Как называлась тюрьма на руси
Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Часть 1.
Рис. 1. Изображение древнерусской тюрьмы в Радзивилловской летописи – киевляне освобождают из нее князя Всеслава Полоцкого в 1068 году. По Н. Н. Воронову это один из 2 видов тюрьмы того времени – «поруб».
Места заключения – вещь для общества необходимая, что не говори в их осуждение. Потому история их древняя. Для Руси, к примеру, она начиналась явно до XI века, для которого существуют первые факты существоваения тюрем.
Во-вторых, тюрьма упоминается в анонимном «Сказании о Борисе и Глебе», часть которого датируется концом XI века, опираясь на заметки, сделанные вскоре после гибели братьев (по С. А Богославскому).
Воронин обращает внимание на описание тюрьмы по «Сказанию», дающее и нам возможность оценить «сидение»: «Особенно интересно в этом смысле описание обстановки самой тюрьмы и обстоятельств освобождения узников. Они содержались в большой земляной тюрьме — «погребе». Интересен сам термин заключенные как бы погребены заживо в земле. Яма была, очевидно, перекрыта накатом, засыпанным землей. В этом своем виде земляная тюрьма напоминала так называемую срубную могилу. В момент чуда дверь, вернее люк в этом накате, был не только «заклющен», т. е. заперт на ключ, но и «погребен», т. е. тоже завален землей, а лестница, по которой можно было спуститься в погреб, была вытащена и лежала «вьне», т. е. снаружи. Видимо, дело узников было, как говорится, пропащее, так как из летописи известны случаи, когда погребенные в подобных «земляных мешках» узники умирали от удушья, что иногда входило в планы заточивших их князей, т. е. «заклющенные» гибли «нужной смертью». Точность описания земляной тюрьмы поразительна!»
Воронин также говорит о двух типах тюрем: погребах и порубах: «Устройство тюрьмы наследовало местную домостроительную традицию: южный «погреб» восходил к полуземляночным жилищам, северный «поруб» — к срубным постройкам. Иллюстратор оригинала Радзивиловского списка летописи в миниатюре освобождения Всеслава изобразил именно бревенчатую тюрьму—«поруб» (см рис. 1).
Каменные тюрьмы – будто бы появились с Иваном Грозным. Старейшая из тех, о которых есть сведения, Чебоксарская каменная тюрьма возведена по личному указу Ивана Грозного в 1648 году (толщина стен — 82 см). Она сменила временную деревянную, сгоревшую при пожаре, По легенде, от стен каменной тюрьмы к Волге ве л подземный ход, который был засыпан в уже в XX веке.
Рис. 3. Чебоксарский Кремль, в который входила и каменная тюрьма. С гравюры голландского путешественника Н.К. Витзена. 1692.
23—24 июля 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по пути в Казань остановился в Чебоксарах и по поручению царя Ивана Грозного в присутствии чебоксарских воевод и горожан освятил место и окропил границы будущего Кремля. Внутри Кремля позже были сооружены Двор воеводы (Государев двор) с приказной избой, казна, тюрьма…».
Гордиться как бы и нечем, но все же для нас и это памятник (рис. 4)
Рис. 4 Фото одной из камер Чебоксарской тюрьмы. Судя по потолочным перекрытиям, это именно тот самый памятник времен Иван Грозного.
Рис. 5., Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века) В ту же «каменную палатку» к Аввакуму пришел обижавший его келарь Никодим, исцеленный Аввакумом: «притече ко мне с келейником ночью в темницу, идучи говорит: блаженна обитель, — таковыя имеет темницы! Блаженна темница — таковых в себе имеет страдальцов!».
Аманаты и «аманацкие избы».
Непременно надо вспомнить еще одно нововведение времени Грозного – институт аманатов в применении к ясачным народам До того практика аманатов была усвоена от крымских татар, а ими от турок, теми от арабов (аман – по арабски безопасность). Аманатом был потомог графов Мордвиновых, сын мордовского князя, союзника Ивана Грозного во время похода на Казань. Отсюда практика распространилась на ясачные народы. При колонизации новых территорий, населенных инородцами, становившихся данниками, платившими ясак, от каждого ясачного рода брались аманаты, то есть заложник и, в основном из знатных семей,
Пример аманатского двора –на старинном плане Красноярска
Такая практика была общей и в Поволжье, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Таким образом, создавалась тюрьма не для совершивших преступление, а для достижения экономических целей путем взятия заложников.
К чему это иногда вело, можно узнать из « ЧЕЛОБИТНОЙ С. В. ПОЛЯКОВА И ЕГО СПУТНИКОВ О ПОВЕДЕНИИ Я. П. ХАБАРОВА НА АМУРЕ В 1650-1653 гг» (на обороте четвертого листа помета: «162 (1653 г.) сентября в 6-й день подали изветную челобитную Стенька Поляков с товарищи»).
« И как он, Ярофей, перешел за волок к служилым людям, к Рашмаку с товарыщи, а у тех служилых людей седела в аманатах князева жена князца даурского Шилгинея, да сын ево меньшей шилгинеев. И он, Шилгиней князец, тебе, государь, ясак дал с собя и с роду своево прежным казакам, Рашмаку с товарищи, до ево, Ярофееву приходу И он, Ярофей, тою князцеву жену и сына ево шилгинеева принял в аманаты. И, приняв, государь, он, Ярофей, тех аманатов, князцеву жену и сына ево шигинеева, захотел он, Ярофей, ту князцеву жену взять себе на постелю и та шилгинеева жена не пошла к нему, Ярофею, на постелю безчестья ради и он, Ярофей, рьняся на нее тое ночи удавил для ради своей бездельной глупости и после того времени, государь, в великом посту за три дни до светлово христова воскресенья в великой четверг приезжал тот, Шилгиней князец, к жене своей, говорил так: «. жива ли де моя жена у вас и покажите де мне жену мою и яз де государю ясак дам со ста человек, яз де приехал ныне с полным ясаком». И ему, Ярофею, показать стало нечево, потому что удавил и оне, дауры, ездили по полю крутом города с утра до половины дни и прочь отъехали и тут он, Ярофей, тебе, государю, в ясачном сборе поруху учинил, а твоей государевой службе непостоянство, а ево, Ярофеево, нерадение.
Таков был основатель города Хабаровска в своей жизни «путешественника и предпринимателя», и такоева была «система» аманатов.
о с т р о г
тюрьма, обнесенная стеной на Руси
• в Древней Руси — ограда в виде стены из вкопанных вплотную друг к другу заостренных сверху столбов
• город на Украине, Ровенская область
• деревянное пограничное укрепление в древнерусских княжествах и в Русском государстве XVI—XVII вв.
• деревянное укрепление в пограничной полосе древнерусских княжеств
• город, укрепленный частоколом (в старину)
• какую тюрьму можно найти в фамилии известного русского математика?
• укрепление в Сибири
• «зазубренная» русская тюрьма
• тюрьма, обнесенная стеной
• тюрьма, обнесеная стеной на Руси
• старая тюрьма с «зазубренным» названием
• деревяное укрепление русских князей
• тюрьма в фамилии математика
• укрепленный населенный пункт на Руси
• укрепленный город на руси
• сИЗО в далеком прошлом
• досудебная тюрьма на Руси
• крепость полная каторжан
• тюрьма за частоколом
• далекое прошлое СИЗО
• огороженная тюрьма встарь
• тюрьма, узилище (устар.)
• старорусская тюрьма с «зазубренным» названием
• старорусская тюрьма, обнесенная стеной
• Древнерусское деревянное укрепление
• Город в Ровенской области
• Тюрьма, обнесенная стеной (18-19 вв.)
• Город на Украине, в Ровенской области
• «Зазубренная» русская тюрьма
• деревянное пограничное укрепление в древнерусских княжествах и в Русском государстве XVI—XVII вв
• какую тюрьму можно найти в фамилии известного русского математика
• м. стар. частокол, или палисадник из свай, вверху заостренных; всякое поселенье было острогом, либо городком; первый делался наскоро, из бревен стойком, и им ограждалось небольшое войско, или обносился осаждаемый город: оступиша Рязань, и острогом оградиша и: второй рубился стеной, венцами, с углами, с башнями, каланчами. Первые поселенья на севере и в Сибири: Удской, Кольский, Пустозерский острог, вначале обнесенные острогом, как поселения восточной границы назывались крепостями, редутами, а по украинской окопами. Острожек, острожок, названье селений в Камчатке. Тюрма, арестантская, здание, окруженное острогом или стеною, где содержать узников, заключенников, тюремный замок. Рыболовная ловушка, в Балтийском море. Острожные стены. Острожная пища. Острожников погнали в работу. Подайте острожнику, бедному заключенику! говор, прося подаяний. Остпрожница, острожанка ж. арестантка. Острожиться, острожиться стар. укрепляться острогом, обнестись частоколом. Ляхом же острожившимся (обострожившимся), нападоша (ятвяги) нощь. острог проломити хотяху. Острожиться или обострожиться, насторожить уши, чутко прислушиваться, оглядываться, оберегаясь чего. Птица, дичь острожилась. Острожеть пск. твер. то же
• старая тюрьма с «зазубренным» названием
• старорусская тюрьма с «зазубренным» названием
Московская Сретенская Духовная Академия
ГлавнаяНовости История тюрем в России: первые места зак.
История тюрем в России: первые места заключения и их устройство
В Российской Федерации происходит процесс реформирования уголовно-исполнительной системы, разрабатываются новые программы, рассматриваются разные законопроекты, в том числе и при участии Православной Церкви. Это определяет необходимость изучения исторического опыта становления уголовно-исполнительного ведомства и ее исправительных функций, а также деятельности Церкви, участия ее в жизни узников, сотрудничества Церкви в прошлом и перспективы развития отношений в настоящем времени. Данная статья открывает цикл материалов, которая представляет попытку анализа развития взаимоотношений церкви и пенитенциарной системы России в контексте истории нашего Отечества.
Что такое тюрьма и пенитенциарная система?
Современные проблемы в функционировании пенитенциарной системы имеют глубокие исторические корни. Тюремное заключение в Русском государстве появилось достаточно рано. В Древней Руси заключение осуществлялось помещением виновного в проруб или же заточением его в железные кандалы. И данное наказание имело предупредительное значение. Для становления пенитенциарной системы, а также для развития уголовного права важным является судебник 1497 г., в котором, по сути, были объединены все нормативно-правовые акты, существовавшие до этого на Руси.
Впервые на законодательном уровне тюремное заключение является новым видом наказания за уголовные преступления при Иване Грозном, подтверждение этому можно увидеть в его судебнике 1550 года. Именно с этого момента и следует отсчитывать становление пенитенциарной системы, которая имеет преемственный характер.
Пенитенциарием в Риме называлось духовное судилище, где рассматривались различные случаи отпущения грехов
В учебниках уголовного права даются разные понятия того, в чем заключается суть данного наказания, но все подобные высказывания можно свести к следующему определению: «В помещении человека в стенах тюремного здания с принуждением к работам или без этого принуждения: в ограничении его свободы тем, что ему запрещается выход из известного места, города или селения, или он высылается из какого-нибудь места с запрещением ему возвращаться в оное»[1]. Данный тезис был предложен выдающимся ученым-правоведом профессором П. Д. Калмыковым.
Места заключения и закон на протяжении всей своей истории держатся вместе, потому что первые охраняют последнее, делая закон не мертвой буквой, ведь в том и содержится проблема человечества, что законы «управляющие человеческими обществами, хотя и извлекаются из их природы, требуют для своего выполнения сознания, а потому и могут быть нарушаемы»[2]. Но как не парадоксально, именно тюрьма может стать, а подчас и становится во многих случаях школой безнравственности. Ограничение свободы является наказанием равнозначным для всех людей, ибо свобода человеческая есть неоценимое благо. Тюрьма может стать для человека назидательной и исправительной, но лишь в том случае, если «устроена по правилам строго разумным, ибо она имеет близкую внутреннюю аналогию со многими преступлениями, проистекающими от злоупотребления свободного произвола»[3].
Нельзя обойти стороной название «пенитенциарная система». Пенитенциарием в Риме называлось духовное судилище, где рассматривались различные случаи отпущения грехов. Перевод же латинского слова poenitentia означает «раскаяние».
После краткого исторического обзора станет совершенно ясно, что со стороны государства пенитенциарная система вовсе не приводит человека к самому важному ― к покаянию, что в свою очередь означает «изменение», но это карательная система, не щадящая, не исправляющая, но губящая, извращающая человека.
Первые упоминания о заключениях в истории
Следует рассмотреть самые ранние исторические упоминания, которые так или иначе предполагали своего рода заключение. В уставе Ярослава Мудрого предписывается помещение в «дом церковный» за некоторые поступки нравственного характера. Только после выплаты штрафа в пользу епископа данное заточение прекращалось.
В эпоху Ивана Грозного происходит резкий подъем насильственного пострижения в монахи, а также ссылки неблагожелательных для государства лиц, в том числе и иерархов
Имеется пример, который, на первый взгляд, может оспорить высказывание Н. С. Суворова. Для этого следует обратится к Никоновской летописи, в ней содержится повествование о разбойнике Могуте, который раскаялся, будучи судим при князе Владимире. Следует обратить внимание на просьбу этого разбойника сослать его в епископский дом на покаяние[5], но здесь «самый образ кающегося разбойника ― обычный в христианских легендах, имевших своим прототипом евангельского разбойника»[6].
Важным аспектом для дальнейшего развития наказаний и заключений на Руси явилась частая замена смертной казни на пожизненное заточение в монастырь на покаяние с последующим пострижением. Это было возможно по «печалованию духовенства»[7]. Можно сделать вывод: уже к XIV в. была своего рода пенитенциарная система ― вынужденный постриг в монахи, иначе человека ждала бы физическая расправа. Данный вид наказания применялся и к политическим противникам и для наказания клириков. Но постепенно такая система наказания принимает другие формы, происходит чрезмерное усиление контроля со стороны светской власти, что не может не сказаться на деятельности монастырской ссылки.
Официальное признание тюрьмы в Судебнике Ивана Грозного
Далее необходимо упомянуть момент, когда на законодательном уровне тюремное заключение становится официальным наказанием. Происходит это в 1550 году, когда Иван Грозный вводит новый вид наказания за уголовные преступления, ― заключение в тюрьму. Об этом говорит Судебник. Подобные наказания предписываются с 6 по 12, 33, 42, 47, 52-56, 67 правилами.
Сам процесс заточения происходил примерно следующим образом: «Казнити торговою казнью, бити кнутьем, да вкинути в тюрьму»[8]. При Иване Грозном наказание в виде лишения свободы существовало трех видов: пожизненное; до указа самого царя об освобождении: «Вкинуть в тюрьму до царева государева указу»[9], и последнее ― ожидалась порука, по приговору суда.
В монастыри нередко люди бежали сами, потому что если облачиться в рясу, на этом закончится преследование за преступление
В эпоху Ивана Грозного происходит резкий подъем насильственного пострижения в монахи, а также ссылки неблагожелательных для государства лиц, в том числе и иерархов. Один из таких примеров ― митрополит Филипп, лишенный своего сана и заточенного в монастырь в 1568 г.
До 1649 года сформировавшаяся система наказания не подвергалась каким-либо изменениям, однако в царствование Алексея Михайловича происходят некоторые нововведения. Но Соборное Уложение также содержит в себе положения о наказаниях, которые лишь к XIX веку будут признаны многими правоведами как неэффективные в деле исправления заключенных. За преступления назначалось отсечение руки, уха и подобные им истязания, вплоть до смертной казни. По мнению составителей, данный вид наказаний имел назидательное значение для всех людей: «На то смотря иным не повадно было так делать»[11].
По мимо введения различных видов наказания, Соборное Уложение также предписывало: «а) строить тюрьмы за счет городов и уездов; б) сторожей избирать из «сошных людей»; в) приставникам производить жалованье из «скуднаго приказа»; г) колодникам «черной избы» давать «прокормежныя»; д) умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а безродных хоронить «на казенный кошт»; е) за побег колодников взыскивать с приставников; ж) губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они помещались»[12]. Но соблюдалось ли это предписание, сказать трудно.
Устанавливался определенный срок для лишения свободы того или иного лица: от одного дня до четырех лет или же на неопределенный срок. Но, помимо все прочего, добавлялась работа физическая: «Посадить в тюрьму на четыре года, а из тюрьмы выимая его посылать на всякие государевы изделья, потому же в кайдалах» (ст. 10 гл. 21)[13]. Этот вид заключения людей под стражу сохранился и до наших дней, менялась лишь форма приведения в исполнение данного предписания для заключенных ― от невыносимо жестокой до более мягкой и приемлемой.
Проблема содержания арестантов, исходя из текста Судебника, должна была решиться следующим образом: вводилось т.н. «государево жалованье», или «кормовые деньги»[14], но несмотря на нововведения, сохранялась наиболее приемлемая для государства практика, когда сам заключенный содержит себя, прося милостыню[15].
Ограниченная вместительность тюрем, отсутствие должного содержания, плохое состояние помещений служили поводом к тому, чтобы срок заключения был не продолжителен. Сами же осужденные размещались по родам преступлений в общих тюрьмах и в земляных ямах при одиночном заключении.
Тюрьмы во времена Петра I
Для анализа дальнейшего развития пенитенциарной системы и уголовного права примечателен Артикул воинский 1715 года[16]. Несмотря на то, что данный документ имеет много сугубо военных правил, все же следует отметить: он содержит, главным образом, нормы уголовного права. В отношении к уголовному праву примечательно то, что намечаются тенденции к установлению причинной связи между действием и преступным результатом. Это следует непосредственно из текста Артикула и способствует развитию уголовного права и переосмыслению наказания.
По Артикулу были установлены следующие виды наказаний: смертная казнь, разделялась, в свою очередь, на простую, т.е. расстрел, повешенье и т. д., и квалифицированную, т.е. четвертование, колесование и т. д. Делились и телесные наказания на просто болезненные и членовредительские, также существовала срочная и бессрочная ссылка. Во время Петра I труд узников на самых разных видах работ приобрел широкий размах: «Петр I быстро оценил преимущества арестантского труда, не требующего больших финансовых затрат, и стал активно использовать его для реализации своих грандиозных планов в процессе проведения государственных преобразований»[17]. Существовала также и каторга (на галеры, строительство гаваней, крепостей, заводов), конфискация и штраф.
Переполнение влекло за собой опаснейшие последствия: эпидемические болезни, которые нередко угрожали распространением их среди местного населения
Безусловно, изучению монастырских тюрем, их устройству, содержанию арестантов и т.п. уделяется большое внимание в исторической науке, но следует остановиться на нескольких важных аспектах. Например, не все места заключения в монастырских тюрьмах отличались таким отношением к заключенным, которое было описано выше.
К примеру, Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, который с 1766 года являлся местом ссылки и заточения, имел специальную инструкцию обращения с колодниками: «Содержать оных безумных в отведенных от архимандрита порожних двух или трех покоях, однако не скованных, и иметь за ними присмотр такой, чтобы они себе и другим по безумию своему не могли учинить какого вреда… так и писать им не давайте. Буде же который из них стал сумасбродничать, то в таком случае посадить такого одного в покой, не давая ему несколько времени пищи; а как усмирится, то тогда можно свести его по-прежнему с другими. Кои же смирны и сумасбродства не делают, таких пускать для слушания Божественного пения в церковь, однако под присмотром же караульных; при чем смотреть за ними того, чтобы они с постоявшими не вступали в непристойные разговоры, также бы не ушли из монастыря. Караульным с ними, сколько возможно, вступать без употребления строгости»[20]. Исходя из содержания данной инструкции, можно сделать вывод: имело место и альтернативное содержание заключенных в монастырских тюрьмах.
Право ссылать в монастырские тюрьмы принадлежало в допетровское время не только одному лишь царю или же Патриарху, но и епископам. С середины XIX века ссылать в монастырскую тюрьму возможно было лишь по высочайшему распоряжению.
Тюремный быт
Где, как не в тюремном быте, отражается реальная забота государства о жизни человека, который переступил через черту закона, ведь именно оттуда начинается нравственное исправление заключенного. Царская тюрьма, а также пенитенциарная система всего XX века в этом смысле является не самым лучшим примером заботы о нравственном исправлении арестанта. Напротив, исходя из всех имеющихся сведений, можно с уверенностью говорить, что государство, вместо исправления заключенных, на протяжении не одной сотни лет взращивало целый внутритюремный мир, со своей иерархией, своими особыми законами и понятиями о нравственности и жизни вообще.
Необходимо ли современному священнослужителю, который готовится посещать или уже посещает заключенных, знать об этой иерархии, о тех фундаментальных законах, на которых зиждется этот мир? Сомневаться не приходится, знания крайне необходимы в подобных учреждениях.
Перед тем, как привести пример негласной иерархии среди заключенных, следует разобрать причины, по которым зародился тюремный мир. Анализ отчета Главного тюремного управления (ГТУ) показывает следующее: существовала острая проблема переполнения тюрем. Возьмем время с 16 июня 1880 года по 1 января 1882 года. В указанный промежуток времени переполнение тюрем составило 24 %, что по сути исключает «ведение сколько-нибудь удовлетворительного порядка содержания арестантов»[21]. Подобное переполнение влекло за собой опаснейшие последствия: эпидемические болезни, которые, в свою очередь, забирают жизни не только арестантов, но нередко «угрожают распространением их среди местного населения»[22]. Безусловно, о качественном медицинском обслуживании в подобной ситуации речь не идет. В этом отношении важным свидетельством является донос в ГТУ Минским вице-губернатором о положении одной из тюрем: «Построенная на сорок мест тюрьма вмещает иногда до 260 человек… Ничто не гарантирует, что заболевания эпидемическими болезнями могут появиться ежеминутно и выразиться в более острой форме»[23].
Как пример медицинского обслуживания можно привести следующий эпизод из жизни одного заключенного, написавшего жалобу на имя министра юстиции: «Был переведен в больницу, где в это время лежал тифозный больной, не изолированный от других. Во время пребывания в больнице, несмотря на все предосторожности, у нас появились в белье вши, а по ночам мы подолгу не спали от массы клопов, кишащих в кровати… По проверке жалобы Краппа признается ее обоснованность и обращается внимание на пренебрежительное отношение администрации к наведению порядка в указанной тюрьме»[24].
Безусловно, описанное выше являлось острой проблемой, но существовала еще одна, которая усугубляла плачевное положение, ― неудовлетворительное состояние тюремных зданий и помещений и условия содержания заключенных. Наглядный пример: «камеры до того сыры, что при входе, несмотря на открытые окна, отдает сыростью и совершенно затхлым воздухом; все стены покрыты плесенью, пол и накат над потолком сгнили и местами даже провалились; оконные решетки не держатся на местах, от промозглости кирпича и гнилости холод»[25].
Помимо всего прочего в царской России применялись уничтожающие человеческое достоинство, вызывающее физические страдания меры: «Для ссыльно-каторжных заключенных устанавливались позорящие знаки в виде двух четырехугольных лоскутов, отличительного от самой одежды цвета»[26]. Могли также сбривать либо правую, либо левую стороны головы, что являлось также отличительным знаком. Ожесточались сердца арестантов и от произвола самой администрации тюрьмы, которая устанавливала любые наказания для нарушивших внутритюремный режим. Это могло быть и битье розгами, и заковывание в кандалы и пр. Но в тюремных отношениях образовалось со временем то, что подчас по своей жестокости, не могло сравниться с произволом администрации, ― это «кулачное право среди самих осужденных, основанное на жесткой и четкой иерархии в среде преступного мира»[27].
Постепенно, как уже отмечалось, складывается четкая иерархия среди самих заключенных. Однозначно сущим адом является описанная выше жизнь, для человека, совершившего незначительное преступление. Попав в стены тюрьмы, он будет назван «брусом», но такие люди четко разделялись на две категории: на тех, кто по освобождении уже не совершит преступлений «брусов лягавых», и на тех, кто в период отбывания наказания, под воздействием соответствующей среды, становится тем, кто совершит преступление еще и еще, потому что это будет уже частью его жизни ― «брус шпановый».
Как указывает М. Г. Детков, «″брусы″ являлись забавой и поводом к постоянным издевательствам для ″фартовых ребят″, которые разделялись на три класса: ″жиганы″ ― картежники и бродяги, ″шпана″ ― воры, и ″счастливцы″ ― мошенники и шулера»[28]. Каждый класс разделялся на различные виды[29].
Физическая сила играла определяющую роль, вспомогательными служили характер преступления, дружба со знаменитостями тюремного мира, рисковая игра в карты и т.д. Вырабатывался свой некий тюремный кодекс жизни.
Все перечисленные условия никак не влияют на исправление заключенного, но, напротив, укореняют его во зле. Тюрьма для многих может стать школой безнравственности. А для некоторой части заключенных тюремный мир стал заменой тому миру, из которого они были выброшены за преступление закона.
диакон Никита Кулешов
Ключевые слова: государство,тюрьма, история, Судебник, наказание, заключенный, монастырь, иерархия заключенных
[1] Калмыков П. Д. Учебник уголовного права. ― СПб.: Типография Товарищества «Общественная Польза», 1866. ― С. 262.
[2] Лохвицкий А. Курс уголовного права. ― СПб: Типография правительственного сената, 1867. ― С. 15.
[4] Суворов Н. С. Учебник церковного права. ― М.: А. А. Карцев, 1912. ― С. 212.
[5] Костомаров Н. И. Раскол. ― М., 2012. ― С. 305.
[7] Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории Русского права. ― Киев, 1907. ― С. 359.
[8] Российское законодательство X-XX веков: (Тексты и комментарии). В 9-ти т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. ― М. Юридическая литература. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.). ― С. 519.
[10] Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка 1560 – 1880 гг. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи, со времени возникновения русской тюрьмы, до наших дней. ― СПб.: 1880. ― С. 127.
[11] Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. ― М.: Издательство Московского университета, 1961. ― С. 269.
[12] Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка 1560 – 1880 гг. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи, со времени возникновения русской тюрьмы, до наших дней. ― СПб.: 1880. ― С. 6.
[13] Российское законодательство X-XX вв.: В 9 т. / Под ред. О.И. Чистякова. ― М.: Юридическая литература, 1985. Акты Земских соборов. Т. 3. ― С. 231.
[14] Кораблин К. К. Пенитенциарная система России: формирование и механизм функционирования тюремного ведомства на территории Дальнего Востока во второй половине XIX ― начале XX вв. ― Нижний Новгород, 2001. ― С. 48.
[15] Ефремова Н. Н., Исаев И. А., Штамм И. С. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. ― М.: Наука, 1992. ― С. 89.
[16] Российское законодательство X-XX веков: (Тексты и комментарии). В 9-ти т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. ― М. Юридическая литература. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. ― С. 511.
[18] Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. ― М.: «Вердикт-lM», 1999. ― С. 55.
[20] Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством: Очерк / А. С. Пругавин. — 1905. ― С. 4.
[21] Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы особенной части. ― М: Юридическая Литература,1985. ― С. 65.
[22] Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. ― М.: «Вердикт-lM», 1999. ― С. 105.
[24] Ткачевский Ю. М. Советское исправительно-трудовое право. ― М.: издательство Московского университета, 1971. ― С. 47.
[25] Пономарев П. Г. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных средств исправления. ― М.: Академия МВД СССР, 1989. ― С. 263.
[26] Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. ― М.: «Вердикт-lM», 1999. ― С. 107.
[29] Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. ― Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978. ― С. 55.