Как назывался корабль витуса беринга
Из Витуса в Ивана Как великий путешественник пожертвовал жизнью ради открытия Русской Америки
Фрагмент картины Игоря Пшеничного «Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловске»
«Лента.ру» продолжает цикл статей, посвященных знаменитым путешественникам, землепроходцам и первооткрывателям. В предыдущем материале речь шла об испанце Эрнандо де Сото. Новый герой — российский капитан-командор датского происхождения Витус Беринг. Родившись на берегу фьорда, он с детства мечтал о мореходстве и спустя годы возглавил в России экспедиции такого масштаба, каких не было ни до, ни еще полвека после него.
На пути в империю
Долгие годы никто не знал, как в действительности выглядел Витус Ионассен Беринг. Мальчику, родившемуся третьим в семье церковного старосты Йонаса Свендсена и его жены Анны Педерсдаттер Беринг из древнего датского рода, дали имя умершего дальнего родственника. Путать мореплавателя с его тезкой, придворным летописцем, перестали лишь спустя десятки лет исследований, когда по черепу из захоронения реконструировали его реальный портрет.
Перемудрили историки и с днем рождения Беринга. Считалось, что он родился 12 августа 1681 года, но в церковных книгах при этом было указано, что 5 августа ребенка крестили в лютеранской церкви. Есть версия, что на самом деле датчанин появился на свет 2 августа, а 10 дней исследователи прибавили, думая, что речь идет о дате по старому стилю, хотя Дания на тот момент уже перешла на григорианский календарь.
Водная стихия завораживала будущего первооткрывателя с детства. И, видимо, неслучайно он появился на свет в портовом городе Хорсенс, раскинувшемся на берегу фьорда. Мальчик убегал в порт со школьных уроков ради того, чтобы пообщаться с моряками и услышать их рассказы о дальних морских странствиях. Окончив школу, 14-летний Беринг подался юнгой на голландский корабль и несколько лет провел в дальних плаваниях по Ост-Индии и Карибским островам. Юношей он окончательно решил связать свою судьбу с морем и, высадившись в Амстердаме, поступил в морской кадетский корпус.
В это время там по поручению императора Петра I находился русский адмирал норвежского происхождения Корнелиус Крюйс — он искал опытных моряков, чтобы пригласить их на службу. В 1704 году получивший офицерское звание Беринг поступил в чине подпоручика в российский военно-морской флот, переехал в Петербург и взял себе имя Иван. На родине он побывает еще однажды, спустя 10 лет, и больше никогда туда не вернется.
Лошадьми, лодками, собаками
Двадцать лет Беринг жил в бесконечных трудах и ожидании. На долю моряка выпало немало ответственных дел: под его руководством по воде доставлялся лес с берегов Невы к острову Котлин для возведения крепости Кронштадт, он командовал шнявами «Мункер» и «Таймалар», участвовал в войне с Турцией в составе Азовской флотилии, служил на Балтийском флоте во время Северной войны, перегнал в российскую столицу судно «Перл» из немецкого Гамбурга, а из Белого моря в Ревель вокруг Скандинавского полуострова — корабль «Селафаил», и, наконец, командовал крупнейшим на тот момент в стране трехпалубным 90-пушечным кораблем «Лесное».
Внезапно Беринг подал в отставку — несмотря на чин капитана 2-го ранга, награды и многочисленные заслуги. Есть мнение, что причиной тому была гордость — моряк все эти годы мечтал о звании капитана 1-го ранга, но назначения не дождался. Спустя пять месяцев мореход получил повеление Петра I вернуться на службу, а также — желанное повышение. За месяц до своей смерти император издал указ отправить экспедицию на Дальний Восток и собственноручно составил секретную инструкцию к путешествию.
Бот «Святой Гавриил»
Морякам предстояло добраться до Камчатского полуострова, а затем отправиться вдоль берегов «земли, которая идет на норд», и отыскать пролив или перешеек между Азией и Северной Америкой. Первая Камчатская экспедиция под руководством Беринга с помощниками — морскими офицерами Алексеем Чириковым и Мартыном Шпанбергом, — а также геодезистами, штурманами и корабельных дел мастерами стартовала из Петербурга 24 января 1725 года и длилась пять лет.
Два года 34 исследователя шли через Сибирь до Охотска, сменяя лошадей лодками, и в конце концов добрались на собачьих упряжках до построенного для них бота «Святой Гавриил». На нем они за несколько месяцев обогнули берега Камчатки и Чукотки, зашли в пролив и убедились, что «нельзя Азии соединяться с Америкою». Плывя сквозь туман, экипаж подгоняемого северным ветром и окруженного китами бота открыл новые бухты и заливы. Миссию экспедиции сочли выполненной: другого материка на расстоянии двух сотен верст от камчатских земель обнаружено не было. Заручившись поддержкой остальных участников, боявшихся попасть во льды, Беринг развернул судно в столицу.
Берингов прорыв
Многие детали подлинной биографии морехода, состоявшего на русской службе с 1704 года, давно и хорошо известны. Беда только с портретом Беринга, который долго не могли отыскать, потом в начале ХХ века выдавали за его изображение нечто заведомо неверное, и только в 1945 году в Москве у праправнучки Беринга Е.А. Трегубовой обнаружился тот самый образ полноватого брюнета, который на десятилетия стал каноническим. Когда же в 1991 году совместная с датчанами экспедиция обнаружила останки капитан-командора, а затем облик Беринга был воссоздан по методу М.М. Герасимова в виде бюста, в достоверности привычного портрета усомнились.
Само же открытие берега Русской Америки летом 1741-го было скорее неожиданной случайностью, чем закономерным успехом. Весной 1740 года Берингу несказанно повезло: в марте уже был подписан указ о замене его во главе экспедиции Мартыном Шпанбергом и об истребовании от капитан-командора подробного отчета о потраченных средствах. Но уже в апреле стоявший за этим указом Артемий Волынский был предан суду и благоволивший Витусу адмирал Николай Головин сумел сохранить его во главе экспедиции.
Но спасение получилось относительным: отчета от Беринга по-прежнему требовали, и плавание к американским рубежам на скромных пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел» стало скорее вынужденной мерой, проходило посреди лета в труднейших условиях («погода была холодная, как в наших местах бывает в глубокую осень, и почти вседневные стояли великие туманы»), а долгожданный успех у берега Аляски обернулся гибельным исходом для самого капитан-командора и многих его спутников.
Задача, поставленная Петром Великим и профинансированная императрицей Анной, была выполнена: Аляска в итоге превратилась в Русскую Америку (до продажи в 1867-м), а Беринг впечатал свое имя в историю крупными буквами. Соратник его Георг Вильгельм Стеллер, поразивший мир знаменитой морской коровой, все верно записал в дневнике: «Покойный капитан-командор Витус Беринг был по рождению датчанин, по вере праведный и благочестивый христианин, по поведению благовоспитанный, дружелюбный, спокойный человек, по этой причине любимый всею командою, снизу доверху».
Билет в один конец: великая и ужасная экспедиция Витуса Беринга
Давние экспедиции мы воспринимаем как нечто романтическое. Знакомые с детства топонимы — Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга — стали уютными образами. Рассматривая карты путешествий середины XVIII века, мы редко отдаём себе отчёт, что между основными точками маршрута — тысячи километров, чтобы преодолеть их требовались месяцы и годы. А цена географических открытий — это подчас предельные лишения, страдания и человеческие жизни.
В нынешнем очерке мы остановимся на важнейшей экспедиции Витуса Беринга — так называемой Второй Камчатской. Это был главный и трагический этап его биографии. Материалы, полученные в ходе той экспедиции, предопределили не только дальнейшие научные изыскания, но и во многом сам смысл русской истории.
В 14 лет Беринг записался в морской флот Нидерландов. Участвовал юнгой в плавании к берегам Ост-Индии. Страсть к морю, путешествиям и, вероятно, приключениям привела его в петровскую Россию. В начале XVIII века она была в глазах многих европейцев тем, чем стала позже Америка, — местом, где романтики и авантюристы мечтали реализовать свои амбиции. Ну и заработать, конечно.
img_2585_bering.jpg
Беринг попал в Россию, когда ему было 22 года. Служил на Балтийском флоте в годы Северной войны, на Азовском флоте командовал небольшим судном и успел поучаствовать в Русско-турецкой войне. Вернулся на Балтику. Был захвачен в плен шведскими каперами, с благословения своего правительства разбойничавшими на море. Бежал. Женился. В 1715 году последний раз повидал свою родную Данию, чтобы вернуться в Россию уже навсегда.
И хотя в 1720 году он уже капитан второго ранга, а под его началом — парусный линейный корабль, его амбициозная натура (говорят, что и жена) требует большего. Он демонстративно увольняется со службы, а потом вновь возвращается — но уже капитаном первого ранга на новый большой военный парусник «Селафаил».
Но это не предел мечтаний Беринга. И когда Пётр I задумывается об экспедициях на восток своих владений, Беринг оказывается именно тем человеком, кто поможет осуществить глобальный план правителя Российской империи.
Первая Камчатская экспедиция началась в 1724 году и длилась шесть лет, большая часть из которых ушла на переход через Сибирь. И несмотря на важные открытия, сделанные в ходе плавания, Беринг не достиг не только устья Колымы, но и северо-восточной оконечности Азии, повернув назад раньше. Он скорее угадал, что места, «где Азия сошлась с Америкой», не существует.
Но ведь в итоге он оказался прав. Пролив между двумя частями света означал, что имеется «северо-восточный проезд», свой русский путь в Тихий океан, Японию, Китай и Ост-Индию. И уж что точно последующие мореплаватели ставили в заслугу первой экспедиции Беринга — появились весьма достоверные на тот момент карты западного побережья моря, которое позже назовут Беринговым. Не забудем и про Сибирь. Экспедиция Беринга положила на карту 28 пунктов на тракте восточнее Тобольска. И главное — Российская империя получила свои осмысленные очертания на востоке.
7176.jpg
Возвратившись в столицу, Беринг сразу же предложил ещё более честолюбивые планы. И хотя Петра I уже не было в живых, проект Второй Камчатской экспедиции был поддержан. Впрочем, она была настолько грандиозна, что историография знает и другое её название — Великая Северная экспедиция. Ей надлежало исследовать арктическое побережье Сибири и Дальний Восток, чтобы понять, есть ли действительно путь из Архангельска в Тихий океан, исследовать Курильские острова и найти торговые пути в Японию, наконец, достичь-таки Америки.
При этом интересовало всё: география, геология, зоология, ботаника, этнография и, как мы бы сейчас непременно сказали, геополитика. Берингу предписывалось «везде сыскивать новых земель и островов и неподвластных, сколько можно в подданство приводить».
Это было настолько глобальное предприятие, колоссальные усилия и риски, что для наших современников близкой аналогией может быть разве что полёт на Марс и его колонизация. Путь в неведомое, и не исключено — лишь в один конец.
Новая экспедиция состояла из нескольких отрядов. Сам Беринг стал во главе из них, целью которого стала Америка.
Экспедиция началась в 1733 году. Из Петербурга в Сибирь отправилось около 500 человек. До Охотска с Берингом ехала и его жена Анна Кристина (или, как её на русский манер называли, Анна Матвеевна) и два их младших ребёнка — Антон и Аннушка, коим на момент начала экспедиции было два и три года. Двое старших — Йонас и Томас — оставили на попечение учителям в Ревеле.
Несколько лет ушло на то, чтобы пересечь Сибирь. Иногда приходилось прокладывать новые пути. Особенно тяжёлым стал переход зимой из Якутска в Охотск, где были построены два пакетбота — «Св. Пётр» и «Св. Павел», командовали которыми Витус Беринг и Алексей Чириков.
В 1740 году суда пересекли Охотское море и зашли в Авачинскую губу. Здесь заложили порт, в честь судов получивший название Петропавловск.
aleksandr_maksin_na_reyde_v_avachinskoy_gube-529129.jpg
Лишь 4 июня 1741 года «Св. Пётр» и «Св. Павел» вышли в море и отправились к Земле Хуана де Гама — как позже выяснилось, мифическому месту, нанесённому на карту французом Жозефом Делилем. Не найдя ничего, пакетботы взяли курс на северо-восток. Но вскоре потеряли друг друга в густом тумане и при сильном ветре. Как оказалось, навсегда.
16 июля «Св. Павел» Чирикова достиг Америки, предположительно, у современного острова Бейкер. К берегу был отправлен ялбот. И пропал. Через несколько дней капитан отправил к берегу ялик. Но и он не вернулся. Чириков сделал вывод, что туземцы с послами поступили «неприятельски»…
Пройдя вдоль берега 400 вёрст, было решено возвращаться. По пути отряд Чирикова открыл несколько островов Алеутской гряды и даже встретился с более миролюбивыми туземцами, коих одарил подарками.1
2560px-aleutian_sunset_4835731617.jpg
2 октября «Св. Павел» вернулся в Петропавловск. Экипаж, изначально состоявший из 75 человек, потерял 15 человек пропавших без вести, и ещё девять членов экипажа умерли от болезней.
Стеллер был крайне недоволен, что Беринг не позволил ему остаться на острове дольше. И даже подозревал командора в скептическом, если не сказать высокомерном отношении к учёному. Хотя есть и другое объяснение — осторожность и предусмотрительность Беринга. Море было неспокойно, что создавало риски для корабля.
21 июля экспедиция начала свой путь домой. Беринг, как и многие члены экипажа, страдал от цинги. Командование судном перешло к лейтенанту Свену Вакселю. Впоследствии он довольно подробно описал все те невзгоды, которые пришлось пережить экспедиции.
Путь «Св. Петра» лежал вдоль побережья Аляски и Алеутской гряды. 29 августа корабль стал на якорь меж двух островов. Теперь мы их знаем как Шумагинские, в честь первого умершего члена экипажа — матроса Шумагина. Здесь же произошла встреча с туземцами.
aleutian_islands_amo_2014135_lrg.jpg
В сентябре погода стала портиться. Тяжёлые тучи плотно спрятали солнце и звёзды, по которым можно было бы ориентироваться. Дождь, колючий ветер, один шторм сменялся другим.
Между тем экспедиция продолжалась и открыла ещё три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.
В октябре цинга стала буквально косить экипаж. У людей отнимались руки и ноги. Вдобавок запасы провизии подходили к концу. По словам Вакселя, корабль плыл «как кусок мёртвого дерева», почти без всякого управления, подгоняемый ветром и волнами. 24 октября выпал первый снег.
Земля, хоть какая-нибудь, виделась спасением. Уж если не Камчатка, то хотя бы место, где можно устроиться на зимовку.
А вокруг было лишь бушующее ледяное море.
Совершенно разбитый, уже почти не поднимавшийся с постели 60-летний Беринг как мог поддерживал веру своих людей в спасение. И это в тот момент, когда почти половина экипажа не могли стоять на ногах. А те, кто ещё мог, работали на пределе человеческих сил.
4 ноября на горизонте показалась земля. Даже те, кто не мог ходить, вылезали из своих укрытий, только бы увидеть сушу. Все надеялись, что это прекрасная, спасительная, родная Камчатка.
Пакетбот долго искал среди острых рифов место, где можно было бы приблизиться к берегу. В какой-то момент большая волна перебросила корабль через камни.
Высадка проходила долго. Как свидетельствует Ваксель, многие умирали, как только попадали на свежий воздух. Несколько человек скончалось в лодке, так и не ступив на берег, а несколько человек умерли вскоре после высадки. Непуганые песцы отгрызали покойникам руки и ноги, прежде чем удавалось похоронить их.
Беринга перенесли на носилках. На острове не росли деревья, но были песчаные ямы, которые стали укрытиями для измученных людей.
dmitriy_utkin_ostrov_beringa-567285_ostrov_beringa.jpg
Вскоре выяснилось, что земля, на которую высадился экипаж «Св. Петра», вовсе не Камчатка, а неизвестный необитаемый остров. Это было ударом для всех.
Капитан-командор чувствовал себя хуже с каждым днём. Он лежал в земляной яме, прикрытый сверху куском парусины. Ноги и руки отнялись. Ветер заносил нижнюю часть тела песком, а когда соратники пытались откапывать его, противился, говоря, что так ему теплее.
Беринг умер 8 декабря 1741 года на острове, который назвали его именем.
Ваксель вспоминал, что даже если бы все были здоровы и полны сил, то уже одной угрозы предстоящих жестоких ежедневных бедствий было бы достаточно, чтобы свести людей в могилу. Больные продолжали умирать один за другим. Покойники оставались лежать среди живых, поскольку сил убрать их, а тем более похоронить не было ни у кого.
Весной разбитый волнами «Св. Пётр» разобрали и соорудили из его деталей небольшое судно. 13 августа оно вышло в море, и спустя две недели остатки экипажа добрались до Петропавловска. Из 77 их осталось 46 человек.
068.jpg
Если обобщить работу всех отрядов, участвовавших во Второй Камчатской экспедиции, то она принесла чрезвычайно важные научные, практические и политические результаты. Появилась «Карта Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона». Было положено начало системному научному изучению Сибири. От Волги до Камчатки созданы пункты наблюдений за метеоусловиями. Появился морской путь из России в Японию. Протянулись ниточки, которые в скором времени привяжут Аляску к Российской империи. Многие топонимы до сих пор несут в себе память о героях той экспедиции: море Лаптевых, остров Чирикова, мыс Челюскина. А имя Беринга, нанесённое на карту мира, деликатно даёт понять об интересах и влиянии России в этой части Тихого океана. Наконец, Северный морской путь и Арктика — пожалуй, одни из самых актуальных сюжетов XXI века.
280 лет назад экспедиция Беринга приступила к поискам Аляски
Как русские встретились с чукчами
Первым европейцем на Аляске предположительно был русский землепроходец Семен Дежнев, в 1648 году морем обогнувший восточную оконечность Азии. Считается, что шторм заставил его пристать к североамериканскому берегу, но документальных подтверждений этой версии нет. Попытки целенаправленного освоения региона начались при Петре I. Российскую империю интересовали морские пути в Индию и Китай и достижение неизвестной части Северной Америки, куда не успели добраться французы и англичане.
В 1724 году Петр I распорядился подготовить экспедицию с целью выяснить, «сошлась ли Америка с Азией».
В январе 1725-го три десятка моряков под командованием датчанина на русской службе Витуса Беринга выдвинулись из Петербурга на поиски северного морского пути из Европы в Азию. До Нижнекамчатска экспедиция добралась с огромными лишениями, потеряв более 500 лошадей и часть груза. В пути умерли несколько ученых. Прибыв на место, Беринг смог убедиться в существовании вблизи Камчатки неведомой населенной земли: оттуда к берегам России попадали деревья, приносимые морем. Кроме того, чукчи рассказали Берингу о сношениях с американскими туземцами. В своем письме императрице Анне Иоановне он докладывал, что «тамошний народ не под державою Российского государства самовластен и союзства с нашими ясачными инородцами не имеет». О встречах команды с чукчами известно из дневника мичмана Петра Чаплина. По его словам, они приплыли с Колымы и спрашивали, откуда и зачем пришли русские.
Первая Камчатская экспедиция растянулась на годы. Только в 1728-м Беринг достиг 67° северной широты и вышел в Чукотское море. Было доказано существование пролива, который с тех пор носит имя знаменитого мореплавателя. В июне 1729 года Беринг предпринял попытку достичь Америки (в официальных документах ее тогда называли Большой Землей), но густой туман и встречный ветер помешали продолжить плавание.
Весной 1730-го он вернулся в столицу России, где был по указу Анны Иоановны произведен в капитан-командоры.
Первооткрыватель доложил о сравнительной близости Камчатки к Америке и целесообразности налаживания торговых отношений с жителями этого континента. Дважды проехав через всю Сибирь, Беринг укрепился во мнении, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Он также выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии и разведки морского пути к устью Амура и Японии. Доклады Беринга произвели впечатление на Анну Иоановну и Правительствующий сенат.
Аляску присоединил к России датчанин
В апреле 1732 года императрица приказала Берингу готовить новую миссию – она вошла в историю как Вторая Камчатская операция. В ней приняли участие около 2000 человек. Путешественников разделили на семь отрядов, в которые вошли натуралисты, географы, историки. Перед ними стояла задача исследовать северное побережье азиатского материка, а также изучить обширные территории малоосвоенной Сибири, подтвердить наличие путей судоходства по Северному Ледовитому океану. Планировалось совершить плавание к северо-западу Америки и Японии, составить новые карты, изучить быт и нравы коренных народов.
Из Твери грузы и участники выдвинулись в восточном направлении по Волге, перегрузились в Казани, затем пошли по Каме и через Сарапул прибыли 19 сентября 1932-го в Осинскую слободу (ныне город Оса Пермского края). Экспедиция проходила неспешно и заняла много времени. Только в октябре 1734 года Беринг прибыл в Якутск, где построил железоделательный завод и канатную мастерскую, организовал заготовку смолы. Его отряды действовали отдельно друг от друга в разных точках Сибири. В сентябре 1740 года исследователи наконец выдвинулись из Охотска на Камчатку. Кораблем «Св. Петр» командовал сам Беринг, пакетботом «Св. Павел» — капитан Алексей Чириков, зарекомендовавший себя еще во время Первой Камчатской экспедиции. Зимовали в Авачинской бухте, где Беринг основал город Петропавловск.
4 июня 1741 года корабли вышли в море и направились к побережью Аляски.
19 июня из-за сильного тумана в северной части Тихого океана команды потеряли друг друга из виду и в дальнейшем продолжили поход самостоятельно. В поисках судна Чирикова Беринг на своем корабле прошел за три дня на юг около 400 км, а потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска.
Спустя три недели за 58° северной широты моряки увидели горы Святого Ильи — это был юг Аляски. Беринг объявил о принадлежности всего региона к Российской империи — от хребта и далеко на юг и восток от Берингова пролива.
В свою очередь, «Св. Павел» 15 июля 1741 года вышел к побережью Аляски близ острова Бейкер. Отправленная к берегу шлюпка не вернулась, посланная через неделю вторая — тоже. Члены команды погибли при невыясненных обстоятельствах. Потеряв 15 человек, Чириков оставил намерение осмотреть открытую им сушу, хотя «Св. Павел» еще две недели оставался у берегов Америки, пока не повернул назад. Открыв по пути в Алеутской цепи острова Умнак, Адах, Агатту и другие, Чириков в октябре вернулся в Петропавловск. Впоследствии выяснилось, что он побывал у Аляски на сутки раньше Беринга. В своем отчете Чириков рапортовал: «В северной ширине в 55° 35 минутах получили землю, которую признаем без сомнения, что оная — часть Америки».
«Св. Петр» же к концу июля подошел к острову Каяк, однако недостаток продовольствия заставил на следующий день отправиться в обратный путь.
Беринг шел вдоль берега на запад и при редких прояснениях наблюдал высокие горы. За этот период он открыл остров Чирикова, Евдокеевские острова, Алеутский хребет на «матером берегу» (полуостров Аляска), у юго-западной оконечности которого обнаружил острова Шумагина, где впервые встретился с алеутами.
«Они оба достигли или видели Большую Землю. Беринг пристал 20 июля к большому острову, по-видимому Каяку, и с моря мог видеть еще раньше гору Святого Ильи на Американском континенте. Но Беринг считал задачу выполненной, не исследуя новую землю», — констатируют авторы книги «Камчатские экспедиции».
Смерть Беринга
Беринг спешил вернуться в Петропавловск, но из-за дождей и ураганного ветра судно часто сбивалось с курса, а от цинги продолжали умирать люди. Взяв курс на Камчатку, «Св. Петр» оказался прибит штормом к острову, который позже назвали в честь Беринга, и разбился о скалы. Общими усилиями корабль вытянули на берег, законопатили пробоины, благоустроили трюм и решили в нем зимовать. Вынужденную зимовку пережили 45 человек из 76. Сам Беринг скончался 8 декабря 1741 года в возрасте 60 лет и был похоронен на острове. Лишь в августе 1742 года выжившие моряки под командой лейтенанта шведа Свена Вакселя построили из обломков пакетбота новое судно и отплыли на Камчатку.
«Путешествие Беринга и Чирикова есть событие громадного значения. Эти мореплаватели пересекли океан и открыли северо-западный берег Америки ценой ужасных потерь и перед лицом неописуемых трудностей. Нельзя не отметить, что члены экипажа, несмотря на недостаточную оснащенность экспедиции, мобилизуя всю свою волю и силу духа, совершили великий подвиг», — отмечал американский капитан XIX – начала XX веков Элсворт Бертольф.
Из отчета Второй Камчатской экспедиции стало известно о живущих в прибрежных североамериканских водах морских бобрах — каланах. Высочайшее качество их меха послужило стимулом к освоению русскими Аляски.
В 1743 году Сенат приостановил работу Второй Камчатской экспедиции.
За 18 лет исследований русские моряки добились следующих результатов: нашли путь через Берингов пролив, описали северное побережье Сибири от Вайгача до Анадыря, а также Камчатку, Курильские острова и северную часть Японии, открыли северо-запад Америки, собрали важные материалы по истории Сибири.