Как называли платных учителей мудрости

Медицинские интернет-конференции

Языки

Софисты как учителя мудрости

Старшинов Антон Вадимирович

Софисты как учителя мудрости

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

История философии представлена разнообразными движениями и направлениями, среди них особое место занимает движение софистов. Софистами называли платных учителей мудрости, риторики, красноречия. Философские мысли софистов играли важную роль в истории Древней Греции середины 5 начала 4 века до н. э. Софистов называют интеллектуалами, активно включенными в общественную и культурную жизнь Греции.

Для софистов было характерно, прежде всего, критическое отношение к окружающей действительности. Софисты отрицали старые традиции, считая их необоснованными. Стремление подвергнуть критике существующие нормы привело софистов к утверждение о принципиальной отсутствии объективного знания о чем-либо. Главная мысль учения софистов – относительность (релятивизм) всех величин, в том числе блага, добра, истины, правды. Таким образом, софисты отстаивали условность правовых норм, правил, нравственных ценностей, моральных оценок. Критерием оценки для софистов становились собственные взгляды, интересы, цели, выгода.

В истории философской науки о софистах в основном сохранились негативные свидетельства. Чаще они осуждались за интеллектуальную и моральную безответственность.
Но несмотря на многие негативные отзывы и массу критики в сторону софистов, их приемы зачастую актуальны в современном обществе. Высокая образованность, умение гибко мыслить и прекрасные ораторские способности находят применение в агитационной деятельности, рекламе, манипуляции общественным мнением. Ярким примером использования приемов софистики могут являться различные секты, распространяющие вероучения, которые отличаются от вероучений традиционных религий. Как правило, представители новых религиозных движения прекрасно теоретически подготовлены, в совершенстве владеют ораторским искусством для того, чтобы убеждать других людей в том, что их учение истинно, в него следует верить. Так может они являются «софистами нашего времени»?

Наследие прошлого должно служит опорой социального опыта современного общества. Наследие софистов призвано указать на значение субъективных оценок человека, должно стать его методологическим инструментарием, но не с целью использования и манипуляцией другим человеком, а целью борьбы против заблуждений.

Источник

СОФИСТЫ: УЧИТЕЛЯ МУДРОСТИ

Как называли платных учителей мудрости. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Как называли платных учителей мудрости фото. Как называли платных учителей мудрости-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Как называли платных учителей мудрости. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea Как называли платных учителей мудрости. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Как называли платных учителей мудрости фото. Как называли платных учителей мудрости-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Как называли платных учителей мудрости. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f Как называли платных учителей мудрости. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Как называли платных учителей мудрости фото. Как называли платных учителей мудрости-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Как называли платных учителей мудрости. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 Как называли платных учителей мудрости. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Как называли платных учителей мудрости фото. Как называли платных учителей мудрости-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Как называли платных учителей мудрости. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Как называли платных учителей мудрости. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Как называли платных учителей мудрости фото. Как называли платных учителей мудрости-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Как называли платных учителей мудрости. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Как называли платных учителей мудрости. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Как называли платных учителей мудрости фото. Как называли платных учителей мудрости-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Как называли платных учителей мудрости. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Совершенно новую сторону познания душевных явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. «софия» мудрость). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, носам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». Впоследствии прозвище «софист» стало применяться к лжемудрецам, вы дающим с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, которые призваны доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.

В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Как можно что-либо передать посредством языка, спрашивал софист Горгий, если его звуки ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами. И это не было лишь логическим ухищрением, но поднимало реальную проблему. Она, как и другие вопросы, обсуждавшиеся софистами, подготавливала развитие нового направления в понимании души.

Были оставлены поиски природной «материи» души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Их поведение ставилось в зависимость не от материальных причин, как то представлялось прежним философам, вовлекшим душу в космический круговорот. Теперь она попадала в сеть произвольных логико-лингвистических хитросплетений. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законами неотвратимым причинам, действующим в физической природе. Язык и мысль лишены подобной неотвратимости; они полны условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий. Тем самым действия души приобретали зыбкость и неопределенность.

Вернуть действиям души прочность и надежность, но коренящиеся не в вечных законах макрокосма, а во внутреннем строе самой души, стремился один из самых замечательных мыслителей древнего мира Сократ (469-399 гг. до н.э.).

Источник

Концепция социальной этики

Основные идеи древнегреческой философии.

Античная философия стремилась быть свободной от мифа, веры и фантазии, всецело полагаясь на разум (логос) и рациональный метод познания. Ориентация на разум-логос подкреплялась активной разработкой законов и форм правильного мышления, рациональной аргументации, т. е. логики. Античная философия не знала священных книг и канонизированных текстов. Отсутствие догм, или непреложных истин, и их хранителей позволяло философии оставаться свободным, ничем и никем искусственно не ограниченным занятием.

Каково содержание философии? Созерцание вечности во времени и пространстве; Ключевой камень всего свода человеческого знания ИЛИ Псевдонаука, паразитирующая на словесной путанице?; Античный курьез наряду с астрологией и алхимией?

Вопросы на которые отвечает философия: Что есть время? В чем смысл жизни человека на земле? Задача философии: Категории, через которые мы воспринимаем мир и формируем знание о нем, тождественны для всех сознательных существ, вечны и неизменяемы, и именно это делает наш мир единым и общение возможным.

Как мы мыслим и понимаем друг друга? Нас объединяют категории, в терминах которых мы воспринимаем, воображаем, размышляем. Эти категории независимы от различных мировоззрений, эпох и цивилизаций. Идея И. Канта: Категории, через которые мы воспринимаем мир и формируем знание о нем, тождественны для всех сознательных существ, вечны и неизменяемы, и именно это делает наш мир единым и общение возможным.

Философские учения: Онтология (учение о бытии), Гносеология (учение о познании), Методология (способ познания), Аксиология(учение о ценностях), Антропология(учение о человеке).

Функции философии:

· интерактивная (объединяет все знания и представляет единую картину мира)

· аксиологическая (нравственные ценности)

· методологическая (разрабатывает методы)

Взаимосвязь мифологии и философии:

В мифологии: вера в сверхъестественное, связь с природой, объяснение действительности наглядно, эмоциональная насыщенность, связь с магией и волшебством. Философия вытесняет мифы, когда человек начинает накапливать знания (под влиянием социальных и экономических факторов). В философии: существует доказательная база, абстракция, логические рассуждения, отсутствует наглядность.

Философия и религия:религия требует слепой веры, а философия доказывает истину; философия приветствует открытия.

Философия и мировоззрение:совпадает главный вопрос. 2 мировоззрения: материализм (материя) и идеализм (дух).

Античная философия

· 1этап- архаический с VII по V вв. до н.э.

· 2 этап- классический V-IV вв. до н.э.

· 3 этап- эллинистический (с похода эллинов на Восток) с III по II вв. до н.э.

· 4 этап – римский (1 в. до н.э.-II в. н.э.)

Фалес из Милета

• Философ, политический деятель, ученый. Бывал в Египте, Персии, Индии.

• В 585 г. до н. э. предсказал солнечное затмение и прославился этим на всю Грецию.

В рамках милетской школы впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

• Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение бога. Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего – ум, ибо он обегает все. Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Как называли платных учителей мудрости. h. Как называли платных учителей мудрости фото. Как называли платных учителей мудрости-h. картинка Как называли платных учителей мудрости. картинка h

Пифагор с острова Самос

• В чем состоит мировая основа?

• Все вещи можно посчитать.

• Понятно, что птица – не рыба, дерево – не камень и так далее.

• Но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев.

• Числом можно все выразить или описать.

• Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является связующей нитью, единой объединяющей основой,

число можно назвать первоначалом мира.

• В арифметике основные числа: 1, 2, 3, 4.

• В геометрии: 1- точка; 2- прямая (определяется двумя точками; 3 – квадрат (определяется тремя точками); 4 – куб (пространственная фигура)

Гераклит из Эфеса

Гераклит происходил из царско-жреческого рода, власть которого была свергнута в Эфесе демократией. «Он был высокомудрым, как никто, и всех презирал: «Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем» ( Диоген Лаэртский).

Диалектика– учение о всеобщей связи и вечном изменении вещей. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип – «все течет» (панта реи). В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем. Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере.

Парменид из Элеи: противоречие разума и чувств.Чувства говорят нам о том, что все возникает и уничтожается. Представим себе возникновение не чувствами, а разумом. Допустим, что-то возникло. Обозначим его условно буквой А. Из ниоткуда оно возникнуть не могло. Значит, появилось откуда-то, из чего-то другого. Из чего? Обозначим это другое буквой В. Из некого В возникло некое А. Но это значит, что А уже содержалось в В, в В было какое-то не-В, следовательно, В являлось собой и одновременно не являлось собой.

Парменид : «Бытие есть, небытия же нет».Если что-то есть, то оно есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда. Вечность вытекает из самого понятия Бытия и является его первым и наиболее существенным признаком. Но то, что вечно, обязательно должно быть неделимым. Если что-то делится, значит, оно состоит из частей, и если части разъединятся, то этого предмета не будет.

Гераклит Эфесский:Ничто не стабильно, все движется и меняется и никогда ни на чем не останавливается. Мир, в котором нет ничего устойчивого и постоянного, является беспорядочным и хаотичным. Но только таким он и может быть. Изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания.

Демокрит: Бытие и движение:Все в мире находится в движении, изменяется и делится на части (Гераклит), но Бытие может существовать только как неделимое и неизменное (Парменид и Зенон). Бытие вечно, а значит не может быть делимым, так как то, что состоит из частей, существует не всегда (если части вместе, оно существует, если же они разъединятся, его не будет).

Демокрит.Существует некая частица, пусть очень маленькая, но неделимая дальше. Будучи неделимой, она не может уничтожиться, потому что не состоит из частей, на которые может распасться. Она существует вечно, следовательно, и является действительной основой Бытия, его носителем, представляет самое Бытие. Делимое по-гречески звучит как «томoс». Отрицательная частица в греческом – «а». Поэтому неделимое – это «aтомос» или «атом».

1этап: От природы к человеку.Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура? Что есть Бытие? Что есть первооснова мироздания? Что есть часть и целое?

Эллинистический период

Основная черта эпохи эллинизма (с 334 года до н.э.) – нестабильность и непредсказуемость. Весь старый, привычный и веками незыблемый уклад жизни рухнул, все менялось стремительно и безусловно. Главный вопрос философской мысли: Как быть счастливым? Как обрести внутри себя уверенность и благо, когда во внешнем мире ничего подобного найти уже невозможно. Счастье по-гречески – эвдемония.

Мартин Лютер

· «95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс.

· Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма

· Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и Человеком. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром»

Реформация и Ренессанс. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.

Эразм Роттердамский.«Похвала Глупости». Христианство должно избавиться от схоластической псевдо научности.Философия должна сойти «с неба на землю», заниматься основными вопросами естественной жизни человека

Характерные черты эмпиризма

Классическая формула эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах».

Рационализм (от лат. ratio – ум, рассудок) Важно только правильно употребить дедуктивный метод, уметь добыть из изначального знания все возможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления.

Классическая формула рационализма: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума». Мышление независимо от чувственного опыта. Наше сознание автономно и живет собственной жизнью, в сознании изначально содержится в неявной форме все то, что нам предстоит узнать.

Дедукция, а не индукция. Приобрести знание возможно вне всякого непосредственного контакта с окружающим миром без экспериментирования, помимо жизненной практики и независимо от опыта. Можно открыть неведомые глубины Бытия и постичь тайны сущего, не выходя из собственного кабинета –одним лишь всепроникающим актом умозрения. Не следует индуктивно собирать знание по частям, надо дедуктивно вывести его из безграничных и врожденных способностей нашего сознания.

Славянофильство

Основоположниками славянофильского направления в российском общественном сознании были Иван Киреевский и Алексей Хомяков. Их философия была попыткой опровергнуть рационалистический западный тип философствования. Они стремились создать русское толкование христианства, как результат национальной самобытности русской духовной жизни.

Иван Киреевский.Идея цельности духовной жизни. Необходим общий поворот в общественном сознании, «воспитание общества», что должно выразиться в отказе от культа телесности и культа материального производства. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: осознанным отношением человеческой личности к личности Божества.

Алексей Хомяков.Соборность — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствует древнерусскому понятию “лад” и неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Основной принцип Православной церкви состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. Только православие гармонически сочетает свободу с необходимостью, индивидуальную религиозность с церковной организацией

Философия славянофилов.Таким образом, славянофилы делали упор на самобытное развитие России, ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие и стремились доказать, что православная культура оплодотворит собой западный мир. Они рассматривали церковь и веру как основу общественного устройства и сильной стороной православного общества считали «соборность», то есть объединение людей на основе их преданности православным идеалам.

Философский материализм

Н.Чернышевский отрицал наличие у человека двойственной природой – материальной и духовной. Он считал, что мир един и все функции организма есть проявление всеобщих законов природы. Сознание – это результат приспособления человека к миру, основанного на физиологических процессах организма.

Владимир Соловьев. Исходным принципом его мировидения является принцип всеединства, который утверждает целостность реальности, заключающей в себе Абсолют (Бога) и материальный мир. Философия В.Соловьева. Существенной характеристикой всеединства является полноправное сосуществование всех элементов мира, которые объединены любовью Бога. Благодаря этому, мировой процесс есть процесс возвращения мира к абсолютному всеединству, последним этапом которого становится преобразование человеческого в богочеловеческое.

Цель человечества состоит в формировании «цельной жизни»: в гармоничном устройстве самого общества, его отношения к природе, а также в гармонии внутреннего мира отдельного человека, его духа, мысли и воли.

Постижение истины. Гармония духа, мысли и воли достигается в процессе познания:

· Эмпирическое познание (наука),

Истина рациональна по форме и наполнена жизненностью, которая идет от чувств и интуиции. Заблуждение же возникает в результате абсолютизации одного из видов познания.

Понятие «София».Понятие «София» является фундаментальным определением идеального плана мира, его одухотворенности.София – это символ и образ любви, она объединяет человечество – всех людей живших и живущих.София обеспечивает развитие человечества настолько, насколько оно следует христианскому пути.София – это христианская церковь, являющаяся посредником между Богом и человеком, дающая возможность духовного существования благодаря «соборности».

Классическое евразийство

Термин «Евразия» впервые был введен в 1883г. австрийским ученым Г. Зюззом и первоначально обозначал географическое пространство. «Евразийство» сформировалось как самостоятельное идейно-политическое и философское течение в среде русской эмиграции в 1920-1930 годах. Началом движения стал выпуск сборника молодых философов и публицистов Н.С.Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В.Флоровского, Л.П.Карсавина, Н.Н.Алексеева и П.П.Сувчинского. «Исход к Востоку. Предчуствия и свершения. Утверждение евразийцев» София, 1921г.

Основные идеи: Категорически отвергая западничество и одновременно его славянофильскую альтернативу, евразийцы декларировали свою «серединную» позицию: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других… Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как серединную, евразийскую культуру».

Н.С.Трубецкой – идея полицентризма.Вместо принципа градации народов и культур по степеням совершенства (европоцентризм), обосновывается новый принцип равноценности и качественной несоизмеримости всех культур и народов земного шара (полицентризм).

Л.Н.Гумилев.Создал теорию этногенеза и пассионарности. Евразийский суперэтнос возник на пятьсот лет позже западноевропейского. Сейчас находится в своем расцвете. Народам Евразии только еще предстоят великие дела. Никакие культурные веяния не способны оказать влияние на самобытность народа, имеющую биосферную природу. Только в результате пассионарного толчка два соседних народа могут физически слиться друг с другом и образовать новый этнос.

Заключение:

· Основные темы русской философии – судьба России и мировой цивилизации и проблема человека.

· Большой вклад русские мыслители сделали в изучение нравственного и эстетического начал человека, развили религиозную философию

· Ярким явлением мировой философии стали учения русских философов о космосе и о месте человека в нем («русский космизм»).

· Кроме понятий, сформировавшихся в западной философии, русские мыслители использовали собственные категории, такие как «всеединство», «цельное знание», «живознание», «соборность», «софиология», «синергизм», «богочеловечество», «живая этика», «метафизика сердца», «стыд», «евразийство» и др

Логика.

Первый этап – существование Абсолютной Идеи исключительно в идеальной сфере, когда она является самою собой, находится в области чистого духа, совершенного мышления. Логика в учении Г.Гегеля –это ни в коем случае не наука, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью. Природа – «застывшая мысль»

· субъективный дух (антропология, феноменология, психология)

· объективный дух (право, нравственность, государство)

· абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Три стадии саморазвития Абсолютной Идеи – триада.

Атеизм: человек сам творец своей судьбы. Человек должен собственную сущность, отчужденную в Боге, вернуть к себе и на Земле осуществить то, что он перенес в выдуманный, сверхъестественный мир. Невозможно стать бессмертным, но можно увековечить себя собственными деяниями, внести собственной жизнью вклад в общий путь человечества, оказаться пусть маленьким, но звеном в неразрывной и бесконечной цепи мироздания и преодолеть смертность и обрести вечность.

Человек – совершеннейшее создание природы. Разумная природа (человек) много тысячелетий назад выделилась из живой, и по тем же причинам этого не происходит сейчас. Человек, наделенный разумом, является самым совершенным созданием природы. Природа есть единственная реальность. Предметом философии может и должно быть не что иное, как физический мир и человеческое сознание.

Человеческая природа не является ни дурной, ни хорошей. Каждого делают хорошим или плохим условия человеческой жизни, то есть нейтральная в моральном смысле наша природа. Если вы хотите, чтобы человек был хорош, создайте ему такие условия, в которых его неизменная (от него не зависящая) природа проявилась бы наилучшим образом. Если подобные условия отсутствуют, не удивляйтесь тому, что человек плох и не обижайтесь на него. Наши пороки – это неудавшиеся добродетели, они превратились бы в добродетели, если условия нашей жизни оказались иными.

Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана Гегелем: весь путь движения духа от начала и до конца он рассматривал в саморазвитии, от низшего к высшему, от абстрактного к конкретному, от чувственной достоверности к абсолютному духу, к абсолютной истине.

Общая характеристика

Идеи экзистенциализма получили развитие в ХХ веке в трудах Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Альбера Камю, Жана-Поля Сартра, Симоны де Бовуар и др. На экзистенциализм оказали преобладающее влияние идеи философии жизни. Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и тд. В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости.

Обычно различают экзистенциализм:

Ø религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.) и

Ø атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.)

Познание через переживание. Нельзя собственную жизнь (а она и является экзистенцией) сделать объектом наблюдения, то есть посмотреть на нее извне, со стороны. Наша жизнь всегда с нами и неотделима от нас, поэтому постижение ее представляет собой большую трудность. Экзистенция не поддается рациональному или научному познанию, которое может иметь дело только с объектами. Единственный способ постичь индивидуальное существование – это пережить и описать его так, как оно открывается в непосредственном переживании

А.Камю: жизнь как абсурд.

Непрерывный и бессмысленный труд Сизифа как метафора современной жизни, потраченной на бесполезный труд на фабриках и в офисах. «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся

Жизнь – борьба со смертью. Между царством природы и миром богов находится человек – самое трагическое и несчастное существо, которому достался наиболее незавидный удел: Быть смертным и Знать об этом. Человек непроизвольно и бессознательно пытается убежать от смерти. В жизненной активности мы не только убегаем от смерти, но и боремся с ней, отрицаем ее каждым полноценным и жизнеутверждающим днем своего существования.

Ж.-П.Сартр – идея свободы. «Человек осужден быть свободным». Свобода – это, прежде всего, наличие выбора. Через сознание и выбор индивид придает миру ценность и значение. свобода не как свобода духа, ведущая к бездействию, а как свобода выбора: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение.

Выбор – индивидуальная ответственность. Если человек выбирает зло, то виноват в этом только он сам и несет за это полную ответственность. Таким образом, настоящая вина всегда свободна. Где нет свободы, там нет и вины. Человек, как свободное существо, ответственен: за все совершаемое им, за все, творящееся вокруг, потому что живет в происходящем, осознает его, а значит является его участником.

Человек и общество

Чувство вины и ощущение ответственности, равно как и страх перед смертью – слишком тяжелое бремя. Пытаясь избавиться от этих тяжелых обстоятельств жизни,Человек растворяет себя в обществе, однако, жизнь в обществе – эфемерное, неподлинное существование. Раствориться в массе людей невозможно.

К.Ясперс: экзистенциальная коммуникация.Структуру человеческого бытия составляет общение индивида с другими. «Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид. Все то, что есть человек и что есть для человека. достигается в коммуникации». Экзистенциальная коммуникация отличается от тех ролей, которые играет человек, выступая как ученый, политик и т.п. Экзистенциальная коммуникация выступает как духовное общение

Качество-количество-мера

Качество – это неизменяющаяся определенность существующей вещи. Изменение качества означает непременное исчезновение вещи. Количество – это изменяющаяся определенность существующей вещи. Вещь исчезает, преобразуется в нечто другое лишь тогда, когда превзойдены некоторые ее количественные границы. Мера – это качественно-количественная определенность вещи, единство качества и количества. Единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание (ощущение, восприятие, представление).

Восприятие – структурированный символ (образ), состоящий из нескольких ощущений.

Представление– образ ранее воспринятого или созданного воображением явления.

Единство чувственного и рационального познания. Рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение). Суждение устанавливает связи между понятиями.

Умозаключение – представляет собой вывод из нескольких суждений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *