Как назывались штаны в древности
Шоссы, кюлоты, галифе, или Как изменялась мужская мода на протяжении столетий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что было до брюк?
Земледельцы, пахари и даже пешие воины в Европе, по сути, носили то же, что и их далекие предки — одно или два полотнища с отверстиями для головы и рук. Так выглядела, в частности, тога у греков и римлян. Примитивный покрой объясняется тем, что первой одеждой людей, до появления ткачества, были шкуры добытых ими животных, которые проще всего использовать именно таким образом — в виде пончо.
Позже у этой одежды появились рукава, что уже делало ее удобнее. Первыми, кто занес прообраз брюк в западную Европу, в частности, в Скандинавию, были гунны. На юге мода носить штаны пошла от арабов и турок. Почему именно их «обвиняют» в том, что они одели мужчин в брюки? Потому, что эти народы были кочевыми, а взбираться на круп коня в платье крайне неудобно.
В жарких мусульманских странах шаровары носили и мужчины, и женщины. Причем в некоторых государствах мужские штаны приобретали причудливые формы — пройма располагалась ниже колен.
Афгани недавно снова вошли в моду у танцоров, исполняющих брейк-данс, а через них — и в молодежную среду.
В тех европейских странах, где конная армия была не в чести, воины носили юбки. В Греции, например, или в Шотландии до сих пор можно увидеть эти наряды на сильной половине человечества.
Мужские чулки и колготы — прототипы брюк
Сначала брюки имели вид чулок, которые назывались «шоссы». Эта деталь одежды шилась из кожи и надевалась в мокром виде. Когда кожа высыхала, она плотно обтягивала ноги. Владельцу приходилось мучиться, но красота требует жертв. Подол рубах становился короче, и, наконец, трансформировался сначала в юбку, которую пришивали к длинным шоссам, а впоследствии — и в подобие пышных шорт.
Шоссы также претерпели изменение — их стали делать из ткани, сшивать в верхней части и надевать поверх набедренной повязки. Когда появились шорты-буфы, в передней части их портные оставляли пройму для мужских половых органов, а сами гениталии прятались в мешочек-гульфик.
В Италии шоссы называли кальсонами. Их стали шить из менее плотной кожи, например, из лося (откуда и произошло название «лосины»), а затем и из ткани. Гульфик в этом случае оказался лишней деталью, обтягивающая одежда стала чуть свободнее и ее стали использовать военные. Лосины стали рейтузами.
Революционные штаны
Шорты-буфы становились все длиннее. Таким образом появились бриджи в Англии, которые во Франции называли «кюлоты». Носили эти штаны только мужчины знатного происхождения. Бедным сословиям и крестьянам предписывалось носить брюки до середины голени, со свободными брючинами, в отличие от «знатных» кюлотов, где низ оформлялся манжетами.
Небогатые люди стали называть себя санкюлотами, то есть «безкюлотными», а не вовсе бесштанными, как считают многие. Именно эта часть общества и восстала против монархии, породив Великую французскую революцию, а штаны санкюлотов, постепенно удлиняясь, стали привычными нам брюками.
Как появились галифе и брюки-клеш?
Само слово клеш произошло от французского слова «cloche» — колокол. Они появились в XIX веке сначала у французских моряков, а затем распространились по всему свету. Их носили даже на флоте СССР. Расширяющиеся книзу штанины давали возможность быстро освободиться от брюк, что многим морякам спасало жизнь, когда они оказывались в холодной воде. Одним из достоинств этой модели было то, что ткань не обвивалась вокруг ботинок и ног, таким образом не стесняла движения.
Существует легенда, согласно которой генерал французской кавалерии Гастон Огюст Галифе не выходил в свет из-за искривленного или больного бедра. Его друг предложил модель, которая скрывала этот недостаток (или не причиняла мучительную боль, как это делали узкие брюки).
На самом деле идея создания галифе принадлежала самому генералу, чье имя они и получили впоследствии. Однако он руководствовался соображениями практичности, разрабатывая новую военную форму. Такие брюки можно было быстро надеть во время внезапного нападения врага. Кроме того, они хорошо входили в узкие голенища кавалерийских сапог. Также в этих штанах всадники меньше потели, что во время войны в Мексике и Алжире было очень удобно для кавалеристов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
То, что ниже пояса. Из истории мужских брюк
В современном мире мы уже привыкли к брюкам как к естественной части не только мужского гардероба. Но так было не всегда. Мы предлагаем вам пройтись по истории мужских штанов.
Мало кто знает, что штаны в привычном виде в Европу принесли кочевники, сами европейцы при этом носили разные виды двух отдельных штанин или, проще говоря, — чулок. Отголоски степного влияния видны даже в крое русских портов. Но об этом ниже. Свое внимание мы сосредоточим в основном на материалах различных этнографических групп староверов.
Как уже было сказано, поясная одежда называлась «порты», что происходит от названий ткани — «порть» или «портно». Так могли называть, в том числе, и одежду вообще.
Другие употребляемые в народной среде названия — портки и штаны. В южнорусских губерниях узкие штаны, называвшиеся голенцами.
На Русском Севере и в старообрядческой среде — надрагами и остегнами, эти слова заимствованы из церковной лексики. Порты, носимые как нижнее белье, во многих местах назывались подштанниками, исподничками, низиками. Для широких штанов употреблялось общерусское название «шаровары» и локальное, в Оренбуржье и Сибири, — чембары(чамбары), оба слова имеют тюркское происхождение…
Более поздний тип мужской поясной набедренной одежды — брюки — появился в крестьянском быту во второй половине XIX века. Брюки были элементом городской культуры, и поэтому воспринимались в деревнях и селах как предмет щегольства. Их приобретали в городах или шили по городским образцам. Их, как и порты, обычно носили заправленными в сапоги.
Покрой портов отличался простотой: они состояли из порточин, ширинки (мотни) из двух клиньев. Верхний край портов подворачивался, образуя «кулиску» (опушку), в которую вдергивали шнурок — «гасник»/ «гашник».
Крой 1
Также существовали порты иного кроя — «с широким шагом» — сложной вставной детали между штанинами, образующей шестиугольник или ромб. Очень распространен такой крой был у алтайских староверов, а сами штаны называли «чамбарами».
Крой 2
Несимметричность составляющих мотню клиньев, обусловливающая подчас некоторую неравномерность движения ног, породила в некоторых местах Алтая такое шутливое название портов, как «косожопки». Иногда встречаются и порты для детей, в которых отсутствует одна из деталей, чтобы ребенок мог ходить в туалет, не снимая портов.
Шаровары по крою схожи с чамбарами, различаются лишь тем, что мотня пришивается почти у конца штанины, увеличивая, таким образом, объем в несколько раз.
Шаровары и Чамбары
К началу XX века порты стали шить на пояске с пуговицей, наподобие городских брюк. Это связано и с модой, и с тем, что мастерство швей выросло. Для изготовления рабочих (а иногда и повседневных) портов использовали белый холст, штанную пестрядь с продольными полосками — «полосушку», которая становится основной тканью для портов начиная с середины XIX века; льняную или шелковую ткань особого плетения, похожей на восточную — «кежовину». Они были распространены на Урале и в Сибири в качестве праздничных, а назывались «киковыми», «абровыми», «икатные», «кежовые» штаны.
Кежовые порты, фонды Каменск-Уральского Краеведческого музея. КУКМ
В начале XIX века порты из холста или пестряди носили купцы и мещане, заводские и сельские жители. Преимущественно, они были светлых оттенков, поскольку технологии домашнего окрашивания в эту эпоху были плохо развиты. С появлением штанов, сшитых из фабричных тканей, холщовые порты сохраняются в качестве рабочей одежды. В некоторых районах Свердловской области и в начале XX века кежовые штаны употребляются как праздничная одежда. Праздничные кежовые порты могли украшаться вышивкой по краю кармана. Довольно часто порты из обычной полосушки украшены вышитым или отстроченным «клапаном» — карманом.
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Зимние штаны — «сермяжники», «суконники» шили из домашнего пониточного сукна. Упоминаются также «стеженки» — стеганые штаны и штаны, сшитые из телячьих шкур. Нижние штаны — нижники, исподники — шили из неокрашенного холста, идентичными по крою верхним штанам — портам.
Во второй половине XIX века в употребление входят шаровары (плисовики) — более широкие штаны, сшитые из плиса (хлопчатобумажного бархата).
Плисовые шаровары на приискателе Енисейской губернии
Шаровары считались праздничной одеждой. Как особо модные, плисовые шаровары и штаны (сшитые по крою, приближенному классическим брюкам) зафиксированы во многих районах Урала.
Плисовые штаны, с. Н. Катарач Талицкого района Свердловской области
«Плисовые штаны» даже входят в местный фольклор. У Алтайских староверов встречаются и вышитые праздничные чамбары.
Вышитые чамбары Алтайских староверов
Они украшены разноцветной вышивкой в технике тамбур. Встречаются и варианты аппликативного орнамента. Такие чамбары нередко носили на выпуск, поверх голенища сапога.
По обычаю казаков-некрасовцев первые шаровары молодому человеку шьет мать тогда, когда он начинает «бурлачить», то есть ухаживать за девушками, отличительной особенностью является использование декоративных швов.
Некрасовцы Некрасовцы 1
В южнорусских губерниях, в Прикамье как праздничные широко бытовали порты из синей ткани «крашенины» с белым рисунком разнообразных вариантов.
Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой
В некоторых локальных традициях праздничные (особенно свадебные) порты шили из полотна и шелка красных оттенков. В фондах РЭМ хранятся такие штаны из Пермской губернии, Ставропольского края и Области Уральского казачьего войска.
Режевские порты Режевские порты с карманом
Особым, по сравнению с включением в повседневный или праздничный крестьянский костюм, было надевание промысловых штанов чембар в Оренбуржье, Приуралье, Сибири. Чембары, очень широкие порты на гашнике, изготавливали обычно из некрашеного толстого холста грубой выделки, сукна, кожи. Способ их ношения, который назывался «причамбариться» или «подшаровариться», заключался в том, что полы длинной верхней одежды — тулупа или стеганного на вате халата — закладывались внутрь штанов. Это обеспечивало, прежде всего, тепло, а также удобство при ходьбе, верховой езде, работе.
Уральский казак. Гравюра
Нельзя не упомянуть и об использовании мужской поясной одежды женщинами. Во-первых, у донских и кавказских казаков «шароварцы» входили в женский комплекс одежды, повторяя, вместе с заимствованиями и моду местных народов.
У староверов Алтая и Бухтармы женщины использовали чамбары в качестве рабочей одежды. Туда заправляли сарафан. Объяснялось это необходимостью защиты ног во время работы. К тому же, необходимость частой верховой езды сделала чамбары ездовой деталью одежды для женщин.
Бухтарминские староверы верхом
Исследователь Н. П. Гринкова считает, что штаны вошли в комплекс староверок от местных народов, а исчезновение штанов из состава женской одежды связывает с изменением покроя сарафана («полукруглый» и «круглый» сарафаны имели ширину по всему подолу около 4–5 м, что позволяло в седле не подбирать сарафан вовсе: он не стеснял движения и полностью закрывал подол рубахи и ноги женщины). Кроме того, в обиход старообрядок вошли нижние юбки, которые в некоторой степени заменили штаны.
Из истории штанов. Картинки. 12-16 век.
Специально для френдов-мужчин несколько небольших постов по истории брюк, без лишних подробностей и терминологии.
Древнейшие штаны до колен, изготовленные из шкуры животных, изображены уже на рисунке каменного века в одной испанской пещере 10.000 лет тому назад. Кельты и германцы достоверно носили штаны в VI в. до н. э. Сначала это был просто кусок кожи или ткани, закрепленный между бедрами для прикрытия и защиты гениталий. В дальнейшем форма штанов усложнялась и совершенствовалась.
В Европу, как считают исследователи, штаны пришли от скифов, кочевавших в причерноморских степях за 500 лет до нашей эры. Скифские штаны были кожаными. Первыми их переняли германцы и галлы, франки носили узкие трубообразные штаны, а сверху тунику.
В Древней Руси штаны (порты, портки) носили уже в XI веке.
Термин «штаны» появился во второй половине XVIII века, после чего «портами» стали называть нижнюю одежду (исподнее, кальсоны).
Слово «брюки» (от нидерл. broek) в России появилось в XVIII веке, в связи с петровскими реформами, и первоначально означало «штаны моряка».
Древние греки и римляне носили длинные льняные или шерстяные рубашки. В Древней Греции они назывались хитонами и были довольно короткими – до колен,
В Древнем Риме носили тунику.
В Европе штаны появились впервые у галлов и у некоторых германских племён. Римляне познакомились с ними только через германцев.
The Duke of York в римском одеянии.
Henri Gascars.
The Duke of York became James II after Charles II’s death. He is dressed in this painting in allegorical Romanesque costume.
В Древнем Риме брюки назывались варварской одеждой, их ношение считалось позором для настоящего мужчины – «римлянин не станет утеплять себя штанами, как это делают иные женщины или варвары».
Тем римлянам, что надевали «позорную одежду варваров», грозило жестокое наказание и конфискация имущества.
Со временем штаны надели и римляне, сперва солдаты, а в III веке штаны стали появляться и в самой столице, шили их портные, специализировавшиеся на этом. Полководцы-победители, возвращаясь с победой, въезжали в город в пурпурных штанах.
———-Отдельные штаны-чулки—————
======================================== =====
В XII веке мужчины стали носить чулки-брюки, которые, по своей сути, были скорее длинными чулками, которые надевали каждый по отдельности и привязывали сначала к коротким штанишкам, а позднее к куртке.
Слово hose(рукав, кишка, футляр), которое обычно переводится как чулки или длинные носки, некогда обозначало также штаны в обтяжку, рейтузы.
December, The Fécamp Psalter (KB 76 F 13, fol. 12v), c. 1180
——————15 век———
В ХIV-ХV вв мужская одежда укорачивалась и становилась облегающей, делая нижнюю часть тела все более видимой.
Если в раннем средневековье мужской кафтан закрывал большую часть ног, то к 1350 г. он укоротился до колен, а в 1376 г. уже не прикрывал даже гениталий.
Swordfighting, Tacuinum Sanitatis (ÖNB Codex Vindobonensis, series nova 2644, fol. 96), c. 1370-1400
Короткие камзолы и узкие штаны отчетливо обрисовывали ягодицы и даже контуры пениса. Новая молодежная мода смущала не только моралистов и церковников, но и широкие круги горожан. Майнцская хроника 1367 г. жалуется: «В наши дни человеческая глупость дошла до того, что молодые мужчины носят такие короткие кафтаны, которые не закрывают ни срамных частей, ни зада. О, какой невероятный стыд!».
de pendaison par Pisanello 1436-1438
secondo alcuni 1450
The prisoner in St. Leonhard Rescuing a Prisoner from the Church of St. Leonhard in Bad Aussee, c. 1455-1465
Detail from Prisoners donating to St. Leonard, c. 1455-1465
—————————
В середине ХIУ в. муниципалитеты многих городов (Шпейер, Страсбург, Геттинген, Цюрих и др.) принимают специальные постановления, запрещающие мужчинам носить кафтаны выше колен. В конце ХIV в немецкое городское право требует, чтобы мужское платье «полностью прикрывало стыд сзади и спереди». В 1354 г. Геттингенский горсовет постановил, что мужская верхняя одежда, камзол или плащ, должна быть не короче, чем 1/4 локтя выше колен.
The torture of Vitruvius Vaccus, De casibus (BNF Fr. 232, fol. 120), second quarter of the 15th century
Young men learn to swim, The Decameron (BNF Arsenal 5070), 1432
The Great Book of Hours of Anne of Brittany, c. 1500-1508
The Great Book of Hours of Anne of Brittany, c. 1500-1508
St Sebastian by Antonello da Messina, 1476-1477
1476-77
Detail from The Bearing of the Cross, c. 1445-1450
The harvest in July, in the Augsburger Monatsbilder, 1520s
Mining illustration by Robinet Testard, late 15th century; similar illustration at Gold mining,
The Book of Simple Medicines (BNF Fr. 12322, fol. 121v), c. 1520-1530
Жалобы на короткие куртки и обтягивающие штаны, под которыми или сквозь которые «все видно» и которые привлекают внимание «содомитов», раздаются не только в Германии, но и в Италии, Франции, Англии.
Французские проповедники сравнивали «бесстыжих юношей» с обезьянами, утверждая, что именно публичная демонстрация обтянутых задниц стала причиной поражений Франции в Столетней войне.
«Смешную и бесстыдную моду» в 1355 г. запретил король Неаполя Роберт Анжуйский. Его примеру вскоре последовали Милан, Флоренция, Рим и другие итальянские города.
Папа Иоанн ХХII даже сделал выговор за излишнюю роскошь французскому королю Филиппу VI. Во-вторых, она безнравственна: наклоняясь, чтобы помочь своему господину, молодые люди в коротких камзолах и узких штанах вольно или невольно показывали зад всем остальным.
Но что можно сделать против моды, которой придерживаются правящие монархи и их придворные?
Dagobert visitant le chantier de la construction de Saint-Denis
1471
Les Grandes Chroniques de France, enluminées par Robinet Testard, France (Poitiers), XVe siècle
Paris, BnF
Le raccomodeur de soufflets
Author: Bosch [Van Aeken], Hieronymus
Первоначально верхняя (набедренная) часть, которую с конца ХIV до начала ХVI в.называли breech(es), и нижняя (ножная) часть (hose)были единым целым.
Одно и то же слово для обозначения штанов одну эпоху обозначало нижнюю (исподнюю), а в другую — верхнюю одежду.
Не раз менялось и соотношение штанов и чулок. Например, у древних англосаксов breech(es)(от слова breech — зад, ягодицы) были единой верхней одеждой типа рейтуз или колготок, закрывавшей не только бедра, но и ноги. После норманнского завоевания Англии в 1066 г. поверх них стали носить норманнскую тунику, тем самым штаны превратились в исподнюю одежду (типа кальсон).
Master of Saint Giles
Saint Giles and the Hind
с.1500
В XIV-XV веке считалось особенно модным, если левая и правая половины были разного цвета. Ее цвета и рисунок указывали на социальное происхождение человека, степень знатности, принадлежность к тому или иному роду, городской общине и т.п.
Detail from Ecce Homo by Friedrich Herlin, 1468
Sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena
by Andrea MANTEGNA
Frescoes in the Ducal Palace, Mantua (1471-74)
The Meeting
1465-74
by Andrea MANTEGNA
Lucas Cranach the Elder
The Martyrdom of St Catherine. 1506
—————
Isaiah, Prophet
Birth of Christ
Detail from St. Nicholas saving three from execution from the St. Nicholas altarpiece at the Church of St. George
Print made by Sebald Beham
Date
1519
Print made by Monogrammist FG
Date
1537
Print made by Sebald Beham
Date
1526
Formerly attributed to Christoph Amberger
Print made by Jörg Breu I
1525-1530
Formerly attributed to Christoph Amberger
1525-1530
Такое украшение одежды очень быстро распространилось в костюме Западной Европы, особенно в костюме Германии. Разрезы длиной 5—8 см в форме овала, сердца, треугольника, ромба располагали вертикальными или диагональными рядами по всей поверхности ткани. Ткань подкладки выпускалась через разрезы, создавая буфы разной величины и формы.
From The Museum Collection.
Hendricke Bruegel’s Circus Costume Truck
beautifully hand crafted cod piece.
http://www.enclosuresunlimited.com/eu_main_bruegel_piece_with_acces.htm
Продолжение:
Штаны, похожие на юбки-в следующем посте.
Пока можно посмотреть
начало про штаны и продолжение по эпохе: