Как называют крестную и крестного

Традиции крещения: а вы чьи коки и лёли, помните?

Иногда вам делают предложение, от которого трудно отказаться. И в один прекрасный день в вашу жизнь входит маленький человечек, который будет называть вас крестной (крестным), кокой, лёлей.

Крестные отец или мать — это все знают. Другие слова употребляются реже, этимология их не очень ясна. С Лёлей и Лелем ситуация еще как-то прояснена, да и слово «лелеять» пока еще в ходу, не забылось. Вот и лелеют сознательные Лёли и Лели своих лелек…

Со словом «кока» сложнее. Кто-то производит его от старофинского, кто-то — от старославянского со значением «детская рубашечка» (интересно, что и у Леля, кроме прочих многочисленных вариантов, есть значение «детская рубашка», как тут не вспомнить о крестильной одежде!). А еще этим словом обозначалось и яйцо, и картофелина с калачом — гостинец, в общем. Впрочем, и некое чудище «кока» тоже известно.

От последнего слова пошла фамилия Кокиных. Когда родители умирали, заботу о детях брали на себя крестные. Сколько тех Кокиных на Руси! Еще с XV века известны. Целый огромный род получается, только вот не все кровные они в этом роду…

Как называют крестную и крестного. 51307. Как называют крестную и крестного фото. Как называют крестную и крестного-51307. картинка Как называют крестную и крестного. картинка 51307А в литературе однажды казус произошел. Стал крестный отец девочки сироты просто Кокованей. Редакторы, говорят, не поняли, в чем там дело у Бажова, и напечатали слитно.

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. («Серебряное копытце»)

И действительно, жили Кокованя с Даренкой как могли, заботились друг о друге. Дед с утра — на работу, Даренка — прибираться в хате, да кашу варить. А однажды и хризолиты нашли, камни такие драгоценные…

Как называют крестную и крестного. 50653. Как называют крестную и крестного фото. Как называют крестную и крестного-50653. картинка Как называют крестную и крестного. картинка 50653Но, в основном, все всегда решалось волшебными палочками, которыми заведовали крестные мамы. И взмахивали они ими, выручая своих крестников из всевозможных неприятностей.

А в русских сказочках волшебных палочек вообще нет. Производство волшебных палочек так и не было налажено, даже не предполагалось. И здесь не повезло. Своей земной заботой должны мы помогать нашим крестникам. Куда как труднее. Но должны справиться, не впервой.

Принято считать, что быть крестным или крестной — это дар. И мы ему сами дальнейшие хозяева. Бездумно соглашаться на это не стоит, но уж если взялись, решились, то все получится.

Но может кто-нибудь объяснить все-таки, почему нам не выдаются волшебные палочки для особо насущных случаев? Так иногда хочется заявиться прекрасной феей и совершить чудо из чудес…

Источник

Как называют крестную и крестного

Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится?

Если у вас нету тети, или Иметь или не иметь

Эта книжка о родне. Хорошее, теплое слово…

Счастлив человек, у которого много родственников! Он не одинок, он знает, что такое тепло домашнего очага, гордость за детей и мудрость родителей; он с нетерпением ожидает очередного семейного праздника и не боится в старости остаться одиноким.

Но с другой стороны, как хорошо, если никто не пристает со своими мудрыми советами, если не приходится переживать из-за проблем, которые доставляют дети, если никто не учит «жить» и сгоряча не грозит лишением наследства.

Вот такой парадокс: родственники порой устают друг от друга, а одинокие люди мечтают о ком-нибудь заботиться. Сегодня все чаще говорят, что легче жить одному: меньше проблем. А ведь не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на дядю; вылитая бабушка». А похож ли ребенок на прадеда — уже не знаем. Круг родных сузился: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.

Терминология родства сложна и сегодня основательно подзабыта. В быту мы пользуемся не более чем десятью самыми известными определениями и порой вынуждены прибегать к словесным нагромождениям: «Он — брат моего мужа, она — жена брата моего мужа». А ведь в русском языке для каждого родственника есть свое название, а за каждым названием — веками устоявшиеся представления, культура взаимоотношений, история семьи. Такую роскошь может себе позволить далеко не каждый народ.

Существует три группы родственных связей:

· непосредственно родственники — родство по крови,

· свойственники — родство по браку,

· и, наконец, неродственные связи.

Прежде чем заглянуть в словарь родственных отношений, давайте постараемся разобраться в сложной картине переплетений родственных связей.

Яблоко от яблони не далеко падает, или Родство по крови

Если родители общие — значит, родство кровное. Родственники по крови — это самые близкие люди. Особые фамильные черты сказываются на укладе жизни, на выборе профессии. Кровные родственники имеют характерные внешние черты. Особенно умиляет фамильное сходство, проявляющееся в детях. «На кого похож новорожденный?» — один из важнейших вопросов. Кажется, запутаться в этом родстве невозможно. Мать, отец, дядя, тетя, брат, сестра… Но и тут есть повод задуматься.

В одном поколении ближайшие друг другу люди — это братья и сестры. Если вы единственный ребенок, то в вашем поколении у вас нет кровных родственников. Братья и сестры могут быть родными, кровными, полнородными, если у них общие и мать, и отец. Или единокровными — рожденными от одного отца. Или единоутробными — рожденными одной матерью, но от разных отцов.

Отголоски того, насколько тесна связь между братом и сестрой, можно найти в старинных народных обычаях, загадках, пословицах. У сине-желтого лесного цветка иван-да-марья было другое название — брат-с-сестрой. На свадьбе сестры рядом с невестой садился ее брат — для «защиты» от жениха, который должен был заплатить ему выкуп за будущую жену. В братине (медной или деревянной полуведерной чаше) разносили питье, пиво, квас на всю братию и разливали по деревянным чашкам и стаканам.

Товарищество, дружба, приязнь, тесная связь — все это определяется словом «братство». А со словами брат, братишка обращаются не только к родным, но и к друзьям, товарищам, единомышленникам, участникам общего дела.

Самая тесная родственная связь существует между родителями и детьми. Отец, мать, сын, дочь — люди из двух соседних поколений — ближе всех друг другу.

Как называют крестную и крестного. i 001. Как называют крестную и крестного фото. Как называют крестную и крестного-i 001. картинка Как называют крестную и крестного. картинка i 001

Мы говорим: мать-сыра земля, Родина-мать, Волга-матушка. Матерью или матушкой чествуют даже чужие люди женщину в летах.

Отец в народных представлениях — старший, первый, главный, заслуживающий уважения, мудрый.

Отчий дом, отеческая любовь, отчизна, отечество — слова с общим корнем. Давно забыто слово отчич — так называли сына и родового наследника своего отца.

Для мужчины, как правило, рождение сына — повод для особенной мужской гордости. До сих пор мужчину, у которого рождаются только дочери, иной раз называют «бракоделом». Считалось, что сын — родительский помощник, а дочь покинет родительский дом, уйдет жить к мужу. Как ни странно, эти предрассудки живы по сегодняшний день.

Как называют крестную и крестного. i 002. Как называют крестную и крестного фото. Как называют крестную и крестного-i 002. картинка Как называют крестную и крестного. картинка i 002

Дедушки и бабушки, внуки и внучки

Дед, дедушка — отец родителя;

бабка, бабушка — мать родителя;

внучка — дочь ребенка.

Счастливы семьи, в которых бабушки и дедушки помогают растить детей. Нет ничего бескорыстней, чем любовь к внукам. Бабушка в традиционном представлении — круглая, добрая старушка. Может быть, поэтому кулинары называют бабкой нежную, воздушную сдобу, наподобие кулича, выпеченную в высокой форме.

Дедушки мечтают увидеть во внуках осуществление своих мечтаний, свое продолжение. Дедом, дедов — пиком называют в народе разные виды репейника, чертополоха. Наверное — не случайно. Любят дедушки вспоминать одно и то же и повторять одну и ту же историю.

Прадедушка и прабабушка

Прабабки наши не светом, а семьей да домом жили.

Не так часто встречаются сейчас прадеды и прабабушки. Чтобы стать «пра», надо родить детей, вырастить внуков и дождаться рождения детей своих внуков. Приставку «пра» прибавляют к словам для того, чтобы подчеркнуть древнее происхождение. Так первого владельца чего-либо называли правладелец или правладелица. Крестьяне называли несобранную рожь-падалицу, выросшую самосевом и давшую урожай на второй год, — прападалица.

Родителей прадеда и прабабки называют пращур и пращурка, еще более старое поколение — прапращуры, а старейшее — прапрапращуры. В наше время большинство людей имеют смутные представления о древних предшественниках по роду — своих предках. И даже обижаются, если дети их называют этим древним словом. А зря.

Дяди, тети и племянники

Если у ваших родителей были брат или сестра, то для вас они будут дядей или тетей. А их дети будут для вас двоюродными братьями и сестрами, или, как иногда говорят, кузенами и кузинами. Это тоже кровные родственники, но не такие близкие, как прямые кровные, поэтому, случается, между кузенами и кузинами возникает не родственная привязанность, а настоящая страсть. А еще есть троюродные (от двоюродных дяди или тети), четвероюродные (от троюродных) и так далее братья и сестры.

Жена родного дяди будет вам тетей, а муж родной тети — дядей. Это родство не кровное. Дяди и тети чаще всего становятся крестными для своих племянников.

Есть еще малые тетки и даже великая тетка — о том, кого так величают, вы узнаете, прочитав Словарь родственных отношений.

К «дядьям» на Руси относились уважительно. Раньше для ухода или для надзора за ребенком приставляли воспитателя — его называли дядькой. И у каждого рекрута в полку был дядька — наставник из старых солдат. Дядькой называли первого бурлака, тянущего баржу. На свадьбах в центральных областях России «дядей» называли посаженного отца жениха. Дядька невесты участвовал в свадебном обряде: держал перед нею платок, когда ей расплетали косу.

Источник

Крёстный родитель

Крёстный отецкрёстный»), а также крёстная матькрёстная») — духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крещаемого (крестника или крестницы). Крёстные между собой и биологическими родителями называются кумовьями.

По современным обычаям, крёстных должно быть двое (обоих полов). Древние же церковные правила предусматривали одного крёстного (того же пола, что и крещаемый).

Содержание

Требования к восприемникам в православии

Обязанности восприемников таковы, что не каждый человек может быть допущен к восприятию от купели крещаемого. Церковными правилами [1] устраняются от этого:

Обязанности восприемников

В православии, восприемники обязаны [5] :

В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги. В Русской Церкви принято, что крёстные родители готовят свадьбу для крестника.

См. также

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Крёстный родитель» в других словарях:

Родитель — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

Крёстный отец — («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы) … Википедия

Крёстный — отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы) … Википедия

Крещение — Жизнь христианина Христианский портал · ‎ … Википедия

Родство — Запрос «Кузен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Свекровь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Сват» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Межличностные отношения Типы отношений… … Википедия

Восприемник — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

Крестная мать — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

Крестник — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

Крестный отец — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

Крёстная мать — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

Источник

Крестные родители – кто друг другу?

Таинство Крещения

Крестные родители – кто друг другу? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять смысл Крещения и роль крестных родителей. Крещение – одно из важнейших священнодействий в христианстве. В нем таинственно участвует Сам Бог и потому оно именуется церковным Таинством. В Православии существует и 6 других Таинств: Причастие, Венчание, Исповедь и т.д. Однако приступать к ним можно лишь полноценным членам Святой Церкви. Таковыми становятся именно в Крещении. Поэтому его также называют рождением в Церковь.

Выделим наиболее важные внешние моменты Крещения. Крещаемый трижды отрекается от сатаны и во всеуслышание заявляет о своём намерении приобщиться ко Христу. Через осознанное чтение Символа Веры человек выражает принятие основных догматов Церкви. Наконец, происходит троекратное погружение крещаемого в освящённую воду, что знаменует духовное перерождение человека. Таинство сопровождается чтением священником специальных молитв.

Невидимая, духовная сторона Таинства заключается в том, что любящий Господь принимает крещаемого, освящает его Своей благодатью, прощает ему все прежние грехи и даёт силу для духовного возрастания. Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Таинственное возрождение и очищение совершается в крещении… Оно исполняет нас благодатью Святого Духа… Но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости» («Полное собрание творений»).

Значение крёстных родителей

Крестные (духовные) родители необходимы в первую очередь тем крещаемым, которые ещё не достигли 14-летнего возраста. Дети не могут в полной мере осознать значение Таинства, отречься от зла и заявить о преданности Христу. Поэтому малышей крестят по вере их физических родителей и крестных – взрослых христиан, которые совершают всё перечисленное вместо своих крестников. Во время Таинства именно духовные родители принимают ребёнка из рук священника. Поэтому крёстные также именуются восприемниками.

Таким образом, крестные словно поручаются за ребёнка перед Господом. Они берут на себя обязательство молиться за крестника и воспитывать его в духе христианства. То есть делать всё, чтобы в будущем он смог самостоятельно продолжить свой путь к Богу в лоне Святой Церкви. Восприемники должны постараться приобщить ребёнка к личной молитве, а также к участию в богослужениях и Таинствах. Необходимо собственным примером привить малышу любовь к Богу и добродетелям.

Итак, крестные родители – не просто «почётные гости торжества», а важнейшие участники Таинства и дальнейшего духовного развития ребёнка. Поэтому на роль восприемников необходимо приглашать православных воцерковлённых людей, которые осознают предстоящую ответственность. По канонам Церкви, ребёнку достаточно иметь одного крёстного своего пола. Приглашение двух лиц разного пола – это лишь устоявшаяся традиция. К восприемничеству не допускаются физические родители крещаемого (другие родственники допускаются). По устоявшейся традиции супруги не могут быть крёстными одного и того же ребёнка.

Крестные родители – кто друг другу?

Крестный и крестная – кто друг другу? Они являются кумовьями (кумами). Крестные и физические родители ребёнка также кумовья друг для друга. Восприемник не может вступить в брак со своей подросшей крестницей, поскольку они перед Богом состоят в духовном родстве. Такие же отношения складываются и между крёстными одного и того же ребёнка. Протоиерей Андрей Ромашко отмечает:

«Крещение делает участников таинства духовными родственниками, а родственники, как известно, не могут между собой вступать в брак».

Поэтому издревле восприемники не могли вступать в брак друг с другом. Но сегодня позиция Церкви по этому вопросу несколько изменилась. Брак между крестными теоретически возможен, но только по особому благословению архиерея. Следует помнить, что данное послабление касается только восприемников. Брачный союз между крестным и крестницей/физическим родителем ребёнка всё так же категорически исключается. Если же случается инцидент, то решается он в управляющим епархией архиереем.

В то же время кумовьям можно и нужно дружить, ходить друг к другу в гости, совместно проводить праздники. Ведь их всех объединяет опека над крещёным ребёнком. В народной традиции крестные были особо почитаемыми людьми. На роль духовных родителей чаще всего приглашали уважаемых и состоятельных родственников. Приглашение в восприемники считалось честью, а отказ от кумовства порицался. Ссора между кумовьями считалась великим грехом. Крестный брал на себя расходы на Крещение и дарил ребёнку крест. Также у кумовьев существует старинный обычай обмениваться друг с другом угощениями в сочельник (канун Рождества), Пасху и другие праздники.

Духовным родством народное сознание связывало и детей кумовьев. Поэтому их часто называли «крестный брат» или «крестная сестра». Однако в официальной церковной практике этих терминов не существует.

Источник

Крёстный

Крёст­ный (вос­при­ем­ник) в Таин­стве Кре­ще­ния сви­де­тель, пору­чи­тель за веру кре­ща­е­мого, обя­зан­ный настав­лять его в пра­ви­лах хри­сти­ан­ской жизни.

Как называют крестную и крестного. krestnyj. Как называют крестную и крестного фото. Как называют крестную и крестного-krestnyj. картинка Как называют крестную и крестного. картинка krestnyj

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

После погру­же­ния мла­денца в купель кре­ще­ния крест­ный при­ни­мает его из рук свя­щен­ника. Отсюда сла­вян­ское назва­ние – вос­при­ем­ник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать ребенка в пра­во­слав­ном духе, и ответ за это вос­пи­та­ние будет давать на Страш­ном Суде.

При Кре­ще­нии мла­ден­цев вос­при­ем­ники про­из­но­сят (испо­ве­дуют) вместо них Символ веры, про­из­но­сят обеты и имеют попе­че­ние о науче­нии вере и нрав­ствен­но­сти вос­при­ня­тых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Треб­ник).

Обычай иметь вос­при­ем­ника при Кре­ще­нии вос­хо­дит к древ­ней­шему Апо­столь­скому Пре­да­нию.

Нали­чие двух вос­при­ем­ни­ков явля­ется рус­ской тра­ди­цией. По пра­ви­лам Церкви доста­точно одного вос­при­ем­ника: крест­ного отца для маль­чика и крест­ной матери для девочки. На прак­тике допус­ка­ется несо­от­вет­ствие пола.

^ Обя­зан­но­сти крест­ных

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть 3 основ­ные обя­зан­но­сти:

В Таин­стве Кре­ще­ния крест­ные обе­щают Богу при­ве­сти к Нему малыша. Важно пом­нить об этом.

^ Кто может быть крест­ным

Без­рас­судно при­гла­шать крёст­ным чело­века нецер­ков­ного: чему может научить тот, кто сам не знает пред­мета? Это как выбрать про­вод­ни­ком в опас­ном путе­ше­ствии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), про­хо­димца, не зна­ю­щего марш­рута.

Так же нерас­су­ди­тельно цер­ков­ному чело­веку брать на себя перед Богом обеты вос­пи­ты­вать в хри­сти­ан­ской вере мла­денца, роди­тели кото­рого не только вне Церкви, но и не соби­ра­ются воцер­ков­ляться, при­ви­вать своё чадо ко Христу-Спа­си­телю.

Если же вас при­гла­шают быть вос­при­ем­ни­ком роди­тели, кото­рые не только не против того, чтобы кре­стить ребёнка, но и сами готовы стать чле­нами цер­ков­ной общины, то разумно, перед при­ня­тием соб­ствен­ных обетов, взять и с роди­те­лей обет испол­нять Запо­веди, еже­дневно молиться за своих детей, при­хо­дить с ними в храм, ста­раться еже­не­дельно их при­ча­щать. В идеале хорошо бы посо­ве­то­вать роди­те­лям похо­дить в вос­крес­ную школу или на заня­тия по кате­хи­за­ции: через пару заня­тий будет понятно, серьёзно ли они отно­сятся к духов­ной жизни, либо рас­смат­ри­вают Кре­ще­ние как маги­че­ский обряд.

По древ­нему цер­ков­ному пра­вилу, при Кре­ще­нии мла­ден­цев необ­хо­ди­мым счи­тался только один вос­при­ем­ник – муж­чина для кре­ща­е­мого лица муж­ского пола или жен­щина для лица жен­ского пола (Боль­шой Треб­ник, 5 гл., «зри»). Пра­вило о «бытии при Кре­ще­нии одному вос­при­ем­нику» при­над­ле­жало первым векам хри­сти­ан­ства и строго соблю­да­лось в Церкви Восточ­ной и Запад­ной до IX века. В наше время широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чил обычай быть при Кре­ще­нии двум вос­при­ем­ни­кам: крест­ному отцу и крест­ной матери.

Только пра­во­слав­ные вос­при­ем­ники или вос­при­ем­ницы имеют цер­ков­ное зна­че­ние. Их имена вос­по­ми­на­ются в молит­вах и вно­сятся в сви­де­тель­ства о Кре­ще­нии. Вос­при­ем­ник «пред­став­ляет собою лицо кре­ща­е­мого и за него обеты Богу, творит, Символ испо­ве­дует и обязан вос­при­ем­ного сына наста­вить вере и закону Божию, чего не могут учи­нить ни невежа в вере, ни ино­вер­ный» (Книга о долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских, 80).

Согласно с прак­ти­кой древ­ней Церкви, как ино­верцы нико­гда не допус­ка­ются к вос­при­ем­ни­че­ству, так и пра­во­слав­ному непри­лично быть вос­при­ем­ни­ком детей у ино­вер­ных роди­те­лей, исклю­чая те случаи, когда дети кре­стятся в пра­во­слав­ную веру. Каноны Церкви такого случая, как уча­стие при кре­ще­нии в каче­стве вос­при­ем­ника ино­слав­ного лица, также не преду­смат­ри­вают.

Не могут быть вос­при­ем­ни­ками безум­ные, совер­шенно несве­ду­щие в вере, а также пре­ступ­ники, явные греш­ники и при­шед­шие в храм в нетрез­вом виде. Напри­мер, не бывшие по нера­де­нию у испо­веди и Свя­того При­ча­стия дли­тель­ное время не могут дать руко­вод­ства и нази­да­ния в жизни своим крест­ни­кам. Не могут быть вос­при­ем­ни­ками мало­лет­ние (до 14 лет), так как еще неспо­собны к делу учи­тель­ства и нетверды в разу­ме­нии веры и силы Таин­ства (кроме тех слу­чаев, когда совер­шенно невоз­можно иметь совер­шен­но­лет­него вос­при­ем­ника).

Древ­няя Рус­ская Цер­ковь не знала такого пра­вила, кото­рое бы устра­няло мона­хов от вос­при­ем­ни­че­ства. Известно, что крест­ными отцами наших рус­ских вели­ко­кня­же­ских и цар­ских детей были боль­шей частью монахи. Только впо­след­ствии мона­хам было вос­пре­щено вос­при­ем­ни­че­ство потому, что оно вовле­кает монаха в обще­ние с миром (Номо­ка­нон при Боль­шом Треб­нике). Роди­тели не могут быть вос­при­ем­ни­ками от купели Кре­ще­ния соб­ствен­ных детей. Жен­щине, нахо­дя­щейся в обыч­ном очи­ще­нии, неудобно быть вос­при­ем­ни­цей. В таких слу­чаях можно отло­жить Кре­ще­ние или же при­гла­сить другую вос­при­ем­ницу.

Цер­ков­ные пра­вила не запре­щают быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца родным брату и сестре, а также отцу с доче­рью или матери с сыном. В насто­я­щее время свя­щен­ники не допус­кают мужа и жену к сов­мест­ному вос­при­ем­ни­че­ству одного и того же мла­денца. Чтобы не допу­стить нару­ше­ний суще­ству­ю­щих правил отно­си­тельно вос­при­ем­ни­ков, свя­щен­ник обычно зара­нее узнает от роди­те­лей, кого они желают иметь вос­при­ем­ни­ками для своих детей.

Дей­стви­тельно ли Цер­ковь учит о недо­пу­сти­мо­сти брака между крест­ными согласно 211‑й статьи Номо­ка­нона?

Пре­пят­ствия к вен­ча­нию и вос­при­ем­ни­че­ству при кре­ще­нии. Гри­го­ров­ский С. П. Изда­тель­ский совет РПЦ. 2007. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II. С. 49–51. Цитата оттуда:

«В насто­я­щее время 211‑я статья Номо­ка­нона [где ука­зы­ва­ется на недо­пу­сти­мость брака между вос­при­ем­ни­ками] не имеет ника­кого прак­ти­че­ского зна­че­ния и должна почи­таться отме­нен­ною… Так как при кре­ще­нии доста­точно быть одному вос­при­ем­нику или одной вос­при­ем­нице, смотря по полу кре­ща­е­мого, то нет осно­ва­ний счи­тать вос­при­ем­ни­ков состо­я­щими в каком-либо духов­ном род­стве и потому вос­пре­щать им вступ­ле­ние в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Цер­ков­ного права так ком­мен­ти­рует про­блему духов­ного род­ства вос­при­ем­ника и вос­при­ем­ницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апо­кри­фи­че­ского про­ис­хож­де­ния и стран­ного содер­жа­ния (напри­мер, 211 пра­вило, запре­ща­ю­щее мужу и жене быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца, под стра­хом быть раз­лу­чен­ными от супру­же­ского сожи­тия). Свя­тей­ший Синод уже в первые годы своего суще­ство­ва­ния стал отно­ситься к таким пра­ви­лам с боль­шим сомне­нием и нередко делал поста­нов­ле­ния, прямо им про­ти­во­по­лож­ные, осо­бенно по делам брач­ным».

В декабре 2017 года на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви был принят доку­мент “О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­ного брака”, в кото­ром ука­зано: “Браки между вос­при­ем­ни­ками могут совер­шаться по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея (с учетом указа Свя­тей­шего Синода от 31 декабря 1837 года)”.

Могут ли бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины ста­но­виться крёст­ными?

Бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины могут быть крест­ными, кано­ни­че­ских запре­тов этого не суще­ствует. Все запреты отно­сятся исклю­чи­тельно к дре­му­чим народ­ным суе­ве­риям и не имеют ника­кой силы для хри­стиан.

С какого воз­раста не нужен крёст­ный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как кре­стить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей сле­дует поста­раться при­ве­сти на встречу со свя­щен­ни­ком. Здесь глав­ное понять, что внутри у чело­века, почему он отка­зы­ва­ется от кре­ще­ния своего ребенка. Если люди – ате­и­сты, пере­убе­дить их и заста­вить отка­заться от своих взгля­дов бывает трудно. Но убе­дить в необ­хо­ди­мо­сти спо­кой­ного и лояль­ного отно­ше­ния к факту кре­ще­ния ребенка все же можно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *