Как называли вертолеты во вьетнаме
«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне
Без преувеличения, «вертушки» стали одним из символов войны во Вьетнаме. Они проделали огромную боевую и транспортную работу. Но показали себя вертолёты ещё в ходе Корейской войны.
Битва за Корейский полуостров
Эксперименты с винтокрылыми машинами как боевым и транспортным средством начались ещё до Второй мировой. Вперёд вырвались США, чему немало способствовала война в Корее, где вертолёты стали незаменимы. В частности, при переброске войск и эвакуации раненых. Исходы многих боёв были решены быстрой доставкой массы войск в район боевых действий. До Корейской войны из 100 тяжелораненых потери достигали 80-90 человек, вертолёты переменили соотношение к такому же количеству выживших. Сотни пилотов, сбитых советскими асами, были спасены при помощи вертолётов, залетавших, бывало, на территорию противника на 150-200 километров.
Пентагон сделал выводы и заказал американскому военно-промышленному комплексу самые разные типы вертолётов, что весьма выручило во Вьетнаме.
Настоящей рабочей лошадкой Вьетнамской войны стал БЕЛЛ UH-1 «Ирокез». Среднее нахождение пехотинца США в бою во Вьетнаме – 240 дней в году. Обеспечить войскам боевую поддержку, эвакуацию и поставки питания и боеприпасов в условиях джунглей могли только вертолёты. Их количество наращивалось охотно и активно. Одних «Ирокезов» в 1965 году было три сотни и поток винтокрылов нарастал. К началу семидесятых США сосредоточили во Вьетнаме больше вертолётов, чем их было на вооружении во всех странах мира. Царил UH-1, их насчитывалось 2500 штук. Есть данные, что за время Вьетнамской войны все типы американских вертолётов сделали 36 млн вылетов, налёт составил 13,5 млн часов. Огнём с земли повредили 31 тысячу «вертушек» и только 10% (3,5 тысячи) из которых сбили. Это уникальное соотношение потерь к числу боевых вылетов — 1:18 тысячам. А морская пехота США понесла самые большие одновременные потери вертолётов от миномётного обстрела двух наземных авиабаз 28 октября 1965 года – семнадцать UH-1E. Стоит отметить, что первоначально морская пехота использовала невооружённые вертолёты – в целях поиска и спасения. Но военные условия вынудили морпехов поставить на «вертушки» пулемёты М-60 и блоки НАР. Маринсы сначала вооружали «вертушки» неподвижными пулемётами, но с 1967 года стали использовать турели ТАТ-101.
В ходе войны изменилась пропорция вооружённые/транспортные вертолёты во время боевых действий. Изначально она была 1:5, но в ходе боёв стали применять 1: 3.
Интересно, что огромные потребности в винтокрылой технике во Вьетнаме серьёзно подорвали экспортные возможности американских корпораций. В итоге они уступили мировой рынок французскому вертолёту «Алуэтт».
Тактику использования диктует реальность
Сначала вертолёты использовались разрозненно, на низовом уровне (взвод, рота), затем решили создать специализированную дивизию. Лоббистом аэромобильных войск стал генерал-лейтенант Хоуц. Ещё в 1962 г. он выдвинул концепт дивизии, использующей вертолёты вместо наземной техники, включая танки. Инициативу поддержал министр обороны Макнамара. С середины февраля 1963 года стартовало формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. В штате – 15,954 тыс. военнослужащих, 459 вертолетов и самолётов, считая ракетный батальон из 39 вертолётов UH-1B, оснащённых НУР. С уровня роты или батареи штабные подразделения располагали двумя «Ирокезами» для транспортировки офицеров. Главную ударную силу дивизии составляли два штурмовых вертолётных батальона, каждый располагал дюжиной вооружённых UH-1B и шестью десятками транспортных UH-1D. Всего в дивизии по штату было 137 ударных вертолётов и 138 транспортников.
Осенью 1963 года на учениях отработали действия аэромобильных войск. В 1965 году закончилось формирование дивизии, она называться 1-й аэромобильной, но штатно всё осталось в прежних параметрах. Во Вьетнаме её первые подразделения появились 28 августа 1965 года, переброска закончилась до конца сентября. Бои показали, что концепция аэромобильных сил себя полностью оправдала.
Впрочем, вертолёты использовались и в одиночку, и в составе небольших групп – это зависело от тактических задач. Часто «вертушка» становилась единственной и последней надеждой на спасение атакованных вьетконговцами американских солдат, поэтому пилоты пренебрегали ограничениями по грузоподъёмности, предпочитая принцип «влезай, сколько уместится». Перегруженные вертолёты, бывало, бились, но риск был маленький, и им пренебрегали. Серьёзным недостатком было отсутствие бронирования, но все попытки оснастить вертолёты броней закончились плачевно – лётные характеристики стремительно ухудшались, исключая использование вертолёта.
Активно применялись эскадрильи «воздушной кавалерии». Эскадрилья формировалась из трёх взводов: разведывательного, огневой поддержки и транс¬портного. В первом — лёгкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, во втором — UH-1 В, третий использовал UH-1 D. Нередко разведывательные и ударные вертолёты действовали совместно. Порой разведчики провоцировали по себе огонь с земли, затем выявленные огневые точки подавлялись ударными винтокрылами.
По первоначальному замыслу, каждой пехотной американской или южновьетнамской бригаде придавалась вертолётная рота. На практике к дивизии прикомандировывали вертолётный батальон,
Во Вьетнаме была хроническая нехватка вертолётчиков, укомплектованность в 90% считалась исключительно высокой. Пилот «Ирокеза» должен был проводить в воздухе не больше 150 часов в месяц, показатель в 190 — 200 часов был обычной практикой.
Остаётся добавить, что в самой последней операции вьетнамской войны – эвакуации из Сайгона – также принимали участие вертолёты, взлетавшие, в частности, с крыши посольства США.
Вертолеты во Вьетнаме
Константин Крашенинников
ВЕРТОЛЕТЫ ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ
Вьетнамскую войну нередко называют войной вертолётов. Насколько корректно такое название, понять несложно. На мой взгляд, война вертолетов это когда они применяются не одной стороной, а воюют как противники. Безусловно, благодаря помощи СССР, у Вьетконга в известный момент появились вертолеты, но сравнивать их применение и роль в войне с тем, что делалось американцами и Южным Вьетнамом – просто несерьёзно.
Но спектр задач этих перспективных машин расширялся именно по ходу расширения их применения в войнах того периода.
Что касается конкретно того нередко встречающегося заблуждения, что боевые вертолёты Штатов во Вьетнаме были в основном конструкции и производства Сикорского, то здесь необходимы лишь небольшие пояснения, с возвращением в историческую реальность.
США использовали тогда огромное по советским и российским меркам количество типов геликоптеров практически всех на тот момент фирм-производителей. Применять их начали ещё в ходе Второй мировой, затем очень активно в корейской войне. Некоторые из них и в самом деле были разработки И.И. Сикорского.
.
Новое в блогах
О UH-1 писалось и говорилось немало и не меньше этого скажут и напишут. Силуэты этого скромного трудяги-бойца часто мелькают в хрониках былых боев и современных конфликтов, да и художественный кинематограф не обошёл его вниманием. Получается, что этот вертолёт — легендарный герой. Пожалуй, самый знаменитый фильм с участием Ирокезов — Апокалипсис сегодня, где вертолёты атакуют вьетнамскую деревню под «Полет Валькирий» Вагнера. Образ американских войск, выгружающихся из Хьюи стал символом в описании Вьетнамской войны, и может быть замечен в фактически каждом кино и телешоу по теме.
— Фильм «Мы были солдатами», основанный на событиях в долине Иа Дранг, в ноября 1965, где Хьюи использовался, как многофункциональный вертолёт. Подполковник Гарольд Мур (Мэл Гибсон) был назначен на должность командующего уникальным подразделением: 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии. Эта дивизия отличалась от всех остальных тем, что она была специально сформирована для ведения высокомобильной войны с использованием UH-1.
— Роберт Мэйсон, пилот UH-1, написал автобиографическую книгу «Chickenhawk», которая стала бестселером.
— Белл 212 (гражданский UH-1), вооружённый Миниганом, можно увидеть в фильме Матрица.
— Во множестве телесериалах, таких как Команда-А, можно заметить UH-1.
— В фильме «Морпехи», можно несколько раз увидеть UH-1.
Это только краткий список. На самом деле UH-1 — это выдающийся актёр. Этот вертолёт был показан практически во всех фильмах о Вьетнаме, а также в десятках и сотнях фильмах, книгах, комиксах и видео-играх.
В 1950-х годах Армией США был объявлен конкурс между вертолётостроительными фирмами, условия которого предполагали создание многоцелевого вертолёта с возможностью его вооружения ракетами и пулемётами. Из предложенных проектов в 1955 году была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолёте предполагалось установить турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трёх прототипов вертолёта, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 года на заводском аэродроме в Форт-Уорт (штат Техас). За первой тройкой последовала партия из шести машин, предназначенных для испытаний в полевых условиях, и девять предсерийных вертолётов, которые в войсках получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 года — UH-1).
Поставки версии UH-1A в войска закончились в марте 1961 года в связи с поступлением на вооружение улучшенного варианта вертолёта UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с., а позднее T53-L-11 (1100 л.с.). Полезная нагрузка нового вертолёта достигала 1360 кг, при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолёта огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР. В начале 1965 года UH-1B в серийном производстве был заменён новой модификацией UH-1C.
Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для Корпуса морской пехоты США (КМП). От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 года — новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 года по лето 1968 года. Вертолёт активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолёта огневой поддержки он оснащался двумя пулемётами М60 калибра 7,62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм (по 7 или 18 ракет).
Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968 году и получивший название Huey Tug. Вертолёт мог нести па наружной подвеске до 3000 кг груза при взлётном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259 км/ч.
Последней серийной модификацией являлась Model 214 Huey Plus, созданная па базе усиленного фюзеляжа UH-1Н и несущего винта от UH-1C диаметром 15,5 м. На вертолёте устанавливался двигатель Lycoming T53-L-702 мощностью 1900 л.с. Взлётный вес вертолёта достиг 4989 кг, а максимальная скорость составляла 305км/ч.
В 1962 году первые вертолёты UH-1 прибыли в Южный Вьетнам. Спустя два года они полностью заменили там устаревшие CH-21. К моменту прибытия на войну первых крупных американских подразделений многие пилоты «Хьюи» уже имели на своём счету несколько сотен боевых вылетов.
Вьетнам
Боевая живучесть UH-1 после устранения проблемы с топливной системой оказалось на удивление высокой. 1-я кавалерийская дивизия за почти месяц сражений в долине Йа-Дранг в ноябре 1965 года безвозвратно потеряла всего один вертолёт. Впрочем, отсутствие потерь было вызвано скорее неопытностью северовьетнамских солдат, редко открывавших огонь по винтокрылым машинам. Уже в ходе следующей крупной операции (операция «Masher», январь 1966 года) вертолётные потери оказались достаточно большими. Тем не менее, опыт показывал, что в 90 % случаев сбитый UH-1 был ремонтопригоден. Для эвакуации сбитых машин использовались тяжёлые вертолёты CH-47 и CH-54.
Основными модификациями во Вьетнаме были UH-1B, UH-1C, UH-1D и UH-1H. Они использовались решения самых различных задач. Вертолёты, предназначенные для переброски личного состава, на солдатском жаргоне носили название «слик» (от «slick» — скользкий: экипаж для облегчения вертолёта не устанавливал часто сидения). UH-1B и UH-1C в основном использовались для огневой поддержки войск и сопровождения транспотрных вертолётов, для чего дополнительно вооружались блоками неуправляемых ракет и пулемётами; они назывались «ганшипами» (gunship), а официальным определением было ARA (Aerial Rocket Artillery — «воздушная ракетная артиллерия»). Если вертолёт выполнял эвакуацию раненых и убитых с поля боя, он назывался «медэвак» (MedEvack, сокращённо от «медицинская эвакуация») или «дастофф» (Dustoff, позывной первого пилота, погибшего при выполнении такого задания). Во время северовьетнамского Пасхального наступления 1972 года два UH-1B прошли испытания в совершенно непривычной для них роли «охотников за танками», используя новейшие противотанковые ракеты TOW. Вне зависимости от текущей роли вертолёты всегда несли пулемётное вооружение, а в экипаж обязательно включались два бортовых стрелка.
