Как называли землю на руси

ЗЕМЛЯ (в Древней Руси)

Смотреть что такое «ЗЕМЛЯ (в Древней Руси)» в других словарях:

Древней Руси — Киевская Русь 862 1240 … Википедия

ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII … Православная энциклопедия

Войско Древней Руси — вооружённые силы Киевской Руси (с конца IX века) и русских княжеств домонгольского периода (до середины XIII века). Как и вооружённые силы раннесредневековых славян V VIII веков, решали задачи борьбы с кочевниками степей Северного Причерноморья и … Википедия

Княжества древней Руси — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

земля — 1. ЗЕМЛЯ, и, вин. землю; мн. земли, земель, землям; ж. 1. [с прописной буквы] Третья планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, орбита которой находится между Венерой и Марсом. З. движется вокруг Солнца. Окружность… … Энциклопедический словарь

ЗЕМЛЯ — (нем. Land) 1) один из основных видов природных ресурсов, главное средство производство в сельском хозяйстве. Объект гражданских прав с особым правовым статусом, призванным обеспечить охрану и воспроизводство земельных ресурсов в интересах… … Юридический словарь

Земля черная — термин, употреблявшийся в Московской Руси для названия земли, которая находилась в общинном владении волости или погоста, но считалась собственностью князя как представителя государства. Владельцы этих З., черносошные крестьяне, платили подати и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

земля — (нем. Land) 1) один из основных видов природных ресурсов, главное средство производство в сельском хозяйстве. Объект гражданских прав с особым правовым статусом, призванным обеспечить охрану и воспроизводство земельных ресурсов в интересах… … Большой юридический словарь

Этногенез руси — (происхождение русского народа, этапы формирования древнерусской народности) научно историческая проблема происхождения и формирования народа русь. Проблема носит междисциплинарный характер, так как для её решения привлекаются данные… … Википедия

Летописи Руси — Летопись более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать… … Википедия

Источник

Административное деление земель на Руси

Разделение земель на Руси началось ещё в древности, но первые упоминания относятся ко времени правления княгини Ольги. Деление земли на определенные единицы облегчало управление территорией.

Земля

Под термином «земля» в Древней Руси понималась некоторая часть территории государства. Это определение можно часто встретить в летописях. «Земля» образовывалась из-за сплачивания населения вокруг определённого места — города, который выступал как старинный племенной центр.

Такими городами были:

В результате междоусобных войн многие центры потеряли своё значение и признали главенство более сильных городов.

Уезды

Уездом назывался округ, который выполнял административную и судебную функцию. Уезды были как у городов, так и сел, если в них находилась своя судебно-административная элита.

Происхождение этого определения объясняется тем, что сборщик дани Древней Руси сам объезжал управляемый округ 2 раза в год, собирая подати. Впоследствии термин «уезд» стал применяться к административной части города.

Волости

Термин «волость» происходит от слова «власть». Во времена Древней Руси так называли часть территории, где население должно было подчиняться княжескому управлению. До XIII века княжества назывались волостями. Но, уже начиная с XIII века, определение стало присваиваться более мелким единицам территории.

Однако трансформация терминов шла неоднородно. Например, в Центральной и Южной Руси в середине XIII века слово «волость» относилось к небольшим окраинам территории, в то время как в Северо-Восточной Руси так обозначали податные округа сёл.

Станы

Это определение применялось для обозначения некоторой части уезда или волости. В разные периоды на Руси термин «стан» определял различные административно-территориальные единицы земли.

Первоначально этим словом отмечали остановку в пути, временное пребывание и обустройство на месте вместе с повозками, шатрами и скотом. Можно сопоставить этот определение со словами «лагерь» и «табор». Отправляясь собирать дань или вершить суд, князь делал несколько остановок по дороге.

С течением времени подобные остановки стали центрами княжества или уезда. Стан был временной остановкой для князя или его преемника.

Известно, что станы называли в честь рек, деревень или известных наместников князя. Например, стан Воря и Корзенов был назван по имени реки Воря и посёлка Корзеново.

Пятины

Буквально этот термин обозначает пятую часть земли. Применялся с глубокой древности, больше всего был распространён в Новгородской Руси.

Структура пятин была в полной мере сформирована к XV веку. В неё входило несколько уездов, погостов и волостей.

Присуды

Термин «присуд» был распространён на территории Новгородской области и обозначал то же, что и уезды. По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. Однако, это определение было применимо и к более обширной области, которая управлялась новгородским наместником.

Эта территориальная единица была распространена в основном в Псковской области. Губы обозначали разную площадь — от посада до волости. Данное определение соответствовало волостям и станам в других частях Руси. Когда в употребление было введено это определение неизвестно, однако считается, что термин очень древний.

