Как назывался вождь арийского племени

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс, стр. 15

Как назывался вождь арийского племени. i 006. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 006. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 006

Одним из крупнейших городов в долине реки Инд был Мохенджо-Даро. В центре города стояла могучая крепость, возведенная на высоком холме. Внутри крепости находились дворец правителя и огромное хранилище для зерна. У подножия крепостного холма раскинулись городские кварталы, разделенные прямыми широкими улицами. Вдоль них стояли двух– и трехэтажные дома, построенные из красного кирпича. В каждом доме имелся колодец, а также комната для омовений. Грязная вода оттуда поступала по трубам в канал, отводивший ее за город. В Мохенджо-Даро имелся и большой плавательный бассейн с помещениями для отдыха. Учеными было найдено множество изделий ремесленников: предметы быта, орудия труда, украшения. Археологи обнаружили керамические сосуды, покрытые блестящей глазурью и искусно расписанные темно-пурпурными рисунками.

Как назывался вождь арийского племени. i 086. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 086. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 086

Жрец. Статуэтка из Мохенджо-Даро

К 1500 году до н. э. все древнеиндийские города оказались заброшены. Жители покинули их по неизвестной нам причине.

В первой половине II тысячелетия до н. э. с северо-запада на территорию Индии проникли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселились по всему Индостану. Существует много предположений о том, откуда пришли арии. Некоторые ученые полагают, что их прежняя родина – северное побережье Черного моря. Арии были кочевниками, разводили коров и лошадей. Бо?льшую часть населения Индии к этому времени составляли дравиды. Их главным занятием было земледелие. Основную роль в обществе дравидов играли женщины. Они заправляли всеми делами в племени и даже были жрецами. Дравиды поклонялись грозной богине-матери и страшным богам-демонам. Завладев плодородными землями дравидов, арии постепенно перешли к оседлому образу жизни и освоили земледелие. Со временем арии и дравиды образовали единый индийский народ.

Как назывался вождь арийского племени. i 087. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 087. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 087

Каменная колонна царя Ашоки

Во главе каждого арийского племени стоял вождь – раджа. Вначале их выбирали, но со временем раджи начали передавать власть по наследству. Они превратились в царей, а принадлежавшие им земли – в небольшие государства. В I тысячелетии до н. э. на территории Индии сложилось множество царств. В результате долгих войн в III веке до н. э. почти вся страна была объединена под властью царя Ашоки. Но его государство оказалось непрочным и вскоре после смерти правителя распалось.

Все население Индии делилось на четыре варны – жрецов, воинов, земледельцев и слуг. По легенде, людей на варны разделил один из главных арийских богов Брахма. Каждую он создал из разных частей своего тела. Из уст его вышли жрецы – брахманы, и поэтому только они получили возможность беседовать с богами. Из своих могучих рук Брахма создал царей и воинов – кшатриев. Они должны были править государством и защищать народ. Из бедер он создал земледельцев – вайшиев. А из ступней, запачканных в пыли, Брахма сделал слуг – шудр.

Как назывался вождь арийского племени. i 088. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 088. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 088

Бог Брахма. Древнеиндийский рисунок

Каждый индиец с самого рождения причислялся к той же варне, к которой принадлежал его отец. Переходить из одной варны в другую строго запрещалось. Каждый должен был заниматься лишь тем делом, которое ему было суждено по рождению. Люди, принадлежавшие к разным варнам, отличались не только родом занятий, но и своими домами, одеждой, даже ее цветом. Например, брахманы одевались только во все белое, кшатрии – в одежды красных цветов, а вайшии – в желтое. Презираемые же всеми шудры должны были всегда носить одежду черного цвета.

В III тысячелетии до н. э. на территории Индии, на землях живших в долине Инда земледельцев, возникли города. Во II тысячелетии до н. э. в Индии появились племена ариев. Одной из главных особенностей созданных ими государств было разделение людей на варны.

Как назывался вождь арийского племени. i 003. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 003. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 003

Варна – группа людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями.

Как назывался вождь арийского племени. i 004. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 004. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 004

Первая половина II тыс. до н. э. Вторжение ариев в Индию.

III век до н. э. Объединение Индии под властью царя Ашоки.

Как назывался вождь арийского племени. i 007. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 007. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 007

1. Расскажите о том, как жили и чем занимались обитатели древнейших городов Индии. Как выглядели эти города?

3. Каковы были основные занятия ариев до прихода в Индию? Как изменилась их жизнь после завоевания ими Индостана?

4. Когда возникли государства у ариев? Кому и когда удалось их объединить?

5. На какие варны было разделено население Индии? Как индийцы оправдывали существование варн?

На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.

Как назывался вождь арийского племени. i 089. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 089. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 089

Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».

Как назывался вождь арийского племени. i 006. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 006. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 006

Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.

Как назывался вождь арийского племени. i 090. Как назывался вождь арийского племени фото. Как назывался вождь арийского племени-i 090. картинка Как назывался вождь арийского племени. картинка i 090

Древнекитайский макет дома

Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».

Источник

Как назывался вождь арийского племени

Язык и мифология

Вы все помните, я надеюсь, что такое индоевропейское или арийское древо языков. Суть его сводится к тому, что подавляющее большинство народов Европы, Малой и Средней Азии, да и мы с вами, говорит на очень похожих языках. Иными словами, если не считать австралийцев, индейцев, японцев, китайцев и их соседей по странам Юго-Восточной Азии, а также африканцев, говорящих на родных африканских языках и наречиях, остальные народы мира говорят на похожих между собой языках, что означает, что мы все либо происходим от одного общего народа, либо все испытали на себе его существенное влияние. Чтобы сменился язык, влияние должно быть длительным, доминирующим и ненасильственным. Последнее доказывается тем, что при насильственном подавлении одного народа другим, вытеснения этноса подавленного народа все равно не происходит, а язык – это одно из ярких проявлений этого самого этноса. (Этнос это некое объединение народа, которое проще всего называть его духом, и на этом успокоиться, ибо определение, введенное Гумилевым, по сути интуитивное.)

И это еще не все. Внимательное рассмотрение наших мифологий показывает удивительное сходство между богами, саму концепцию богов, которые восседают то ли на Олимпе, то ли на горе Меру, число первоначальных «главных» богов и даже звучание их имен оказывается поразительно похожим. И это, разумеется, тоже не случайно и тоже является следом все того самого удивительного народа, который ухитрился не только «познакомиться» почти со всем континентом, но еще убедил всех вокруг перенять их язык и культуру. Именно этот факт, по большому счету, и вызывает самое большое удивление, из-за которого иногда это племя считают обладающим некими уникальными свойствами.

