Как назывался главный храм византии
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа. По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).
Досье собора:
Строительство: 532–537 годы
Закладка камня: 23 февраля 532 года
Освящение: 27 декабря 537 года
Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму
Основатель: император Юстиниан I
Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Статус: музей Айя-София
История:
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Как найти собор святой Софии (скачать карту):
Архитектурные особенности собора:
Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.
Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.
Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.
Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульптуру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.
Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.
В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
28 июня 550 года в Стамбуле был освещён главный храм столицы, базилика двенадцати апостолов.
Конечно, в те века не было Стамбула, город этот был, но назывался Константинополь.
Первый храм на этом месте, как главный храм Византийской Империи был построен ещё в 330 году по приказу Святого Царя Византии Константина Великого. Однако Святой Константин не дожил до окончания строительства и храм достроил его сын, Римский император Констанций Второй.
Храм был высок, прекрасно украшен кусками облицовочного камня разных цветов от основания до кровли, которая была украшена изящной резьбой и позолочена, ажурная каменная резьба по бронзе и золоту опоясывала купол.
Множество драгоценностей и святынь из храма 12 апостолов крестоносцы вывезли в Венецию, которые и до сих пор храняться в католической базилике Святого апостола Марка.
Церковь была так разграблена и осквернена, что грекам её нужно было практически восстанавливать с нуля. Этим занялся Византийский император Михаил Восьмой. Однако завершил восстановление его сын Византийский император Андроник.
Однако, именно захват Константинополя турками и захват храма Святой Софии послужило началом нового праславления храма двенадцати апостолов.
За 7 веков в храме 12 апостолов было похоронено 20 Византийских императоров, пять императорских супруг и два Патриарха Константинопольских (один из которых, это Святитель Никифор прославленный в лике святых).
Сейчас саркофаги Византийских императоров из храма 12 апостолов находятся в Археологическом музее Стамбула.
Теперь на месте храма 12 апостолов возвышается мечеть Фатих. По названию европейского района города Стамбула, Фатих.
Это одна из самых больших мечетей Стамбула.
Изначально комплекс состоял из мечети и группы зданий вокруг неё. Туда входили восемь медресе, библиотека, больница, приют, караван-сарай, рынок, хаммам, начальная школа и публичная кухня (имарет), где раздавалась еда для бедных.
В то время комплекс занимал почти квадратную площадь со стороной в 325 метров, простираясь вдоль улицы Fevzipasa.
Эту мечеть многие считают «подрожанием Святой Софии». К северу и к востоку от мечети находятся восемь больших медресе, по четыре с каждой стороны, носящие название Sahn-ı Seman. Эти здания симметричны, каждое включает в себя 18 комнат для учеников (каждая вмещает четырёх) и класс (dershane). Позади каждого медресе была пристройка, размером с половину самого здания. Все пристройки были снесены в результате строительства дороги. В медресе в своё время содержались около тысячи учеников; впоследствии они стали основой Стамбульского университета.
При здании есть красивый внутренний двор, примечательный находящимися в нём колоннами из офикальцита и гранита, которые, вероятно, были спасены из разрушенной церкви Святых Апостолов. Напротив приюта расположен большой тюрбе — гробница Накшидиль, матери султана Махмуда II.
Прогулки по Константинополю. Храмы Византии, ч. 1
Мать императора Константина Великого царица Елена была христианкой, будущий правитель Римской империи воспитывался в уважении к христианской религии. Став императором, Константин был глубоко убежден, что только христианская религия сможет объединить огромную и разрозненную Римскую империю. Он всячески поддерживал церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве.
Создавая новую столицу, император Константин Великий объявил христианство государственной религией, Константинополь сразу стал столицей огромной христианской империи.
Несколько ранее Константин отправил свою мать в Иерусалим, дав ей большие полномочия и материальные средства. В поисках реликвий Страстей Христовых, царица Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, в 326 году, раскопав пещеру, в которой согласно преданию был погребен Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.
За свою деятельность по распространению христианства царица Елена и император Константин Великий канонизированы и называются равноапостольскими.
На протяжении всей истории в Константинополе было построено более 450 христианских церквей, но на сегодняшний день существуют едва ли полтора десятка. Со дня падения Константинополя сотни православных церквей были разрушены или обращены в мечети.
Справедливости ради, надо сказать, что Константинополь располагался в сейсмически нестабильном районе, византийские архитекторы не сразу научились строить здания, способные выстоять при частых землетрясениях. А у византийских императоров зачастую не хватало денег на восстановление поврежденных храмов. В поздней Византии денег не хватало и на содержание храмов. Храмы приходили в запустение, ветшали и, со временем, разрушались.
Церковь Святых Апостолов
Изображение храма святых Апостолов сохранилось только на миниатюре.
Храм был заложен императором Константином Великим в 330 году, как главный храм новой столицы с намерением сделать его собственным мавзолеем и поместить в нем также мощи святых апостолов, которые он надеялся разыскать. В храме был помещен саркофаг Константина и вокруг него 12 пустых порфирных саркофагов для апостолов. Там Константин Великий и был погребен его сыном Констанцием ll.
После строительства собора святой Софии, церковь святых Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения и император Юстиниан повелевает возвести на ее месте новый, более величественный храм, который должен был стать усыпальницей всех императоров Византии. Новый храм святых Апостолов был освящен 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении 700 лет.
Юстинианова церковь святых Апостолов была пятиглавой и послужила прообразом всех многлавых православных церквей на Руси.
Среди хранившихся в храме святынь были главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания.
Храм был соединен с двумя усыпальницами, где была похоронена большая часть императоров и императриц Византии.
В 1204 году храм святых Апостолов был разграблен крестоносцами.
Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных крестоносцами, хранятся в базилике св. Марка в Венеции.
В 1471 году султан Мехмед ll разрушил храм святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих.
Порфирные саркофаги императоров Византии стоят во дворе Археологического музея Стамбула:
Церковь Девы Марии Влахернской
Церковь Девы Марии была построена в пятом веке над священным целебным источником, наполненным по легенде слезами Богородицы. Церковь много раз разрушалась, горела, перестраивалась, облик ее тоже не сохранился.
Интересна она своими святыми реликвиями. Именно за ними в Константинополь, а не в Святую Землю отправились в поход крестоносцы.
Здесь же, в церкви Девы Марии, хранилась чудотворная икона Божьей Матери, создание которой предание приписывает евангелисту Луке. Эта икона первоначально находилась в Антиохии, затем в Иерусалиме и прославилась многочисленными чудесами. В Иерусалиме ее приобрела супруга императора Феодосия ll Евдокия в 439 г.
Влахернская икона Божьей Матери считалась покровительницей Константинополя и византийских императоров.
В 626 году во время осады города патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу.
В период иконоборчества и во время захвата города крестоносцами икону прятали в монастыре Пантократора, замуровав в стене с горящей лампадкой. Когда смутные времена проходили и икону размуровывали, лампадка продолжала гореть.
29 февраля 1434 года Влахернская церковь загорелась и обрушилась. Денег на ее восстановление у Палеологов не было, до середины XlX века окрестности святого источника пустовали.
Местонахождение Ризы Богородицы теряется. Позже частицы Ризы Богородицы находят свое место в различных храмах по всему миру. А в Грузии обнаружена Влахернская Риза Богородицы целиком в запасниках музея. Ну не в единственном же платье ходила Пресвятая Дева всю жизнь.
Влахернская икона Божьей матери на какое-то время тоже теряется из вида, а в 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила. Икону эту, замурованную в стене, нашла женщина во время перестройки своего жилища. Там же, по ее словам, была горящая лампада.
Влахернская икона, помещенная в Успенский собор Московского кремля, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Для нее изготовили золотой оклад с драгоценными камнями. Алексею Михайловичу была отправлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием.
В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.
Картинки из Википедии
Данная икона представляет собой рельефное изображение, вырезанное из дерева и покрытое воскомастикой. По слою воска сделана тонкая моделировка красками. Воскомастика изготовлена с добавлением святых мощей и благовоний, что придает особую святость Влахернскому образу.
Более позднее происхождение чудотворного образа и некоторые неточности в церковном описании его истории ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира (но наводят на размышления о кознях духовенства и древности ремесла фальсификаторов).
В 1867 году возле Влахернского источника была построена маленькая греческая часовня, которая сегодня выглядит так:
Вокруг часовни уютный садик:
Мраморная купель с целебной водичкой есть и внутри часовни, и в церковном дворике:
Древней иконы Божьей Матери Влахернской сегодня здесь нет, но на стенах несколько современных картин-икон, копирующих ее.
Есть также несколько серебристых окладов разного размера, копирующих икону. И много греческих паломников, распевающих псалмы.
Добираться сюда удобно и приятно на пароме по Золотому Рогу до причала Айвансарай, там перейти дорогу и по узкому переулку метров 100 до часовни.
В монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный Студийским.
Добираться электричкой до станции Едикюле, потом вернуться назад вдоль железной дороги, мимо подземного перехода, до поворота налево на улицу Имама Ашира. По улице Имама Ашира метров 50 до развалин монастыря.
Храм Пресвятой Богородицы (Храм Балыклы)
Храм Пресвятой Богородицы построен в V веке рядом с чудотворным источником, прославившимся чудесами на протяжении многих веков и ставший христианской святыней.
С источником связано много легенд. По одной из них молодой воин Лев, гуляя по лесу, встретил старца, который попросил у него воды, а воды не было. Лев обратился к Богородице и та подсказала, где найти источник. Воин напоил старца, промыл ему глаза и старец прозрел.
Богородица снова обратилась к воину и велела не забыть это место. Через семь лет воин стал императором Львом l. На месте обнаружения источника он воздвиг храм Пресвятой Богородицы, а иконописцам заказал икону Матери Божьей «Живоносный Источник».
После падения Константинополя храм был разрушен, икона утеряна, но из под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шли люди за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление султан и его супруга, было разрешено снова воздвигнуть здесь храм.
На самой иконе Живоносного источника изображена Богородица с Младенцем в купели, источник и люди, исцеляющиеся в целебных водах.
Сюжет, повторяющий икону живоносного источника встречается здесь несколько раз:
Здесь можно испить целебной водички и унести ее с собой.
С древних времен известна икона Богоматери «Живоносный источник» и на Руси. В XVl веке на Руси появляется обычай освящать монастырские источники и посвящать их Божьей Матери. Соответственно, для часовен и купален, установленных над ними также писались иконы Богоматери «Живоносный источник». Иконы этого типа очень красочные, со многими персонажами и сложным сюжетом:
И коны с сайта
Чтобы попасть в храм Балыклы, надо доехать до Силиврийских ворот в стене Феодосия. Возле указателя Gasilhane повернуть на территорию кладбища. Метров через 150 будет первый поворот направо, повернуть и двигаться прямо в этом направлении. Вход в церковь будет слева.
Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая Айя-София):
Храм был заложен в 527 году близ дома, в котором император Юстиниан провел свои молодые годы. Юстиниан решил основать церковь после того как неожиданно ему был отменен смертный приговор по обвинению императором Анастасием в измене. Свое избавление от казни Юстиниан приписывал заступничеству свв. Сергия и Вакха.
О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.
В 536 году Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа Вигилий.
Богатое мозаичное убранство церкви было уничтожено в те годы, когда ее облюбовали иконоборцы.
После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до 1506 года, пока некий царедворец не обратил ее в мечеть, забелив мозаики, пристроив притвор и медресе.
Храм легкий и воздушный, в нем много света, покой и тишина.
Серьезный ущерб состоянию памятника нанесло строительство железной дороги в Стамбуле в непосредственной близости от «малой Софии». По этой причине ЮНЕСКО внесло бывшую церковь свв. Сергия и Вакха в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.
Увидеть церковь свв. Сергия и Вакха можно, если спускаться от Ипподрома к Мраморному морю, мимо древней Сфенды.
Особенности византийской архитектуры: 5 лучших образцов замысловатого стиля
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самобытные экстравагантные образцы византийской культуры представлены в музыке, прикладном искусстве и, конечно же, архитектуре. Лучшие структурные достижения эпохи, а также значительное религиозное влияние ортодоксальных канонов христианства нашли свое отражение в неповторимых образах и невероятных произведениях, создаваемых благодаря стремлению прославить государство, императора и Бога.
Особенности византийской архитектуры
Историческая справка: Наибольшего расцвета Византия, единственная сохранившаяся часть некогда великой Римской империи, достигла в V-VI вв. Экономический взлет повлек за собой небывалое развитие искусства, архитектуры и высоких достижений в строительстве. В произведениях архитектуры, например, органично переплетались самые впечатляющие мотивы различных стилей, начиная с античного и заканчивая элементами ближневосточного зодчества.
Особое внимание уделялось строительству зданий, призванных возвеличивать государство и самого императора, ну и, конечно же, прекрасные культовые сооружения для прославления Бога. Всплеск строительства всего прекрасного и величественного начался во время правления императора Юстиниана. В этот период активно возводились дворцы, храмы, церкви, триумфальные арки и различные инженерные сооружения более высокие и масштабные, чем строили его предшественники.
Благодаря увлечению императора-эстета прекрасным и изысканным в период его правления (527-565 гг.) начали зарождаться основы нового архитектурного направления, в том числе собственный монументальный стиль, характеризуемый сложностью конструкций и впечатляющей эстетикой. Помимо этого, яркими особенностями архитектурного направления Византии являются:
• пятикупольная система эффектно возвышается над зданием в форме равностороннего креста. Такая конструкция была очень популярна при проектировании церквей и храмов многие столетия;
1. Собор Святой Софии в Стамбуле (Турция)
Одним из самых известных образцов византийской архитектуры по праву является величественный собор Святой Софии с его впечатляющими формами и не менее захватывающей истории. За период своего существования, а это 1500 лет(!), культурное достояние всего человечества претерпело не только несколько реставраций и полных реконструкций, но и не одну смену религий. Несмотря на это, воплощенная замысловатость, детализация и драматизм архитектурного стиля сохранились и до наших дней, демонстрируя культурное наследие не одной империи, государства, религии.
Особенности конструкции: Композиция храма является центричной. Огромных размеров купол, достигающий 33 метров в диаметре, явно увеличен, что позволило создать потрясающий эффект как снаружи объекта, так и внутри. Купол расположен над квадратной основой, вся нагрузка масштабного объекта ложится на четыре мощных пилона высотой 23 м, которые и обеспечивают стабильность.
2. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия)
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo) еще одна византийская церковь в Италии, которая занимает важную ступень не только в религиозной жизни жителей города Равенна. Как часть культурного наследия и пример византийской архитектуры она также представляет немалый интерес. Изначально это была часовня Теодориха Великого, но в 561 году император Юнстиниан I сменил ее имя на Sanctus Martinus in Coelo Aureo и приказал полностью обновить. При его правлении появились удивительной красоты иконические мозаики, в которых можно узнать основополагающие сюжеты из Нового Завета, увидеть чудеса и мучения Христа, Святых, пророков, мучеников и ангелов.
Эти великолепные произведения и раннехристианские мозаики на протяжении длительного времени были закрыты толстым слоем штукатурки лишь потому, что папа Григорий Великий считал, что они отвлекают от поклонения Богу. За многовековую историю существования базилика «пережила» не одну реконструкцию и перестройку, поэтому сейчас можно увидеть колокольню, мраморный портик, мозаичный пол и даже фрески, изображающие события Второй мировой войны.
3. Базилика Святого Марка в Венеции (Италия)
Базилика Святого Марка (St. Mark’s Basilica), или Патриарший собор Базилики Святого Марка, – уникальное произведение византийской архитектуры, ставшее ярким примером итальянской интерпретации византийской эстетики. При его проектировании и строительстве, которое началось в 1063 г., зодчие вдохновлялись новаторскими по тем временам формами и убранством Собора Святой Софии. Конструкция базилики, которая осталась неизменной с тех пор, имеет форму греческого креста, покрытой пятью куполами, что соответствует основным правилам византийской архитектуры. Впрочем, как и монументальные резные порталы, мраморные рельефы, украшенные мозаикой, резьбой по дереву, скульптурами и барельефами, красующиеся на фасадах удивительного храма.
Роскошный интерьер Базилики Святого Марка поражает своей красотой и величием. Ее купола, арки и своды украшены яркими мозаичными полотнами, пол и купель созданы из разноцветного и белого мрамора. Кстати сказать, над оформлением святыни византийские и венецианские мастера трудились на протяжении нескольких столетий.
4. Монастырь Хосиос Лукас в Дистомо (Греция)
Монастырь Хосиос Лукас (Hosios Loukas in Distomo), построенный на западных склонах горы Геликон в Греции, является одним из самых впечатляющих сооружений раннего Средневековья. Духовная святыня признана ярким образцом эпохи византийской архитектуры, она тесно связана с другими монастырями Дафни и Неа Мони на Хиосе, которые построены еще по одному принципу византийской архитектуры – единство материала.
По сведениям редакции Novate.ru, главной достопримечательностью монастыря и восьмиугольной купольной церкви все же являются мозаики, большая часть которых неплохо сохранилась. К сожалению, более ценные элементы декора и предметы богослужения утеряны из-за постоянных грабежей. Как оказалось, сюда частенько наведывались непрошенные «гости», начиная с тамплиеров и заканчивая турками.
5. Цистерна базилика в Стамбуле (Турция)
Этот образец византийской архитектуры, отличается от богато украшенных церквей, но все же ее предназначение не менее значимо, чем религиозные объекты. Как следует из названия, Цистерна Базилика (Basilica Cistern in Istanbul) – это гигантских размеров подземный резервуар для хранения запасов воды. Как и вышеперечисленные шедевры византийского зодчества, ей присущи основные элементы нового направления в искусстве, появившиеся еще во времена правления Юстиниана I.
Культовой конструктивной особенностью этого впечатляющего объекта являются колонны и их основания, выполненные в форме головы Медузы. Как гласят легенды, которые наперебой рассказывают туристам местные жители и экскурсоводы, лицо Медузы повернуто вбок, чтобы не дать ей возможность превращать людей в камень. Хотя эксперты утверждают, что такое расположение увеличивает площадь основания колонны, повышая ее устойчивость. Но, какие бы причины не подвигли на такую установку массивных опор, они все же являются функциональной скульптурой, добавляя особенного колорита к этой византийской работе.
Более подробно узнать, как строился подземный резервуар под Константинополем и почему Цистерна Базилика выделяется из общего ряда древних памятников, можно из нового обзора.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: