Как назывался корабль вывозивший фрагменты панорамы
Создание живописного полотна, строительство здания. Открытие
Известно, что в Севастополе Рубо встречался и с участниками обороны. Особенно важной для него была встреча с генерал-лейтенантом Ф. Э. Келлером, который 6 июня 1855 года (именно день этот изображен в панораме) участвовал в ожесточенной схватке с врагом, решившей исход сражения.
3 сентября Франц Алексеевич Рубо с помощью своих учеников, впоследствии известных мастеров Митрофана Грекова и Михаила Авилова приступил к подвеске картины и установке предметного плана. Художник проверил на месте общий цветовой строй картины, а затем «списал» предметный план с живописным полотном.
В ноябре 1904 года панорама была установлена.
Наконец, 14 мая 1905 года, в обстановке назревающих в стране и, в частности, в Севастополе, революционных событий, четвертая комиссия вынуждена была принять и открыть панораму.
По воспоминаниям народного художника РСФСР В. Н. Яковлева, «в здании панорамы всегда было многолюдно, но, несмотря на это, здесь царила торжественная тишина, подчеркивающая глубокое уважение зрителей к бессмертному подвигу воинов-героев, защитников Севастополя. «
Панорама в годы Великой Отечественной войны. Подвиг советских воинов
Реставрация под руководством М. Б. Грекова прошла успешно. Фигура П. С. Нахимова была восстановлена на прежнем месте. И вновь панорама волновала сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и матросам, заставляла восхищаться их мужеством, самоотверженностью и героизмом.
«Ташкент» подошел к севастопольскому берегу в районе Камышовой бухты. Под непрекращающимся артиллерийским обстрелом на борт было принято свыше 2100 человек и 86 уцелевших фрагментов панорамы Рубо. Ночью 27 июня 1942 года лидер «Ташкент» ушёл из Севастополя.
На помощь терпящему бедствие лидеру эсминцев из Анапы вылетели истребители 7-ого истребительного полка. Чтобы ободрить людей в «Ташкенте», дать им почувствовать, что их защитники рядом, летчики снизили самолеты до бреющего полета. Пролетая низко над морем, они увидели полузатонувший корабль, палуба которого едва ли на полметра возвышалась над водой. Пассажиры и команда стояли на палубе так тесно, что трудно было поднять руку, чтобы приветствовать летчиков.
Пришла помощь и по морю из Новороссийска. Эсминец «Сообразительный» снял с «Ташкента» всех пассажиров. Эсминец «Бдительный» взял лидер на буксир. В тот же день спасенный корабль и его спасатели благополучно прибыли к месту назначения.
Художники, возродившие панораму. Подготовительные работы. Воссоздание живописного полотна
Уже в первые послевоенные годы встал вопрос о восстановлении панорамы. Но как это сделать? Обследование полотна показало, что полная его реставрация невозможна из-за слишком больших повреждений и утрат. Оставался единственный путь: по сохранившимся фрагментам, авторским эскизам и фотографиям создать новую панораму.
24 октября 1950 года было принято решение завершить работы по воссозданию панорамы к столетию первой обороны Севастополя. Во главе творческого коллектива, которому предстояло вернуть к жизни шедевр Ф. А. Рубо, стал народный художник РСФСР академик В. Н. Яковлев (1893-1953).
Знаток и реставратор старинной живописи, Яковлев хорошо понимал всю сложность такой задачи и ту ответственность, которую он брал на себя, соглашаясь на роль руководителя коллектива. Но большой творческий опыт художника был залогом успеха.
Военную консультацию осуществляла группа консультантов под руководством выдающегося военного деятеля адмирала флота Советского Союза профессора И.С. Исакова. Консультанты уточнили дислокацию неприятельского флота, позицию русских кораблей, принимавших участие в обороне Севастополя, направление и характер артиллерийского огня, расположение земляных и других укреплений воюющих сторон на тех участках, которые не удалось восстановить на полотне Рубо.
Для написания жанровой части картины вся площадь живописного полотна была разделена на квадраты. Каждый художник писал определенный участок, в пределах которого старался довести живопись до возможного соответствия с оригиналом. Учитывая, что на полотне Рубо краски потемнели, тона подбирали более светлые.
Наконец напряженный труд большого коллектива был завершен. Все тревоги, волнения, напряжение последних месяцев остались позади. Вряд ли кто-нибудь их художников спал накануне открытия панорамы. Ведь каждый из них, по общему их признанию, считал работу над панорамой одной из важнейших в своей жизни, каждый оставил в ней частичку своего сердца.
Викторина. Вторая оборона Севастополя
Содержимое разработки
75-летию начала Второй обороны Севастополя посвящается
«О господа! Если бы я мог ходить, то тогда бы дошел до святых мест России – Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, стал бы на колени и поцеловал эту святую землю. »
1-й раунд 10 баллов (5+5)
1-й раунд 20 баллов
1-й раунд 30 баллов
1-й раунд 40 баллов
1-й раунд 50 баллов
Домашнее задание : рассказ об одном из героев 2-й обороны Севастополя, именем которого названа улица Севастополя.
2-й раунд 10 баллов
Сколько оборонительных рубежей было возведено перед началом Второй обороны Севастополя?
2-й раунд 20 баллов
О ком идёт речь : Военный кинооператор Главного политуправления РККА, фотокорреспондент центральных газет. Участник обороны Севастополя 1941-1942 гг и освобождения города в 1944 гг. В 1942 г. на экраны вышел его документальный фильм «Черноморцы».
2-й раунд 30 баллов
Назовите имя и фамилию участницы Второй обороны Севастополя, которая в июне 1942 г. во время визита в США делегации советской молодёжи сказала : «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Что вы о ней знаете?
2-й раунд 40 баллов
Севастополь, 1941 г.
Справа налево: И.В. Курчатов К.С. Лазуркин, А.Р. Регель
У известного физика, создателя первой советской атомной бомбы И.В. Курчатова среди множества правительственных наград есть и медаль «За оборону Севастополя». Какой вклад он внёс в оборону нашего города?
2-й раунд 50 баллов
На склоне высоты вблизи села Хмельницкое установлен памятник воинам 7-ой бригады морской пехоты участвовавшим во Второй обороне Севастополя. На памятнике высечены стихи:
Кто автор этих строк, что вы о нём знаете?
«Пионерские частушки», с которыми хор подземной школы № 13 выступал в госпиталях и воинских частях осаждённого Севастополя
3-й раунд 10 баллов
3-й раунд 20 баллов
3-й раунд 30 баллов
3-й раунд 40 баллов
3-й раунд 50 баллов
4-й раунд 10 баллов
«Родина моя! Земля русская! Я, сын ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце, уничтожал гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Врагу не бывать в Севастополе! Моряки-черноморцы! Уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал….»
Назовите его имя и фамилию?
4-й раунд 20 баллов
О, скорбная весть – Севастополь оставлен… Товарищи, встать, как один, перед ним, пред городом мужества, городом славы, пред городом – доблестным братом твоим!
Но мы не хотим и не будем прощаться с тобой, не смирившийся город-солдат: ты жив, ты в сердцах москвичей, сталинградцев, дыханье твое бережет Ленинград.
Кто автор этих строк?
Когда они были написаны?
4-й раунд 30 баллов
ГБОУ СОШ № 49 расположена на улице, которая носит имя
Бориса Евгеньевича Михайлова.
Что вы о нём знаете?
1942 г. Слева направо
А.И, Кузнецов, Б.Е. Михайлов в центре, В.Ф. Голубев
4-й раунд 40 баллов
Герой Советского Союза. Один из руководителей обороны Одессы и Севастополя, заместитель командующего СОР, командующий Приморской армией с 05.10.1941 по 30.071942 г. Его именем названа одна из улиц Ленинского района Севастополя.
4-й раунд 50 баллов
4-хорудийная 305 мм батарея № 30.
Дальность её стрельбы 44 км позволяла поражать противника на всех подступах к Севастополю. Кто командовал этой батареей?
Как эту батарею называли гитлеровцы?
Где она располагалась?
Жюри подводит итоги
Просмотр фрагмента документального фильма
Панорама «Оборона Севастополя»
Автором панорамы является выдающийся русский художник, мастер батальной и панорамной живописи, академик Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо.Сюжетом панорамы послужили события Крымской войны 1853-1856 годов, а именно оборона Севастополя, длившаяся 345 дней. 6(18) июля 1855 года защитники города отразили ожесточенный штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками после 9-месячной осады города.
Не овладев ни одним из севастопольских укреплений, неся огромные потери, морально подавленная вражеская армия была прикована к внешним стенам Севастополя еще на три долгих и трудных месяца. Именно этот день и изобразил на своей картине Франц Рубо.
