Как называлось учебное заведение основанное платоном
Как называлось учебное заведение основанное платоном
Как потомок знатного рода, Платон получил в детстве и в подростковом возрасте знания и образование у лучших учителей того времени. Он изучал поэзию, точные науки, музыку, занимался спортом. Но решающим для его нравственно-духовной ориентации было знакомство с Сократом.
В тот период Платону было двадцать лет. Следует также отметить, что его ранние личные устремления были вероятно политическими, но встреча с Сократом навсегда изменили его духовную ориентацию, разрушила юный поэтический настрой и привела к философии.
В конце концов, Платон почувствовал отвращение к насилию и обнаружил, что в Афинской политике не было места для добросовестного человека. Убийство Сократа и дальнейшая последовательная психологическая атмосфера в древних Афинах, чуть позже привели к тому, что Платон вместе с другими учениками Сократа уезжают из Афин в Мегару.
Его труды, некоторые из которых в виде философских диалогов сохранились до сегодняшнего дня, оказали огромное влияние на древнегреческую философию в целом и в частности на западную философию. Платона называют строителем философии, проводником и предшественником ее более поздних подходов, вдохновителем, прямо или косвенно, наиболее важных социально-политических идей.
Академия Платона (Ακαδημία Πλάτωνος)
Академия, основанная Платоном в Афинах, по литературным источникам и археологическим находкам, становится первым организованным духовным центром человечества на университетском уровне.
Академия была основана Платоном, вероятно, в 387 году до нашей эры или в следующем году, после возвращения его из первой поездки в Сиракузы.
Академия располагалась в большом парке, на площади в 15 акров, в районе, где поклонялись мифическому герою Академу, отсюда и название школы. О правилах работы и методах обучения в академии Платона, известно немного.
Платон давал устные уроки, его ученики записывали услышанное для лучшего изучении предмета. Лекции Платона для более широкой аудитории были направлены на то, чтобы отобразить методы, которыми должен следовать каждый мыслящий человек и не искушаться мудростью софистов.
Цель преподавания Платона заключалась в том, чтобы решать и ограничивать научными методами все области знаний, так называемые теоретические, а также позитивные науки. Чтобы культивировать и приобретать истинное знание, условием было идти по пути добродетели.
Хотя Платон не отличается своим вкладом в математическую науку, тем не менее, точные науки имели преобладающее значение в обучении. Решающую роль на уровне математических исследований, сыграл приход выдающегося математика Евдокса Книдского, который в сопровождении своих учеников присоединился к академии Платона. В этой области академия открыла новые пути главным образом путем отделения изучения геометрии от арифметики, а также систематического исследования музыки и гармонии в астрономии.
Преподавание в академии Платона включало в себя все направления философии, диалектики, математики, астрономии, естественных наук, политической теории и музыки, в то время как преемственность в ее руководстве осуществлялась путем выбора среди ее основных членов, так называемых «партнеров».
Академия Платона продолжала работать в течение трех столетий, здесь учились и преподавали величайшие философы и ученые позднего классического и эллинистического периода, такие как Аристотель, Ксенократ, Гераклид Понтийский, Аркесилай, Филон из Лариссы и другие.
В 86 году до н.э., во времена Митридатовых войн, вторгшиеся войска римского генерала Суллы, разрушили рощу и большую часть академии Платона, в результате чего философская деятельность там была прервана, через года была восстановлена вновь. Закрыта окончательно академия Платона была по приказу византийского императора Юстина I, который таким образом боролся с язычеством.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Основание Академии Платоном
Лица истории
Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа»
Говоря об истории Древней Греции, мы, пожалуй, в первую очередь вспоминаем о культуре этой страны. Именно культурные достижения позволяют считать Грецию колыбелью европейской цивилизации. Значительную часть всего древнегреческого культурного наследия составляют труды мыслителей, совмещавших роли и философа, и естествоиспытателя. Две могучие фигуры выделяются на фоне всех философов античности – это создатели известнейших философских систем, повлиявших на развитие мысли вплоть до наших дней, Платон и Аристотель.
Влияние Платона на развитие философии и вообще мировоззрение образованных людей его времени было огромным. Он создал уникальное в своем роде учебное заведение, которое сформировало многих философов, политиков, да и просто известных общественных деятелей.
Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье, которая вела свою родословную от последнего царя Аттики Кодра. Философии он учился у ученика Гераклита Кратила, от которого позаимствовал диалектические идеи, и у Сократа. После смерти последнего Платон выехал в Мегары, но вскоре вернулся в Афины, занявшись политической и литературной деятельностью. Позже Платон осуществил поездку в Южную Италию и на Сицилию, где познакомился с учением пифагорейцев и попал под их влияние. В 388 г. до н. э. он принимал участие на стороне аристократов в политической борьбе в Сиракузах. В результате по решению тирана Дионисия афинянина вывезли на рынок невольников. Его выкупил и отпустил на свободу киренец Анникиред. Потерпев поражение в практической политике, Платон возвратился в Афины. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили вернуть Анникиреду долг, тот от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу – Академию. Сад героя Академа был у афинян обычным местом прогулок. В свое время Гиппарх, сын тирана Писистрата, обнес его стеной, Кимон превратил эту местность из запущенной и безводной в хорошо орошаемую рощу с тенистыми аллеями и устроил там гимнасий.
Над входом на территорию школы было написано: «Не геометр да не войдет сюда». Так Платон подчеркивал, что здесь занимаются высоким, чистым знанием. Однако его философское учение тесно переплеталось с политическим. Кроме действительно довольно абстрактных рассуждений о бытии, идеях и пр. Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» разработал знаменитую модель идеального государства. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда‑то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе. Идеальным является государство, в котором правят «философы». По Платону, если правитель‑философ строит всю свою деятельность на основе созерцания подлинного бытия и умения согласовывать ее с общим божественным замыслом мироздания, то тиран – это символ нарушения всех божественных и человеческих законов и установлений. При этом Платон проявлял очевидные симпатии к аристократическим обществам вроде Спарты, находя в них очевидные «остатки» столь любимого им «золотого века», – т. е. родового строя. В эпоху постоянной нестабильности, ожесточенной борьбы, в которой политики демагогически использовали демократическую идею, такой консерватизм, ностальгия по «неподвижности» государственного и социального строя становятся вполне понятными.
Философов и должна была готовить для греческих полисов Академия Платона. В ней была воплощена и пифагорейская идея о совместном «правильном» проживании мудрецов, и платоновская идея о необходимости перед тем как строить идеальное общество воспитать добродетель в отдельном человеке. Ученики жили вместе, слушали диалоги, которые сочинял Платон, обсуждали их, писали сами. Проводились диспуты на самые разные темы: дружба, здравомыслие, бессмертие души, идея прекрасного. Все большее место с течением времени стала занимать математика, которую наряду с диалектикой Платон считал основной наукой, которую должен изучить мудрый правитель‑философ.
Платон – один из немногих мыслителей древности, чьи произведения дошли до нас в таком большом количестве (36 работ). Это подчеркивает и высокий уровень организации Академии, и тот авторитет, которым пользовался Платон у учеников, наконец, численность и возможности «выпускников». Свое учение Платон развил в диалогах, в которых основным действующим лицом выступает его покойный учитель Сократ. Очень многие идеи этого «литературного» Сократа на самом деле принадлежали Платону.
Главу Академии считают создателем первой стройной теории объективного идеализма. Платон доказывал, что мир вещей, который нас окружает и который мы чувствуем, – лишь тень мира идей, чистых понятий, существующих в «занебесных областях».
Не вдаваясь глубоко в подробности платоновского учения, можем сказать, что платонизм, а затем неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие христианского учения. То же можно сказать и о многих философских теориях. Платон занимался этикой, проблемами познания, теорией искусства, религией. Именно от него мы узнали о загадочной Атлантиде, его рассуждения о соотношении вещи и ее наименования предвосхитили современные лингвистические теории. Есть мнение, что этот философ разработал метод доказательств, который лег в основу современной математики.
Учениками Платона были философы Спевсипп, Ксенократ и, наконец, первый мыслитель‑энциклопедист Аристотель. Платон умер в 347 г. до н. э., но импульс, данный им, был настолько сильным, что Академия просуществовала (в том или ином виде) до 529 г. н. э. и была закрыта византийским императором Юстинианом.
Как называлось учебное заведение основанное платоном
Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.
Академия Платона. Мозаика. Помпеи. Начало I в. до н.э |
Сад Академии, по-видимому, был публичным парком, доступным для каждого желающего прогуляться, поупражняться или побеседовать. Он стал украшением города, а дорога к нему из Афин вся была обрамлена каменными стелами в память о древних героях. В этом тихом уголке за пределами города соседствовали философия и воспоминания о великих предках.
Хотя платоновская Академия считается прототипом современных высших учебных заведений, она представляла собой союз мудрецов, служивших Аполлону и музам. Недаром сам дом Платона, находившийся там же, назывался «домом муз» — Мусейоном.
Истоки
При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия на Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.
Политическая направленность
Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.
Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). |
Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока — за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством — они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.
«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».
Обучение в Академии
Среди наиболее известных преподавателей платоновской Академии кроме самого Платона были математик и астроном Евдокс Книдский и философ Аристотель. Схолархи, возглавлявшие Академию после Платона: Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Кратет. В позднейшей истории существования Академии принято выделять Среднюю и Новую Академию. Средняя (или 2-я) Академия берет начало от Аркесилая, основным направлением ее становится скептицизм и последовательная критика всякой философской догматики (прежде всего, наиболее популярного в то время стоицизма). Эта тенденция получила дальнейшее развитие в т.н. Новой Академии (или 3-й) при Карнеаде. Разрыв со скептицизмом, наметившийся при Филоне из Лариссы, главе т.н. 4-й Академии, окончательно происходит при Антиохе Аскалонском, основавшем свою «Древнюю Академию» (5-ю) и возродившем догматический платонизм. В 4–6 вв. н.э. Афинская школа неоплатонизма осознавала себя как преемницу Академии Платона и возобновила это название как название школы. Неоплатоническая Академия была закрыта императором Юстинианом в 529 г.
В своем диалоге «Пир» Платон дает образ любви как стремления к рождению и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим союз близких душ. По словам философа Л. Робена, «плодовитая душа приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова, без ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную ради духовных целей… — словом, без философской школы, подобной той, что была задумана и создана Платоном…»
В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие (ученые и преподаватели) и младшие (ученики), потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.
Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.
Философский образ жизни
Бюст Платона. Музеи Ватикана |
Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека — через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.
В Академии практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести подготовку ко сну, о которой Платон говорит, когда заводит речь о неосознанных желаниях, о страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом человеке. Чтобы не иметь подобных сновидений, нужно вечером, отходя ко сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь размышлениям. Спать Платон советовал немного: «А кто из нас больше всего заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности дольше бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это войдет в привычку, то сон людей будет недолог».
Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи как они есть и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.
С Академией связывается подлинное рождение математики. На вратах Академии было даже начертано: «Негеометр да не войдет!» Геометрия и другие математические науки имели первостепенное значение в обучении. Но они составляли только первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.
Академия Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для многих других школ.
Платоновская Академия
Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!». В 529 году указом христианского императора Юстиниана были закрыты все философские школы в Афинах.
Содержание
«Древняя» академия
Представители этой школы были последователями непосредственно Платона; находились под влиянием пифагореизма и способствовали развитию математики и астрономии. Среди членов Древней Академии известны: Крантор, Аристотель, Гераклид Понтийский, Евдокс Книдский, Менехм, Динострат, Филипп Опунтский, Амикл из Гераклеи, Феудий из Магнезии, Афиней из Кизика, Филипп из Менде и др.
Сколархи
Вторая академия
После того как Аркесилай стал сколархом, в Академии начал доминировать скептицизм, острие которого направляется против стоицизма.
Сколархи
«Новая» или Третья академия
Средний платонизм или Четвертая академия
В 176 году римский император Марк Аврелий восстанавливает академию в Афинах. Сколархом новой школы становится Аттик — ученик Кальвена Тавра [5]
Неоплатонизм или Пятая академия
Основателем неоплатонизма является Плотин. Центром этого направления становится Египет, однако при Ямвлихе и Прокле неоплатонизм проникает в Афинскую Академию. В 529 году декретом императора Юстиниана Платоновская академия была закрыта. Сколарх последней афинской Академии Дамаский перебирается в Персию.
Академии Нового времени
В эпоху Возрождения под названием была основана так называемая Платоновская академия в Кареджи близ Флоренции (1459—1521); её основателем и главой был Марсилио Фичино. В 1583 году во Флоренции была основана Академия делла Круска, а в 1603 году в Риме учреждена Академия рысеглазых, которая послужила прототипом современных академий наук.
Влияние
В XVII веке идеи академического скептицизма пытался возродить французский философ Симон Фуше.
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Платоновская Академия» в других словарях:
Платоновская академия — религиозно философский союз, основанный Платоном приблизительно в 385 году до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и… … Википедия
ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ — ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ, древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. 1 2 вв.) и неоплатонизма… … Энциклопедический словарь
Платоновская Академия — религиозно философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Платоновская академия в Кареджи — Вилла Кареджи … Википедия
АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. 1 2 вв.) и неоплатонизма (4 сер. 6 вв.). В эпоху … Большой Энциклопедический словарь
АКАДЕМИЯ (научное учреждение) — АКАДЕМИЯ, название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Происходит от наименования местности близ Афин, где возникла Академия платоновская (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ) (ок. 387 до н. э.). Термин часто применяют к некоторым научным… … Энциклопедический словарь
Академия (значения) — Академия наименование научных организаций, а также учебных заведений. Платоновская Академия религиозно философский союз, основанный Платоном в 387 году до н. э. Образование Академия наук некоммерческая организация,… … Википедия
Академия — первоначально название Академия носила философская школа, организованная Платоном в 388 г. до н.э. в Афинах. Её члены платили ежемесячные членские взносы. Учебные занятия и диспуты проходили по строгому расписанию. На протяжении почти… … Исторический словарь
Академия — У этого термина существуют и другие значения, см. Академия (значения). Академия (от греч. Ακαδήμεια производное от имени героя Ακάδημος) научная организация (учреждение, общество) академия наук, также учебное заведение.[1]… … Википедия
Академия платоновская — древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 до н. э. в Афинах; существовала до I в. до н. э. Традиция платоновской Академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина I II вв.) и неоплатонизма (IV середина… … Энциклопедический словарь
Академия Платоновская
Смотреть что такое «Академия Платоновская» в других словарях:
АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ, древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 до нашей эры в Афинах; существовала до 1 в. до нашей эры. Традиция платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина 1 2 вв.) и … Современная энциклопедия
АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. 1 2 вв.) и неоплатонизма (4 сер. 6 вв.). В эпоху … Большой Энциклопедический словарь
Академия платоновская — АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ, древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 до нашей эры в Афинах; существовала до 1 в. до нашей эры. Традиция платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина 1 2 вв.) и … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Академия платоновская — древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 до н. э. в Афинах; существовала до I в. до н. э. Традиция платоновской Академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина I II вв.) и неоплатонизма (IV середина… … Энциклопедический словарь
АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — (Ἀκαδήμεια) – филос. школа Платона, основанная им ок. 387 до н.э. в парке в окрестностях Афин и названная Академией по имени мифич. героя Академа (Ἀκάδημος). А. п. представляла собой филос. общество почитания муз, возглавляемое схолархом – лицом … Философская энциклопедия
АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — [греч. ̓Ακαδήμεια, ̓Ακαδημία], школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. VI в. до Р. Х.) в сев. зап. пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. После… … Православная энциклопедия
АКАДЕМИЯ — платоновская школа Платона, основана ок. 387 до н.э. А. от названия общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в. до н.э.) в сев. зап. пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. Недалеко от… … Философская энциклопедия
АКАДЕМИЯ (научное учреждение) — АКАДЕМИЯ, название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Происходит от наименования местности близ Афин, где возникла Академия платоновская (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ) (ок. 387 до н. э.). Термин часто применяют к некоторым научным… … Энциклопедический словарь
Платоновская Академия — У этого термина существуют и другие значения, см. Академия (значения). Академия на карте древних Афин Платоновская Академия религиозно философский союз, основа … Википедия