Как называли тренеров в древности
Спорт в Древней Греции
1. Гимнасий и палестра
Спорт играл огромную роль в жизни древних греков. Дети занимались гимнастикой под руководством учителя – гимнаста и его помощников (педотрибов). Это были люди, знакомые с правилами питания и основами медицинской науки. С 16 лет юноши-эфебы начинали посещать взрослый гимнасий, где тренировались самостоятельно, но под надзором особых смотрителей.
Гимнасий представлял собой открытую спортивную площадку, окруженную со всех сторон портиками, и включал в себя следующие основные помещения: эфбейон (комнату для упражнения юношей); баню; аподитерион (гардеробную); элеотесион (комнату для натирания маслом); конистерион (комнату, где осыпались мелким песком); сферистерион (зал для игры в мяч); корикейон (место, где проходили упражнения с мешком); крытые и открытые коридоры (дроме), предназначенные для прогулок и бега.
Занятия гимнастикой дополнялись палестрикой. Так называлась особая категория физических упражнений, объединяющая в себе военно-прикладные виды спорта и различные виды единоборств. Занятия проходили в палестре – здании с обширным внутренним двором, окруженном колоннадой. В центре двора располагалась площадка для борьбы. Землю на этой площадке вскапывали киркой, выравнивали и посыпали просеянным чистым песком.
Подобно гимнасию, палестра включала в себя много помещений: эскедры (комнаты отдыха с лавками и стульями); эфебейон, корикей (здесь тренировались кулачные бойцы); конистерион; баню; элеотесион. Обязательной принадлежностью палестры был крытый портик – ксист, где атлеты занимались в зимние месяцы. Впрочем, в хорошую погоду все тренировки проводились под открытым небом.
Атлетам прислуживали мальчики-рабы, которые подметали палестру после занятий.
2. Натирание маслом и омовение
Прежде, чем приступить к тренировке юноши снимали всю одежду в аподитерионе и проходили в элеотесион, где обильно натирались оливковым маслом. Цель этой процедуры состояла в том, чтобы сделать все мускулы тела эластичными и гибкими.
О том, как это происходило, мы можем судить по изображениям на древнегреческих сосудах (http://www.proza.ru/2015/01/05/1895). В конистерионе они обсыпались мелким песком, добывавшимся в особых песчаных ямах или даже специально размельчавшимся для этих целей. Вся палестра также была посыпана мягким песком.
Окончив тренировку, юноши возвращались в комнаты палестры, где счищали с себя пот и грязь скребками-стригилями, а потом мылись в бане. Впрочем, название это условное, поскольку в палестре того времени не было горячей воды. Юноши вновь намазывали тело маслом, посыпали его порошком из древесной золы и растирали до тех пор, пока не появлялась пена, напоминающая мыльную. Пену снимали скребком, а тело омывали холодной водой (http://www.proza.ru/2015/01/05/1930). После омовения делали массаж, а также смазывали оливковым маслом тело и волосы.
В связи со сказанным выше не стоит удивляться, что обычными предметами при посещении палестры и гимнасия, помимо сумки (в которой носили диск) были губка и круглый сосуд для оливкового масла.
3. Борьба и кулачный бой
Искусство борьбы заключалось в умении ускользнуть или вырваться от противника, освободить руки, шею или тело от его захватов. Для этого нужны были сильные мускулы и крепкая шея. На тренировках каждого юношу обучали прежде всего простым броскам и приемам, учили быстро падать, стремительно вскакивать на ноги и подбрасывать противника в воздух. Иногда борцы во время тренировок посыпали натертое маслом тело песком, который хранился в корзинах в конистерионе. Тело после этого становилось жестким и шершавым, и тогда особенно трудно было вырваться из рук противника. Приемы борьбы и кулачного боя изучали под звуки флейты.
Для предохранения рук при ударе их обматывали кожаным ремнем, длина которого составляла 3 – 3,5 м. Делали небольшую петлю, в которую пропускали все пальцы руки, кроме большого. Затем пальцы несколько раз обматывали ремнем, но не слишком туго, чтобы их можно было сжать в кулак. Ремень перекручивали на ладони и тыльной стороне кисти руки, туго закручивая его вокруг кисти.
Тренерами становились знаменитые борцы и кулачные бойцы. Педотриб мог одновременно обучать несколько пар. Начинающего борца ставили вместе с более опытными, помогавшими ему (http://www.proza.ru/2015/01/08/358) (http://www.proza.ru/2015/01/08/457).
4. Орхестрика. Игры с мячом
Одним из видов греческой гимнастики была орхестрика. Она носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. Здесь было несколько специфических направлений.
Однако самыми распространенными были упражнения и игры с мячом – сферистика (мячи в Древней Греции делали из разноцветной кожи и набивали шерстью, пухом или фиговым зерном; существовали также большие полые мячи). В одних случаях полагалось ловить мяч, отскакивающий от земли, в иных – жонглировать несколькими мячам. В комнатах палестры юноши с силой ударяли мячом о стену, а когда мяч отскакивал, наносили по нему удары прямыми ладонями. Того, кто первый ронял мяч, называли ослом, и он должен был выполнить приказ победителя в этом состязании.
Значение сферистики в некоторых полисах (например, в Спарте) было чрезвычайно велико. Их победителей прославляли как победителей в Олимпийских играх. Тимократ из Спарты написал известное руководство по игре в мяч.
Любимой спартанской игрой был епискирос. Игроки делились на две равные команды, разделенные линией из камешков. Таким же образом на определенном расстоянии с обеих сторон проводилась граница, за которую не имела права переступать ни та, ни другая команда. Один из игроков бросал мяч, положенный на среднюю линию, в сторону противников, которые должны были поймать его, не переступая проведенной за ними границы.
Урания. Мяч подбрасывался высоко в небо, а другой участник игры обязан был, подпрыгнув, поймать его налету.
Тригон. Каждый из трех участников должен был одной рукой поймать летящий мяч и, быстро перебросив его в другую руку, отослать кому-нибудь из партнеров.
Гарпастон. Командная игра: две команды пытались отобрать друг у друга мяч, причем игроки сталкивали партнеров с мест, где те стояли. Эта игра требовала ловкости и силы, а также быстрой ориентации в обстановке.
Существовала также игра, напоминающая нынешний хоккей с мячом – партнеры перебрасывали друг другу мяч при помощи изогнутых палок.
Тренер античных атлетов, как назывался?
Сегодня их называют тренер будущих олимпийских чемпионов. А в эпоху проведения самых первых олимпийских игр в античные времена таких тренеров нахывали ПЕДОТРИБ. Именно он обучал в Афинах атлетов для участия в играх.
Судя по тому, что Олимпийские игры зародились именно в Древней Греции, спорту в этой античной стране уделялось особое внимание. На древних фресках и в скульптурах изображены атлетично сложенные люди. С самого детства мальчики тренировали свое тело, занимались гимнастикой, бегом, стрельбой из лука и пращи. А тренировал спортсменов специальный человек, который назывался ПЕДОТРИБ.
Древнегреческие гимнастические частные школы носили название палестры. В них занимались мальчики-подростки 12- 16 лет. Лишь на острове Самос существовала палестра для обучения гимнастике взрослых.
Учителем в палестре были педотриб. С древнегреческого термин педотриб переводится, как «тренирующий ребенка». Вот почему этот термин так похож на менее приятный термин «педофил». Педотрибы обучали своих воспитанников приемам борьбы, атлетического поединка, бегу и были специально обучены знаниям анатомии, физиологии, применительно к требованиями гимнастики и атлетических поединков. Учителей отличала особая строгость и требовательность к своим воспитанникам и на проводимых ими занятиях они никогда не расставались с тростями, как вспомогательному обучающему средству.
Как известно в античные времена греки очень ценили спорт и его значение для воспитания гармонически развитой личности, поэтому в античности мальчиков обязательно обучали не только грамматике, музыке, но и спортивным дисциплинам, которые были тесно связаны с воинским искусством. Учитель, который тренировал мальчиков, учил их правильно выполнять то или иное упражнение, тогда это называлось словом гимнастика, хотя в нее входили и дисциплины, сейчас к гимнастике не относящиеся, назывался словом ПЕДОТРИБ. Мне кажется именно это слово и загадано в этом кроссворде. Педотриба можно было часто увидеть на рисунках того времени, обычно с посохом:
Образование в Афинах было на первом месте, особое внимание уделялось физическому воспитанию юношей. Юношей с 12 лет обучали гимнастике в специальных помещениях палестрах и что интересно под музыку, во время занятий звучала арфа. Учил юных спортсменов гибкости, ловкости, меткости и многому другому педотриб слово переводится как тренирующий ребенка.
В античные времена в древней Греции существовала профессия, представители которой тренировали юных гимнастов в частных гимнастических школах для мальчиков и юношей, называемых палестрами. Главным видом спорта являлась борьба. Также молодые спортсмены занимались бегом, плаванием, прыжками, метанием копья и диска. Им прививали хорошие манеры.
Тренеры, именуемые педотрибами, в качестве устрашения нерадивых спортсменов использовали палку, заостренную с одной стороны. Такое приспособление называлось стимулом.
Правильным ответом является слово ПЕДОТРИБ, состоящее из 8 букв.
Тренеров в древней Греции называли
Возрождение из тьмы
Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.
Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться «Большой Грецией». За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.
Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.
В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.
Афины и Спарта
Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.
В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как «господствующая раса» в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.
К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.
Решающее сражение
Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.
Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.
Классические Афины
V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.
И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).
Побежденные победители
После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.
Спарта и Фивы
Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.
Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра. Тренеров в древней Греции называли
Как тренировались в Древней Греции? Тренировки первых олимпийских атлетов
Греки уделяли много внимания внешнему виду. В эллинской культуре красивое и спортивное тело было настолько же важной составляющей развитого человека, как и его умственные способности. Поэтому любой воспитательный процесс включал в себя обязательные тренировки. Как же проходили занятия в Древней Греции?
Палестры и гимнасии
Атлеты тренировались в специальных учреждениях, которые назывались палестрами и гимнасиями. В палестрах проходили не только тренировки, но и занятия по философии, риторике и другим дисциплинам. Это место, где тренировали и тело, и ум. В гимнасиях же проходили только спортивные занятия.
Фото: Кадр из фильма
В таких «школах» были дворики под открытым небом, окруженные колоннами. В двориках располагались или дорожки для бега, или специальные ямы для занятий боевыми искусствами. Кроме того, в зданиях находились бани, горячие и холодные ванны, а тоже дорожки для бега – на случай плохой погоды. Здания украшали статуи Аполлона, бога света и искусств, и Гермеса, бога скорости – его особо почитали пятиборцы и бегуны.
Программа тренировок
Греки использовали метод прогрессирующей нагрузки: когда после каждого подхода увеличивается интенсивность и количество повторений.
Фото: Кадр из фильма
В качестве утяжеления греки использовали и домашний скот. Милон Кротонский, исторический прототип античного героя Геракла и многократный победитель Олимпийских игр, в качестве тренировки носил на своих плечах телёнка. Каждый день атлет поднимал животное, оно росло, и вместе с ним росла выносливость и сила грека.
Некоторые античные тренировки сегодня покажутся довольно экзотичными. Например, атлеты бегали наперегонки с лошадьми или убегали от львов, тянули повозки. А после существовала целая система восстановления. Спортсмены принимали горячие и холодные ванны, расслаблялись в бане. Несколько раз в неделю они обливались оливковым маслом, чтобы заживить раны и улучшить состояние кожи. Также частью восстановительных процедур было вино, однако его греки разбавляли водой – считалось, что чистый напиток пьют только варвары.
Много мяса и хлеба
Атлеты ели очень много мяса, особенно накануне соревнований. Несмотря на то что этот продукт был очень дорогим и, как правило, использовался во время жертвоприношений, для спортсменов его не жалели.
Помимо мяса греки ели хлеб, инжир, финики, виноград, орехи. Молоко они не употребляли – это был продукт для крестьян. Зато почти с каждым приёмом пищи атлеты пили вино и воду.
Итоговая аттестация по физической культуре для учащихся 10 классов
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольно-измерительные материалы составлены в форме тестов, которые позволяют проверить полученные знания по разделам «Здоровый образ жизни», «Олимпийские знания», «Техника безопасности», «Общие знания по теории и методике физической культуры»
Цель тестирования: контроль качества знаний обучающихся по предмету «Физическая культура».
За каждый правильный ответ участнику дается 1 балл.
100-80 % набранных баллов – «отлично»;
79-60 % набранных баллов – «хорошо»;
59-40 % набранных баллов – «удовлетворительно»;
Кодификатор элементов содержания
для составления контрольных измерительных материалов
к промежуточной итоговой аттестации по физкультуре в 10 классе.
Кодификатор составлен в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, на основе следующих авторских программ: Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010
Обучающиеся должны уметь:
Здоровый образ жизни:
Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем человека.
Характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебой деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике её нарушения и коррекции.
Характеризовать основные приёмы закаливания, определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур, руководствоваться правилами безопасности при их проведении.
Характеризовать Олимпийские игры древности как явление культуры, иметь представление о содержании и правилах соревнований.
Определять цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения, иметь представление о Московской Олимпиаде – 1980 г. и об Олимпийских и Паралимпийских играх Сочи – 2014 г
Руководствоваться правилами поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора формы одежды и обуви в зависимости от времени года и от погодных условий
Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Общие знания по теории и методике физической культуры:
Определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе занятий физическими упражнениями, характеризовать основные физические качества: сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость,
Иметь представления о технических и тактических действиях в спортивных играх, изучаемых школьной программой, знать историю возникновения спортивных игр, изучаемых школьной программой.
Здоровый образ жизни.
1. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на
а) развитие физических качеств людей;
б) поддержание высокой работоспособности людей;
в) подготовку к профессиональной деятельности;
г) сохранение и улучшение здоровья людей
2. Дневник самоконтроля нужно вести для:
а) отслеживания изменений в развитии своего организма
б) отчета о проделанной работе перед учителем физической культуры
в) консультации с родителями по возникающим проблемам
3. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни?
а) Активный отдых; закаливание организма; раздельное питание; гигиена труда; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений
б) Двигательный режим; закаливание организма; рациональное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений
в) Двигательный режим; молочное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений
г) Двигательный режим; закаливание организма; вегетарианское питание; гигиена тела; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений
4. С какой целью планируют режим дня?
а) с целью организации рационального режима питания;
б) с целью четкой организации текущих дел, их выполнения в установленные сроки;
в) с целью высвобождения времени на отдых и снятия нервных напряжений;
г) с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма.
5. Что понимается под закаливанием:
а) процесс повышения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям;
б) процесс совершенствования иммунных свойств организма;
в) процесс совершенствования обмена веществ и энергии;
г) процесс повышения устойчивости организма к действию физических факторов внешней среды.
6. Первой ступенью закаливания организма является закаливание.
а) привычная поза человека в вертикальном положении;
б) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;
в) пружинные характеристики позвоночника и стоп;
г) силуэт человека.
8. Главной причиной нарушения осанки является:
а) привычка к определенным позам,
б) отсутствие движений во время школьных уроков,
в) ношение сумки-портфеля на одном плече.
г) слабость мышц.
1. Как звучит девиз Олимпийских игр?
а) «Быстрее, выше, сильнее»;
б) «Будь всегда первым»;
в) «Спорт, здоровье, радость»
2. Тренеров в Древней Греции называли.
3. Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в Древней Греции проводился в специальном помещении, называемом…
4. По какому сигналу начинались Античные Олимпийские игры.
б) по выстрелу стартового пистолета.
г) по сигналу трубы.
5. Где проходили зимние Олимпийские игры 2014 года?
а) Солт-Лейт-Сити (США)
7. На дне какого российского озера побывал Олимпийский огонь?
б) Каспийское озеро-море;
8. Какое место в медальном зачёте заняла сборная команда хозяев Олимпиады-2014?
1. Вход в спортивный зал
а) разрешается в спортивной форме
б) разрешается только в присутствии преподавателя
в) разрешается в присутствии дежурного
2. Главная причина травматизма
б) нарушение дисциплины
в) нарушение формы одежды
3. При появлении во время занятий боли, а также при плохом самочувствии
а) продолжить занятия со страховкой
б) прекратить занятия и сообщить об этом учителю
в) уйти с занятия к врачу
4. При сильном ветре, пониженной температуре разминка должна быть
а) более интенсивной
5. При групповом старте на короткие дистанции
а) бежать кратчайшим путём
б) бежать только по своей дорожке
в) бежать к учителю
6. Порядок выполнения сложных физических упражнений на гимнастических снарядах?
а) только с преподавателем
Общие знания по теории и методике физической культуры.
1 . Физическая культура – это:
а) учебный предмет в школе;
б) выполнение упражнений;
в) часть человеческой культуры
2. Освоение двигательного действия следует начинать с.
а) формирования представления об общем смысле дан ного способа решения двигательной задачи.
б.) выполнения двигательного действия в упрощенной
форме и в замедленном темпе.
в) устранения ошибок при выполнении подготовитель ных и подводящих упражнений.
3. Завершите утверждение, вписав соответ ствующее слово в бланк ответов :
Максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением как внутренних, так и внешних сил, характеризует _ _________
4. Родиной баскетбола является….
5. Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча в баскетболе формируется при обучении тактическим действиям в.
6. Выход запасного игрока на площадку вместо игрока основного состава в футболе обозначается как.