Вертолёты широко использовались во Вьетнаме всеми американскими подразделениями, хотя обычная пехотная дивизия имела намного меньший авиапарк, чем аэромобильная. В июле 1968 года статус аэромобильной получила 101-я воздушно-десантная дивизия. Основную часть «Хьюи» использовала Армия США, небольшое количество было у Корпуса морской пехоты, ВВС и ВМС; кроме того, свои собственные машины использовали южновьетнамская и австралийская армии. На пике войны американские вертолёты совершали несколько тысяч вылетов в сутки, и львиная доля приходилась на UH-1. Всего во Вьетнаме в разное время побывало приблизительно 7000 «Ирокезов». Потери оцениваются в 2500—3000 машин (половина приходится на небоевые аварии и катастрофы). К концу войны во Вьетнаме UH-1 имел статус вертолёта-легенды.
Окраска
Первые вертолёты HU-1A, поступившие на вооружение Армии США, полностью окрашивались в глянцевый тускло-коричневый-оливковый цвет (FS14087), интерьер кабины пилотов — серый, интерьер грузовой кабины — красный, который был перекрашен в зелёный, как только вертолёт принял участие в боевых действиях во Вьетнаме. Окраска вертолетов изменилась в 1965 году, на новых UH-1B. Вместо «высокозаметной» окраски, стали окрашивать по «малозаметной» схеме: вместо глянцевой тускло-коричневый-оливковый краски стали использовать матовую. Нанесение опознавательных знаков отменили, заменив их надписью «UNITED STATES ARMY»
Меры по снижению визуальной заметности вызывали у экипажей двойственное отношение. С одной стороны — меньше шансов угодить под прицельную огонь, с другой — сложно выдерживать строй. Проблему попытались решить, сделав вертолёты заметными сверху. В неофициальном порядке очень широко применялась броская окраска верхних поверхностей стабилизаторов, лопастей несущего винта, панелей фюзеляжа над кабиной летчика. Конец разнобою в усилении заметности из верхней полусферы положила инструкция, выпущенная в середине 1967 года. В ней предписывалось наносить на верхние поверхности лопастей несущих винтов белые полосы шириной 91 см. В 1969 году появились новые официальные рекомендации: одну лопасть несущего винта сверху целиком окрашивать в белый цвет, а верхние поверхности стабилизаторов — в оранжевый.
Широкое распространение получила символика подразделений. Как правило, эмблемы вертолётных рот и батальонов рисовали на антибликовых панелях или дверцах кабины пилотов. Вертолёты 1-й кавалерийской, а затем 11-й аэромобильной дивизии получили эмблемы подразделений в виде геометрических фигур, позволявших наземным частям быстро их идентифицировать. Опознание облегчало взаимодействие пехоты и «воздушной кавалерии». В конце 1968 года — начале 1969 года на верхней поверхности левого стабилизатора стали наносить номер батальона, на верхней поверхности правого — номер роты. Снизу на нем писался бортовой номер машины (чёрного, жёлтого или белого цвета). Также, на вертолёты наносились рисунки- обычно на носу вертолёта и на дверях экипажа. Технический состав не успевал мыть вертолёты, поэтому машины быстро загрязнялись, под солнцем тропиков краска выгорала.
Столь популярные акульи пасти, вопреки расхожему мнению, на «вьетнамских» UH-1 были большой редкостью. Их рисовали только на «Ирокезах» огневой поддержки из 174-й Роты Штурмовых вертолётов. На вертолётах военной полиции, иногда писали большими белыми буквами (во всю грузовую дверь) «MP» (Military Police). Согласно техническому бюллетеню 746-93-2 Армии США, изданному в 1970 г., на фюзеляжи вертолётов, предназначенных для перевозки раненых, полагалось наносить с бортов, сверху и снизу крупные красные кресты на белом прямоугольном поле. Шесть таких машин в 1972 г. попало во Вьетнам. В короткий срок все шесть вертолётов в «медицинской» окраске были сбиты. Подобная участь постигла и броско окрашенные «Ирокезы» международных инспекторов и миротворцев на хвостовой балке которых (сразу за фюзеляжем) имелись полосы черно-жёлтого цвета, сам вертолёт был блестящего серого цвета, на фоне полос и на дверях грузового отсека в белом прямоугольнике была крупно написана аббревиатура «ICCS» (International Commission of Control and Supervision).
После Вьетнама и война с терроризмом
Разные модификации UH-1 использовались во всём мире в разных боевых операциях. UH-1 применялся во время вторжения США на Гренаду и операции в Панаме. Участвовал в операции «Буря в пустыне», принимал участие в миротворческой миссии в Сомали. Сейчас вертолёт используется вооружёнными силами США в Афганистане и Ираке. В Афганистане был потерян лишь один UH-1N (по состоянию на 15 июня 2007 года). В Ираке США потеряли два вертолёта: 30 марта 2003 года и 5 августа 2004.
35-летие окончания войны во Вьетнаме [23 ШОКИРУЮЩИХ ФОТО]Память История и события
Одно расстояние на ровном листе бумаге – тактической карте, может сильно отличаться от того, что в реалии присутствует на местности; читать местность и карту – это искусство; это больше всего влияет на перемещение подразделений пехоты по сложной или пересеченной местности, такой какими являются – болота; джунгли; леса и горы.
«Универсальность дивизии была ошеломляющей, а ее мобильность была беспрецедентной, поскольку она не была связана ни с какими препятствиями при передвижении по местности …
Появление концепции воздушной кавалерии
Такая местность очень затрудняет темп продвижения подразделений и, соответственно скорость операции, что может быть определяющим фактором в потере или выигрыше любой операции. Вьетнам состоит в основном из такой пересеченной местности, и его непримиримая враждебность создавала проблему для наземных транспортных средств, настолько большую проблему, что появилась новая концепция боевого применения кавалерии.
Секции пехоты от «Синей Команды» 1-й эскадрильи (батальона), 9-го кавалерийского полка, Армии США, выходят из вертолета Bell UH-1D Huey во время выполнения операции во Вьетнаме. Это была эскадрилья разведки 1-й воздушно-кавалерийской дивизии во время всей службы дивизии во Вьетнаме с 1965 года по 1972 год.
Идея состояла в том, чтобы сформировать подразделение пехоты, которое объединило бы пехоту с воздушной мобильностью. В 1963 году 11-ю воздушно-штурмовую дивизию вывели из Вьетнама на полевые испытания появившейся концепции – дивизия должна была функционировать как любая другая легкая пехотная дивизия, но с вертолетами, заменяющими ей колесные и гусеничные транспортные средства.
«Воздушные транспортные средства» несколько дополняли бы дивизию, сколько и скорее становились ее основой. Более двух лет все аспекты этой концепции испытывались и усовершенствовались в полевых условиях в нескольких военных играх, и к июню 1965 года, подразделения были организованы в дивизию: 1-ю Аэромобильную дивизию или 1-ю воздушно-кавалерийскую дивизию.
Военные эксперименты
С джунглями американские военные также поступали радикально. Бульдозеры выкорчевывали деревья и верхний слой почвы, а сверху на оплот повстанцев распылялись гербициды и дефолианты («Агент оранж»). Это серьезно нарушило экосистему, а в долгосрочной перспективе привело к массовым заболеваниям и детской смертности.
1-я дивизия воздушной кавалерии
Во Вьетнаме подразделения 1-й Aircav создали базовый лагерь в месте под названием An Khe, к северо-востоку от Сайгона. Подразделения дивизии очистили несколько акров местности, в основном используя ручные инструменты, поскольку строительные машины были слишком тяжелыми для транспортировки вертолетами, и построили импровизированный аэродром, а также несколько вертолетных площадок, которые они с любовью назвали «Полями для гольфа» из-за их разных высот, а также высоты травы на самих вертолетных площадках.
Аэрофотосъемка аэродрома и базового лагеря An Khe в 1965 году.
1-я воздушно-кавалерийская дивизия состояла из –
Логистика
Неудивительно, что такая дивизия могла действовать как самодостаточная армия. Дивизия даже переправляли свои собственные запасы между базой и штаб-квартирой и обратно, для этого у нее был собственный батальон вертолетов CH-47 Chinook.
Вертолет CH-47 Chinook выгружает воздушный катер MIKE Force Hurricane Aircat в долину реки Don Phuc в районе Семи гор во Вьетнаме.
В составе отряда логистики, которые также могли быстро переправлять пешие батальоны легкой пехоты в стратегические зоны и совершать последующие переброски, а также при этом перевозить и артиллерийские подразделения, а также боеприпасы к ним.
Непосредственная артиллерийская поддержка
Однако ударными каплями в горячих зонах являлись вертолеты UH-1H Hueys. В любой миссии жизненно важным преимуществом для каждого пилота вертолета был его пулеметчик – каждый вертолет имел хотя бы один из пулеметов, и этот пулеметчик (пулеметчики) никогда не покидали вертолета.
Вертолет ВВС США ВВС Bell UH-1D из 2-го батальона, 14-го пехотного полка во время операции Wahiawa, выполняет миссию по поиску и уничтожению, проводимую 25-й пехотной дивизией, к северо-востоку от Cu Chi, Южный Вьетнам, 1966 год.
Дверные пулеметчики (Gunners) имели решающее значение для защиты вертолета с боковой стороны, когда вертолет находился в зависшем положении, его наиболее уязвимой позиции.
Некоторая часть вертолетов 1-й Aircav дивизии были вооружены ракетно-артиллерийской способностью – пусковыми установками неуправляемых ракет, что являлось дополнительным бонусом для подразделений легкой пехоты, так как они могли получить в поле артиллерийскую поддержку в любом его месте почти мгновенно. И самой мощной силой доступной поддержки для легкой пехоты являлся Air Rocket Artillery (ARA) батальон.
Ранняя версия вертолета UH-1B (оснащенного 70-мм неуправляемыми ракетами) в конфигурации ARA без дверных проемов.
Любой полевой командир дивизии (до взвода включительно) имел возможность произвести вызов вертолетов батальона АРА, (или полноценный артиллерийский удар), с дополнительным преимуществом, что дальность поддержки батальона ARA являлась намного большей, чем дальность действия любой артиллерийской части. Дельность применения такой артиллерии – это дальность действия самого вертолета.
Ударный вертолет Армии США – AH-1G Cobra, 3-й эскадрильи, 4-го кавалерийского полка (Centaur), реконструкция полетов во Вьетнаме.
Партизанская война
Джунгли стали для американских солдат и офицеров настоящим проклятием. Многие так и называли эту войну — «Адская дискотека в джунглях». Они затрудняли логистику и служили хорошим укрытием для вьетконговцев. 100% влажность, сорокаградусная жара, полчища насекомых, змей, червей и паразитов. Со всем этим приходилось иметь дело.
Американцы были плохо подготовлены к условиям партизанской войны. Для вьетнамцев же это была уже третья подряд война и они прекрасно освоили опыт двух предыдущих. Недостаток военного снабжения вьетконговцы успешно компенсировали смекалкой и трудолюбием. В непролазных джунглях они ставили бамбуковые ловушки и фугасы, начиненные американским же порохом из неразорвавшихся снарядов, устанавливали «вьетнамские сувениры». Война шла и под землей. Вьетнамские партизаны раскопали целую сеть подземных коммуникаций, в которых успешно скрывались. Для борьбы с ними в 1966 году американцы создали специальные отряды, названные «туннельными крысами».
Это была чрезвычайно сложная задача — выкуривать вьетконговцев из-под земли. Кроме огня и ловушек «туннельных крыс» могли поджидать также змеи и скорпионы, которых партизаны специально натравливали. Такие методы привели к тому, что среди «туннельных крыс» была очень высокая смертность. Из нор возвращалась только половина состава.
«Железный треугольник», местность, где были отрыты катакомбы, американцы в итоге просто уничтожили бомбардировками Б-52.
Боевое применение
Универсальность дивизии была ошеломляющей, а ее мобильность была беспрецедентной, поскольку она не была связана ни с какими препятствиями при передвижении по местности.
Боевые операции в долине Ia Drang, Вьетнам, ноябрь 1965 года. Вертолет майора Bruce P. Crandall’s поднимается ввысь после выхода пехотинцев на миссию по поиску и уничтожению.
Подразделения дивизии могли выполнять почти любую миссию, и войска всегда приходили в зону боевых действий, отдыхали и были свежими, и могли уверенно продвигаться вперед, так как воздушная и артиллерийская поддержка была всего лишь на один шаг впереди. Они также знали, что они никогда не будут отрезаны от повторного использования.
Их миссии включали в себя, (но не ограничивались перечисленным):
В дивизии использовались лестницы и канаты, чтобы сбросить логистические команды, где не было никаких зон высадки. Инженеры на земле открывали очистку уровня местности и импровизированную зону приземления, в то время как разведчики-чопперы держали их в безопасности от вражеских засад, а вертолеты АРА были готовы обеспечить огонь, если противник проскользнул мимо разведчиков.
Вопреки распространенному мнению, мобильность Воздушной Кавалерии не ухудшалась во время плохой погоды или ночью. Во Вьетнаме плохая погода была достаточно частой, и ее можно было преодолеть путем достаточного планирования, даже если это означало, что приземление было несколько далеко от цели, а также то, что большинство подразделений были полностью экипированы для работы в ночное время. Но наличие целой дивизии, столь подвижной, что могла перемещаться на сотни миль в любой день, не было без проблем.
Связь была ключом к эффективности, поэтому, в отличие от других подразделений, у 1-й Aircav была специальная, более портативная и более мощная версия радиооборудования, которое каждое другое подразделение имело в своих вертолетах (давшие началу радиостанций семейства SINCGARS).
Вертолеты Bell UH-1D Iroquois были оснащены разнообразным легким коммуникационным оборудованием, чтобы служить в качестве мобильных короткодиапазонных средств связи и средств управления, а CV2 Caribou был оснащен оборудованием для связи на дальние расстояния и использовался в качестве стратегического центра управления и контроля.
Caribou также может совершать и разрешить проведение конференц-связи среди всех командиров. Это было разработано так, чтобы каждый вертолет в дивизии мог общаться в любое время (даже вне боевых миссий).
В случае аварии или подбития вертолета, для эвакуации был вертолет Sikorsky CH-54 Tarhe «sky-crane» − большой вертолет, предназначенный для подъема тяжестей, − транспортировал бы большой металлический контейнер радиооборудования, которое можно было бы установить и использовать в качестве мобильного штаба вблизи поля боя.
Битва при Хюэ — воинская слава США
Типичная структура миссии Aircav
Вертолет Bell UH-1D Huey Армии США готовится к миссии по снабжению в декабре 1967 года.
Вертолеты UH-1 также перевозили предметы снабжения и производили медицинскую эвакуацию. Между тем, рядом находились вертолеты ARA, готовые обеспечить поддерживающий огонь в течение всей тактической операции.
1-й Aircav будет служить во Вьетнамской войне до самого конца, тем самым заставляя войну во Вьетнаме прозвать «вертолетной войной» и стать доказательством концепции, что в современных войнах мобильность будет иметь первостепенное значение. Однако это было достигнуто большим количеством потерь и людей и вертолетов, напоминая командирам, что ни одно подразделение не застраховано от засады.
To be continued …
Потери США во Вьетнаме: авиация
Помощь СССР и Китая была неоценима для Северного Вьетнама. Только от Союза ДРВ получила 340 миллионов рублей, что по тем временам — очень существенная сумма. Советские инструкторы помогали осваивать сложную технику. Поставляли союзники и вооружение, включая новейшие средства ПВО. Технические потери США во Вьетнаме (самолетов, не считая другой техники) — более 4 тыс. единиц. Американцы рапортовали, что это примерно 0,5 на 1000 вылетов. В условиях войны эта цифра невелика. Однако при пересечении границы Северного Вьетнама потери возрастали сразу. Советские ситемы ПВО надежным щитом охраняли небо. Не стоит забывать про потери самолетов Южного Вьетнама. До войны их авиация по численности занимала четвертое место в мире после США, СССР и Китая. И здесь потери огромны – около 10 тыс. летательных аппаратов.