Как называли эстонцев в старину
Эстонцы
Всего: около 1,055,000 (2000) [2]
Эстония :
922 398 (2010) [1]
Швеция :
26 000
США :
25 000 (2000) [2]
Канада :
22 000 [3]
Финляндия :
20 000 (2007) [4]
Россия :
17 875 (2010) [5]
Австралия :
6 300
Германия :
5 000 (2001) [6]
Украина :
2 868 (2001) [7]
Великобритания :
4 000
Латвия :
2 381 (2010) [8]
Ирландия :
2 373 [9]
Абхазия [10] :
446 (2003) [11]
христиане (лютеране, есть православные). Большинство эстонцев нерелигиозны.
Эстонцы (эст. eestlased ) — финно-угорский народ в Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык — эстонский, финно-угорской семьи.
Содержание
История и этнография
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финноугорское наследие.
Начало I-го тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Железный век
C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества. [16] Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
В последний период железного века (IX — XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
Племена эстов
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, шелонян (селонов?), латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.
С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.
Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko ) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»).
Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
Эстонцы в России и СССР
Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.
Как появились латыши, эстонцы и литовцы
Сейчас к прибалтийским государствам относят три страны – Латвию, Литву и Эстонию, получившие суверенитет в процессе распада Советского Союза. Каждое из этих государств позиционирует себя, соответственно, как национальные государства латышей, литовцев и эстонцев. Национализм в странах Прибалтики возведен на уровень государственной политики, что объясняет многочисленные примеры дискриминации русского и русскоязычного населения. Между тем, если разобраться, то выясняется, что прибалтийские страны – типичные «государства – новоделы» с отсутствием собственной политической истории и традиции. Нет, конечно государства в Прибалтике существовали и прежде, но создавали их отнюдь не латыши или эстонцы.
Что представляла собой Прибалтика до того, как ее земли были включены в состав Российской империи? До XIII века, когда Прибалтику начали завоевывать немецкие рыцари – крестоносцы, это была сплошная «зона племен». Здесь жили балтские и финно-угорские племена, не имевшие собственной государственности и исповедовавшие язычество. Так, современные латыши как народ появились в результате слияния балтских (латгалы, земгалы, селы, курши) и финно-угорских (ливы) племен. При этом стоит учитывать, что балтские племена сами не были коренным населением Прибалтики – они мигрировали с юга и оттеснили местное финно-угорское население на север современной Латвии. Именно отсутствие собственной государственности и стало одной из главных причин покорения балтских и финно-угорских народов Прибалтики более могущественными соседями.
Начиная с XIII-XIV вв. народы Прибалтики оказались меж двух огней – с юго-запада их теснили и подчиняли немецкие рыцарские ордена, с северо-востока – русские княжества. «Ядром» Великого княжества Литовского также были отнюдь не предки современных литовцев, а литвины – «западные русские», славяне, предки современных белорусов. Принятие католического вероисповедания и развитые культурные связи с соседней Польшей обеспечили отличия литвинов от населения Руси. И в немецких рыцарских государствах, и в Великом княжестве Литовском положение балтских племен было далеко не радостным. Они подвергались религиозной, языковой, социальной дискриминации.
Основную часть населения прибалтийских городов до XIX века составляли этнические немцы, а также поляки, евреи, но никак не балтийцы. Фактически «старая» (дореволюционная) Прибалтика была полностью построена немцами. Прибалтийские города были немецкими городами – с немецкой архитектурой, культурой, системой муниципального управления. В орденских государственных образованиях, в герцогстве Курляндском, в Речи Посполитой прибалтийские народы никогда не стали бы равными с титульными немцами, поляками или литвинами. Для немецкой знати, властвовавшей в Прибалтике, латыши и эстонцы были людьми второго сорта, едва ли не «варварами», ни о каких равных правах не могло быть и речи. Знать и купечество герцогства Курляндского полностью состояли из остзейских немцев. Немецкое меньшинство столетиями властвовало над латышскими крестьянами, составлявшими основную часть населения герцогства. Латышские крестьяне были закрепощены и по своему социальному положению приравнивались курляндским статутом к древнеримским рабам.
Свобода к латышским крестьянам пришла почти на полвека раньше, чем к русским крепостным – указ об отмене крепостного права в Курляндии был подписан еще императором Александром I в 1817 году. 30 августа в Митаве было торжественно объявлено об освобождении крестьян. Спустя два года, в 1819 году, были освобождены и крестьяне Лифляндии. Так латыши получили долгожданную свободу, с чего и началось постепенное формирование уже класса свободных латышских земледельцев. Если бы не воля российского императора, то кто знает, сколько бы еще десятилетий провели бы латыши в состоянии крепостных крестьян своих немецких господ. Невероятная милость, проявленная Александром I по отношению к крестьянам Курляндии и Лифляндии, оказала колоссальное влияние на дальнейшее экономическое развитие этих земель. Кстати, Латгалия не случайно превратилась в самую отсталую в экономическом отношении часть Латвии – к латгальским крестьянам освобождение от крепостного права пришло гораздо позже и это обстоятельство сказалось на развитии сельского хозяйства, торговли. ремесел в регионе.
Освобождение крепостных крестьян Лифляндии и Курляндии позволило им достаточно быстро превратиться в преуспевающих хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России. Был дан импульс к дальнейшему экономическому развитию Латвии. Но даже после освобождения крестьян основные ресурсы Лифляндии и Курляндии оставались в руках остзейских немцев, органично вписавшихся в русскую аристократию и купечество. Из среды остзейского дворянства вышло большое количество видных военных и политических деятелей Российской империи – генералов и адмиралов, дипломатов, министров. С другой стороны, положение собственно латышей или эстонцев оставалось приниженным – и отнюдь не из-за русских, которых сейчас обвиняют в оккупации Прибалтики, а из-за остзейского дворянства, эксплуатировавшего население региона.
Сейчас во всех странах Прибалтики любят рассуждать об «ужасах советской оккупации», но предпочитают помалкивать о том, что именно латыши, литовцы и эстонцы и поддержали революцию, давшую им долгожданное избавление от господства остзейских немцев. Если немецкая аристократия Прибалтики в большинстве своем поддерживала белое движение, то на стороне красных воевали целые дивизии латышских стрелков. Этнические латыши, литовцы, эстонцы играли очень большую роль в установлении советской власти в России, причем наиболее высоким был их процент в Красной Армии и органах государственной безопасности.
Когда современные прибалтийские политики рассуждают о «советской оккупации», они забывают о том, что десятки тысяч «латышских стрелков» воевали по всей России за установление этой самой советской власти, а затем продолжали служить в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД, в Красной Армии, причем далеко не на самых низких постах. Как видим, никто латышей или эстонцев по этническому принципу в Советской России не притеснял, более того в первые послереволюционные годы латышские формирования считались привилегированными, именно они несли охрану советского руководства и выполняли наиболее ответственные задачи, в том числе по подавлению многочисленных антисоветских выступлений в российской провинции. Надо сказать, что не чувствуя этнического родства и культурной близости с русскими крестьянами, стрелки расправлялись с восставшими довольно жестко, за что их и ценило советское руководство.
В межвоенный период (с 1920 по 1940 годы) в Латвии существовали несколько миров – латышский, немецкий, русский и еврейский, которые между собой старались пересекаться по минимуму. Понятно, что положение немцев в независимой Латвии было лучше, чем положение русских или евреев, но определенные нюансы все равно имели место. Так, несмотря на то, что немцы и латыши были лютеранами или католиками, существовали отдельно немецкие и латышские католические и протестантские церкви, отдельные школы. То есть, два народа с вроде как близкими культурными ценностями старались максимально дистанцироваться друг от друга. Для латышей немцы были оккупантами и потомками эксплуататоров – феодалов, для немцев латыши были едва ли не «лесными варварами». Тем более, что в результате аграрной реформы остзейские помещики лишились своих земель, переданных латышским хуторянам.
По сути, если бы не «советская оккупация», то Прибалтика оказалась бы под властью гитлеровцев, была бы присоединена к Германии, а местное латышское, эстонское, литовское население ждало бы положение людей второго сорта с последующей быстрой ассимиляцией. Хотя в 1939 году была начата репатриация немцев из Латвии в Германию и к 1940 году практически все проживавшие в стране остзейские немцы ее покинули, в любом случае они вернулись бы вновь, окажись Латвия в составе Третьего рейха.
Сам Адольф Гитлер относился к населению «Остланда» весьма пренебрежительно и долгое время препятствовал реализации планов ряда германских военачальников по формированию латвийских, эстонских и литовских соединений в составе войск СС. На территории Прибалтики немецкой администрации предписывалось запрещать любые поползновения местного населения в сторону автономии и самоопределения, категорически запрещалось создание высших учебных заведений с обучением на литовском, латышском или эстонском языках. При этом разрешалось создавать для местного населения ремесленные и технические училища, что свидетельствовало лишь об одном – в германской Прибалтике латышей, литовцев и эстонцев ждала лишь участь обслуживающего персонала.
То есть, фактически именно советские войска спасли латышей от возвращения на положение бесправного большинства при немецких господах. Впрочем, учитывая численность выходцев из республик Прибалтики, служивших в гитлеровской полиции и СС, можно быть уверенным в том, что для многих из них прислуживание оккупантам в качестве коллаборационистов не было существенной проблемой.
Эстонцы получили самоназвание только во 2-й половине XIX века. В составе России
На эстонской территории в начале 19 века проживало более полумиллиона человек, к началу 20 века численность населения удвоилась.
Города по нынешним меркам были маленькие: в 1820-х годах в губернском городе Риге проживало 40 тысяч, в Таллине – 12 тысяч, в Тарту – 8 тысяч человек, не говоря уже о многочисленных городах с населением менее тысячи жителей.
Наше представление о сельских жителях зачастую очень упрощено. А они ведь разделялись на слои: львиную долю составляли крестьяне (около 60-70%). Второй основной слой – бобыли (10-20%), у которых не было земли или было ее очень мало, они жили на «милости» крестьян и мызников. Среди бобылей было множество людей с навыками ручной работы, которой они могли себя прокормить.
На бобылей в какой-то мере были похожи жившие на хуторах батраки (5-10%), которых использовали в сельхозработах, и слуги на мызах (садовники, сторожа, повара, кучера, прислуга – 5-10%). С ростом численности населения в последующие годы процентное отношение между слоями изменилось в сторону увеличения бобылей, батраков и слуг.
•• Когда вообще наш народ начал говорить о себе как об эстонцах?
На протяжении веков эстонские селяне противопоставлялись с точки зрения места жительства горожанам, а с точки зрения положения в обществе саксам – мызникам, служителям церкви и т.н. малым саксам – говорящим по-немецки и проживающим в сельской местности слугам на мызах и прочему свободно передвигающемуся народу, например, купцам.
•• Были ли эстофилы преимущественно немцами?
Да. Эстофилами, в основном, были говорящие по-немецки служители культа и т.н. друзья народа из других слоев населения, в том числе и среди мызников. Эти люди имели широкий кругозор, отличались гуманностью и считали необходимым учить живших в бедности селян. Они начали относиться к селянам как к согражданам с интересным языком общения и образ мышления.
•• Вернемся в 1800 год. Похожи ли были крестьяне в Вырумаа и на Сааремаа, и идентифицировали ли они себя одинаково?
[ раскрыть ]
Прежде всего, разделение существовало по приходам, затем по уездам (Харью, Тарту или острова). Обращали внимание на принадлежность к губернии – Эстляндской или Лифляндской. Кроме того, существовало разделение на островитян и жителей материка.
•• Как часто встречались жители разных областей? Сколько вообще в то время путешествовал крестьянин?
[ раскрыть ]
Большие изменения в сфере перемещений произошли во второй четверти века с отменой крепостного права. Распространенных в начале 19 века побегов становилось меньше. Самой частой причиной переездов было вступление в брак, причем переезжали, в основном, женщины.
Вообще люди ездили больше, чем принято считать. Селяне приезжали на берег, чтобы обменять зерно на рыбу, ездили на ярмарки. Работниками обменивались и мызники. Активные переезды начались в середине века.
Сильно различалась оседлость среди людей разного социального статуса. Больше передвигались жившие при мызах. Прислуга и конюхи со своими господами порой ездили в Петербург и даже в Западную Европу.
•• Как в начале 19 века выглядело шоссе Таллин-Тарту? Насколько безопасно было вообще путешествовать?
Это было почтовая дорога, по которой ездили экипажи и обозы. Путешествовать было достаточно безопасно. Дорожные ограбления случались лишь изредка, про шоссе Таллин-Тарту таких случаев мне не вспоминается. В то время больше боялись ненастья и, может быть, волков, но не грабителей.
Вообще граница губернии была довольно важной, деловых поездок между губерниями совершалось достаточно мало. Из Тарту чаще ездили в Ригу, чем в Таллин. Ситуация изменилась только с появлением железной дороги.
•• Какое образование было у эстонского крестьянина в начале 19 века? Умел ли он читать и писать?
Уже к концу 18 века читать умело более половины крестьян Лифляндии, что близко к показателям других протестантских стран. В Эстляндии умевших читать было несколько меньше. Умение читать, проверявшееся пасторами, в основном ограничивалось чтением заученных церковных текстов. Чтение, направленное на изучение новых текстов и приобретение знаний, было среди эстонских крестьян все же редкостью. То же можно сказать и об умении писать.
•• В музее Rocca al Mare в основном собраны образцы зданий второй половины 19 века. Был ли тот же тип домов распространен полувеком ранее?
[ раскрыть ]
Да, конечно. Кроме того, в первых десятилетиях 19 века «друзья народа» и мызники стали обсуждать, какой жилой дом больше всего подошел бы крестьянам, так как жилая рига со своим дымом вредила зрению и здоровью. Был даже объявлен конкурс на наиболее подходящее жилье, но от риги отказаться не удалось из-за ее функциональности.
•• Можно ли сказать, что в начале 19 века эстонец жил в тесном, темном и дымном помещении вместе с животными?
В общем да, так оно и было. Позднее стали рубить окошки, затем строить дымоходы, затем выселили из жилых помещений животных. И еще позднее стали строить отдельные жилые дома. Воды не было, жили в дыму. Не было и туалетов, которые появились лишь во время Эстонской Республики.
•• В представлении современного человека, тогда жили в грязи.
[ раскрыть ]
Да. Многие путешественники об этом писали и не могли понять, как так можно жить – вместе с животными и птицами.
•• Но ведь при таком укладе жизни особой приватности не было? Я имею в виду интимную близость.
Да, это было естественно. Приватности действительно было мало. Может, это некрасиво звучит, но жили стадом, это было неотвратимо, особенно зимой. Нужно было сохранять тепло, животных нужно было содержать и зимой. Так и жили все в куче.
•• Какая была в то время продолжительность жизни?
[ раскрыть ]
Средняя предполагаемая продолжительность жизни в Эстонии в начале 19 века составляла 35 лет. Очень высокой была смертность среди детей в первый год жизни.
•• Если удавалось пережить детство, сколько лет жил человек?
[ раскрыть ]
Людей старше 50 лет было мало, но некоторые доживали и до 100 лет. Смертность среди женщин была высокой, рожали ведь много.
•• Если 35-летний мужчина ломал ногу, то что дальше?
[ раскрыть ]
Была народная медицина и свои целители, которые помогали во многих случаях. Если болезнь не была смертельной, то выздоравливали. Многие оставались инвалидами. Если человек при этом терял трудоспособность, то он шел по миру, семейных содержала семья. Если хуторяне не были в состоянии содержать хутор, мыза назначала новых хозяев.
•• Совсем на улицу никого не выкидывали?
Нет, деревенское сообщество заботилось обо всех, своих бродяг кормили. Коллективизм был очень силен, иначе было не выжить.
•• Каким было меню крестьянина начала 19 века?
[ раскрыть ]
Основной пищей служил хлеб, остальное было второстепенным. Ржаной хлеб и ячменный корж. Если год был урожайным, то просто так, а если не очень, то подмешивали, например, сосновую кору.
Варили кашу из круп и суп из чечевицы. Различные зерновые каши и похлебки тогда были намного значимее, чем позднее. Очень важным овощем была репа.
Где-то с 1830-х годов в меню стало появляться все больше картофеля, и это помогло пережить голодные годы, так как неурожая и зерновых, и картофеля одновременно в общем-то не бывает. С хлебом ели салаку. Из молочных продуктов самой важной была простокваша, в летнее время ее смешивали с водой и ячневой мукой.
•• Как часто ели мясо?
Мясо попадало на стол относительно редко и, в основном, осенью. Мясо обычно варили в супе, но к рождеству запекали и в печи. Были и такие семьи, которые могли разнообразить меню рыбой и дичью. Дичь же была собственностью мызника, поэтому такие случаи были ничем иным как браконьерством.
•• Много ли эстонцы пили?
[ раскрыть ]
Пьянство стало серьезным бичом в начале 19 века. До этого варили и пили пиво, по рабочим дням употребляли домашний квас. Но в конце 18 века на мызах начали гнать водку, которая стала для мыз серьезным источником дохода. Отход производства водки – барда – использовалась для подкормки телят, вследствие чего выросла продажа мяса в города. Стада гоняли даже в Петербург.
•• Как быстро пьянство стало социальным злом?
[ раскрыть ]
Корчмы в качестве оплаты за спиртное принимали зерно. В домах оставалось зерна меньше, чем было необходимо для выживания, поэтому в дело даже пришлось вмешаться правительству. Пили, в основном, мужчины. Пили в корчме или приносили водку с мызы. О женском пьянстве известно мало.
•• В каком возрасте в начале 19 века человек становился взрослым?
21 год был важным рубежом. Также важной была конфирмация, после которой мужчина имел право жениться. Для женитьбы, кстати, нужно было уметь читать, знать «отче наш» и десять заповедей.
•• Одежду тогда изготавливали собственноручно или уже покупали?
В то время все делали дома. Ткали ткани, изготавливали обувь.
•• Сколько приходилось работать детям и когда они начинали это делать?
Крестьянские дети работали сызмальства – сначала они помогали матери по дому, особенно присматривать за младшими детьми, затем они ходили за стадом, позднее начинали работать в поле.
•• Сегодня у нас есть понятия рабочего и свободного времени и отпуска. Значило ли что-то понятие свободного времени для крестьянина в ту пору?
Тогда передохнуть можно было между работами или в пути с одного рабочего места на другое, а также зимой, когда уличных работ было мало, а день был коротким. Но и дома дел хватало – женщины рукодельничали, мужчины занимались ремонтом и изготовлением инструментов. По-настоящему отдохнуть можно было, пойдя в церковь, и по праздникам – народным или церковным, – а также в дни семейных торжеств. Но и в такие дни кто-то должен было оставаться «в лавке», просто так бросить хозяйство крестьяне себе позволить не могли.
•• Если жизнь была такой бедной и простой, как отмечали праздники? Было ли рождество важнейшим праздником? Преподносили ли подарки? Ставили ли елку?
Праздников было много, они были связаны, прежде всего, с важными днями. Важными с точки зрения хозяйства считались день Тыниса (в середине января, когда должна была оставаться половина заготовленной еды для скота), масленица (последний день перед великим постом), Юрьев день (23 апреля, день, когда просыпается природа и можно начинать полевые работы), Яанов день (24 июня, летний праздник, с днем летнего солнцестояния стал связан только после реформы календаря 1918 года), день Михкеля (в середине октября, символизировал конец летнего полугодия, начатый Юрьевым днем), и рождество. Корни многих праздников уходят в дохристианские времена. В основном, все они стояли на службе сельского хозяйства и животноводства, связанные с ним обычаи, традиции и ритуалы должны были принести счастье, здоровье и доход.