Как называют женщин в церкви
Православная Жизнь
О совершителях и участниках богослужения рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк), преподаватель Киевской духовной академии.
– Отче, с помощью каких людей совершается богослужение в храме? И что означает слово клир?
– Богослужение совершают люди, посвященные в сан: диаконы, священники, епископы. Эта традиция восходит к апостольским временам. Поначалу совершали служение апостолы – избранные Христом и получившие дары Святого Духа в день Пятидесятницы. Но с распространением Церкви надобно было больше служителей, которых апостолы и поставляли. Со временем эти служители Церкви поставляли новых, что продолжается и по сегодняшний день.
Но стоит отметить, что в богослужении участвуют все верующие, находящиеся в храме во время его совершения.
Клир (с греч. «жребий») – это те люди, которые через хиротонию и хиротесию посвящены на служение Церкви и имеют право совершать или прислуживать во время богослужения. К ним относятся три степени священнослужителей: диаконы, священники и епископы, а также две степени церковнослужителей: чтецы и иподиаконы.
– Кто такой церковнослужитель?
– Церковнослужители – это низшие клирики, помогающие священнослужителям в совершении богослужения. В настоящее время в Православии есть две степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин хиротесии:
чтец;
иподиакон.
– А что делает в храме пономарь?
– Пономари или алтарники – так называют большинство людей, которые служат в алтаре. Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре. Интересный факт: с древности пономари назывались легким греческим словом παραμονάρίος, т. е. парамонарием или параекклисиархом, а с середины XX века в Русской Церкви переименованы в алтарников.
Следует обратить внимание, что пономарь как несущий служение в таком святом месте – алтаре, является примером для прихожан и поэтому должен быть нравственно высокодуховным человеком.
– Загадочное слово канонарх, что оно значит? Каковы функции канонарха?
– Канона́рх – это человек, поющий на клиросе. Он возглашает перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за ним поет хор. Практически ни одно богослужение не обходится без канонарха. Причина появления такого послушания кроется в бедности монастырей: они не могли иметь нужного количества экземпляров богослужебных книг, а также по причине малого числа грамотных среди певцов. Отсюда и вошло в обычай пение священных песнопений под диктовку. Данная традиция удержалась и после изобретения книгопечатания, и сохранилась до сих пор.
– Не менее экзотические названия причт и причетник? Что скажете о них?
– Причт – это люди, которые служат при одной церкви. В причт входят как священнослужители, так и церковнослужители, то есть клир, а также люди, непосредственно участвующие в жизни прихода: певцы, пономари, псаломщики.
– Знакомое всем слово регент. В чем заключаются его обязанности?
– Регент – это человек, который управляет хором. Понятно, что он должен иметь музыкальное образование. Светский синоним такой должности – дирижер. Но в отличие от дирижера регент должен знать Церковный Устав, поскольку от этого зависит строй и красота богослужения.
– Какие существуют типы хоров и любой ли желающий может в нем петь?
– Хоры есть однородные (мужские или женские) и смешанные. В хоре может петь человек, который имеет хотя бы элементарное понятие о музыке, а также музыкальный слух и голос. Главным критерием является вера человека, поскольку это не просто бездушное пение – певец своим голосом прославляет Бога, он через свой голос должен и других присутствующих в храме настраивать на молитву. А этого всего не будет, если у человека нет веры в сердце.
Беседовала Наталья Горошкова
О служащих в храме
Предисловие
Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.
Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.
Итак, кто служит в храме?
Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.
Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.
Священнослужители
Таким образом, священнослужители — это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.
Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)
Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.
Женатый или Монах. Но венчаный на Церкви!
Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).
Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.
Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.
Епископы, Архиепископы
Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.
Иереи, Протоиереи
Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.
Диаконы, Протодиаконы
Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.
Ипподиаконы
Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.
Псаломщики (чтецы), певцы
Псаломщики и певцы (хор) — читают и поют на клиросе в храме.
Уставщики
Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).
Пономари или алтарники
Пономари (алтарники) — помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).
Послушники и трудники
Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания
Иноки
Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.
Монахи
Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.
Схимонах — монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.
Кроме того, в храмах Вы можете встретить:
Настоятель
Настоятеля — это главный священник, редко диакон на конкретном приходе
Казначей
Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.
Староста
Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.
Эконом
Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.
Регистратор
Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.
Уборщица
Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.
Служащая в Церковной лавке
Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.
Дворник, охраник
Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Женщина в церковной среде. Почему нет женщин в священстве и кто такая диаконисса?
Ну про одежду есть прямое указание Библии, что не подобает женщине носить мужской одежды.
Так почему же, что в Церкви разрешено мужчинам, то не разрешено женщинам?
Мужчина и женщина составляют единый человеческий род, однако мужчина и женщина предназначены в своём земном поприще к различным родам служения Богу. Вспомним, что сказал Бог Адаму и Еве после грехопадения первых людей. Адаму сказал, что он и все мужчины будут в поту добывать хлеб, а Ева и женщины в боли рожать детей. Тем самым Бог разделил служения между мужчиной и женщиной.
Мужчина не может рожать детей, но ни кто не кричит, что это нарушение прав человека или дискриминация мужчин. Деторождение мужчине недоступно. Но это не смущает его прав, это закономерность природы. Мужчины как правило не ведут домашние хозяйства, не работают воспитателями в детских садах, потому что это не свойственно мужскому характеру. А женщина не может быть православным священником (священницей) и в этом тоже нет нарушения прав женщин.
Но и перед женщиной открыты большие возможности церковного служения, это и хор и псаломщицы и иконопись.
Однако Православная Церковь имела некий один сан служения Богу в Церкви и для женщин и этот сан назывался диакониса.
Кто такая диакониса?
Диаконисы существовали в Церкви с первого по восьмой век и их служение было близко к диаконам. Поставление диаконисс совершал епископ через рукоположение в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконисс. Обряд посвящения в диакониссы содержится также в канонах Первого Никейского собора (325 года), Халкидонского собора (451 года), а также в Кодексе Барберини (780 года). Изучение этого обряда привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении.
Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконисс — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Даже на Церковном Соборе 1917-1918 годов обсуждался этот вопрос Но решить в положительную сторону окончательно помешала Гражданская война.
В трудные годы большевистских гонений в 30-е годы ХХ-го века женщины нередко привлекались к активной церковной деятельности и богослужебной практике. Женщины часто становились старостами храмов, певчими и чтецами, что сохраняется и поныне.
Почему упразднён чин диаконисс?
Как вы называете церковную даму?
: женщина, которая является членом церкви.
Кроме того, что говорила Церковная леди?
Соответственно, как вы обращаетесь к пастору-женщине?
Вы можете использовать ее полное имя или только имя пастора. Два варианта: Пастор Джон Смит и миссис С. Джейн Смит, или пастор и миссис Джон Смит.
таким же образом Как называется католическая священница?
В настоящее время насчитывается около двухсот женщин-священников, многие из них в Соединенных Штатах. Они называют себя Римско-католические женские священники. Через некоторое время Ватикан перестал беспокоить женщин с индивидуальными предупреждениями, поскольку женщины-священники автоматически исключаются из церкви в момент церемонии.
Как зовут женщину-священника?
пастырка (множественное число пастырей) Пастор-женщина (человек, который пасет стадо) цитаты ▼ Пастор-женщина (служитель или священник христианской церкви)
Кто была монахиней в шоу «Субботним вечером в прямом эфире»?
Кто живет в Church Lady on Saturday Night?
Как звали Церковную леди в программе «Субботним вечером в прямом эфире»?
Церковная леди (Дана Carvey) обсуждает выборы со своими гостями, сенатором Тедом Крузом (Таран Киллам) и Дональдом Трампом (Даррелл Хаммонд).
Как зовут пастора-методиста?
Можно ли назвать женщину преподобной?
«Мистер» до сих пор является обычным явлением для священников англиканской церкви. Некоторые англиканские или старокатолические священники женского пола используют стиль Преподобная Мать и обращаются как Мать. В уникальном случае преподобный использовался для обозначения церковной консистории, местного административного органа.
В чем разница между служителем и пастором?
Может ли монахиня быть мужчиной?
Обязательно ли католические священники быть девственниками?
Должны ли священники быть девственниками? Вопрос о безбрачии и духовенстве имеет долгую церковную историю, некоторые из которых вы можете увидеть в Новой католической энциклопедии: bit.ly/bc-celibacy. … Так что нет, девственность, по-видимому, не является требованием, но обет безбрачия есть.
Почему женщина не может стать священником?
Требования святых орденов
Церковь учит, что препятствием для рукоположения женщины является следствие божественного закона, публичного, абсолютного и постоянного, потому что Иисус установил рукоположение, посвятив двенадцать апостолов, поскольку священный сан является проявлением апостольского призвания Иисуса.
Как называется рукоположенный служитель?
В большинстве церквей рукоположенные служители имеют стиль «Преподобный». Однако, как указано выше, некоторые из них называются «пастырями», а другие не используют какой-либо религиозный стиль или форму обращения, и к ним обращаются как к любому другому лицу, например, как «господин», «госпожа», «госпожа», «госпожа» или по имени.
Как правильно обращаться к служителю?
Кто играет в Castle on Glee?
Молли Хелен ШеннонРодилась 16 сентября 1964 года, американская комедийная актриса. Она известна своими ролями в сериалах «Субботний вечер в прямом эфире», «Суперзвезда», «Год собаки», а в 2010 году она сыграла главную роль в Glee в роли Бренды Кастл.
Когда Дана Карви была в шоу «Субботним вечером в прямом эфире»?
С 1986 до 1993Дана Карви доминировала на сцене Saturday Night Live, оставив неизгладимые впечатления и оставив одни из самых популярных персонажей в истории SNL. Посмотрите лучшее из Церковной леди, Ганса и Франца, Джорджа Буша, Росса Перо, Массивного Гарри с ранением головы, Мира Уэйна и многих других.
В каком сезоне была Дана Карви на SNL?
В какие годы была Church Lady на SNL?
Энид Стрикт, более известная как Церковная леди, является повторяющимся персонажем из серии скетчей в американском телешоу Saturday Night Live. от 1986 в 1990и снова в 1996, 2000, 2011 и 2016 годах.
В каких сезонах SNL участвовала Дана Карви?
Карви возвращался к принимающей стороне SNL четыре раза, в 1994, 1996, 2000 годах. и 2011.
Кто играл мать церковной дамы?
Церковная леди (Дана Carvey) к ней присоединяется ее мать (Джон Гудман), чтобы взять интервью у Саддама Хусейна (Фил Хартман) о вторжении Ирака в Кувейт, и вместе они снимают его.
Какую Библию используют методисты?
Носят ли ошейники методистские служители?
Ошейники обычно носят священнослужители других групп, таких как англиканские, методистские, пресвитерианские и лютеранские традиции, хотя многие датские и некоторые норвежские лютеранские священнослужители вместо этого носят ерш.
Какая самая большая методистская церковь в США?
Это самая большая объединенная методистская община в мире, насчитывающая более 25,000 членов и средняя еженедельная посещаемость для всех кампусов с более чем 13,000 человек в 2019 году.
.
Объединенная методистская церковь Воскресения.
Церковь Воскресения Христова | |
---|---|
Преданность | Воскресение Иисуса |
клир | |
Старший пастор (ы) | Адам Гамильтон |
Узнайте все о своем любимом. знаменитости в Интервью со знаменитостями и не забудьте поделиться этим постом!
От диаконисс к епископам: Как женщины добиваются права вести службу и руководить церковью
Почти месяц назад, 12 мая, папа римский Франциск пообещал собрать специальную комиссию по вопросу о получении женщинами сана диакона — низшей ступени в клерикальной иерархии. Уже на следующий день представители РКЦ попытались унять шумиху и напомнили, что речь шла лишь о возможности собрания комиссии, то есть исключительно консультативного института. Но прокрутить фарш назад не удалось, и в течение нескольких дней по СМИ пронеслась волна реакций — даже клерикальные медиа вопреки ожиданиям не стали набрасываться на понтифика, подчеркнув, что в любом случае от открытой дискуссии о месте женщины в Церкви будет больше пользы, чем вреда.
Подобную граничащую с доброжелательностью сдержанность можно объяснить тем, что практика рукоположения женщин уже не является экзотикой во многих протестантских деноминациях, в пользу которых регулярно теряет паству Римская католическая церковь. Поэтому, в отличие от представителей РПЦ, католический клир не может себе позволить агрессивное отрицание любых возможных реформ, даже когда речь идёт о таких чувствительных вопросах, как ЛГБТ или женщины в сане. Тем более что во втором случае консервативно-охранительная позиция имеет под собой ещё менее вразумительные основания.
Галаты и коринфяне
Разумеется, последней инстанцией, на которую ссылаются в спорах сторонники и противники возведения женщин в сан, является Священное Писание. «В Библии нет фразы „запрещаю женщинам быть пастырями“ или похожей на неё. Тем не менее есть некоторые стихи, которые относятся к священству, которые оба лагеря трактуют в свою пользу», — рассказывает специалист по исландскому женскому пасторству, религиовед Ольга Поздняк. Консерваторы в данном вопросе ссылаются на Первое послание к Коринфянам: «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». Под жёнами понимаются женщины вообще, объясняет Поздняк: «Они полагают, что не следует привязывать эти слова исключительно к замужним женщинам, считая, что апостол Павел имел в виду женщин вообще. Под словом „говорить“ имеется в виду не абсолютное молчание в церкви, а невозможность для женщин проповедовать в церквях. В храмах женщинам позволено молиться и пророчествовать, но не толковать пророчества». Распространённое дополнение — Послание к Тимофею, в котором персонально Ева объявляется виновницей изгнания первых людей из рая: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление». Можно вспомнить и «физиологию» — если первая женщина создана из ребра Адама, «чтобы быть помочницей ему», то какие могут оставаться вопросы к доминирующей роли мужчины в семье и общине.
В свою очередь, либеральные христиане приводят слова из Послания к Галатам, в котором гендерные различия, как и любые другие, отрицаются перед лицом Бога: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это одно из тех самых интересных мест в Новом Завете, где обновлённая религиозная доктрина явно выбивается из современной ей патриархальной логики. «С этой точки зрения сотворение мужчины и женщины является единовременным актом, соответственно, не существует онтологической разницы между женской и мужской природой. Женщина также сотворена по образу и подобию Божьему, мужчина и женщина в равной степени получают наставление распоряжаться творением, а подчинение женщины мужчине является лишь отголоском архаичной антропологии», — объясняет Поздняк.
Ещё один спорный вопрос — роль диаконисс, особой категории женщин-священнослужителей в христианстве I–VIII веков. Часть религиоведов полагает, что подобное служение было обращено только к женщинам, их оппоненты считают, что диакониссы могли выступать в качестве пасторов и проводить литургию. Инокиня Евгения, проректор Якутской духовной семинарии, даёт однозначный ответ: «По сути, чин диакониссы в той или иной степени существует и сейчас: женщины поют в храме, помогают священнику в приходах, активно занимаются социальным служением. Диакониссы не занимались богослужебной деятельностью. Единственное, в какой-то период они передавали болеющим Святые Дары. Но в то время в принципе существовала практика для мирян прикасаться к Святым Дарам и даже забирать их домой, чтобы причащаться во внебогослужебное время. Со временем это стало невозможным».
Начало дискуссии об устранении гендерной дискриминации в церковном служении могло быть (и было) положено только в условиях реформации. В конце концов, протестанты посягнули на большее — отказались от идеи превосходства священнослужителей над мирянами, то есть концепции священства клириков в принципе. Мартин Лютер активно продвигал доктрину «всеобщего священства верующих». Церковный служитель равен любому крещёному христианину и лишился звания священника, став пастором, проповедником или просто служителем. Единственным отличием клирика от рядового прихожанина стало его образование, о божественном даре речи больше не идёт.
Учитывая подобные революционные изменения, роль женщины в богослужении можно было рассматривать уже в XVI веке, но Лютер наотрез отказался. Женская ординация стала так называемым отложенным эффектом реформации. Впервые вопрос о гендерном равенстве применительно к церковному служению был поднят Маргарет Фелл, «матерью квакерства» и женой основателя «Религиозного общества друзей» Джорджа Фокса. В своём знаменитом памфлете «Дозволение женщинам говорить» Фелл отстаивает мысль о всеобщем духовном равенстве и следующем из него праве женщин становиться не то что проповедницами — пророками! Проблема была в том, что в XIX веке квакеры имели репутацию еретиков-радикалов и у идей Фелл едва ли был шанс обрести широкую популярность.
Следующим знаковым этапом проникновения женщин в религиозные институты стало миссионерство. В начале XIX века среди методистов в Великобритании и США распространились передвижные молитвенные лагеря, так как храмов, особенно на новом континенте, попросту не хватало. Именно на этих площадках для молитвы под открытым небом женщины получили право читать проповеди и даже руководить ходом молитвы. Задним числом прихожане и клир убеждали себя, что играют по старым правилам: шатёр в открытом поле — не храм, а значит, проповедническую кафедру своим служением женщины не оскверняют.