Соседи арийцев.

Но об этом дальше. Для начала попробуем найти, откуда же произошли наши арийцы, где же они жили, откуда пришли и почему оказали такое влияние на весь наш мир.
Лингвисты, занимающиеся поиском праязыков и племен, установили, что ближайшими соседями первых индоевропейцев были с одной стороны финно-угры (это север Восточной Европы), с другой – прахаты и прахуриты (это племена Ближнего Востока). Кстати, давайте сделаем маленькое отступление и поясним, что общепринятый до Второй Мировой войны термин «арийцы» из соображений, аналогичных американским соображениям политкорректности, после Гитлера был заменен на «индоевропейцы». Сейчас «индоевропейцы» толкуется несколько шире, чем исходное «арийцы», но в принципе можно считать, что эти термины близки.

Еще пару слов о названии «арии». Арии означают «свои», «благородные» и т.п. «Истинные», одним словом. При этом как называли арийцы сами себя или самоназвание арийских племен никто не знает, история не донесла до нас эту тайну. Или каждое племя там называло себя по-своему? Кто знает.

Следы их культур находят в самых разных местах, а сами племена называют прахуритами и прахатами. Кстати, на территории Румынии были найдены шумерские таблички, которые, видимо, притащили с собой эти народы.

Итак, с одной стороны – Ближний Восток, с другой – север Восточной Европы. Можно объявить, что нам удалось сузить район поисков места жительства арийских племен аж до трети континента (восточнее Гималаев их точно можно не искать). Арийцы должны были обитать где-то в районе степи и лесостепи (ну, примерно там, где сейчас находится Россия). Как отделить их от известных нам соседей? Довольно просто.

Где родина арийцев?

Прахаты и прахуриты обладали вполне конкретным, называемым средиземноморским, антропологическим типом, который характеризуется невысоким ростом, темными глазами, темной кожей (но не черной, не путайте с негроидной расой), крупным носом и слегка скошенным лбом. В общем, представьте себе вид типичного араба или еврея, и вы получите очень близкую картинку к внешнему виду этих племен. Финно-угорские племена были, напротив, очень высокими, обладали белокурыми волосами, очень светлой розовой кожей, светлыми глазами, высоким лбом и относительно широкими скулами. Это почти арийский вид, если сделать все черты тоньше, а общее телосложение более стройным. «Медведи» появлялись все же на севере, а не на юге, это понятно. Можно вспомнить еще уроки генетики и тот факт, что южные соседи обладают набором доминантных признаков, а северные – рецессивных.

Итак, выходит, что арийцы должны были обитать где-то между Доном и Днепром или, скажем, на Волге. Если их интересовали сельскохозяйственные термины, то селиться они могли ТОЛЬКО рядом с большими реками. Помните почему? Потому что вода нужна для земледелия.

Предположительно, что основа праиндоевропейского общества (или попросту арийцев) состояла из групп еще мезолитических охотников и собирателей, живущих весьма дикой жизнью, которые окультурились под влиянием своих южных соседей. Это они, выходцы семитских племен, познакомили их с земледелием, скотоводством, металлургией и т.п. И должно было это все случиться примерно в 5 тыс. до н.э.

И действительно, есть среднестоговская культура между Днепром и Доном и хвалынская культура на Волге, которые датируются 4500-3500 гг. до н.э. Возможно, это и есть древние предки или первые арийцы, хотя однозначно никто ничего сказать не может.

Разбегание арийских племен

Кстати, для дальнейшего следует отметить, что, как и любой другой степной народ, арийцы владели отменными лошадьми и, похоже, первыми придумали колесницы. Это очень важно, поскольку они принесли и то, и другое достижение ко многим цивилизациям, а по времени появления колесниц можно судить о времени контактов с арийскими племенами.
Видимо, эта ветка разбилась на две, одна из которых не рискнула переходить Гиндукуш и свернула еще восточнее, поскольку в приалтайских степях также находят похожие памятники 3-го тыс. до н.э. (афанасьевская культура). Далее, потомки этих людей расселяют все, что можно от Южного Урала до Памира и Каракумов, где во 2-м тыс. до н.э. возникает так называемая андроновская культура. Возможно, их потомки двинулись потом на Иран, Индию и основали страны Средней Азии, а, может быть, потомки другой ветви, уже прошедшей на юг, вернулись с юга на север. Но как бы там ни было, а именно они принесли в эти места индоиранские языки.

Возможно, кстати, что и те, и другие потомки оказались в этих местах. Поскольку битва за арийское происхождение сильна по сей день во всем мире, то в Таджикистане до сих пор можно слышать о людях, которые отличаются от местных жителей, ибо «спустились с неба, с гор». Они более светлокожие, у них голубые глаза и встреча с ними считается приносящей счастье. Кстати, известно, что эти представители жили замкнутой общиной, что характерно для арийских племен по всему миру. Точнее, так принято считать, ибо на самом деле это привело бы к полному их вырождению, что вроде бы не так. Легенды, как ни странно, имеют под собой некоторые основания, поскольку среди безусловно коренных таджиков встречаются два типа внешности – одну вы, видимо, легко себе представите – они имеют темные глаза, темную кожу и невысокий рост, вторые обладают светлыми глазами, светлой кожей и обычно выше ростом. Я позволю себе достаточно рискованную гипотезу, что северная ветвь арийских рас оказалась светлее, нежели южная, которая с большой вероятностью смешалась с народами Малой Азии, Месопотамии, Индии и Ирана и приобрела более темные цвета глаз и волос (кстати, напомню, это доминантные признаки, поэтому они должны были вытеснить рецессивные светлые).

Однако вернемся к разбегающимся арийцам. Вторая волна двинулась на уже обжитый запад к среднему течению Дуная, в Болгарию и на северо-запад Анатолии (это все так называемая «циркумпонтийская культурная область»). Они везде оставляли часть своих племен и контакты между ними, вероятно, были по-прежнему очень тесные, во всяком случае, тут возник ряд очень близкородственных культур.

Данных о движении на север – в Центральную и Северную Европу, где жили предки германских, славянских и балтских народов, в истории нет. Историки и лингвисты ведут ожесточенные словесные битвы на эту тему, но чего нет, того нет.

Третья волна арийских племен двинула прямиком на Кавказ, обогнула его с востока, оставив от себя «колонию» в Армении, а оттуда отправилась в Грецию, где оказалась третьей волной варваров, стерших с лица земли минойскую цивилизацию, считавшуюся «золотым веком» всей греческой культуры. Заодно, уже в XVII веке до н.э. они вторглись в Египет и разрушили на своем пути все, что можно. Именно им надо сказать «спасибо» за то, что египтяне больше не строили своих пирамид и стали хоронить фараонов в подземных гробницах Долины Царей в Фивах. Шок от такого вторжения был настолько велик, что в Египте появился историк Манефон, который целью своей жизни поставил составить записи о своей стране и ее истории, дабы они достались потомкам. Вы решите, что это все ерунда, но это не так, ибо до того времени египтяне считали свою страну вечной, и попыткой увековечить ее историю не занимались. И тут я снова рекомендую тем, кто не изучал курс сначала, глянуть на лекцию про Египет. Именно благодаря Манефону мы знаем имена египетских фараонов и их династии, поскольку он записал многотомную историю своих царей. Кстати, о самых древних говорилось так, что это были имена тех, о которых ничего, кроме имен не осталось. Однако они отсутствуют в официальных династических свитках, так что нам неизвестно, были ли это еще более древние династии египетских фараонов или он перечислял имена вождей местных племен, из которых родился Египет. Так вот Манефон описывал вторжение арийцев так: «И вот, не знаю почему, Бог был к нам неблагосклонен: неожиданно из восточных краёв люди неизвестного племени предприняли дерзкий поход в нашу страну и легко, без боя, взяли её штурмом. И, победив её правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы Богов, а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других уводя в рабство жён и детей. «

От армянской ветви нам досталась еще одна информация о передвижениях арийцев. Дело в том, что курды и мидийцы в армянском языке носили одно и то же название, а мидийцы просто считали себя ариями, чем хвастались «на каждом углу» (вообще говоря, они считают, что Зороастр был мидийцем и, возможно, это даже правда, впрочем, армяне тоже так иногда считают).
То есть южнее Кавказского хребта (север Ирака, восток Турции и северо-запад Ирана) находится народ, который в древности прямо отождествлял себя с арийцами. Значит, как минимум, они тут прошли.
Еще одна «умирающая» ветка – это кельтские языки, но тут дело несколько другое, их просто вытеснил английский.

Благородные арии

Кстати, я лично подозреваю, что поиски «истинных арийцев» давно стали бессмыслицей в силу смешения народов. По территории, где они находились изначально, прошлись все, кому не лень – скифы, славяне, монголы, наконец. Те места, куда они уходили на юг, были заселены и там менялись уже не народы, а целые цивилизации. Запад был относительно диким, но и там жили люди, с которыми смешались арийцы. К тому же с тех пор этот самый «Запад» (сиречь Европа) хорошо перемешался между собой, а юг Европы и вовсе носит в себе гены решительно всех наций. Так что, похоже, поиск наиболее приближенной к арийцам нации давно стал печально-бессмысленным.

Однако вернемся к нашим арийцам и их истории. К слову сказать, сам термин «арийцы» ввели в современный язык французы. Немцы предпочитали название «индогерманцы», а англичане «индоевропейцы». Как видите, после Второй мировой войны победили англичане по понятным причинам.

Религия арийцев, ее след в мировых религиях и мифологиях

Интересна религия арийцев. Начнем с того, что арийцев было, по-видимому, очень мало. Нигде я не вижу прямого утверждения, что они захватили какую-то территорию И ТАМ ОСТАЛИСЬ в качестве победителей, которые вытеснили местный народ. Скорее, они вели себя как классические кочевые племена, которые, образно говоря, набежали и убежали.
Но особенность есть. Кочевые племена убегали назад, домой, а арийцы пришли, чтобы найти себе новое место, в силу чего им пришлось сначала отвоевать себе возможность жить на этом новом месте, а потом СЛИВАТЬСЯ с местными народами.

Приходилось искать общий язык с соседями, несмотря на идею превосходства собственной расы во всех отношениях. Этим-то, конечно, все страдают, то ли в наследство от арийцев, то ли просто в силу человеческой природы. Вот Китай-то вроде страна не арийская, а иероглиф «Китай», который выглядит как буква Ф, означает еще и «середина мира».
Поиск этого общего языка выражается в сильной степени в смешении религий. Это у арийцев появилось 12 «главных» богов, которых можно проследить где угодно – у славян, греков, иранцев, индусов, не говоря уж о римлянах, которые перехватили систему у греков. Однако чаще всего смешение было настолько сильным, что прямо проследить арийское влияние почти невозможно.
Это верно везде, кроме двух соседствующих стран – Индии и Ирана. Индуизм и зороастризм. Причем ведь что интересно, что Индия и Иран придают значения «+» и «-» противоположным богам. В Индии суры – «хорошие парни», асуры – «плохие». В Иране наоборот.

Время написания Авесты – I в. до н.э. – I в. н.э., поэтому эти красивые названия частично поддаются интерпретации.

Зороастризм безусловно повлиял на все мировые религии. Во-первых, похоже, что именно тут впервые родилась идея единобожия – Ахура Мазда стал верховным и единственным богом религии. Позже эту идею перехватили иудеи, христиане, а затем и мусульмане. Кстати, все они, следом за зороастризмом, перехватили идею пророков, т.е. людей, которые передают волю Бога. Христиане при этом обожествляют этого пророка, мусульмане, скажем, нет. Кстати, еще одна параллель – Зороастр получил Божественное откровение в 30 лет, подобно Христу. Жизнь Зороастра была чем-то похожа на жизнь Нагараджуны или даже Будды. Он тоже сначала сколотил армию своих сторонников, прежде чем распространил учение по миру. Одним словом, параллели можно найти где угодно.
Однако я попробую сделать еще одно допущение. Зороастр, безусловно, был более поздним арийцем, чем те, кто расходился от своей прародины. Может, он просто нашел способ передать информацию и убедить всех остальных в своей правоте? Какую информацию? Вот ту самую, которая убедила остальные народы в необходимости принять воинственных и не слишком образованных чужаков на свои земли, да еще и сменить свою веру на веру пришельцев и взять их язык.

Источники определяют примерно два периода возможного зарождения зороастризма – 1500-1200 гг. до н.э. и VII век до н.э. (последняя дата считается более вероятной).
Удивительно, что предыдущих течений или верований арийцев не удается проследить. Может, эта их странная вера и побудила их бросить насиженное место и нести по миру свою идею? (Тут, похоже, пора поверить в инопланетян или создателей разума на Земле, даже, если это земляне). Можно, конечно, сослаться на то, что огонь – это от Солнца, а культ Солнца, конечно, относится к язычеству и встречается почти везде, но от солнцепоклонников до огнепоклонников довольно большая пропасть.

Зороастр дожил до преклонного возраста и был убит во время богослужения языческим жрецом. Имя «Зороастр» в переводе с курдского означает «Сын Неба» («зоро» – «сын», «астр, асман» – «небо, Вселенная»).
Культ зороастризма жив по сей день, но и религии, родившиеся от веры древних арийцев, тоже, как вы все знаете, живы и развиваются.

Источник

Глава девятнадцатая Арийские народы в доисторические времена

Арийские народы в доисторические времена

1. Распространение арийских народов.

2. Как жили арии на своей прародине.

3. Семья у ариев

Мы уже говорили, что вероятная родина арийского языка — южная Россия и дунайский регион, откуда и началось его распространение. Мы говорим «вероятная», поскольку точных доказательств, что именно это и была родина ариев, у нас в настоящее время нет. Самые разные предположения и доводы высказывались в этой связи, поэтому мы приводим лишь то мнение, которое можно считать преобладающим.

В своей основе это был язык группы народов, относившихся к северной (нордической) ветви европеоидной расы. Арийский язык в результате своего широкого распространения разделился на несколько производных языков.

На западе и на юге ему пришлось столкнуться с баскским языком, преобладавшим в Испании, и другими средиземноморскими языками. До того как арии двинулись на запад Европы из своих первоначальных земель, иберы заселяли территории Великобритании, Ирландии, Франции, Испании, Северной Африки, Южной Италии. На более высокой ступени цивилизации находились средиземноморские народы Греции и Малой Азии. Их ближайшими родственниками можно считать древних египтян.

Если судить по останкам, обнаруженным в погребениях на территории Европы, это был низкорослый тип людей, как правило, с овальным лицом и удлиненной головой. Они хоронили своих вождей и знать в мегалитических камерах, сложенных из массивных каменных валунов, и сверху насыпали высокие земляные курганы. Эти насыпи, которые в длину обычно значительно больше, чем в ширину, называют еще «длинными могилами». Иногда этим людям случалось укрываться в пещерах, и там они тоже хоронили своих умерших. Если судить по находкам обожженных, разбитых и раздробленных человеческих костей, следует предположить, что они были каннибалами.

Низкорослые смуглокожие иберы (а также и баски, если они были отдельным народом) были отброшены на запад, завоеваны и порабощены арийскими племенами, в случае Западной Европы — кельтами. Волна за волной они продвигались на запад и на юг из Центральной Европы. Только баскам удалось отстоять свой родной язык среди всеобщего доминирования арийской речи.

Постепенно кельты вышли и к Атлантическому океану, и все, что осталось от иберского населения Западной Европы, теперь превратилось в неоднородный конгломерат кельто-иберийских племен. До настоящего времени открытым остается вопрос, до какой степени кельтское вторжение отразилось на населении Ирландии. На этом острове кельты могли представлять собой касту завоевателей, навязавшую свой язык покоренному большинству местного населения. То же самое может быть справедливо и в отношении Испании. Встречаются низкорослые темноволосые валлийцы и ирландцы, в которых определенно заметны иберийские черты. Современные португальцы также имеют значительную часть иберийской крови.

О языке этих кельтских племен иногда говорят, что он сочетал словарный запас арийского языка с иберской грамматикой. Кельтский язык в свою очередь разделился на галльский, валлийский, бретонский, ирландский, гэльский язык Шотландии и другие наречия.

В то время как кельты продвигались на запад, другие арийские племена потеснили смуглокожие средиземноморские народы на Балканах и Апеннинском полуострове, образовав латинскую и греческую группы языков. Еще одни арийские племена заселили Балтийское побережье и Скандинавию. Они говорили на разновидностях арийского языка, которые впоследствии стали древнескандинавским — предком шведского, датского, норвежского и исландского языков, а также готским — предком верхне- и нижненемецкого.

Одновременно с разделением изначального арийского языка на дочерние языки, которое происходило на западе, он распространялся и дробился на востоке. На север от Карпат и Черного моря арийские племена говорили на праславянском диалекте, из которого произошли русский, сербский, польский, чешский и другие языки.

Другие же арийские языки, получившие распространение в Малой Азии и Персии, также приобрели свои отличительные черты, среди этих языков — армянский и индоиранский.

В этой книге мы называем всю эту языковую семью арийской, хотя иногда еще ее называют индоевропейской, а термин «арийские языки» употребляют в более узком значении — для индоиранской языковой семьи. Индоиранский язык в свою очередь разделился на несколько языков, в том числе на персидский и санскрит.

На санскрите говорили некоторые арийские племена, которые во II тысячелетии до н. э. вторглись в Индию и завоевали темнокожие дравидские народы, которым тогда принадлежали эти земли.

Из тех мест, где они первоначально кочевали, другие арийские племена распространились к северу и к югу от Черного моря. По мере того как уровень Черного и Каспийского морей понижался, для них открылись также и пространства прикаспийских степей на севере и востоке.

Очевидно, именно в этом регионе впервые была одомашнена лошадь. В Европе и Азии найдены ископаемые останки трех-четырех подвидов лошадей, но именно в условиях степей и полупустынь люди научились использовать лошадей не только в пищу.

Все народы, обитавшие в российских и азиатских степях, как правило, не задерживались на одном месте. Их перемещения были обусловлены сезонными миграциями в поисках пастбищ. Вдоль северного побережья Черного моря и, возможно, на север от Каспия, от земель, занимаемых тевтонскими племенами центральной и северной Европы до иранских народов, ставших позднее мидянами, персами и арийскими индийцами, — на всех этих землях кочевало целое множество самых разных арийских племен. Назовем из них лишь киммерийцев, сарматов и скифов, которые вместе с мидянами и персами к 1000 г. до н. э. начали вмешиваться в дела Ассирийского царства.

На восток и юг от Черного моря, между Дунаем, с одной стороны, и мидянами — с другой, и севернее семитских и средиземноморских народов, двигалась еще одна группа арийских племен. Они оставили по себе память не большую, чем кочевники прикаспийских степей, к великому огорчению историков. Перемещаясь с места на место, они вступали в контакт и смешивались с другими народами. По всей видимости, эти же племена разгромили хеттскую цивилизацию, доарийскую по своему происхождению.

Как же выглядела жизнь этих доисторических ариев, прямых предков большинства современных европейцев, большинства американских колонистов-европейцев, а также персов и индусов из высших каст?

Ответить на этот вопрос нам помогут не только материалы раскопок и памятники, сохранившиеся с древних времен. Мы можем также обратиться к самим ариям, вернее, к их языку. Всестороннее исследование арийских языков позволит нам сделать ряд выводов о том, что представляли собой эти народы четыре-пять тысяч лет назад.

Все эти языки схожи друг с другом. В каждом из них, как мы уже говорили, многие слова имеют общие корни. Когда мы обнаруживаем корневое слово, общее для многих или всех этих языков, то мы вполне можем предположить, что предмет или явление, которые это слово обозначает, были знакомы и их общим предкам.

Конечно, совсем другой случай, когда в точности одно и то же слово встречается в самых разных языках. Это может быть название новой вещи или понятия, распространившегося по свету совсем недавно. К примеру, слово «газ», перешедшее в большинство цивилизованных языков, придумал около 1625 г. голландский химик ван Гельмонт (1579–1644). Слово «табак» — это заимствование из языка американских индейцев, которое употребляется почти повсеместно, где прижилась привычка курения.

Но если одно и то же слово существует в нескольких языках и если оно следует характерным изменениям самого языка, то мы можем быть уверены, что это слово не привнесено в этот язык, что оно в нем с самых истоков. К примеру, слова, обозначающие колесо и повозку, имеют общий корень во многих арийских языках. Мы можем сделать вывод, что арии времен древней арийской общности уже пользовались повозками, хотя по отсутствию общих корней для обозначения спиц, обода или оси очевидно, что это было не современное колесо с ободом и спицами, а колесо из цельного ствола дерева.

Эти примитивные повозки приводились в движение воловьими упряжками. Арии неолитической эпохи были скотоводами, они исчисляли свои богатства по количеству скота. На воловьих упряжках они перевозили свои пожитки, как южноафриканские буры. Хотя сейчас таких неуклюжих повозок, пожалуй, нигде не встретишь.

Мы уже описывали, как выглядел тот тип жилища, которое строили древние арии, и каким было их домашнее хозяйство, насколько нам позволяют это сделать находки свайных поселений в Швейцарии. По большей части хижины строились так, лишь бы выдержать непогоду, и, вероятно, человек без сожаления оставлял их, собираясь в дорогу.

Арийские народы сжигали своих умерших; этот обычай они до сих пор сохранили, например, в Индии. Их европейские предшественники — представители культуры «длинных могил» — хоронили покойников в положении лежа на боку с подогнутыми ногами, как бы сидя. В некоторых могильниках, оставленных арийскими народами, погребальным урнам с прахом умерших придавали форму жилища. Судя по этим урнам, это были крупные хижины с соломенными крышами.

Скотоводство значило в повседневной жизни ариев несравненно больше, чем земледелие. Поначалу они вскапывали землю грубыми деревянными орудиями наподобие мотыг. Затем, когда люди научились использовать тягловый скот, они стали обрабатывать землю плугом в воловьей упряжке. В качестве плуга использовали деревянную соху — достаточно прочный изогнутый сук дерева. Но прежде чем появились пахотные поля, люди обрабатывали лишь небольшие участки земли возле своих домов. Большая часть земли, которую племя считало своей, использовалась как пастбище общинного скота.

Арии, вплоть до исторических времен, никогда не использовали камень для строительства стен домов. Они выкладывали из камня очаги, иногда фундаменты домов. Впрочем, подобие каменного дома выкладывалось в центре высоких земляных насыпей — курганов, в которых хоронили прах знатных членов племени. Арии могли перенять этот обычай у своих иберских соседей и предшественников. Именно руками доиндоевропейских народов возведены такие культовые сооружения, как Стоунхендж в Уилтшире или Карнак в Бретани.

Сообщества древних ариев сосредоточивались не в городах, но в местах, пригодных для пастбищ. Они образовывали свободные племенные союзы под главенством избранного вождя, призванные поддерживать друг друга. В минуту опасности арии собирались вместе со своим скотом в укрытиях — стоянках, обнесенных земляным валом и частоколом. Следы многих таких лагерей и по сей день можно обнаружить на изношенных временем и историей ландшафтах Европы.

Вожди, которые вели своих людей на войну, зачастую также были и жрецами, приносившими очистительные жертвоприношения за свое племя.

В Европе поздно научились пользоваться бронзой. К тому времени в общественной жизни арийских народов появилось деление людей по роду занятий и по положению в общине. Мужчины занимались вырубкой леса и выделкой кож, они были и гончарами, резчиками. Женщины пряли, ткали и вышивали. Были семьи, которые уже считались благородными. Особое место в племени принадлежало вождю.

Жизнь арийского племени не всегда была заполнена только кочевьем и уходом за скотом. Они освящали опасные начинания и праздновали свои победы, устраивали тризны и отмечали смену времен года. И все эти празднества проходили бурно и весело.

Чем по обыкновению они питались, мы уже рассказывали, говоря о находках в свайных поселениях. Но, кроме того, они с большой охотой употребляли различные опьяняющие напитки. Готовили их из меда и ячменя. А когда арийские племена распространились на юг — то и из винограда.

На празднествах всегда находились личности с особым даром «валять дурака», чтобы рассмешить своих друзей. Но были люди и другого типа, занимавшие более важное место в племени и еще более значимые для современного историка, — сочинители и исполнители песен и легенд: барды, сказители. Они существовали у всех без исключения арийских народов. Они были связующим звеном в процессе развития человеческой речи, ставшей основным из всех достижений человека в эпоху неолита. Барды пели или нараспев рассказывали предания о прошлых временах или о подвигах нынешнего вождя и его воинов.

Барды сочиняли и свои собственные истории, запоминали шутки и трюки, подбирали и заучивали ритмы, рифмы, аллитерации и другие средства, скрытые в языке. Вероятно, именно их стараниями совершенствовались и закреплялись грамматические формы языка. Бардов по праву можно назвать первыми великими творцами, инструментом которых были речь и слух, так же как позднеориньякские авторы наскальных рисунков были первыми, кто создавал шедевры с помощью глаза и руки.

Нет сомнения, что исполнение такого сказителя не могло обойтись без усиленной жестикуляции. Очевидно, они придумывали подходящие жесты, когда разучивали песни. Однако строй и благозвучность речи, воздействие на слушателя словом имели для них первостепенное значение.

Появление бардов знаменует собой шаг вперед в возможностях и широте применения человеческой мысли. Барды развивали и поддерживали в людях чувство существования чего-то большего, чем они сами, чем племя, чувство непрерывности жизни, которая соединяет их со всеми, кто остался в прошлом. Они поминали не только о том, как племена враждовали и сражались в прошлом; в словах бардов оживали для слушателей прежние союзы, подвиги давно ушедших героев и все то, что предки оставили им в наследие. Арии с момента своего рождения и до самой смерти ощущали эту непрерывную духовную связь.

Как и большинство творений человека, традиция устного слова развивалась сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее. К тому времени, когда бронза пришла в Европу, не было такого арийского народа, где не было бы своего сказителя и где бы он не готовил себе преемника. Их стараниями красота песни отразилась в красоте и строе обыденной речи. Барды были своего рода живыми книгами, ожившей историей, хранителями и творцами новой великой традиции в жизни человечества.

Так в поэтической форме передавалась из поколения в поколение историческая память каждого арийского народа, его саги (у тевтонов), эпические поэмы (у греков), ведийские гимны (на древнем санскрите). Арийская традиция главным образом держалась на силе и воздействии слова. Песнопения, по всей видимости, доминировали даже в тех ритуальных и драматизированных танцах, которые у большинства народов также служили для передачи традиций.

В те времена у них еще не было письменности. Когда о ней стали узнавать в Европе, как мы расскажем позже, этот способ хранить события в памяти, наверное, казался людям слишком неуклюжим, медленным и безжизненным. Особенно для того, чтобы отразить эти блистательные, всегда жившие в народной памяти устные сокровища. Поначалу записывались только сухие подробности текущих событий.

Барды и рапсоды процветали и много лет после того, как письменность вошла в широкий обиход. Они сохранились и в средневековой Европе под именем менестрелей.

К несчастью, устной традиции недостает неизменности, присущей письменному тексту. Барды переделывали и исправляли то, что получили и чему научились от своих предшественников, сообразуясь со своими вкусами и запросами эпохи. Соответственно мы имеем теперь лишь значительно измененные и искаженные варианты устных преданий доисторических времен.

Среди наиболее интересных и содержательных из подобных сочинений ариев, сохранившихся до наших дней, можно назвать греческую «Илиаду». Ранние версии «Илиады», вероятно, уже существовали к 1000 г. до н. э. Однако записана она была скорее всего не ранее 800 г. до н. э. Несомненно, к ее созданию и совершенствованию причастно немало авторов. Но поздняя греческая традиция приписывает ее авторство слепому певцу Гомеру. Его также принято считать и автором «Одиссеи», произведения, сильно отличающегося по духу и мировоззрению.

Вполне вероятно, что многие барды у ариев были слепыми. Возможно, их даже намеренно ослепляли, чтобы не дать уйти из племени. Славяне, например, своего барда называли «слепак», что на их языке означает слепого.

Первоначальная устная версия «Илиады» была старше «Одиссеи». Обе эти эпические поэмы в более поздние времена неоднократно переписывались и переиначивались, подобно тому, как лорд Теннисон (1809–1892), поэт-лауреат королевы Виктории, свои «Королевские идиллии» создал по мотивам «Смерти Артура» сэра Томаса Мэлори (написанную последним в 1469 г. на основании старых легенд). Правда, Теннисон придал чувствам и характерам своей поэмы более современное звучание. События же «Илиады» и «Одиссеи», дух этих событий, образ жизни, который нашел в них отображение, принадлежат завершающим векам доисторической эпохи.

В этом смысле все саги, эпические поэмы, веды являются третьим источником сведений о тех ушедших временах в дополнение к археологическим и филологическим. Вот, к примеру, один из заключительных фрагментов «Илиады»,[25] в котором детально описывается, как насыпался доисторический курган:

«… и они лошаков и волов подъяремных

Скоро в возы запрягли и пред градом немедля собрались.

Девять дней они в Трою множество леса возили;

В день же десятый, лишь свет разливая, Денница возникла,

Вынесли храброго Гектора с горестным плачем трояне;

Сверху костра мертвеца положили и бросили пламень.

Рано, едва розоперстая вестница утра явилась,

К срубу великого Гектора начал народ собираться.

И лишь собралися все (неисчетное множество было),

Сруб угасили, багряным вином поливая пространство

Все, где огонь разливался пылающий; после на пепле

Белые кости героя собрали и братья и друга,

Горько рыдая, обильные слезы струя по ланитам.

Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили,

Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим.

Так опустили в могилу глубокую и, заложивши,

Сверху огромными частыми камнями плотно устлали;

После курган насыпали; а около стражи сидели,

Смотря, дабы не ударила рать меднолатных данаев.

Скоро насыпав могилу, они разошлись; напоследок

Все собралися вновь и блистательный пир пировали

В доме великом Приама, любезного Зевсу владыки.

Так погребали они конеборного Гектора тело».

До наших дней дошла также и древнеанглийская сага «Беовульф», сложенная, вероятно, еще до того, как англы и саксы покинули Германию. В ней мы находим описание сходного погребального обряда. Впервые в этой поэме мы находим описание того, как выглядел погребальный костер. Со всех сторон его украшают щитами и кольчугами, кладут тело умершего, зажигают огонь. Затем на месте сожжения воины в течение десяти дней насыпают величественный курган, который мог бы видеть издалека всякий странник на суше и на море.

«Беовульфа» отделяет, по меньшей мере, тысяча лет от «Илиады». Он интересен еше и тем, что одно из основных приключений, описанных в нем, — разграбление сокровищ кургана, древнего уже в те дни.

В «Илиаде» и «Одиссее» перед нами предстают ранние греческие племена, еще не знающие железа, не имеющие письменности, пока еще не основавшие ни одного собственно греческого города на той земле, которую они совсем недавно завоевали. Они двигались на юг из своих изначальных арийских земель. По всей видимости, они были светловолосыми, эти пришельцы-чужаки на земле, которую занимали до них средиземноморские народы.

Давайте, рискуя повториться, все же окончательно проясним один момент. В «Илиаде» не идет речь о примитивной неолитической жизни в том регионе, который можно считать прародиной ариев. «Илиада» повествует о жизни, которая полным ходом движется к новому общественному укладу. Неолитический способ существования распространился между XV и VI тысячелетиями до н. э. в лесах и регионах с обильной растительностью на большей части Старого Света — от Нигера до Хуанхэ, от Ирландии до южной Индии — как результат наступления влажного, дождливого климатического периода.

Затем, когда климат на планете изменился, стал более жарким и засушливым и снова появились обширные открытые пространства, ранняя и более простая неолитическая жизнь развивалась в двух различных направлениях. Одно из них, связанное с временными, а затем и постоянными миграциями между летними и зимними пастбищами, принято называть номадизмом, или кочевым образом жизни. В другом случае в долинах некоторых рек теплого климатического пояса люди научились поддерживать плодородие земли регулярным орошением. Они сосредоточились в первых городах и основали первую цивилизацию.

Мы уже описывали некоторые из таких первых цивилизаций и их подверженность повторяющимся набегам кочевых племен. Мы также отмечали, как на протяжении многих тысяч лет имела место почти ритмическая повторяемость завоеваний кочевниками земледельческих цивилизаций.

В случае же «Илиады» мы должны отметить, что греки, какими их показывает «Илиада», не были ни примитивными неолитическими кочевниками, далекими от цивилизации, ни цивилизованным народом. Это кочевники, у которых только что пробудился интерес к цивилизации, воспринимаемой ими пока лишь как возможность для войны и грабежа.

Ранние греки «Илиады» («ахейцы») — это смелые воины, хотя в бою им явно недостает дисциплины. Их сражения — это сплошная неразбериха из поединков один на один. У греков были лошади, но не было кавалерии; ее заменяли грубые боевые колесницы. Использование лошадей и лошадиных упряжек в целях войны само по себе в те времена было новшеством. Тем более что в обычные упряжки, как видно хотя бы из цитированного отрывка «Илиады», впрягали волов, а не лошадей.

Единственные, кого можно было бы назвать жрецами у этих древнейших греков, — это хранители капищ и священных мест. Жертвоприношения за племя совершает вождь, которому подчиняются семьи, составляющие племя. К тому же их верования, насколько можно судить, не отличались каким-то особым — таинственным или мистическим — характером.

Когда греки шли на войну, главы семей и старейшины собирали совет и назначали царя, власть которого была обозначена довольно неопределенно. Законов не было, жили сообразно обычаям, не было и жестких предписаний, кто и как должен вести себя.

Общественная жизнь ранних греков была сосредоточена вокруг домашних хозяйств этих вождей и старейшин. Там, несомненно, располагались хижины пастухов и других работников. Чуть поодаль находились хозяйственные постройки. Центром жизни всего племени являлись палаты вождя, куда все ходили на празднества, послушать сказителей, принять участие в играх и состязаниях. Там же сосредоточивались и местные умельцы, под той же крышей располагались конюшни и стойла для коров. Простые люди устраивались на ночлег, где случится, как незнатные вассалы в средневековом замке или индейцы на стоянке. Личная собственность ограничивалась только самыми необходимыми вещами. В племени царил дух патриархального коммунизма. Племя или вождь как глава племени владели лишь пастбищами. Реки и леса по-прежнему принадлежали дикой природе.

Общественный строй ариев, по-видимому, не знал, а ранние общины точно не знали отдельных хозяйственных усадеб, которыми пользуется основная масса населения в современной Западной Европе и Америке. Племя было большой семьей, народ — объединением племен-семей. В одном хозяйстве часто трудились сотни людей. Если в настоящее время мужчины и женщины не привязаны к своим семейным группам так, как это было раньше, то это потому, что государство и общество предоставляют теперь защиту и поддержку, создают условия существования, возможные ранее только в семейной группе.

Подобные обширные семейные хозяйства ранних стадий человечества можно по-прежнему найти в индийском обществе. Один индийский автор, Бхупендранатх Басу, недавно описал, как выглядит типичная индийская семейная община. Это арийская община прежних времен, внутренние связи которой лишь стали стройнее и понятнее с течением тысячелетий, но в сути своей — та же семейная община, о которой рассказывается в арийском эпосе.

«Жить одной большой семьей, — пишет Басу. — такой уклад жизни достался нам в наследство от незапамятной древности. Господство патриархального уклада времен арийской старины по-прежнему незыблемо в Индии. И этот уклад, каким бы древним он ни был, все так же полон силы. Единая семья — это совместная корпорация, в которой каждые мужчина или женщина занимают свое определенное место. Во главе этой корпорации — глава семьи, как правило, самый старшие мужчина. Однако в его отсутствие руководство переходит к самой старшей женщине». (Ср. Пенелопа в «Одиссее».)

«Все трудоспособные члены семьи, — продолжает автор, — обязаны приносить заработанные ими средства от торговли, работы в поле или занятия каким-либо собственным промыслом в общую копилку. Калеки, вдовы, сироты, а также нуждающиеся родственники обеспечиваются и содержатся за счет этой семейной копилки. К сыновьям, племянникам, двоюродным братьям отношение должно быть равным, всякое незаслуженное предпочтение грозит разрушить семью.

В нашем языке нет слова «двоюродный брат», а «троюродный» и подавно. Все они — просто братья и сестры. Дети твоего двоюродного брата, твои племянники и племянницы, — все равно, что дети твоего родного брата. Так же, как мужчина не может жениться на своей родной сестре, не может он жениться и на любой родственнице по женской линии, каким бы отдаленным это родство ни было, за исключением некоторых областей в Мадрасе, где мужчина может жениться на дочери дяди по материнской линии. Отношения внутри семьи, семейные узы всегда очень сильны, поэтому равное отношение ко всем в такой обширной семье — совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Более того, сама жизнь отличается простотой. До недавнего времени в домах не было кожаной обуви, только сандалии, и те без кожаных застежек. Я знал одну обеспеченную семью, принадлежавшую к среднему классу, где на нескольких родных и двоюродных братьев было всего две-три пары кожаной обуви, которую надевали только по особому случаю. Так же поступали и с более дорогой одеждой, например, с шалями, которые передавались из поколения в поколение. С возрастом их начинали ценить еще больше, памятуя о предках, надевавших эти вещи.

Единая семья объединяет в себе несколько поколений, пока не становится со временем слишком громоздкой. Тогда она распадается на несколько меньших семей: неудивительно, что иногда целые деревни населены членами одного семейного клана. Я уже говорил, что семья — это корпоративное предприятие, но ее также можно сравнить с маленьким государством, которое держится на строгом порядке, основа которого — взаимная любовь и послушание. Почти ежедневно можно видеть, как младшие члены семьи подходят к ее главе и прикасаются к пыли на его ногах, в знак благоговения перед ним. Отправляясь куда-либо по делам, они должны прежде обратиться к нему за благословением…»

«И ни одна семья не может обойтись без семейного божества, изображения или статуэтки Вишну-Хранителя. Его место — в отдельной комнате, которую принято называть обиталищем Бога. В более зажиточных семьях это может быть примыкающий к дому семейный храм, где семья совершает ежедневное поклонение. Между семьей и фигуркой божества существует чувство неразрывной личной связи. Как правило, эта фигурка находится в семье уже не одно поколение. Зачастую ее чудесным образом обретает какой-то отдаленный благочестивый предок …»

«Картина жизни нашей семьи была бы неполной без домашних слуг. Служанка, которую называют «джи» — «дочь» по-бенгальски — для семьи действительно, как родная дочь. Она зовет хозяина и хозяйку отцом и матерью, а младших мужчин и женщин в семье — братьями и сестрами. Служанка участвует в жизни семьи, вместе с хозяйкой совершает паломничество к святым местам, поскольку хозяйка не может ходить одна. Как правило, всю свою жизнь служанка проводит в семье, принявшей ее; семья принимает на воспитание и ее детей. Так же относятся и к мужчинам-слугам.

