Как называлось первое арабское государство
ЕГЭ. Мировая история. Теория по кодификатору. Возникновение государства у арабов. Начало VII века. Арабский халифат.
Возникновение государства у арабов.
В 630 году большинство арабских племён объединились.
Цель: противостояние внешним завоевателям.
Центр объединения – Хиджаз и его города Мекка, Медина и Таиф.
Принятие единой религии – ислама в 610 году способствовало объединению.
Арабский халифат – это государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX веках и возглавляемое халифами.
Образовалось оно в 630 году при жизни пророка Мухаммеда (571-632). Именно ему человечество обязано возникновению ислама. Он проповедовал своё учение с 610 года.
В 632 году пророк умер. С этого времени и появились халифы. Халиф – это наместник пророка на земле. Власть его основывалась на шариате – совокупности правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Первым халифом стал верный последователь Мухаммеда Абу Бакр (572-634). Обязанности наместника он исполнял с 632 по 634 годы.
Причины побед.
Высокая военная подготовка арабов.
«Цементирующая» сила армии – ислам, вера в то, что воюют во имя Аллаха и каждый погибший попадёт в рай).
Ослабление военной мощи из-за многочисленных войн главных противников – Византии и Персии.
Правитель Арабского халифата:
Причины распада халифата.
КАРТА.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
Теократическое государство, которое возникло в результате завоеваний мусульман во главе с халифом в VII-IX веках.
Пророк Мухаммед и появление ислама
Первоначальным ядром будущего государства стала религиозная община, созданная пророком Мухаммедом в Западной Аравии в Хиджазе в VII веке. Новая религия – ислам способствовала объединению арабов. После смерти Мухаммеда в 632 г., не оставившего после себя наследника, был избран «заместитель» пророка – халиф, которым стал один из его близких сподвижников Абу Бакр. Халифы призвали арабов отправиться в военные походы для распространения ислама. Наступила эпоха «праведного халифата». В этот период в арабское государство в результате войн с Византией и Персией был полностью включен Аравийский полуостров, Кавказ и часть Северной Африки. Захваченные земли были разделены на наместничества во главе с эмирами, облагались особым налогом (харадж), кроме этого иноверцы должны были платить подушную подать (джизью). Последний правитель этого период Али ибн Абу Талиб был убит отравленным кинжалом во время «дворцового переворота» хариджитом, и к власти пришли Омейяды, правившие с 661 по 750 год. При них государственный строй изменился, страна стала наследственной монархией. Столица была перенесена в г. Дамаск, двор халифа и его приверженцы получили наиболее привилегированное положение. Халифат продолжил расширять свои владения. К концу VII в. арабы подчинили себе часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. К 711 г. были захвачены все африканские владения Византии (Магриб), после чего началось завоевание Испании. Помимо побед, были и поражения, в 732 г. арабские войска потерпели поражение от франков во главе с майордомом Карлом Мартеллом. В период правления Омейядов ислам раскололся на два течения: суннитов и шиитов.
«Золотой век Аббасидов»
В 747-750 гг. произошло восстание, в результате которого Омейяды были свергнуты, а правящей стала династия Аббасидов, потомков дяди Мухаммеда. Большая часть семьи Омейядов была убита. При Аббасидах арабы утратили свое привилегированное положение, возросло влияние выходцев из Ирана, в 762 г. халифом Мансуром была основана новая столица – Багдад. Этот период стал называться «золотым веком Аббасидов», при которых произошел настоящий расцвет арабо-мусульманской культуры и науки. Существовали высшие школы, в которых изучались светские науки, были открыты обсерватории, библиотеки. Халифат отказался от агрессивной внешней политики, огромная империя стала постепенно распадаться: первой откололась Испания, где был образован кордовский эмират в 756 г., затем Марокко и Восточный Магриб. Аббасиды пытались сохранить государство, проводив репрессивную политику по отношению к покоренным народам, менялась и религиозная политика.
