Как называли в междуречье бога солнца
Боги и богини Месопотамии
Истоки месопотамской мифологии уходят в дописьменную эпоху. Истории о местных богах и героях рассказывались много раз прежде чем их стали записывать около 5000 лет назад, вскоре после появления первых городов.
Шумер и Аккад
Около 4000 г. до н. э. люди жили в городах, выросших в плодородной Шумерской долине. Там были возведены огромные храмовые комплексы, могущество, богатство и влияние которых могло поспорить с монастырями средневековой Европы. Шумерцы верили, что их храмы — жилища богов и богинь. Они относились к ним как к живым людям. Жрецы и жрицы, служившие в храмах, даже кормили и одевали своих богов.
Аккадское царство стало господствовать в регионе около 2300 г. до н.э. при царе Саргоне, которого, если верить легенде, младенцем нашли в корзине среди камышей. Аккадцы восприняли большую часть шумерской культуры, включая мифологию, но придали некоторым богам новые имена. Например, шумерского бога пресной воды Энки назвали Эйя.
Роль богов
У каждого из городов Месопотамии были покровительствующие им бог или богиня, которые обеспечивали ему процветание и защищали во время войны. Отец богов Ану был покровителем города Урук, а Мар-дук — богом Вавилона. Бог шторма Энлиль покровительствовал Ниппуру, где он жил вместе со своей женой богиней Нинлиль и сыном Нинуртой.
У богов и богинь были свои обязанности перед народом. Они периодически избирали царя, возглавлявшего все города-государства Месопотамии, поскольку царский трон не передавался по наследству, а поочередно занимался одним из их представителей. Вопрос решался голосованием на совете богов, всегда созывавшемся в Ниппуре. После этого боги всегда приносили клятву верности решению совета.
Силы природы
Боги и богини Месопотамии представляли силы природы, от которых зависело процветание Шумера и Аккада. Главой пантеона был Ан (Ану), бог неба, имя которого и означало «небо». Его сын — Энлиль, бог стихии ветров и бурь, позднее сам стал верховным богом, пока его, в свою очередь, не сменил Мардук, победивший силы хаоса. Энки, сын Энлиля, — бог подземного океана пресных вод, а также поверхностных земных вод — считался источником всей магической, тайной силы, богом мудрости и заклинаний. Он жил в Эриду и научил людей искусствам и ремеслам.
У каждого царства и города был не только свой пантеон богов и богинь, но также свои демоны, духи и призраки. Демоны приносили болезни и неудачи. Царские дворцы в Ни-мруд украшались расписными рельефами абгали (апкаллу). Эти фигурки мудрецов изображались как антропоморфные — соединявшие в себе черты людей и животных. Абгали защищали царей и заботились о плодородии.
Боги солнца и луны
Следующими по значимости после богов неба, ветров и пресных вод были боги солнца и луны. Уту — шумерский бог солнца — враг темноты и зла, лечивший болезни «силой своих крыльев». Он также считался богом справедливости. В аккадской мифологии его стали называть Шамаш, что по-аккадски означает «Солнце».
В шумерский период бога луны называли Нанна. Местом его культа был город Ур. Позднее Нанну стали называть аккадским именем Син. Его символ — полумесяц.
У Сина была дочь Иштар (шумерская богиня Инанна), которую ассоциировали с планетой Венера. Она была богиней плотской любви, известной своей ненасытностью и коварством. Среди ее многочисленных возлюбленных самым известным был Думузи (позднее называемый Таммуз) — бог плодородия и растительности.
Как называли в междуречье бога солнца
1. Бог Нанна (акк. Син) – податель плодородия и правды.
2. Нанна – судия в мире мертвых.
3. Син (шум. Нанна) – податель очищений.
4. Бог Уту (акк. Шамаш), владыка Правды.
5. Уту (Шамаш) – судия.
6. Уту – создатель «окна» из преисподней.
7. Очистительные ритуалы и ритуал сожжения колдовства.
8. Помощник заблудившимся.
1. В.К. Афанасьева. От начала начал. Антология шумерской поэзии. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997.
2. В.В. Емельянов. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.
3. В.В. Емельянов. Ритуал в древней Месопотамии. — СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2003.
4. В.В. Емельянов. Шумерский календарный ритуал. Категория МЕ и весенние праздники. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009.
5. В.К. Шилейко. Ассиро-Вавилонский эпос. – СПб., 2007.
6. Т. Якобсен. Сокровища тьмы: история месопотамской религии. – М.: Восточная литература, 1995.
9. B. Alster. Incantation to Utu // Acta Sumerologica ( Japan) 13 (1991), pp. 27–69.
11. E.A. Braun-Holzinger. Die Ikonographie des Mondgottes in der Glyptik des III. Jahrtausends v. Chr. // Zeitschrift fur Assyriologie 83 (1993), pp. 119-135.
13. D. Collon. The Near Eastern Moon God // Natural Phenomena, their Meaning, Depiction and Description in the Ancient Near East. / D.J.W. Meijer (ed.). – Amsterdam, 1992. – Pp. 19-31.
16. W. Fauth. Helios Megistos: Zur synkretistischen Theologie der Spätantike. — Leiden, 1995.
17. A.J. Ferrara. Nanna-Suen’s Journey to Nippur. – Rome, 1973.
18. H. Frankfort. Cylinder Seals. – London, 1939.
19. I. Furlong. Divine Headdresses of Mesopotamia in the Early Dynastic Period. – Oxford, 1987.
20. M.G. Hall. A Hymn to the Moon-God, Nanna // Journal of Cuneiform Studies, Vol. 38, No. 2 (Autumn, 1986), pp. 152-166.
21. W. Heimpel. The Sun at Night and the Doors of Heaven in Babylonian Texts // Journal of Cuneiform Studies 38 (1986), pp. 127–151.
23. W.G. Lambert. Pantheon of Mesopotamia. Introductory Considerations // Orientalia 45 (1976).
Топ-10 богов древней Месопотамии
1. Адад или Хадад — бог бури и дождя
Символом Адада был кипарис, а его священное число — шесть. Лев и бык считались его священными животными. В Алеппо, Ассирии и Вавилонии он был также известен как бог предсказаний и оракулов. Хотя у него не было культа под своим именем, ему широко поклонялись, особенно в городах Вавилон и Ашур.
2. Даган или Дагон — бог плодородия сельскохозяйственных культур
Дагон был западно-семитским богом плодородия сельскохозяйственных культур. В древние времена ему широко поклонялись на Ближнем Востоке. Слово дагон было собирательным существительным на угаритском и еврейском языках для обозначения зерна, и Дагону поклонялись еще в первые дни 2500 г. до н.э. Согласно текстам, обнаруженным в Угарите, или современном Рас-Шамре, бог Ваал был его сыном. Его главный храм находился в древнем Угарите, и он был известен как бог филистимлян в Палестине. У него было много других святилищ, таких как те, что были найдены в Бет-Дагоне в Ашере и Газе. Кодекс Хаммурапи заявляет, что Дагон защитник народа Туттля. Во втором тысячелетии он появлялся в разных текстах, письмах и списках подношений. Его функция как бога плодородия сельскохозяйственных культур или растительности была передана Ваалу в 1500 году до нашей эры.
3. Эа — Бог Воды
Эа, известный на шумерском языке как Энки, был месопотамским богом воды. Он также был одним из трех божеств наряду с Энлилем и Ану. Сначала он был не более чем местным божеством, но вскоре его поклонение перешло на другой уровень. Он стал одним из важных богов, известных как владыки Абзу или Апсу, бога пресной воды. Его изображали наполовину рыбой, наполовину козой. Именно от него происходит фигура Козерога. Будучи богом воды, он также был божеством-покровителем чистильщиков. Эа ассоциируется с магией, заклинаниями и мудростью, и он был важен для экзорцистов и прорицателей. Для экзорцистов он имел еще большее значение, поскольку они получили от него знания о ритуалах, необходимых для изгнания злых сил. Кроме того, он выдвинул меценатство в области декоративно-прикладного искусства.
В вавилонских мифах «Атрахаси» и « Эпосе о Гильгамеше» Эа выступает как создатель и защитник человечества. Он планировал использовать глину для создания людей, чтобы они могли служить богам, выполняя свою работу. В то время как Эа создавал человечество, Энлиль пытался уничтожить его большим наводнением, потому что их шум нарушал его сон. Зная о намерениях Энлиля, Эа уже сказал мудрецу Атрахасису построить ковчег, чтобы помочь человечеству избежать разрушения.
4. Набу — Бог мудрости и письма
Набу, бог искусства, мудрости и писцов, также был известен как Нисаба в шумерской мифологии. Он прославился в Вавилоне в первом тысячелетии, так как был сыном бога Мардука. Ему также поклонялись в Борсиппе, городе-побратиме Вавилона. Каждый год его статую переносили из Борсиппы в Вавилон в честь его отца. Его символом было перо на табличке, и благодаря этому в его храмах предлагались глиняные таблички с каллиграфическим письмом. Его женой была аккадская богиня Ташмет.
Говорили, что Набу был изобретателем письма. Он также считался оракулом и был связан с Сином, богом луны. Его иконография изображает его стоящим с руками в позе священника в рогатой шапке на голове. Он ехал на крылатом драконе по имени Сирраш, который изначально принадлежал его отцу. Вавилоняне также отождествляли его с планетой Меркурий. Во втором веке до нашей эры его поклонение стало падать, когда клинопись стала не чем иным, как утраченным искусством.
5. Нергал — бог чумы и войны.
В шумеро-аккадском пантеоне Нергал был второстепенным месопотамским богом. Его отождествляли с Месламтеей и Иррой как с богом войны и выжженной земли. Он считался благодетелем людей, слушал их молитвы, приносил жизнь от смерти и защищал скот и сельское хозяйство. Гимны древних также показывают, что он бог разорения, голода и эпидемий.
6. Энлиль — бог воздуха и земли
Древний бог земли и воздуха Энлиль был одним из главных божеств шумерского пантеона. Позднее его стали почитать в Вавилоне, Аккаде, так же хурриты и ассирийцы. Его центральным святилищем был храм Экура в Ниппуре, который, как предполагали люди, он построил для себя. Его также называли канатом для швартовки между небесами и землей. Он так гордился своей святостью, что думал, что другим богам даже нельзя смотреть на него. Поклонение ему завершилось в 1230 г. до н. э., когда Ниппур захватили эламиты. Наконец, он был принят в качестве верховного бога Месопотамии в пантеоне богом Вавилона Мардуком.
Энлиль участвует в шумерском мифе, где он изображен отделяющим небо (Ан) от земли (Ки) как акт превращения земли в место для людей. В другом шумерском мифе о наводнении Энлиль вознаграждает Зиусудру вечной жизнью за то, что он выжил во время массового наводнения. В вавилонском мифе о потопе Энлиль изображен как сам потоп. И, наконец, что не менее важно, его соблазнение богини Нинлил в разных обличьях привело к рождению Нанны, бога луны, и божеств Нергала, Энбилулу и Ниназу, которые принадлежали подземному миру.
7. Нинурта — бог войны, охоты, земледелия и писцов
Сын Энлиля и Нинхурсага, Нинурта впервые появился в текстах в 3000-летии до н. э. как бог местных городов и сельского хозяйства. Вскоре его роль изменилась, поскольку города военизировались и начали воевать друг с другом. Его женой была Гула, богиня исцеления. В некоторых старых надписях также говорится, что он был женат на Бау. Хотя его главной чертой была агрессия, у него также были ассоциации с защитой и исцелением. Его союз с Гулой помог ему вызвать магические заклинания, чтобы предотвратить демонов и болезни. Изображенный как храбрый воин, он держал лук и стрелу вместе с булавой, называемой шарур. На некоторых вавилонских произведениях искусства он изображен верхом на льве с хвостом скорпиона.
Он впервые появился в Шумере как Нингирсу, и в текстах того времени говорится, что он был сыном Энлиля и Нинлиля. Он был признан богом войны во втором тысячелетии до нашей эры после того, как был показан в эпосе об Анзу. Нингирсу перешел в Нинурту примерно в первом тысячелетии до нашей эры. Он был защитником богов и спасителем человечества. Вплоть до 1500 г. до н.э. он ассоциировался с ростом и урожаем. Он был богом, совершавшим великие дела, но он также считался несовершенным во многих отношениях.
8. Нанна — бог луны
Нанна была сыном Нинлиль и Энлиля, который позже стал известен как Син в аккадской мифологии. Двумя основными местами, где ему поклонялись, были Харран и Ур в северном и южном регионах соответственно. Он один из старейших месопотамских богов. Его главенствующий культ находится в Уре, и он упоминался в различных надписях и гимнах между 2047 и 1750 гг. до н. э.
Его рождение связано с мифом об Энлиле и Нинлиль, где Энлиль очаровывает Нинлиль, и она беременеет. Нингал, «великая дама», была его женой, бог солнца Уту-Шамаш был его сыном, а Инанна, богиня любви, была его дочерью. Необычно то, что в культе Нанны Луна считалась отцом солнца. Возможно, это произошло потому, что во время путешествия охотники-собиратели руководствовались луной.
9. Шамаш — Бог Солнца
Сын Сина или Нанны (бога луны) Шамаш был также известен под именем Уту в шумерской мифологии. Согласно некоторым историям, Инанна была его сестрой-близнецом, которая обладала несколькими силами, и шумерские тексты показывают сильную связь между ними. Его женой была богиня Шерида. Для жителей Месопотамии луна имела большее значение, чем солнце, и роль солнца стала значительной только тогда, когда они начали изучать сельское хозяйство.
Считается, что вавилонский царь Хаммурапи заимствовал большинство своих законов от Шамаша. Будучи богом солнца, он побеждал зло тьмы, а когда наступила ночь, он стал одним из нескольких судей подземного мира. Он также известен как правитель вселенной и, как таковой, изображен сидящим на троне с посохом и кольцом в руках как символы праведности и справедливости.
10. Гибиль — бог огня
Гибилу поклонялись в Месопотамии до начала периода Селевкидов. Он был не только богом огня, но и переработчиком металлических предметов, а значит, покровителем мастеров по металлу. Гибиль поделился мудростью в области металлургии, и многие писатели называют его «богом кузницы». Его разум был настолько обширен, что другие боги не могли его постичь. Еще он участвовал в очистительных обычаях и обрядах.
Люди месопотамского периода были очень религиозными и создали богов для всего, что существовало на земле; список бесконечен. Из-за множества цивилизаций у жителей Древней Месопотамии было множество богов, и те, кто попал в этот список, представляют лишь некоторые из них. Месопотамская мифология настолько обширна, что было бы трудно охватить все аспекты пантеона.
Шамаш: этимология, происхождение, атрибуты, разные цивилизации
Содержание:
Шамаш Это имя получил Бог солнца в культуре различных цивилизаций, принадлежавших Месопотамии с 3500 года до нашей эры. C. В частности, в таких городах, как Акадия, Вавилон и Ассирия. Другие народы, например шумеры, называли его Уту.
Шамаш был одним из самых важных и уважаемых богов Месопотамии, в честь которого были воздвигнуты различные храмы, в которых постоянно совершались ритуалы, просящие его помощи и защиты.
Эти ритуалы включали в себя принесение в жертву различных животных, чтобы получить милость Бога; Фрукты и другие продукты питания также были помещены в течение каждого дня.
Бог Шамаш также ассоциировался со справедливостью и правдой, его считали защитником от злых духов и тьмы. Считалось, что Шамаш судил и живых, и умерших и ходатайствовал за больных или за тех, кто был вовлечен в проблемы, возникшие в результате несправедливости.
Жители Месопотамии постоянно просили Шамаша уберечь их от любых болезней. Они также возносили молитвы о хороших урожаях, а также об их постоянстве в мире.
Образ Бога Солнца на протяжении многих лет менялся, но одним из символов, который остался, был солнечный диск. Вера в силу Шамаша над всей землей привела к тому, что в некоторых цивилизациях он стал Богом, чье владычество охватило всю вселенную.
Шамаш был такой важной фигурой для месопотамской цивилизации, что, помимо храмов и графических изображений, которые были созданы вокруг него, были также созданы гимны.
Одним из величайших вкладов бога Шамаша в народ Месопотамии был свод законов, который, согласно легенде, он передал королю Хаммурапи. Этот код представлял собой сложный набор правил, который, как утверждалось, пришел к нему через посланника для передачи народу Вавилона.
Традиция правителей месопотамских цивилизаций заключалась в том, чтобы основывать свои решения на планах и воле богов, с которыми они обычно консультировались, прежде чем принимать какое-либо решение.
Этимология
Слово Шамаш имеет этимологическое происхождение из Месопотамии, где этот термин использовался для обозначения Бога солнца, справедливости и истины.
Первоначальный термин был Шамаш, который для аккадских, ассирийских и вавилонских народов был синонимом Бога, который, помимо солнца, правил Вселенной.
Другое имя, под которым был известен Бог, было Уту, используемое шумерами, чей термин имеет этимологический корень в слове Дуту.
Происхождение бога Шамаша
Есть репрезентативные изображения о существовании бога Солнца, датируемые 3500 годом до н. Э. C, что совпадает с возникновением месопотамской цивилизации. Эта цивилизация характеризовалась ярко выраженным социальным, политическим и религиозным порядком, в котором выделялись разные боги, которых многие почитали и боялись.
Шамаш, бог Солнца, был очень важным божеством в Месопотамии, которое было представлено фигурой солнечного диска. Это божество также было связано с отправлением правосудия в мире, а также в подземном мире, куда он отправлялся ночью, чтобы судить умершего.
Согласно мифологии аркадского народа, Шамаш был сыном Энлиля или Ану, известного как Бог Небес, тогда как для шумеров он представлял землю и воздух.
Шамаш был мужем богини Аи (которую шумеры называли Шеридой), которая ассоциируется с рассветом или ярким светом солнца на рассвете, союз, от которого родились 2 ребенка, которые представляли закон и справедливость.
Шумеры верили, что Уту, как они называли Шамаш, был сыном Нанны, бога Луны, и братом-близнецом богини любви и войны, известной как Инанна.
Атрибуты бога Шамаша
Есть несколько атрибутов, которыми был представлен Шамаш; по своему происхождению он был связан с изображением солнечного диска. Этот диск внутри представлял собой своего рода звезду, которая была связана с четырьмя сторонами света (север, юг, восток и запад), а между ними отражались другие линии кривой формы.
С течением времени способ изображения Шамаша еще больше изменился: изображение солнечного диска повторяется во многих скульптурах, сделанных в его честь.
Ссылку на последние атрибуты, которыми был проиллюстрирован образ Бога Солнца в Месопотамии, можно увидеть в Скрижали Шамаша, в которой он изображен в виде человека с длинной бородой.
Зачатие Бога Солнца в Месопотамии
Шамаш почитался месопотамскими народами, такими как вавилоняне, ассирийцы и аккадцы, которым они, среди прочего, приписывали защиту городов. Он также был удостоен других имен, хотя история отражала то, как он сохранял определенные сходства между одним народом и другим.
Различия в концепциях между одной цивилизацией и другой вращались вокруг имени, присвоенного Богу, и его происхождения, то есть его происхождения.
Для каждой из культур имя жены Бога Солнца было разным, хотя это не ее функция как Богини. Однако, несмотря на различия, были общие черты в атрибутах, а также в способе его изображения.
Что касается способов воздать должное Богу Солнца, то в каждой из основных цивилизаций Месопотамии были построены храмы, в которых постоянно проводились ритуалы для обслуживания божества.
Среди обрядов, которые проводились в храмах, в его честь приносились жертвы животных. Кроме того, их кормили фруктами и другими гастрономическими предложениями.
Бог Солнца в разных цивилизациях
Подобно тому, как в Месопотамии, в других цивилизациях, с которыми не было никаких контактов, поклонение Богу Солнца развивалось как духовная вера.
Для первых цивилизаций, населявших планету, природные явления и небесные звезды представляли собой сверхъестественные фигуры или божества, которых они в принципе боялись.
Бесконечная сила природы побудила их призывать и создавать мифы о Богах, которые правили землей и небом, чтобы защищать их и позволять им продолжать занимать места, в которых они поселились.
В египетской культуре, например, в некоторых цивилизациях солнце представляло божество, известное как Ра, которое было связано с источником жизни. Этот бог, согласно мифологии, путешествовал ночью на лодке по подземной реке, а утром вернулся, чтобы защитить людей и дать им свет. В культуре ацтеков также почитали Солнце, являющееся одним из его главных богов.
Характеристики бога Шамаша
Согласно мифологии, было заявлено, что Шамаш путешествовал по небу, чтобы защитить мир, хотя в первые дни говорили, что он путешествовал на корабле.
Со временем он был изображен на лошади, и, наконец, было подтверждено, что средство передвижения, которое он использовал для перевозки себя, было повозкой.
Мифология повествует о том, как Шамаш каждый день перемещался по небу с ножом в руке, чтобы прорваться. Одной из его функций была защита мира от духов преисподней, которые могли проникать через порталы и захватывать людей.
Что касается знания, Шамаш мог знать все, что происходило. По этой причине люди избегали лжи, опасаясь наказания, которое они могли получить от бога.
Поддерживалась вера в поселенцев, которая утверждала, что Шамаш уходил из мира каждый день в сумерках с Востока, спускался в подземный мир, где он действовал как судья, а на рассвете входил с Запада.
Как бог, Шамаш, несмотря на то, что он проявил себя как справедливый и защитный персонаж, боялся жителей деревни, которые постоянно молились о его снисхождении.
Ссылки
Продукты, богатые витаминами группы B (разные типы)
5 произведений литературного модернизма и их авторы
Шамаш
Резюме
Бог Солнца
«Ваше славное восхождение освещает существование людей:
Все обращаются к Твоему дивному сиянию!
Когда ты появляешься, Шамаш, люди кланяются;
Все люди повсюду кланяются Тебе!
Ты сияешь во тьме, и Ты держишь бразды правления Небесами!
Твоя слава покрыла самые далекие горы,
Твой блеск заполнил лицо Земли!
Взгромоздившись на горы, Ты смотришь на мир:
С Небес, Ты держишь все страны на расстоянии вытянутой руки.
В ваших руках все, что создал Эа, мудрый Король:
Вы заботитесь обо всех жителях Земли,
Вы пасете все живое без исключения!
Ты никогда не перестаешь пунктуально пересекать небеса,
Вы проходите без остановки по морю, широкому и необъятному,
Чьи глубины игнорируют даже небесные боги,
Но твои лучи, Шамаш, спускаются в Бездну
И морские чудовища созерцают ваш свет! «
— Великий гимн Шамашу, перевод Дж. Боттеро.
Вечером солнце, пересекавшее небо днем, находится на западном конце света, где оно пересекает горы Понант, а затем врата рая. Кажется, что несколько верований, которые могут вступать в противоречие, сосуществуют с тем, что он делал ночью: некоторые тексты указывают, что он вернулся в свою небесную резиденцию (которая носит название «Блестящий дом», как и его земные жилища), очевидно, чтобы отдохнуть; другие (включая Великий гимн Шамашу ), по-видимому, указывают на то, что бог затем прошел под поверхностью Земли в Подземный мир ( Подземный мир ), где он также отнес правосудие (перед тем, как вернуться в покой на небесах, если мы хотим установить соответствие между эти убеждения). Это объясняет, почему солнечный бог, даже если он является живым в небесном пространстве, также обычно ассоциируется с Подземным миром, подземным миром, и обладает властью над мертвыми, в частности над призраками, особенно в ритуалах.
Путешествующий аспект бога солнца, возможно, объясняет, почему с ним ассоциировался определенный тип гения из месопотамского фольклора, «человек-буйвол» ( кусарикку (м) ), символизирующий далекие и гористые области, через которые проходит Шамаш. В самых старых изображениях бог представлен борющимся с этим существом. Впоследствии буйволы представлены как слуги Шамаша, поддерживающие его знамена или его трон.
Главное божество, полезное для людей
Бог справедливости и справедливости
Шамаш все освещает и все видит, никто не может от него ничего скрыть. Эта способность избавляться от лжи, несомненно, лежит в основе его роли бога-гаранта справедливости и справедливости.
Великий Гимн Шамаш, уже упоминалось, делает явную эту роль бога справедливости, гарант хорошего судебных решений и справедливого поведения и наказания несправедливым и нечестным поведением:
«Кто замышляет зло, ты притупляешь рога;
От интригующего бизнес-агента земля передается
Вы показываете задержание нечестному судье,
Тот, кто принимает подарок, но судит несправедливо, вы наказываете.
Тот, кто не принимает подарок, защищает дело слабых
Радует Шамаша, жизнь ему умножит.
Добросовестный судья, выносящий справедливый приговор,
— Великий гимн Шамашу, перевод М.-Ж. Се.
Функция гаранта справедливости для Шамаша также обнаруживается в его роли гаранта клятв, которую он разделяет с Ададом, богом бури, благодаря которому они, например, были среди божеств, упомянутых первыми среди гарантов мира. договоры, принятые королями. Он также используется при присяге в случае судебного разбирательства. Затем клятвы должны были быть выполнены перед его божественными руками в его храме.
Бог заклинаний и гаданий
Гарант справедливости между людьми, Шамаш также является судьей в спорах между людьми и сверхъестественными силами, тем, кто помогает восторжествовать над справедливостью в актах экзорцизма. Поэтому у богов экзорцизма Эа и Мардука / Асарлухи он обычно используется в ритуалах заклинания для отражения демонов, проклятий, заклинаний, наложенных волшебниками, для умиротворения божеств. Таким образом, речь идет о молитвах, также имеющих функцию заклинания. Шамаша хвалят, часто вместе с его помощниками (его супругой Айей, его визирем Бунене, Китту и Мишару), затем мы обсуждаем цель, для которой он призван, и людей, которым он должен помочь.
Например, ритуал снятия проклятия (типа, называемого namburbû ) должен был выполняться, когда в доме обнаружился (или был мертворожден) младенец-человек или уродливое животное ( избу ), потому что это было плохим предзнаменованием, чей эффект пришлось отменить. Затем хозяин вызвал экзорциста ( ашипу ), который подготовил ритуальное пространство на берегу реки, затем человек, стоявший на коленях, призвал бога Шамаша в заклинательной молитве, которую он должен был повторить три раза:
«О Шамаш, Судья неба и земли, Владыка закона и справедливости, Правитель областей вверху и внизу! О Шамаш, в твоих силах вернуть жизнь умирающим, освободить узника! О Шамаш, я пришел к тебе! О Шамаш, я тебя искал! О Шамаш, я обратился к тебе! Оттолкни меня от несчастья (грядущего) с этим уродливым продуктом: пусть оно не дойдет до меня! Пусть это несчастье ускользнет от меня, так что день за днем я благословляю тебя, и чтобы те, кто видят меня (таким образом доставленного тобой), вечно прославляют твою хвалу! «
Поэтому на Шамаша ссылаются как на судью, как если бы он должен был решить дело между человеком, которому угрожали проклятием, и этим, и должен был восстановить справедливость путем освобождения несчастного. Затем последовало воззвание к обожествленной реке, затем уродливое тело было брошено в воду в ритуале изгнания зла, и, наконец, человек, затронутый проклятием, должен был носить защитный ошейник в течение недели в качестве меры предосторожности, чтобы никогда не предотвратить несчастье. возвращается.
В частности, бог солнца играет роль в заклинаниях, направленных на отпугивание злобных призраков, мучивших живых. Он является самым вызываемым божеством в молитвах, сопровождающих эти ритуалы. Это относится к его роли адского божества, связанной с его переходом под Землю в ночное время, а также к его роли бога справедливости, который улаживает споры между живыми и мертвыми.