Как называли монголов в китае
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Монгольский народ является не только многочисленной нацией, но и обладателем великой истории. Именно в ходе многих веков, когда монголы вели долгие войны, представители этого этноса успешно расселились по обширнейшим территориям. Немало монголов и поныне живёт в Китае, с местным населением которого их связывает период долгого противостояния и вражды.
В китайской истории монголы имеют далеко не лучшую репутацию. Одна из версий о происхождении названия этой народности ссылается на китайские источники. Там словом, созвучным с «монголы», называли демонические силы. Уже один этот факт говорит о том, что монголы не были желанным гостями на землях Китая
Уже в XIII веке у китайских границ создаётся могущественное монгольское государство, которое стремительно укрепляется и разрастается за счёт постоянных захватнических военных походов. Когда во главе монголов становится Чингисхан, первое наступление их в китайском направлении затрагивает Западное Си. Уничтожив регион, монголы врываются в империю Цзинь. Тогда китайский правитель спасается бегством, однако монголы настигают его и на «безопасном» участке.
Теперь завоеватели пользуются всеми преимуществами, постепенно охватывая новые территории. В то время на переговоры с монголами и заключением мира отправляются представители власти Южного Сунн. Они надеются с помощью нового грозного народа вернуть себе земли, которые теперь оказались в монгольской власти. Однако монгольские военачальники не желают идти на уступки, а потому разворачивается широкое наступление на Китай.
Китайский народ отчаянно сопротивляется захватчикам, а потому распространение власти монголов незначительно слабеет в период разногласий в монгольском правительстве. Однако на тот момент уже многие земли северной части Китая были порабощены и заселены новым народом. В то же время монголы прекрасно используют отдельные группы китайского населения, которые настроены враждебно по отношению к императору. С их помощью укрепляется монгольское влияние на завоёванных территориях.
Новые земли, своя культура
В долгий период власти монгольского народа в китайских регионах происходит взаимообмен культурами, который отражается на каждой из народностей. Несмотря на серьёзное влияние местных традиций, монголы сохраняют большинство своих обычаев, которые даже находят отражение в культуре Китая.
На сегодняшний день в Китае проживает около 6 миллионов представителей монгольского народа. Современные монголы уже не враждуют с китайцами, проживая в своих кварталах, где до сих пор сохранился несколько непривычный старинный уклад жизни. Большинство монгольских районов Китая являются автономными, в них изучают как монгольский, так и китайский языки.
Как и прежде, монголы, населяющие китайские земли, занимаются разведением скота, но сегодня среди них немало земледельцев. Кроме этого, многие монгольские традиции не изменили своих особенностей и в Китае.
Как и тогда, современные монголы самого разного возраста, мужчины и женщины, прекрасно держатся верхом и обожают прогулки с лошадьми. Все монгольские празднества обязательно сопровождаются конкурсами, где каждый мужчина может проявить свою смелость и ловкость во время скачек или борьбы. Это древнейшие разновидности спорта, которые и сегодня остаются популярными.
В повседневной жизни современные монголы предпочитают классический европейский стиль одежды, однако во время торжеств многие из них не прочь продемонстрировать любовь к национальному костюму. Чаще всего он состоит из халата с расширенными рукавами, шаровар и сапог. Женская и мужская одежда имеют незначительные отличия. Монгольский наряд для прекрасной половины отличается обилием украшений. Он дополняется головным убором с серебряными и золотыми бусами.
Монголы, проживающие в Китае, создали свою неповторимую народную медицину. Она сочетает в себе как монгольские, так и тибетские, китайские черты. Уже с давних времён она стала одним из важнейших искусств, что сохранилось до нашего времени, приобретая почитателей во всём мире.
Монголы очень уважительно относятся к людям старшего возраста. Считается, что никогда нельзя перечить родителям, допускать какие-то плохие мысли о них. Кроме этого, у монголов бытует мнение, что тот, кто перешёл дорогу пожилому человеку оскорбил его и сам себе нанёс оскорбление. Сначала нужно уступить путь старшему.
Немало суеверий монголов могут показаться странными для европейцев, однако в них есть объяснение. К примеру, монголы считают, что ладони человека – это та часть, где можно увидеть душу. Так же и огонь является священным символом, а потому взять чашу с жаром нельзя из чужих рук, поскольку так можно принести в своё жилище зло.
Саму же юрту нельзя строить в том месте, где находились когда-то другие дома. Так можно взять себе судьбу тех, кто жил ранее на этой земле. Не менее трепетное отношение у монголов и к пеплу. Даже в золу от костра нельзя становиться ногой, так как сам по себе пепел считается памятью и душами предков.
Завоёвывая новые земли, монгольский народ сумел открыть для себя новые регионы. Поселившись в Китае, монголы не растворились в могущественной нации этого государства, а сохранили свои традиции, которые чтут и сегодня, а потому развивают и укрепляют свою культуру.
Китайские источники о монголо-татарах
Современники о монголах.
Среди множества источников информации о завоеваниях монголов китайские занимают особое место. Но следует подчеркнуть, что их очень много. Существуют монгольские, китайские, арабские, персидские, армянские, грузинские, византийские (да-да, есть и такие!), сербские, болгарские, польские источники. Есть и погребения, в которых находят характерные наконечники стрел и другое вооружение. Одна только пензенская Золотаревка чего стоит, сколько тут всего уже нашли и продолжают находить…
Китайские источники сообщают…
После источников персидских мы обратимся к источникам китайским. По идее, надо бы наоборот, но книга Рашид ад-Дина уж очень хорошо написана, а кроме того, попалась мне первой, вот поэтому-то именно с нее мы и начали.
Источники китайских авторов тоже очень интересны. И они не только могут дать своему исследователю весьма обширный материал, касающийся истории как китайского, так и монгольского народов, но позволяют многие сведения уточнить. В частности, свидетельства тех же персидских и арабских хронистов. То есть мы имеем дело с перекрестными ссылками на одно и тоже событие, что, разумеется, очень важно для историка. На сегодня ценность китайских источников, содержавших информацию о Монголии XIII века и других стран империи Чингисхана, является общепризнанной. Другое дело, что нашим российским исследователям затруднительно ее изучать. Нужно знать китайский и уйгурский языки, причем того времени, нужно иметь доступ к этим источникам, да что там доступ – банальные деньги, чтобы жить в Китае и иметь возможность с ними работать. И то же самое касается возможности работы в библиотеке Ватикана. Нужно знать средневековую латынь и… банально иметь средства, оплачивать еду и проживание. А откровенная нищета наших ученых историков всего этого просто не позволяет. Поэтому приходится довольствоваться более ранними переводами и тем, что в централизованном порядке в свое время было сделано историками РАН СССР, а также переводами европейских исследователей на своих языках, которые… тоже надо знать и знать хорошо!
К тому же, если сочинения Плано Карпини, Гильома Рубрука и Марко Поло многократно публиковались на самых разных языках, то книги на китайском языке для широкой массы читателей практически недоступны. То есть – «их попросту нет». Поэтому-то многие и говорят о том, что, нет, мол, источников по истории монголов. Хотя на самом деле они существуют.
Начнем с того, что древнейшим известным на сегодня сочинением, которое специально посвящено монголам, является «Мэн-да бэй-лу» (или в переводе «Полное описание монголо-татар»). Это записка посла империи Сун или Сун чао – государства в Китае, существовавшее с 960 по 1279 год и павшее под ударами монголов. Причем не просто Сун, а Южной Сун – поскольку история Сун делится на Северный и Южный периоды, связанные с переносом столицы государства с севера на юг, куда ее перенесли после завоевания северного Китая чжурчжэнями в 1127 году. Южная Сун сначала вела борьбу с ними, а затем и с монголами, но была завоевана ими к 1280 году.
Послы-шпионы и монахи-путешественники
В этой записке Чжао Хун – южносунский посол в Северном Китае, находящимся в это время уже под властью монголов, подробно информирует свое начальство обо всем, что он там видел и что имело хотя бы какое-то значение. Записка была составлена в 1221 году. Изложение четко структурировано и разбито на небольшие главки: «Основание государства», «Начало возвышения татарского владетеля», «Название династии и годов правления», «Князья и царевичи», «Полководцы и заслуженные чиновники», «Доверенные министры», «Военное дело», «Коневодство», «Провиант», «Военные походы», «Система должностей», «Нравы и обычаи», «Военное снаряжение и оружие», «Послы», «Жертвоприношения», «Женщины», «Пиры, танцы и музыка». То есть перед нами самое настоящее «шпионское донесение», в котором его автор описал практически все стороны жизни монголов. Важные сведения сообщает он и о Мухали – наместнике Чингисхана в Северном Китае и его ближайшем окружении. Помимо всего прочего из этого сообщения мы можем узнать о том, что монголы на местах широко привлекали местные кадры китайских чиновников и те… активным образом сотрудничали с завоевателями!
На русский язык «Мэн-да бэй-лу» был переведен еще в 1859 году В. П. Васильевым и широко использовался российскими историками, писавшими о монголах. Но сегодня нужен уже новый перевод, который был бы лишен выявленных недостатков.
Вторым ценным источником является «Чан-чунь чжэнь-жэнь си-ю цзи» («Записка о путешествии на Запад праведника Чан-чуня») или просто «Си-ю цзи». Это дневник путешествия даоского монаха Цю Чу-цзи (1148—1227 гг.), который более известен под именем Чан-чунь. Вел его один из его учеников – Ли Чжи-чан.
Обнаружили его в 1791 году, а впервые он был издан в 1848-ом. В дневнике содержатся наблюдения над жизнью населения тех стран, которые посетил Чан-чунь вместе со своими учениками, включая Монголию.
«Хэй-да ши-люе» («Краткие сведения о черных татарах») – этот источник также представляет собой записки о путешествии, но только уже двух китайских дипломатов. Одного звали Пэн Да-я, другого Сюй Тин. Они являлись членами дипломатических миссий государства Южной Сун и посетили Монголию и двор хана Угэдэя. Вернувшись назад Сюй Тин в 1237 г. отредактировал эти путевые заметки, однако в первоначальном виде они до нас не дошли, а дошли в редакции некоего Ял Цзы 1557 года, изданной в 1908 году. Сообщения этих двух путешественников охватывают широкий круг вопросов, включая хозяйственную жизнь монголов, их внешний вид, жизнь знати и придворный этикет. Описали они и облавную охоту у монголов, отметив, что это хорошая подготовка к войне. Сюй Тин очень подробно рассказывает о ремеслах монголов и, что вполне понятно, комплектовании монгольских войск, их вооружении, описывает их военную тактику, то есть и эти, так называемые «послы», не только выполняли свои представительские функции, но еще и собирали разведывательную информацию, а она должна быть всегда очень точной.
«Шэн-у цинь-чжэн лу» («Описание личных походов священно-воинственного [императора Чингиса]») источник, касающийся эпохи правления как самого Чингисхана, так и Угэдэя. Обнаружили его в конце XVIII века, но из-за сложности перевода с языка XIII века на него долгое время не обращали особого внимания. В результате к изданию оно было подготовлено лишь в 1925 – 1926 гг., причем к переводу были сделаны обширные комментарии. Однако на русский язык этот источник полностью еще не переведен и потому полностью не исследован!
Самый главный монгольский источник!
«Монгол-ун ниуча тобчан» («Сокровенное сказание монголов» – важнейший источник по ранней истории монголов, открытие которого тесным образом было связано с китайской историографией. Первоначально «Сказание…» было написано с помощью уйгурского алфавита, заимствованного монголами в начале XIII в., но до нас она дошла в записи китайскими иероглифами и с подстрочным переводом всех монгольских слов и сокращенным переводом всех его частей уже на китайской. Источник этот очень интересный, но и очень сложный по целому ряду причин. Достаточно сказать, что дискутируется в нем все, начиная от вопроса об авторстве и даты написания и вплоть до самого названия. Споры среди специалистов вызывает и вопрос, является она полным трудом или это только часть большей по объему работы, и появилась ли она до или после смерти хана Удэгея. Так что на сегодня даже дата написания этого документа требует дополнительных исследований с привлечением всех известных китайских и корейских, а также персидских источников, что, безусловно, по силам лишь многочисленному коллективу специалистов, располагающих значительными средствами. Содержание же самого этого памятника дает основания считать, что он был написан (или записан) в форме рассказа одного из старых нукеров Чингисхана, сделанным в год «Мыши» (по монгольскому календарю) во время курултая на р. Керулен. Причем этот курултай в официальных источниках почему-то не зафиксирован. Интересно, что косвенным образом это указывает на его подлинность. Поскольку все даты курултаев известны, то проще всего было бы – будь это подделка, привязать его к одному из них, чего, однако, сделано не было. А ведь точная датировка является едва ли не самой главной задачей любого фальсификатора и почему так понятно без долгих рассуждений. Кстати, перевод А.С. Козина (1941 г.) на русский язык в Интернете имеется…
В Китае «Сокровенное сказание монголов» долгое время сохранялось в составе «Юн-лэ да-дянь». Это была обширная компиляция из 60 глав в оглавлении и 22 877 глав непосредственно в тексте сочинений разных древних и средневековых авторов, которая была составлена в Нанкине в 1403 – 1408 гг. Многие главы этого произведения погибли в Пекине в 1900 году во время «восстания боксеров», но отдельные списки этого документа в 1872 г. приобрел, а затем и перевел на русский язык российский исследователь-китаевед П. И. Кафаров. А в 1933 г. он был возвращен в Китай в виде фотокопии с оригинала, который ныне хранится у нас в Восточном отделе Научной библиотеки имени Горького при Ленинградском университете. Однако лишь после Второй мировой войны этот документ получил распространение в мировой научной среде. Кстати, первый полный перевод на английский язык сделал Фрэнсис Вудман Кливз лишь в 1982 г. Однако на английском название этого источника звучит не так выспренно, а куда более прозаическим образом – «Секретная история монголов».
Документы юридического характера
Время господства монголов в Китае оставило и большое количество чисто юридических документов, которые сегодня объединены в сборники: «Да Юань шэн-чжэн го-чао дянь-чжан» – сокращенный вариант «Юань дянь-чжан» («Установления [династии] Юань»), и «Тун-чжи тяо-гэ» – опять-таки две большие компиляции из множества работ. Точная датировка их неизвестна, но первый состоит из документов 1260 – 1320 гг., а второй –появившихся в 1321 – 1322 гг. П. Кафаров познакомился с «Юань дянь-чжан» еще в 1872 году, однако его фотолитографическое издание было осуществлено в Китае лишь в 1957-ом. Соответственно «Тун-чжи тяо-гэ» – это сборник монгольских законов от 1323 г. Опубликован он был в Китае еще в 1930 г. Понятно, что такие первоисточники являются очень ценным материалом для всех изучающих эпоху монгольского правления в Китае.
На этом, пожалуй, здесь и стоит остановиться, потому что одно только лишь перечисление всех прочих китайских документов, посвященных истории монголов, выливаются если и не монографию, то в статью столь большого объема, что ее будет просто неинтересно читать не специалистам. Но важно, что таких источников много, очень много – сотни тысяч страниц за разные годы, что подтверждается перекрестными ссылками и содержанием самих текстов. Однако для изучения эти документы очень трудны. Нужно знать китайский язык и не просто китайский, а китайский XIII века, а желательно еще и уйгурский язык этого же времени. И кто сегодня и на какие деньги соберется все это изучать в России, а главное – зачем! Так что инсинуации относительно других китайских источников, не говоря уже о монгольских, будут продолжаться и впредь. Ведь «баснями питается она»…
Использованная литература:
1. История Востока (в 6 т.). Т. II. Восток в средние века. Москва, издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002.
2. Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. Москва, Изд-во «АСТ», 2005.
3. Россаби М. Золотой век империи монголов. СПб.: Евразия, 2009.
4. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. М.: Наука, 1965.
5. Cleaves, F. W., trans. The Secret History of the Mongols. Cambridge and London: Published for the Harvard-Yenching Institute by Harvard University Press, 1982.
Монголы
Из монгольских народов в КНР расселены: 1) собственно монголы, 2) дахуры (дауры), 3) монгоры, 4) дунсян, 5) баоань. Общая численность их превышает 1.7 миллиона человек.
Собственно монголы расселены в основном в пределах автономного района Внутренняя Монголия, где они размещаются в аймаках: Хулун- буирском (баргуты, буряты, хорчины, джалайты), Джеримском (хор- чины), Джоудасском (барины, ару-хорчины, огнюты, хэшиктэны, ха- рачины, тумуты), Шилингольском (узумчины, хучины, абага, абаганары, суниты), Чахарском (чахары), Уланцабском (ураты, дурбэн хухэт, дар- хан-мянган), Иехе-чжоуском (ордосы) и Баин-норском (торгуты, олёты).
Часть монголов живет в отдельных провинциях Китая: Хэйлунцзян (дэрбэты, горлосы), Цзилинь (горлосы), Ляонин (тумэты), Цинхай (ху- хунорские или кукунорские монголы).
Группы монголов встречаются также в провинциях Ганьсу и Юньнань.
Кроме этого в Синьцзян-Уйгурском автономном районе проживают ойраты: торгуты (Баингольский монгольский автономный округ; Хубук- сарский монгольский автономный уезд), хошуты (Баингольский монгольский автономный округ), олёты (округ Тарбагатай).
Помимо этого в автономном районе проживает небольшая группа чахаров (Боротальский монгольский автономный округ).
Самоназвания, у монголов Китая часто отражали их прежние деления на племена. По племенным названиям ранее именовались и княжества (хошуны). Если отдельные родственные племена входили в разные княжества, то к имени их прибавлялось географическое обозначение— восточный (дзун), западный (барун) и т. д. Например, узумчины Силингольского сейма обитали в двух хошунах — дзун узумчин и барун узумчин.
Внутренняя Монголия является основной областью расселения собственно монголов КНР.
Автономия Внутренней Монголии была провозглашена в апреле 1947 г. на объединенном съезде представителей бывшей Внутренней Монголии и Маньчжурии, проходившем в городе Ванъемяо, а 1 мая того же года было образовано демократическое правительство автономной области Внутренняя Монголия.
В скотоводческих районах знамена делятся на суму, которые в свою очередь подразделяются на группы кочевых хозяйств — багщ наиболее мелкие поселения кочевых аратов в багах называются хотоны или айлъ. В состав Внутренней Монголии входят мэны: Хуна, Синань, Чжерим, Чжоуда, Чахар, Силингол, Улан- цаб, Ихэчжоу. Административным центром Внутренней Монголии является город Хух-Хото, основанный в XVI в. Алтын-ханом туметским. В настоящее время город состоит из двух частей — Суйюани и Гуйхуа, находящихся на расстоянии 3 км одна от другой. Гуйхуа — старая часть города (в ней в основном сосредоточены торговля и промышленные предприятия). В новой части, Суйюани, находятся различные учреждения народного правительства.
Общее количество населения Внутренней Монголии свыше 7 400 тыс. человек, из них монголов насчитывается около 1.5 млн. В большом количестве проживают китайцы, а также корейцы, маньчжуры, дауры, эвенки, орочены и др.
В незначительном количестве во Внутренней Монголии кочуют забайкальские буряты (долины pp. Ганы, Мергела, Чинхэ, Уэткена).
Основным занятием кочевого монгольского населения Внутренней Монголии является кочевое скотоводство. Оно существует в районах сплошного монгольского населения, занимающих западную часть района, главным образом в аймаках Уланцаб, Силингол и в западной части аймака Хуна. Восточная и южная части включают земледельческие районы с преобладанием оседлого китайского населения. Между чисто скотоводческими и земледельческими районами находятся районы с переходной формой хозяйства.
Монголы разводят овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов. В скотоводческих районах наибольший процент поголовья скота приходится на мелкий скот — коз и овец, за ними следует крупный рогатый скот, далее лошади и в отдельных районах верблюды. В юго-западных и северо-западных полупустынных районах целесообразность разведенця коз и овец вызывается тем, что высокогорные и полупустынные пастбища наиболее полно используются именно этим видом скота.
Крупный рогатый скот, занимая по численности второе место среди прочих видов скота, помимо производства молочных продуктов, имеет большое значение как тягловая сила.
Районы Внутренней Монголии всегда являлись поставщиками лошадей для Китая. Мэны Хуна и Силингол славились издавна разведением верблюдов, шерсть которых высоко ценилась и ценится на мировом рынке, а также идет в самом Китае на изготовление высших сортов шерстяных тканей, ковров и других изделий. В прошлом верблюды служили единственным средством транспорта в песчаных районах, теперь они служат для перевозки грузов на небольшие расстояния, а также используются как тягловый скот на полевых работах.
Скотоводческое хозяйство имеет несколько типов. В юго-западной и северо- западной частях Внутренней Монголии имеет место круглогодичное содержание скота на пастбищах. Количество перекочевок со скотом в течение года бывает различно в разных районах. В гобийской части, бедной пастбищами, их бывает больше, чем в районах, прилегающих к Хингану. Здесь в весеннее время скот пасется на южных склонах гор и в долинах рек, в летнее и осеннее время он перегоняется: в открытые степи, зимой монголы перекочевывают к подножиям гор и в горные пади, защищенные от ветра. В основном пастбища располагаются на южных и юго- западных склонах гор, где, разрывая копытами снег, животные добывают корм. Воду в этот период заменяет снег.
В скотоводческо-земледельческих районах со смешанным китайским и монгольским населением имеет место пастбищное содержание скота в летнее время и: стойловое содержание его зимой.
На южных и юго-восточных окраинах Внутренней Монголии в земледельческих, районах преобладает стойловое содержание скота. Здесь разводят главным образом рабочий скот — лошадей, мулов и ослов. Овец и коз разводят в незначительном: количестве.
В прошлом развитие скотоводства резко тормозилось различными заболеваниями, частыми падежами от бескормицы, потерями скота от потравы его дикими зверями и т. д. Наиболее пагубны были различные эпизоотии (особенно чума рогатого скота). Способы ведения хозяйства были примитивны, зоотехнические мероприятия отсутствовали. В случаях заболевания скота кочевое население прибегало к шарлатанскому «врачеванию», проводившемуся ламами, а в некоторых северных районах и шаманами. Широкие массы скотоводов нещадно эксплуатировались местными феодалами и гоминьдановскими реакционерами, которые монополизировали лучшие пастбища. Феодальная кабала, налоги и поборы не позволяли рядовому скотоводу увеличивать свое стадо. Поголовье скота с каждым годом продолжало сокращаться, за одно только десятилетие оно сократилось на 20%. После образования автономного района были уничтожены тяжелые налоги и поборы, з«мля поступила в пользование всего народа. Большое внимание уделяется развитию скотоводства: организована ветеринарная служба, готовят ветеринарные кадры,. строятся хашаны (скотные дворы), организуется сенокошение и т. п. В целях увеличения пастбищ и посевных площадей в степях Внутренней Монголии создаются оросительные сорружения, колодцы, водохранилища. В 1960—1962 гг. сооружен канал, который отводит воду изг р. Хуанхэ в засушливые районы южной части Внутренней Монголии. Канал орошает свыше 100 тыс. га полей, 13 тыс. га пастбищ и большие районы пустыни, а также может обеспечить местное население электроэнергией и будет использован для судоходства. В засушливых районах, подвергающихся песчаным заносам, созданы лесозащитные полосы.
Важную роль в животноводческом хозяйстве играют госхозы, оказывающие существенную помощь животноводам в области преобразования техники производства и улучшения пород скота.
В ходе развития животноводческого хозяйства проведена большая работа по переводу скотоводов-аратов на оседлый образ жизни. К 1960 г. половина кочевников перешла на оседлость, часть же их стала вести полуоседлый образ жизни.
С переходом на оседлость скотоводы Внутренней Монголии стали заниматься свиноводством и разведением птиц. За последние годы стала внедряться также пчеловодство.
Земледелием занимается незначительное количество оседлого и полу- оседлого монгольского населения. В Чжеримском, Синаньском, Чжоудаском мэнах, а также частично в Ордосе (Ихэчжоуский мэн) рядом с китайскими крестьянами работают на полях и монголы. Из сельскохозяйственных культур возделываются гаолян, бобы, пшеница, ячменьг гречиха, просо, кукуруза, из технических растений — местный сорт льна, который известен под китайским названием хума.
Земледельческие орудия у монголов такие же, как у китайцев, в прошлом они были крайне примитивны и требовали большой затраты ручного труда. С 1950 г. на государственных сельскохозяйственных фермах, опытных показательных сельскохозяйственных станциях Внутренней Монголии начали применяться тракторы и другая сельскохозяйственная техника.
Подсобным занятием монгольского населения является охота на тарбаганов, дзеренов, лисиц, волков, зайцев, хорьков, колонков, а также добыча соли, соды и перевозка грузов.
Промышленность на территории Внутренней Монголии прежде была развита слабо, и ее удельный вес в экономике страны был невелик. Наиболее развитым в промышленном отношении был район Хулунбуира, где существовали мелкие предприятия — мельницы, шерстомойки, кожевенные заводы, маслодельные предприятия и др.
После образования народного правительства Внутренней Монголии одновременно с проведением демократических преобразований в области животноводства и земледелия был взят курс на развитие промышленного производства. В первую очередь стали строиться лесообрабатывающие предприятия для переработки леса, которым изобилуют восточные склоны Большого Хингана. В таежных местах появились новые города и поселки, пролегли железные и шоссейные дороги. Одновременно начали производиться в разных районах и лесопосадки. Лес как важнейший строительный материал требовался и требуется на нужды народного хозяйства во многих районах страны.
Строительство с помощью СССР Баотоуского металлургического комбината имело большое значение не только для Внутренней Монголии, но и для всего Китая.
С развитием скотоводства и земледелия и созданием крупной государственной промышленности во Внутренней Монголии стала развиваться и местная промышленность. Сюда относится сеть предприятий, занимающихся изготовлением и ремонтом земледельческих орудий, переработкой кожи и мяса, швейные и текстильные фабрики. В отдельных районах развиваются предприятия по добыче железной руды, марганца, слюды, асбеста, соды и др. В Ихэчжоуском мэне (в Ордосе) сдан в эксплуатацию в 1959 г. первый во Внутренней Монголии нефтеперерабатывающий завод.
Развитие промышленности повлекло за собой рост кадров рабочего класса как из среды монгольского населения, так и других населяющих Внутреннюю Монголию народов. В одном только городе Баотоу в 1957 г. из 4000 рабочих насчитывалось почти 50 % монголов. С появлением крупной промышленности и железных дорог на территории Внутренней Монголии стали быстро расти такие города, как Баотоу, Хух-Хото, Цзи- кин, Хайлар, Якаши.
Жилищем кочевого населения служит войлочная юрта. Основу ее составляют раздвижные решетчатые стены (ханы), количество которых колеблется от 4 до 8, а в исключительных случаях доходит до 12. Ханы расставляются по кругу и в местах стыка связываются волосяными шнурами. Верхняя часть юрты имеет форму усеченного конуса, состоящего из длинных палок (уни), которые одним концом прикрепляются к решетке, другим вставляются в отверстие обруча (тоно), служащего одновременно как для проникновения света в юрту, так и для выхода дыма из очага. Остов юрты покрывается войлочными покрышками и обвязывается волосяными веревками. Вход в юрту обращен на юг.
С внутренней стороны юрты делается двухстворчатая деревянная дверь, над которой снаружи спускается войлочная стеганая покрышка в виде занавеса. Внутри юрты, под отверстием в крышке помещается очаг; иногда это железная печь, иногда железный таган с поставленной на нем чугунной чашей. Последняя служит для варки мяса и кипячения чая и молока. Правая половина от входа считается женской половиной. Здесь обычно находится хозяйка с детьми, размещаются полочки с посудой, сундуки с провизией и низкая деревянная семейная кровать, покрытая войлоком. Прямо против дверей ставится столик с изображением Будды и сундуки для разных вещей. Левая сторона считается мужской половиной, в ней находится хозяин, размещаются гости-мужчины. Ближе к дверям складываются седла, сбруя, охотничьи принадлежности, летом здесь ставят кожаные бурдюки с квашеным молоком, в зимнее время помещают маленьких ягнят и телят. Для отопления используют сухой коровий и лошадиный помет — аргал. Юрты обычно бывают окружены двухколесными повозками разной формы. Одни из них имеют плетенный из тростника остов и покрыты войлоком, другие сколочены из досок и имеют форму ларя. В последних обычно хранятся одежда, продукты и разные предметы домашнего обихода.
Монголы, занимающиеся с давнего времени оседлым сельским хозяйством, живут в таких же условиях, как и китайские крестьяне северных провинций.
Жилищем их служат фанзы. Большая часть их представляет собой прямоугольное строение, у которого северный и южный фасады длиннее, восточный и западный короче. Внутреннее устройство их такое же, как в китайских фанзах: те же папы, окна, оклеенные бумагой, вокруг дома небольшой двор, окруженный невысокой глиняной стеной, в котором размещаются скот и орудия сельскохозяйственного производства. Скотоводы-араты, переходя теперь на оседлость, строят новые дома и помещения для содержания скота.
Меняется и внутренняя обстановка дома-фанзы. ‘Появляются шкафы для одежды, на канах встречаются циновки, байковые одеяла, матрацы.
В некоторых районах (Ордос и др.) монголы живут в пещерах, вырытых в лессе.
Летний халат шьется на подкладке, зимний на меху из мерлушки. Зимняя одежда шьется также из выделанных бараньих шкур. На голове мужчины в летнее время носят фуражки, фетровые шляпы, а также платки, концы которых завязывают спереди. В зимнее время широко распространены шапки с остроконечным верхом и пышным меховым околышем, который сзади завязывается тесемками и в случае мороза может быть опущен на уши. Обувью служат сапоги с тупым носком, подошва состоит из слоев простеганного войлока, который снизу подшивается кожей. Широко распространена также китайская обувь.
Женская одежда состоит из халата, поверх которого надевается безрукавка, состоящая из жилета и пришитой к нему сборчатой юбки, которая имеет сзади разрез до пояса. Волосы женщины расчесывают на две половины и заплетают в две косы, на которые надевают бархатные или матерчатые чехлы с нашитыми на них серебряными или металлическими бляшками. На голове носят металлический венчик или плетеные бисерные повязки, от которых спускается на лицо большое количество подвесок, поверх венчика надевается шапка. Пояса ранее женщины не должны были носить. Теперь большинство женщин носит мужской халат, опоясанный разноцветным кушаком, волосы они заплетают в косы ж поверх надевают платок, сложенный чаще всего в виде повязки, концы которой завязывают на лбу.
Одежда девушки имеет мужской покрой. В отличие от женщин девушки всегда носили и носят пояс. Волосы заплетают в одну косу или стригут. Как женщины, так и девушки носят серьги, кольца, браслеты, а на шею ранее надевали изображения бурханов в серебряном или медном футляре (гоу).
Основой питания монгольского кочевого населения служат мясо и молочные продукты. Молочные продукты потребляются не только в весеннее и летнее время — в период максимального удоя молока, но в различных видах заготовляются и на зиму, когда доение скота прекращается.
Молоко монголы пьют только в кипяченом виде. Путем различных способов закваски и выпаривания из молока приготовляется несколько разновидностей сыра — бислаг, хурут, арул, а также простокваша — та- рыг, айраг. Пенки (урмэ), снятые с охлажденного кипяченого молока, являются любимым кушаньем.
Чай заправляют молоком, маслом и солью.
Самым любимым и широко употребляемым блюдом является баранина. Мясо монголы кочевники едят только в вареном виде. Бульон заправляется крупой, а также китайской вермишелью или лапшой.
Мучные продукты потребляются в меньшем количестве. В основном из муки изготовляется пресное тесто в виде галушек или лепешек, которые затем варятся в бараньем жиру. Среди блюд у монгольского населения распространены пирожки, начиненные сырым мясом, одни из них жарятся в масле, другие пекутся на пару.
С переходом скотоводов-кочевников на оседлый образ жизни в их рацион начинают входить овощи.
В старое время, в условиях феодальной и империалистической эксплуатации, среди монгольского населения оыл высокии процент смертности от различных инфекционных заболеваний. Бичом населения являлись сифилис, оспа и бубонная чума. Больницы, амбулатории, санитарный надзор полностью отсутствовали, население могло прибегать только к «врачеванию» лам. Одним из первых шагов народного правительства было осуществление мероприятий по борьбе с чумой и оспой и организация всесторонней медицинской помощи. В 1952 г. во Внутренней Монголии действовало уже 10 больниц и поликлиник и работали постоянные противоэпидемические отряды. В результате этих мероприятий снизилась заболеваемость населения.
Широкие мероприятия проводятся и по повышению культурного уровня населения. Неграмотность была характерной чертой прошлого. Дети аратов, находящиеся в монастырях, изучали тибетскую грамоту, но она целиком была подчинена нуждам буддийской религии.
После революции в оседлых пунктах были открыты начальные школыг в кочевых районах — школы передвижки, в городах — средние учебные заведения, везде преподавание ведется на родном языке.
Монголы Внутренней Монголии пользуются старомонгольской вертикальной письменностью, в которой буквы пишутся сверху вниз, а строки располагаются слева направо.
К числу наиболее распространенных ранее праздников относились религиозные праздники майдари и цам.
Майдари — это буддийский мессия, который должен был якобы явиться для спасения человечества. В честь Майдари ежегодно устраивалось религиозное торжество, во время которого его изображение на особой колеснице в сопровождении лам и верующих, обвозилось вокруг монастыря. После религиозной части начинался надан (буквально «игры», «развлечения»), в котором существенную роль играли борьба, стрельба из лука и состязания в скачках на лошадях. В празднике цам основную часть составляли пляски-мистерии «маскированных лам. В настоящее время содержание надана значительно изменилось, он стал народно-революционным праздником, на котором ежегодно демонстрируются достижения во всех областях строительства. Наряду с традиционными национальными развлечениями — стрельбой из лука, состязаниями на лошадях, борьбой — устраиваются выставки, демонстрируются кинофильмы, проходят различные театральные представления, исполняются национальные песни и музыкальные произведения. Большое внимание на надане всегда уделяется национальной борьбе. Наряд борцов обычно состоит из куртки, окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, юбки и пояса из разноцветных полосок, узорчатых штанов и высоких кожаных сапог. Победителем в борьбе является тот, кто вынудит противника коснуться земли любой частью тела выше колен. Победители получают призы. В новые виды спорта и развлечений входят волейбол, баскетбол и др.
В последнее время стали развиваться самодеятельные танцевальные и музыкальные кружки. В ансамбль песни и пляски Внутренней Монголии входят монголы, китайцы, дауры, солоны, орочены и др. Участники ансамбля успешно выступают с национальным репертуаром в различных районах области. В 1955 г. исполнителям ансамбля была присуждена премия за «ордосский танец» на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.
Успешно работают в городах Хух-Хото и Баотоу народные театры. Особо следует отметить в их постановках возрождение старинного жанра эржэнтэй, который в свое время был распространен в западной части Внутренней Монголии и сошел со сцены при реакционных правителях. Этот жанр развился на основе народных песен и народного танца. Спектакли этого жанра представляют собой маленькие музыкально-драматические пьески. На первых этапах возникновения жанра эржэнтэй исполнителями являлись обычно двое мужчин, один из которых одевался в женский костюм. Они пели и одновременно исполняли медленный ритмический танец. В настоящее время в спектакле допускается участие и более двух человек.