Как назывались библиотеки на руси

Как назывались библиотеки на руси. natural history mini. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-natural history mini. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка natural history mini

Как назывались библиотеки на руси. book scienceforum mini. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-book scienceforum mini. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка book scienceforum mini

Как назывались библиотеки на руси. 2003 image001. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-2003 image001. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка 2003 image001

Как назывались библиотеки на руси. Znak natc konkurs. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-Znak natc konkurs. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка Znak natc konkurs

Как назывались библиотеки на руси. diplom ruk big. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-diplom ruk big. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка diplom ruk big

Как назывались библиотеки на руси. Spivak. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-Spivak. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка Spivak

Как назывались библиотеки на руси. image 2003 5 600. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-image 2003 5 600. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка image 2003 5 600

Как назывались библиотеки на руси. image 2003 4 200. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-image 2003 4 200. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка image 2003 4 200

ПЕРВЫЕ БИБЛИОТЕКИ НА РУСИ

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

Развитие библиотек в Древней Руси.

Появление первых библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь.

Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными «роусьными письмены». Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали», ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.

Из летописи известно, что в 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами». Книги и другие памятники письменности в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но, несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

Первая библиотека в Древней Руси основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве. Второй по времени и значению стала библиотека собора Софии Новгородской, построенного в 1045-50 Владимиром, сыном Ярослава Мудрого. Значительная часть её фонда дошла до нашего времени, в т. ч. Остромирово Евангелие [1056-57; рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге] и Мстиславово Евангелие [ок. 1117; рукопись хранится в Гос. историческом музее (ГИМ) в Москве]. В 11-12 вв. появляются библиотеки при монастырях в Киеве (Печерский мон.), Полоцке (Спасо-Евфросиньевский мон.), Новгороде, Смоленске, Чернигове, Пскове, Владимире, Ростове, Курске и др. культурных центрах, а также при храмах. В этот период Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы. В 14-15 вв. центр древнерусской книжности постепенно перемещался в Северо-Восточную Русь. Библиотеки возникают при православных пу́стынях и скитах. В 1330 Иван Калита заложил монастырь Спас-на-Бору, снабдив его книгами из собственной казны, а также книжными древностями из Данилова монастыря. Предположительно, при нём было положено начало великокняжеской библиотеке в Кремле. Крупные библиотеки были в Чудовом (Патриарший скрипторий), Троице-Сергиевом, Симоновом, Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Соловецком, Антониево-Сийском монастырях. Попытался создать «собрание всех книг, чтомых на Руси», архепископ Новгорода, а с 1542 митрополит Московский и всея Руси Макарий. Из его личного собрания сохранилось 46 книг. Библиотека располагалась в Кремле, в построенном при Иване Калите Успенском соборе (1326-27). Митрополичья «книжная казна» (сер. 16 в.) положила начало Патриаршей библиотеке (1589). К концу 16 в. в монастырях было сосредоточено около 37% всего книжного фонда страны, составлявшего 260-350 тыс. экз., в т. ч. 6-8% печатных. С середины 17 в. формировались первые библиотеки светского характера – царских приказов (техническая – Пушкарского, медицинская – Аптекарского, по истории, географии и внешней политике – Посольского). В 16-17 вв. функционировали библиотеки украинских и белорусских православных церковных братств. В 15-17 вв. возникают первые учебные библиотеки. В 1630-х гг. начала формироваться библиотека Киево-Могилянской академии (основатель – митрополит Киевский и Галицкий Пётр Могила); в 1685 открыта библиотека при Славяно-греко-латинской академии в Москве, в 1721 – при Александро-Невской лавре в С.-Петербурге, в 1723 – при Казанской семинарии и др. Собственными библиотеками располагали государи, бояре, духовенство. С 1644 года начинают издаваться списки истинных и ложных книг, повлиявшие на состав фондов. Возникла Типографская библиотека (при Московском печатном дворе).

Реформы Петра I привели к появлению новых специальных библиотек (цифирных, навигацкой, ремесленных, горнозаводских и др.). Фонд Патриаршей библиотеки с основанием Синода был передан в Синодальную библиотеку (1721). В 1714 году в С.-Петербурге открыта крупная многоотраслевая библиотека общественного пользования, переданная в 1725 году Академии наук. Возникли научные библиотеки: Моск. ун-та (1756), Вольного экономического общества в С.-Петербурге (1765). Появляются предложения об открытии публичных библиотек. В 1782 в Иркутске по инициативе губернатора Ф. Н. Клички была открыта первая провинциальная бесплатная публичная библиотека. Источником первоначального комплектования её фонда послужила Библиотека Рос. АН. В 1780-х гг. в Москве открыта бесплатная библиотека-читальня Н. И. Новикова. На добровольные пожертвования организованы публичные библиотеки в Калуге, Туле и др. городах (в нач. 19 в. они открываются повсеместно). При книжных магазинах и лавках создаются платные (коммерческие) публичные «кабинеты для чтения», в конце века – первые коммерческие библиотеки (И. Х. Кейзера, В. С. Сопикова). В течение 18 в. книгособирательство вошло в моду, складывались семейные книжные собрания, библиотеки дворянских пансионов и др. Крупные личные библиотеки имели ближайшие сподвижники Петра I – князья А. Д. Меншиков, Д. М. Голицын, фельдмаршал граф Б. П. Шереметев, граф Я. В. Брюс, энциклопедист и государственный деятель В. Н. Татищев, епископ Феофан Прокопович и др.

Возникновение монастырских библиотек.

Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. «истинными» книгами, находились апокрифические, т.е. «ложные», «отречённые» сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», поучения Феодосия Печерского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое «Слово о полку Игореве» и другие сочинения.

Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро- монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.

Библиотеки: громкие имена.

Обширное собрание книг – не только русских, но и греческих, – имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на «палатях» – хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 в. книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

Одной из крупных русских «книгохранительниц» была в те времена библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Именно св. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке – «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных св. Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, пополняла Полоцкую летопись.

Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей – Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы – мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии – Горислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории – мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй – миниатюры, третий – переплеты. В основанных св. Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например, Погодинское Евангелие ХI в.

Древнейшие сокровища Новгород.

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейшие памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского «владыки». В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Как же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат «Наказ писцам», подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.

Все больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной».

Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро-монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.

Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако, нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.

Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросах и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие археологические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распространению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления христианской религии – идеологической основы феодального государства.

Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепление могущества древнерусского феодального государства.

О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужебные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из более чем 130 рукописных книг 11-12 вв., около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь Христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.

К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.

По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом библиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное «вымывание» из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных библиотек.

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия или Либерея), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.

Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

Сытин Иван Дмитриевич – биография

Сытин Иван Дмитриевич – (25 января (5 февраля) 1851, Костромская губ. – 23 ноября 1934, Москва) – российский предприниматель, книгоиздатель, просветитель.

Иван Дмитриевич Сытин родился 25 января (5 февраля) 1851 г. в с. Гнездниково, Солигаличского уезда, Костромской губернии. Отец – Дмитрий Герасимович Сытин, волостной писарь. Мать – Ольга Александровна Сытина. Иван был старшим из четырёх детей в семье.

С 12 лет Иван начал работать, сначала помощником скорняка на Нижегородской ярмарке, а в 1866 г. в Москве, в книжной лавке купца П. Н. Шарапова.

В 1876 г. Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой и в том же году приобрел свою первую литографическую машину и открыл литографическую мастерскую – «Первая Образцовая типография». Одним из первых удачных коммерческих мероприятий И. Д. Сытина в тот период стал массовый выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны.

Всероссийскую известность И.Д. Сытин получил в 1882 г. после вручения ему бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его книгопечатную продукцию.

В 1884 г. при участии И.Д. Сытина было создано издательство «Посредник», начавшее публикации по доступным для многих ценам произведений Л.Н Толстого, И.C. Тургенева, Н. С. Лескова.

В том же году на Нижегородской выставке был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший не просто календарём, но универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих российских семей. Уже в следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 г. превысил 21 миллион.

С 1890 г. И.Д. Сытин стал членом Русского библиографического общества и принял на себя издание журнала «Книговедение». В 1891 г. он приобрёл и продолжил издание журнала «Вокруг света», а в 1897 г приобрел, реформировал газету «Русское слово», с которой впоследствии сотрудничали В. А. Гиляровский и В. И. Немирович-Данченко.

Одним из крупнейших издательских проектов Сытина явилась «Военная энциклопедия», выходившая в 1911-1915 гг. По причине начала Первой мировой войны и последующей Октябрьской революции издание осталось незавершённым, всего было выпущено 18 томов.

К 1917 г. И.Д. Сытин имел широкую сеть книжных магазинов – четыре в Москве, два в Петрограде, в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии. 19 февраля 1917 российская общественность широко отметила 50-летие книгоиздательской деятельности И.Д. Сытина выпуском литературно-художественного издания «Полвека для книги», в подготовке к изданию которого приняли участие М. Горький, А.И. Куприн, Н.А. Рубакин, Н.К. Рерих, П.И. Бирюков – всего около 200 авторов.

После установления в стране советской власти все предприятия И. Д. Сытина были национализированы, а он сам выполнял различные работы по поручению правительства – организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 г. ему была назначена персональная пенсия, а за его семьёй была закреплена двухкомнатная квартира (ул. Тверская, д. № 38, кв. 274 – ныне ул. Тверская, д.№ 12)

23 ноября 1934 г. И.Д. Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище.

В Москве на доме № 18 по Тверской улице в 1973 г. была установлена мемориальная доска в его память, а 1974 на его могиле установлен памятник с барельефом книгоиздателя.

В Костроме и Галиче в его честь названы улицы.

Список использованных источников

Биография Сытина Ивана Дмитриевича, основные даты и события его жизни, краткая биография. URL: http://www.aphorisme.ru/about-authors/sitin/?q=5417

Источник

Как назывались библиотеки на руси

Как назывались библиотеки на руси. Togwj2owkcYhZ. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-Togwj2owkcYhZ. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка Togwj2owkcYhZ

Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения

1. Введение
Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.
В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.

2. Немного о Древней Руси
Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь.
Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.
Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

3. Что такое «библиотека»?
Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год ) в Соловецкой летописи, которая сообщала : “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».
Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

4. Библиотека Ярослава Мудрого

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утвержда
ют, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.
Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные “Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера-“Изборники», “Шестидневы”, “Физиологи”, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии.
“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог

Как назывались библиотеки на руси. Togwj2owkcYhZ. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-Togwj2owkcYhZ. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка Togwj2owkcYhZ

Монастырские библиотеки древнерусского государства

Со времен княжения Ярослава Мудрого начинается история русского монашества, появляются русские монастыри, которые играют не только роль религиозных центров, но и своего рода академий наук и университетов. В ХI-XIII веках были созданы монастыри во Владимире, Рязани, Ростове, Суздале, Новгороде, Полоцке и других городах. В период до нашествия монголо-татар монастырей на Руси возникло около 70, они были расположены по всей обширной территории древнерусского государства.

“Зерна книжной мудрости”, посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки в разных городах возникают свои летописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения, копируются рукописи.
Монах-переписчик. XIII в.
став монастырей предусматривал в них особую должность книгохранителя и вменял в обязанности монахам чтение книг. В частности, устав греческого Студийского монастыря, который в XI веке был введен в русских монастырях, требовал от книгохранителя “по удару в било собирать монахов в дни, свободные от работы, и раздавать им книги для чтения. Вечером, по сигналу же, монахи должны были собираться опять и возвращать книги, взятые по записи”. По монастырским правилам книги также читались и вслух во время общей трапезы.

Устав обязывал книгохранителя бережно хранить книги, предусматривал меры наказания нерадивых читателей: “Кто же умедлит (опоздает) возвратить книгу, да подвергнется эпитимии (форма религиозного наказания: поклоны, пост, длительные молитвы)”.

Основным источником поступления книг в монастырь было переписывание книг наиболее образованными монахами. Но существовал еще и другой источник книжных поступлений. В те времена был обычай делать в монастыри и церкви вклады книгами. На многих древнейших рукописях имеются пометки, рассказывающие кто, когда и по какому поводу пожертвовал книги. Об этом же есть записи и в некоторых летописях.

Наиболее богатыми книжными собраниями владели новгородский Софийский собор и владимирский Успенский собор.

Софийский собор в Новгороде был крупнейшим культурным центром. Здесь было много грамотных людей, переписывались книги, велись летописи. Новгород, как и все древнерусские города, много раз страдал от пожаров, но избежал монголо-татарского нашествия. Вот почему из общего количества дошедших до нашего времени рукописных древнерусских книг более половины приходится на долю Новгорода.

Здесь, при новгородском Софийском соборе, еще в пору просветительской деятельности Ярослава Мудрого была создана другая древнейшая русская библиотека. В этой библиотеке сохранились неоценимые для истории России древнейшие славянские рукописи, в том числе ОстромировоЕвангелие (датируется 1056-1057 гг., в настоящее время хранится в Российской национальной библиотеке), “Изборник” Святослава (датируется 1073 г., сейчас хранится в Государственном историческом музее), древнейший список “Русской правды” (1280) и другие. Библиотека Софийского собора находилась под наблюдением и в ведении новгородского владыки.

Слава о собрании книг в Новгороде шла “по всей Руси великой”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Известно, например, что в библиотеке Софийского собора работал игумен Соловецкого монастыря, который копировал самые древние и знаменитые рукописи и пересылал их в библиотеку на Соловки.

Значение книжного собрания новгородской Софии огромно. Достаточно сказать, что новгородские рукописные книги легли в основу книгохранилища Новоиерусалимского монастыря, основанного в XVII веке патриархом Никоном. Около 2000 книг увезли в 1859 г. в Петербургскую духовную академию. И поныне многие книжные сокровища Софийской библиотеки Новгорода хранятся в фондах Российской национальной библиотеки.

Самым поразительным является то, что знаменитую библиотеку собора можно осмотреть и в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора.

Как назывались библиотеки на руси. Togwj2owkcYhZ. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-Togwj2owkcYhZ. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка Togwj2owkcYhZ

Евфросиния Полоцкая — первая женщина-библиотекарь на Руси.

В 1037 г Ярослав Мудрый основал библиотеку в Киеве при Софийском соборе. Это собрание считается первой библиотекой на Руси. У князей, бояр и других людей, «насытившихся «сладостью книжной», имелись собственные манускрипты.
Одной из крупных русских «книгохранительниц» была библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке — «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись.
Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей — Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы — мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии — Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI в. http://www.coramdeo.ru/pervaj_zhenshina__bibliotekar_..

Как назывались библиотеки на руси. Togwj2owkcYhZ. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-Togwj2owkcYhZ. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка Togwj2owkcYhZ

Самые знаменитые библиотекари
Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет. Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Это была исключительно мужская профессия. Библиотекарями в свое время работали многие известные личности.
Вот некоторые имена известных библиотекарей разных веков (даны в алфавитном порядке):
Борхес Хорхе Луис (1899-1986) – один из крупнейших писателей в мировой литературе, удостоен высших литературных наград мира. На протяжении 27 лет (более трети жизни) Борхес был библиотекарем. Из них 9 лет служил в муниципальной библиотеке на окраине Буэнос-Айреса. В своем рассказе «Вавилонская библиотека» он воссоздал устройство той муниципальной библиотеки, где работал, передав точно количество книг и полок.

Когда в Аргентине произошла революция, Борхес был назначен на весьма престижную должность директора Национальной библиотеки.

Бэр Карл Максимович (1792-1876) – естествоиспытатель, основатель эмбриологии, один из учредителей Русского географического общества, иностранный член-корреспондент, академик, почетный член Петербургской академии наук.

Свою энциклопедическую научную деятельность Бэр сочетал с активной работой в течение 27 лет в качестве директора II (иностранного) отделения Библиотеки Академии наук.

Востоков Александр Христофорович (1781-1864) – филолог-славист, поэт, палеограф, археограф, был доктором Пражского университета, действительным и почетным членом многих зарубежных научных обществ, университетов и академий. Написал «Сокращенную русскую грамматику для употребления в низших учебных заведениях» и «Русскую грамматику по начертанию сокращенной грамматики, полнее изложенной».

Работал сотрудником Публичной Библиотеки Санкт-Петербурга с 1815 по 1844 г., а также старшим библиотекарем Румянцевского музея.

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) – величайший поэт, гуманист, ученый и мыслитель в 1797 г. стал комиссаром «Верховного управления самостоятельными учреждениями по искусствам и наукам» при дворе герцога Веймарского.

В его подчинении был Веймарский театр и библиотека. Большое внимание Гете уделял библиотеке: комплектовал ее, ездил на книжные ярмарки и аукционы, выбирая нужные для библиотеки издания. Очень занятой, но обязательный человек, он объездил библиотеки соседних городов, чтобы ознакомиться с их устройством, с их фондами. С 1809 г. он стал создавать в библиотеке Музей книги.

Гете наладил строгий учет фондов, завел инвентарную книгу новых поступлений, провел ревизию, ввел новые правила пользования библиотекой. По его распоряжению были разработаны карточные каталоги.

Гете была свойственна необыкновенная трудоспособность, умение планировать и организовывать и свою и чужую работу. Он был символом культуры, творческой мощи человека, живой легендой и – библиотекарем.

Гримм Вильгельм (1786-1859) и Гримм Якоб (1785-1863) – немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры, а их сборник «Детские и семейные сказки» вошел в сокровищницу мировой литературы.

Братьев Гримм – членов Берлинской Академии Наук – можно смело назвать профессиональными библиотекарями. Якоб Гримм проработал в библиотеках более 30 лет, совмещая эту работу с исследовательской и преподавательской.

Дьюи Мелвиль (1851-1931) – автор «Десятичной классификации», выдающийся американский библиотекарь и библиограф. В 1887 г. при участии М. Дьюи в библиотеке Колумбийского университета была создана первая библиотечная школа. Впервые в истории библиотечного дела допустил женщин к работе в библиотеке, обратив внимание на то, что женщины отличаются чертами характера, крайне необходимыми библиотекарю.

М. Дьюи был сторонником расширения международного библиотечного сотрудничества, кооперации библиотек. Он был убежден, что библиотекарь должен не только «выдавать книги», но и быть воспитателем.

Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной па

Как назывались библиотеки на руси. G Fm1BkCNTOP QoypfsCgdMZLIOkDumjENJ91j NSWZHnq4Hd81 zXj2zQ5DAWq1TLpfVrTj. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-G Fm1BkCNTOP QoypfsCgdMZLIOkDumjENJ91j NSWZHnq4Hd81 zXj2zQ5DAWq1TLpfVrTj. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка G Fm1BkCNTOP QoypfsCgdMZLIOkDumjENJ91j NSWZHnq4Hd81 zXj2zQ5DAWq1TLpfVrTj

Добавлю. Ярослав Мудрый – создатель первой крупной библиотеки на Руси

Ярослав Мудрый (около 978–1054), великий князь киевский (с 1016 г.), вошел в историю как выдающийся политический деятель XI века, автор первого на Руси кодекса законов «Русская правда».
Ярослав, сын Владимира I Святого и полоцкой княжны Рогнеды, от рождения был парализован. Но, согласно летописи, внезапно, при сильнейшем нервном напряжении, в гневе на отца за изгнание матери, – князь преодолел свой недуг; однако всю жизнь он оставался хромым. С раннего детства Ярослав пристрастился к книгам, тем более, что из-за болезни не мог предаваться подвижным забавам.
При правлении Ярослава большинство владык Европы стремились дружить с Русью, породниться с князем. Дочерей он выдал за правителей Норвегии, Франции и Венгрии; сестру – за польского короля; сыновей женил на византийской царевне и немецких княжнах.
Огромные средства князь щедро тратил на украшение Киева – были построены Золотые ворота, величественный храм Святой Софии и другими постройками. Открылось училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков.
Знаменитая библиотека Ярослава Мудрого была основана в 1037 г. в качестве книгохранилища в Софийском соборе, который был центром духовной и культурной жизни государства. В его многочисленных помещениях работали школы, мастерские переводчиков и переписчиков. Вокруг стены собора были расположены помещения для проведения народных собраний (вече), на которых обсуждались основные проблемы внутренней и внешней политики.
Политические и культурные связи страны были широкими. С разными целями сюда ехали люди из Германии, Византии, Италии, южнославянских стран; многие везли с собой книги. Переводились и переписывались книги и рукописи, привезённые на Русь послами, путешественниками, монахами, приглашёнными мастерами. Писцы не только копировали и переводили с разных языков, но и составляли так называемые «изборники» – из разных зарубежных книг переписывали отрывки; писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные). Ярослав был настоящим полиглотом, поэтому сам мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе.
Князь собирал библиотеку в течение примерно 25 лет. Никаких описей, каталогов, или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Что касается количества книг, то в разных источниках можно найти самые разные цифры – от 500 до «многих тысяч».
Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, или, как тогда он назывался, «пергамине», «харатье». Он выделывался из кожи телят или молодых овец. Для написания книги среднего размера требовалось чуть ли не целое стадо телят. Оклады рукописных книг были украшены золотом и серебром, драгоценными каменьями – алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Любая рукописная книга была подлинным шедевром и имела свой неповторимый облик.
Книгописная мастерская и библиотека сыграли огромную роль в просвещении Руси, не меньшую, чем сама София, в распространении и утверждении христианства. Книги, созданные в её стенах, послужили основой для появления новых библиотек.
У историков нет единого мнения о судьбе этой библиотеки. Следов её до сих пор не обнаружено, но нет и свидетельств её гибели. Одни считают, что книги разошлись по библиотекам храмов и монастырей; другие предполагают, что они спрятаны в тайных подземельях Киева. Некоторые книги увезла во Францию как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, жена французского короля Генриха І, королева Франции. Рукописное Евангелие, привезенное ею, стало знаменитым под названием Реймское Евангелие; семь веков все французские короли, вступая на престол, присягали именно на этой древней книге. Другие книги могла быть переданы в качестве приданого другим дочерям, также ставшим женами представителей правящих династий Европы.

Умер великий князь Ярослав Мудрый 2 февраля 1054 г. в Киеве.

Как назывались библиотеки на руси. j0xQBBPkvT9v4xk7 lmvt4Cs6QpAUuS4f9dlAaQg75k4uW7drjtwfO6BqgoSGI2JG7Wad wo8RQ5Wj0T7ySZ18Dd. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-j0xQBBPkvT9v4xk7 lmvt4Cs6QpAUuS4f9dlAaQg75k4uW7drjtwfO6BqgoSGI2JG7Wad wo8RQ5Wj0T7ySZ18Dd. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка j0xQBBPkvT9v4xk7 lmvt4Cs6QpAUuS4f9dlAaQg75k4uW7drjtwfO6BqgoSGI2JG7Wad wo8RQ5Wj0T7ySZ18Dd

Как назывались библиотеки на руси. Togwj2owkcYhZ. Как назывались библиотеки на руси фото. Как назывались библиотеки на руси-Togwj2owkcYhZ. картинка Как назывались библиотеки на руси. картинка Togwj2owkcYhZ

9 интересных фактов о библиотеках

1. Самая старая действующая библиотека находится в Монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте. Она была построена в середине VI века, став также второй по размеру коллекцией религиозных материалов в мире (после Ватикана). Она закрыта для широкой публики, и взять книги в ней могут только монахи и приглашенные студенты.
2. Наиболее часто крадут, скорее всего, Библию, а после нее – Книгу рекордов Гиннеса.
3. Первая плавающая библиотека появилась в 1959 году. Чтобы «запустить» этот проект, пришлось использовать целый ряд кораблей. Изготовленное на заказ специальное судно ввели в эксплуатацию в 1963 году. Его длина составляет 24 метра. Сегодня корабль используется для летних туристических круизов.
4. Самым первым библиотекарем стал Зенодот из Эфеса. Он был греческим литературным критиком, знатоком грамматики, а также комментатором Гомера. Он, ученик Филита Косского, стал первым библиотекарем Александрийской библиотеки.
5. Самые маленькие библиотеки в мире появились на улицах Нью-Йорка – в них есть место всего для одного читателя. В одном ярком желтом здании хранится 40 книг. Их цель – помочь горожанам отдохнуть от бешеного темпа жизни в мегаполисе, дав возможность бесплатно почитать хорошие истории. Маленькая свободная библиотека была разработана несколькими инновационными архитекторами с использованием переработанных материалов для защиты книг от непогоды.
6. Самая большая библиотека в мире – это Библиотека Конгресса, где хранится 158 миллионов названий на приблизительно 828 милях книжных полок (1 миля = 1,6 км – прим. Lifeinbooks). В коллекции библиотеки есть более 36 миллионов книг и других печатных материалов, 3,5 миллиона записей, 13,7 миллиона фотографий, 5,5 миллиона карт, 6,7 миллиона листов нот и 69 миллионов рукописей.
7. Самая высокая библиотека в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, находится на 60-м этаже JW Marriott Hotel в Шанхае (Китай). Она расположена на высоте 230, 9 метра над улицей. На 103 книжных полках хранится постоянно расширяющаяся коллекция китайских и английских книг. Кстати, площадь библиотеки не такая уж большая – всего 57 квадратных метров.
8. Первая библиотечная классификационная система была изобретена во времена Империи Хань. Однако в Северной Америке считается, что персональные коллекции книг попали на континент благодаря французским поселенцам XVI века.
9. Первая передвижная библиотека, согласно британскому ежемесячнику The British Workman, появилась в 1857 году. В это время она колесила по кругу из восьми сел в Камбрии. Викторианский купец и филантроп, Джордж Мур, создал проект с целью «распространить хорошую литературу среди сельского населения». Колесящая библиотека Уоррингтона, созданная в 1858 году, стала еще одной ранней британской передвижной библиотекой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *