов, совпадающих по звучанию с названием этого предмета или хотя бы напоминавших это звучание, т. е. приобретал фонетическое значение (и не одно). Так знаки рисуночного письма становились слоговыми знаками и могли поэтому применяться для передачи служебных частей речи, грамматических показателей и вообще любых звукосочетаний, т. е. для фиксации речи. В итоге тот или иной знак имел несколько словесных и звуковых (слоговых) значений, а также мог употребляться как детерминатив[26]. Все это придавало письму громоздкий и сложный характер.
Постепенно система такого употребления знаков приняла устойчивый и всеобъемлющий характер, одновременно схематизировалось и упростилось их начертание (так что опознать в знаке какой-либо предмет было уже нельзя). Это и означало переход от пиктографии к письменности. Месопотамскую письменность называют клинописью, поскольку месопотамцы писали на сырой глине пером-палочкой из тростникового стебля с треугольным сечением: такие перья оставляли клинообразные оттиски. Для сохранности глиняный документ могли обжигать.
С середины III тыс. до н. э. шумерское письмо стали все чаще применять для аккадоязычных текстов (хотя оно было не очень приспособлено к аккадской фонетике). В начале II тыс. до н. э. потомки шумеров полностью перешли на аккадский язык, шумерский же язык продолжал использоваться на протяжении всей истории Месопотамии прежде всего как «высокий» язык ритуала.
В письменности Месопотамии в каждый момент времени насчитывалось около 400 различных знаков, набор и начертание которых менялись от эпохи к эпохе. Однако для бытовых нужд было достаточно и 70–80, а такое количество знаков мог выучить почти каждый. Поэтому грамотность была распространена среди месопотамцев очень широко. Некоторые ученые считают, что в эпохи процветания страны большинство взрослых свободных месопотамцев были в какой-то мере грамотны, хотя писали с ошибками, да и прочитать могли далеко не всякий текст. Быть грамотным считалось очень почетным.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
75. Письменность
75. Письменность В течение многих столетий все умственное творчество еврейского народа заключалось в устных преданиях. Сказания о начале мира, образовании стран и народов, предания о прошлой жизни еврейского народа, его скитаниях, подвигах, войнах, о его героях, учителях
Письменность
Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые
Письменность
Письменность Главная загадка хараппской цивилизации — письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые
Письменность
Письменность Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале IV тысячелетия до н. з. Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности,
Письменность
Письменность Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы
Письменность
Письменность Книга. Написанный текст передавался в зависимости от типа посланий, различных по своей природе, посредством мозаики, камня и рисунка на папирусе, пергамене и бумаге. Папирус в течение долгого времени выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в
I. ПИСЬМЕННОСТЬ
I. ПИСЬМЕННОСТЬ Трудно исследовать доктрину друидов, основанную на системе передачи табуированных знаний. «Доктрина» — слово даже слишком сильное, чтобы обозначить то немногое, что нам известно. К тому же, что скрывало за собой наименование «друидизм» в кельтской
«Месопотамская цивилизация — одна из древнейших в мире.»
«Месопотамская цивилизация — одна из древнейших в мире.» НАСЕЛЕНИЕ Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.С севера и востока Месопотамия окаймлялась
Месопотамская кампания
Месопотамская кампания Так что о том, чтобы Луций вернулся в Рим за титулом Армянского, речи уже не шло. Он честно предложил Марку Аврелию разделить этот титул, но тот дал знать сенату, что не считает себя достойным его. Он следовал все той же логике: брал на себя
Письменность
Письменность Общепринятая письменность – китайская иероглифика. Иероглифы существуют более 6000 лет и используются в самом Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре.Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо
Письменность
Письменность Славяне еще задолго до принятия христианства могли познакомиться с письменностью. Они приходили к грекам на черноморские рынки. После 106 года н. э. из Дакии начался наплыв римских торговцев, а когда в VI и VII веках славяне пришли на Балканский полуостров, им,
Письменность
Письменность Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.На плодородной низменности между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, издавна жили шумеры – древнейший культурный народ мира.У шумеров, как и у
Письменность
Письменность Долгое время (до XIII и даже до XIV века!) наши предки использовали руническое письмо. Как правило — для записей культового характера, поэтому знатоками рун были профессиональные жрецы. На балтских диалектах их называли «вайделоты», на славянских — «волхвы»,
Письменность Древней Месопотамии – кратко
14-09-2015, 11:01 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (7 828)
Письменность Древней Месопотамии – кратко
Шумеро-вавилонская письменность
Используемая в Древней Месопотамии аккадско-вавилонская система письма базировалась на шумерской. Она восприняла от нее принцип огласовки, чуждый другим семитским письменностям (например, финикийско-еврейской), в которых передавались графически лишь согласные звуки, а гласные добавлялись читателем произвольно (в зависимости от местного диалекта и иногда ошибочно).
Твердая фиксация в письменности основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и семиты-вавилоняне были обязаны этим достижением своим учителям – не относившемуся к семитской семье народу шумеров.
Система письма, употреблявшаяся народами Древней Месопотамии и распространившаяся впоследствии за её пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.
Однако своеобразная графическая шумеро-вавилонская система, резко отличающаяся от египетской или китайской иероглифики (и других видов письменности), не была изначальной.
Древнейшее письмо в Месопотамии, как и всюду, было рисуночным. При этом очень часто один и тот же рисунок (логограмма, или, как говорили прежде, идеограмма) имел целый ряд различных значений.
Например, изображение глаза означало в древней месопотамской письменности не только этот орган, но и производные понятия («лицо», «перед», «передний», «прежний»). Два вертикальных штриха (позднее три вертикальных клина – один большой, а два маленьких), символизирующие струйки воды, обозначали не только «вода», но и «сын». На этом дело не остановилось. Поскольку слово «вода» по-шумерски звучало «а», данный знак стал передавать эту гласную в словах, не имеющих никакого отношения к воде, и превратился в обыкновенную букву – точнее, в слоговой знак, состоящий из одной гласной с придыханием. Большинство письменных знаков превратилось в слоги из двух (согласного и гласного) или трех звуков.
Однако в одном и том же тексте этот простейший знак употреблялся то как буква «а», то как слово «вода» (по-аккадски «му»), то как слово «сын». А ведь это один из самых легких знаков. Бывали случаи, когда один и тот же письменный знак имел до десяти и более значений.
Развитие клинописных знаков в Древней Месопотамии
Такая многозначность вызывала огромные затруднения. Чтение текста превращалось иной раз в настоящее решение ребусов, и только опытный и внимательный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Представим себе, что перед нами надпись, в которой после буквы «о» стоит крестик, а затем написано «ность». Мы прочтем «окрестность», а между двумя цифрами тот же крестик прочтем как «плюс». А что если таким способом будут написаны тысячи слов?
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
По мнению одних учёных, грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Однако другие полагают, что в Древнем Шумере, зная всего 70-80 слоговых знаков, можно было неплохо читать, и подобная «начальная письменная грамотность» была широко распространена.
Глиняная табличка из Шуруппака с образцом древней месопотамской письменности. Ок. 2600 до Р. Х.
Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств требовались грамотные люди. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель – «владеющий хлыстом».
До нас дошли сотни тысяч месопотамских клинописных текстов, главным образом на глиняных пластинках (таблетках), но отчасти вырезанных на каменных плитах и металлических предметах. Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с литературным и научным творчеством народов Древней Месопотамии.
Как и в других древних странах, это творчество носит на себе отпечаток религиозно-мифологического мышления, которое лишь медленно и постепенно преодолевалось, и притом далеко не окончательно.
Письменность в древней Месопотамии
Не менее древней, чем египетские иероглифы, была другая система иероглифического письма — так называемая «клинопись». Отдельные ее знаки составлены как бы из небольших «клиньев», начертанных на мягких глиняных пластинках. В Передней Азии, в Месопотамии, там, где среди песчаных пустынь текут реки Ефрат и Тигр, в древности существовали большие и сильные государства. Город Вавилон (находился примерно там, где теперь стоит Багдад, столица арабского государства Ирак) был центром царств Вавилонских, древнего и нового. На реке Тигр образовалось царство Ассирийское, столицей которого был город Ниневия. Ассирия считалась грозой древнего мира; ее цари-завоеватели оставили по себе особенно плохую память из-за жестокостей, которыми сопровождались их военные походы.
Эти древние царства использовали клинопись как систему письма. С берегов Тигра и Ефрата она с течением времени распространилась на запад, до берегов Средиземного моря, и на север, до царства халдов. Проникло клинописное письмо и на восток, к древним персам (иранцам).
Внешняя форма письменных знаков всегда в значительной мере была связана с теми материалами и инструментами, которые употреблялись для письма. В Месопотамии для строительства применяли кирпич-сырец, высушиваемый под жгучими лучами солнца. Эти же глиняные кирпичи, или плитки, пока глина оставалась еще мягкой, использовали и как материал для письма. Письменные знаки на них чертили острой палочкой. При этом один конец черточки оставался тонким, но палочка вязла в мягкой глине, и второй конец получался более широким. Черточка приобретала вид «клина».
По вязкой глине не очень удобно чертить круги и кривые линии, поэтому все знаки старались составлять из этих коротких клинообразных черточек. На глиняной плитке в конце концов оказывались строчки довольно сложных знаков, которые все состояли из клинышков в различных причудливых на вид сочетаниях. При этом, конечно, старались написать на одной плитке как можно больше — экономили поверхность мягкой глины и писали строки тесно одна к другой.
Готовую, исписанную глиняную плитку высушивали на солнце, как простой кирпич. Такие плитки с надписями сохранились до наших дней, пролежав в течение тысячелетий под развалинами древних городов. В царских дворцах и храмах были целые библиотеки таких записей на глине, существовали архивы подобных документов. В 19-м столетии их впервые раскопали археологи и постепенно научились их читать. Как и в Египте, здесь удалось сначала прочесть лишь собственные имена царей, написанные алфавитными знаками, и только потом перешли к разбору более древней формы письма, в которой применялись только клинописные иероглифы.
ИСТОРИЯ КЛИНОПИСНЫХ ЗНАКОВ
С самых древних надписях, найденных археологами, письменные знаки еще похожи на те предметы, которые люди хотели изобразить. Однако, рисовать на глине было неудобно. Постепенно все знаки приобрели угловатые формы и потеряли всякое, хотя бы самое отдаленное, сходство с изображаемыми предметами. Если в Египте правдивые изображения предметов сохранялись и в позднюю эпоху в виде иероглифов художественного монументального письма, украшавшего стены храмов и дворцов, то в долинах Тигра и Ефрата не было ничего подобного. Здесь безраздельно господствовала однообразная на вид клинопись, в которой все знаки были только сложными комбинациями клиньев, не напоминающими ни о каком предмете.
В самой глубокой древности слово «птица» писали знаком, который представлял собой изображение птицы. Правда, это очень упрощенное изображение, но все-таки в нем можно различить тело, шею и голову птицы. Но потом, в результате дальнейшего упрощения, вместо «головы» у птицы оказался просто крестик.
Столица Ассирии Ниневия первоначально была просто небольшим рыбацким поселком на берегу большой реки. Память об этом сохранилась и в начертании того письменного знака, которым обозначалось ее название. Этим знаком стремились изобразить дом, внутри которого рисовали рыбу. Дом изображался в виде трёх стен, как бы в плане, с одной стороны у него намечалась дверь. Рыба же в древней форме клинописи рисовалась довольно похожей на свой оригинал, а позднее внутри дома начали дёлать только несколько уголков, состоящих из маленьких клиньев. Вот древнейшая и более поздняя формы этого знака.
Клинопись – письменность Двуречья (3 фото)
Двуречье или Междуречье – это исторически устоявшийся регион, расположенный между реками Тигр и Евфрат. Существовавшее в Двуречье письмо называют клинописью. Как зародилась такая манера письма, и почему она носит это название?
На территории этого региона существовали древние города, где царили особые законы, удивительные обычаи, была своя религия и видение мира. Именно здесь более 6000 лет тому назад возникла особенная система письма, которая известна современникам как клинопись Двуречья. На протяжении всей истории существования человечества людям приходилось приспосабливаться к сложным условиям мира, учиться брать от него все, что нужно для выживания, а впоследствии и для комфортной жизни.
Если у египтян не было проблем с папирусом и камнями, на которых можно было фиксировать свои иероглифы, то у жителей Месопотамии с этим были проблемы. Но зато в избытке была глина. Из этого доступного материала возводили жилища, изготавливали посуду. Люди отмечали, что на мокрой глине легко отпечатываются следы людей и животных. И они решили попытаться использовать ее для фиксации записей. Но наносить на сырую глину сложные знаки было трудно. Значительно легче дело пошло при использовании заостренной палочки с треугольным основанием. Эта идея и стала отправной точкой появления знаменитой клинописи Двуречья, благодаря которой до нас дошли сведения об этом интересном и удивительном регионе и его жителях.
Естественно, так называемые книги отличались друг от друга. Блинчики, на которых упражнялись в чистописании школяры древности, не сушили. По окончании урока нанесенные знаки просто стирались, и табличка использовалась повторно. Но при высушивании на солнце важные данные сохранялись гораздо дольше. Ценную информацию, зафиксированную таким способом, хранили довольно долго, обжигая таблички на открытом огне.
Желающим освоить грамоту сначала предстояло изучить матчасть, то есть научиться изготавливать сами таблички. Задача эта была довольно сложная, поскольку глина была не особенно чистой и содержала массу примесей, от которых нужно было избавиться. Затем на поверхность будущей заготовки наносились линии, чтобы знаки и направление написания не искривлялись. И только после этого ученик приступал непосредственно к выдавливанию букв.
Особенностью распространения письменности в этом регионе являлась ее доступность для широких слоев населения. Писать умели не только богатые и знатные люди, но и простолюдины. Возможно, что именно в связи с этим в обществе активно развивалось устное творчество: люди сочиняли поэмы, стихи и не только.
Таким образом, созданное в Двуречье письмо носит название клинописи по той причине, что для выдавливания знаков использовались доступные для этой территории материалы – таблички из сырой глины и клинообразные заостренные палочки. Спецификой такого письма было нанесение знаков налево столбиками в виде пиктограмм. То есть каждому значку соответствовало определенное понятие либо значение.
- Как красиво зашить дырку на коленке
- Как зовут жену президента россии