Строители с помощью военных моряков отстроили и реконструировали по проекту архитектора В.П. Петропавловского здание панорамы.
Воссоздание самого живописного полотна оказалось чрезвычайно сложным делом. Спасенные куски картин, разрозненные, с обгоревшими краями и многочисленными повреждениями не могли быть объединены на одном полотне. Было решено написать копию панорамы.
Возрождая панораму, коллектив художников вносил в картину и в предметный план уточнения, дополнения и ряд новых эпизодов. Они изобразили приезд на перевязочный пункт Малахова кургана выдающегося русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Николая Ивановича Пирогова. Вот он в центре
А вот здесь сразу и не поймёшь когда предметный план переходит в написанное полотно.
Все бойцы покинули бастион, пошли в рукопашную. На позиции остался только труп одного из бойцов.
Ощущение что ты и вправду стоишь на кургане в эпицентре битвы.
08
Картина «Оборона Севастополя» Франца Рубо — крупноформатное произведение с эффектом присутствия
«Оборона Севастополя» — картина, написанная родоначальником отечественного панорамного искусства, Францем Алексеевичем Рубо (Franz Alekseevich Roubaud). Сюжет эпического произведения посвящен оборонительному сражению, произошедшему на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, и складывается из выстроенных в определенной последовательности эпизодов этого победного дня. Малахов курган был ключевым пунктом обороны Севастополя, длившейся одиннадцать месяцев. 75-тысячная армия удерживала стратегически важную высоту, осаждаемую 173-тысячной англо-французской группировкой войск. Работа отображает события, развернувшиеся уже после того, как первые атаки противника были отбиты. По замыслу художника у зрителей, смотрящих на панораму, должно возникать ощущение, что они стоят на Малаховом кургане. Эффект присутствия на высоте был достигнут тщательно проработанной композицией и правильно подобранному освещению. Ближе к наблюдателю помещены предметы, выполненные в натуральную величину. Это насыпи укреплений, пороховые бочки, ядра, пушки, развороченный взрывами каменистый грунт. На заднем плане холста разворачивается масштабное действие, где внимание зрителя не концентрируется на отдельной точке, но при этом объекты не теряют определенности форм. Площадь живописной части панорамы составляет 1610 м², предметного плана — 900 м². Расстояние от края инсталляции до живописного творения составляет 12 метров. Отраженный рассеянный свет, правильная передача перспективы и плавный переход от предметного переднего плана к широкоформатному изображению создают глубокое воздушное пространство. Это помогает зрителям поэтапно рассмотреть все эпизоды одного дня на расстоянии порядка 30 км. Художник глубоко прочувствовал эту войну, настроение солдат, матросов, мирных жителей, принимавших в ней непосредственное участие. На картине изображено около 4 000 фигур реальных героев обороны. В каждом фрагменте живописец правдиво раскрыл характеры персонажей, их внутреннее состояние.
В композиционном центре панорамы запечатлен один из сложных моментов в защите высоты. Беспросветные клубы дыма заволокли город. Масса людей в военной форме у небольшого двухъярусного фортификационного сооружения — оборонительной башни Малахова кургана — представлена в движении. Часть из них торопится на помощь батарее Жерве. На полуразрушенной башне четыре штабных офицера оценивают наступающие силы неприятеля. Внизу над входом — икона. Перед ней на фоне солдат прорисована фигура флотского священника. Там же сестра милосердия Прасковья Графова оказывает помощь раненому. Справа от башни взрывом вражеской бомбы был уничтожен пороховой запас. Раскаленный поток пламени, рвущийся к небу, нагнетает тревожные ощущения. Слева — адмирал Павел Степанович Нахимов. Он стоит, опираясь руками о бруствер, и наблюдает за сражением. На этом месте 28 июня 1855 года он получил смертельное ранение.
На левом фланге кургана — пятиорудийная батарея Никифорова ведет непрерывный огонь по противнику. Рядом солдаты готовятся занять боевые позиции. Тут же с коромыслом на плече стоит сирота Даша с Корабельной стороны Севастополя, она принесла бойцам воду. Потери несут обе стороны. У батарейной иконы — тела погибших героев. Раненых переносят на носилках в укрытие. Правее изображены телеги, за ними — резервные батальоны русской армии бегут на помощь защитникам высоты.
Помимо батальных сцен большое внимание уделено бытовым заботам героев. Художник показал и развешенное солдатское белье, и отдыхающих солдат, и жилые земляные сооружения. В проеме подорванного блиндажа виден человек, набирающий воду.
Название картины: «Оборона Севастополя».
Автор: Франц Рубо (1856-1928).
Год написания: 1905 г.
Размер: 11500 х 1400 см.
Стиль: Реализм.
Жанр: Батальный.
Техника: Масляная живопись.
Материал: Холст.
Местонахождение: Музей обороны Севастополя, Крым.
Франц Алексеевич Рубо — гениальный художник-панорамист конца XIX — начала XX веков, автор знаменитых исторических шедевров, увековечивших героику и самобытность защитников Отечества. Его работам характерны жизненность и правдивость в передаче военных и бытовых сюжетов. Монументальные батальные сцены и пейзажные зарисовки соединялись мастером в единый художественный образ, оказывающий выраженное эмоциональное воздействие.
В 1901 году Рубо получил правительственное задание на изготовление произведения к пятидесятилетнему юбилею обороны Севастополя в 1854-1855 годах. Для устройства панорамы-памятника государственным казначейством было выделено 144 тысячи рублей. В договоре прописали параметры картины: 14 метров в высоту и 115 метров в длину. Для того чтобы разместить холст данных размеров, мастер соорудил на выделенном ему муниципалитетом Мюнхена участке мастерскую-павильон.
Художник замыслил изобразить наиболее яркий, победный день Крымской войны. Героизм русской армии не смог изменить ход событий. Отборные войска противника, имея численное превосходство, заняли Малахов курган. Главнокомандующий крымской армией князь Михаил Дмитриевич Горчаков с потерей стратегически важной высоты защиту города посчитал нецелесообразной. Южная часть Севастополя была оставлена. Русские войска отошли на его северную сторону.
В Севастополе Франц Алексеевич лично осматривал места боевых действий, беседовал с участниками и очевидцами героических событий, изучал архивные документы. Художник создал более пятидесяти этюдов. Эскиз будущего грандиозного памятника защитникам Малахова кургана был одобрен и утвержден в феврале 1902 года. В Мюнхене совместно с Рубо творили немецкие живописцы и студенты Баварской академии изящных искусств (нем. Bayerische Akademie der Schönen Künste).
В ноябре 1904 года с гигантским произведением ознакомилась «приемная комиссия». Художника обвинили в ненужной демонстрации рядовых героев битвы, посоветовали заменить фигуру адмирала Павла Степановича Нахимова на Горчакова. Живописец не согласился, но по воле императора вынужденно внес корректировки, в результате которых на картине фигура выдающегося русского флотоводца исчезла. В мае 1905 года гениальный труд был представлен широкой публике, а с 1909 помещен в особое сооружение в Севастополе. В 1926 году по инициативе власти Советов проводилась реставрация панорамы, в результате чего произведение приняло тот вид, который первоначально замышлялся автором.
Работа была доступна для свободного созерцания до 25 июня 1942 года. В этот роковой день здание с шедевром подверглось фашистской массированной бомбардировке. Во огне пожара из 1610 квадратных метров холста были безвозвратно утрачены 493. Уцелевшие фрагменты значительно пострадали. Их эвакуировали в Новороссийск на эсминце «Ташкент», затем переправили в Новосибирск и оттуда в Москву. Однако эксперты посчитали, что восстановить творение гениального мастера не представляется возможным. Только в 1950 году было решено отстроить сгоревшее здание. В этот же период началось воссоздание картины. Группа лучших московских художников-баталистов работала над произведением Рубо. Это была не обычная реставрация, а повторение техники выдающегося панорамиста, выполнение творческой копии шедевра. Картине решили придать приподнятый колорит, воспеть великий подвиг и высокий дух народа. Основываясь на исторических фактах, фотографиях авторских этюдах, архивных свидетельствах, писались дополнительные сцены: приезд основоположника русской военно-полевой хирургии Николая Ивановича Пирогова, возвращение с задания прославленного разведчика Петра Кошки и другие.
Реставраторы вдохновенно работали, не нарушая ни общую батальную композицию, ни сюжетную линию. Осенью 1954 года на радость любителей крупномасштабного искусства панорама открылась вновь.
Картина «Оборона Севастополя» Франца Рубо обладает громадной притягательной силой и признана безусловным шедевром батальной живописи. Это итог большой напряженной работы, воплощение смелых решений и благородных идей мастера.