Как назывались первые сибирские жилища
ЖИЛИЩЕ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ
Крестьянские жилища сибиряков с момента начала освоения Сибири и до середины XIX в. претерпели значительные изменения. Русские переселенцы приносили с собой традиции тех мест, откуда были родом, и одновременно начинали существенно менять их по мере освоения края и постижения характера погоды, ветров, осадков, особенностей конкретной местности. Жилище зависело также от состава семьи, зажиточности хозяйства, особенностей хозяйственной деятельности и др.
Исходным типом жилища в XVII в. было традиционное деревянное однокамерное строение, представлявшее собой четырехугольный сруб под крышей — клеть. Клетью называлось, прежде всего, летнее неотапливаемое помещение, служившее как летним жильем, так и хозяйственной постройкой. Клеть с печью называлась избой. В старину на Руси избы топились «по-черному», дым выходил в небольшое «волоковое» окно во фронтальной части избы. Потолка тогда не было (потолок — «подволока»). Двери в избу и клеть открывались первоначально внутрь. По-видимому, это было связано с тем, что в условиях снежной зимы за ночь у дверей могло намести сугроб снега. И только когда в начале XVII в. появились сени («сенцы»), соответственно, и двери избы стали делать открывающимися наружу, в сени. Но в сенях по-прежнему двери открываются вовнутрь.
Таким образом, в строении жилища первоначально возникают двухкамерные связи: изба + сени или изба + клеть. В XVII в. появилась и более сложная, трехкамерная связь — изба + сени + клеть. Строили подобные жилища таким образом, чтобы сени располагались между избой и клетью. Зимой семья жила в отапливаемой избе, а летом перебирались в клеть. Первоначально, в XVII в., «русские сибиряки» довольствовались небольшими по размеру постройками. В документах того времени мелькают названия «дворенки», «клетишки», «избенки». Но нужно заметить, что и в XX в. переселенец чаще всего возводил вначале небольшой домик-времянку, а затем, по мере обживания и накопления средств, строил дом.
В XVIII – XIX вв., с усложнением техники строительства, появляются избы-двойни (связь: изба + сени + изба) и изба-пятистенок. Пятистенок представлял собой большое помещение, разделенное внутри капитальной рубленой стеной. Одновременно усложнились типы связей, переходов, пристроек, сеней, кладовых, крылечек и пр.
В конце XVIII – начале XIX вв. в Сибири начинают возводиться наиболее приемлемые для местного климата жилища — «крестовые» дома. Крестовый дом, или «крестовик», представлял собой значительных размеров помещение, разделенное внутри крестообразно двумя капитальными стенами. Крестовый дом имел и другие существенные особенности, характеризующие его как вершину строительного искусства сибирских старожилов.
Изба могла располагаться на «подклете» («подклети»), в котором были подсобные помещения, кладовые, кухня и др. Жилище могло группироваться в сложный комплекс, включающий в себя несколько изб, соединенных переходами-навесами, пристройки, прирубы. В больших многосемейных хозяйствах на общем подворье могло находиться 2 – 4 жилища, в которых проживали родители, семьи детей, даже внуков.
В большинстве районов Сибири в условиях изобилия строительного материала дома строили из сосны, а также из пихты и лиственницы. Но чаще строили так: нижние ряды стен («венцы») складывали из лиственницы, пихты, жилую часть — из сосны, а отделку элементов дома — из кедра. В отдельных местах этнографы прошлого зафиксировали и целые дома из сибирского кедра.
В суровых сибирских условиях наиболее приемлемой была техника рубки избы «в угол», т.е. «в обло», «в чашу». При этом в бревнах выбирался полукруг, а концы бревен выступали за стены сруба. При такой рубке «с остатком» углы дома не промерзали даже в самые сильные, «в хлящие», морозы. Были и другие виды рубок избы:
а) в крюк с остатком — внешне похоже на рубку «в угол», но в бревне выбирается не полукруг, а четверть круга;
б) в лапу — рубка без остатка в чистый угол. Бревна соединялись концами, затесанными с обеих сторон;
в) без остатка «в ласточкин хвост», в простой замок, «в шпунт» («в зуб») и другие;
г) «в охряпку» — простая рубка, при которой в каждом бревне выбирались углубления сверху и снизу. Применялась обычно при строительстве хозяйственных построек, часто без утепления.
Иногда при строительстве избы на заимке или охотничьей избушки применялась столбовая техника, основу которой составляли столбы с вертикальными выбранными пазами, вкопанные в землю по периметру строения. В промежутки между столбами укладывались на мох бревна.
При рубке дома в бревнах выбирались полукруглые пазы; бревна укладывались на мох, часто «в шип», «в шкант» (т.е. соединялись в стене между собой специальными деревянными штифтами). Щели между бревнами тщательно конопатились и позднее замазывались глиной. Внутренняя стена дома также тщательно вытесывалась сначала топором, затем рубанком («стругом»). Перед рубкой предварительно бревна «выводились», т.е. их после ошкурения протесывали, добиваясь одного диаметра от комля до верхней части бревна. Общая высота дома равнялась 13 – 20 рядам-венцам бревен. «Подклеть» дома из 8 – 11 рядов бревен могла быть хозяйственным помещением, кухней или кладовой.
Возведенный на «подклети» дом обязательно имел подполье. Сама «подклеть» из 3 – 5 венцов могла служить его верхней частью. Подполье сибирского дома было весьма обширное и глубокое, если позволяли почвенные воды. Часто оно обшивалось доской. Фундамент дома учитывал местные особенности: наличие мерзлоты, близость и наличие камня, уровень вод, характер грунта и пр. Под нижний ряд стены чаще всего прокладывалось несколько слоев бересты.
Если в европейской части России даже в XIX в. были повсеместно распространены земляные полы, то в Сибири полы обязательно делали дощатыми, подчас «двойными». Такие полы имелись даже у бедных крестьян. Полы настилали из расколотых повдоль бревен, протесанных и проструганных до 10 – 12 см досок-«тесаниц» («тесниц», «тесин»). Пиленый тес появился в Сибири лишь во второй четверти XIX в. с появлением здесь пилы.
Потолки («подволоки») изб до конца XIX в. настилали из тонких, тщательно подогнанных бревен. Если для потолка применялись тесаные или пиленые доски, они могли располагаться «встык», заподлицо или «в разбежку». Сени клети чаще всего строились без потолка. Потолок избы сверху тщательно утеплялся глиной или землей, т.к. от этой работы зависело, «загонит ли тепло» в свой дом хозяин.
Наиболее древним, традиционным общероссийским способом кровли дома была кровля на «посомах» (на «самцах»), т.е. на бревнах фронтонов, постепенно укорачивающихся кверху. Позднее посомы заменились дощатыми фронтонами. Бревна посомов плотно пригонялись друг к другу и скреплялись шипами. В верхние, короткие бревна посомов врубалось длинное бревно, которое называлось «князевой слегой». Ниже, паралельно будущей крыше, шли «решетины» («обрешетины») из толстых жердей.
Еще полтора-два столетия назад крыши крыли без единого гвоздя. Делалось это так. Сверху вдоль посомов по их скатам врубались «курицы» — тонкие бревна с крюком в нижней части. На крюки вдоль нижней кромки будущей крыши навешивали выдолбленные желобом бревна. На эти желоба опирались «тесины» кровли, уложенные на пласты бересты. «Тесаницы» были двойными, внахлестку. Сверху концы тесин над коньковой слегой закрывали (придавливали) выдолбленным желобом тяжелым коньковым бревном. На переднем конце бревна часто вытесывали голову коня; отсюда и название этой детали кровли. Конек скреплялся на клинья специальными стяжными деревянными штырями, пропущенными сквозь коньковую слегу. Кровля получалась монолитная, достаточно прочная, выдерживавшая даже шквальные порывы ветра или тяжелый снег.
В качестве кровельного материала наряду с тесинами применяли «драницы», «дрань» (в ряде мест — «желобник»). Для получения «драни» расколотые повдоль бревна хвойных пород, чаще всего «листвяжные», расщеплялись топором и клиньями на отдельные пластины. Длина их доходила до двух метров. Топорный тес и драницы были весьма устойчивыми к воздействию осадков, долговечными. Пиленая же поверхность современной доски легко пропитывается влагой и быстро разрушается. Крытые дранью кровли встречались в Сибири вплоть до второй половины ХХ в.
Вообще, крытые доской крыши домов — важнейший признак сибирского жилища. Соломенные кровли, повсеместно распространенные у великорусских крестьян даже среднего достатка, у сибиряков почти не встречались, разве что у переселенцев на первых порах или у самых последних лентяев-бедняков.
Более поздняя повсеместная конструкция кровли — стропильная. При этом стропила врубались как в верхние ряды бревен, так и на «связях». На верхние венцы укладывались бревна-подстропильники («переводины»), связанные иногда крестообразно над потолком (на «вышке»). При строительстве охотничьей избушки коньковая слега могла быть уложена на врытые в землю столбы с развилкой.
В начале ХХ в. у зажиточных крестьян и деревенских торговцев-«майданщиков» появляются крыши, крытые железом.
Крыши могли быть одно-, двух-, трех-, четырехскатными. Были крыши с «залобком», с «козырьком», двойные крыши и др. Для покрытия пятистенного и, особенно, крестового дома наиболее приемлема была четырехскатная, «шатровая», крыша. Она великолепно защищала дом от дождя, от снега, от ветра. Словно колпак, такая крыша удерживала тепло над потолком. Края такой крыши на метр и более выделялись за стены дома, что позволяло отводить в стороны дождевые струи. Кроме того, восходяще-нисходящие конвекционные потоки воздуха вдоль стен способствовали сохранению тепла в помещении.
К крестьянскому дому пристраивались рубленые сени с покатой кровлей. Но строили и дощатые сени. В сени и дом вел вход через высокое просторное крыльцо, часто стоявшее на бревенчатом подрубе. Столбы и перила крыльца украшались резьбой.
Окна крестьянских изб первоначально, в XVII в., были небольшими. Для выхода дыма от печей «по-черному» применялись «волоковые» окна — небольшие окна без рам, вырезанные в одном-двух смежных бревнах, закрывавшиеся задвижной доской («окна заволакивались»). Но довольно быстро сибиряки стали строить дома с «колодными» и «косящатыми» окнами, в которые вставляли рамы.
В XVII – XVIII вв. для окон использовали слюду, брюшину животных или холст, пропитанный жиром или смолой-«живицей». Если в Европейской России вплоть до ХХ в. окна были небольшими, то в Сибири повсеместно уже с XVIII в. отмечаются большие окна, а их количество в доме доходит до 8 – 12. При этом простенки между окон были значительно уже, чем сами окна. Все исследователи отмечали повышенную «любовь сибиряка к солнцу, к свету».
В XIX в. по Сибири быстро стало распространяться стекло. Оно было доступно практически всем крестьянам: достаток позволял его приобрести. Но и тогда отмечалось, что старожилы на зиму вынимают «остекленные рамы, а взамен вставляют рамы с брюшиной или холстом», делая это «для предохранения от намерзания льда и во избежание мокроты». Встречались и рамы с двойными стеклами, но чаще — двойные рамы в окнах. Оконные рамы отличались изяществом работы. На зимних оконных рамах часто изготавливали специальные желобки для сбора талой воды. С середины XIX в. широкое распространение приобрели рамы с отворяющимися в летнее время створками.
Наряду с одиночными окнами при строительстве дома у зажиточных крестьян широко применялись сдвоенные, расположенные рядом окна («итальянские»).
Снаружи окна обрамлялись массивными наличниками. На них навешивали на шарнирах ставни, которые являлись важнейшим отличительным признаком сибирского дома. Первоначально они служили более для защиты окон от стрел и были массивными и одностворчатыми. Так, из записок А.К. Кузьмина узнаем, что «уничтожаются (в 1827 г.) и веревочки, привязанные к болтам ставней, чтобы можно было их отворять и затворять, не выходя из дома. Я прежде думал, что только одна сибирская лень сверлила и портила стены для пропуска веревок; но после уверился, что это остаток старины, защита при осаде, когда, не подвергаясь опасности, нельзя было выйти на улицу». Ставни служили и для украшения окон. «Окна без ставней, что человек без глаз», — говаривал один старожил.
Наличники и ставни обильно украшались резьбой. Резьба была «пропильная», прорезная или накладная. При накладной резьбе выпиленный узор набивался или наклеивался на основу. Дом украшали также резным карнизом, галереей с точеными «балясинами», балкончиками с резными перильцами, а на печную трубу сверху ставили ажурный металлический «дымник».
Жилище народов Сибири
Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.
Яранга
Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом — удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище «настоящий дом».
Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной — жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог — сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.
С начала XVIII века яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей — охотников на морских животных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, практически не разбиралась, стены её часто обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при сильном ветре большими камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, который являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника — светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая «эвенская юрта», подобная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек использовали оленьи шкуры, летом — ровдугу или бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек использовали также и рыбью кожу.
Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов.
В такой полуземлянке проживала большая патриархальная семья численностью до 40 человек. Большие полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, здесь проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков — обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Особенностью полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной защитой от снежных заносов верхнего входа в жилище.
У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.
Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу.
Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.
У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.
Такое жилище можно построить в любом месте.
Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние связывали гибкой петлей. По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки — нюки. Главный элемент чума – шест. Его обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, чтобы зимой снег не набивался в длинный мех.
Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума — макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.
— Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум;
— летний чум – таны мя. Он отличается покрытием — мюйко — старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.
Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.
Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.
В чуме большое значение имеет очаг — печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.
Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги.
В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.
Деревянный дом
У рыболовов-охотников западносибирской тайги — хантов и манси — основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой или дерном.
У амурских народов — рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), — в качестве зимнего жилища использовались четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обычно жили две-три семьи, поэтому очагов в нем было несколько. Летние жилища были разнообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.
Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.
Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.
У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.
Балаган и ураса
Жилище якутов было сезонным. Зимнее — «балаган» — бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса — коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой — куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары — «орон». Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек — примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали — почетный (юго-западный) угол.
Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы — коновязи, к которым привязывали лошадей.
Как выглядели традиционные крестьянские дома Средней полосы России и Русского Севера
В разных регионах России крестьянские дома имели свои специфические черты, максимально отвечающие природным условиям и характеру хозяйствования. На Севере и в Сибири строили огромные дома, где под одной крышей были объединены жилые помещения и хозяйственные постройки. Это позволяло максимально сохранять тепло и не покидать пределов дома в холодное время года. Для центральной части России были характерны дома поменьше, часто одноэтажные, с пристроенным хозяйственным двором. В степной зоне дома строили, как правило, из самана или камня, с отдельно стоящей летней кухней и хозяйственными постройками.
Традиционные жилые дома в Пяльме, Республика Карелия Дома в селе Никольское, Вологодская область Дом недалеко от Углича, Ярославская область Старый саманный дом в селе Пыховка, Воронежская область
Традиционных домов в деревнях, особенно в Средней полосе России, становится с каждым годом все меньше. На Русском Севере старинные деревни пока еще живы, но и они постепенно пустеют, молодежь уезжает в города. В наши дни фактически единственным местом, где можно увидеть, как в прошлом выглядел снаружи и внутри типичный крестьянский дом, являются музеи деревянного зодчества. Там представлены в основном дома второй половины XIX века.
Деревянные дома в музее деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале Музей деревянного зодчества Вологодской области «Семёнково» близ Вологды Музей деревянного зодчества «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде
Основным жилым помещением была изба — теплая часть дома, которая отапливается печью. Самый простой дом состоял из одной избы — четырехстенка. К нему часто пристраивали холодные помещения — сени, задерживающие холодный воздух с улицы и горницу (летнее жилое помещение) или клеть (хозяйственное помещение). Также строили избы-пятистенки и шестистенки.
Помещения под полом, которые использовались для хранения овощей и домашних заготовок, а также содержания домашней птицы и прочей живности, называли подпольем, подклетом или подызбицей. Дом окружала завалина, или завалинка — слой земли, торфа или опилок, выполнявший роль утеплителя. Дома побогаче строили на кирпичном фундаменте. Крыши, чаще всего двухскатные, обычно крыли дранкой (щепой) или тесом. Дома победнее крыли соломой.
На Русском Севере обычно строили большие дома, состоящие из нескольких изб. Например, некоторые дома Заонежья насчитывали до восьми изб! Первый этаж, где держали скот, был высоким. К дому примыкал большой хозяйственный двор. В Средней полосе дома были значительно меньше.
Жилой дом в Пяльме, Республика Карелия Копия жилого дома крестьянина Е.А.Костина 1817 года из деревни Верховье Великогубской волости. Усадьба Богословка
Жизнь крестьянина была трудна и всецело зависела от милостей природы. Поэтому он старался обезопасить себя и свою семью с помощью многочисленных сакральных символов и знаков. Каждый элемент дома и предмет мебели имел, помимо утилитарного, еще и символическое, сакральное значение, защищая домочадцев от темных сил.
Фасад дома обычно украшали резьбой, в некоторых регионах расписывали. Традиционные карельские дома более лаконичны.
Дом крестьянина-середняка Волкова. Суздаль Резьба по дереву. Суздаль Дом XIX века. Суздаль Дом Копылова. Семенково Дом Павловой. Щелоковский хутор Изба Екимовой. Витославлицы
Первым помещением, куда попадали в дом, были сени, которые предохраняли жилые помещения от холодного воздуха. Двери в доме были низкими, чтобы максимально сберечь тепло в холодное время года.
Дверь. Суздаль Дверной замок. Семенково
В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары. Летом сени часто использовали в качестве жилого помещения.
Сушеные травы. Суздаль Сени. Щелоковский хутор Сени. Семенково
Важнейшая и самая теплая часть дома — изба. Здесь вся семья жила в холодное время года, поэтому организация пространства была стандартной и продуманной до мелочей. От местонахождения печи относительно входа зависело расположение остальных элементов избы — лавок, окон и т.п. В зависимости от этого хозяйке было удобно или неудобно прясть. Если печь находилась слева от входа, то это была «изба-пряха», а если справа — «изба-непряха».
Дом Пудовой. Семенково Изба Обуховой. Щелоковский хутор
Самым светлым и почетным местом в доме был Красный угол. Здесь находилась божница с иконами, перед которыми висела лампада. В домах победнее ограничивались одной иконой. Вешать иконы на гвоздь запрещалось, поскольку гвозди символизировали распятие Христа. На Пасху божницу украшали вербой, на Троицу — веточками березы и цветами. Рядом на стену вешали лубочные картинки из журналов, позднее — семейные фотографии.
Красный угол и обеденный стол в доме крестьянина-середняка. Суздаль Красный угол. Александров
В Красном углу происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около Красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед Красным углом стоял стол, на котором лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. Скатертью стол обычно накрывали только перед едой.
Красный угол. Витославлицы Снопы. Щелоковский хутор
Вдоль стен шли лавки. Справа от входа стоял коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака), внутри которого хранился рабочий инструмент. Здесь мужчины занимались мелким ремеслом. Женщине садиться на коник считалось неприличным. От коника до Красного угла шла долгая, или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой — прядением или шитьем. Около неё подвешивали люльку.
Коник и люлька. Суздаль
Лавка напротив входа называется красной. Здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста. Параллельно лавкам, над окнами идут длинные верхние полки — полавочники. Здесь хранили различные небольшие предметы, наиболее ценные из которых, например, Четверговую соль, ставили ближе к Красному углу. Кроме того, полавочники несколько задерживали оседающую с потолка копоть.
Изба в доме Жукова. Семенково. Слева — красная лавка, справа — долгая, или бабья
По диагонали от Красного угла находится печь — сердце дома. Само слово «изба» происходит от названия «печь» — истьба, истопка. Традиционно печи топили по-черному, обычай топить по-белому распространился только с XVII-XVIII веков, бедняки же продолжали топить по-черному до конца XIX века, а некоторые и позднее.
Русская печь. Суздаль
Печь служила не только местом приготовления пищи, но и использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу.
Печь в доме Храпова. Семенково
Печь считалась местом языческим, противоположностью освященного иконами Красного угла. Считалось, что под печью живет домовой, а через трубу в дом может проникнуть всякая нечисть. От «чистого» пространства избы печь отделяли занавеской. Это было «бабье царство», мужчинам, особенно посторонним, находиться здесь не разрешалось.
Огонь в печи
Рядом с печью подвешивали рукомойник с лоханью под ней, стояла лавка-посудник, на которую хозяйка ставила горшки из печи и свежеиспеченный хлеб.
Русская печь и кухонная утварь в избе Обуховой. Щелоковский хутор
Напротив печи находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательной принадлежностью дома был самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.
Бабий кут. Суздаль Бабий кут. Суздаль
Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики и больные — на печке.
На печке, Семенково
Кровати в крестьянских домах появились в конце XIX века, став свидетельством проникновения в село городской культуры. Двуспальную хозяйскую постель ставили на месте коника.
Двухспальная постель
Со второй половины XIX века в богатых домах появляется немало предметов городского быта: стулья, керосиновая лампа, часы-ходики, фотографии членов семьи, неизменная швейная машинка «Зингер» и др.
Изба в доме зажиточного крестьянина. Суздаль Интерьер избы Екимовой. Витославлицы Городские предметы мебели в крестьянском доме. Семенково
С другой стороны к сеням примыкает клеть, или горница — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года её использовали в качестве спальни, проводили первую брачную ночь новобрачные.
Клеть. Суздаль
К дому обычно примыкал хозяйственный двор. На Русском Севере традиционно их строили большими, в несколько раз превышающими площадь жилых помещений. В этнографических музеях-заповедниках можно увидеть наиболее типичные предметы, характерные для того или иного региона.
Дом с большим хозяйственным двором. Семенково Хозяйственный двор, Суздаль Хозяйственный двор, Суздаль Хозяйственный двор, Витославлицы Поветь. Витославлицы Хозяйственный двор одного из домов в Семенково
Недалеко от домов строили амбары, овины, колодцы и другие хозяйственные постройки. У реки ставили баню, которая, обычно, топилась по-черному.
Хозяйственные постройки в усадьбе Жукова. Семенково Баньки в деревне Пяльма на берегу реки Пяльмы
Однако не стоит забывать, что в музеях крестьянские дома выглядят намного лучше, чем они были в реальной жизни, когда в них жили люди.
Кутузовская изба в Филях. А.К.Саврасов, 1884 год. 1 (13) сентября 1812 года здесь состоялся знаменитый военный совет, на котором было принято решение оставить Москву и отступить. Этот дом выбрали потому, что он был самым большим в деревне, в нем проживало 16 человек.
Бедняки жили в еще более ветхом жилье, которое, естественно, до наших дней не сохранилось и не попало в этнографические музеи, оставшись лишь в воспоминаниях современников, а также запечатленными на картинах и старых фотографиях.
Пейзаж с избушкой. А.К.Саврасов, 1866 год
Так что не будем идеализировать прошлое. Люди в то время жили по-разному: кто-то — хорошо, а кто-то — очень плохо. Как и сейчас, впрочем.
Этнографические музеи и интересные места, связанные с деревянным зодчеством:
В статье использованы материалы:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»