Погосты

Данное определение произошло от слов «погостить», «гостить». Впервые был введён княгиней Ольгой, которая поделила Новгородскую республику на погосты, определив каждому из них определённый размер дани. Так погост стал ассоциироваться с местом пребывания князя и его дружины во время сбора дани — погостьем.

С течением времени погост стал обозначать территориальную единицу, которая состоит из нескольких пунктов, сел и посёлков, а также область, являющаяся центром подобных территорий.

После распространения христианства погостом стали называть село с церковью и кладбищем при ней или центр поселения, где есть церковь и торговое место. Деление на погосты было более распространено в Северной части Руси.

На самом деле, спорный момент о делении земель. Открыты еще не все документы, подтверждающие данное деление. Не первый раз слышу, что имеется огромное количество мнений о том, чьи и где были земли.

Источник

Русская земля (летописный термин)

Происхождение термина «Русская земля» и его эволюция является предметом научной дискуссии.

В источниках домонгольского периода термин «Русская земля» имел два основных значения: широкое — Древнерусское государство или вся совокупность древнерусских княжеств, и узкое — княжества Южной Руси (Киевское и Переяславское), иногда с включением (частично) Черниговского княжества.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

О западнославянском племени см. западные полянеПоля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).

Зале́сская земля́, или Зале́сье (в современных источниках также Залесская Русь и Залесская Украина) — средневековое название территории, употреблявшееся в конце XIV — начале XV века для обозначения русских земель, располагавшихся в Волго-Окском междуречье. Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих областях.

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

На протяжении веков число городов в Древней Руси, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло. В IX—X веках упоминаются 25 городов, в XI веке — еще 64, в XII веке — еще 135 и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество. Помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений.

Сино́псис Ки́евский («Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа») — компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской лавры, в последний раз в Киеве в 1861 году. Автором предположительно являлся архимандрит лавры Иннокентий Гизель. В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России. Традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции.

Источник

О понятиях «волость» и «земля» в Древней Руси

Как называли землю на руси. pole2. Как называли землю на руси фото. Как называли землю на руси-pole2. картинка Как называли землю на руси. картинка pole2

Говоря о путях восточнославянского политогенеза и о сущности общественно-политического устройства Древней Руси, следует отметить, что один немаловажный аспект этой проблематики всегда был и остаётся, в значительной мере, обойдён вниманием исследователей.

Речь идёт о том, что практически не изученным был и остаётся вопрос о том, как сами жители Древней Руси понимали своё «социально-политическое устройство» (в данном случае заключаю это понятие в кавычки, так как это термин современной науки, а я говорю о том, как мыслили люди Древней Руси). В каких категориях они его понимали и в каких терминах описывали?

Никаких монографических исследований по этой проблеме не существует. Есть только отдельные заметки, посвящённые частным вопросам. А каких-либо серьёзных исследований, посвящённых проблеме восприятия жителями Древней Руси своего общественного и политического устройства, к сожалению, никогда не предпринималось. А, между тем, на наш взгляд, именно в исследовании этого вопроса заключается серьёзная возможность дальнейшего продвижения науки о Древней Руси вперёд. Только при его исследовании возможно дальнейшее продвижение в области изучения общественно-политического устройства Древней Руси. Иначе получится бесконечное топтание на месте, которое мы нередко видим в современной историографии.

В историографии принято нередко экстраполировать на Древнюю Русь термины современной науки, которые, строго говоря, очень часто приложимы лишь к обществам позднего средневековья и нового времени и не задумываться о том, существовали ли в Древней Руси эти понятия или какие-то их смысловые аналоги? Были ли в древнерусском языке какие-то слова для обозначения этих понятий?

Понятно, что для того, чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо сквозное и исчерпывающее рассмотрение всех упоминаний любых терминов, связанных с социально-экономическими и социально-политическими отношениями, присутствующих в древнерусских источниках. Разумеется, эта работа требует совсем иного уровня и объёма, чем может быть уделено ей в рамках настоящей статьи, но, если она будет впоследствии осуществлена, то мы получим новые данные, которые, как нам кажется, смогут существенно уточнить и изменить все наши представления об общественном и политическом строе домонгольской Руси.

Преодолеть эту тенденцию априорных суждений о древнерусских волостях и землях попытался недавно А. А. Горский[4]. Учёный разграничил их и пришёл к выводу, что понятие земля в древней Руси употреблялось в двух значения:

Полностью соглашаясь с учёным в том, что древнерусские понятия волость и земля вовсе не являются семантически тождественными, вместе с тем согласиться с его интерпретацией последнего из них (как впрочем, и первого, но об этом ниже) невозможно.

Понятие земля, на наш взгляд в Древней Руси использовалось в следующих значениях:

Учитывая то, что в случае 1 мы видим, что применительно к соседним с Русью этносам и государствам для обозначения их в территориально-географическом и социально-политическом смыслах употреблялись разные термины-понятия, мы вправе ожидать того, что и применительно к городам-государствам Древней Руси в источниках будут употребляться разные термины, когда речь о них будет идти в социально-политическом или территориально-географическом смысле. В пункте 3 мы установили, что в последнем случае к ним применялся термин земля. А в первом?

Такие построения в корне противоречат всем источникам. Во-первых, ни из каких источников нам не известна применительно к регионам Древней Руси и её социально-политическим единицам столь нелепая и фантастическая терминология: «Ольговичи», «Юрьевичи», «Ростиславичи» и т. д.

Что же касается сути построений А. П. Толочко, то его идея о том, что древнерусская волость представляла собой ни что иное, как владение той или иной ветви Рюриковичей нашла горячего сторонника и продолжателя в лице А. А. Горского[17].

[1] Все указанные представления см. например в работах: Сергеевич В. И. 1) Вече и князь. М., 1867; 2) Русские юридические древности. Изд. 2-е. СПб., 1900-1902. Т. I-II; Хлебников Н. П. Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1871; Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть I // Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. I. М., 1987; Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М., 2005; Дьяконов М. А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб., 2005; Любавский М. К. Историческая география России в связи с колонизацией. М., 1909; Середонин С. М. Историческая география. Пг., 1916; Грушевский М. С. Киевская Русь. СПб., 1911; Пресняков А. Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993 и т. д.

[2] См. например: Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939; Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства Х – начала XIII в. // Исторические записки. Т. 89. М., 1972; Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. Киев, 1985 и т. д.

[3] См. например: Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории // Фроянов И. Я. Начала русской истории. Избранное. М., 2001; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988; Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь: Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001; Петров А. В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб., 2003 и т. д.

[5] Горский А. А. 1) О древнерусских землях…; 2) Русь… С. 79, 130-146.

[6] Перечень летописных упоминаний см.: Горский А. А. Русь… С. 79. Примеч. 5.

[7] Аналогичной была терминология и в переводных произведениях: Горский А. А. Русь… С. 79.

[8] Перечень летописных упоминаний см.: Горский А. А. Русь… С. 79-80. Примеч. 7.

[9] Аналогичным образом летописец различает эти два аспекта и применительно к восточнославянским этнополитическим объединениям: ср. употребление им терминов-понятий деревляне и Деревская земля в рассказе о гибели Игоря и «мести Ольги» древлянам: Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва / Под реакцией В. П. Адриановой-Перетц. 3-е изд. / Подготовка издания и дополнения М. Б. Свердлова. СПб., 2007. С. 26-29.

[10] Горский А. А. Русь… С. 130-140.

[11] Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства…

[12] Кстати, ещё один любопытный момент в продолжение этой темы: Ю. В. Андреев заметил, что древние греки представляли свой полис единственной возможной формой человеческого общежития. Поэтому, Гомер поселяет в полисах все народы вплоть до киммерийцев: Андреев Ю. В. Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). СПб., 2003. С. 69-70 и сл.

По всей видимости, аналогично мыслили и в Древней Руси, представляя свою волость единственно возможной формой человеческого общежития: у летописца то «реша греци» (Повесть временных лет. С. 33), то «реша козари» (Там же. С. 12) и т. д. – т. е. он переносит на те народы, о которых мы доподлинно знаем, что никакого органа, аналогичного древнерусскому вечу у них не было, те термины, которыми обозначалась вечевая деятельность древнерусского населения и – шире – его коллективная социально-политическая активность (ср.: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М., 1999. С. 87).

[13] Толочко А. П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992. С. 153.

[15] Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; Киев, 2005. С. 294-295.

Источник

Зачем на Руси землю ели, и Для кого она является своеобразным лакомством

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как называли землю на руси. 222912330. Как называли землю на руси фото. Как называли землю на руси-222912330. картинка Как называли землю на руси. картинка 222912330

Самая сильная клятва и земля как детектор лжи

Как называли землю на руси. 222916080. Как называли землю на руси фото. Как называли землю на руси-222916080. картинка Как называли землю на руси. картинка 222916080

В старые времена, если человек хотел дать клятву, он мог усилить ее определенным способом — поцеловать землю и съесть ее. В таком случае обещание считалось подтвержденным и становилось незыблемым зароком. Съедая горсть земли, человек, по сути, клялся матерью. Мать-Сыра-Земля, Земля матушка, так говорили в древности. Такие клятвы описываются в русских народных сказках.

Сегодня существуют детекторы лжи, позволяющие проверить, правду ли говорит человек. Раньше же, если кого-то подозревали в краже, поджоге или ином преступлении, то обелить себя и доказать невиновность можно было следующим способом: дать необходимые показания и проглотив пригоршню земли после этого. Более того, такое действие Мирской суд считал законным актом. При клятве землей редко кто осмеливался лгать, так как в этом случае следовало ждать незамедлительной мести высших сил и различных, очень больших, неприятностей.

Своеобразное лакомство эвенков и десерт для чукчей

Как называли землю на руси. 222915815. Как называли землю на руси фото. Как называли землю на руси-222915815. картинка Как называли землю на руси. картинка 222915815

Оказывается, эвенки с удовольствием ели белую глину. Около пятидесяти лет назад, во время минералогической экспедиции на северо-востоке России, академиком Лаксма в долине реки Марекан была обнаружена белая смектитовая глина, которая и служила пищей для аборигенов.

Внешне она напоминала студень и содержала в себе примеси каолинита, цеолитов, и диатомовых водорослей. На Дальнем Востоке такая глина носит название «земляная сметана». Эвенки употребляют ее в пищу с определенной целью — обогатить свой рацион, не слишком богатый биологически активными веществами. Питательная глина употребляется как в чистом виде, так и как коктейль с молоком оленей. Из нее также делают лекарство от проблем с желудочно-кишечным трактом, для чего смешивают с водой.

Используют землю в качестве лакомства и другие северные народы, чукчи и коряки. По описаниям исследователей, земляной студень имеет своеобразный затхлый запах и сладковатый вкус. Пищевая глина добывается строго в определенных местах. Народы Севера называют ее «земляной жир» и применяют в качестве добавки для бульона. Из «жирной» глины делают также основу для конфет.

Чтобы сожительство грехом не было: как молодых землей потчевали

Как называли землю на руси. 222914506. Как называли землю на руси фото. Как называли землю на руси-222914506. картинка Как называли землю на руси. картинка 222914506

Иногда крестьяне находили альтернативу христианскому венчанию. Это было вызвано разными причинами. Например, в XIX веке в Псковской губернии действовало следующее правило: надел, который принадлежал отцу невесты становился собственностью общины в случае смерти отца и замужества девушки. Налицо необоснованные экономические потери. Чтобы не допустить этого, официальный брак и подменяли осуждаемым сожительством. Но разрешить молодым жить во грехе было недопустимо, потому родственниками обязательно проводились специальные ритуалы, которые имели в своей основе суеверия. Таким образом греховная связь становилась дозволенной, законной, а надел оставался в распоряжении отца девицы.

Один из них был таким: новобрачные должны были сесть перед иконой, родные зажигали свечки и преподносили молодым горсть земли. Парень и девица обязаны были съесть ее, тем самым поклявшись в вечной верности и любви до гроба. Брак в этом случае скреплялся Матерью-Сырой-Землей и считался законным.

Глина во время голода в Поволжье

Как называли землю на руси. 222912667. Как называли землю на руси фото. Как называли землю на руси-222912667. картинка Как называли землю на руси. картинка 222912667

В начале 20 годов прошлого века Поволжье стонало от голода. Это было страшное время, и люди искали любую возможность выжить. По утверждениям геолога Драверта, в качестве пищи местные употребляли глину, содержащую сапропели, то есть древние отложения, образующиеся на дне в пресных водоемах. В их составе был планктон, почвенный перегной, останки живых организмов, отмершие растения.

Таким образом, подобную глину можно причислить к природной биологически активной добавке за счет большого количества органических веществ. В сложнейшие времена она давала возможность голодающим получить источник энергии, пусть минимальный.

Волшебные глиняные шарики от многих болезней

Как называли землю на руси. 222915133. Как называли землю на руси фото. Как называли землю на руси-222915133. картинка Как называли землю на руси. картинка 222915133

Глина для многих народов была не только лакомством, но и лекарством. Например, в Предкавказье считали, что она позволяет установить необходимый энергетический обмен между человеком и природой, а также быстро и качественно очистить организм от скопившейся грязи и наполнить его чистой энергией.
Жители Алтая употребляли в пищу желтую глину, которую находили на берегах реки Катунь. Исследования показали, что в своем составе эта порода содержит вещества, позволяющие уменьшить боли в животе и почках, вылечить язву, укрепить организм, а именно магний, азот, железо, кальций, селен. Настоящий витаминный комплекс природного происхождения.

В Ростовской губернии готовили пилюли от заболеваний желудка во время жары. Это были соленые шарики из белой глины. Готовили их по определенному рецепту: глина сушилась под лучами солнца и растиралась в ступке. Полученный порошок следовало смешать с водой и сделать шарик. Скатывали пилюльки непосредственно перед приемом. Говорили, что они излечивают болезнь и очищают тело от накопленной грязи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *