Как называлось древнейшее объединение людей
Тест по истории Древние люди на территории нашей страны 6 класс
Тест по истории Древние люди на территории нашей страны 6 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
А1. Когда на территории нашей страны появились древние люди?
1) 2,5 млн лет назад
2) 700 тыс. лет назад
3) 40 тыс. лет назад
4) в первые века нашей эры
А2. Каким было главное орудие охоты в послеледниковое время?
1) лук
2) дубина
3) соха
4) железный топор
A3. Как называлось первое объединение древних людей?
1) государство
2) родовая община
3) человеческое стадо
4) соседская община
А4. Чем характеризовалось первобытное общество?
1) существованием частной собственности
2) наличием единой системы управления
3) отсутствием у людей связной речи
4) отсутствием имущественного неравенства
В1. Установите последовательность изменений в организации жизни людей, которые привели к распаду первобытно-общинного строя.
A. Появление неравенства
Б. Переход от присваивающего к производящему хозяйству
B. Появление излишков
Г. Возникновение государства
Д. Переход к соседской общине
Вариант 2
А1. Когда появился человек современного типа?
1) 2,5 млн лет назад
2) 700 тыс. лет назад
3) 40 тыс. лет назад
4) в первые века нашей эры
А2. Кто был главным объектом охоты в эпоху оледенения?
1) саблезубые тигры
2) мамонты
3) зайцы
4) перелетные птицы
A3. Что составляли несколько живущих по соседству родовых общин?
1) человеческое стадо
2) государство
3) племя
4) город
А4. Что свидетельствовало о начале распада первобытно-общинного строя?
1) появление человека современного типа
2) появление земледелия и скотоводства
3) возникновение имущественного неравенства
4) наступление ледника
В1. Установите последовательность изменений в организации жизни людей, которые привели к распаду первобытно-общинного строя.
A. Возникновение частной собственности
Б. Появление излишков, развитие обмена
B. Начало использования металлов
Г. Появление союзов племен
Д. Возникновение государства
Ответы на тест по истории Древние люди на территории нашей страны 6 класс
Вариант 1
А1-2
А2-1
А3-3
А4-4
В1. БВДАГ
Вариант 2
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
В1. ВБАГД
Эволюция управления у людей
3. Первые человеческие объединения
В наиболее примитивном обществе орда была всем: даже дети являлись ее общинной собственностью. Эволюционирующая семья сменила орду в воспитании детей, в то время как формирующиеся племена и кланы заняли ее место в качестве социальных единиц.
Половое влечение и материнская любовь создают семью. Однако настоящее управление появляется только тогда, когда начинают формироваться надсемейные группы. До появления семьи, лидерами орды становились неформально выбранные индивидуумы. Африканские бушмены до сих пор находятся на этой первобытной стадии; в их орде нет вождей.
Кровные узы начали объединять семьи в кланы—родовые общины, которые, в свою очередь, образовывали племена—территориальные общины. Войны и внешнее давление заставляли родовые кланы объединяться в племена, но именно коммерция и торговля позволяли этим древним примитивным группам сохранять хотя бы относительный внутриплеменной мир.
Международная торговля будет содействовать укреплению мира на Урантии в значительно большей степени, чем любые сентиментальные рассуждения о мирном планировании. Торговым отношениям способствует развитие языка и совершенствование методов связи, а также появление новых средств сообщения.
Отсутствие общего языка всегда препятствовало росту мирных групп, но универсальным языком современной торговли стали деньги. Современное общество не распадается в значительной мере благодаря индустриальному рынку. Стремление к прибыли является могущественным цивилизатором, когда оно дополняется желанием служить людям.
В древности каждое племя существовало в окружении концентрических колец возрастающего страха и суеверия. Поэтому некогда существовал обычай убивать всех чужих, позднее—порабощать их. Первоначальное представление о дружбе означало принятие в клан; считалось, что членство в клане сохранялось и после смерти, что являлось одним из первых представлений о вечной жизни.
Церемония принятия в члены клана заключалась в том, что обе стороны должны были испить друг у друга кровь. В других местах вместо крови обменивались слюной; так появилась практика дружеского поцелуя. И все церемонии объединения, будь то брак или принятие в члены клана, неизменно завершались пиршеством.
В более поздние времена использовалась кровь, разбавленная красным вином, а со временем церемония приема новых членов стала завершаться одним только красным вином. Она выражалась в соприкосновении винных кубков и их последующем опорожнении. У иудеев существовала видоизмененная форма церемонии приема. Их арабские предки пользовались клятвой, которую произносили в то время, как рука кандидата покоилась на детородном органе уроженца племени. Иудеи относились к принятым в свою среду чужеземцам с добрыми и братскими чувствами. «Относитесь к чужеземцам, живущим среди вас, так, как и к своему собственному народу; любите их, как себя».
«Дружеское отношение к гостям» было проявлением временного гостеприимства. Перед уходом гостей тарелка разламывалась на две части, и одну половину давали уходящему другу. Это служило рекомендацией хозяев для новых гостей, которые могли прийти позднее. По обыкновению гости вносили свой вклад, рассказывая истории о путешествиях и приключениях. Древние рассказчики приобрели такую популярность, что в результате появился запрет на подобные занятия в течение охотничьего сезона или уборки урожая.
Первыми мирными соглашениями были «кровные узы». Послы двух враждующих племен прибывали для заключения мира, чтобы засвидетельствовать свое почтение, вслед за чем прокалывали себе кожу, пока она не начинала кровоточить. После этого они сосали друг у друга кровь и провозглашали мир.
Первые мирные делегации состояли из мужчин, приводивших лучших девушек своего племени для сексуального удовлетворения прежних врагов. Так половая страсть использовалась для подавления воинственности. Племя, удостоенное такой чести, направляло ответных посланников с группой своих девушек, после чего устанавливался прочный мир. Вскоре были разрешены смешанные браки между семьями племенных вождей.
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Человеческое общество до появления первых государств, историки называют эпохой первобытности. В этот период, который длился миллионы лет, появились первые в мире люди.
Возникновение первых людей
Около 3-4 миллионов лет назад Землю заселяли человекообразные обезьяны. Они не были похожи на современных людей, не владели членораздельной речью, отличались грубым лицом и длинными свисающими вниз руками. Но в отличие от обычных обезьян они умели изготавливать простейшие орудия труда, которые применяли на охоте.
Примерно 40 тысяч лет назад в Африке и Южной Азии появились существа, которых историки считают прямыми предками современного человека – Homo Sapiens (Человек Разумный). От человекообразной обезьяны Homo Sapiens отличался большим объемом мозга, более прямой походкой, человеческими чертами лица.
По мере развития, Homo Sapiens научился выражать свои эмоции связной речью. Его руки становились более ловкими, пальцы более гибкими. Чтобы выжить в условиях дикой природы древние люди объединялись в родовые общины.
Запоминаем новые слова!
Орудия труда – это специальные приспособления для осуществления трудовой деятельности.
Родовая община – это коллектив кровных родственников, проживающий на одной территории, занятый совместной трудовой деятельностью.
Большую часть времен человек древних времен проводил в поисках пищи. Ее можно было добыть двумя способами: собирательством и охотой. Занятие собирательством представляло собой поиск съедобных ягод, кореньев, улиток, плодов, птичьих яиц. В основном этим занимались женщины и дети, так как большинство взрослых здоровых мужчин проводили свое время на охоте.
Родовые общины
Выжить в суровых природных условиях древние люди могли только в родовой общине. Как правило, она состояла из нескольких десятков человек из одного рода, которые жили и трудились сообща. Взрослые здоровые мужчины занимались строительством жилища, изготовлением орудий труда, охотой. Женщины в это время готовили пищу, шили одежду, поддерживали огонь в очаге.
Запоминаем новые слова!
Род – это группа людей, происходящих от одного предка.
Жизнью и делами своей общины сородичи управляли сообща. Совместно они принимали все самые важные решения, а также избирали старейшину общины – самого умного, умелого и опытного сородича. Старейшина прилагал все усилия для сохранения родовой общины, поддержаний в ней порядка.
Первоначально родовые общины вели кочевой образ жизни – периодически перемещались с места на место. Это было связано с тем, что охотники вынуждены были искать новые территории для охоты. Истощив запасы всех съедобных ягод, плодов и кореньев, собиратели также нуждались в перемещении на новые земли.
После того как древние люди научились скотоводству и земледелию, они перешли к оседлому образу жизни – то есть, перестали постоянно менять место жительства. Это произошло примерно 10 тысяч лет назад.
Скотоводству люди обучились благодаря детенышам животных, которых они забирали к себе после убийства зверя на охоте. Так они одомашнили овец, куриц, коз, уток, свиней. Животных использовали для получения продуктов питания – мяса и молока, а их шкуры шли на пошив одежды и обустройство жилища. Самое первое из прирученных животных – собака, стала верным помощником древнего человека на охоте.
Земледелию древние люди также научились случайно – они заметили, как оброненные на землю семена через время входят и приносят плоды. Система земледелия значительно упростила людям жизнь – теперь они могли сохранять большие запасы зерна на случай голода или неурожая.
Первобытные орудия труда и оружие
Большинство орудий труда первобытные люди изготавливали из камня. Он был удобен в использовании, так как раскалывался на пластины с острыми режущими краями. Кускам камня люди придавали разнообразные формы, позволяющие скрести, резать, копать.
Самыми распространенными древними орудиями труда были:
Для убийства крупной добычи охотники изготавливали копья – длинные палки с заостренными наконечниками, которых метали в животных. Длину копья каждый охотник подбирал для себя индивидуально, примерно в собственный рост. Для мелких и более шустрых животных охотники применяли дротики – короткие копья. Их можно было бросать с большого расстояния в некрупную добычу.
Зарождение религии
Многие явления природы воспринимались первобытным человеком как загадочные и устрашающие. Люди пытались объяснить грозу, ветер, холод, засуху, молнию влиянием духов или волей богов. Так зародились древнейшие религиозные верования.
Наши предки считали, что окружающий их мир заселен невидимыми духами, которые способны помочь или навредить общине. Рассерженные духи насылали на род болезни, засуху, неурожай, распугивали добычу на охоте. Чтобы их задобрить, члены общины проводили различные религиозные обряды: подносили духам жертвенные дары, наносили на тело определенные рисунки и символы, танцевали специальные танцы перед охотой.
Запоминаем новые слова!
Религиозный обряд – это совокупность определенных действий, с помощью которых люди пытаются установить связь со сверхъестественными силами, Богом.
Одновременно с верой в духов, у людей зародилась вера в богов – более могущественных существ, повелевающих всем миром, отдельными природными стихиями. Богов представляли в виде Солнца, Луны, звезд, молнии, ветра. Древние люди верили, что боги также могут принимать форму отдельных видов животных, поэтому в некоторых племенах существовали запреты на убийство того или иного зверя (медведя, орла, кабана, оленя и прочих).
В совершении религиозных обрядов люди часто использовали идолов – сделанные из дерева, глины или камня изображения богов. Им подносили жертвенные дары: самые вкусные ягоды и коренья, забитых на охоте животных. В обмен на дар предки просили удачи на охоте, обильного дождя, прекращения холодов, исцеления от болезни.
С зарождением религии в общине появился новый тип людей – маги, шаманы, колдуны, которые проводили религиозные обряды, «разговаривали с богами» и указывали роду волю богов.
Первобытное искусство
С переходом от кочевого образа жизни к оседлому, жизнь людей стала более спокойной, размеренной. У них появилось больше свободного времени, что способствовало зарождению искусства.
Первобытные охотники рисовали в пещерах сцены охоты. Мощные бизоны, олени, мамонты, лошади, носороги наносились на стены природной краской. Пещерная живопись сохранилась до наших дней потому, что в пещерах краски не выцветали на солнце, не подвергались воздействию дождя и сильного ветра.
Помимо наскальных рисунков до наших дней сохранились древние фигурки животных и людей. Наши предки мастерили их из камня, рогов и костей животных, глины, которую затем обжигали.
Переход от родовой общины к соседской
После того как кочевой образ жизни сменился оседлым, начался постепенный распад родовых отношений. Древние люди уже не нуждались во всесторонней помощи рода, был совершен переход от родовой общины к соседской.
Запоминаем новые слова!
Соседская община – это коллектив людей, состоящий из нескольких семей, живущих на одной территории, но принадлежащих к разным родам.
Отличительные признаки соседской общины:
Для защиты от воинственных соседей соседские общины объединялись между собой в племена. С возникновением племен появились племенные вожди – главы племени, которых члены общины избирали на общем собрании.
Запоминаем новые слова!
Племя – это добровольное объединение нескольких родов, проживающих на одной территории.
Отдельные племена стали объединяться в племенные союзы. Они складывались не на основе кровнородственных связей, а на основе общей территории, потребности в защите от сильных врагов. Часто названия племенных союзов происходили от наименований рек, гор, озер или земли, на которой они проживали. Например, ильменские словене – племенной союз славян, живших у озера Ильмень.
Впоследствии на основе племенных союзов образовывались первые древнейшие государства. С образованием первых государств завершилась эра Первобытности, началась новый исторический период – эпоха Древнего мира.
Первые формы объединения людей
Цели обучения:
5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе различных теорий;
5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия.
Цели урока:
Все смогут объяснять, как произошел человек, объяснять и различать первичные формы объединения людей.
Большинство с помощью иллюстраций учебника, раздаточного материала и интерактивных ресурсов смогут назвать факторы, доказывающие становление человека, найти информацию о причинах объединения людей в древности.
Некоторые смогут анализировать различные теории о происхождении человека и делать аргументированные выводы.
Критерии оценивания:
Языковые цели:
Предметная лексика и терминология:
Данный урок способствует развитию языковых компетенций:
Воспитание ценностей:
С опорой на аспект патриотического акта «Мәнгіліқ ел». «Общенациональное единство, мир и согласие»:
подвести к мысли, что народ, который живет в мире и согласии, будет существовать тысячелетия.
Межпредметные связи:
География: работа с картой и контурной картой.
Предварительные знания:
Данный урок связан с разделом предмета «Познание мира» «Путешествие в историю» (темы «Первый человек», «Древние люди»).
Серия полезных фраз для диалога (письма):
Я думаю, что человек произошел…, так как…
Я думаю, что наше превращение в сегодняшнего человека – это результат труда, потому что….
Я считаю, что по сравнению с первобытным человеческим стадом, род…
Навыки использования ИКТ:
Использование интерактивного оборудования, презентации учителя по теме урока.
Цифровые ресурсы образовательной платформы Bilimland: «Всемирная история», «Познание мира. Компонент история.», «Twig-Bilim.kz».
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированные мероприятия урока
Ресурсы
Начало урока
I. Организационный момент.
Создание комфортной психологической обстановки на уроке
(У) – Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
— Какое у нас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка – настроение отличное, зеленая – хорошее, синяя – так себе.
— Я тоже покажу вам свое настроение.
— Ребята, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение прекрасное.
II. Формулирование целей урока совместно с учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(К) Формулирование темы радела: Демонстрация видеоролика «Предки человека». Ученикам предлагается самостоятельного сформулировать тему урока, при необходимости учитель направляет ход мыслей учащихся.
Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации учебника и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения.
Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся определить наиболее вероятную теорию.
Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…, так как…».
(У) – называет исследовательский вопрос: «Как появился первый человек?»
(У)/(К) – Учитель объявляет тему урока и цели урока.
Задает ученикам вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?»
Община. Родовая община. Соседская община. Первобытное общество
Община — это форма объединения людей на Руси, на основе общего владения средствами производства, полного или частичного самоуправления.
ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община, характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение. В дореволюционной России община, была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. — собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В 1990-е гг. родовая община. коренных малочисленных народов и традиционная казачья об щина вновь получили признание в законодательстве некоторых субъектов РФ, в том числе как особый субъект права; 2) в ряде стран название местной административно-территориальной единицы (синонимы — коммуна, муниципальное образование); 3) совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т.п. (религиозная, национальная община).
Родовая община
Родовая община — форма социальной организации (община), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Основная форма при первобытно-общинном строе.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Особенности родовой общины
Обязательно коллектив кровных родственников
Общая, неделимая собственность
Совместное хозяйство и проживание
Подсечное земледелие
Типы родовых общин
Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.
Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.
Власть в родовой общине
В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.
Соседская община
Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.
Основные черты соседской общины
– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;
Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.
Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.
Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.
Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.
Соседская община у восточных славян
Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.
Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).
Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.
На вервь налаживались общая воинская повинность.
Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.
В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.
На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.
Древнерусская соседская община
Древнерусская община по данным летописи называлась мир.
Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.
Первобытное общество
Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой.
Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как бронзовый или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
Периоды развития первобытного общества
Различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа.
Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на ранний древний каменный век, средний древний каменный век, поздний древний каменный век, средний каменный век, новый каменный век, поздний новый каменный век (не у всех народов), медный век (не у всех народов), бронзовый век и железный век.
В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:
эпоха первобытного стада;
эпоха родового строя;
эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности — поздний мезолит и неолит по современной классификации).
Уже в 1980-е годы большинство ученых признали невозможность сопоставления археологической и этнографической периодизаций. В связи с этим дальнейшие разработки этнографической периодизации первобытного общества прекратились. В 1990-е годы на историческом факультете МГУ (лекторы, преподаватели кафедры этнологии Г. Е. Марков и А. А. Никишенков) сложилась трехчастная схема подачи материала. За основу принята периодизация А. И. Першица, включающая в себя период «раннепервобытной общины», период «родовой общины ранних земледельцев» и период «соседско-большесемейной общины». При всей условности названных терминов эта дидактическая система имеет два несомненных преимущества. Во-первых, она дает возможность разделить эпоху первобытности на три самостоятельных периода, каждый из которых имеет особенности в развитии культуры, социальных структур, норм морали и права. Во-вторых, в противоположность археологическим материалам эта трехчастная схема легко сопоставима с этнографическими материалами. Схожие схемы изложения, без привязки к первобытности, можно найти в трудах западных социальных антропологов, например, у Маршала Салинса.
Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века.
Каменный век
Периодизация каменного века:
Медный век
Медный век, медно-каменный век, халколит — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Бронзовый век
Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.
Периоды бронзового века:
Ранний бронзовый век
Средний бронзовый век
Поздний бронзовый век
Железный век
Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.
Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»:
кельты (латенская культура);
протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
степные ираноязычные культуры (скифы, сарматы и др.);
пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.
Джон ЮЗ. Донбасс. Мутная история
Небольшая предыстория, появления Джона Юза на Донбассе, какие люди за ним стояли и ляпы с официальными датировками и прочими моментами. Так же речь от том, что территория где обосновался Юз и хотел строить завод, не была необитаемой!
Джон Джеймс Юз (современная транскрипция — Хьюз, англ. John James Hughes /dʒɒn ˈdʒeɪmz hjuːz/) (1814, Мертир-Тидвил[en] — 1889, Санкт-Петербург) — британский промышленник валлийского происхождения, основатель Донецка.
Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца, начав работать помощником горнового. В 28 лет приобрёл судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 1850-х поступил в качестве инженера на Мильвольский железно прокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Также Юз разработал и запатентовал технологию производства брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
фотография дома Юзов 1900 г.
В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 году покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в Российской Империи запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской Империи, позже СССР, а с 1991 года и Украины.
столовая в доме Юзов; фотография 1900 г.
Умер 16 июня 1889 года в гостинице «Англетер» в Санкт-Петербурге. Похоронен в Лондоне, на кладбище Западный Норвуд.
гостиная в доме Юзов; фотография 1900 г.
В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Хьюзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный двухэтажный дом Хьюза. Первый его одноэтажный дом, находившийся на нынешней территории металлургического завода, не сохранился.
Современный вид дома. Фото 2006 года
В 2010 году общество терриконоведов присвоило имя Джона Хьюза одному из терриконов Донецка.
Донбасс
Донетчина (укр. Донеччина), также Донбасс (укр. Донбас), Донецкий регион (укр. Донецький регіон) или Донецкий край (укр. Донецький край) — историко-географическая область в больших границах (бассейн реки Северский Донец и Донецкий каменноугольный бассейн), средних границах (среднее течение реки Северский Донец и пределы Донецкого кряжа), и в малых границах (территория кряжа), образовавшаяся в результате общего исторического развития и тесного переплетения экономической деятельности ряда промышленных городов
Террикон забытой Валюги
Датой основания принято считать 1721 год, когда экспедицией под руководством Г. Г. Капустина был открыт Донецкий угольный бассейн. Однако промышленное освоение региона началось только во второй половине XIX века. Поскольку название региона «Донбасс» происходит от названия угольного бассейна, нередко происходит путаница: в контексте угледобывающей промышленности территория региона известна как Малый Донбасс и является частью так называемого Большого Донбасса — всей территории Донецкого угольного бассейна.
Джон ЮЗ Донбасс и мутная история!
от автора видео роликов:
Удивительно, какие же многие гении, имея в распоряжении гугл, хоть нобелевские раздавай! ))) Да только печально, что некоторые не поняли о чем речь, в моменте по жд. карте.) Не ужели люди не думают, что если человек, перелопатил кучу карт и подготавливал видео, то он не поинтересовался мат.частью вопроса? Собственно как и у многих, мышление не дальше одного предложения. Печально. У меня к великим топографам вопрос, хотя я где-то уже писал, кому-то это. Какими веревками и триангуляциями, составляли подробные карты реки Амазонки, лесов и рек Бразилии, Перу в XVIII-XIX веке? Карты, не хуже современных! По головам крокодилов ходили и измеряли? По древесному углю, тоже нобелевские гугл металлурги блещут знаниями, что тонны чугуна, на дровах плавили! Опять, ум, дальше вопросов ковки ножиков перочинных не включается, объемы и качество чугуна, беспрерывная работа печей, скорость горения, стабильность и т.д.т.п. В видео же говорилось, что Юз не мог даже на каменном угле норм чугун получить, в Литгоу чугун никуда не годился, только на балласт продавали кораблям! — Но если в голове свое засело, то все уже мимо ушей полюбому… А посты пишут в захлеб прям, упиваясь своей «грамотностью» в вопросе….
Джон Хьюз Потоп и черная археология!
Речь о засыпанных городах и фальсификации истории. Продолжение к первой части видео, о том, как откапывался завод. Обоснование разных моментов, по фотоснимкам того времени и многое другое.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов