Как называют кланы в чечне
Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?
Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?
В современной Чечне насчитывается около 130 больших и малых тайпов, хотя некоторые кавказоведы утверждают, что их может быть более 300.
Свое название тайп получил либо от имени предка, либо по основной профессии его членов, либо по территории расселения.
Члены тайпов могут жить в разных уголках республики и даже не знать друг о друге. Но все равно принадлежность к определенному тайпу для чеченца важнее любого паспорта.
Чеченские тайпы издревле сгруппированы в 9 более больших единиц, тухкумов: Аккий, Мелхий, Нохчмахкахой (самый крупный, его еще называют, ичкерийцы), Терлой, Чантий, Чебарлой, Шарой, Шатой, Орстхой (карабулаки). Иногда, как об отдельном тухкуме чеченцы говорят об ингушах (гIалгIaй). Стоит отметить, что не все чеченские тайпы входят в тухкумы.
На гербе ЧРИ каждый звезда значила определенный тайп.
У каждого чеченского тайпа имеется старейшина, избираемый из наиболее уважаемых членов тайпа. У всех тайпов прежде существовал общий совет старейшин, называемый Мехк-Кхел.
У каждого тайпа была определенная территория и своя гора. Каждый тайп также имел либо свою башню, или другое строение, природный памятник, служивший убежищем (например, крепость, пещеру или скалу).
Внутри себя себя тайп делится на гары (роды). Но есть и гораздо более мелкое дробление.
В доисламские время каждый тайп имел свое божество. У каждого тайпа имеются свои праздники, обычаи и традиции, а также свое собственное кладбище. Тайп управляется советом старейшин и имеет право на кровную месть. Хотя последняя обычно ведется на уровне ца или дозал, дабы не привести к полномасштабной гражданской войне.
Кроме того, у чеченцев не приняты браки внутри тайпа. Считается, что лучше жениться/выходить замуж в других тайпах. При этом дети входят в тайп отца, а жена после смерти будет погребена на кладбище тайпа супруга.
Существует две группы тайпов: равнинные и горные (ламарой). Кроме того, сами чеченцы различают «чистые» тайпы и сюли тайпы (соьли тайпа). К последним относятся все тайпы, имеющие не чеченского предка.
В середине 19-го века насчитывалось около 135 тайпов, из которых 20 относились к «сьоли». Среди тайпов нечеченского происхождения есть те, где предками могли быть казаки, грузины, горские евреи, аварцы и т.д.
КАКОЙ ТАЙП САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ
Самым влиятельным и сильным чеченским тайпом считается Беной. Это один из наиболее крупных тайпов, чьи представители (около 100 тысяч человек) живут по всей Чечне и за ее пределами.
[ Чеченские тейпы ]
«У чеченцев нет пьедестала, на который они возводят своих героев, но нет и ямы, в которую они бросают своих отщепенцев», – эти слова имама Шамиля наиболее полно иллюстрируют природу чеченского общества, её законы и принципы.
Даже в закрытом для посторонних кавказском обществе чеченцы представляют интерес особой прочностью традиционных социальных институтов. Если попытаться разбить общее самосознание чеченца на несколько уровней, получится следующая картина. Внизу стоит отдельная свободная личность (озди – уздень), которая входит в семью – доьзал. Несколько семей составляют некъи, а некъи объединяются в гары. Исследуемый нами институт – тейп, состоит из гаров. Следующий уровень тукхум – состоит из 10-40 тейпов. Весь чеченский народ – къом, составляет 9 тукхумов. Таким образом, каждый чеченец имеет 7 уровней самосознания. Сравним структуру чеченского общества с наиболее близким им по географии, истории и менталитету дагестанским народом – аварцами. К примеру, доьзал у аварцев называется цIа (хъизан – семья), некъи – рукъ (дословно означает дом), гар – гIаркъел (ветка), тейп – кьибил (корень). Аналогом чеченских тукхумов является аварские бо (народ – войско), а весь народ, называемый чеченцами къом, у аварцев носит название къам (къавм, миллат). Несмотря на схожесть уровней самосознания родственных народов, обнаруживается значительное расхождение в их значении.
Если для современного чеченца интересы тейпа стоят иногда даже выше интересов нации, то для аварца такую же важность имеет его село. То есть: если чеченское общество всё ещё пока структурировано по родственному признаку, аварцы делятся по землячествам. Основа чеченской нации – это родственная группа – тейп, а аварской – соседская община – село. Эти различия объясняются наличием у дагестанцев, в особенности у аварцев (у большей их части), долгого исторического опыта проживания в едином государстве. Сначала это царство Сарир, потом Аварское нуцальство, а в ХIХ веке – Имамат. Соответственно, у аварцев более развиты элементы государственности, а в сильном государстве административное деление всегда превыше племенного и кланового. По этой же причине, то есть в силу отсутствия у чеченцев в прошлом государственности, у них получили развитие альтернативные институты власти – тейпы и структура управления нацией, основанная на этом делении.
Структура чеченского общества
Высший орган управления чеченским народом Мехк кхел (Совет страны) состоял из глав тукхумов и отдельных тейпов (Тейп Да). Этот средневековый парламент «заседал» на священной для каждого чеченца горе Кхеташон Корта около селения Центорой в современном Веденском районе. В его полномочиях было объявление войны или мира, принятие особо важных, касающихся всех чеченцев решений. На более низком уровне стояли советы тукхумов, большинство которых состояло из 40 членов. Чеченцы делятся на 9 тукхумов – племён: аккинцы (Аькхий), ичкеринцы (Нохч-Махкахой), шатоевцы (Шуотой), чантиевцы (ЧIантий), терлоевцы (ТIерлой), шароевцы (Шарой), чеберлоевцы (ЧIебарлой), мелхистинцы (Мялхий) и орстхоевцы (Орштхой). Орстхоевцы, представляя собой отдельное племя, стоящее между чеченцами и ингушами, вошли в состав обоих народов – 3/4 их являются сейчас чеченцами, а 25% – ингушами. Чеченский тукхум – это своего рода военно-экономический союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач: защиты от нападения противника и экономического обмена. Но есть также тейпы, которые не входят в тукхумы: майистинцы (МIайстой), пешхоевцы (Пешхой) и некоторые другие.
Ниже мы приводим семёрку наиболее многочисленных чеченских тейпов. Отметим, что никакого учёта и какой-либо другой статистики в этом плане не ведётся, поэтому наши оценки носят приблизительный характер.
1. Беной. Из тукхума Нохч-Махкахой. Самый крупный тейп, насчитывающий около 80 тысяч человек. Центр – село Беной Ножай-Юртовского района. Живут почти по всей Чечне. К этому тейпу принадлежит семья Кадыровых.
2. Центарой. Нохч-Махкахой. Родственен Беной. Их более 50 тысяч. Центр – село Центорой Ножай-Юртовского района. Самый знаменитый представитель тейпа – «маршал лесной войны» Шоип-мулла Центароевский – наиб имама Шамиля. Живут по всей равнинной Чечне, в основном на востоке.
3. Чиннхой. Про них говорят, что они проведут и самого шайтана. Численность – 45 тысяч. Живут в основном на западе – в Малой Чечне. Центр – Шатойский район. Представитель тейпа – наиб Шамиля Дуба Чиннхоевский.
4. Аькхий. Несмотря на свою неоднородность – они состоят из 7 тейпов, этот тукхум большинство чеченцев воспринимает как тейп. Численность – 40 тысяч. Делятся на Лам-Акхий (горные аккинцы, живущие в основном на западе Чечни в Ачхой-Мартановском районе) и Ара-Акхий (равнинные аккинцы, живущие в Дагестане и на востоке Чечни).
5. Аллерой. Нохч-Махкахой. Их больше 30 тысяч. Живут в основном на востоке Чечни. Бывший президент ЧР Аслан Масхадов из Аллероя.
6. Билттой и Белгатой. Древний тейп Нохч-Махкахой, разделившийся на несколько частей – тейпов: билттой, белгатой и сесаной. Родственны ботлихцам, особенно белгатой. Белгатоевцем является Шамиль Басаев. Из билттой – Бейбулат Таймиев, лидер чеченского народа в начале ХIХ века. Около 30 тысяч.
7. Гендаргеной. Нохч-Махкахой. Их более 25 тысяч человек. Бывший президент ЧР Доку Завгаев – представитель этого тейпа.
Тейп, его атрибуты и история
Тейп – традиционная социальная структура, основанная на кровно-родственных связях, но включающая в свой состав и группы людей иного происхождения. В Чечне сейчас более 150 тейпов. Их численность, состав и структура вызывают много споров среди обывателей и учёных.
К примеру, общеизвестно, что семья Кадыровых принадлежит к самому многочисленному тейпу Беной, но сам Рамзан Кадыров заявил в интервью «ЧК», что является представителем тейпа Угро. В данном случае Угро всего лишь гар или некъи, входящий в состав тейпа, хотя и имеет, по некоторым данным, иное (украинцы, запорожские казаки) происхождение. Для того, чтобы обрести статус тейпа, родственная группа должна обладать несколькими атрибутами – определённым центром, селом, башней, родословной, в которой от основателя тейпа до современника должно быть как минимум 7 колен, и т. д. Если же тейп не отвечает большинству этих требований, он входит в состав другого тейпа или находится под его покровительством, в любом случае не образуя самостоятельного клана.
Далее излагается процесс переселения его потомков в Чечню в Нашах (Западная Чечня, на границе с Ингушетией. Район озера Галанчож-Ами на высоте 1530 метров над уровнем моря). Нашах считается родиной всех «чистых» чеченских тейпов. По преданиям, здесь в башне Моцарой у предков чеченцев имелся бронзовый котёл, на котором были выгравированы названия более чем 20 изначальных тейпов (Беной, Центарой, Курчалой, Нашхой, Пешхой, Гендаргеной и другие). Представители других тейпов «из вредности» расплавили этот котёл.
«В Нашхе от них образовалось 13 тейпов. Уже из Нашхи нохчий стали расселяться пo всем направлениям. Предок беноевцев Биан через Аргунское ущелье, где было основано поселение Оргун с башнями, через Тевзана пришёл сюда и основал селение Бена. Я назову тебе имена наших предков, но не могу тебе сказать, точно ли я запомнил их и всех ли перечислил. Моего отца звали Тур, его отца Оьлкъа, затем Мохьмад, Юьрташ, Убайд, Элдар, Жоба (этот Жоба является родоначальником нашего гара Жоби-некъе), Бахьанда, Йовта, Хурсул (он принял ислам), Тур, Биан (основатель Беноя), Эл, Ул, Уз, Iамирхан. А далее то ли Оргун, его отец Сайдхан и его дед Абулхан – сын Сайд-Али аш-Шами.
У беноевцев девять гаров. Эти гары: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Iасти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Доьвши-некъе, а также Эди-некъе и Гуьрж-махкахой. Все мы, беноевцы, братья и равны между собой. Мы всегда помогаем друг другу и защищаем друг друга. Над нами шутят люди из окружающих селений, называя нас большеногими беноевцами, потому что у нас очень много людей крупного телосложения. Люди уважают нас за бесхитростность, прямоту, верность слову и бесстрашие. Наш тейп самый сильный и многочисленный в Чечне. Мы чистые чеченцы». (Предание беноевцев)
Наряду с тейпами чеченского происхождения в составе этого кавказского народа имеются и тейпы иного, прежде всего дагестанского происхождения. Ниже приведён далеко не полный их список.
1. Андий (выходцы из села Анди Ботлихского района). Живут в сёлах Старый Юрт, Кень-Юрт, Шуани и других.
2. Акхшой (акушинцы). Потомки мухаджиров времён Шамиля.
3. Алмакхой (село Алмак Казбековского района).
4. Анцадой (село Ансалта Ботлихского района). Кроме Чечни, живут и в селе Экажево в Ингушетии.
5. АргIаной (село Аргвани Гумбетовского района). Составляют значительную часть села Знаменское (Мундар-Юрт). Они также живут в сёлах Гехи, Алхан-кала и Пседах. В Ичкерии живут в Дарго. (Переселились в давнее время, как кровники. В настоящее время в Дарго составляют целый гар.)
6. Ахтой. (ахтынцы). Переселились во времена Шамиля из крепости Ириб, рядом с которой у них было своё селение.
7. ГIаз-гIумкий (лакцы).
8. ГIалгIатлой (село Гагатли Ботлихского района).
10. Гунхой (село Гунха Ботлихского района). Член и один из основателей тейпа – шейх Кунта-хаджи Кишиев. Живут в селе Юкерчу-Гонха.
11. Данухой (село Данух Гумбетовского района).
12. Дзилой (село Зило Ботлихского района).
14. Ишинчалой (село Ичичали Гумбетовского района).
15. Куьбчий (кубачинцы).
16. Къордой (село Корода Гунибского района).
17. КIирди (село Карата Ахвахского района). Жили в бассейне реки Аргун в Итумкалинском районе.
18. Мелардой (гумбетовцы). Живут в Гехи, Урус-Мартане и других сёлах.
19. СогIаттой (село Согратль Гунибского района).
20. Сулий (аварцы). Живут в Шуани, Пседахе, Цечой (Чапаево, Новолакский район). Село Бетти-Мохк Ножай-Юртовского района почти полностью сулий.
21. Таркхой (таркинцы).
22. ХIакарой (село Гаквари Цумадинского района). Живут в сёлах Химой на границе с Цумадой и в Ачхой-Мартановском районе.
23. Iудалой (гидатлинцы). Жили в обществе Ригахой (Ришниял) Чебарлойского тукхума. Сейчас живут в Грозненском районе.
24. ЦIадархой (цудахарцы). Выходцы из села Цудахар, переселившиеся в Ичкерию во время Кавказской войны в ХIХ веке. В настоящее время живут и в селе Махкеты. Сначала основали село Ца-Ведено, затем после покорения Ичкерии большая часть их вернулась. Жили также в Шарое, около Химоя, позже ушли оттуда в Ца-Ведено. Отличаются от других чеченских тейпов эндогамией – у них развиты внутритейповые браки, тогда как в остальных тейпах такие браки почти запрещены.
25. Чунгарой (село Чанхо Ботлихского района). Живут в Цечой (Чапаево, Новолакский район), Урус-Мартане и других сёлах.
27. Хьаркъарой (село Сильди Цумадинского района). Жили и живут рядом с гидатлинцами.
Следует признать, что, несмотря на соблюдение преемственности, в нашу эпоху тейп уже не выполняет в полной мере прежних функций. Но всё-таки зачастую на основе такого деления мы становимся очевидцами попыток подмены тейпового родства клановостью. В качестве противовеса этому стремлению можно упомянуть обязательное почтение к родственникам матери и жены, то есть к своим кузенам и кузенам своих детей. Так как большинство браков чеченцы заключали с представителями других тейпов, то поэтому до сих пор в Чечне нет как такового внутригражданского межтейпового противостояния. Сказывается влияние реальных родственных уз в противовес тейповым, зачастую мифическим. ]§[
Чеченские тайпы: как это устроено
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Село Беной, Ножай-Юртовский район
Что такое тайп?
Сайпуди Натаева смело можно назвать тайповедом. Он написал десятки работ, посвященных социальной сущности чеченского тайпа. Как и всякий ученый, Сайпуди очень придирчив к словам — не любит, когда тайп называют родом. Он убежден, что слово «братство» куда лучше характеризирует взаимоотношения внутри этой структуры.
— Чеченский тайп отличается от первобытного рода, — подчеркивает историк. — Во-первых, в нем отсутствует кровное родство. Во-вторых, нет коллективного труда. Тайп — это ассоциация родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью.
Историк уверен, что своими корнями тайп уходит в глубину тысячелетий, и ссылается на то, что еще в урартских клинописях еков до н. э. встречались топонимы, близкие по названию чеченским тайпам. А окончательно тайпы сформировались в XIV веке, и связано это с нашествием Тимура:
— Население равнины должно было уйти в горы, и в условиях малоземелья, суровой горной природы люди нуждались в объединении для защиты своих интересов. Самой лучшей формой самоорганизации была организация на основе родства.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет количества тайпов. В советское время этот список содержал от 115 до 135 наименований. Сайпуди Натаев говорит, что в его перечень, составленный на основе научных исследований, генеалогических преданий и фольклорного материала, входит 366 тайпов. Причем многие из них, по мнению историка, уже исчезли, как, например, цой (жрецы), ветанхой (льноводы).
Место тайпа в структуре чеченской нации
Свое название тайп мог взять от местности, реки или села, где проживали его представители. Часто род назывался в честь основателя — допустим, энгеной происходят от предка Энгана. В семантике некоторых тайпов можно углядеть названия профессий. Так, представители тайпа белгатой в исторические времена были земледельцами. Это слово образовано от чеченских «бел» (лопата) и «гота» (пашня). Была среди чеченских тайпов и военная каста: хой — это стражники (в Веденском районе до сих пор есть одноименное селение), чеченхой — воины, носившие «чачан» — чешуйчатые кольчуги. Название тайпа мялхий образовано от слова «малх», что в переводе означает «солнце».
В языческие времена тайпы поклонялись собственным божествам, причем у каждого были свои обряды. Есть целая группа тайпов, которая в домусульманской Чечне составляла касту жрецов: терлой, пхамтой, цонтарой, эрсаной. Цикарой — тоже название чеченского тайпа — переводится как «нашедшие огонь».
Около сорока тайпов названы в честь народностей. Это свидетельствует об их нечеченском происхождении: например, гумкий — кумыки, чергази — черкесы, ногий — ногайцы. Натаев объясняет это тем, что, несмотря на расхожее мнение, вайнахское общество никогда не было закрытым. У чеченцев даже существовал обычай «сту бийна ваша» — «брат, зарезавший быка». Это торжественный обряд жертвоприношения и пиршество в честь принятия в тайп представителя другого рода или нации. С тех пор человек становился полноправным членом этого братства и получал его защиту. Из тайпа могли и изгнать за совершение какого-либо проступка, причем наказанию и осуждению подвергался не только сам преступник, но и его семья.
У чеченского тайпа был ряд отличительных признаков. Это наличие особой территории, собственной тайповой горы, башни и родового кладбища. Жену, кстати, хоронили на кладбище тайпа мужа. Кроме того, во всех тайпах женщины не имели права голоса при обсуждении важных вопросов — все решения принимались исключительно мужчинами. Внутри каждого тайпа был свой свод правил и законов. Всем тайпом помогали семьям или людям, пострадавшим от бедствий и несчастий, а в случае смерти человека траур объявлял весь род. В современных чеченских тайпах, которые насчитывают до десятков тысяч человек, многие из этих правил уже забыты.
Связанные одной ветвью
Со временем тайпы разрастались, и структурное деление внутри них увеличилось. С XV века, с тех пор, как чеченцы начали переселяться на равнину, тайп стал распадаться на гары — ветви, каждая из которых после могла образовать свой собственный тайп. Гары, в свою очередь, распадались на некъий — это слово переводится как «путь» или «потомство».
Каждый чеченец должен был знать своих предков до седьмого колена. На чеченском языке это звучит как ворхи да — седьмой отец. Тот, кто не знал своей родословной до семи поколений, не мог доказать свою принадлежность к народу. Именно этот седьмой предок и становился основателем некъий. Часто фамилию чеченцы берут именно от него. Хотя есть тайпы, которые не придерживаются этого правила, и вот уже на протяжении многих поколений она остается созвучной их роду: Аллероевы, Бильтоевы
Чем малочисленней тайп, тем строже в нем придерживаются экзогамии. Считается, что лучше вступать в брак с представителем другого тайпа. Кроме того, у чеченцев не приняты браки между родственниками в пределах одного некъий, хотя ислам позволяет жениться уже на двоюродной сестре.
Как называют кланы в чечне
До образования общего понятия «чеченская нация» (около XVIII века) на территории современной Чечни проживали нахские (чеченские, ингушские и некоторые другие) родоплеменные образования, именуемые тейпами, или тайпами. Они представляли собой особые военно-экономические союзы, занимавшие определенную местность и изначально формировавшиеся из сложных семей (родители, дети, дяди, тети и прочая родня). Отсюда и разделение тейпа на некъи и гары, то есть на фамилии и ветви.
«Русские» тейпы в Чечне
Отличие «русских» от других тейпов
Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.
В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.
Чеченские Тейпы и Туккхумы
Аккинцы (ауховцы, аьккхий, ококи) – потомки бывших жителей горного аула Аух, которые поселились на равнине в 17 в. В настоящее время проживают в Ачхой-Мартановском районе Чечни, Хасавюртовском и Новолакском (бывшем Ауховском) районах Дагестана. Численность – около 20 тыс. человек. Данный тукхум делился на ара-аьккхий (равнинные аккинцы – на западе Чечни) и лам-аьккхий (горные аккинцы – на востоке)
1. Барчахой
2. Вяппий (восток Чечни на границе с Дагестаном)
3. Жевой
4. Зогой
5. Ноккхой
6. Пхарчахой
7. Пхарчой
Мелхинцы (мялхистинцы, маьлхий) – потомки той части орстхоевцев, которые осели в верховьях Аргуна (село Бамут). Там они смешались с местными жителями. До сих пор прослеживается деление на два слоя мялхистинцев: пришлый (потомки орстхоевцев) и коренной (потомки местных нахов). От других чеченских тейпов отличаются “культом поклонения женщине” и приверженностью суннитскому Ордену Кадирийа.
1. Амхой-Бястий (объединение)
2. Амхой (ю.з. район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией)
3. Бястий
4. Барчахой
5. Бенастхой
6. Джархой
7. Италчхой (Икалчхой)
8. Камалхой
9. Кеганхой
10. Коратхой (Кхоратхой)
11. Меший
12. Саканхой
13. Тератхой
14. Чархой
15. Эрхой
16. Юеганхой
Нохчмахкахой (ичкеринцы, Нохчий-Мокх) – к этому тукхуму относится население этногенетического центра чеченского народа на ю.в. Чечни (Ичкерия) и вдоль Терека. Там распологался «мехк кхел» – “совет страны”
1. Алерой – Шалинский и Ножай-Юртовский районы, 25 тыс. чел.
2. Айткхалой
3. Белгатой (древняя ветвь белттоевцев)
4. Беной – самый крупный тейп (80 тыс. чел.); делится на 9 гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе, Гурж-Махкахой. Очень много беноевцев в диаспорах. В Чечне проживают в Урус-Мартановском и Ножай-Юртовском районах.
5. Билттой (Белтой ) – Ножай-Юротовский район
6. Гордалой
7. Гендаргеной – 25 тыс. чел., проживают в Надтеречном и Урус-Мартановском районах Чечни.
8. Гуной – тейп, смешанный с терскими казаками; гуноевцы проживают на с.в. Чечни.
9. Даттыхой
10. Зандакъой
11. Ихирхой
12. Ишхой
13. Курчалой
14. Сесаной
15. Сингалхой
16. Харачой («пещера»)
17. Сонтарой (Центорой – от слова обозначающего “жрец”) – многочисленный тейп в Восточной Чечне. Делится на несколько гаров (Корни-некъе, Оки-некъе и др.), претендующих на роль самостоятельных тейпов.
18. Чартой – тейп миротворцев и посредников, имеющий, вероятно, горско-еврейское происхождение.
19. Чермой
20. Ширди
21. Шуоной
22. Эгашбатой
23. Элистанжхой – Веденский район, село Элистанжи
24. Энакхалой
25. Энганой – тейп шейхов (проповедников).
26. Эрсеной («эр бух» – “бык”) – 25 тыс. чел.
27. Ялхой (Ялхорой)
Чеберлой – Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт.
1. Арстхой
2. Ачелой
3. Басой
4. Бегачерхой
5. Босой
6. Буни
7. Гулатхой
8. Дай
9. Желашкхой
10. Зуьрхой
11. Ихарой
12. Кезеной
13. Кири
14. Кулой
15. Лашкарой
16. Макажой
17. Нохчи-келой
18. Нуйхой
19. Осхарой
20. Ригахой
21. Садой
22. Салбюрой
23. Сандахой
24. Сиккхой
25. Сирхой
26. Тундухой
27. Харкалой
28. Хиндой
29. Хой (“стражники”)
30. Цикарой
31. Чебяхкинхой
32. Черемахкхой
Шарой (“ледник”).
1. Дунархой
2. Жогалдой
3. Икъарой
4. Качехой
5. Кевасхой
6. Кинхой
7. Кири
8. Мазухой
9. Серчихой
10. Хашалхой
11. Химой
12. Хиндухой – остаток орстхоевцев, осевших в районе Галанчожа и смешавшихся с местным населением
13. Хихой
14. Хуландой
15. Хьакмадой
16. Чейрой
17. Шикарой
18. Цеси
Терлой – в древности Терлой был очагом зороастрийцев-огнепоклонников и связан курдами.
1. Бавлой
2. Бешни
3. Жерахой
4. Кенахой (Кхенахой)
5. Мацархой
6. Никарой
7. Ошний
8. Санахой
9. Шюидий
10. Элтпархой
Чантий (близки терлоевцам):
1. Бугарой
2. Дерахой
3. Дышни (Дешни, «дишни» – “золотых дел мастера”) – к этому тейпу принадлежит единственная чеченская княжеская фамилия Арсанукаевых.
4. Кхокадой
5. Хачарой (“сливовая долина”)
6. Хилдехарой (Килдехарой)
Орстхой (карабулаки) – в средние века орстхоевцы (одно из нахских племён), жившие в Ставропольских степях были вытеснены войсками Тамерлана на юг. Многие бежали в Переднюю Азию. Часть осела в горах Чечни, разделившись на тукхумы Орстхой и Мелхий.
1. Алхой
2. Андалой
3. Белхарой (Белхароевы – в Ингушетии)
4. Бокой
5. Булгучхой
6. Виелха-некъи
7. ГIарчой
8. Галай
9. Гандалой (Гандалоевы – в Ингушетии)
10. Мержой (есть и чеченская, и ингушская ветвь Мержоевых)
11. Мужахой (Мужухоевы – в Ингушетии)
12. Мужгахой
13. Оьргхой
14. Фергхой (Фаргиевы – в Ингушетии)
15. Хевхарай
16. Хьевхахарой
17. Цечой (Цечоевы – в Ингушетии) – тейп Джохара Дудаева
Тейпы, имеющие дагестанское происхождение.
1. Андий (андийцы)
2. Акхшой
3. Алмакхой
4. Анцадой
5. Арганой
6. Ахтой
7. Бортий
8. Газ-гумкий (лакцы)
9. Галгтлой
10. Гумкий (кумыки)
11. Данухой
12. Жай
13. Этлой
14. Когатий
15. Кулинахой
16. Кубчий (кубачинцы)
17. Кордой
18. Мелардой
19. Никотой
20. Сархой
21. Согаттой
22. Сулий (аварцы)
23. Тундалххой
24. Таркхой (кумыки)
25. Хакарой
26. Удалой
27. Цадархой (цударинцы)
28. Чанакхой
29. Чунгарой
30. Шолардой
Тейпы, имеющие тюркское, адыгское и иное происхождение.
1. Абзой – абазинский тейп
2. Арселой – осетинский тейп
3. Гебертлой – кабардинский тейп
4. Жугтий – еврейский тейп
5. Ногий – ногайский тейп
6. Орси – русский тейп
7. Туркой – (турки из Гашан-Чу и Рашни-Чу) – турецкий тейп в Веденском районе.
8. Черказий – черкесский тейп
9. Гезлой – татарский тейп
Другие тейпы.
1. Амахой
2. Белхой
3. Бецахой
4. Бигахой
5. ГIарчой
6. Гой
7. Галой
8. Гилой
9. Зурзакъой
10. Ксганхой
11. Кей
12. Кхартой
13. Мазархой
14. Маршалой
15. Мерлой
16. Сахьандой
17. Сярбалой
18. Тулкхой
19. Хурхой
20. Хьуркой
21. Цацанхой
22. Чархой
Тейпы, не входящие в тукхумы.
1. Гухой
2. Гучингхой (некоторые относят данный тейп вместе с Чинхой к тукхуму Терлой, другие без Чинхой относят к тукхуму Шатой)
3. Дзумсой («зу» – “ёж” или «зум» – “арба”) – тейп, имеющий много родственных связей с грузинами.
4. Зумсой (Бугарой)
5. Майсты – некоторые ученые выдвигают как тукхум
6. Мулкьой
7. Нашхой (Нахша, Чармахой, Мозгара…)
8. Пешхой (“производители печей”)
9. Хукой
10. Чинхой (есть предположения, что данный тейп вместе Гучингхой входит в тукхум Терлой) – 45 тыс. чел. в Грозненском и Урус-Мартановском районе.
Тейпы, имеющие грузинское происхождение.
1. Ардалой
2. Бацой (не путать с бацбийцами, проживающими в Грузии)
3. Гуржий
4. Мехалой
5. Чартой
6. Шой
Кистинцы (Глигвы) живут в Ахметском районе Грузии, где поселились в 18 в. но, в отличие от бацбийцев, не ассимилировались картвельским населением.