Как называлось мчс в ссср
Безопасность россиян превыше всего: как ровно 31 год назад создавался Корпус спасателей при участии Сергея Шойгу
Сегодня, 27 декабря, в профессиональный праздник, который отмечают спасатели Российской Федерации, можно по праву утверждать, что МЧС за несколько десятков лет стало мощной службой, которая оснащена по последнему слову техники. Сегодня тысячи высокопрофессиональных специалистов спасают людей в условиях техногенных и природных катастроф. Необходимо вспомнить, с чего все начиналось 31 год назад: 27 декабря 1990 года в СССР был создан Корпус спасателей. Сейчас он известен как МЧС.
Сергей Шойгу борется не только с последствиями стихийных и техногенных катастроф. Спасать мирных жителей, разнимать этнические группировки, прекращать огонь. Бешеный ритм переговоров не только с политиками, но и с командирами, которые готовы говорить с Шойгу даже возле вертолета на аэродроме.
Перед Сергеем Шойгу карта, на которой видно побережье Черного моря, Абхазия и Южная Осетия. Он договаривается о разведении сторон.
Август 1993 года. Сергей Шойгу с министром обороны Абхазии и президентом Грузии Эдуардом Шеварнадзе. Бывший министр иностранных дел СССР, на тот момент глава независимого государства, политический тяжеловес мирового масштаба, записывает все, что говорит ему представитель Москвы. Тогда Шойгу привез конкретные предложения по урегулированию конфликта. Переговоры заканчиваются глубокой ночью.
Тогда НАТО и Россия начали сотрудничество в рамках программы «Партнерство во имя мира». Главное было научиться быстро оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, независимо от того, где начнется война.
Несмотря на то, что говорили НАТОвцы на переговорах, оказалось, что ждать помощи можно только от российских спасателей. С началом бомбардировок Югославии весной 1999 года министр отправляет первый гуманитарный конвой. Альянс не дал колонне российских машин никаких гарантий безопасности.
Гуманитарная операция российского МЧС получила название «Фокус». Он был наведен на доставку грузов и спасение людей на Балканах. К операции присоединились Греция, предоставившая продовольствие и медикаменты, а также Швейцария. Она выделила палатки, спальные мешки. Доставку осуществляли российские спасатели. На опасную дорогу их благословлял Патриарх Московский всея Руси.
То, что стране необходима спасательная служба, стало понятно после самой крупной техногенной аварии XX века. Катастрофы на чернобыльской АЭС. Насколько профессиональной эта служба получилась, страна видела не раз. Сергей Шойгу лично возглавляет работы по спасению жизней на месте ЧС. Авиакатастрофы, землетрясения. В 1995 году спецотряд МЧС под командованием министра вылетел в Сахалинский Нефтегорск еще до того, как стали понятны масштабы трагедии. В сентябре 1999 Шойгу лично руководит спасателями.
История гражданской обороны СССР
Гражданская оборона сегодня, является составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны и выполняет одну из важнейших функций государства. Специализированные подразделения Гражданской обороны России за прошедшие годы принимали участие более чем в 150 тысячах спасательных операций в России и 48-ми странах мира.
4 октября 1932 года постановлением правительства была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и утверждено положение о ней. Она должна была предупреждать население о возникающих угрозах и их ликвидации. Кроме того, в задачу этой службы входила работа по подготовке для населения бомбоубежищ и газоубежищ. Велась активная профилактическая работа: населению читались разнообразные лекции о том, как обезопасить себя в чрезвычайных ситуациях различного рода, учили надевать противогазы, оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь и т.п. В школах появился такой предмет, как ОБЖ.
Кадры для МПВО готовили на специальных курсах, а обучение населения осуществлялось в общественных оборонных организациях.
К 1934 году в Советском Союзе было создано уже более 3 тысяч добровольных формирований МПВО. Огромное количество советских граждан тогда было обеспечено противогазами. Во всех уголках нашей страны было подготовлено множество бомбоубежищ и газоубежищ, которые должны были служить надежной защитой в случае вражеского нападения. В угрожаемой зоне проводились мероприятия по светомаскировке городов. Была также создана быстродействующая система оповещения населения об угрозе нападения.
Нужно отметить, что Гражданская оборона существовала не только в СССР, но и в странах Запада. В 50-60-е годы прошлого века подобные системы появились почти во всех крупных государствах: Германии, Америке, Канаде, Швеции и Италии. Все эти страны в то время начали уделять большое внимание обучению населения, как можно и как нельзя вести себя в экстренных ситуациях.
В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.
26 апреля 1986 года, после аварии на Чернобыльской АЭС, на Гражданскую оборону были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами.
В ноябре 1991 года, после создания Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), в его состав вошли войска гражданской обороны.
В настоящее время в России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям.
В 1993 году МЧС России вошло в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), которое имеет в постоянном секретариате МОГО представителей и участвует во всех основных мероприятиях, проводимых этой организацией. Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.
В настоящее время Гражданская оборона МЧС России решает целый комплекс задач по обеспечению безопасности населения. Работа специалистов этой службы является очень непростой, напряженной и крайне ответственной. От их личного профессионализма зависит спокойствие большого количества людей. Одной из основных задач Гражданской обороны является борьба с терроризмом.
МЧС и гражданская оборона (современный период)
МЧС и Гражданская оборона (современный период)
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.
В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателя Российской Федерации.
Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России.
17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей. 28 апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.
В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.
19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.
Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
13 марта 1992 года постановлением правительства Российской Федерации №154 создан Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО) с базированием его на аэроузле “Раменское” (г.Жуковский Московской области).
18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которым утвердило Положение об РСЧС, а также определило функции органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев.
Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 “О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.
В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по чрезвычайным ситуациям.
Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России были созданы:
· Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);
· Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);
· Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);
· Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России (постановление правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636);
· Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами (постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643).
В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.
В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был учрежден Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.
10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации №66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.
История создания и заслуги МЧС. Справка
27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.
21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В 2006 году силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) было проведено более 16,6 тысяч спасательных операций, пожарные подразделения МЧС России свыше 200 тысяч раз привлекались к тушению пожаров. Саперы «чрезвычайного» ведомства обнаружили и обезвредили свыше 30 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе 245 авиабомб. Специалистами ГПС и спасателями было спасено в общей сложности более 100 тысяч человек.
Авиация МЧС России выполнила более 11 тысяч полетов в зоны чрезвычайных ситуаций. Самолетами и вертолетами министерства перевезено свыше 24 тысяч человек и более 9 тысяч тонн грузов.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ»
В начале XXI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В настоящее время МЧС Росси является основным федеральным органом в области предупреждения и ликвидации ЧС, и решает поставленные перед ним задачи на достаточно высоком уровне. Чтобы добиться подобной эффективности в деятельности министерства была проделана колоссальная работа по его становлению и развитию, основные этапы которого и будут рассмотрены в сегодняшнем занятии.
История развития МЧС России
История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.
Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.
Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.
В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.
Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12-14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.
В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия».
В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране».
Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.
В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.
Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».
Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.
Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.
В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:
во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;
в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;
в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.
Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.
Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.
Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.
Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен С. К. Шойгу.
Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.