Как называют крестную и крестного
Традиции крещения: а вы чьи коки и лёли, помните?
Иногда вам делают предложение, от которого трудно отказаться. И в один прекрасный день в вашу жизнь входит маленький человечек, который будет называть вас крестной (крестным), кокой, лёлей.
Крестные отец или мать — это все знают. Другие слова употребляются реже, этимология их не очень ясна. С Лёлей и Лелем ситуация еще как-то прояснена, да и слово «лелеять» пока еще в ходу, не забылось. Вот и лелеют сознательные Лёли и Лели своих лелек…
Со словом «кока» сложнее. Кто-то производит его от старофинского, кто-то — от старославянского со значением «детская рубашечка» (интересно, что и у Леля, кроме прочих многочисленных вариантов, есть значение «детская рубашка», как тут не вспомнить о крестильной одежде!). А еще этим словом обозначалось и яйцо, и картофелина с калачом — гостинец, в общем. Впрочем, и некое чудище «кока» тоже известно.
От последнего слова пошла фамилия Кокиных. Когда родители умирали, заботу о детях брали на себя крестные. Сколько тех Кокиных на Руси! Еще с XV века известны. Целый огромный род получается, только вот не все кровные они в этом роду…
А в литературе однажды казус произошел. Стал крестный отец девочки сироты просто Кокованей. Редакторы, говорят, не поняли, в чем там дело у Бажова, и напечатали слитно.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. («Серебряное копытце»)
И действительно, жили Кокованя с Даренкой как могли, заботились друг о друге. Дед с утра — на работу, Даренка — прибираться в хате, да кашу варить. А однажды и хризолиты нашли, камни такие драгоценные…
Но, в основном, все всегда решалось волшебными палочками, которыми заведовали крестные мамы. И взмахивали они ими, выручая своих крестников из всевозможных неприятностей.
А в русских сказочках волшебных палочек вообще нет. Производство волшебных палочек так и не было налажено, даже не предполагалось. И здесь не повезло. Своей земной заботой должны мы помогать нашим крестникам. Куда как труднее. Но должны справиться, не впервой.
Принято считать, что быть крестным или крестной — это дар. И мы ему сами дальнейшие хозяева. Бездумно соглашаться на это не стоит, но уж если взялись, решились, то все получится.
Но может кто-нибудь объяснить все-таки, почему нам не выдаются волшебные палочки для особо насущных случаев? Так иногда хочется заявиться прекрасной феей и совершить чудо из чудес…
Как называют крестную и крестного
Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится?
Если у вас нету тети, или Иметь или не иметь
Эта книжка о родне. Хорошее, теплое слово…
Счастлив человек, у которого много родственников! Он не одинок, он знает, что такое тепло домашнего очага, гордость за детей и мудрость родителей; он с нетерпением ожидает очередного семейного праздника и не боится в старости остаться одиноким.
Но с другой стороны, как хорошо, если никто не пристает со своими мудрыми советами, если не приходится переживать из-за проблем, которые доставляют дети, если никто не учит «жить» и сгоряча не грозит лишением наследства.
Вот такой парадокс: родственники порой устают друг от друга, а одинокие люди мечтают о ком-нибудь заботиться. Сегодня все чаще говорят, что легче жить одному: меньше проблем. А ведь не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на дядю; вылитая бабушка». А похож ли ребенок на прадеда — уже не знаем. Круг родных сузился: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.
Терминология родства сложна и сегодня основательно подзабыта. В быту мы пользуемся не более чем десятью самыми известными определениями и порой вынуждены прибегать к словесным нагромождениям: «Он — брат моего мужа, она — жена брата моего мужа». А ведь в русском языке для каждого родственника есть свое название, а за каждым названием — веками устоявшиеся представления, культура взаимоотношений, история семьи. Такую роскошь может себе позволить далеко не каждый народ.
Существует три группы родственных связей:
· непосредственно родственники — родство по крови,
· свойственники — родство по браку,
· и, наконец, неродственные связи.
Прежде чем заглянуть в словарь родственных отношений, давайте постараемся разобраться в сложной картине переплетений родственных связей.
Яблоко от яблони не далеко падает, или Родство по крови
Если родители общие — значит, родство кровное. Родственники по крови — это самые близкие люди. Особые фамильные черты сказываются на укладе жизни, на выборе профессии. Кровные родственники имеют характерные внешние черты. Особенно умиляет фамильное сходство, проявляющееся в детях. «На кого похож новорожденный?» — один из важнейших вопросов. Кажется, запутаться в этом родстве невозможно. Мать, отец, дядя, тетя, брат, сестра… Но и тут есть повод задуматься.
В одном поколении ближайшие друг другу люди — это братья и сестры. Если вы единственный ребенок, то в вашем поколении у вас нет кровных родственников. Братья и сестры могут быть родными, кровными, полнородными, если у них общие и мать, и отец. Или единокровными — рожденными от одного отца. Или единоутробными — рожденными одной матерью, но от разных отцов.
Отголоски того, насколько тесна связь между братом и сестрой, можно найти в старинных народных обычаях, загадках, пословицах. У сине-желтого лесного цветка иван-да-марья было другое название — брат-с-сестрой. На свадьбе сестры рядом с невестой садился ее брат — для «защиты» от жениха, который должен был заплатить ему выкуп за будущую жену. В братине (медной или деревянной полуведерной чаше) разносили питье, пиво, квас на всю братию и разливали по деревянным чашкам и стаканам.
Товарищество, дружба, приязнь, тесная связь — все это определяется словом «братство». А со словами брат, братишка обращаются не только к родным, но и к друзьям, товарищам, единомышленникам, участникам общего дела.
Самая тесная родственная связь существует между родителями и детьми. Отец, мать, сын, дочь — люди из двух соседних поколений — ближе всех друг другу.
Мы говорим: мать-сыра земля, Родина-мать, Волга-матушка. Матерью или матушкой чествуют даже чужие люди женщину в летах.
Отец в народных представлениях — старший, первый, главный, заслуживающий уважения, мудрый.
Отчий дом, отеческая любовь, отчизна, отечество — слова с общим корнем. Давно забыто слово отчич — так называли сына и родового наследника своего отца.
Для мужчины, как правило, рождение сына — повод для особенной мужской гордости. До сих пор мужчину, у которого рождаются только дочери, иной раз называют «бракоделом». Считалось, что сын — родительский помощник, а дочь покинет родительский дом, уйдет жить к мужу. Как ни странно, эти предрассудки живы по сегодняшний день.
Дедушки и бабушки, внуки и внучки
Дед, дедушка — отец родителя;
бабка, бабушка — мать родителя;
внучка — дочь ребенка.
Счастливы семьи, в которых бабушки и дедушки помогают растить детей. Нет ничего бескорыстней, чем любовь к внукам. Бабушка в традиционном представлении — круглая, добрая старушка. Может быть, поэтому кулинары называют бабкой нежную, воздушную сдобу, наподобие кулича, выпеченную в высокой форме.
Дедушки мечтают увидеть во внуках осуществление своих мечтаний, свое продолжение. Дедом, дедов — пиком называют в народе разные виды репейника, чертополоха. Наверное — не случайно. Любят дедушки вспоминать одно и то же и повторять одну и ту же историю.
Прадедушка и прабабушка
Прабабки наши не светом, а семьей да домом жили.
Не так часто встречаются сейчас прадеды и прабабушки. Чтобы стать «пра», надо родить детей, вырастить внуков и дождаться рождения детей своих внуков. Приставку «пра» прибавляют к словам для того, чтобы подчеркнуть древнее происхождение. Так первого владельца чего-либо называли правладелец или правладелица. Крестьяне называли несобранную рожь-падалицу, выросшую самосевом и давшую урожай на второй год, — прападалица.
Родителей прадеда и прабабки называют пращур и пращурка, еще более старое поколение — прапращуры, а старейшее — прапрапращуры. В наше время большинство людей имеют смутные представления о древних предшественниках по роду — своих предках. И даже обижаются, если дети их называют этим древним словом. А зря.
Дяди, тети и племянники
Если у ваших родителей были брат или сестра, то для вас они будут дядей или тетей. А их дети будут для вас двоюродными братьями и сестрами, или, как иногда говорят, кузенами и кузинами. Это тоже кровные родственники, но не такие близкие, как прямые кровные, поэтому, случается, между кузенами и кузинами возникает не родственная привязанность, а настоящая страсть. А еще есть троюродные (от двоюродных дяди или тети), четвероюродные (от троюродных) и так далее братья и сестры.
Жена родного дяди будет вам тетей, а муж родной тети — дядей. Это родство не кровное. Дяди и тети чаще всего становятся крестными для своих племянников.
Есть еще малые тетки и даже великая тетка — о том, кого так величают, вы узнаете, прочитав Словарь родственных отношений.
К «дядьям» на Руси относились уважительно. Раньше для ухода или для надзора за ребенком приставляли воспитателя — его называли дядькой. И у каждого рекрута в полку был дядька — наставник из старых солдат. Дядькой называли первого бурлака, тянущего баржу. На свадьбах в центральных областях России «дядей» называли посаженного отца жениха. Дядька невесты участвовал в свадебном обряде: держал перед нею платок, когда ей расплетали косу.
Крёстный родитель
Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») — духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крещаемого (крестника или крестницы). Крёстные между собой и биологическими родителями называются кумовьями.
По современным обычаям, крёстных должно быть двое (обоих полов). Древние же церковные правила предусматривали одного крёстного (того же пола, что и крещаемый).
Содержание
Требования к восприемникам в православии
Обязанности восприемников таковы, что не каждый человек может быть допущен к восприятию от купели крещаемого. Церковными правилами [1] устраняются от этого:
Обязанности восприемников
В православии, восприемники обязаны [5] :
В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги. В Русской Церкви принято, что крёстные родители готовят свадьбу для крестника.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Крёстный родитель» в других словарях:
Родитель — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Крёстный отец — («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы) … Википедия
Крёстный — отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы) … Википедия
Крещение — Жизнь христианина Христианский портал · … Википедия
Родство — Запрос «Кузен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Свекровь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Сват» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Межличностные отношения Типы отношений… … Википедия
Восприемник — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия
Крестная мать — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия
Крестник — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия
Крестный отец — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия
Крёстная мать — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия
Крестные родители – кто друг другу?
Таинство Крещения
Крестные родители – кто друг другу? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять смысл Крещения и роль крестных родителей. Крещение – одно из важнейших священнодействий в христианстве. В нем таинственно участвует Сам Бог и потому оно именуется церковным Таинством. В Православии существует и 6 других Таинств: Причастие, Венчание, Исповедь и т.д. Однако приступать к ним можно лишь полноценным членам Святой Церкви. Таковыми становятся именно в Крещении. Поэтому его также называют рождением в Церковь.
Выделим наиболее важные внешние моменты Крещения. Крещаемый трижды отрекается от сатаны и во всеуслышание заявляет о своём намерении приобщиться ко Христу. Через осознанное чтение Символа Веры человек выражает принятие основных догматов Церкви. Наконец, происходит троекратное погружение крещаемого в освящённую воду, что знаменует духовное перерождение человека. Таинство сопровождается чтением священником специальных молитв.
Невидимая, духовная сторона Таинства заключается в том, что любящий Господь принимает крещаемого, освящает его Своей благодатью, прощает ему все прежние грехи и даёт силу для духовного возрастания. Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Таинственное возрождение и очищение совершается в крещении… Оно исполняет нас благодатью Святого Духа… Но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости» («Полное собрание творений»).
Значение крёстных родителей
Крестные (духовные) родители необходимы в первую очередь тем крещаемым, которые ещё не достигли 14-летнего возраста. Дети не могут в полной мере осознать значение Таинства, отречься от зла и заявить о преданности Христу. Поэтому малышей крестят по вере их физических родителей и крестных – взрослых христиан, которые совершают всё перечисленное вместо своих крестников. Во время Таинства именно духовные родители принимают ребёнка из рук священника. Поэтому крёстные также именуются восприемниками.
Таким образом, крестные словно поручаются за ребёнка перед Господом. Они берут на себя обязательство молиться за крестника и воспитывать его в духе христианства. То есть делать всё, чтобы в будущем он смог самостоятельно продолжить свой путь к Богу в лоне Святой Церкви. Восприемники должны постараться приобщить ребёнка к личной молитве, а также к участию в богослужениях и Таинствах. Необходимо собственным примером привить малышу любовь к Богу и добродетелям.
Итак, крестные родители – не просто «почётные гости торжества», а важнейшие участники Таинства и дальнейшего духовного развития ребёнка. Поэтому на роль восприемников необходимо приглашать православных воцерковлённых людей, которые осознают предстоящую ответственность. По канонам Церкви, ребёнку достаточно иметь одного крёстного своего пола. Приглашение двух лиц разного пола – это лишь устоявшаяся традиция. К восприемничеству не допускаются физические родители крещаемого (другие родственники допускаются). По устоявшейся традиции супруги не могут быть крёстными одного и того же ребёнка.
Крестные родители – кто друг другу?
Крестный и крестная – кто друг другу? Они являются кумовьями (кумами). Крестные и физические родители ребёнка также кумовья друг для друга. Восприемник не может вступить в брак со своей подросшей крестницей, поскольку они перед Богом состоят в духовном родстве. Такие же отношения складываются и между крёстными одного и того же ребёнка. Протоиерей Андрей Ромашко отмечает:
«Крещение делает участников таинства духовными родственниками, а родственники, как известно, не могут между собой вступать в брак».
Поэтому издревле восприемники не могли вступать в брак друг с другом. Но сегодня позиция Церкви по этому вопросу несколько изменилась. Брак между крестными теоретически возможен, но только по особому благословению архиерея. Следует помнить, что данное послабление касается только восприемников. Брачный союз между крестным и крестницей/физическим родителем ребёнка всё так же категорически исключается. Если же случается инцидент, то решается он в управляющим епархией архиереем.
В то же время кумовьям можно и нужно дружить, ходить друг к другу в гости, совместно проводить праздники. Ведь их всех объединяет опека над крещёным ребёнком. В народной традиции крестные были особо почитаемыми людьми. На роль духовных родителей чаще всего приглашали уважаемых и состоятельных родственников. Приглашение в восприемники считалось честью, а отказ от кумовства порицался. Ссора между кумовьями считалась великим грехом. Крестный брал на себя расходы на Крещение и дарил ребёнку крест. Также у кумовьев существует старинный обычай обмениваться друг с другом угощениями в сочельник (канун Рождества), Пасху и другие праздники.
Духовным родством народное сознание связывало и детей кумовьев. Поэтому их часто называли «крестный брат» или «крестная сестра». Однако в официальной церковной практике этих терминов не существует.
Крёстный
Крёстный (восприемник) — в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).
Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.
Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.
^ Обязанности крестных
У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:
В Таинстве Крещения крестные обещают Богу привести к Нему малыша. Важно помнить об этом.
^ Кто может быть крестным
Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.
По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.
Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).
Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.
Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).
Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.
Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.
Действительно ли Церковь учит о недопустимости брака между крестными согласно 211‑й статьи Номоканона?
Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49–51. Цитата оттуда:
«В настоящее время 211‑я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».
Проф. Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:
«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным».
В декабре 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ “О канонических аспектах церковного брака”, в котором указано: “Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)”.
Могут ли беременные и незамужние женщины становиться крёстными?
Беременные и незамужние женщины могут быть крестными, канонических запретов этого не существует. Все запреты относятся исключительно к дремучим народным суевериям и не имеют никакой силы для христиан.
С какого возраста не нужен крёстный?
Лицам старше 14-ти лет.
Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против?
– Таких людей следует постараться привести на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.