Эти слуги — мужчины и женщины — обычно принадлежат к низшим кастам, но между ними и членами семьи складывается личная привязанность, и уже младшие члены семьи ласково называют постаревших слуг дядями, тетями и т. д.».

«При зажиточной семье всегда живет и учитель, который занимается с детьми этой семьи, а также с другими мальчиками из селения. Обходятся без дорогостоящего здания школы. Для занятий собираются на какой-нибудь веранде или под навесом во дворе. В такую школу свободно допускаются и мальчики из низших каст. Уровень преподавания в таких местных школах не очень высокий, однако подобные учебные заведения обучают грамоте самые широкие слои населения, чего, вероятно, нельзя сказать о многих других странах…»

«Индийский образ жизни неразрывно связан с традиционным законом гостеприимства. Хозяин дома обязан накормить любого незнакомца, если тот попросит об этом до наступления полудня. Хозяйка дома не станет есть сама, пока не будет накормлена вся семья. Иногда бывает так, что вся ее еда — лишь то, что осталось от общей трапезы, но хозяйка не притронется к еде до полудня на случай, если в доме появится голодный странник и попросит, чтобы его накормили …»

Мы не могли удержаться, чтобы не процитировать так обстоятельно г-на Басу. Это живой пример того, как выглядел тип домашнего хозяйства, который преобладал в общинах ариев, начиная с неолитического времени. Он по-прежнему является доминирующим в Индии, Китае и на Дальнем Востоке.

Однако давайте вернемся к истории, которую сберег для нас эпос ариев.

В санскритских эпических произведениях мы встречаемся с событиями, очень похожими на те, что описываются в «Илиаде». Светловолосый народ — скотоводы, основу питания которых составляли молоко и мясо коров (только позднее они стали вегетарианцами!), вторглись из Персии на равнины северной Индии, постепенно захватывая новые земли по течению реки Инд. От Инда они распространились по всей Индии; они многое позаимствовали у покоренных дравидов и, по-видимому, утратили свои варварские традиции.

Устная литература кельтских народов, двигавшихся на запад, не сохранилась в такой полноте, как греческая или индийская. Она была записана много столетий спустя и, как древнеанглийская сага о Беовульфе, утратила какие-либо четкие свидетельства о периоде переселения на земли, принадлежавшие прежде другим народам. Если доарийские племена и фигурируют где-либо в кельтском фольклоре, то только в роли сказочных персонажей ирландских преданий. Ирландия, самая изолированная из кельтоязычных сообществ, дольше других сохраняла доисторический уклад жизни. Ирландский эпос, подобно «Илиаде», повествует нам о жизни племен скотоводов, о сражениях, в которых все еще используются боевые колесницы и боевые собаки, а головы сраженных врагов увозят с поля боя, привязав к шее коня. Это также истории о грабительских набегах и похищении скота. Как и в «Илиаде», мы видим здесь то же общественное устройство: вожди восседают и пируют в просторных палатах, барды поют и рассказывают легенды о подвигах древних — и все это сопровождается безудержным весельем.

О жрецах нет почти ни слова, хотя одного из персонажей можно назвать знахарем, также сведущим в заговорах и предсказаниях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава девятнадцатая

Глава девятнадцатая Клейтон всегда держался в одиночку, живя на ранчо под бдительным оком Гэвина, и вырастая на пастбищах. Весной, в пору случек, он загонял коров в кораль, отсекал нужного быка из топчущихся у забора и гнал его к предмету страсти. В корале кипела пыль,

Ойкумена[1]. Доисторические и античные времена Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин, в чужие рубежи… Осип Мандельштам На протяжении всей

ГЛАВА СЕДЬМАЯ ПОЧЕТНЫЕ АРИЙСКИЕ БРАТЬЯ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ ПОЧЕТНЫЕ АРИЙСКИЕ БРАТЬЯ ________________________________________________________________________ Вопреки широко распространенной точке зрения Соединенным Штатам, возможно, еще в ходе войны было известно о японском атомном проекте, и, вероятно, именно эта информация повлияла на решение

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках?

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках? На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщается важная информация:«На этом острове (т. е. в Британии — Авт.) было пять языков:Английский (English),Британский или

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщаются важные сведения. «На этом острове (то есть в Британии — Авт.) было пять языков:Английский (ENGLISH),Британский

Доисторические следы

Доисторические следы Очень часто археологи находят отпечатки тел древних животных, растений, а и то следы обуви, которым несколько миллионов лет.В 1938 году профессор Уилбер Берроуз, видный геолог, заведующий кафедрой геологии в колледже города Берн (штат Кентукки),

13. ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

13. ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА Отношения между женщиной и мужчиной, как и вообще между людьми, устанавливаются не по чьему-либо произволу, а в зависимости от различия между ними по уму и характеру. Древняя неолитическая женщина равноправна с мужчиной.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА Изучение напластования пород, окаменелостей и т. п. позволило геологам и палеонтологам определить хронологию формирования территории Румынии с докембрийских времен до мелового периода, когда поднятие главного Карпатского хребта определило

Арийские народы и их исторические следы

Арийские народы и их исторические следы Чтобы лучше понять события далекого прошлого, необходимо учитывать постоянно изменяющиеся природно-климатические и геологические процессы, оказывающие воздействие на народы Земли. Земля живет и развивается по своим законам.В

Доисторические Венеры

Доисторические Венеры Доисторические Венеры – женские статуэтки эпохи палеолита В самых различных районах Евразии, от Франции до Сибири, археологи нередко находят небольшие фигурки из кости, мягкого камня и рога, изображающие женщин в крайней

Иран в доисторические времена

Иран в доисторические времена Задолго до того, как огромное плато было названо Иранским, оно было густо заселено. Под наносными отложениями прошлого ледникового периода были найдены обсидиановые пластины, а люди позднего каменного века оставили свои грубые кремневые

Глава 23. Арийские женщины в судьбе израильских царей

Глава 23. Арийские женщины в судьбе израильских царей Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя! В. Брюсов Никто не

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ Поражение китайских коммунистов, которое иначе чем катастрофой не назовешь, произвело тягостное впечатление на мировую коммунистическую общественность. И весьма порадовало оппозицию: сталинская политика потерпела полный крах, и ее собственные

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *