Как называли шахтеров в старину
До основания гор я нисшел, земля своими запорами
навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой,
изведешь душу мою из ада (ШАХАТ яма, пропасть, преисподняя, ад)
Иона 2:7
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Этимология общая по Максу Фасмеру
Происходит от нов.-в.нем. Schacht «шахта», восходит к ниж.-нем. Schaft «голенище»; т. е. «шахта, копь», первонач. воспринималась как «голенище», «труба» в связи с ее формой. Русск. шахта — уже в тексте «Visiо Tundali» (ХVI в.), также в эпоху Петра I. Заимств. через польск. szacht, стар. szachta.
* Этимологический словарь Макса Фасмера/шахтер
Напр. воронежск. (ЖСт., 15, I, 125). От шахта II произведено в русск., потому что нем. *Sсhасhtеr «шахтер» мне не удалось найти.
б) Этимологический словарь русского языка Семенова
Шахта. Немецкое – schaben (копать, рыть). Слово «шахта» было заимствовано русским из немецкого языка в XVIII в. Это слово является производным от немецкого глагола «копать» и первоначально имело значение – «яма» или «ров». Впоследствии так стали называть систему подземных сооружений, используемую в горнодобывающей промышленности для добычи полезных ископаемых.
2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
Термин «шахта» в литературе НКРЯ зафиксирован в 1806 г., термин «шахтер» (шахтари) отмечается с 1867 г.
«Два главнешія шахта святой Агафіи и святой Варвары называются, и много бы времени требовалось, есть ли бы проходить все побочные проходы. …Прежде воздухъ въ подземныхъ проходахъ весьма былъ запертъ, что несколько разъ рудокопы некоторымъ родомъ огненнаго пару душились; но сіе чрезъ прибавленіе глубины главнаго Шахта отменилось, особливо когда двойныя двери зделаны, которыя сами запираются, и причиняютъ, чтобъ свежій воздухъ, которой въ Шахтъ вошолъ, не толь скоро чрезъ выходы вонъ вышелъ, но более бы въ глубину продирался».
* Н. П. Рычков. Продолженїе Журнала или Дневныхъ записокъ путешествїя Капитана Рычкова по разнымъ провинцїямъ Россїйскаго государства, 1770 году (1772): «Шахта, пробитая посреди проходныхъ штольнъ, дала мне случай приметить, сколь глубоко лежитъ руда отъ верху земли, и какїе слои поверхъ ея находятся».
* Г. И. Успенский. Из цикла «Мельком» (1889): «Как работа шахтерей: Шахтер рубит, шахтер бьет, Под землею ход ведет».
* Д. Н. Мамин-Сибиряк. Охонины брови (1892): «Приказчик вступился в это дело, набежали пристава, а в это время шахтари обрубили канат с бадьей, сбросили сторожа в шахту и пустились бежать в лес».
3) Обобщение и вывод
а) «Visiо Tundali» (ХVI в.), см. Викисловарь – популярный религиозный текст «адской литературы» XII века на латинском языке, рассказывает о потустороннем видении ирландского рыцаря Tnugdalus (позже Tundalus). Латинский текст – перевод с ирландского языка, сделан ирландским монахом братом Маркусом по просьбе Регенсбурского аббатства; к XV веку этот текст был переведен на 15 языков, в т.ч. и на белорусский.
См. дополнительную информацию в Википедии; Монастырь Скоттов, Регенсбург
Историки полагают, что в раннем средневековье ирландские монахи-миссионеры основали ряд монастырей в Европе, также занимались переводами оригинальных еврейских текстов. Отмечен метод транслитерации (передача терминов другим алфавитом) терминов иврита, к еврейскому корню добавляли местные приставки, суффиксы и окончания – получалось «национальное» слово-понятие. В нашем случае этот процесс видимо и зафиксирован в «немецком» понятии «ШАХТА».
б) Археологи находят следы древних горных разработок открытым способом в виде глубоких ЯМ, вертикальных и наклонных шахт (рудников) глубиной до 60 м, имеющие штреки (выработки породы в горизонтальном направлении), или наклонные (вверх, вниз) штреки (нет выхода на поверхность); штольни (есть выход на поверхность). Эти шахты-ямы использовали для добычи медной руды и других полезных ископаемых.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин ШАХТА в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. исследователи не используют сакральный язык иудеохристианства для объяснения слов-понятий «национальных» языков; не обучены, светская трактовка средневековой действительности.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем немецко-русский термин в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные (иврит язык согласных букв, такова древняя традиция, принадлежат Богу) и выделим корень.
SCHACHT = ШАХТА = нем. SCH.+CH. +T (Ш.Х.Т.) = русск. Ш.Х.Т. или на иврите Ш.Х.Т. – яма, в самом общем смысле.
* Нем. SCHACHT = русск. ШАХТА = SCH.+CH. +T (Ш.Х.Т.) = русск. Ш.Х.Т. = ивр. Ш.Х.Т., ШАХАТ яма, ров, пропасть; 2. гроб, могила, ад.
* См. стронг иврита 7843 переход на 7845, ШАХАТ яма
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_483.htm
б) Библейский образ
* Иов 9:31 : «то и тогда Ты погрузишь меня в грязь (Синодальный перевод ШАХАТ яма, могила), и возгнушаются мною одежды мои».
* Иов 33:18: «чтобы отвести душу его от пропасти (ШАХАТ) и жизнь его от поражения мечом».
* Изекииль 28:8: «низведут тебя в могилу (ШАХАТ), и умрешь в сердце морей смертью убитых».
* Псалом 16: «рыл ров, и выкопал его, и упал в яму (ШАХАТ), которую приготовил».
* Исаия 51:14: «Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме (ШАХАТ) и не будет нуждаться в хлебе».
Таким образом, библейский термин ШАХАТ (яма) вошел в немецкую, русскую, белорусскую и украинскую терминологию. Обозначал искусственную глубокую яму, пропасть, иносказательно – преисподняя, ад.
Шубин – дух, живущий в шахтах Донбасса
Говорят, что легенды не появляются на пустом месте, и за каждой из них всегда стоят реально существующие персонажи или исторические события. В этом абсолютно уверены жители шахтёрских регионов, где и сегодня в преданиях часто появляется Шубин – верный помощник шахтёров, дух, в которого верят многие горняки.
Центром распространения легенд о нём стал Донбасс, что славится своими месторождениями угля. Рассказы о встречах о Шубине не ушли в прошлое, и их список пополняется практически каждый год. Кто же такой Шубин? Почему его так зовут? И как он общается с горняками?
Кто такой Шубин?
Как рассказывают предания и поверья, Добрый Шубин (или просто Шубин, как его называют шахтёры) обитает в глубинах шахт. В подземных выработках он следит за деятельностью горняков, нередко предупреждает их об опасности.
Порой Шубин может указать на новое место, где расположен богатый угольный пласт. Шахтёры считают его своим покровителем, верным помощником и защитником. Многие верят, что Шубина нужно обязательно задобрить. Спускаясь в шахту, оставляют подземному духу немного еды – чтобы Шубин не обижался.
В главном культурном центре Донбасса, Донецке, было установлено изображение Шубину, выполненное из металла местными мастерами. Народ действительно верит, что добрый покровитель горняков является хранителем шахтёрского края. Жители Донбасса причисляют Шубина к одному из символов своего региона.
Памятник Шубину в парк кованых фигур в Донецке
Происхождение имени и легенды
Но почему же у этого духа такое странное имя? На этот счёт существует немало версий. По сравнению со многими другими персонажами легенд Шубин достаточно молодой, ведь предания о нём появились приблизительно в XIX веке.
В некоторых историях Шубин – это и вовсе фамилия молодого шахтёра по имени Иван. Он что-то не поделил с управляющим шахты (не то открыл обманные операции, не то влюбился в его дочь). В итоге начальник приказал избить Шубина и бросить в шахтную выработку.
Пирография «Добрый Шубин» / © Виктор Костенко
Для этого надевали поверх одежды шубу изнанкой наверх. Вероятно, именно поэтому и закрепилось такое именование – Шубин. Согласно легенде, однажды на одной из шахт руководство не захотело ждать, пока концентрация газа уменьшится. шубина-взрывника отправили на верную гибель, заранее зная, что тот назад не вернётся. После смерти дух рабочего остался под землёй.
Встреча Шубина с Джоном Юзом
Родиной Шубина по праву можно назвать Донбасс. В этом шахтёрском крае о такой персонаже знают даже школьники. Одна из самых известных легенд связывает Шубина и абсолютно реальную историческую личность – Джона Джеймса Юза.
Он был подданным Великобритании, а в донецком регионе владел несколькими шахтами и заводами. Промышленник внёс огромный вклад в развитие Донбасса. В честь него был назван посёлок Юзовка, в дальнейшем превратившийся в большой красивый город Донецк. Конечно, вокруг столь значимой персоны ходило немало слухов, но, как говорится, и в сказке есть лишь доля вымысла.
Джон Юз, 1894 год
Легенда о Юзе и Шубине рассказывает, что однажды промышленник долгие годы вынашивал идею о создании шахт на Донбассе. Наслышанный о богатстве этих земель, он хотел извлечь двойную пользу – развивать промышленный потенциал региона и, конечно увеличить собственное состояние. Приехав в Российскую империю, он получил разрешение на выработку угля. Вот только сложно было определить, где именно нужно копать.
Однажды бродил Юз по окраинам сего посёлка, обдумывая, как лучше рассчитать место расположения угольной жилы. И вдруг подошёл к нему старый пастух. На голове у него была шапка, а брови и борода почти полностью закрывали лицо.
Шубин может быть как уберечь от беды, так и покарать за несправедливость
Поразился Юз тому, что пастуху известно стало, что ищет владелец заводов на этих землях. “Многие ищут, да немногие находят”, – загадочно произнёс старик, а потом сверкнул на Юза глазами тёмными и сказал, что откроет секреты богатств угля, но при условии, что иностранец будет работать по справедливости, не станет обижать шахтёров, не нарушит дозволенных границ.
Конечно, Джон Юз удивился такому предложению, но охотно согласился на условия странного пастуха. Тот взамен протянул ему карту, где были обозначены особые угольные места. Уже первая разработка угля показала, что старец действительно знал о секретах этого края. Увы, жадность вскоре взяла верх над разумом Юза. Нарушив указанные на карте границы, он понял, что потерял удачу.
Джон Юз со своей семьей, Юзовка, 1889 год
А после трагедии, случившейся с его семьёй, отправился Юз на поиски пастуха. Да только не нашёл его, а указанная в уголке карты буква Ш ясно говорила, что не пастух то был вовсе. Оказалось, что самому Шубину Юз дал обещание, да не сдержал его.
Несмотря на то, что Шубин часто предстаёт суровым грозным повелителем подземных богатств, он всегда борется за справедливость. Шахтёры часто рассказывают о странных звуках или явлениях, что происходят под землёй. Немало историй описывают, как Шубин спасал жизнь горнякам, предупреждая о взрыве метана. Этот персонаж – не просто символ Донбасса, но и воплощение доброго, верного, надёжного покровителя.
Кто такие золотари, и Почему об этой важнейшей профессии забыли в XXI веке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле золотарями в старину действительно называли и старателей на золотых приисках, и мастеров, наносивших на дерево позолоту, и даже ювелиров. Однако именно в значении «ассенизатор» это слово было известно наиболее широко.
Считается, что людей, очищавших выгребные ямы от нечистот, стали называть золотарями оттого, что за свою работу они брали очень высокую плату. При этом попытаться как-то сэкономить горожанам не удавалось. Человек отказывал из-за высокой цены одному золотарю, рассчитывая найти вариант подешевле, а в итоге оказывалось, что другие золотари берут еще больше.
Впрочем, это и неудивительно: выгребные ямы горожан им приходилось чистить вручную, собирая нечистоты ковшом. А там, где жители выливали экскременты из окон прямо на улицу, золотарь очищал и улицы. Кстати, заодно он убирал с дороги и конский навоз. Наполнив бочку нечистотами, золотарь отправлялся в путь: ему предстояло вывези все это подальше за черту города. А уж какие приходилось нюхать «ароматы».
Между тем обозвать золотаря, посмеяться над ним либо обмануть с деньгами никто не решался. Все знали, что с представителями этой профессии лучше общаться учтиво: обидишь его – «случайно» обольет твой двор или тебя фекалиями из бочки. И это не просто страшилка: подобные факты были горожанам хорошо известны.
Есть и другие версии столь красивого названия этой профессии. По одной, например, испражнения на Руси то ли в шутку, то ли из чувства такта называли «ночным золотом». Кстати, «золотом» иногда называли и навоз, тем самым подчеркивая, насколько сильно зависит достаток русского человека от хорошего урожая. Ну а сами работы по удобрению почвы коровьим навозом или куриным помётом часто называли «золочением». Тут можно вспомнить и о том, что у суеверных людей считалось: увидеть во сне экскременты – к деньгам.
Профессия золотаря была важна не только для поддержания эстетической чистоты на улицах и во дворах. Благодаря этим людям удавалось сдерживать периодически возникавшие в городах эпидемии. Конечно, предотвратить распространение чумы или холеры благодаря одной лишь уборке улицы невозможно, но не будь золотарей, эпидемии были бы еще страшнее.
Увы, представители этой профессии всегда находились в группе риска – они были особенно подвержены заражению инфекционными заболеваниями и в их организм нередко попадали гельминты.
Профессия золотаря существовала примерно до конца позапрошлого века. С появлением и распространением канализации в том виде, который привычен современному человеку, необходимость в услугах золотарей отпала сама собой. Осталось лишь красивое слово.
Ну а чтобы лучше понять, как жилось людям на Руси, нужно обязательно узнать секреты русских колодцев
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Шубин: в какого «домового» верят шахтеры Донбасса
Напряженный труд, связанный с риском для жизни, обычно делает людей суеверными. Свои приметы есть у пожарных, циркачей и саперов. Желая обезопасить себя и привлечь удачу, шахтеры обращаются за помощью к особым мистическим созданиям – хозяевам подземного мира. Эти духи являются настоящими хранителями недр. Жители Донбасса, например, верят в существование Доброго Шубина, который может помочь честному горняку, предупредить его о надвигающейся опасности.
Профессиональный фольклор
В шахтерской среде бытует множество разных легенд и преданий. Профессиональный фольклор рабочих Алтая, Сибири, Урала и Донбасса – это отдельный пласт устного народного творчества, имеющий свои уникальные черты. Например, горняки Сибири и Алтая почитают Горного батюшку, уральцы – Хозяйку Медной горы, а на шахтах Донбасса, согласно поверьям, обитает Шубин. Его образ, описанный в ряде художественных произведений, уже долгое время интересует ученых-фольклористов.
Известный литературовед, профессор Калининского государственного университета Роман Гельгардт (1906-1982 гг.) посвятил шахтерским поверьям статью «Фантастические образы горняцких сказок и легенд (к типологической характеристике старого рабочего фольклора)», которая вошла в сборник научных работ «Русский фольклор. Материалы и исследования», изданный АН СССР в 1961 г. Ученый отметил, что вера шахтеров в могущество подземных духов была сильнее официальной религии. Например, в дореволюционное время многие сибирские рабочие не говорили: «Боже, помоги», они просили: «Дай, Горный».
Хозяевам недр, защищающим свои богатства, было принято оставлять различные подношения, чтобы задобрить их и заручиться поддержкой. Ведь духи могли не только помогать шахтерам и оберегать от беды, но и наказывать людей за проявленное неуважение или неблаговидные поступки. Иногда простые рабочие видели в хозяевах подземелий своих магических защитников от произвола владельцев шахт и местного начальства.
Р.Р. Гельгардт считает, что явное сходство мистических созданий из шахтерского фольклора с образами домовых и леших объясняется просто: большинство горняков было выходцами из русской крестьянской среды. Вот они и перенесли на хозяев подземных недр свои представления об обитателях потустороннего мира.
Кроме того, заметное влияние на профессиональный шахтерский фольклор оказали языческие верования коренных малочисленных народов, их легенды и предания о духах гор, которые самым причудливым образом переплелись с мифологией кладоискательства. То есть, в горняцком фольклоре русская вера в домовых соединилась с преданиями о духах конкретных местностей. А поскольку разработка полезных ископаемых сродни поиску и добыче кладов, то и мистические создания из шахтерского фольклора во многом напоминают духов – хранителей сокровищ.
Кто такой Шубин
Среди рабочих Донецкого угольного бассейна бытуют предания о самых разных созданиях, но главным из них, безусловно, является Шубин. Одни источники утверждают, что свое прозвище этот дух получил, поскольку все его тело покрыто густой шерстью. По другим данным, так называли рабочих, выжигавших в шахтах скопления взрывоопасного газа метана. В целях безопасности представители этой профессии носили вывернутые наизнанку овчинные тулупы. А в некоторых преданиях говорится, что Шубин – это фамилия реального горняка, погибшего в шахте. Якобы не упокоилась его душа с миром, и до сих пор блуждает по подземельям в виде призрака.
Честным и добрым людям Шубин, как правило, помогает, указывает на перспективную жилу, иногда сам трудится вместе с ними. А жадных и несправедливых руководителей может наказать, затопив шахту или устроив в ней обвал.
Некоторые люди увольняются с работы после встречи с предполагаемым Шубиным. Например, увидев в забое незнакомого рабочего, который потом исчезает невероятным образом. Такую встречу считают предупреждением тайных сил о грозящей опасности.
Рассказ о Шубине содержится в биографической книге «Никита Изотов» (Москва, 1989 г.) о знаменитом забойщике-стахановце. Ее автор – писатель и публицист Георгий Яковлев – упоминает подземного духа как сверхъестественного защитника представителей рабочего класса.
В уста пожилого шахтера Зубкова автор вложил такие слова: «Только люди байки-то от тяжкой доли придумывали. Бог, он не дюже помогает, так Шубина придумали».
Откуда он появился
Писатель и краевед Михаил Лебедь в своей книге «Горькое Жито Донбасса» (Москва, 2017 г.) привел предание о подземном духе, которое слышал от шахтеров еще в детские годы. По версии земляков автора, Шубин работал крепильщиком на одной из шахт, принадлежавших купцу Кадиеву, и жил в стихийно возникшем горняцком поселении, которое называлось Нахаловкой.
Кстати, крепильщики – это люди, которые в старину из толстых бревен возводили стойки, поддерживавшие своды шахты. От их работы напрямую зависела безопасность людей.
«Крутой и неуправляемый был этот человек, настоящий амбал. Злой был он, имел недюжинную силу, ужасный скандалист и горький пропойца, а матерщинник такой, каких ни до него, ни после не было и не будет. Бывало, если в забое что не по нраву ему окажется, аж закипит весь, распсихуется до того, что и прибить человека может», – таким Шубина запомнили при жизни другие горняки.
Однажды он даже повздорил с жадным владельцем шахты, который хотел сэкономить на безопасности своих рабочих, за такую дерзость крепильщик был оштрафован начальством. Затем в шахте случился завал, многие рабочие пострадали, а тела Шубина так и не нашли. Причем, одежда его и инструменты остались, сам же человек бесследно исчез.
Вскоре пошли среди горняков разговоры: якобы слышали, как кто-то невидимый ходит в забое, гремит инструментами, покашливает. Решили, что это не упокоенный дух Шубина обосновался в подземелье. Потом и на других шахтах стали поговаривать, что вроде бы видели призрак, предупредивший их о возможной опасности. Так и укоренилась в народе легенда.
Видимо, затем образ оброс фольклорными чертами в виде горящих глаз, мохнатой шкуры и козлиных копыт. Таким Шубин представлялся суеверным людям.
Мария Глубокая
Вообще, у многих старых шахт на Донбассе есть свои духи, подобные домовым. Иногда они даже женского пола. Например, М.Я. Лебедь привел в своей книге рассказ о Марии Глубокой.
Речь идет о простой девушке Маше, дочери горняка, которую обманул некий шахтер Алексей. Молодой мужчина, прибывший на заработки, скрывал от всех, что женат. Он увлекся местной красавицей, заморочил ей голову. А потом супруга сообщила в письме, что приедет к нему. Испугался Алексей предстоящего скандала и сбросил влюбленную в него девушку прямо в глубокую шахту: лишь бы жена ни о чем не узнала.
Стали поговаривать горняки, что видели призрак несчастной девушки, бродящей в забое в поисках предавшего ее возлюбленного. Так эту шахту и прозвали – Мария Глубокая.
«Коллеги» Шубина
Большое сходство с Шубиным имеет Горный батюшка, которого почитают шахтеры Алтая и Сибири. Он тоже часто появляется перед людьми в образе старика, помогает честным рабочим и наказывает несправедливых начальников.
Автор «Энциклопедии славянской культуры, письменности и мифологии» (Харьков, 2013 г.) Алексей Кононенко отметил, что в прежние времена мастера часто оставляли в укромных местах свои подношения Горному деду. Как правило, это был качественный табак с трубкой и водка.
Люди считали подземного духа таким же простым рабочим по своему происхождению, как и они сами. Поэтому и потребности хозяина недр соотносили с собственными.
Как и Шубин, Горный батюшка часто предупреждает людей о грозящей опасности. Он является хранителем земных богатств и может не допустить к ним неугодных старателей. Этот образ считается очень древним.
Профессор Р.Р. Гельгардт в своей вышеназванной статье написал: «В облике старика с седыми волосами представлялся и «хозяин земли» в сибирских культах хозяев природы и стихийных сил».
Не менее сложный и интересный образ – Хозяйка Медной горы (Азовка, Малахитница). В уральском фольклоре она предстает как прекрасная молодая женщина, по сути, выполняя те же функции, что и Горный дед или Шубин. Хозяйка распоряжается богатствами земных недр и хранит древние тайны. Иногда ее описывают как ящерицу, на голове которой сверкает корона.
Мифические животные
Многие специалисты отмечают сходство шахтерского фольклора с русской волшебной сказкой. Особенно, когда речь идет о мифических животных. Например, от горняков Донбасса писатели и фольклористы узнали легенду о фантастическом синем зайце, который обитает в заброшенных шахтах. Увидеть его удается лишь смелым и умным людям. Это существо олицетворяет собой не только профессиональную удачу, но и некую высшую справедливость.
А вот другие животные из горняцкого фольклора часто просто показывают избранным людям места богатых залежей полезных ископаемых. Это может быть олень с серебряным копытцем, лось с золотыми рогами или даже козел. Происхождение данной группы легенд специалисты объясняют тем, что шахтеры были выходцами из крестьянской среды, считавшими, что добиться успеха без помощи некой тайной силы просто невозможно.
Иногда легенды горняков переплетаются с рассказами кладоискателей о неких змеях или ящерицах, которые охраняют от посторонних глаз зарытые в землю драгоценности. Неслучайно, даже сама Хозяйка Медной горы иногда предстает перед людьми в образе коронованной рептилии.
Зачем в старину шахтеры брали с собой в забой канареек в клетке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В давние времена никакого специального высокотехнологичного оборудования для контроля состава атмосферы в шахтах не было. А потому не редки были случаи, когда целые бригады добытчиков погибали от отравления газом. Спустя некоторое время люди нашли решение этой проблемы. Ей стали канарейки. Дело в том, что эти птички крайне чувствительны к любому газу. А потому по поведению канарейки можно легко узнать о начале скопления метана или угарного газа в шахтенном забое. Как только маленькая птичка «унюхивала» опасные вещества, она меняла свое поведение, давая шахтерам явно понять, что-то пошло не так.
В обычных условиях канарейка, сидящая в клетке, вела себя вполне обычно: птичка прыгала по жёрдочкам и пела. Однако, стоило канарейке почуять газ, как она тут же впадала в исступление: начинала метаться по клетке в поисках выхода, визжать и биться о стенки клетки. Таким образом неадекватное покидание птицы становилось тревожным сигналом для шахтеров. В последствии шахтерские компании стали не просто закупать канареек, но даже принялись открывать собственные фермы по их разведению. Использовали канареек в шахтах даже после появления современных датчиков. Последней страной, пользовавшейся услугами маленьких спасительниц, была Великобритания. Там шахтеры использовали клетки с птицами вплоть до 1987 года.
В продолжение темы читайте о том, почему золото не надо кусать, из-за чего оно меняет цвет : 11 малоизвестных фактов, которые знают не многие ювелиры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: