Как называют монахов в буддизме
Буддийские монахи, их община и правила
Буддизм относится к числу древнейших мировых религий. Его основоположником принято считать принца Сиддхартху Гаутаму, жившего в Древней Индии в VI ст. до н. э. В 29 лет он отказался от своего богатства и добровольно ушёл из дворца. Став отшельником, Гаутама посвятил себя размышлениям о смысле жизни, в результате чего стал просветлённым (Буддой). До глубокой старости он проповедовал своё учение, смысл которого сводился к самоограничению и медитации ради достижения наивысшей степени блаженства (нирваны).
Распространённость буддизма
Постепенно буддизм стал популярен в ряде стран Азии. Сегодня его исповедуют в Индии, Китае, Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже, Вьетнаме, Корее, Тибете, Непале, Бутане, Японии, Монголии, Лаосе, а также в некоторых регионах России (в Калмыкии, Туве, Бурятии). По данным исследователей, в современном мире насчитывается примерно 800 млн сторонников буддизма. Из них около 1 млн человек составляют монахи, отрёкшиеся от благ цивилизации и посвятившие себя следованию заповедям Гаутамы. Простому обывателю они могут показаться особыми людьми, жизнь которых окутана тайнами. Но так ли это на самом деле? Давайте узнаем, кто такие буддийские монахи и как они живут.
Особенности питания
Монахи, исповедующие буддизм, обитают в монастырях. Каждый их день проходит по жёсткому расписанию, отклонение от которого считается большим грехом. Буддийские монахи просыпаются в 6 часов утра и начинают свой день с молитвы. После её окончания они приступают к завтраку, состоящему из продуктов, принесённых в храм местными жителями. Сами себе еду отшельники не добывают и не готовят, по предписаниям религии они должны питаться только тем, что им достаётся от верующих в виде подаяний. В некоторых странах после молитвы монахи отправляются по улицам города просить милостыню. Еда, которую им дадут горожане, станет их завтраком. По традиции они должны съесть всё, что находится у них на тарелке, даже если продукты уже испортились.
Правила буддийских монахов позволяют им кушать дважды в сутки: рано утром и в полдень. После обеда им разрешено только пить воду и настои трав. Обитатели монастыря питаются исключительно скромными продуктами, пища для них является не удовольствием, а источником получения жизненных сил. Рацион буддийских монахов состоит преимущественно из растительной пищи, однако и здесь есть свои ограничения. Отшельники очень редко едят чеснок и лук, так как считается, что эти пряности усиливают половое влечение, а это для них недопустимо. Монахи не являются вегетарианцами, но мясо они могут употреблять только в том случае, если уверены, что животное было убито не ради получения пищи. А вот алкоголь, табак и наркотики у них категорически запрещены.
Запрет на приём пищи после полудня существует не просто так. В это время буддийские монахи занимаются самосовершенствованием, медитацией и чтением религиозной литературы (трипитаки), а наполненный едой желудок будет мешать им концентрировать свои мысли в нужном направлении. Также после обеда они принимают верующих, которые приходят в храм оказать материальную помощь, помолиться или получить благословление.
Вещи, необходимые для достижения нирваны
Община буддийских монахов живёт очень аскетично. Она должна чётко следовать постулатам религии, гласящим, что человеку для нормальной жизни нужны только 3 вещи: еда, одежда и крыша над головой. Всё остальное считается лишним и мешает достижению нирваны. К сожалению, современные жители монастырей не так чтят буддийские правила, как их предшественники, и нередко обзаводятся мобильными телефонами, компьютерами и даже личными машинами. По-настоящему праведных монахов, в точности соблюдающих все правила религии, с каждым годом становится всё меньше.
Внешний вид
Весьма необычно выглядят буддийские монахи. Фото, на которых они изображены, позволяют рассмотреть их внешний вид. Монахи всегда предстают перед народом лысыми. Они бреют головы, считая, что время, потраченное на мытьё, стрижку и расчёсывание волос, лучше всего посвятить внутреннему самосовершенствованию и поискам пути к нирване.
Традиционная одежда буддийских монахов состоит из верхней накидки, прикрывающей торс и левое плечо, и внутреннего саронга, который обматывается вокруг бедёр и прячет ноги. В странах с холодным климатом монахам разрешается носить поверх религиозного одеяния тёплые палантины. Свои наряды они обычно красят в такие яркие цвета, как карри, шафран и тмин. Иногда можно встретить отшельников в одеждах серых и чёрных оттенков.
Кто может принять обет?
Перед тем как стать буддийским монахом, человеку необходимо несколько лет провести в статусе послушника. Принять обет могут не только мужчины, но и женщины, решившие посвятить себя религии. Стать послушником монастыря разрешается любому ребёнку, достигшему семилетнего возраста. А вот постричься в монахи может только взрослый, которому исполнилось 20 лет с момента зачатия или 19 лет и 3 месяца после дня рождения.
Основные правила монахов
На протяжении жизни буддийские монахи имеют право 3 раза вернуться домой, чтобы решить важные дела или оказать родным помощь. Всякий раз после этого в назначенный срок они обязаны занять своё место в монастыре. Если человек примет обет, а затем передумает и откажется от него, он будет осуждён обществом.
Самосожжение буддийского монаха
На протяжении всей истории своего существования буддизм неоднократно подвергался притеснениям. Одним из самых ярых его защитников стал Тхить Куанг Дык — вьетнамский монах, совершивший акт самосожжения в знак протеста против преследования религии президентом страны Нго Динь Зьемом. 10 июня 1963 г. в центре Сайгона (старое название Хошимина) появилась огромная толпа монахов, несущих в руках транспаранты с призывами прекратить притеснения буддистов. Во главе процессии ехал голубой автомобиль, которым управлял Тхить Куанг Дык. Недалеко от президентского дворца, на многолюдной улице машина остановилась. Вместе с Тхить Куанг Дыком из неё вышли 2 монаха. Один из них постелил на асфальте мягкую подушку, а второй достал из автомобиля канистру с бензином.
Тхить сел на подготовленное для него на земле место в позу лотоса, после чего один из участников акции облил его горючим. Читая молитву, монах зажёг спичку и подпалил себя. Он вспыхнул, словно факел, однако до последнего оставался сидеть с прямой спиной в позе лотоса. Через 10 минут его тело оказалось полностью уничтожено огнём. Журналистам удалось запечатлеть на фотоплёнку самосожжение буддийского монаха. Снимки с пылающим Тхить Куанг Дыком облетели весь мир и громогласно заявили о наличии серьёзных религиозных проблем в стране.
Иерархия в буддизме — какие саны и звания существуют
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Тема нашей сегодняшней беседы – иерархия в буддизме. В статье ниже мы расскажем, какие существуют саны, звания в буддийской системе, как они проявляются в различных направлениях. Также вы узнаете, кто такие ламы и какова иерархия буддийского монашества в российских реалиях.
Будет интересно, а главное – познавательно!
Иерархическое деление в разных направлениях
В любой системе, в любом обществе есть особая иерархия – и монашество не исключение. Иерархию монахов-буддистов можно условно разделить на две составляющие: духовную – по количеству накопленных знаний, принятых обетов, уровню медитативной практики, а также должностную – по званию, титулу, к примеру, должность настоятеля храма.
Иными словами, всегда есть разница в возрасте, связи «учитель-ученик», «настоятель-послушник», а взаимоотношения между этими ролями строго определены и подчиняются определенным правилам. То же самое касается отношений монаха и мирянина.
В тхераваде нет сложного соподчинения монахов, зато четко прослеживается превосходство монашества над обычным населением. Тхеравадинское направление, как известно, самое ортодоксальное и считает, что достичь Просветления могут только монахи. Миряне же должны содержать их и относиться к ним с огромным почтением.
Продвижение по духовной лестнице в тхераваде возможно при изучении большого количества священных текстов. Именно поэтому тхеравадины стараются выучить язык пали, запомнить как можно больше канонов и соблюдать огромное число обетов. Высшей степенью посвящения при этом считается бхикшу, который должен соблюдать больше двухсот обетов «Виная-питаки».
Важно помнить, что и в тхераваде есть некоторые различия. Так, например, шри-ланкийские монахи стремятся изучить как можно больше сутт, бирманские – строки из «Абхидхармы», а тайские – из «Виная-питаки».
В махаянском направлении взаимоотношения монашества и мирян гораздо проще, ведь считается, что любой верующий, вне зависимости от того, есть ли у него монашеский титул, может прекратить страдания в этом воплощении. Однако на практике миряне с большим почтением относятся к членам сангхи.
При начале практики дзен каждый ученик должен дать 4 обета бодхисаттвы, а затем постоянно повторять их. В дзен нет строгой структуры, но важное значение имеет учитель, которого называют как «мастер дзен». В японской школе тэндай, которую в свое время создал Сайте, тоже не существует соподчиненности монахов, зато ученики также принимают обеты бодхисаттвы.
Наиболее ярко выражен институт монашества в тибетском буддизме. Именно поэтому вся информация, приведенная ниже, будет относиться преимущественно к этому направлению.
Кто такие ламы
Лама в Тибете буквально означает «высший», «духовный учитель». В тибетском буддизме он играет ключевую роль, так как практика невозможна без собственного наставника. Он направляет на путь истины, своим примером показывает, куда двигаться, чтобы достичь духовности, обучает практике; к нему относятся с глубоким почтением, как к отцу.
Ламой могут называть:
Среди лам, в свою очередь, существует определенный соподчиненный порядок: невоплощенные, ученые ламы и тулку. Титул зависит или от собственных заслуг, или достается при рождении.
Невоплощенные
Невоплощенные – низшая ступень лам, и тут тоже присутствует своя структура. Когда юноша решает отказаться от обычного существования и найти монастырское пристанище, он становится банди, или рабженгом. Пока он должен соблюдать лишь 5 обетов.
Спустя пять-семь лет упорного обучения банди принимает уже 36 обетов и становится гецулом. Высшая ступень уровня невоплощенных – гелонг, обязующийся принять 253 обета.
Ученые ламы
Для достижения этой ступени буддистам необходимо обучаться буддийскому учению несколько лет – от десяти до двадцати. В ходе обучения познаются философские, медицинские, астрологические аспекты. В секте гелуг это обучение именуется системой цанид.
Монастырь Сэра в Лхасе
Всего существует пять степеней учености:
Степень геше является высшей и соотносится со званием доктора буддистской философии. Те ученые, которые имели право составлять гороскопы с расчетами о новых воплощениях перерожденцев, благоприятными и неблагоприятными датами важных событий, как раз-таки имели титул геше. Его, как правило, можно получить в главных учебных заведениях Тибета – Сэра, Галдан, Брайбун.
Тулку
Тулку – ламы-перерожденцы, которые помогают всему живому выбраться из оков сансары и для этого постоянно перерождаются в новом воплощении. Тулку можно стать только при рождении, унаследовав духовные качества от предшественника.
Существуют особые способы поиска тулку: гороскопы, высчитываемые компетентными ламами-геше, вещие сны, предзнаменования, прямые указания предшественника. Когда предполагаемого кандидата в виде маленького мальчика находят, ему предлагают выбрать вещи, принадлежавшие ламе в прошлом воплощении.
У перерожденцев тоже есть собственный иерархический порядок:
Всем известен нынешний Далай-лама Четырнадцатый Тэнцзин Гьяцо, борющийся за мир на планете и даже удостоенный Нобелевской премии мира. Он считается духовным лидером тибетских, монгольских, бурятских, калмыцких, тувинских буддистов.
В российских реалиях
Собственная иерархическая система есть и в России, так как российские республики Бурятия, Калмыкия, Тува считаются северным направлением тибетского буддизма.
Самым главным человеком в структуре российской традиционной сангхи является Пандито Хамбо-лама.
Среди всех монастырских настоятелей коллегиально избирается Хамбо-лама и его помощники – Дид Хамбо-ламы. Настоятелем каждого монастыря выбирается Соржо-лама и два его заместителя – унзад и човомба. Унзад должен отвечать за расписание служб, обрядов, а човомба – за административную, материальную, дисциплинарную часть.
XXIV Пандито Хамбо лама — глава Буддийской традиционной сангхи России.
К Далай-ламе и Хамбо-ламе принято обращаться как «Ваше Святейшество», а к остальным монахам – «досточтимый».
Заключение
Как мы поняли, структура монашества в буддизме довольно сложная. Если в таких направлениях, как тхеравада или дзен, она почти не проявляется, то в тибетском буддизме имеет несколько степеней, каждая из которых может разделяться на более мелкие иерархические виды.
Продвижение в духовной карьере длится не просто годами, а десятилетиями. При этом некоторые титулы, например, Панчен-ламы или Кармапы, остаются для большинства недоступными, так как ими нельзя стать, а можно только родиться.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Чтобы продолжить вместе изучать буддизм, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог!.
Желаем вам духовного роста, добра, и увидимся скоро вновь в нашем блоге!
Как называют монахов в буддизме
”Когда на Западе студенты слышат слово «Геше», они часто путают его с «Ламой». Геше обладает знаниями, «Лама» же имеет опыт духовных Реализаций. Чтобы быть Ламой – не обязательно быть Геше, а чтобы быть Геше – не обязательно быть Ламой.”
Поистине, в весьма странное время мы с вами живем! Интерес к духовности возрастает, но одновременно с этим происходит вырождение ее глубины. Согласно предсказанию, Буддизм продлится 5000 лет, прошло уже две с половиной тысячи…
С тех пор как Дхарма пришла в Страну Снегов, она претерпела различные периоды своего развития и вырождения. Буддизм с его устоявшимися традициями заучивания и устной передачи знания был прекрасно сохранен в Тибете. Доступные сейчас тексты, основы обучения и практики – происходят либо напрямую от Будды Шакьямуни как исторической фигуры, либо от его последующих Проявлений. Случалось, что в ходе истории, нормы Этики и нравственного поведения истолковывались неверно. Это происходило из-за неправильного понимания того, как необходимо себя вести, и что следует избегать в практике Дхармы.
ТИТУЛЫ
Часто на Западе неправильно понимают что же именно скрывается под тем или иным титулом. Случается так, что человек вверяет себя неквалифицированному учителю, принимая его своим Коренным Гуру. Итак, давайте посмотрим, какие есть титулы:
Геше. Школа Гелуг основывается на определенной системе обучения. Монах обычно приходит в монастырь в возрасте 7 – 10 лет. Здесь он будет обучаться примерно 20 лет, проходя 5 основных тем: Парамиты или Совершенства, Мадхьямика или Срединный Путь, Виная или Кодекс Этики, Абхидхарма или Метафизика. Затем он становится Геше (Доктор Буддийской философии). Теперь, в течение года или более, он может пройти обучение в одном из монастырских тантрических учебных заведений, посвятив себя изучению Тантр.
Диплом Геше является лишь “ученой степенью”, т.е. не подразумевает под собой наличия каких-либо духовных реализаций. Здесь мы должны заострить внимание на том, что существует четыре степени Геше. Часто об этом не известно на Западе, что приводит к определенным ошибкам. Первая и вторая степень по сути являются базовым уровнем. Человек с такими степенями – обладает навыками заучивания, но детально и глубоко в понимании или в дебатах не сведущ. По большому счету, все кто достигнет окончания обучения, получат титул Геше.
Лама: (Санскр.: Гуру) Духовный Наставник. Не существует никаких школ «Лам» (кроме, разве что, в Бурятии, где по окончании пятилетнего курса, ученик получает диплом «ламы»). Этот титул присваивается только тем, кто живет, руководствуясь высокой нравственностью и обладает познанием Мудрости. Титул присваивается либо другими Ламами либо большой группой учеников.
Также титул присваивается всем реинкарнациям Лам. Стоит отметить тот факт, что в Традиции Кагью Ламой может стать тот, кто провел определенное количество лет в ретрите (от 3х до 6ти). Аналогично тому, как обучение не приносит Реализаций автоматически, так и ретрит их не гарантирует. Здесь титул «Лама» не всегда является гарантией Реализаций.
Ринпоче: «Драгоценнейший». Титул дается в основном перерожденцам Лам, но также, как почетный титул – настоятелям больших монастырей (Кхенпо Ринпоче), который остается у них и после оставления этой должности (Кхенсур Ринпоче).
Тулку: «Тело Эманации». Первоначально это относилось к высоко реализованным существам – Буддам и Бодхисаттвам – родившимся из сострадания ко всем чувствующим существам. Но, в наши дни всех перерожденных Лам называют «Тулку», на основании того, что в прошлой жизни они были выдающимися практиками.
Каждый изучающий Дхарму должен проверять и перепроверять качества учителя перед тем, как принимать его за надежного Духовного Наставника! Чтобы вести ученика по этапам пути трех типов практикующих, духовный учитель Махаяны должен обладать 10-ю качествами. Итак, вот качества Учителя:
— Строго придерживается Этики.
— Успокоенный ум практикой медитативного погружения.
— Умиротворен практикой Мудрости.
— В своих достоинствах превосходит учеников.
— Полон энергии и энтузиазма для помощи другим.
— Сведущ в священных текстах.
— Обладает реализацией (опытной или концептуальной) Пустоты.
— Способен обучать, обладая искусными средствами.
— Излагает Доктрину с Состраданием.
— Неутомим в проповедях Дхармы
КОДЕКС ЭТИКИ
Все советы данные Буддой Шакьямуни касательно Этики собраны в Тексте «Виная» (Санскр.) или Dul.Wa (Тиб.). Существует различные уровни обязательств в практике, различная глубина на Пути отречения и посвящения:
Гьенин. Это мирянин, принявший 5 обетов, таких как: не убивать, не лгать, не красть, не совершать неправильного сексуального поведения, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства).
Рабджунг и Рабджунг-ма. Это первый и очень важный шаг к посвящению себя религиозной жизни монаха/монахини. Здесь всего 8 обетов: не убивать, не лгать, не красть, соблюдать целомудрие, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства), сменить одежду (на монашеские одеяния), сменить имя (получить новое), изменить ум (отказаться от обывательских забот и стремлений).
Гецул и Гецул-ма. Формально Гецула называют «новичок». Хотя послушничество как таковое уже начинается с Рабджунга. Насчитывается около 36 обетов, которые можно принимать в возрасте 13 – 14 лет. Эти дополнительные обеты призванные охранять «основные обеты», в точности так, как укрепленные стены воздвигаются вокруг замка для его обороны. Сам же замок – основные обеты, называют коренными обетами (т.е. не убивать, не лгать, не красть, целомудрие).
Гелонг и Гелонг-ма: (Бхикшу и Бхикшуни – Санскр.). Полностью посвещенный монах принимает 253 обета, а полностью посвященная монахиня – 364 обета. Эти обеты не могут быть приняты людьми (в возрасте) моложе 21 года. (линия посвящения Гелонг-мы была утеряна монахинями в Тибете. В наши дни, женщине, желающей принять полное посвящения Гелонг.-ы нужно брать обеты в других Буддийских традициях.)
Если будут нарушены четыре основных коренных обета (общих для Рабджунгов, Гецулов и Гелонгов), то монашеское посвящение будет полностью уничтожено (другие обеты могут быть очищены при помощи специальной церемонии «Соджонг», проводимой каждые 14 дней в монастыре):
— Не убивать: этот обет нарушается при убийстве человеческого существа, но второстепенный обет включает также и других чувствующих существ.
— Не лгать: полное падение осуществляется в результате ложного утверждения о якобы достигнутых духовных Реализациях. Второстепенный обет включает в себя клевету, т.е. попросту – говорить неправду.
— Не красть: нарушением обета является присвоение без разрешения чужого ценного объекта.
— Целомудрие: запрещается проникать в любые из «трех дверей» (т.е. влагалище, рот, анус) какого-либо из существ.
Мы добавляем еще обет не употребления алкоголя и других одурманивающих средств, т.к. под их влиянием мы можем нарушить один или сразу же все четыре Коренных обета!
Также можем отметить, что во вторичных обетах (которые не уничтожают посвящение):
— Гецулы не должны петь, танцевать, слушать музыку, использовать духи или туалетную воду, сидеть на высоких стульях и кроватях, обладать золотом и драгоценностями, есть после обеда.
— Гелонги не должны допускать семяизвержения (происходящего любым путем), дотрагиваться до женщин с вожделением, находиться в закрытой комнате наедине с женщиной и т.д…
Всем практикующим полезно знать о данных обетах – и если учитель(монах, Геше…), вдруг обращается со своим учеником, противореча при этом монашеским обязательствам, ученик имеет право отказать ему в категоричной форме, отбросив всякое неудобство и/или стыд! Настоящий стыд и позор тому, кто злоупотребляет статусом учителя ради своего собственного удовлетворения, используя при этом людей воспринимающих его как Гуру.
Обеты Бодхисаттвы
В то время как монашеские обеты являются общими для последователей Тхеравады и Махаяны, Обеты Бодхисаттвы относятся только к практикующим Путь Махаяны. Он содержит 18 коренных и 36 вторичных обетов. Вот некоторые коренные обеты, запрещающие практикующему:
— Не прощать, особенно если кто-либо просит у него прощения,
— Гордиться собой и принижать других,
— Учить о Пустоте тех, кто к этому не готов,
— Заявлять, что обрел духовные Реализации, которыми в действительности не обладает (особенно о Пустоте)
— Присваивать себе что-либо, являющееся подношением Трем Драгоценностям,
— Принижать тех, кто следует Путем Малой Колесницы,
— Отрекаться от Бодхичитты.
Обеты Ваджраяны
ТАНТРА / ВАДЖРАЯНА
Нам бы в голову никогда не пришла мысль взбираться на высокую отвесную гору без сопровождения опытного проводника – подобным же образом не стоит и думать вступать на Путь Тантры без высоко квалифицированного Духовного Учителя!
В основе Тантры лежит метод выполнения детальных визуализаций; практикующий должен уметь сконцентрировать свой ум, сделать визуализацию как можно более четкой, правильно идентифицировать себя. Эти техники требуют мастерства Шине, Тихого Ума, и должны базироваться на мотивации Бодхичитты – Абсолютного Сострадания. Также необходимо правильное и устойчивое понимание Пустоты. Итак, мы можем видеть, что не все практикующие Тантру – настоящие Йогины!
Имеется множество слухов (в основном на Западе) о сексуальных практиках, имеющих место в Ваджраяне. Но Тантраяна – это не сексуальная практика! Это союз Метода и Мудрости, символизируемый мужским и женским божествами, слившимися воедино. Было бы большой ошибкой считать, что суть практики Тантры – занятия сексом! На самом деле, существуют некоторые техники, включающие и физический аспект практикующего, но это практики очень высокого уровня и занимаются ими Йогины или Йогини, реализовавшие Пустоту и Бодхичитту с супругой/супругом, обладающих реализациями такого же уровня.
Продолжая тему Этики, надо сказать, что если бы так называемый практик Дхармы, являющийся монахом, вошел в сексуальный контакт с кем-то, то это было бы очень серьезным злодеянием! Великие Учителя контролируют свой ум, который всегда находится в особом уравновешенном состоянии и не нуждается в каком-либо чувственном удовольствии. Ни один Геше, Лама, Тулку, Ринпоче или кто угодно не может использовать свой титул или должность, чтобы принуждать или вводить в заблуждение, вовлекая кого-либо в сексуальные отношения, основываясь на так называемой Тантре. Если это произошло – то у вас есть полное право открыто рассказать об этом, а также сообщить о таком поведении в высшие Буддийские инстанции, или даже в Министерство Религиозных Дел Тибетского Правительства.
В заключении мы можем сказать еще раз, что Этика – это основа для накопления всех заслуг. И любому, кто хочет продвигаться по Духовном Пути не удастся каким-либо образом обойти накопление заслуг, потому что два «столпа», на которых держится чей-либо Путь, это:
1) накопление Заслуг
2) накопление Мудрости.
Этика – это всего лишь одно из шести Совершенств. Остались еще пять, которые надо изучать и практиковать!