Как называют таксистов в народе
Тайны советских таксистов (продолжение)
Но еще важнее для таксиста были отношения с начальником колонны и механиком колонны. Они решали, к кому подсадить, какой автомобиль дать, ведь на машину приходилось два таксиста, работавших посменно.
Молодых сажали на «корчи» — «убитые» аппараты. Худший напарник — пьяница или разгильдяй. У него вечно после смены машина обгаженная, объедки общепита, забытые трусы в салоне, «косяки» с «висячкой» (дворники, зеркала), с таксометром. И записка: «Прости, браток». Тут один выход — набить морду, такое случалось между таксистами довольно часто.
Однако была сильна цеховая солидарность — в случае конфликтов таксисты вставали друг за друга горой. Рассказывает ветеран такси: «Когда в тангенту (переключатель „прием/передача“ у радиостанции.— Авт.) поступала тревожная команда, слеталось 20-30 машин. И вся работа на канале прекращалась, пока ситуация не устаканится. Иногда убивали из-за денег. Или разбивались, уснув за рулем. Тогда собирали деньги, помогали родным всем миром».
Вся работа шла «под карандаш»: каждый знал, сколько заработал и сколько надо сдать денег за месяц. Ежедневные излишки — 25-50 руб. Эти деньги либо клались себе в карман, либо переносились в качестве резерва на другой месяц.
Казалось бы, 50 руб. в день — большие по меркам СССР деньги. Даже очень большие. Но значительную долю заработанного таксист отдавал «смежникам». Рублей пять, чтобы расплатиться с «линейкой» (по городу ездило несколько десятков машин, осуществлявших линейный контроль), общение с ГАИ или ОБХСС обходилось в сумму около 25 руб., 5-6 руб.— механикам «на воротах» (тем, кто выпускает машину на линию), до 10 руб.— мастеру ТО, до 3 руб.— на шиномонтаж, еще по 50 коп. диспетчерам, кассиршам, автомойщицам.
И еще надо что-то оставить начальнику автоколонны, а главное, таксоцеху — там пломбы, тросы, редукторы, счетчики… Тут же доктор на «дыхаловке» — вы же должны кому-то дыхнуть в лицо, чтобы вас «после вчерашнего» выпустили на линию.
Сергей Еремин, сотрудник компании «Онкардия»:
«В 1983 году я был на практике в одном из московских таксопарков в качестве механика. Удивило, как много там пьют механики, по бутылке водки до обеда. Там хорошо платили и вкусно кормили: за 40 коп. огромные порции, суп, кефир или сметана, мясо по 200 г, котлеты выбрасывали…
Водителям было выгодно, чтобы мы быстрее сделали им ТО. Но это занимало дня три. И чтобы их раньше выпустили на линию, они платили нам от 10 до 40 руб. Еще у мастеров был налаженный бизнес по поставкам запчастей в Южный порт и оттуда: за новую запчасть таксист платил по 3-10 руб.
Еще ажиотаж возникал при утилизации авто — все слетались снимать петли, шурупы, фары… Отдельная история со скручиванием спидометра, ведь после 250 тыс. км пробега таксист мог забрать машину себе».
Были неприятные повинности. Например, не всем нравилось возить сотрудников прокуратуры и других «спецслужащих» — те расплачивались талонами.
Наказанием считалось обслуживание свадеб, инкассаций и почтовых отделений (почту нередко развозили на такси). Но и тут таксисты демонстрировали творческий подход.
Например, диспетчер выкладывал на стойку почтовую справку, и те водители, которые не желали связываться с почтой, совали под бумагу рубль. Десятый-пятнадцатый «снимал банк» и ехал на почту, тем более что там по справке ему причиталось 5 руб. в час.
Со свадьбами тоже можно было провернуть дело с выгодой: три-четыре часа вместе с подачей — уже почти «четвертак», 25 руб., а еще можно объяснить маме невесты, что никаких ленточек, шаров и кукол на радиаторную решетку не положено — и вот ты уже в шоколаде. Потом останется развезти пьяных гостей по домам — и план выполнен!
Жаргон водителей такси в СССР
1.Классификация водителей
Шеф, таксер, водила — панибратское обращение к водителю такси
Мастер (мастеровой )- наименование, общее для всех таксистов, имеющих специализацию, дающую дополнительный доход (не всегда праведный).
Аэродромщик — таксист, специализирующийся на работе в аэропортах (всегда в сговоре с контролером на стоянке и даже с постовым милиционером; оплата поездки – по договоренности, сверх показаний таксометра).
Вокзальщик — таксист, специализирующийся на работе у вокзалов (технология работы аналогична «аэродромщику»).
Дальнобойщик — таксист, специализирующийся по доставке пассажиров в ближайшие к Москве города — Владимир, Тула, Рязань и др. (загружал машину полностью, получал плату с каждого пассажира, что в сумме значительно превышало показания таксометра; как правило, пассажиры на обратный рейс тоже были; иногда возили пассажиров и в более отдаленные города с оплатой в оба конца и даже более).
Кочерыжник — таксист, специализирующийся на доставке овощей и фруктов на городские рынки (дополнительный заработок получал за счет перегруза машины по предварительной договоренности с владельцем товара).
Мебельщик (холодильщик) — таксист, работающий у мебельных магазинов или магазинов электротоваров (дополнительный заработок имел на перевозке негабаритных грузов; используя связи с работниками магазинов, мог за отдельную плату «помочь» в приобретении дефицита).
Почтарь — особая категория таксистов, развозящих почту и прессу по другим городам без надлежащего оформления поездок в Центральной диспетчерской (получали оплату в оба конца специальными талонами, которые принимались кассой таксопарка наравне с деньгами).
Спиртовоз (он же чумовоз) — таксист, занимающийся спекуляцией спиртными напитками (криминальный, но очень выгодный в условиях дефицита бизнес; зачастую в водочные бутылки заливали воду или столовый уксус).
Центровой — таксист, работающий у крутых гостиниц (выбирает выгодных пассажиров из иностранцев, зачастую принимает в оплату валюту, импортные вещи, сигареты и т.п. дефицит советской эпохи).
Щипач — таксист, выделяющий из очереди на регулируемых стоянках такси выгодных пассажиров и производящий их посадку в свою машину с нарушением правил поведения на стоянке (т.е. «щипнул» пассажира и уехал).
Крутильщик — таксист, скручивающий показания спидометра и таксометра с целью занижения суммы выручки, подлежащей сдаче в кассу парка, и завышения собственных доходов (обычно был в сговоре с таксометристами и другими работниками парка).
Шляповоз — основная масса таксистов, честно работающих «на поднятую руку» пассажира за небольшие чаевые.
2. Классификация пассажиров
Афанас (он же сапог) — военнослужащий среднего командирского состава, рассчитывающийся за поездку строго по счетчику (таких пассажиров таксисты старались избегать).
Додик — обычно молодой человек с ограниченными финансовыми возможностями, расплачивающийся за поездку последними пятачками, при этом пытающийся произвести впечатление эдакого кутилы.
Лох — простак из глубинки, незнакомый со столичной жизнью, опасающийся обмана и обсчета, но при этом легко принимающий все на веру.
Пиджак — обычный работяга, редко пользующийся услугами такси, с которого можно было получить значительные чаевые.
Сладкий — пассажир, который щедро платит сверх показаний таксометра, чего хватает «и на план, и на карман».
Халдей, торгаш — официанты, продавцы – т.е. народ денежный по советским меркам, регулярно пользующийся услугами такси, как правило, с одними и теми же водителями (т.к. рабочие смены совпадали); платили щедро, но деньгами не разбрасывались.
Швейк — солдат срочной службы или демобилизованный, мог быть как «лохом», так и «пиджаком».
Шляпа- советский интеллигент, оставляя таксисту 5 копеек чаевых, всем своим видом изображал «аттракцион невиданной щедрости».
3. Отдельные слова и выражения
Креветка- таксомотор марки ГАЗ-24.
Баржа — таксомотор марки ГАЗ-2410.
Сарай — таксомотор с кузовом «универсал».
Букет — радиопозывной Центральной диспетчерской, использовался водителями радиофицированных такси.
Доза — стакан водки (бутылка на троих), который многие таксисты принимали после смены (для некоторых число доз доходило до двух и трех).
Дутье — ежедневный предрейсовый (или послерейсовый) медосмотр с обязательным контролем на трезвость.
Варзуха — таксомотор, прошедший капитальный ремонт в условиях авторемонтного завода (обычно, 2-го ВАРЗа).
Ехать конем — т.е. ехать без пассажира, холостым пробегом.
Контора — приспособление для злоупотреблений с таксометровым оборудованием, позволяющее присвоить часть выручки.
Кочережка — специально выгнутый крючок из упругой проволоки, при помощи которого можно было проникнуть внутрь таксометра и изменить сумму к оплате за проезд; проделывалось это в тот момент, когда пассажир временно покидал такси.
Курская дуга (короткая дуга) — маршрут от Курского вокзала до площади 3-х вокзалов (Комсомольская площадь).
Красная шапочка — таксомотор марки ГАЗ-21, имеющий окрашенную в красный цвет крышу (так в конце 60-х годов красили крыши машин такси светлых тонов на ВАРЗе и в таксопарках).
Лапша — мелкие чаевые, которые обычно оставляли «додики», «шляпы» и «афанасы».
Летучка — машина линейного контроля; ежедневно в городе работало несколько десятков экипажей по контролю за работой водителей такси на линии, кроме того, контроль за работой такси осуществлялся общественными экипажами, состоящими из числа ответственных работников парка.
Объявка — потребовать с пассажира плату за проезд, независимо от показаний таксометра, выше, чем реальная стоимость проезда (один из видов обсчета пассажиров).
Обслужить пассажира:
-за прибор — т.е. взять плату строго по показаниям таксометра;
-за два прибора — соответственно, в двойном размере
-за три прибора — в три раза выше.
Оттяжка, тягло, вожжи — крючок, при помощи которого главный трос спидометра выводился из зацепления с ведущей шестерней, в результате чего спидометр и таксометр переставали считать пройденный километраж, а плата с пассажира взималась по договоренности и пополняла личный карман таксиста.
Переключатель — работник Центральной диспетчерской, который направлял с привокзальных стоянок свободные такси в распоряжение ЦД для выполнения предварительных заказов, когда у диспетчеров не хватало машин для выполнения заказов.
Подбор пассажиров — один из способов дополнительного заработка для таксиста, когда он подбирал пассажиров, едущих в одном направлении, и получал с каждого полную плату по показаниям таксометра, что увеличивало выручку в несколько раз.
Подсадка пассажиров — в уже занятую пассажирами машину на маршруте следования подсаживался другой пассажир, едущий в попутном направлении, а плата за проезд взималась с каждого полностью.
Подсадчик — человек на крупных стоянках такси, обычно из числа бывших таксистов, который за небольшую мзду от водителя или пассажира сажал пассажира в такси, заранее обговорив с ним плату за проезд выше показаний таксометра и сообщал это водителю.
Посадить пассажира (провезти пассажира) за Моссовет (по Моссовету) — т.е. получить оплату по показанию таксометра.
Провезти пассажира «на попа», «в светлую», «на светлейшего» — т.е. без включенного таксометра, закрыв при этом зеленый фонарь «свободен» при помощи перчатки или специального непрозрачного колпака; при таком способе присвоения выручки у водителя значительно возрастал холостой пробег, что сразу же отслеживалось в таксопарке, поэтому подобные махинации проделывались от случая к случаю и не носили системного характера.
Столбик — специальные колонки прямой телефонной связи с Центральной диспетчерской, устанавливались на многих городских магистралях и стоянках такси; ключ от «столбика» каждый водитель был обязан иметь в машине.
Толкушка — цифровой механизм штамп-часов, который водители, допускавшие самовольную переработку на линии, использовали для подделки в сторону уменьшения реального времени нахождения на линии и занижения суммы полученной выручки.
Удавка — легко съемная пломба, обычно, с разделительного редуктора, позволяющая недобросовестному водителю изменять показания таксометра и спидометра с целью присвоения части выручки, такая пломба также легко возвращалась на место.
Цепочка — показания спидометра и таксометра, которые заносились в путевой лист перед выездом и при возврате с линии – арифметическая разница показаний «цепочки» показывала, какой пробег.
6-я рота — гроза всех таксистов, мобильное подразделение Службы движения, осуществляющее контроль за работой таксистов и контролеров-диспетчеров на всей территории города.
Москвич
Шоферка или водителка: работающие в такси женщины рассказали, как их называть
Мало какая тема по количеству (и ожесточенности) споров может потягаться с феминитивами. И опрос, проведенный «Ситимобилом», прекрасно это демонстрирует.
Беспокоиться, пожалуй, рано — лидирует пока все равно классика. 68% женщин, работающих в такси, хотят, чтобы их называли «водитель такси». (Мужчины-таксисты в большинстве придерживаются того же мнения и отмечают, что это удобно: так можно называть всех независимо от пола.)
Среди других более или менее традиционных вариантов ответа — «женщина — водитель такси» (12%), «таксистка» (7%), «женщина-таксист» (5%).
А вот дальше уже интереснее. Среди прочих поддерживают варианты «шоферка» и «водительница такси» (по 2%). Вариант «водителка» выбирают 3% женщин (странно, что этот ответ даже популярнее, чем «шоферка»), некоторые просят обращаться к ним «шоферша», «автоледи» (таких мало).
Что интересно, «водителка» из экзотических феминитивов запала в душу и пассажирам тоже (3%) — здесь трудно не углядеть иронию. А вот популярнее всего у пассажиров оказались «таксистка» (16%), «женщина — водитель такси» (10%), «женщина-таксист» (9%) и «водительница такси» (5%). Самыми непопулярными вариантами и среди пассажиров, и среди водителей стали «шоферка» и «шоферша».
Непонятно одно: как все-таки обращаться? Наверное, лучше по имени.
6 типов таксистов, которых ненавидят пассажиры
Кемеровские пассажиры по достоинству оценили высказывания таксистов о себе любимых. Ответ не заставил себя ждать. И какой ответ! Мы больше недели группировали полученную информацию и решали, как перенести её на страницы, не оскорбив чувства Роскомнадзора. Но вот, наконец, всё готово — таксисты, бойтесь!
Если информацию о пассажирах нам ещё пришлось поискать, то с ответной реакцией никаких проблем не было. Кроме сотни комментариев к предыдущей статье, были ещё и письма на почтовый адрес редакции. Много писем. В общем, дорогие кемеровские таксисты, теперь у вас два пути: обидеться или задуматься.
«Решала»
Отличительные особенности: его девиз — «поднять бабла любой ценой!». И плевать он хотел на планы пассажиров. Хватает самый выгодный из имеющихся заказов, но, если вдруг появилось что-то более выгодное по соотношению «расстояние/цена», отменяет поездку без малейших колебаний. Вы вызвали такси, но за пять минут до прибытия приложение сообщает, что поиск водителя вновь начат? Знакомьтесь — это «решала». Причём, это может быть даже заказ, который он взял ещё с вечера.
Как ни удивительно, но у «решалы» почти всегда хороший рейтинг. Он приезжает к клиенту без детского кресла (заказы-то внимательно не читает), округляет глаза и рассказывает клиенту о заглючившем приложении и тупых диспетчерах. Убалтывает пассажира отказаться от поездки (в таком случае рейтинг не падает) и уезжает восвояси. Если последний упирается, начинает давить, и весьма умело — наглости и хамского напора у него хватит на десятерых.
За что ненавидят: с вопросом «за что?» всё, вроде бы, итак понятно. Здесь гораздо интереснее вопрос «кто?». Ведь «решалу» ненавидят и товарищи по таксопарку (как бы не сильнее, чем клиенты), и диспетчеры и, естественно, другие «решалы». Но избавиться от них не проще, чем вывести муравьёв или тараканов в многоквартирном доме.
«У меня был случай, когда таксист и вовсе проспал поездку. То есть он видел, во сколько и куда мне нужно ехать, взял заказ, а после в назначенное время не приехал. При этом он даже от заказа-то не отказался. Ну зачем ты принимаешь заказ, если не уверен, что сможешь его выполнить? А если и случилось у тебя что-то, то клиента нужно просто по-человечески предупредить об этом, он найдёт другого таксиста, и вас до пятого колена проклинать не будет», — поделилась с нами в письме разочарованная в таксистах кемеровчанка.
«Кащей»
Отличительные особенности: как понятно из названия, «чахнет над златом». Но действует иначе, чем предыдущий типаж. Он приезжает к вам на машине, в которой судя по запаху и состоянию салона умерло не одно поколение его славных предков. И зачастую эта машина не единственная в его арсенале. Автомобилем поновее он пользуется в личных целях, а заботиться о клиентах — это лишняя трата.
Всю поездку вы пытаетесь хоть как-то привыкнуть к тому, что тут «Русью пахнет», а в конце вас ждёт ещё один сюрприз: сдавать сдачу — это не по-кащеевски. Водитель готов удавить вас за пару рублей сдачи, которую вы требуете. Это ж где такое видано, просить сдать пять рублей с сотни?! Впрочем, в открытую «отжимает» сдачу редко, чаще всего сетует, что у него её попросту нет и надеется на то, что клиент махнёт рукой. А если будешь настаивать, то уже тебя обвинит в скаредстве и постарается как-нибудь оскорбить на прощание. Отдельные экземпляры пытаются зажимать даже «полтинники» и «сотки».
За что ненавидят: за то, что пытается развести вас на деньги (и неважно, что сумма небольшая). За то, что позорит само слово «сервис», превратив машину в хлев. За адский запах, который стоит в салоне автомобиля, грязные чехлы на сидениях, на которые даже смотреть страшно, а уж садиться тем более.
«Самое удивительное, что даже за такой отвратительный сервис ты обязан водиле доплатить за что-нибудь. Хотя на самом деле это ты должен требовать с него моральную компенсацию. Как минимум за то, что не задохнулся в его машине. Ручка, которая опускает стекло, кстати, почти всегда сломана, и ты прям молишь Бога, чтобы эта поездка скорее закончилась», — поделился с Сибдепо постоянный пассажир такси Станислав.
Ждун
Отличительные особенности: чаще всего встречается тем пассажирам, которые создают в приложении предварительные заявки на определённое время. Ждун будет мчать через весь город к клиенту, но то ли специально, то ли по закону подлости, приедет сильно заранее. Ждун сразу оповестит клиента, что явился к его дому, даже если у последнего есть законных 30 минут на сборы. Кстати, ждуна, как и решалу, тоже особо ваши планы не интересуют. Он же приехал, значит, самое время бросить все дела и поехать по указанному адресу. Время ведь деньги. Но если клиент не успел собраться, а вышел из дома ровно к тому времени, на которое заказал такси, то в 90% случаях он автоматически становится жертвой уставшего от ожидания водителя.
За что ненавидят: в основном за невнимательность. Понимаем, чаще всего таксисты наоборот опаздывают и тут бы радоваться надо, что водитель приехал заранее, но нет. Ждун будет всю дорогу зудеть о том, что «если бы сразу увидел, что заказ предварительный, ни за что бы не поехал». Также несколько раз напомнит о потерянном времени, которое в теории мог потратить и на другого клиента. В общем, будет делать всё, чтобы ему заплатили за ожидание, хотя клиент делать этого не обязан. Он же не опоздал, а вышел из дома ровно к тому времени, к которому и нужна была машина.
«Вот сказано же к какому времени нужно приехать. Считаю, что раз есть в приложении такая функция – создавать предварительную поездку, имею полное право ей пользоваться. И я выйду из дома не на 20 минут раньше, как хочет водитель, а к тому времени, что указала в заявке, при этом оплачивать время простоя точно не стану. Некоторые, кстати, ещё паркуются за три километра от дома. Я таких не ищу, если трубку не берут, а просто сажусь в другое такси, а тот водитель пусть ждёт меня до второго пришествия, авось повнимательнее будет», — поделилась впечатлениями о кемеровских таксистах читательница Сибдепо Ирина.
Птица-говорун
Отличительные особенности: не просто говорит (многим клиентам нравится беседовать), но, как знают все советские дети, «отличается умом и сообразительностью». Ваша задача во время поездки — утвердительно кивать и одобрительно мычать, говорить же будет он. С огромной долей вероятности вас ждёт монолог следующего содержания.
О том, что «страну просрали» вы узнаете, самое позднее, на пятой минуте поездки. Затем будут перечисляться виновники, очень много народу — от Кремля до тех, кто купил права (а в этом городе честно сдавал на права только он — ваш водитель). Вы — тоже не без греха: поездка стоит копейки, а ехать далеко. Могли бы и сами на общественном транспорте добраться. И дешевле, и хороших людей не пришлось бы тревожить. Зачем взял заявку? Да просто вас пожалел! Оставшаяся часть пути будет посвящена тому, кого надо посадить и как всё в России наладить. Если вы не поддакиваете ему или вообще игнорируете собеседника — обижается, сам замолкает и включает любимый шансон (но об этом — позже).
За что ненавидят: за испорченное настроение и непроходимую плебейскую тупость. И за невнимание к пассажиру тоже — понять, что вы не хотите его слушать не так уж и сложно.
«Вот всегда таким удивляюсь. Вроде он самый умный на свете, знает всё обо всём, ну просто такой «мега мозг». К концу поездки к нему остаётся только один вопрос: ну если ты такой уникум, чего же таксистом-то работаешь, а не миллиардами ворочаешь? А ответ прост – всё ж куплено давно. Самое ужасное, когда поездка дальняя, и тебе приходится выслушивать этот негатив более часа, причём, он замолкает на пару секунд, когда включает свой шансон, а после продолжает выносить мозг», — пожаловалась наша читательница.
Забываха
Отличительные особенности: «Вы не против, если мы заедем на заправку? Забыл, что бак почти пустой», «Вы не против, если заедем и я счёт пополню, забыл закинуть на программу, это по пути, я быстро?», «Вы не против, если по дороге ребёнка заберу? Забыл совсем, что он на мне сегодня» — стандартные вопросы, с которых начнётся ваша беседа с таксистом, как только вы проедете полпути от пункта «А». При этом даже если вы скажете, что «против», ситуацию это сильно не изменит. Если пополнение счёта ещё как-то можно оспорить, то без бензина вы вряд ли доедете до пункта «Б». А отказать забрать ребёнка не у каждого хватит духа — только представьте себе малыша, который ждёт папу-раздолбая возле садика январским вечером.
За что ненавидят: за то, что решает свои проблемы за ваш счёт, опять же тратит ваше время и портит все планы. Забываха редко интересуется тем, как скоро вам нужно быть в пункте «Б». Чем больше он сделает своих дел по дороге, тем для него лучше. А вы… А вы потерпите, выбора всё равно нет.
«Когда-нибудь сталкивались с тем, что водители кружат вокруг вашего дома несколько минут? А всё потому, что он ЗАБЫЛ повернуть на перекрёстке или с какой стороны заезд во двор. Всё это время вы ждёте таксиста, которое безвозвратно уходит. Я пользуюсь такси только в экстренных случаях, но когда вот с таким сталкиваюсь, жалею, что не поехал на том же автобусе. Он, по крайней мере, едет по маршруту. И всегда заправлен», — отметил недовольный работой таксистов кемеровчанин Николай.
Меломан
Отличительные особенности: вообще-то изначально мы хотели написать «любитель шансона», но вдруг осознали, что без поклонников русского (простите) рэпа, национальных мотивов и лично Ирины Аллегровой этот блок был бы неполон. В общем, этот водитель искренне убеждён, что у вас те же самые музыкальные вкусы, что и у него. Просьбу сделать потише воспринимает, как вызов. Возможна даже жёсткая дискуссия о музыкальных предпочтениях.
За что ненавидят: за то, что нас никто не спрашивает. И даже неважно что будем слушать — песню про «молодого вора» или «дискотеку 80-х» — мало ли какие у пассажира предпочтения? И не имеет значения, что «водитель в своей машине хозяин» — он на работе, а его компания, вообще-то, обещает своим клиентам «комфортный извоз».
«Попали в глухую пробку на Сосновом бульваре, выбирались почти час. И всё это время слушали группу «Воровайки». Попросила выключить, а водитель — «Да пусть играет, хорошая же музыка!» А голос аж дрожит от раздражения. В общем, настаивать я не решилась. И это был натуральный ад», — делится воспоминаниями кемеровчанка Ольга.