Упадок Арабского халифата
В 819 г. в Средней Азии появилось государство эмиров из династии Саманидов со столицей в Бухаре. В 868 г. в Египте было образовано самостоятельное государство. В IX в. свою государственность получили народы Закавказья и Средней Азии. При этом местная знать стала забирать все больше власти в свои руки, некоторые правители платили лишь харадж, а другие отказались даже от этого. В этот период повсеместным явлением стали народные восстание, среди которых стоит выделить выступление зинджей в 869-883 гг. (чернокожих рабов). Также ширилось карматское движение в Сирии, Ираке и Бахрейне, призывавшие к социальному равенству и общности имущества. В 899 г. карматы образовали собственное государство в Бахрейне, в 901 г. даже попытались захватить Дамаск, а в 930 г. они заняли и разграбили Мекку. К середине X в. власть халифов сохранилась лишь в Багдаде и близ лежащих землях. В 945 г. к Багдаду подошли войска Буидов, династии из Западного Ирана, халиф не оказал сопротивления, в его руках осталась лишь религиозная власть. Большая власть его имущества была конфискована. В конце 1055 г. Багдад перешел под власть турок-сельджуков, в городе было неспокойно, нередко происходили столкновения между суннитами и шиитами. Пользуясь недовольством правления турок-сельджуков, халифам удалось восстановить свою власть и воссоздать независимое государство в пределах Нижнего Ирака и Хузистана. В 1157 г. им удалось снять осаду Багдада войсками сельджукского султана. В 1258 г. монголы захватили Багдад при помощи осадных орудий, подвергли его страшному разгрому, перебили около 100 тысяч мусульман, а последний халиф аль-Мустасима погиб. Однако на этом династия Аббасидов не пресеклась, объявился самозванец, который при поддержке египетских и сирийских мамлюков основал собственную династию в Каире, правившую до 1368 г. После захвата Египта, в 1517 г. титул халифа был принят турецким султаном Селимом I.
Арабский Халифат
Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова — здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют «бедуины» (люди пустыни). В конце VI — начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка. Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.
Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама — Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) — Мекку. После Пророка Мухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.
В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” — в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII — первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.
Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:
Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.
В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.
В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.
Управляющая Египтом династия Тулун была тюркского происхождения. Во времена египетского наместника Ахмеда ибн Тулуна была построена сильная флотилия, которая царила в Средиземном море. Тулун руководил строительными работами и заботился о благосостоянии народа. Египетские историки называют период его правления (868-884) «золотым временем».
В середине VIII века Испания отделилась от халифата и здесь возникло независимое государство — Кордовский эмират. В IX веке Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан также откололись от халифата. В XI веке всеми территориями халифата завладели Сельджуки.
Арабский халифат – древнее государство, которое пытаются возродить в наше время
Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.
Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.
Почему империя называлась халифат?
Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:
Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:
Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:
Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского – это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.
Эпоха правления выборных халифов
После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.
Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.
Развитие арабской империи до битвы при Пуатье
Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.
Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.
Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.
Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.
Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата
Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.
Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.
Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.
В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.
Распад халифата
Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.
Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.
В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.
Самый известный арабский халиф
Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».
Кордовский халифат, его расцвет и падение
Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.
Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».
В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.
Арабский халифат сегодня
Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.
Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».
Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.
Военные действия против Исламского государства
Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.
Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.
Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.
Арабский халифат
Особенности возникновения и государственного строя Арабского халифата
На возникновение государства на Аравийском полуострове большое влияние оказали два фактора: религиозный и военный.
В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, начался процесс разложения родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие земли оазисов. В их собственность переходило большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Так, в обстановке глубокого социально-экономического кризиса, рождалось новое (классовое) общество. И идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Новая религия, опирающаяся на идеи социального равенства, нашла ревностных сторонников среди бедняков. Действия приверженцев ислама убедили и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре многие представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. В 620-630-е гг. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом.
Однако не все племена добровольно приняли новую религию. Некоторые не желали отказываться от языческой веры своих отцов, отказываясь поэтому присоединяться к общине Мухаммеда. Созданные Мухаммедом военные отряды начали борьбу за объединение страны под знамением ислама, преодоление родоплеменного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.
Государственный строй
По форме правления Арабский халифат являлся теократической феодальной монархией.
принадлежала главе государства, носившему титул халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды, и власть их была не наследственной. Однако к Х в. складывается институт наследственной власти халифа. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.
Визир стоял во главе двора халифа, являлся его ближайшим непосредственным советником и заместителем. От имени халифа визир контролировал доходы и расходы государства, возглавлял канцелярию халифа, назначал эмиров и губернаторов.
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
1) диван ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;
2) диван ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;
3) диван ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т.д.; будучи фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, данное ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения; это определяло его значимость; чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были перед ним ответственны. К числу важных чиновников при дворе относились: начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, а также чиновники, осуществляющие надзор за другими должностными лицами.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей.
Судебная система Арабского халифата
Во главе судебной системы стоял халиф, который рассматривал наиболее сложные, связанные с покушениями на государственную власть и церковь дела. Следующим элементом судебной системы была коллегия богословов, в которую входили представители высшего духовенства. В ее компетенцию входило назначение на должности:
2) инспекторов справедливости, которые обязаны были следить за тем, чтобы кади осуществляли судебную власть строго на основе шариата и не брали за это никакой платы.
Кади самостоятельно осуществлял судебный процесс. В то же время он мог по своему желанию привлечь к исполнению судебного разбирательства других священослужителей в качестве советников. Кади за свой счет мог содержать привратника, писца, помощника для исполнения приговоров. В качестве наказания назначал шраф, битье палками, тюремное заключение, членовредительские наказания (например, в виде отсечения руки ворам).
Источники мусульманского права
Мусульманское право заслуживает отдельного внимания в силу специфики его норм и правил применения. Мусульманское право имеет религиозное происхождение, поэтому юридические предписания в исламских странах неразрывно связаны с богословием, моральными предписаниями и правилами культа. В отличие от западного права, прежде всего оно направлено не на защиту прав и свобод личности, государства или общества, а на защиту религии. Следовательно, при интерпретации мусульманских правовых предписаний нельзя не принимать этот факт во внимание.
Норма мусульманского права понимается как правило поведения, установленное Аллахом-законодателем по какому-либо вопросу для верующих прямо (путем откровения) или косвенно (в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования воли Аллаха).
По своей сути шариат представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих внешнюю форму отношений между Аллахом и людьми, а также отношений людей друг с другом. Соблюдение этих норм означает ведение мусульманином праведной жизни. Одной из самых важных черт шариата помимо его божественного происхождения является незыблемость. Это означает, что Аллахом эти нормы дарованы раз и навсегда.
Исследователи, посвятившие свои труды исламу и исламскому праву, выделяют две разновидности норм мусульманского права:
2) нормы, охраняющие права индивидов; они сформулированы мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников и прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов), а также заключений по аналогии (кийас);
3) нормы, охраняющие права, принадлежащие одновременно и Аллаху, и частным лицам (эта категория норм выделяется не всегда).
Главнейшими источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, но не все положения, закрепленные ими, относятся к нормам мусульманского права. В полном смысле этого понятия ими являются лишь те, которые поддерживаются государством и выражают государственную волю господствующего социального слоя, устанавливают правила поведения людей и выступают образцами типичного поведения. Под такое определение подпадают нормы, закрепленные в Коране и Сунне и толкуемые мусульманскими богословами и правоведами.
Особенностью норм, составляющих содержание Корана, является то, что они имеют общий характер и форму пространных религиозно-моральных предписаний, образца для подражания. Те немногие нормы, обладающие конкретикой, в большинстве своем явились результатом разрешения Пророком конкретных споров, оценки им определенных фактов и ответами Пророка на заданные ему вопросы.
Нормы Сунны разделялись на две группы:
1) полученные Пророком в форме божественного откровения;
2) введенные им по собственному усмотрению.
Мусульманская правовая доктрина, основываясь на предположении, что вторая группа норм отражает мнение Мухаммеда не как пророка, а как простого мусульманина, допускает возможность их замены мнением другого мусульманина (правоведа, кади, муфтия), более подходящим к существу дела.
Сборники хадисов со временем признаются в качестве руководства различными школами мусульманского права и уже не подвергаются сомнениям.
Правила поведения, основанные на единогласном мнении крупнейших правоведов, получили названия иджмы. Иджма как источник мусульманского права обязана своим появлением в VII в. мединским правоведам, опросившим многих сподвижников Мухаммеда, обсудивших и сравнивших полученные данные. Существовало несколько разновидностей иджмы, которые различались между собой:
3) деловая иджма, сформированная в том случае, когда в аналогичных ситуациях различные правоведы принимают, не сговариваясь, одинаковые решения.
Таким образом, в первое время после смерти Мухаммеда правовую основу ислама составляли Коран, Сунна и решения сподвижников Пророка. Однако по мере развития общества и государственности мусульман предписаний, содержащихся в этих источниках, стало недостаточно. Ситуация осложнялась тем, что указанные источники не носили системного характера, были разрозненными.
Исламские законоведы называют адат источником мусульманского права, но отметим, что это касается только обычно-правовых норм Мекки и Медины. В остальном исламском мире адат существует независимо от шариата и параллельно с ним, обычно там, где нет шариатских судов или они не пользуются большим авторитетом.
Поскольку ряд обычаев вошел в тексты Корана и Сунны либо является подтвержденным единогласным мнением правоведов, адат в исламском мире воспринимается как субсидиарный источник мусульманского права.
Кроме указанных источников большую роль в формировании мусульманского права как системы играла доктрина. Религиозный характер норм мусульманского права обуславливал их вечность и неизменность, недопустимость замены государственно-правовыми велениями. Поскольку Коран и Сунна могли урегулировать лишь небольшую часть общественных отношений, мусульманское право изобиловало пробелами и противоречиями.
Функции их восполнения государство как светский институт взять на себя не могло. Здесь на помощь пришли мусульманские правоведы, и постепенно мусульманская доктрина была признана в качестве важнейшего источника мусульманского права.
Общая характеристика права Арабского халифата
В процессе исторического развития сложилось несколько особенностей мусульманского права. О главной характерной черте мы уже говорили: ярко выраженный религиозный характер.
Эта особенность обусловила и вторую характерную черту: главными источниками права являются религиозные труды VII-X вв.
Третья характерная черта состоит в том, что, согласно мусульманской официальной доктрине, правотворческой деятельностью может заниматься только Аллах, а люди, соответственно, могут быть только правоприменителями. Эта догма предопределила четвертую особенность мусульманской системы права: она носит законсервированный, патриархальный характер и эволюционирует очень медленно по сравнению с системами западного права.
В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «таклиф», а обязанных их исполнять называют «мукаллаф».
Предписания и запреты, выраженные мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов состоит из восьми разделов:
Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни потусторонней (мучения в аду).
Гражданское право. Вопрос о собственности широко разработан мусульманскими юристами. Собственность имеет 3 признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным владельцем являлся собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользоваться вещью, но без ущерба другим лицам; 3) постоянство права собственности.
Не существует права давности на собственность, которая считается вечной, пока существует вещь.
Можно выделить различные способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной властью.
Конфискация имущества происходила только в случае отступничества от веры.
Несмотря на то что вся земля в мире принадлежит Аллаху и пророку Мухаммеду как его посланнику, постепенно сложилось 3 основных формы собственности:
Так как, согласно преданию, Мухаммед женился на Аише, когда ей исполнилось 9 лет, этот возраст он признал как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от шариата. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но при этом, в отличие от европейской правовой традиции, муж обязывался содержать каждую из жен не в соответствии со своим материальным положением, а в соответствии с материальным положением семьи жены. Поэтому он должен был предоставить каждой жене имущество, жилище, одежду и прислугу, которые соответствовали ее положению до замужества.
Мусульманская религия обосновывала приниженое и зависимое положение женщины в семье следующим указанием в Коране: мужья стоят выше жен, потому что Аллах дал первым преимущество над вторыми и потому что они из своих имуществ делают траты на них. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограничено. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.
Женщина была обязана вести затворнический образ жизни: жила на особой половине, куда не дозволялся вход посторонним; обязана была скрывать свое лицо и носить паранжу; не имела права выходить на улицу без сопровождения мужчины или старшей по возрасту женщины.
В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось.
Шариат знал несколько видов разводов. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена», «уходи» или «соединись с родом» 3 раза подряд. В этом случае женщина имела право унести с собой только то, что было на ней. В случае других форм развода, муж должен был выделить жене необходимое имущество, согласно обычаю. Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка, он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго оговоренные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средства на ее существование.
Уголовное право. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на 3 группы. Первую из них составляли нормы, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления: бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжкими «религиозными грехами», относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.
Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц.
Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельные ранения влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого.
Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата залога, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей. Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.
Преступления первой и второй групп влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадди кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах и деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.
В шариате предусматривались типичные для Средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся за ряд преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовали также членовредительские и телесные наказания: отсечение пальцев, рук и ног, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть.
Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы им т.д.) и позорящие наказания: бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).
Наказания, предусмотренные законами шариата, основанные на тексте Корана:
Наказания, основанные на хадисах:
Судебный процесс. В соотвествии с мусульманской доктриной все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожным. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению.
Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти).
Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали.
Шариатский суд вершился открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия.
Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей и ордалии в форме клятвы. Дело должно было решиться на одном заседании (до захода солнца) и не могло откладываться на следующий день (одно из редких проявлений формализма). По существу, процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой свободой, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу, судья мог пересмотреть свое собственное решение.
Каждый обвиняемый имел право на снисхождение при условии его раскаяния. Для того чтобы установить факт раскаяния, кади предлагал обвиняемому в случае совершения убийства или нанесения тяжкого вреда здоровью выплатить денежную компенсацию семье пострадавшего. Согласие уплатить штраф рассматривалось как проявление раскаяния. В противном случае судья рассматривал обвиняемого как «упорствующего» и назначал максимально строгое наказание.