Как назывались создатели знаменного распева

ЗНА́МЕННЫЙ РАСПЕ́В

Том 10. Москва, 2008, стр. 516-517

Скопировать библиографическую ссылку:

ЗНА́МЕННЫЙ РАСПЕ́В, осн. вид бо­го­слу­жеб­но­го пе­ния Древ­ней Ру­си. На­зва­ние по­лу­чил от не­вмен­ных зна­ков – «зна­мён» (см. Крю­ки ), ис­поль­зо­вав­ших­ся для его за­пи­си. Ис­точ­ни­ком для зна­мен­ной но­та­ции по­слу­жи­ла па­лео­ви­зан­тий­ская (т. н. куа­лен­ская); из ви­зант. ли­тур­гич. прак­ти­ки был за­им­ст­во­ван и прин­цип ор­га­ни­за­ции тек­стов, на­пе­вов, ин­то­на­ци­он­ных фор­мул – сис­те­ма ос­мо­гла­сия (см. так­же Глас ). З. р. 11–17 вв. пред­став­ля­ет со­бой стро­гую во­каль­ную мо­но­дию; для не­го ха­рак­тер­на мо­даль­ная ла­до­вая ор­га­ни­за­ция, до сих пор не по­лу­чив­шая удо­вле­тво­ри­тель­но­го на­уч. объяс­не­ния (б. ч. пес­но­пе­ний 11–16 вв. не под­да­ёт­ся рас­шиф­ров­ке, ос­но­ву ме­ло­ди­ки 17 в. со­став­ля­ет оби­ход­ный зву­ко­ряд, сту­пе­ни ко­то­ро­го от­ра­же­ны в но­та­ции пос­ред­ст­вом по­мет или при­зна́­ков). Муз. фор­ма со­от­вет­ст­ву­ет струк­ту­ре бо­го­слу­жеб­ных тек­стов (тек­сто­му­зы­каль­ная фор­ма); не­ре­гу­ляр­ная рит­ми­ка на­пе­вов по-раз­но­му со­от­но­сит­ся с мо­лит­во­слов­ным сти­хом. Раз­ли­ча­ют­ся сил­ла­би­чес­кий (слог-звук), не­вма­ти­чес­кий (2–4 зву­ка на слог) и ме­лиз­ма­ти­чес­кий (ши­ро­кая во­ка­ли­за­ция, ха­рак­тер­ная для осо­бо тор­жеств. мо­мен­тов бо­го­слу­же­ния) ти­пы со­от­но­ше­ния тек­ста и на­пе­ва. Наи­бо­лее про­тя­жён­ные рас­пев­ные обо­ро­ты – т. н. ли­ца и фи­ты – обыч­но от­но­сят­ся к клю­че­вым сло­вам тек­ста.

Источник

Знаменное пение

Как назывались создатели знаменного распева. magnify clip. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-magnify clip. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка magnify clip

Знаменное пение (знаменный распев) [1] — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Содержание

Виды распевов

Кондака́рный распев

Один из древнейших видов знаменного пения. Название происходит от слова «кондак» — одного из вида песнопений. Нотация происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке. Характеризуется наличием мелодически развитых элементов, особой мелизматикой. Расцвет кондакарного пения на Руси — XI—XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг. Встречается в кондакарях, основа которых кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения записанные кондакарным распевом — Типографский Устав, Благовещенский кондакарь, Троицкий кондакарь.

Столпово́й распев

Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Название происходит от слова «столп» — восьминедельного цикла Октоиха, книги распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава. (Ср. евангельские стопы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких единиц — крюков (знамён). Имеет осмогласную систему, т.о. каждому гласу соответствует определённый набор кокиз, а также характеризующие глас набор фит и лиц. Фита и лица представляют собой протяжённые мелодические фразы, которые певчий должен был знать наизусть. В современной традиции часто записываются дробным знаменем и не имеют тайнозамкненной записи, то есть такой, которая не позволяла бы певцу прочесть напев с листа, но только спеть его наизусть. В состав столпового распева входят аненайки, особые украшения песнопений, род византийских кратим. Попевки столпового распева присутствуют не только в песнопениях богослужебного круга, но в обиходных песнопениях. Наиболее употребительными попевками, вошедшими в обиход считаются кокизы 6-го гласа. Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.

Путевой распев

Певческий стиль, распространённый в древнерусской музыкальной культуре наряду со знаменным распевом и демественным распевом. Происхождение названия является спорным вопросом в медиевистике. Возник в последней четверти XV в. До середины XVI в. применялся в Стихираре, затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению со знаменным распевом. В середине 80-х гг. XVI в. возникла оригинальная путевая нотация («путь путевой»), с которой сосуществовала и знаменная. Репертуар путевого распева совпадал с репертуаром знаменного распева. В конце XVI в. Путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева — конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путем»). Во 2-й половине 17 в. Путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путем столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 вв.

Деме́ственный распев

Демественный распев — демественное пение, демество, — одно из стилевых направлений древнерусского певческого искусства. Раннее упоминание о нем относится к 1441 г. (Московский летописный свод конца XV в.). Получил распространение в XVI—XVII вв., в том числе в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-голосном демественном многоголосии одни из голосов именовался демеством, а другой путем). Репертуар демественного распева включает отдельные песнопения Обихода, Праздников и Трезвонов, Стихираря постного, Октоиха и Ирмология. С 3-й четверти 18 в. ряд песнопений Обихода вошел в старообрядческую книгу Демественник. Первоначально демественный распев записывался знаменной (столповой нотацией (см. Крюки). во 2-й половине 16 в. на ее основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайно-замкненность. В деместве были выработаны стилистические закономерности, сыгравшие значительную роль в эволюции русского певческого искусства: формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. Используется в настоящее время, как особый торжественный распев, например, при архиерейских богослужениях.

Исторический очерк

Древнейшие нотированные крюками рукописи относят к XI веку. К XVII в. в крюковой записи появились дополнительные знаки — «призна́ки» и «пометы», ранние рукописи представляют «беспометную» нотацию. Рукописи XVII века фиксируют появление наравне с традиционным одноголосным пением раннее «народное» многоголосие (строчное пение), которое также было записано знамёнами. В ходе реформ XVII в. знаменное пение постепенно вытеснялось формами европейского пения, основанном не на старинных модальных ладах, а на мажорно-минорной тональности западноевропейского образца.

Как назывались создатели знаменного распева. 300px Stikh evang8. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-300px Stikh evang8. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка 300px Stikh evang8

Как назывались создатели знаменного распева. magnify clip. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-magnify clip. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка magnify clip

Рецепция

Многие мелодии знаменного пения в XVIII — начале XX веков подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности; среди авторов обработок П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков, Н. А. Римский-Корсаков и др.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Как назывались создатели знаменного распева. 75px ChristianitySymbolWhite. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-75px ChristianitySymbolWhite. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка 75px ChristianitySymbolWhite

Как назывались создатели знаменного распева. 14px Searchtool.svg. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-14px Searchtool.svg. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка 14px Searchtool.svg Христианская музыка
Roots and BeginningsХорал • Гимн • Спиричуэлс • Sacred Harp • Shape note • Jesus music
Жанры и поджанрыСовременная христианская музыка • Современная богослужебная музыка • Госпел
Fusion genresХристианский рок • Христианский хардкор • Христианский металл • Южный госпел • Традиционный чёрный госпел • Христианский альтернативный рок • Христианский панк • Христианский ска • Христианский кантри • Прогрессивный южный госпел • Христианский хип-хоп • Госпел блюз • Городской современный госпел
Пение
Как назывались создатели знаменного распева. 14px Searchtool.svg. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-14px Searchtool.svg. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка 14px Searchtool.svg Христианское богослужебное пение
ВосточноеАрмянская | Византийское | Грузинское | Коптское | Знаменное | Сирийское | Эфиопское
ЗападноеАмвросианское | Англиканское | Беневентанское | Галликанское | Григорианское | Gelineau | Кельтское | Мосарабское | Old Roman
СпискиХристианские группы и исполнители по жанрам • Christian country artists • Christian electronic/dance artists • Christian folk/folk rock artists • Gospel artists • Christian instrumental/jazz/swing artists • Christian metal bands • Christian punk bands • Christian vocal artists • Christian record labels • Gospel musicians
Другие темыХристианство • Christian media • Christian music industry • Christian music festivals
Портал • Категория

Полезное

Смотреть что такое «Знаменное пение» в других словарях:

Знаменное пение — см. Знаменный распев … Музыкальная энциклопедия

Знаменное пение — вид проф. древнерусского муз. иск ва, получивший распространение на У. с XV XVI вв. З.П. связано гл. обр. с богослужением, с придворными и мон. обрядами и гос. церемониями. Песнопения З.П. создавались проф. мастерами дидаскалами, распевщиками … Уральская историческая энциклопедия

ПЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ — православная русская церковь допускает в богослужении только вокальную музыку пение. Русское церковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Владимир Святой после своего крещения в Корсуни привез с собой в Киев демественников (т. е.… … Русская история

Партесное пение — (от лат. partes части, муз. партии, голоса) тип украинской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII веке и первой половине XVIII века. Количество голосов колеблется… … Википедия

Григорианское пение — (лат. cantus gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал[1], cantus planus традиционное литургическое пение римско католической… … Википедия

Столповое пение — то же, что знаменное. Основано оно на осьмогласии. С. пение, или основное пение, есть наиболее старинное пение православной церкви. С. знаки те, которыми пользовались в нотных книгах раннего периода истории русского церковного пения. Позднейшие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Амвросианское пение — традиция раннехристианского богослужебного пения, развившаяся в Миланской (Медиоланской) церкви и названная по имени святого Амвросия, епископа Миланского (340 394), который способствовал введению в западноевропейскую певческую практику некоторых … Википедия

ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… … Православная энциклопедия

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение], основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Понятие «знаменное пение» впервые встречается в текстах сер … Православная энциклопедия

Источник

Что такое знаменный распев: значение, история, виды

Как назывались создатели знаменного распева. chto takoe znamenny j raspev. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-chto takoe znamenny j raspev. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка chto takoe znamenny j raspevРусская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.

В каждом знамени заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения.

Интонации знаменного распева усваивались певчими и прихожанами церкви по слуху от мастеров знаменного пения, поскольку точную высоту звука знамена не фиксировали. Лишь в XVII в. появление в текстах особых киноварных (красных) помет сделало доступным обозначение звуковысотности крюков.

Духовная составляющая знаменного распева

Понять, что такое знаменный распев и оценить его красоты без обращения к духовной значимости распева в русской православной культуре, не представляется возможным. Образцы знаменных мелодий – это плоды высочайшего духовного созерцания их творцов. Смысл знаменного пения тот же, что и у иконы – освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира, поэтому старинный русский церковный унисон лишен хроматических интонаций, которые нужны при выражении человеческих страстей.

Пример песнопения, созданного на основе знаменного распева:
С. Трубачёв “Милость мира”

Благодаря диатоническому звукоряду, знаменный распев звучит величественно, бесстрастно, строго. Мелодике одноголосного молитвенного распева свойственно плавное движение, благородная простота интонаций, четко оформленный ритм, завершенность построения. Распев находится в совершенной гармонии с исполняемым духовным текстом, а пение в унисон сосредотачивает внимание поющих и слушателей на словах молитвы.

Из истории знаменного распева

Как назывались создатели знаменного распева. znamenny j raspev. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-znamenny j raspev. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка znamenny j raspev

Пример знаменной нотации

Раскрыть полнее, что такое знаменный распев поможет обращение к его истокам. Знаменное церковное пение берет начало из древней византийской богослужебной практики, из нее же заимствован русским православием годичный круг осмогласия (распределение церковных песнопений на восемь певческих гласов). Для каждого гласа существуют свои яркие мелодические обороты, каждый глас призван отобразить разные моменты духовных состояний человека: покаяние, смирение, умиление, восторг. Каждая мелодия связана с конкретным богослужебным текстом и привязана к определенному времени дня, недели, года.

На Руси распевы греческих певцов постепенно видоизменялись, вбирая в себя особенности церковнославянского языка, русские музыкальные интонации и метроритмы, приобретая большую напевность и плавность.

Виды знаменного распева

Путевой распев – торжественное, праздничное пение, представляющее собой усложненный и преобразованный вид столпового распева. Путевому распеву присуща строгость, твердость, ритмическая виртуозность.

Из названных стилевых разновидностей знаменного пения – демественный распев не входит в книгу Октоих («восьмигласник»). Он отличается торжественным характером звучания, представляется праздничный стиль, им распевают важнейшие литургические тексты, песнопения архиерейского богослужения, венчания, освящения храмов.

В конце XVI в. зарождается «большой знаменный распев», ставший высшей точкой развития русского знаменного пения. Протяженный и распевный, плавный, неспешный, снабженный обилием обширных мелизматических построений с богатыми внутрислоговыми распевами, «большой знаменный» звучал в самые значительные моменты богослужения.

Источник

Знаменное пение

Зна́менное пе́ние (крю­ко­вое пение) – тип цер­ков­ного пения, в осно­ва­нии кото­рого поло­жено одно­го­лос­ное хоро­вое испол­не­ние ком­по­зи­ции. Зна­мен­ное пение также назы­вают пра­во­слав­ным кано­ни­че­ским пением в силу его древ­но­сти и рас­про­стра­нен­но­сти в Пра­во­сла­вии времен Визан­тий­ской импе­рии, а также раз­ви­тия в рамках осмо­гла­сия.

Как назывались создатели знаменного распева. znamennoe penie. Как назывались создатели знаменного распева фото. Как назывались создатели знаменного распева-znamennoe penie. картинка Как назывались создатели знаменного распева. картинка znamennoe penie

Само назва­ние зна­мен­ного пения про­ис­хо­дит от слова «зна­мена» и его сино­нима «крюки» (отсюда крю­ко­вое пение). Дело в том, что в бого­слу­жеб­ных книгах зву­ко­вые интер­валы было при­нято обо­зна­чать с помо­щью спе­ци­аль­ных знаков, назы­ва­е­мых «зна­мена» или «крюки», кото­рые ста­ви­лись над кано­ни­че­ским тек­стом. Эти знаки несли инфор­ма­цию о мело­ди­че­ском обо­роте (попевке, напеве). Для певца такие мело­ди­че­ские обо­роты обра­зо­вы­вали свое­об­раз­ные образцы, кото­рые он мог исполь­зо­вать для состав­ле­ния мело­дий, смотря по вре­мени и чину службы.

Зна­мен­ное пение было рас­про­стра­нено на Руси с 11 по 17 век. Источ­ник зна­мен­ного пения – визан­тий­ская литур­ги­че­ская прак­тика. В 17 веке зна­мен­ное пение сме­ня­ется пар­тес­ным. Мело­дии зна­мен­ного рас­пева исполь­зо­вали в своих сочи­не­ниях П. И. Чай­ков­ский, С. В. Рах­ма­ни­нов и др. Сейчас в Пра­во­слав­ной Церкви наблю­да­ется инте­рес к зна­мен­ному пению и его воз­рож­де­ние.

Из книги «Храм, обряды, бого­слу­же­ния»

Зна­мен­ный распев – основ­ной распев древ­не­рус­ской моно­ди­че­ской музыки (11–17 вв.). Назва­ние полу­чил от общего наиме­но­ва­ния исполь­зо­вав­шихся для его записи знаков – «знамен». Источ­ни­ком для зна­мен­ной послу­жила позд­не­ви­зан­тий­ская (так назы­ва­е­мый «Coislin») нота­ция; из визан­тий­ской литур­ги­че­ской прак­тики был заим­ство­ван и прин­цип орга­ни­за­ции музы­каль­ного мате­ри­ала – система осмо­гла­сия. Мело­дика Зна­мен­ного рас­пева осно­вана на Оби­ход­ном зву­ко­ряде, отли­ча­ется плав­но­стью, урав­но­ве­шен­но­стью вол­но­об­раз­ных линий.

В про­цессе раз­ви­тия Зна­мен­ного рас­пева воз­никло несколько его типов. Стол­по­вой Зна­мен­ный распев при­над­ле­жит нев­ма­ти­че­скому стилю – на один слог при­хо­дится 2–3, реже 4 тона (наи­бо­лее типич­ное число тонов в одном зна­мене — невме); встре­ча­ются и мелиз­ма­ти­че­ские вставки (Фита). Он имеет бога­тей­ший фонд мело­дий – попе­вок, связь и после­до­ва­тель­ность кото­рых под­чи­ня­ется опре­де­лён­ным пра­ви­лам. Раз­но­об­разна рит­мика стол­по­вого Зна­мен­ного рас­пева. Им рас­петы основ­ные пев­че­ские книги – Ирмо­ло­гион, Октоих, Триодь, Обиход, Празд­ники. Малый зна­мен­ный распев – сил­ла­би­че­ского стиля, речи­та­тив­ный – пред­на­зна­чен для еже­днев­ных служб. Ему близки подобны ста­рого Зна­мен­ного рас­пева, встре­ча­ю­ще­гося в руко­пи­сях с 11 в. Боль­шой Зна­мен­ный распев мелиз­ма­ти­че­ского стиля возник в 16 в.; среди его созда­те­лей – рас­пев­щики Федор Кре­стья­нин, Савва Рогов и их уче­ники. Боль­шой Зна­мен­ный распев отли­чают широ­кая внут­ри­сло­го­вая рас­пев­ность, сво­бод­ная измен­чи­вость мело­ди­че­ского рисунка (чере­до­ва­ние посту­пен­ного дви­же­ния и скач­ков).

Зна­мен­ный распев послу­жил источ­ни­ком путе­вого рас­пева и деме­ствен­ного рас­пева; раз­ви­тие знаков пись­мен­ной нота­ции лежит в основе путе­вой и деме­ствен­ной нота­ций. Мело­дии Зна­мен­ного рас­пева исполь­зо­ва­лись в мно­го­го­лос­ном строч­ном пении, пар­тес­ном пении (3‑х и 4‑х голос­ные гар­мо­ни­за­ции). В 1772 Сино­даль­ной типо­гра­фией были изданы ното­ли­ней­ные одно­го­лос­ные пев­че­ские книги с пес­но­пе­ни­ями зна­мен­ного и других рас­пе­вов, послу­жив­шие осно­вой для обра­бо­ток и гар­мо­ни­за­ций 19–20 вв. К гар­мо­ни­за­ции Зна­мен­ного рас­пева обра­ща­лись М. И. Глинка, М. А. Бала­ки­рев, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, П. И. Чай­ков­ский; новые прин­ципы обра­ботки Зна­мен­ного рас­пева, най­ден­ные А. Д. Касталь­ским и осно­ван­ные на рус­ском народно-песен­ном мно­го­го­ло­сии, ока­зали вли­я­ние на твор­че­ство П. Г. Чес­но­кова, А. В. Николь­ского, А. Т. Гре­ча­ни­нова, С. В. Рах­ма­ни­нова (Литур­гия, Все­нощ­ное бдение и др.). Зна­мен­ный распев в одно­го­лос­ном вари­анте сохра­нился поныне у ста­ро­об­ряд­цев.

Фита – мело­ди­че­ская фор­мула мелиз­ма­ти­че­ского стиля, при­ме­няв­ша­яся в визан­тий­ской и древ­не­рус­ской музыке. В музы­каль­ных памят­ни­ках раз­ного вре­мени встре­ча­ются Фиты, обо­зна­чав­ши­еся сокра­щённо («тай­но­за­мкнен­ные» Фиты) – с помо­щью буквы гре­че­ского алфа­вита «фита». С 16 в. Фиты стали выпи­сы­ваться пол­но­стью с помо­щью ряда про­стых знамён; такая запись исполь­зо­ва­лась и как рас­шиф­ровка сокра­щён­ных обо­зна­че­ний, полу­чив назва­ние «развод». Мело­ди­че­ское содер­жа­ние Фиты состав­ляют, как пра­вило, раз­ви­тые напевы разной про­дол­жи­тель­но­сти (напри­мер, 17 звуков в Фите «повод­ной», 67 – в «уте­ши­тель­ной»), кото­рые рас­пе­ва­ются на 2–3 слога текста. Фиты исполь­зу­ются только в начале или сере­дине пес­но­пе­ний. Наи­бо­лее широ­кое рас­про­стра­не­ние Фиты полу­чили в сти­хи­рах особо тор­же­ствен­ных празд­ни­ков. Назва­ние Фит, их начер­та­ния, а также раз­воды содер­жатся и в древ­не­рус­ских музы­кально-тео­ре­ти­че­ских руко­вод­ствах – азбу­ках музы­каль­ных и фит­ни­ках.

Крюки, зна­мёна (сла­вян­ский знамя – знак; латин­ский neuma), знаки древ­не­рус­ской без­ли­ней­ной нота­ции. Крю­ко­вая (по назва­нию одного из её основ­ных знаков) нота­ция (также зна­мен­ная, или стол­по­вая) ведёт про­ис­хож­де­ние от ран­не­ви­зан­тий­ской (палео­ви­зан­тий­ской) нота­ции и явля­ется основ­ной формой древ­не­рус­ской музы­каль­ной пись­мен­но­сти. В раз­ви­тии зна­мен­ной нота­ции выде­ляют 3 пери­ода – ранний (11–14 вв.), сред­ний (15 – нач. 17 вв). и позд­ний (с сер. 17 в.). Нота­ция первых двух пери­о­дов пока не рас­шиф­ро­вана. В 17 в. записи зву­ко­вы­сот­ной линии появи­лись кино­вар­ные пометы, затем туше­вые при­знаки, что сде­лало зна­мен­ную нота­цию доступ­ной для рас­шиф­ровки. Раз­ли­чают бес­по­мет­ные, помет­ные, одно­вре­менно помет­ные и при­знач­ные крю­ко­вые руко­писи.

Зна­мен­ная нота­ция имеет идео­гра­фи­че­ский харак­тер. Суще­ствуют 3 типа гра­фи­че­ской фик­са­ции мело­дий, соот­вет­ству­ю­щие мело­ди­че­ским фор­му­лам разных мас­штаб­ных уров­ней: соб­ственно крю­ко­вой – Крюки, обо­зна­ча­ю­щие 1–3 тона (иногда и более) в опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти; попе­воч­ный – вклю­чает отно­си­тельно крат­кие мело­ди­че­ские фор­мулы, запи­сан­ные про­стыми зна­мё­нами, часто с эле­мен­тами тай­но­писи («тай­но­за­мкнен­но­сти»); фитный – содер­жит про­стран­ные мело­ди­че­ские постро­е­ния, цели­ком зашиф­ро­ван­ные.

Зна­мен­ный распев

[ Против извест­ных заблуж­де­ний ]

В насто­я­щее время можно гово­рить о воз­рож­де­нии в рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви кано­ни­че­ского бого­слу­жеб­ного пения. Зна­мен­ный распев снова звучит во многих мона­сты­рях и при­хо­дах, орга­ни­зу­ются школы зна­мен­ного пения, съезды голов­щи­ков (реген­тов) и т. д. В то же время опыт прак­ти­че­ского вос­ста­нов­ле­ния зна­мен­ного рас­пева пока­зы­вает, что по отно­ше­нию к рус­скому бого­слу­жеб­ному пению нако­пился целый ряд заблуж­де­ний.

Прежде всего, зна­мен­ный распев часто свя­зы­вают со ста­ро­об­ряд­че­ской цер­ко­вью, назы­вая его пением рас­коль­ни­ков. Это неверно. Зна­мен­ное пение – это пение единой Рус­ской Церкви, зву­чав­шее в ней 7 веков. У его исто­ков стояли такие подвиж­ники, как прп. Фео­до­сий Печер­ский, такое пение слышал прп. Сергий Радо­неж­ский. Бого­слу­жеб­ное пение рас­смат­ри­ва­лось как про­дол­же­ние мона­ше­ского молит­вен­ного дела­ния. Только зна­мен­ный распев обла­дает пол­но­той – дошед­шие до нас крю­ко­вые книги вклю­чают полный круг пес­но­пе­ний, кото­рые уди­ви­тельно соот­вет­ствуют бого­слу­же­нию по ритму, харак­теру, про­дол­жи­тель­но­сти, так как скла­ды­вался распев в нерас­тор­жи­мом един­стве с бого­слу­же­нием. Второе заблуж­де­ние: зна­мен­ный распев счи­тают одним из стилей музыки, вклю­чен­ным в линию эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия музы­каль­ных стилей. Как будто зна­мен­ный распев имеет пред­ше­ствен­ни­ком какой-то музы­каль­ный стиль и со вре­ме­нем есте­ственно пере­хо­дит в более раз­ви­тые формы, напри­мер, в мно­го­го­ло­сие. Это также неверно. В основе смены стилей в свет­ской музыке стоит прежде всего смена содер­жа­ния. Но для бого­слу­жеб­ного пения содер­жа­ние неиз­менно, вечно, а во вре­мени про­ис­хо­дит не раз­ви­тие, а выяв­ле­ние, при­бли­же­ние к Истине в пери­оды духов­ных подъ­емов, или иска­же­ние, замут­не­ние при спадах. Вер­шин­ные точки, свя­зан­ные с молит­вен­ным подви­гом рус­ских пра­во­слав­ных людей, отпе­ча­та­лись, закре­пи­лись в зна­мен­ном рас­певе. Это и есть Пре­да­ние – собран­ный опыт вели­ких подвиж­ни­ков Церкви, ста­но­вя­щийся досто­я­нием всей Церкви, всех ее членов.

Отли­чие бого­слу­жеб­ного пения от музыки видно и в исполь­зу­е­мых зна­мен­ным рас­пе­вом сред­ствах. Глав­ная функ­ция его – ясное и силь­ное про­из­не­се­ние слова – дик­тует исполь­зо­ва­ние моно­дии, отсут­ствие мет­ри­че­ской пуль­са­ции и пери­о­дич­но­сти в форме. Бого­слу­жеб­ному пению свой­ственна ров­ность, бес­по­рыв­ность, соот­вет­ству­ю­щие посто­ян­ству молит­вен­ного подвига. В нем нет соб­ственно музы­каль­ных фор­маль­ных эффек­тов, куль­ми­на­ций, дина­ми­че­ских и тем­по­вых кон­тра­стов. Нет изо­ля­ции, завер­шен­но­сти, харак­тер­ной для музы­каль­ного про­из­ве­де­ния. Пес­но­пе­ния разо­мкнуты, вклю­чены в целое бого­слу­же­ния. Еван­гель­ская сти­хира боль­шого зна­мен­ного рас­пева, зву­ча­щая в конце про­дол­жи­тель­ной службы, слу­ша­ется совсем не так, как испол­нен­ная отдельно. Ее вос­при­я­тие под­го­тов­лено всем преды­ду­щим зву­ча­нием службы, и не только мело­ди­че­ски. В вос­крес­ной утрени она воз­вра­щает вни­ма­ние моля­ще­гося к уже пере­жи­тому – сна­чала при чтении Еван­ге­лия, затем при его повторе-пере­сказе в экса­по­сти­ла­рии. Только особое сосре­до­то­чен­ное вни­ма­ние к Слову Божи­ему на бого­слу­же­нии может объ­яс­нить само явле­ние боль­шого зна­мен­ного рас­пева. Еще один невер­ный уклон в отно­ше­нии к зна­мен­ному рас­певу – музей­ный. Зна­мен­ный распев с такой точки зрения – явле­ние исто­ри­че­ски лока­ли­зо­ван­ное, к совре­мен­ной прак­тике ника­кого отно­ше­ния не име­ю­щее. Иссле­до­ва­те­лями ста­вится задача точно рекон­стру­и­ро­вать испол­не­ние про­шлых веков. Но при этом упус­ка­ется из виду, что бого­слу­жеб­ное пение есть лишь один план в слож­ной целост­но­сти бого­слу­же­ния, опре­де­ля­ется этой целост­но­стью и несет на себе ее отпе­ча­ток.

При «музей­ном» взгляде тео­ре­ти­кам трудно отли­чить прин­ци­пи­аль­ные черты от слу­чай­ных и неваж­ных, а прак­тики начи­нают искать арха­ич­ную «манеру», впа­дают в сти­ли­за­цию, уби­ва­ю­щую зна­мен­ный распев как сред­ство бого­об­ще­ния. Музей­ный подход совер­шенно исклю­чает про­дол­же­ние живой тра­ди­ции рус­ского бого­слу­жеб­ного пения, воз­мож­ность появ­ле­ния новых зна­мен­ных пес­но­пе­ний, какими, напри­мер, явля­ются сего­дня кано­нично рас­пе­тые службы ново­про­слав­лен­ным святым…

Елена Нечи­по­ренко
(из выступ­ле­ния
на Кирилло-Мефо­ди­ев­ских чте­ниях
(Ново­си­бирск, май, 2002)).
Источ­ник Фонд зна­мен­ных пес­но­пе­ний

Архи­епи­скоп Феофан Пол­тав­ский: “Недо­ста­ток внут­рен­ней молитвы чув­ству­ется не только в новом, но и в старом восточ­ном пении. Если там он выра­жа­ется в кон­церт­ном харак­тере пения, то здесь – в чисто внеш­нем испол­не­нии древ­них напе­вов, вслед­ствие чего пение ста­но­вится крайне заунывно-без­душ­ным.”
письма буду­щему архиеп. Авер­кию (Тау­шеву)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *