Smart objectives что это
Цели по SMART: подробный обзор
Технология SMART (СМАРТ) — современный подход к постановке работающих целей. Система постановки smart — целей позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.
SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.
Specific: Конкретный.
Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:
Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.
Measurable: Измеримый
Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:
Achievable or Attainable: Достижимый
Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.
Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.
Relevant: Значимый
Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.
Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).
Time bound: Ограниченный во времени
Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.
Примеры SMART целей
Приведем несколько примеров постановки SMART целей в компании:
Направление задачи | Пример цели по SMART | Комментарии автора |
Увеличение продаж | Увеличить продажи бренда А на территории России к концу года на 25% | Конкретность цели определяется указанием % роста, региона продаж и названия бренда. Цель ограничена по времени годовым периодом, может быть измерена с помощью статистики продаж компании. Достижимость цели может быть определена только специалистами компании. Но предположим, что бренд получит необходимый уровень инвестиций для роста продаж. Цель значима, так напрямую связана с эффективностью бизнеса. |
Продвижение товара | Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок. | Цель конкретна, так как указана целевая аудитория и название бренда. Цель ограничена во времени и может быть измерена с помощью опроса. Достижимость может быть определена только специалистами компании, но предположим, что компания выделит необходимый уровень инвестиций для достижения планового показателя. Цель значима, так как знание товара имеет прямую корреляцию с продажами продукта. |
Увеличение дистрибуции | Завести бренд компании в количестве 3 SKU в ТОП-10 ключевых торговых сетей до июля 2014 года. | Конкретность цели подтверждается указанием количества позиций и списка сетей. Цель имеет четкий срок выполнения и может быть явно измерена с помощью проверки отгрузок компании в данные сети. Достижимость цели может оценить только специалист по продажам, но предположим, что компания обеспечит отдел продаж необходимым бюджетом и рекламными материалами для листинга. Цель значима, так как дистрибуция в ключевые сети имеет прямое влияние на рост продаж. |
Готовые решения
Для постановки правильных целей предлагаем вам воспользоваться нашим шаблоном для постановки, анализа и управления маркетинговыми целями в компании, который вы можете скачать в разделе «Готовые шаблоны по маркетингу».
Как ставить SMART-цели и достигать их
Из этого материала вы узнаете:
SMART-цели – это про четкое достижение задуманного. Нет, это не волшебная палочка, как думают многие отчаявшиеся спонтанные люди. Скорее, это схема, которая подсказывает, как правильно ставить перед собой цели, чтобы их было легко достигать.
Спешим разочаровать некоторых, что постановка целей и задач по этой технологии подходит не всем. Есть такие ситуации, когда она попросту не поможет, например, когда дата достижения цели плавает или, когда для человека вообще чуждо какое-либо планирование. Но это скорее оговорки, но их обязательно нужно учесть.
Суть SMART-цели
Перед тем как говорить о SMART-целях, вспомним знаменитый диалог персонажей Кэрролла – Чеширского Кота и Алисы из “Алисы в Зазеркалье”:
– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
– А куда ты идёшь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.
Совет “пойди туда, не знаю куда” срабатывает лишь в сказках. А в жизни и, тем более, в бизнесе надо максимально отчётливо представлять, куда вы стремитесь, и понимать, какими путями можно туда добраться. В этом поможет система постановки целей SMART: с помощью неё вы наметите траекторию движения и обрисуете маршрут для управленцев.
Ставить правильные цели – насущная необходимость для предприятия, которое хочет работать эффективно. Не менее половины малых бизнесов закрываются в первые же пять лет деятельности только потому, что руководители перегружены текущими вопросами и им некогда качественно планировать, определять стратегию фирмы, выбирать цели.
SMART – это принцип постановки целей, позволяющий структурировать данные, отслеживать динамику развития компании, достигать плановых финансовых показателей и, в конечном счёте, выживать на рынке.
Расшифровка SMART
Автором методики SMART был Питер Друкер, создавший Концепцию управления по целям, или management by objectives (MBO). Аббревиатура складывается из первых букв английских слов: specific (конкретность), measurable (измеримость), achievable (достижимость), relevant (совместимость) и time-bound (временные рамки). Сегодня принципы SMART-постановки целей вошли в классику международного менеджмента. SMART призвана научить руководителей выбирать разумные цели для самих себя и трудового коллектива.
Вообще-то у SMART есть несколько вариантов расшифровки:
S – significant, specific, stretching. Цель обязана быть понятной, точной, прозрачной и конкретной – то есть, такой, чтобы все её воспринимали однозначно, без разночтений. Неопределённость и глобальный подход – плохие советчики управленцу, который ставит цели.
Конкретной может считаться та цель, из которой и вам, и вашему работнику ясно:
Если цель конкретна, руководителю легче отслеживать прогресс в движении к ней, отмечать успехи и провалы. Но все конечные и детальные цели не зациклены сами на себе, а подчинены сверхзадаче, которая также играет роль дополнительного мотиватора (М). Если сверхзадачи нет, следующая ближняя цель окажется недостижимой.
M – meaningful, motivational, measurable – значимость и способность мотивировать, а не только измеримость. Что касается измерений, то их критерии должны быть такими, чтобы фиксировать и итог, и промежуточные шаги к цели. Неизмеримая цель, прогресс по которой нельзя зафиксировать и оценить, абсолютно бесполезна: ведь вы даже не узнаете, в какой момент она уже достигнута. А для наёмных работников такие цели без вех, расставленных на пути, и вовсе демотивирующие, поэтому сохранять уровень вовлечённости и производительности труда команды с ними намного сложнее.
A – acceptable, achievable, attainable, agreed upon, action-oriented – ориентированность на конкретные шаги, согласованность, достижимость. Ставя цели и задачи по SMART, вначале проанализируйте ситуацию и убедитесь, что внешних и внутренних ресурсов фирмы или отдела хватит для их достижения. Реалистичность касается не только предприятия в целом, но и каждого сотрудника в отдельности. Самые лучшие и прогрессивные цели всегда сопряжены с некоторыми усилиями, но никогда не бывают заоблачными. Поэтому сразу отбросьте цели, которые не дотягивают до среднего уровня профессионализма ваших работников, равно как и от тех, которые фактически недостижимы. Излишне занизив планку или, наоборот, задрав её слишком высоко, вы рискуете дискредитировать цель и сделать её неважной для команды.
R – results-oriented, realistic, reasonable, relevant, rewarding – уместность, полезность, реалистичность, ориентация на конкретный результат. Кроме конкретики и достижимости, цель должна также быть адекватной текущей ситуации и не нарушать баланса с остальными приоритетами и векторами движения. Обоснованность важна и в контексте формирования миссии и видения фирмы.
В этой связи нельзя не вспомнить о правиле Паретто: 20 % продукции обеспечивают 80 % выручки, а 80 % затраченных усилий приносят всего 20 % результата. Каково наполнение этой пропорции и какой объём товара составляет для вас эти 20 %, можете знать только вы.
T – timely, time-based, trackable, tangible – отслеживаемость, своевременность. Цель по SMART должна иметь точный дедлайн или быть ограничена определённым сроком выполнения– это одно из условий её эффективности. Допустима как фиксированная дата, так и отрезок времени. Как у поезда на вокзале, у цели должно быть время старта и прибытия, точное время в пути. Это способствует концентрации внимания и усилий на цели, чтобы уложиться в срок или даже успеть раньше. Бессрочные цели, не включённые в график, проседают при любом кризисе в компании.
Усовершенствованная система SMART
Методика SMART – не догма, а, скорее, набор принципов. Отсюда и разница в расшифровках и толковании каждой из её составляющих:
Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!
Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.
Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!
Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”
5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента
10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений
11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены
План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита
Для ситуаций, когда цели спускаются “сверху” – от начальника к подчинённым – принцип SMART расширяется до SMARTER и содержит ещё пару пунктов, увеличивающих шансы на то, что цель будет достигнута:
Плюсы и минусы SMART-целей
Положительные стороны SMART-цели проекта:
Недостатки целей по SMART:
5 требований к целям
Модель постановки целей SMART – это не только пять обязательных критериев, из которых состоит аббревиатура, но и ещё пять ключевых требований:
Понятность: любая цель должна быть, прежде всего, ясной.
Высокая сложность: она должна быть достаточной, чтобы для выполнения требовался определённый объём усилий.
Ответственность: пока люди не возьмут на себя обязательств, у них не будет достаточной мотивации стремиться достичь цели.
Обратная связь: руководитель должен оперативно получать информацию о движении к цели. Эта информация может пригодиться как мотиватор для персонала или сигнализировать о негодности цели (из-за её излишней простоты, неподъёмной сложности или необходимости в корректировке).
Комплексность: масштабная, многоуровневая цель требует много времени и труда. Не обязательно делать такими все свои SMART-цели, главное – трезво оценивать объём усилий, чтобы грамотно планировать нагрузку.
SMART не заменяет теории целеполагания и ключевых принципов планирования. Технология постановки целей SMART идеально соответствует общим правилам и принципам, концептуально не противоречит им.
Пошаговая постановка цели по SMART
Если вы вознамерились использовать технику SMART как учебник для постановки целей, то придерживайтесь следующего порядка действий.
Шаг 1. Описываем потребности.
Первым делом надо сформулировать своё желание, идею, “боль” – как угодно, в свободной форме и не особо заботясь о точности формулировок. Ответьте на вопрос, что вам нужно, чего вы хотите.
ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ
Примеры желаний и нужд:
Шаг 2. Убеждаемся в актуальности цели.
Правильно сформулированная цель должна соответствовать SMART-критерию важности, актуальности. Ответьте на ряд вопросов:
Бывают ситуации, когда надо пройтись по этому списку вопросов несколько раз, и только тогда вы докопаетесь до первопричины. Истинное желание, актуальная потребность или глобальная жизненная установка в основе цели делает её важной в достаточной мере.
Убеждаемся в актуальности цели
Примеры актуальных целей:
Сомнения, оставшиеся после проверки на актуальность, можно снять с помощью более мелкой, “тестовой” цели.
Например, вы ставите себе по SMART цель стать художником, приобрести навыки рисования. Чтобы проверить себя, придумайте небольшую задачку вроде “потратить две недели на какую-нибудь программу самообучения для начинающих” (в этом плане, например, полезна книга Марка Кистлера). Если вы достигнете хороших результатов, можно поднимать планку и уже замахиваться на обучение у преподавателя, на платных курсах, и т. п.
17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные
Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:
Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.
Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.
Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии
Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.
Как поставить бизнес-цель и достичь ее: методика СМАРТ
Методика СМАРТ помогает руководителю компании поставить конкретную и реальную цель.Рассказываем, как ее использовать.
Маркетологи Тинькофф
Продвигают продукты банка
Методика СМАРТ помогает собственнику или руководителю компании поставить конкретную и реальную цель. После формулировки цели у компании появляется предварительный план, как и когда эту цель достичь.
Эта методика — не волшебная таблетка. Мало просто сформулировать цель, ее нужно еще реализовать. А еще СМАРТ работает в спокойные времена, когда можно планировать вдолгую.
Что такое система СМАРТ
СМАРТ (SMART) — система постановки целей в менеджменте. Слово SMART — английская аббревиатура от названий критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.
Критерии СМАРТ-целей на примерах
У каждого критерия есть особенности. Давайте сразу на примерах
Конкретная. Ваша цель максимально очевидная, ее можно представить и проверить. В правильно сформулированной цели по СМАРТ вы легко сможете ответить на вопросы: что? кто? где? как? когда? и зачем?
Конкретная цель однозначна в понимании: ясно, зачем она нужна. А после формулировки цели у вас возникает образ результата.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Усовершенствовать систему сбыта товара, чтобы максимально эффективно развить бизнес |
Такую формулировку можно трактовать : подключить онлайн-каналы, начать продавать за рубеж, может быть, вообще уволить половину менеджеров по продажам
Формулировка конкретна
Понятие максимума у каждого разное. Руководитель отдела продаж и рядовой сотрудник могут не сойтись во мнении, где же этот максимум.
И еще не ясно, что такое «выйти». Каким образом: нанять новых сотрудников, открыть магазины или расширить базу клиентов?
Тут уже яснее, что плитку продают в магазине, а не через интернет, что вырасти нужно в два раза
Здесь очень много вопросов: федеральный — это какой? Во всех городах России? Или выйти на пределы одного города? Или это объем денег?
Тут появляется образ, что нужны офисы в конкретных городах
При формулировке цели используйте глаголы-действия: «привлечь», «продать», «закупить», «опубликовать» и другие. Глаголы-абстракции «оптимизировать», «усовершенствовать», «улучшить», «развить» лучше забыть.
Измеримая. Важно определить показатели, по которым будет ясно, что вы достигли цели. Это могут быть оборот, охват, конверсия, число новых покупателей, упоминание в рейтинге или еще, что можно проверить и сравнить с первоначальным значением.
Когда появятся цифры, цель можно будет разбить на подцели, назначить исполнителей и составить график.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Привлечь в интернет-магазин максимальное число новых покупателей в месяц |
Допустим, руководителю отдела продаж поставили цель — «привлечь максимальное число клиентов, оставаясь в рамках положительного LTV». Для наброска это нормальная формулировка, но дальше ее нужно конкретизировать и принести руководителю конкретную цифру — сколько именно можно привлечь клиентов, оставаясь в рамках LTV.
Есть риск, что в конце периода нашего руководителя продаж могут и уволить: потому что представления о максимуме у всех разные, и даже уточнение про LTV тут не спасет. Люди концентрируются на значимых для себя вещах, а не на ограничениях
Хорошо, что есть конкретная цифра, ее невозможно трактовать иначе
Не для всех целей можно найти количественные показатели. Например, измерить репутацию бизнеса в деньгах сложно, но можно найти косвенные показатели, что репутация становится лучше. Это может быть тональность поисковой выдачи, рейтинги или доля негативных отзывов в интернете.
Если для цели невозможно найти количественные показатели, можно договориться о качественных показателях. Например, у маркетингового агентства может быть цель договориться о сотрудничестве с наиболее влиятельными блогерами. То, что Заключение партнерского контракта будет сигналом, что цель выполняется.
Допустим, сотрудники из разных отделов периодически задают одни и те же вопросы друг другу, на ответы уходит время. Понятно, что нужно написать регламент, который будет регулировать взаимодействие отделов. Но если не вести почасовую статистику времени работы каждого сотрудника, измерить количественный результат от внедрения регламента будет практически невозможно. В таком случае достаточно зафиксировать цель на качественном уровне: раньше не было регламента, а теперь есть.
Если нельзя найти количественный критерий, нужно договориться о качественном
«У нас далеко не с первого раза получилось перевести компанию на работу в CRM-системе. Несколько переходных месяцев мы, по сути, вели двойную отчетность: в старых табличках гугл-документов и в новой CRM-системе.
Тогда мы решили, что цель следующего квартала — полностью перейти на работу в системе и избавиться от двойной отчетности. Критерий достижения был простой: мы достигнем цели ровно в тот день, когда без страха и сожаления сможем удалить старые гугл-таблицы. Получилось».
Алексей Башук, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Достижимая. В постановке цели важно руководствоваться здравым смыслом и ресурсами компании: сотрудниками, деньгами, знаниями, опытом, репутацией на рынке, связями. Если цель глобальная, а достаточных ресурсов на нее нет, такая цель может демотивировать сотрудников и будет только во вред бизнесу.
Здесь суть не в формулировке цели, а в том, насколько она соответствует реальным ресурсам компании. Одна и та же цель может быть достижима для одной компании и недостижима для другой. Если у компании только три курьера на самокатах в Брянске, цель выйти за 12 месяцев на прибыль федеральной Яндекс.Доставки будет недостижимой.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Привлечь 200 новых покупателей в интернет-магазин в следующем месяце |
Если у компании вообще нет интернет-магазина или до этого в месяц приходило только по 10 новых клиентов, резкий рост в 20 раз маловероятен
Если в интернет-магазине уже ежемесячно по 100 новых клиентов. Вырасти в два раза — вполне реальная цель
Тут есть нюанс: цели руководителя и линейного сотрудника будут разными.
Сотрудник отдела продаж мыслит категориями «выполнить план по продажам и получить премию». Руководитель ставит перед собой более амбициозные цели. Если компания хочет увеличить оборот или открыть новую точку, она может найти новые ресурсы. Например, взять кредит или нанять новых сотрудников. Линейный сотрудник такие решения принять не может.
Актуальная. Цель по СМАРТ должна соответствовать планам развития бизнеса и не должна конфликтовать с другими целями и тенденциями на рынке.
Например, личные цели предпринимателя могут коррелировать с бизнес-целями. Грубо говоря, он ставит цель бросить курить, в результате работоспособность повысится и бизнесу от этого только лучше. С другой стороны, если ИП хочет с семьей уехать зимовать за границу, то он не сможет расширить производство, закупить оборудование и наладить поставки своего товара в крупные сети в ближайшие полгода.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Если в период локдауна рынок масштабно переходит в онлайн, а компания планирует расширять сеть ресторанов — эта цель не актуальна для текущих тенденций на рынке. Люди не ходят в рестораны, и, скорее всего, он прогорит | В период локдауна владелец ресторана ставит целью создать собственную службу доставки |
Ограниченная во времени. У каждой цели должен быть срок. Четкие сроки заставляют действовать и проверять промежуточные результаты в процессе.
Если в формулировке цели есть слова «когда-нибудь», «в будущем», «в ближайший год», это не СМАРТ-цель.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Привлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц | Привлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц с 1 января по 30 мая 2021 года |
Реализация СМАРТ-цели
Мало правильно сформулировать цель. Самое сложное начинается потом — цель нужно реализовать. После того как определили цель, ее нужно декомпозировать на более мелкие цели и задачи, разделить на сотрудников и контролировать процесс выполнения. Можно пользоваться методиками ведения проекта, программами типа Monday или Trello. Но это тема отдельной статьи.
Кому подходит техника
СМАРТ-методику считают эффективной почти везде: в личном планировании, в бизнес-управлении. СМАРТ хорошо подходит для компаний и ситуаций, когда можно прогнозировать результат. Например, в продажах — спланировать объем продаж, в производстве — партию, в рекламном агентстве — количество выпущенных рекламных роликов.
Считается, что для креативных проектов СМАРТ не эффективен, творческим работникам нужно давать больше свободы и не регламентировать каждый их шаг.
СМАРТ дает адекватное понимание, куда двигаться
«Думаю, что для творческого бизнеса тоже подходит структурный подход и цели по СМАРТ. Нельзя просто взять и сказать сотруднику: придумай креативное, чтобы у нас повысились продажи. Как минимум у него снизится мотивация, как максимум — бизнес никуда не придет.
Раз мы говорим о бизнесе, то мыслим прибылью и у нас обязательно будут количественные показатели и дедлайны. СМАРТ не регламентирует каждый шаг, но дает адекватное понимание направления движения».
Юлия Бюрг, основательница репутационного агентства MRF
На практике заказчики могут ставить креативным сотрудникам задачи с формулировкой: «Вот бы нам креатив». В редакции Тинькофф Бизнеса с подобной постановкой задачу просто не берут в работу. Заказчика просят обязательно конкретизировать задачу. Например, описать продукт, для какой цели и рекламной кампании нужен креатив, какая целевая аудитория, дедлайн — все, что может помочь творческому работнику, да и самому заказчику уже во время формулировки задачи представить результат.
Карточки, в которых нет сроков или четкого описания, авторы просто не берут в работу.
Недостатки целей по СМАРТ
Как и любая другая методика, СМАРТ не даете гарантий и не обещает выполнить цель за вас. Сначала вы составляете план действий, понимаете сроки, оцениваете ресурсы, а потом доносите цель до сотрудников и запускаете процесс.
На достижение цели может много что повлиять: снизится мотивация, сыграет человеческий фактор, всплывут новые факты или цель просто станет менее приоритетной.
Например, руководитель хочет найти нового сотрудника в отдел — это его цель. Он определяет для себя критерии подходящего сотрудника: опыт, портфолио, образование. По всем формальным параметрам — резюме, тестовому заданию — кандидат подходит. В личной беседе же выясняется, что кандидат идет в компанию, чтобы украсть информацию.
Преимущества целей по СМАРТ
Гарантий выполнения ни одна методика не дает. Но СМАРТ дает определенность планирования, структуру, четкое видение результата и временные ограничения. По сути, это обычная гигиена целеполагания в бизнесе.
СМАРТ помогает даже в тех задачах, которые не знаешь, как делать
«Для меня СМАРТ — это не методика, а просто здравый смысл. Я могу написать какую угодно амбициозную цель, но это не значит, что я или моя команда сможем ее реализовать. Поэтому цель должна быть конкретная и реальная, соответствовать нашим ресурсам, у нее должен быть срок. Понятно, что, если есть потребность через два дня сделать вебинар, мы не успеем подготовить все материалы и за такую задачу не возьмемся. Как я уже и сказала, это здравый смысл — ориентироваться на ресурсы и реальные сроки.
В редакции мы принимаем задачи по определенной форме, в критериях — четкое описание самой цели, результата, срока, ресурсов и прочее. Если стандартная задача приходит вне этих критериев, мы не берем ее в работу. Заказчику приходится лучше проработать цель.
Бывает, что приходят задачи, которые мы еще никогда не делали. Например, хотим открыть блог для бизнеса. Это большая, амбициозная задача, никто не знает, как ее делать, с чего начать. И тогда СМАРТ помогает нам разбить большую цель на кусочки, мы задаем себе вопросы:
Вот так мы задаем себе вопросы, обсчитываем идею, проверяем ресурсы. И потом решаем, запускаем или нет, в каком объеме, что нам еще нужно.
Так что СМАРТ — это просто хороший инструмент для работы с целями. Но главное, конечно, это здравый смысл и реализация».
Ирина Ильяхова, главный редактор Бизнес-Секретов
Где нет смысла использовать
Цели по СМАРТ не работают в период турбулентности, сильных экономических потрясений, кризиса или войны. В таких ситуациях сложно прогнозировать. Хотя теоретически их можно ставить, но проверять и корректировать цели придется не раз в квартал, а иногда и каждый день. Например, в 2020 году мир захватила пандемия коронавируса и бизнесу пришлось резко менять модель работы.
СМАРТ больше подойдет для предсказуемых экономических условий
«Пандемия ― время краткосрочных стратегий. Моя компания производит аксессуары для путешествий. В январе 2020 года границы еще не закрыли, и я планировал к концу года рост выручки с 175 000 до 250 000 ₽. Потом наступил март, закрыли границы, продажи упали на 90%. Пришлось очень быстро менять все планы, перепрофилировать производство, искать новых поставщиков, отшивать тестовые модели, налаживать сбыт.
Это приходилось делать быстро. Мы бы больше энергии и сил тратили на корректировку цели, чем на непосредственную деятельность, привлечение клиентов, поиск новых способов развития бизнеса. Наша задача — это быстро ориентироваться в меняющихся условиях, а не заниматься корректировкой планов».
Шаблон постановки цели по СМАРТ
Этот шаблон поможем вам сформировать понятную и четкую цель. Распечатайте его и заполняйте.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания