Как называли себя древние римляне
Древний рим
Эта статья была избрана в качестве совместной работы порталом «Древний Рим» для всех желающих. Предложения по улучшению статьи можно найти здесь, а выставить другую статью на голосование для выбора её объектом совместной работы — здесь.
Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua ) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.
Содержание
История
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.
Её определял прежде всего патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.
Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционой датой падения Римской империи.
Общество
Социальная структура римского общества
На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев и рабы.
С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.
Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas ) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек [1] ). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.
Брак и семья
До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.
Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.
Положение женщин
Глава семейства – отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети.
Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.
Власть отца распространялась на всех членов фамилии.
Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.
При рождении ребенка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребенка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.
Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской Империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.
В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйство. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12 летнего возраста, а юношу с четырнадцатилетнего.
Римское право предусматривало две формы заключения брака:
Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.
Женщина после замужества оставалась членом старой фамилия, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.
Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: “Обещаю”. Жених вручал будущей жене монету, как символ заключенного между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.
На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице – женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу…
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребенка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребенка от злых духов.
Регистрировать ребенка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.
Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребенка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождения и право гражданства.
Образование
Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.
Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.
На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праву и литературных произведениях.
В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.
Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почетным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в 1 веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.
Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.
Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.
Управление
Законы
Войско
Культура
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.
Латинский язык, появление которого относят к середине II тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык — латинским. Центром этой области стал город Рим, по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romani ).
Разделяют несколько этапов развития латыни:
Религия
Искусство, музыка, литература
Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром. Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.
Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром — первый завтрак, около полудня — второй, ближе к вечеру — обед.
В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.
Наука
Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно математика и механика) имела в основном прикладной характер, поэтому всемирное распространение получили римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигла юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.
Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.
Историография
Советская историография
Изучение римской истории в СССР было тесно связано с марксизмом-ленинизмом, не имевшим специализированных работ в своей основе и опиравшимся на такие часто цитируемые произведения, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Хронологические выписки», «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», «Бруно Бауэр и раннее христианство» и т. д. Акцент при этом делался на восстания рабов и их роль в римской истории, а также аграрной истории. Большое место отводилось изучению идеологической борьбы (С. Л. Утченко, П. Ф. Преображенский), которую видели даже в самых благоприятных периодах империи (Н. А. Машкин, Е. М. Штаерман, А. Д. Дмитрев и др.). Идеология движения Гракхов изучалась С. И. Протасовой. Восстания рабов изучали А. В. Мишулин, С. А. Жебелёв и др., аграрными вопросами занимались главным образом М. Е. Сергеенко, Штаерман и В. И. Кузищин. Внимание уделялось также условиям перехода от Республики к империи, рассмотренным, например, в труде Машкина «Принципат Августа» или в «Очерках по истории древнего Рима» В. С. Сергеева, и провинциям, в изучении которых выделился А. Б. Ранович. Среди изучавших отношения Рима с другими государствами выделился А. Г. Бокщанин. С 1937 года стал выходить «Вестник древней истории», где стали часто публиковаться статьи по римской истории и археологическим раскопкам. После перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, в 1948 году вышли «История Рима» С. И. Ковалёва и «История римского народа» критика В. Н. Дьякова. В первом труде римская традиция считается во многих отношениях достоверной, во втором на этот счёт было выражено сомнение.
Откуда взялись римляне?
Римляне говорили на латыни — языке племени латинов. Латины были одним из племен италиков. Само это слово в наше время имеет другой смысл, чем в древности.
Италия была раньше италиков
Римляне никогда не называли свою страну Италией. Происхождение слова Italia точно не известно. Чаще всего полагают, что Италией греки называли Южную Италию — современную Калабрию.
Бык — это символ народов, обитавших в этих местах. Часто быка изображали бодающим римскую Волчицу — символ враждебности к Риму. Греки же называли эту страну «страной телят» — то есть детей этого воинственного быка. Италия — «страна телят».
Еще греки часто называли будущую Италию Авзонией — по названию древнейшего племени Юго-Западной Италии, авзонов. Прародителем авзонов они считали Авзона, сына Одиссея и то ли нимфы Калипсо, то ли дочери Персеиды и Гелиоса, бога солнца, могущественной волшебницы, нимфы острова Эя, Кирки.
Сами римляне называли «свой» полуостров Апеннинским — по названию Апеннинских гор, протянувшихся вдоль почти всего полуострова. Латинское слово Apenninus, Montes Apennini, в свою очередь, происходит от кельтского слова Реn — что значит «вершина», или «скала». Римляне ни один народ не называли «италиками» Это слово применялось для населения Италии — Апеннинского полуострова вне территории Рима.
Это современные ученые стали называть италиками родственные друг другу индоевропейские племена.
Латиняне — одно из племен италиков, но сами латиняне не имели об этом ни малейшего представления.
Италики — индоевропейцы
Италики входят в обширную общность языков и культур, которую с самого начала 19 века стали называть индоевропейской. В 1816 году профессор Берлинского университета, член Прусской Академии наук Франц Бопп (Bopp) первым убедительно обосновал, что древние языки Европы, латынь, греческий и германский, и языки Северной Индии происходят от единого древнего праязыка!
Этот праязык Бопп назвал индогерманским, а потомков этого праязыка — индо-германцами. С выводами Боппа согласился датский ученый Р. Раск — да, существовал общий праязык! Но только Раск назвал древний праязык более широко — индоевропейским.
Это действительно более правильное название: ведь сам же Бопп вскоре, в 1835 году, включил в число индогерманских языков славянские, кельтские и армянский. Позже к ним добавили и фракийские языки, и иллирийские, и многие другие.
В Европе не сохранилось название народа — завоевателя, а вот в Индии сохранилось: во II тысячелетии до н. э. Индию завоевали племена ариев (или арийцев. произносить можно как угодно). Это был не один народ, а несколько родственных народов.
Но и в Индии они были пришельцами. Откуда? Откуда-то с севера: индийские арии знали березу и описывали снег и лед на замерзающих реках. Расселяясь на огромной территории, индоевропейские племена смешивались с местным населением, а друг с другом все сильнее теряли связь. Сама память о родстве постепенно уходила в прошлое.
Когда-то единый народ или родственно близкие народы, арии давно распались на множество разноязыких племен.
Скорость, с которой расходятся потомки одного языка, можно высчитать, хотя и очень приблизительно. Получается, шесть или семь тысяч лет назад существовал единый народ ариев-индоевропейцев. Настал момент — и арийцы начали расселяться со своей загадочной родины. Откуда? Это великая тайна. Только недавно тайна начала приоткрываться, и в основном трудами Льва Самойловича Клейна. Но откуда бы ни пошли арии-индоевропейцы, уже в III-II тысячелетиях до Рождества Христова в Центральной и Северной Европе жили многочисленные индоевропейские народы.
Уже в 1870-е годы Э. Лотнер полагал, что после распада единого индоевропейского языка первоначально образовался западно-европейский (древнеевропейский), а потом уже разделился на иные языки.
И Лотнер, и многие другие ученые полагали, что раскол прежней общности произошел в Центральной Европе. Одни арии сначала завоевали Балканы и Малую Азию, потом ушли в Среднюю Азию, Иран и Индию.
От индоевропейцев-ариев много раз отделялись группы племен. От древнеевропейцев откалывались племена италиков, иллирофракийцев, кельтов. Все это совершенно особые группы племен, со своей собственной историей, даже без понимания своего родства с другими индоевропейцами.
Италики — это не связанные друг с другом племена индоевропейцев, которые ушли жить в Италию.
Италия до италиков
До середины II тысячелетия до н. э. В Италии обитали доиндоевропейские народы. Мы очень мало знаем о них и их языках. Позже потомков этих народов называли лигурами на северо-востоке полуострова, пелазгами и япигами на юге, сиканами — в центре, тирренами — на западе.
До сих пор спорят, кто такие этруски. Их язык изучен так плохо, что до сих пор не очень понятно — индоевропейский он или неиндоевропейский?
По крайней мере, попытки читать этрусские надписи не удались. Буквы понятны, а слова складываются, не похожие на слова в языках всех известных нам народов.
Скорее всего, этруски — выходцы из Малой Азии. Если точнее, то из Малой Азии на остров Сардиния пришли индоевропейцы, сильно смешавшиеся с местным доиндоевропейским населением. А потом жители Сардинии завоевали часть северной Италии и смешались с жившими тут племенами тирренов.
Некоторые ученые считают, что этруски — и есть тиррены. Спорят и о том, в какой степени индоевропейцы смешались с доиндоевропейцами в этрусках.
Известно, что культура этрусков была выше культуры италийских народов — и италиков, и доиндоевропейцев.
Известно, что этруски поддерживали тесную связь с финикийцами и греками, и заимствовали у них алфавит, приспособили его к своему языку.
Уже в древнейшее время у этрусков был общий царь, который управлял крепко сплоченным «союзом 12 народов». Но отдельные города этрусков сами вели войны, и были случаи, когда одни этруски выступали с римлянами против других.
Этруски играли огромную роль в древнейшей жизни всей Северной Италии и Рима. Некоторые современные ученые даже считают, что и Рим первоначально был этрусским поселком, или Рим находился под владычеством этрусков.
Только на самом севере Италии в середине II тысячелетия до Рождества Христова прошло несколько волн переселения индоевропейцев из бассейна Среднего Дуная. В числе переселенцев в Северную Италию были фракийцы. А в самом конце II тысячелетия до н. э. в это многообразие вторгаются носители «культуры полей погребения» из Центральной Европы. Это явные индоевропейцы, но родственники ли — неизвестно.
Около 1100 г. до н. э. в Северной Италии складывается культура протовилланова, с 900 года до н. э. она переходит в культуру вилланова — явно италийскую.
Индоевропейцы в Италии
Италики — это те индоевропейцы, которые заселили Италию. И кого назвали этим греческим словом, изначально обозначавшим южную часть Апеннинского полуострова.
Ученые до сих пор спорят, кто такие италики. То ли это родственные племена, то ли совершенно чужие друг другу народы, которые сблизились и стали немного похожи друг на друга уже в Италии.
В Италии, как и везде, арии шли вовсе не единой монолитной толпой. Как и всегда, индоевропейцы подчиняли себе и ассимилировали прежнее население. Уже в римское время языки индоевропейских италийских племен делились на две крупные ветви: оскско-умбрскую, или умбро-оскско-сабелльскую, и латино-фалискскую.
Это следствие двух разных волн расселения.
В оскско-умбрскую группу входят племена умбров, осков и сабеллов. Все эти «племена» — на самом деле небольшие народности, они делятся на более мелкие. Самниты и сабины, судя по всему, результат смешения умбров и осков. Оски разбиваются на эквов, луканов и вольсков, сабеллы — на марсов, марруцинов, френтанов, вестинов.
Фалиско-латинская ветвь объединяла племена фалисков, латинов, авзонов (или аврунков), энотров и других.
Разобраться в этом изобилии племен трудно даже самому узкому специалисту. Тем более племена переселялись, воевали, смешивались между собой.
Например, племя рутулов с 334 года до н. э. все время вторгается на территорию самнитов и основывает там много колоний.
В 314 году до н. э. рутулы покорили племя аврунков и поделили их землю между своими колонистами.
Римляне — латиняне
Римляне — не племя и не род, это название городской общины. Первоначально римляне принадлежали к числу латинов, или латинян (latini). Одни ученые считают латинов самостоятельным племенем, другие — частью сабинян или этрусков.
Территория расселения латинов называлась Латиум или Лациум: по имени легендарного царя Лация. В мифах же Лация называли царем аборигенов — древнейших обитателей области Лаций. Современный термин «аборигены» прямо происходит от латинского Aborigines — названия этого народа. Что означало это слово, неясно. То ли ab origene — «изначальные». То ли Aberrigenes, от латинского aberrare — «блуждать, отклоняться». То есть бродяги, кочевники.
Уже древние, античные источники не считали аборигенов исконными обитателями Лация. Их называли греками-переселенцами или ушедшими на юг лигурами.
Известно, что аборигены пришли с севера, вытеснили из будущего Лация доиндоевропейские племена сакранов или сикулов.
Они победили италийское племя умбров и заставили их никогда больше не претендовать на Лациум. Мифы называют имена царей аборигенов, но это имена богов: Сатурн, Тибр, Фавн, Авентин, Пик. Верить ли мифам? Латин тоже был царем аборигенов, и ему приписывается совершенно фантастическое происхождение. То его называют сыном Одиссея и нимфы Калипсо. То он сын Одиссея, но уже другой нимфы — Кирки (как и Авзон). То он по-прежнему сын Кирки, но уже не Одиссея, а его сына Телемаха. То он сын Телегона. То сын Зевса и Пандоры. То сын Фавна и Марики. То сын Геракла и некой не называемой по имени девы.
Деву выдали замуж за Фавна, но верной женой она не была, и родила Латина от Геракла. То Латин оказывается все же сыном Геракла, но рожденным уже не от неверной жены Фавна, а от его дочери.
Вывод прост: наверное, в памяти латинов жила память о каком-то древнем царе. Но ему приписывали самое фантастическое происхождение — причем очень почетное по понятиям новых времен. Лация в Древнем Риме обожествили и почитали под именем Юпитер Латиарис (Лациарий). Святилище этого божества находилось на Альбанской горе.
Мифы об Энее
Мифы рассказывают, что в страну аборигенов вторгся герой Троянской войны Эней. Был он не кто-нибудь, а сын богини красоты и любви Афродиты!
Верховный греческий бог Зевс пылал страстью к собственной дочери Афродите, а она папе не давала. За это Зевс решил ее наказать: пусть воспылает страстью к смертному человеку. Этим смертным стал Анхис из царского рода дарданов. Эней родился от Афродиты и Анхиса, его выкормили горные нимфы.
Эней участвовал в сватовстве Париса к прекрасной Елене, плавал с ним в Спарту. Он не хотел участвовать в Троянской войне, но Ахиллес напал на его стада. Пришлось воевать.
Есть несколько противоречащих друг другу версий того, как Эней спасся из осажденной ахейцами Трои. То ли он бежал, неся на спине своего папу — Анхиса, и ахейцы пощадили его за благочестие и любовь к родителям. То ли он бежал из Трои еще до ее взятия. То ли Эней открыл ворота Трои ахейцам, и они отпустили его со всем его отрядом.
Так Энея из пылающей Трои спасают мама Афродита и один из ее постоянных любовников — Посейдон.
Есть много историй про то, куда плавал Эней с оставшимися в живых родичами-дарданами, где жил и какие города основывал.
Одни рассказывали, что Эней поселился близ Олимпа в Македонии, другие — основал город Капии около Мантинеи в Аркадии, третьи — сразу приехал в Эгесту в Сицилии, а позже в Лаций.
Варрон рассказывает, что Эней пожил в Самофракии и Фригии, а уже потом поселился в Лации.
По Вергилию, похождения Энея и спасшихся троянцев на 20 кораблях еще более красочны. Вергилий повествует, что Эней сперва отправился во Фракию и основал город Энеаду, но получил неблагоприятные знамения. Тогда он основал город Пергамею на Крите, но там тоже начался мор, пришлось ехать в Лаций.
Но когда корабли Энея подходили к берегам Лация, ненавидевшая его Гера, жена Зевса, наслала страшную бурю. Флот троянцев буря аккуратно отнесла прямиком в Карфаген. В Карфагене же обитала его легендарная основательница, Элисса, Фиоссо или Дидо. В русской литературе эту даму чаще всего называют Дидона.
Происходила Дидона, разумеется, от богов — то ли от Бела, то ли от Мела. Она — сестра лица вроде бы исторического — царя острова Кипр, Пигмалиона. Это тот самый царь, о котором рассказывают, что он изваял из слоновой кости чудесную статую, и сам влюбился в свое творение. Так влюбился, что одевал статую в красивые одежды, кормил, разговаривал с ней. Тронутая его чувствами, Афродита оживила статую.
В мифах, правда, не называют имени жены Пигмалиона, ожившей статуи. Что даму звали Галатея, придумал Жан Жак Руссо в 1762 году. Должен же он был как-то назвать ожившую статую? Легенды называют по именам детей Пигмалиона — безымянная жена родила сыновей Пафоса и Кинира, дочь Метарму. Но по некоторым данным, Пафос — не сын, а тоже дочь, а Кинир — не сын Пигмалиона, а внук. Сыном он приходится Пафосу, который в той версии сын, а не дочь Пигмалиона. Вот Дидона и была сестрой Пигмалиона, женой царя финикийского города Тира Сикея или Сикарба. Сикей умер, и Дидона бежала сначала на Кипр. Почему бежала — не очень понятно. То ли она имела отношение к смерти Сикея, то ли ее саму после смерти мужа должны были принести в жертву. Но и с Кипра Дидона опять бежала в Северную Африку, похитив на Кипре 80 девушек.
Древнее название Кипра — Алашия, и одно из имен Дидоны — не имя, а кличка: — киприотка. Впрочем, и Дидо — тоже кличка, означающая на языке жителей Северной Африки что-то типа «блуждающая» (или «гулящая?» И позже, и раньше нравы финикийских жриц частенько огорчали патриархальных людей). После смерти Дидону обожествили под именем Танит.
Даты основания Карфагена называют разные — и 814, и 823, и 824 года до н. э. Чтобы построить крепость Бирсу, Дидона купила у местного царя Иарбанта столько земли, сколько может покрыть воловья шкура. После чего Дидона изрезала шкуру на ремешки длиной 22 стадия (больше 4 км) и обвела ею целую гору.
Вот эта Дидона и влюбилась в Энея, а он в нее. Афродита, по своей обычной склонности помогать влюбленным, готова способствовать роману. Но Зевс против! Он посылает бога Меркурия с приказом Энею — немедленно отплыть в Лациум! И сам Эней знает — он должен жениться на дочке царя аборигенов, чтобы его потомки положили основание Риму.
Эней долго страдает, а потом все-таки решает бежать. Увидев на горизонте паруса флотилии Энея, Дидона то ли бросается на меч, то ли живой восходит на погребальный костер. По крайней мере римляне передавали проклятия, которые шлет Энею Дидона со своего костра.
Эней же в Сицилии устроил погребальные игры на могиле отца, а затем прибыл в греческий город Кумы, в Кампании. По совету прорицательницы Сивиллы Кумской Эней спускается в царство мертвых. Там тень его отца Анхиза предсказывает великое будущее и ему самому, и Римской державе.
Эней царствовал три года. Через шесть лет после падения Трои Эней был убит тирренским царем Мезенцием (союзником Турна). Но по другой версии, вовсе даже Мезенций погиб от руки Энея! А Эней то ли утонул в священной реке Нумикии, то ли был живым вознесен на небо и стал богом Индигетом. А сын Энея Асканий основал город Альба-Лонгу (Alba Longa). Было это около 1152 до н. э. В этой истории, конечно, невероятно много сказочного. Не говоря ни о чем другом, даты совершенно не сходятся. Если Карфаген основан Дидоной в 814 году до н. э. (причем уже после правления в Тире!), а умерла Дидона в 760 году до н. э., сколько же лет ей было ко времени романа с Энеем!? И как Асканий основывал Альба-Лонгу почти за 400 лет ДО романа его отца с Дидоной?!
Это только один, и даже не самый яркий, пример несуразностей, которые постоянно встречаются в мифах. В Греции показывали как минимум три могилы Геракла. У Энея тоже было как минимум пять могил.
Греческий историк Дионисий Галикарнасский, современник Юлия Цезаря, писал: «некоторых смущает, что повсюду рассказывают о могилах Энея и показывают их».
Но мы и знаем мифы об Энее и Лации именно из поздних римских книг, II века до н. э. — II века н. э. Эти противоречащие друг другу, порой вопиюще нелепые мифы записывали ученые, умные люди.
Можно только догадываться, какие истории могли рассказывать друг другу в тавернах, на улицах или у семейного очага люди, не отягощенные никаким образованием. Но мифы выполняли главную роль: во-первых, они позволяли хранить память о временах до появления письменности. И во времена Троянской войны, и в пору основания Рима, в VIII веке до н. э., римляне не были грамотны. На Апеннинском полуострове тогда или вообще не было грамотных, или были отдельные люди в греческих городах.
Самые ранние надписи на латинском языке относятся к 510-500 годам до н. э.
Мифы стали способом помнить свою историю и без письменности. Память эта неточная? Неопределенная? Но ведь и в письменной истории возникает множество разных версий одного и того же события. В устной традиции таких версий больше, как и неточностей, любого рода путаницы.
Но это уже позже «некоторых смущает» обилие могил Энея. Долгое время римляне нисколько не смущались ни пятью могилами Энея, ни тремя могилами Геракла.
Во-вторых, мифы позволяли представлять и своих предков, и свое прошлое так, как этого хотели римляне, живущие намного позже. К тому же герои древности происходили от богов, а вместе с ними и их потомки. Считалось, что сын Энея (и внук Афродиты) Асканий принял имя Юл и сделался основателем рода Юлиев. Избранный в консулы в 186 году до н. э. Марк Ацилий Глабрион считал себя прямым потомком Энея — а тем самым Афродиты и ее отца, верховного бога Зевса. Но и этого мало! Зная будущее, римляне очень успешно объясняли и прошлое. Дидона с погребального костра сыпет проклятиями вслед изменщику Энею? Вот они, корни вражды Рима и Карфагена: задолго до Пунических войн.
До того как поселиться в Лациуме, Эней остановился в Кумах и посетил святилище Кумской Сивиллы. Но Кумы были греческим городом, теснее других связанным с Римом торговлей и военными союзами. Он оказал на ранний Рим самое большое влияние из всех греческих городов Аппенинского полуострова.
Мифы утверждали главенствующую роль Рима на Апеннинском полуострове. Все италики хотели быть как можно ближе к греческой учености, ко всей греческой культуре. Культ Энея был распространен во всей Италии. Этрусков часто называют учителями римлян — а этруски почитали Энея: известно 58 этрусских ваз с его изображениями.
Возможно, основой этруской (и позже римской) легенды о переселении Энея в Италию является факт переселения туда самих этрусков из Восточного Средиземноморья, еще до прихода индоевропейцев на Апеннины.
А тут «оказывается»: латины и произошли от смешения аборигенов-италиков с переселенцами-греками!
Хотят иметь такое происхождение все — но имеют его именно римляне. Как же им не быть главными?
В годы правления царя Туллия Гостилия римляне захватят город Альба-Лонгу, разрушат ее, а жителей переселят в Рим. Но находящееся в Альба-Лонге святилище Юпитера Лациариса осталось неприкосновенным. Римляне основали такое же в самом Риме, но почитали и Юпитера Лациариса в бывшей Альба-Лонге. Еще одна могила Энея почиталась в городе Лавинии.
Как жили латины
Возможно, в крови латинов, как и других италиков, текла и греческая кровь, и кровь этрусков. Но намного важнее, что индоевропейская часть латинов, скорее всего, пришла на Апеннины раньше умбров и сабеллов. Они заняли самую удобную и плодородную часть средней Италии — равнину Лациума: примерно 60 км с юга на север и 75 — с запада на восток.
Здесь, на этой наклоненной к морю равнине, они осели небольшими общинами, civitates. Civitatas первоначально было не более 30 на площади примерно в 30-80 квадратных километров каждый.
Каждая civitas имеет укрепленный пункт — агх. В русском языке такие крепости назывались кремлями, в греческом — акрополями, в германских языках — бургами. Вокруг аркса с его святыней племенных богов растет город — urbs. Каждая из цивитас была совершенно самостоятельна и автономна. Каждой цивитас управлял царь, называли его рекс. Почему это слово стало популярной собачьей кличкой, неизвестно.
Но латиняне осознавали свою общность языка, происхождения, религии. Они считали, что все civitates latinae объединяются nomen Latinum (под именем латинян).
Проводились общие религиозные праздники. На таких собраниях обсуждались вопросы ведения общих войн, на время походов избирались общие диктаторы. Создавались даже общие колонии.
Личность и имущество всех членов всех общин охранялись во всех других. Тогда как любой иноплеменник вне своей общины считался совершенно бесправным.
Первоначально Рим был одной из латинских общин — цивитас. Фактически он был совершенно особой общиной — благодаря чему и поднялся. Но римляне долго осознавали себя латинами и говорили не на римском, а на латинском языке.
Латинский язык, латынь, сделался языком общественной жизни и культуры Древнего Рима, языком римской литературы и поэзии, официальным языком Римской империи. В перспективе он стал предком нескольких романских языков. Языки — романские, то есть римские. А язык-предок — латинский.
Рим вел войны, которые так и называются — Латинскими. Но эти войны велись не для покорения латинов, а для признания Рима их лидером — главной общиной.
Уже после Второй Латинской войны 340-338 годов до н. э. латины получили собственные законы — латинское право. Это были гражданские права, но без права избирать римских должностных лиц. Победа Рима не разрушила Латинского союза.
Рим не захватил землю и имущество побежденных. Он стал главным городом Латинского союза, каким раньше была Альба-Лонга. По-прежнему собираются общие латинские празднества, общие латинские народные собрания. Отдельные цивитас считаются независимыми. Кроме латинян, римляне сентиментально относились к жителям Кум — тех самых, в которые прибыл Эней по пути в Лациум. Этот город основали примерно в 750 году до н. э. выходцы из Халкиды. Город богател на морской торговле и сам основывал колонии: Дикеархию, которую римляне называли Путеолами, Палеополь, Неаполь, Занклу — или Мессану-Марсель.
Город жил своей непростой, активной жизнью, о которой мы мало что знаем. Известен разве что тиран Аристодем, сын Аристократа, — он был современником римского рекса Тарквиния Гордого.
В 338 г. до н. э. жители Кум получили «латинское право».
Римляне почитали местный храм Аполлона — до сих пор сохранились его развалины, свод и проходы пещеры Сивиллы.