Как называют старшую сестру в японии

Как называют старшую сестру в японии

В японских семьях, как правило, к старшим обращаются используя термины родства (отец, мать, старший брат, старшая сестра), а к младшим – либо просто по имени, либо имя+тян (чан) для девочек и маленьких мальчиков, имя+кун для мальчиков постарше.
Обращения могут быть разными в зависимости от социального положения, характера семейных отношений, степени вежливости и т.д. Здесь я их напишу по степени убывания вежливости.

Дальше по степени вежливости следует суффикс «сама». При обращении к старшим родственникам он служит показателем особо почтительного (и при этом несколько формального, отстранённого) отношения. При употреблении «сама» к терминам родства также добавляется уважительная приставка «о-«. На русском все это примерно то же самое, что «матушка», «батюшка» и т.д. Двоеточие означает долготу звука:

Обращение без приставки «о», просто «ка:-сама», мне встречалось всего один раз – так звал свою маму маленький Накаго. Это уже не отстраненное отношение, это уважение и восхищение, близкое к «мамочка».

Самое нейтральное, без особой почтительности, но и без нежности-фамильярности, обращение к членам семьи:

Более фамильярное обращение к родственникам – то же самое, но без приставки «о»: то:-сан, ка:-сан, ни:-сан, нэ:-сан, дзи:-сан, ба:-сан. Это обычное «мама-папа» и т.д.

Ну и наконец совсем простецкое: ка:-чан, ни:-чан, нэ:-чан, одзи:-чан, ба:-чан (тян). Такое обращение служит показателем не столько особой нежности, сколько неформальной атмосферы в семье и невысокого социального статуса. «Ка:-тян» это уже что-то вроде «мамка». Причем отца в такой семье скорее всего будут называть «оя-дзи» (можно перевести как «батя»). Обращения «одзи:-чан» и «ба:-чан» более ласковые, и соответствуют нашим «дедуля», «бабуля» или «бабуся».

Вообще «нэ:-тян» или «ни:-тян» – вполне обычное обращение к старшей сестре или к старшему брату между детьми с небольшой разницей в возрасте (сестренка, братишка, братик). Есть и более уважительный вариант, с приставкой «о-«: «они:-тян». При этом к родителям те же дети могут обращаться «ка:-сан» и «то:-сан».
Где-то на этом уровне существует еще «аники» – просторечное уважительное обращение к старшему брату (типа, «братан»).

Когда жена обращается к мужу, как правило она использует суффиксы «сан» или «сама». Муж к жене обращается, используя суффиксы «тян» или «сан». После рождения детей муж к жене обращается «ка:-сан». Еще общепринятое обращение жены к мужу – «аната», типа нашего «дорогой».

Почему-то многие думают, что для общего обозначения братьев и сестер в японском языке слова нет, но оно есть: «кёдай» – братья, сестры, братья и сестры. Например «Урумия кёдай» – братья Урумия.

Источник

Слова и словарный запас на тему: «Семья на японском языке»

Как называют старшую сестру в японии. bez imeni 3. Как называют старшую сестру в японии фото. Как называют старшую сестру в японии-bez imeni 3. картинка Как называют старшую сестру в японии. картинка bez imeni 3

Обращаться к членам японской семьи можно двумя разными способами. Поэтому словарь на тему «Семья на японском языке» будет состоять из 2-х таблиц.

Один из способов применяется когда вы говорите о членах своей семьи другим людям, а другой — когда упоминаете членов семьи других людей.

У японцев есть такая культура, что они должны проявлять уважение (尊敬 — そ ん け い sonkei) к другим людям, когда упоминают членов семьи.

В то же время они должны быть скромными (謙 譲 — け ん じ ょ う kenjou) при упоминании членов своей семьи.

Поэтому, если им нужно упомянуть в разговоре членов семьи других людей, они будут обращаться к ним более уважительно чем по отношению к членам своей семьи.

Если же они говорят о членах своей семьи, они обращаются к ним со словами, выражающими их скромность.

Давайте посмотрим, сначала на список названий для членов своей семьи.

Члены моей семьи на японском языке

Как называют старшую сестру в японии. t3 japanese family members mine. Как называют старшую сестру в японии фото. Как называют старшую сестру в японии-t3 japanese family members mine. картинка Как называют старшую сестру в японии. картинка t3 japanese family members mine

Ниже приводится список слов для членов собственной семьи на японском языке.

КандзиХирагана или
Катакана
Ромадзи Значение
1.家族かぞくkazokuСемья / Члены семьи
2.祖父そふsofuДед
3.祖母そぼsoboБабушка
4.伯父おじojiДядя (старше родителей)
5.叔父おじojiДядя (младше родителей)
6.伯母おばobaТетя (старше родителей)
7.叔母おばobaТетя (младше родителей)
8.両親りょうしんryoushinРодители
9.ちちchichiОтец
10.ははhahaМать
11.兄弟きょうだいkyoudaiБратья и сестры / братья
12.姉妹しまいshimaiСестры
13.あにaniСтарший брат
14.あねaneСтаршая сестра
15.おとうとotoutoМладший братишка
16.いもうとimoutoМладшая сестра
17.夫婦ふうふfuufuСемейная пара / муж и жена
18.主人しゅじんshujinМуж
19.おっとottoМуж
20.家内かないkanaiЖена
21.つまtsumaЖена
22.従兄弟いとこitokoДвоюродный брат
23.従姉妹いとこitokoДвоюродная сестра
24.子供こどもkodomoДети
25.息子むすこmusukoСын
26.むすめmusumeДочь
27.おいoiПлемянник
28.めいmeiПлемянница
29.まごmagoВнук
30.義理の兄ぎりのあにgiri no aniШурин (старше тебя)
31.義理の弟ぎりのおとうとgiri no otoutoШурин (младше тебя)
32.義理の息子ぎりのむすこgiri no musukoЗять
33.義理の~ぎりの~giri no

Члены чьей-то семьи

Как называют старшую сестру в японии. t3 japanese family members other. Как называют старшую сестру в японии фото. Как называют старшую сестру в японии-t3 japanese family members other. картинка Как называют старшую сестру в японии. картинка t3 japanese family members other

Ниже приводится список названий для членов чьей-то семьи.

КандзиХирагана или
Катакана
РомадзиЗначение
1.ご家族ごかぞくgo kazokuЧья-то семья / члены семьи
2.お爺さんおじいさんojii sanДедушка / Старик
3.お婆さんおばあさんobaa sanБабушка / Старуха
4.伯父さんおじさんoji sanДядя (старше родителей)
5.叔父さんおじさんoji sanДядя (младше родителей)
6.伯母さんおばさんoba sanТетя (старше родителей)
7.叔母さんおばさんoba sanТетя (младше родителей)
8.ご両親ごりょうしんgo ryoushinРодители
9.お父さんおとうさんotou sanОтец
10.お母さんおかあさんokaa sanМать
11.ご兄弟ごきょうだいgo kyoudaiБратья и сестры
12.お兄さんおにいさんonii sanСтарший брат
13.お姉さんおねえさんonee sanСтаршая сестра
14.弟さんおとうとさんotouto sanМладший братишка
15.妹さんいもうとさんimouto sanМладшая сестра
16.ご夫婦ごふうふgo fuufuСемейная пара / муж и жена
17.ご主人ごしゅじんgo shujinМуж
18.奥さんおくさんokusanЖена
19.お子さんおこさんoko sanДети
20.息子さんむすこさんmusuko sanСын
21.お嬢さんおじょうさんojou sanДочь
22.お孫さんおまごさんomago sanВнук

И так, вы прошли словарь на тему «Семья на японском языке».

Периодически повторяйте материал для лучшего запоминания.

Источник

Японский язык: приложения к японской грамматике

В данном разделе расположена дополнительная справочная информация по грамматике японского языка:
Японские числительные, периоды времени, части тела, японские цвета, японская азбука

Онлайн Японский язык: Приложения

Семейные и родственные связи в японском языке

Семейные и родственные связи в японском языке

Ниже представлены слова касающиеся семейных связей, а также родственников как близких, так и дальних.

В левой колонке от русского значения слова находятся слова, которые используются в японском языке говоря о своей семье.

В правой колонке от русского значения слова находятся слова, которые употребляются в японской речи в разговоре о чужой семье.

私 の 家族
Моя семья
Значениеご 家族
Чужая семья
КиридзиКандзиКандзиКиридзи
ко:софу高祖父прапрадедушка高祖父ко:софу
ко:соба高祖母прапрабабушка高祖母ко:соба
о о:дзи

со:софу

曾祖父
大祖父
曾祖父
曾祖父
прадедушка曾祖父
大祖父
曾祖父
曾祖父
о о:дзи

曾祖母

прабабушка曾祖母

хии баба

софу祖父дед, дедушкаお 祖父 さんо дзии сан
соба祖母бабушкаお 婆 さんо баа сан
чичипапаお 父 さんо то: сан
хахамамаお 母 さんо ка: сан
рё:син両親родителиご 両親го рё:син
родители御両親го рё:син
сюдзин主人мужご 主人го сюдзин
цумажена奥 さんоку сан
сай
канай家内
фу:фу夫婦муж и жена, супругиご 夫婦го фу:фу
имо:томладшая сестра妹 さんимо:то сан
анэ姉・姊старшая сестраお 姉 さんо нэ: сан
ото:томладший брат弟 さんото:то сан
анистарший братお 兄 さんо ни: сан
ани:兄 いстарший брат (фамильярно)
аники兄貴вежл. старший брат
(применяется и как обращение к старшему)
кё:дай兄弟братья и сестрыご 兄弟го кё:дай
мусумэдочь娘 さんмусумэ сан
анэмусумэ姉娘старшая дочь
имо:томусумэ妹娘младшая дочь
мусуко息子сын息子 さんмусуко сан
тё:нан長男старший сын
отомусуко弟息子младший сын
кодомо子供детиお 子供о кодомо
одзи叔父дядя
(младше матери или отца)
叔父 さんодзи сан
одзи伯父дядя
(старше матери или отца)
伯父 さんодзи сан
оба叔母тётя
(младше матери или отца)
叔母 さんоба сан
сюкубо叔母

В данную категорию попадают дяди, тети, племянники, внуки, двоюродные, троюродные и т.п. родственники.

КиридзиКандзиЗначение
гайсофу外祖父дедушка с материнской стороны
гайсобо外祖母бабушка с материнской стороны
дзидзи:祖父дед, дедушка (по родству)
софубо祖父母дед и бабка, дедушка и бабушка
оба祖母бабушка
обатянおばちゃんдетск. тётушка, тётечка
детск. бабушка, бабуся
о:одзи大伯父двоюродный дедушка (отец тётки)
о:одзи大叔父
о:оба大叔母двоюродная бабушка (мать тётки)
大伯母
футаитоко再従兄弟троюродный брат
сайдзю: кэйтэй再従兄弟
хатоко再従兄弟
матаитоко再従兄弟
дзю:кэйтэй従兄弟двоюродные братья; двоюродный брат
итоко従兄弟
дзю:симай従姉妹двоюродные сёстры; двоюродная сестра
итоко従足弟двоюродный брат
дзю:тэй従弟младший двоюродный брат
дзю:кэй従兄старший двоюродный брат
дзю:май従妹младшая двоюродная сестра
дзю:си従姉старшая двоюродная сестра
ясяго玄孫праправнук, праправнучка
гэнсон玄孫праправнук, праправнучка
со:сон曾孫правнук, правнучка
хиимаго曾孫
хико曾孫
химаго曾孫
гайсон外孫внук от дочери
внук (внучка) по дочерней линии
сотомаго外孫
утимаго内孫внук от сына
хацумаго初孫первый внук, первая внучка
уимаго初孫первый внук, первая внучка
айсон愛孫любимый внук
маговнук, внучка
孫子
сонвнук
оиплемянник
мэйплемянница
тэссон姪孫кн. внучатый племянник, внучатая племянница
ю:си猶子племянник;
приёмный ребёнок

В данную категорию попадают деверь, золовка, тесть, теща.

КиридзиКандзиЗначение
кодзю:то小舅деверь (брат мужа)
конка саки но кё:дай婚家先の兄弟деверь (брат мужа),
шурин (брат жены)
аниёмэ兄嫁невестка (жена старшего брата)
аниёмэ
кю:ко舅姑тесть и тёща; свёкор и свекровь
сю:томэтёща; свекровь
сай но чичи妻の父тесть
сай но хаха妻の母тёща
сю:тотесть; свёкор
кодзю:то小姑золовка (сестра мужа)
кодзю:томэ小姑
гиси義姉сводная сестра (старшая);
молочная сестра (старшая);
свояченица (старшая сестра жены);
золовка (старшая сестра мужа);
невестка (жена старшего брата, брата мужа или брата жены);
гимай義妹сводная сестра (младшая);
молочная сестра (младшая);
свояченица (младшая сестра жены);
золовка (младшая сестра мужа);
невестка (жена младшего брата, брата мужа или брата жены);
гикэй義兄сводный брат (старший);
молочный брат (старший);
шурин (старший брат жены);
деверь (старший брат мужа);
зять (муж старшей сестры);
свояк (муж старшей сестры жены или мужа);
гитэй義弟сводный брат (младший);
молочный брат (младший);
шурин (младший брат жены);
деверь (младший брат мужа);
зять (муж младшей сестры);
свояк (муж младшей сестры жены или мужа);
гири но ани義理の兄сводный брат (старший);
молочный брат (старший);
шурин (старший брат жены);
деверь (старший брат мужа);
зять (муж старшей сестры);
свояк (муж старшей сестры жены или мужа);
гири но ото:то義理の弟сводный брат (младший);
молочный брат (младший);
шурин (младший брат жены);
деверь (младший брат мужа);
зять (муж младшей сестры);
свояк (муж младшей сестры жены или мужа);
гири но анэ義理の姉сводная сестра (старшая);
молочная сестра (старшая);
свояченица (старшая сестра жены);
золовка (старшая сестра мужа);
невестка (жена старшего брата, брата мужа или брата жены);
гири но имо:то義理の妹сводная сестра (младшая);
молочная сестра (младшая);
свояченица (младшая сестра жены);
золовка (младшая сестра мужа);
невестка (жена младшего брата, брата мужа или брата жены)
ёмэневеста; молодая жена; невестка, сноха;
хайгу:ся配偶者супруг, супруга
оякё:дай親兄弟родители, братья и сёстры; ближайшие родственники
накадатинин仲立ち人сват (отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга, то есть тесть сына или свёкор дочери)
нако:до仲人сват
байкайнин媒介人сват, сваха
байсякунин媒酌人сват, сваха
анэмуко姉婿зять (муж старшей сестры)
мукоё:си婿養子зять, вошедший в семью жены
имо:томуко妹婿зять (муж младшей сестры)

В данную категорию попадают отчим, мачеха, приемные родители, братья и сестры.

Источник

Японские термины родства и обращения в семье и вне семьи

Японские термины родства и обращения в семье и вне семьи

В Японии… обращения между членами семьи чаще всего несимметричны, правила обычно стандартны, старших и младших братьев (сестер) именуют по-разному, а в семье и вне семьи используют разные слова… В Японии обращение к взрослому мужчине по имени возможно лишь внутри семьи.

В японской семье нет равных лиц по отношению к говорящему, иерархический признак может принимать лишь два значения: «высший» и «низший». Главный признак для установления внутрисемейной иерархии – признак возраста. Высшие по определению – любые старшие члены семьи, включая старших братьев и сестер (даже среди близнецов один считается старшим, другой – младшим). Эта черта обычно перевешивает признак пола: мать оказывается высшей по отношению к сыну, а старшая сестра – по отношению к младшему брату. Возраст важнее и образования? и социального положения: отец или старший брат остается высшим, хотя он может по этим параметрам отстать от сына или младшего брата. Исключение составляют отношения мужа и жены: они будут одними и теми же (традиционно муж – высший) независимо от того, кто из них старше. Точнее, следует говорить не о возрасте, а о поколении: дядя будет высшим по отношению к племяннику, хотя он может быть и моложе его. Но в европейских культурах не только мужа и жену, но и братьев и сестер относят к одному поколению, в Японии это не так.

Общее правило употребления имен родства, вроде русских «отец», «сын», «брат» в семье у японцев сводится к следующему: в любой ситуации они используются только по отношению к старшему члену семьи. Отца именуют otoosan, мать – okaasan, старшего брата – niisan, старшую сестру – neesan, дядю – ojisan, тетку – obasan, деда – ojiisan, бабушку – obaasan. Все эти слова могут быть и обращениями, и именованиями в предложениях. Они могут употребляться и по отношению к соответствующим родственникам жены или мужа. Хага Ясуси считает важной чертой японской языковой картины мира отсутствие слов, по своей внутренней форме соответствующих английским словам вроде brother-in-law «шурин, деверь», буквально «брат по закону». В этом, по его мнению, проявляется то же различие культур, что и в том факте, что в Японии на душу населения в 40 раз меньше юристов, чем в США. Такие идеи вряд ли можно доказать или опровергнуть. Впрочем, по-японски, скажем, приемная дочь – giri no musume (giri – «моральный долг», musume – «дочь»).

Высших членов семьи не называют по именам или (исключая мужа) личными местоимениями. Вообще местоимения 2?го лица в японском языке не слишком вежливы. Впрочем, сравнительно более вежливое из них anata употребительно и в отношении мужа (в иных случаях оно в семье не употребляется). То, что у нас называется обращением в 3?м лице, в Японии широко применяется (имена родства, названия должностей, фамилии и имена), но не в смысле употребления местоимений 3?го лица. Эти местоимения употребляются ограниченно (их иногда рассматривают как кальки с западных языков), а в семье не употребляются совсем.

Высшие члены семьи обращаются к низшим по именам или с помощью личных местоимений 2?го лица, но не имен родства. Таких местоимений несколько, и они имеют различия у мужчин и женщин. В мужской речи их прежде всего два: kimi и omae. Первое из них чисто мужское, фамильярное и указывает на небольшую разницу в статусе между говорящим и именуемым лицом; оно употребляется и вне семьи, а в семье чаще к младшим братьям и сестрам. Местоимение omae наименее вежливо и указывает на большую разницу в статусе. Оно чаще всего употребляется мужчинами по отношению к низшим членам семьи, будучи не всегда уместно вне семьи. Например, в романе Исикава Тацудзо Doro ni mamirete («Испачканная грязью») муж героини называл ее kimi, пока она была его невестой, но после свадьбы перешел на omae. В отличие от kimi это местоимение не считается чисто мужским, но его употребление женщинами крайне ограничено. Известная лингвистка Дзюгаку Акико размышляет о том, где бы она могла употребить местоимение «не ее мира» omae, и приходит к выводу, что единственная для нее возможность – обращение к собаке. Она же отмечает, что его использование по отношению к жене в наши дни уже вызывает недовольство многих женщин. Наиболее частое женское местоимение 2?го лица в семье – anta, обычно связанное с небольшой разницей в статусе говорящего и собеседника. Так старшая сестра может называть младшую, но матери чаще не употребляют личные местоимения внутри семьи, предпочитая называть детей по имени. Надо сказать и об именовании членов семьи тогда, когда они не являются собеседниками (в том числе в их отсутствии). Здесь также по отношению к высшим используются те же самые имена родства, а по отношению к низшим – имена, но, как правило, не местоимения 3?го лица. Следовательно, слова со значением «сын» или «младшая сестра» в японском языке употребляются только по отношению к людям, находящимся вне данной семьи. Особая ситуация – речь о жене и муже. Муж чаще всего обратится к жене по имени, но, говоря о ней, назовет ее особым именем родства: kanai, tsuma и др. Жена же называет мужа shujin, буквально «хозяин», хотя это слово в наши дни не принимается некоторыми женщинами, или danna «барин» (редкий пример санскритизма, сейчас устаревает). При непосредственном общении супругов все эти слова не употребляются.

Если же в разговорах с членами семьи нужно назвать себя, то правила переворачиваются, а слова в итоге оказываются теми же самыми. Отец в разговоре с сыном может назвать себя otoosan, старшая сестра в разговоре с младшей – neesan и т. д. Местоимения 1?го лица по отношению к низшим тоже возможны. Муж в разговоре с женой может называть себя только мужским местоимением, чаще всего это невежливое местоимение 1?го лица ore, хотя нейтральное мужское местоимение boku также возможно.

Низшие члены семьи в разговоре с высшими называют себя личными местоимениями или личными именами. И здесь возможно нейтральное мужское местоимение boku, его женской параллелью будет watashi (наиболее вежливое местоимение watakushi, употребляемое мужчинами и женщинами, в семье не используется). Последнее местоимение иногда употребляют и мужчины, тогда как женщины не должны говорить boku. Существует и женское местоимение 1?го лица atashi, используемое при небольшой разнице статуса между собеседниками. Например, обе сестры могут так называть себя в разговоре друг с другом, однако все равно, если одной надо назвать другую, младшая употребит имя родства, а старшая так поступить не может.

Имена младших членов семьи активно употребляются во внутрисемейном общении, но вне семьи по именам не называют; исключение – дети, где правила другие, да иногда пожилой человек может так называть молодую девушку, как бы уподобляя ее ребенку. А имена старших членов семьи в семье не употребляются. Мидзутани Осаму указывает, что очень многие японцы не знают имена своих дядей, теток, бабушек и др… И не употребительна в семье фамилия (в Японии до сих пор женщины, вступая в брак, обычно меняют фамилию).

Зато в общении вне семьи человека (кроме случая, когда фамилия неизвестна) большей частью называют по фамилии в сопровождении особого суффикса sama, sanили kun (перечислены по убыванию вежливости). Другой способ – назвать его по должности. При обращении к своему начальнику отдела (kachoo) в фирме, если его фамилия Ямамото, допустимы три варианта: Yamamoto-san, kachoo и (реже) kachoo-san, но ни в каком случае не местоимение 2?го лица, поскольку местоимения по отношению к высшему будут недостаточно вежливы. В связи с этим высказывается мнение о том, что в японском языке человек, прежде всего, именуется по его функции: должности, рангу, положению в семье и т. д., но не как отдельная личность. И именование может меняться: если братья работают вместе, то низший по положению из них называет на работе брата (но не дома!) по должности, а не по имени родства.

А имена родства вне семьи оказываются иными, чем в семье, причем отличия могут быть двух типов. О высших членах своей семьи вне семейного общения приято говорить, используя другие слова: отец будет chichi, мать – haha, старший брат – ani, старшая сестра – ane. Другое различие заключается в том, что в ряде случаев чужих родственников называют иначе, чем своих: более вежливо. Например, чужую жену (в том числе жену собеседника) нельзя назвать kanai или tsuma, надо сказать okusan (oku – «внутренняя часть дома», то есть слова kanai, буквально «в доме», и okusan похожи по семантике, но уровень этикетной вежливости иной). А как быть, если надо назвать чьего-то отца? Оказывается, что здесь нужно то же самое слово otoosan, которым называют своего отца внутри семьи; аналогичная ситуация и со всеми другими старшими родственниками. Странно и нелогично? Нет, надо учитывать, что, например, слово otoosan вежливо, а слово chichi– нет. Внутри семьи все – «свои», и на первый план выступает семейная иерархия. Вне семьи выражать вежливость к собственному родственнику нельзя: вступает в силу отношение «свой – чужой», и мы тем самым проявляем невежливость к тому «чужому», с кем говорим. Но употребить вежливое слово к родственнику «чужого» вполне естественно. Впрочем, такому объяснению противоречит возможность сказать otoosan и пр. о себе: уважаемым лицом может быть кто угодно, но только не сам говорящий.

Еще специальное слово для именования вне семьи – sensei, буквально «прежде рожденный» (и в качестве обращения, и в качестве обозначения в предложении). Оно настолько стало известным, что даже вошло в русский язык, правда, в суженном значении: у нас сэнсэем обычно называют лишь тренера по дальневосточным (необязательно даже японским) единоборствам. Но в японском языке так именуют любого образованного человека, обычно старше и образованнее, чем говорящий (часто учителей, преподавателей, врачей, но не только их)…

Особые трудности появляются при обращении к незнакомому человеку. В таком случае нередко выход из положения – использование имен родства для «чужих». Скажем, незнакомую женщину средних лет можно назвать, как и чью-то жену, okusan (в традиционном японском представлении всякая такая женщина замужем); и в русском языке незнакомого мужчину можно назвать дядей, только это еще более невежливо, чем в японском языке. Молодых женщин старшие по возрасту знакомые могут называть и по именам. Одна домашняя хозяйка в письме в журнал жаловалась, что потеряла имя и стала для окружающих только okusan, а другая, наоборот, радовалась тому, что хотя она замужем, ее еще именуют по имени. Но в современной Японии все такие обращения уже не всегда достаточно вежливы, как и обращения с помощью местоимений 2?го лица. Нередко при необходимости начать диалог с незнакомым человеком лучше вообще не пользоваться никакими специальными обращениями, начиная общение словами, не обозначающими собеседника, но устанавливающими с ним контакт: ano «послушайте», sumimasen «извините» и др. В таком случае между говорящим и слушающим сразу устанавливается некоторая дистанция, отсутствующая при использовании имен родства.

В. М. Алпатов, «Япония: язык и культура»

Женщины послушно живут так, как им предписывают правила, и как их воспитали в детстве (девочек и мальчиков изначально воспитывают несколько по-разному, но об этом позже). Но это не значит, что им нравится такое положение дел. Однако при этом делать карьеру японки тоже не особо стремятся. Так в Японии по статистике работает только 63 % женщин, и это при том, что японские женщины в целом образованы лучше, чем мужчины: 59 % японок в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование, тогда как у представителей сильного пола этот показатель только 52 %. И вот тут, чтобы понять этот парадокс, надо немного углубиться в ситуацию на японском рынке труда.

В 2001 году Всеволод Овчинников писал: «Три десятилетия назад средняя зарплата женщин в Японии едва достигала половины мужской. Таким это соотношение поныне остается в частном секторе, где заняты три четверти рабочей силы – 28 миллионов мужчин и 17 миллионов женщин. И лишь благодаря государственному сектору, где принцип равного вознаграждения за равный труд соблюдается более последовательно, средняя зарплата женщин в стране достигла к рубежу веков шестидесяти процентов мужской. Прогресс, прямо скажем, не ахти какой. Именно в условиях послевоенного экономического бума 50?х – 80?х годов нанимателям удалось использовать в своекорыстных целях специфику трудовых отношений в Стране восходящего солнца, дабы лишить женщин надбавок за стаж, возможностей продвижения по службе, привязать их к самым низким ставкам оплаты труда».

Хотелось бы сказать, что за прошедшие с тех пор полтора десятка лет ситуация в корне изменилась, но нет. По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) за 2010 год, разница в зарплатах между мужчинами и женщинами в Японии составляет 29 %. Это второй показатель в мире, обходят японцев в этом отношении только южнокорейцы: там мужчины получают на 39 % больше чем женщины. Между тем средний показатель для развитых стран – всего около 15 %. На противоположном конце шкалы, как это ни удивительно, находится Испания, где представители сильного пола зарабатывают всего на 6 % больше своих матерей, супруг и дочерей. Неожиданно, конечно, но речь не о них, а о японцах.

Конечно, этим данным уже больше четырех лет, но с тех пор, как легко догадаться, почти ничего не изменилось. И неудивительно, ведь Япония и Южная Корея лидируют в вопросе неравенства зарплат все годы, что ОЭСР ведет свою статистику. Причем, на начальном этапе, при приеме на работу, японским девушкам предлагают зарплату всего на 15 % меньше, чем юношам, что вполне укладывается в средний результат по развитым странам. Но сорокалетние мужчины зарабатывают уже на 40 % больше своих сверстниц. Ну а достичь высших постов в компаниях для женщин в Японии практически нереально, в советах директоров крупнейших корпораций они занимают только около 5 % мест. Мало женщин и в мелком и среднем бизнесе – предпринимателями в Японии являются 3,5 % мужчин и только 1 % женщин.

«Но и это цветочки, ягодки будут дальше, – пишет Максим Крылов, анализируя японские реалии. – Представьте на минуту, что вы японская женщина. Вот получили вы свою маленькую зарплату, забыли навсегда про мечту посидеть в совете директоров, пришли домой и… сели к телевизору? Как бы не так! Вас ждут в среднем 299 минут (почти 5 часов) неоплачиваемой работы по дому. А потом домой придет ваш муж, который этой самой работой по дому интересуется меньше всех своих собратьев по ОЭСР: средний японец забивает гвоздь и меняет лампочку только 62 минуты в день. Было бы, конечно, еще хуже, если бы вашим мужем был индус: он забивает гвозди лишь 52 минуты в день, но он и в ОЭСР не входит, какой с него спрос?

Кстати, японский муж дома будет поздно, а по пятницам – очень поздно и очень пьяный, так что лампочка ему будет до лампочки. Многие японские женщины своих супругов называют «воскресными друзьями»: вот в воскресенье он и собаке подгузник поменяет, и ребенка выбросит, и мусор выгуляет. Раз пять подряд, чтобы в статистику уложиться».

Любопытная вырисовывается картина, не так ли? К тому же в Японии еще и очень своеобразная налоговая политика, видимо в силу тех же исторических традиций направленная на поддержку семей, где работает только один из супругов. Пока жена сидит дома, им положены налоговые льготы, а стоит только ей выйти на работу, как налоги резко возрастают.

И ясно, что для большинства японок игра просто не стоит свеч – с одной стороны высокие налоги, напряженная работа, сомнительные карьерные перспективы, никуда не девшиеся домашние дела и заброшенные дети, а с другой – небольшая (благодаря налоговой политике) потеря в деньгах, но возможность сидеть дома, заниматься детьми и пользоваться уважением за соблюдение традиций. Как пишет Татьяна Тимофеева: «В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным». Ну и учитывая, что материальный уровень в Японии высокий, и мужчина в принципе может и один содержать семью, удивительным кажется не то, что там 37 % женщин предпочитают быть домохозяйками, а то, что 63 % все-таки работают.

Впрочем, ситуация постепенно все-таки меняется, и инициатором изменений стало само государство, что вполне естественно – в стране с такой приверженностью традициям естественные перемены будут происходить очень медленно, их нужно все время подталкивать.

Трудно, конечно, в это поверить, но японская экономика довольно давно находится в глубоком кризисе. Просто это такой вот кризис по-японски, который для нас выглядит скорее богатством и стабильностью. Но жителям страны, чья экономика еще несколько десятилетий назад была не только одной из самых сильных, но и самой быстро развивающейся в мире, нынешняя ситуация кажется настоящей трагедией. Бывшая японская колония, Южная Корея, обгоняет их по всем статьям, и в то время как японские высокотехнологические корпорации терпят убытки, корейцы захватывают все новые рынки. Старый привычный враг, Китай, развивается со страшной скоростью и наращивает темпы роста ВВП с каждым годом, тогда как японская экономика давно уже в стагнации.

И ладно бы это чем-то компенсировалось, например ростом населения. Но и этого нет – как раз в этом Япония пошла по стопам других развитых стран, и если верить статистическим прогнозам, к 2050 году там будут жить меньше 100 миллионов человек. Особенно печально эта цифра смотрится, если ее сравнить с двумя миллиардами, к которым движется соседний Китай.

Такой вялотекущий кризис привел к тому, что в Японии все-таки вспомнили, что у них есть еще довольно большой незадействованный ресурс – неработающие женщины. Причем, здесь можно провести и исторические параллели. Когда-то, в эпоху Революции Мэйдзи, когда в 1868 году императоры свергли сегунов, вернули себе власть и начали реформы, именно женский труд помог в кратчайшие сроки превратить Японию из отсталого феодального государство в мирового промышленного лидера. Когда на фабрики стали принимать всех без разбора, лишь бы работали, основную часть рабочих там стали составлять бывшие крестьянки, пришедшие из деревни в поисках заработка. Тяжелый труд им был не в новинку, к послушанию они были привычны, и поэтому стали идеальными неквалифицированными рабочими для развивающейся японской промышленности. К тому же, женщины не стремились делать карьеру, все, что им было нужно, это заработать себе на приданое и выйти замуж. А когда начались проблемы с рабочей силой, правительство стало поощрять к работе и замужних женщин – невероятно, но факт, первые детские сады в Японии появились уже в 1876 году.

Правда, это вовсе не означает, что там нет проблем с дошкольным воспитанием – за полтора столетия так и не удалось обеспечить детскими садами всех детей, поэтому, как отмечают люди, вплотную сталкивавшиеся с проблемой устройства ребенка в японский садик, «в «хоикуэны» и «етиэны» (ясли, детские сады) стоят огромные очереди. Ситуации порой доходят до абсурда в учреждениях дошкольного воспитания с рангом или репутацией повыше, чаще всего в частных, в крупных городах – там могут «отфутболить» ребенка по той причине, что до него уже было набрано определенное количество детей с тем же именем. (Стараются сделать так, чтобы в одной группе не было детей с одним и тем же именем.) Люди шутят, что надо вставать в очередь чуть ли не при наступлении беременности». Впрочем, японские детские сады – это отдельный разговор, о них речь пойдет в одной из следующих глав.

Второй раз о женской рабочей силе японские власти вспомнили после второй мировой войны. «Секретным оружием» электротехнических концернов, благодаря которым Япония прославилась как «царство транзисторов», совершила в 60?х годах первый успешный прорыв на мировые рынки, стали девичьи руки, – пишет Овчинников. – Обычай работать лишь до замужества, в сочетании с японской системой платить при найме крайне низкую ставку и увеличивать ее со стажем, делали девичьи руки наиболее прибыльными для нанимателей. К тому же молодую крестьянку было легко уговорить даже эти деньги почти целиком оставлять в кассе предприятия, взамен за место в общежитии и питание в заводской столовой. Достаточно подписать такой контракт, и через 5–7 лет ей была гарантирована необходимая для приданого сумма… Когда же, вырастив до школьного возраста детей, они снова приходили работать на предприятия и в учреждения, их брали лишь как «временных» или «внештатных» сотрудниц, с очевидной целью – привязать женщин к низкому заработку, не дать им возможности сделать служебную карьеру».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Основные термины

Основные термины Академический интеллект (academicintelligence) – способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта.Биологический интеллект (biologicalintelligence) –

В семье и вне семьи

В семье и вне семьи Семья — первая среда полоролевой социализации. Оценка этого бесспорного факта сопряжена с целым рядом вопросов, в частности о роли отца и матери в воспитании мальчика и девочки, о полоролевом развитии при воспитании ребенка вне семьи. Специально эти

Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга

Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга Представления членов семьи о своей семьеВнутренняя картина семьиКаждый член семьи так или иначе представляет себе свою семью. Когда он думает о ней сам или рассказывает о ней психотерапевту, перед его

Термины для запоминания

Термины для запоминания Вы должны уметь давать четкие определения и описания перечисленных ниже терминов и понятий. Если вы вдруг обнаружите, что некоторые из них вызывают у вас затруднения, то внимательно перечитайте раздел, где они рассматриваются.Анализ целей и

Термины для запоминания

Термины для запоминания Вы должны уметь давать четкие определения и описания перечисленным ниже терминам и понятиям. Если вы вдруг обнаружите, что некоторые из них вызывают у вас затруднения, то внимательно перечитайте раздел, где они рассматриваются.Бионика.

Термины сексологии

Часть 3. Что в семье недопустимо, или Для семьи вместо Уголовного кодекса

Часть 3. Что в семье недопустимо, или Для семьи вместо Уголовного кодекса Неповторимую особенность каждой семьи составляет то, что она считает НЕДОПУСТИМЫМ. Я не знаю семей, где НЕДОПУСТИМОГО нет — и я знаю, что в большинстве семей этот пылающий огненными буквами список

Японские упражнения (растяжки)

Японские упражнения (растяжки) Выполняя упражнения, следите, чтобы начало движения проходило на вдохе, заканчиваем — на выдохе. Задерживаясь в определенной позе, дышим спокойно и

Термины сексологии

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем Примерно от 25 % до 35 % детей живут с приемными родителями. В основном это семьи, где настоящий родитель умер, или разведенные семьи, или родители ребенка так и не поженились. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, он становится

ЭДИП И СТРУКТУРЫ РОДСТВА

ЭДИП И СТРУКТУРЫ РОДСТВА В 1949 году Лакан знакомится в доме Александра Койре, философа науки и ученика Гуссерля, с этнологом-структуралистом Клодом Леви-Стросом. Любовь к искусству и науке сближает двух мыслителей. Леви-Строс – один из отцов-родоначальников

Советско-японские войны

Советско-японские войны Советский Союз в 1938 и 1939 годах «благополучно» делил Монголию и Дальний Восток с Японией. 29 июля – 11 августа 1938 года велись военные действия у озера Хасан. В 1939 года – военные действия на реке Халхин-Гол на территории Монголии. Это были масштабные

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость В семьях, исповедующих независимость, стремление к самостоятельности воспринимается как естественный процесс, а не как вызов чьему-либо авторитету, и никогда не подчеркивается

Японские женщины. Семья или работа?

Японские женщины. Семья или работа? Если для японских отцов самоустранение от воспитания ребенка в некоторой степени даже естественно, поскольку они, по сложившейся вековой традиции, и не должны заниматься детьми, то с матерями ситуация несколько сложнее.* * *Раньше

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *