Как называются батлы между реперами
Антихайп, панчлайн, раунд. Что такое рэп-баттлы, и почему их больше нельзя игнорировать?
Рэп-баттлы определяют вектор развития современной русскоязычной культуры. Почему?
1 сентября 2017 года петербургской площадке для рэп-баттлов Versus исполняется 4 года. За это время проект Александра Тимарцева по кличке Ресторатор стал одним из самых знаковых для русского сегмента Youtube.com. Последний самый громкий баттл между Гнойным и Оксимироном в первые сутки набрал 9,1 миллиона просмотров, попал во все крупные российские издания и позволил организаторам заработать 4-5 миллионов рублей за один вечер. Informburo.kz объясняет, почему рэп-баттлы обрели популярность и стали одним из самых значимых событий в русскоязычной культуре последних лет.
Что такое рэп-баттлы, и как они устроены?
Рэп-баттл – это поединок двух рэперов, в котором они обмениваются взаимными оскорблениями, то есть панчами. Главная задача этого словесного поединка – как можно чаще и остроумнее унижать соперника. Классический баттл проходил под бит – барабанно-басовую музыку, а его участники должны были фристайлить и придумывать остроумные оскорбления на ходу.
Далеко не каждый мог импровизированно сочинять рэп, а те, у кого получалось, не всегда делали это остроумно и эффектно. Именно по этой причине Александр Тимарцев решил, что на площадке Versus не будет ни музыки, ни фристайла – это сильно занизило порог входа для новичков, т.е. в баттлах теоретически мог участвовать любой желающий, но и дало свободу всем, кто выходил в центр круга. Теперь участники поединков в течение трёх раундов по очереди перекидывались заученными оскорблениями, а исход решали от трёх до пяти судей.
Versus Battle не единственная площадка в России. Кроме неё есть краснодарский проект Slovo Project и петербургский SlovoSPB – они раскололись на два отдельных «ринга» из-за внутренних конфликтов организаторов. Slovo старше на год, но менее популярно, потому что изначально позиционировалось как место, где соперниками становились новички в рэпе. Versus, наоборот, привлекал рэперов с именем – Noize MC, Oxxxymiron, Johnyboy, ST и других. Для тех, кто не имеет бэкграунда в рэп-тусовке, были придуманы отдельные соревнования – Versus Fresh Blood. Они устроены как чемпионат – с турнирной сеткой и финалом, победитель которого получает 200 тысяч рублей и может выйти в высшую лигу и баттлить уже с именитыми соперниками.
Александр Тимарцев в интервью Юрию Дудю признавался, что в проект Versus было инвестировано 200 тысяч рублей. Сейчас он ушёл с должности директора магазина, занимавшегося продажей техники компании Apple, и полностью посвятил себя проекту. На канал «Версуса» в Youtube подписано 3 миллиона человек – по популярности он перегоняет не только Slovo, но и великобританский и американский аналоги, общая аудитория которых составляет около миллиона подписчиков. Небезосновательно популярность Versus Battle связывают с самым успешным русским рэпером последних лет – Оксимироном (Мироном Фёдоровым), который после нескольких серьёзных побед на площадке 6 августа 2017 года потерпел поражение от Славы КПСС (или иначе – Гнойного), выходца площадки Slovo SPB.
Кто такие Оксимирон и Гнойный, и почему их баттл обсуждали все?
Мирон Фёдоров, выступающий под псевдонимом Oxxxymiron, – самый известный и успешный российский рэпер. Его биография интересна и неоднозначна: он коренной петербуржец, которого родители в детстве сначала увезли в Германию, а потом – в Великобританию. В Англии Мирон сумел закончить Оксфорд и защитил диплом по средневековой английской литературе, несмотря на то, что ему приходилось прерывать учёбу из-за маниакально-депрессивного психоза.
В 2015 году Оксимирон выпустил свой второй альбом «Горгород». Его долго ждали и поклонники, и критики, которые поставили очень высокие оценки дебютному микстейпу Мирона «Вечный жид».
Весь «Горгород» был выложен в группе исполнителя «ВКонтакте». Когда сайт о хип-хопе The Flow опубликовал ссылку на скачивание альбома, то перестал открываться из-за наплыва поклонников музыканта. Через два дня он стал самым популярным альбомом в российском сегменте iTunes. А спустя 2 года, в ноябре 2017-го, Оксимирон соберёт концерт в спортивном комплексе «Олимпийский», который вмещает 35 000 человек. До него это делали только Тимати и Баста – представители иного направления хип-хопа.
Альбом оказался революционным не только из-за того, что Оксимирон использовал для его распространения соцсети, но и потому, что весь «Горгород» был построен как роман-антиутопия о жизни писателя в вымышленном городе, и каждый последующий трек был продолжением предыдущего.
Выпуску альбома предшествовало участие в баттлах на площадке Versus: Мирон появился уже в 3-м выпуске, в котором победил культового петербургского рэпера Крип-а-Крипа. Позже была победа над Дуней (Александром Пархоменко) и самый известный и просматриваемый на данный момент баттл против Джонибоя (на момент написания статьи его посмотрели 39 миллионов раз). После разгромной победы Оксимирона карьера его соперника закончилась, и по некоторым данным, он перестал писать рэп и занимается развитием собственной кофейни. Следующий поединок против рэпера ST тоже стал резонансным и вошёл в список самых значимых видео всего Youtube по итогам года, а позже был заблокирован российским «Роскомнадзором» за рекламу букмекерских контор. Резонанс привлёк внимание и западных звёзд баттла: самый известный представитель англоязычной баттл-сцены Dizaster вызвал Оксимирона на поединок. К баттлу с Гнойным, которого Оксимирон, к слову, первый и единственный раз вызвал сам (прежде баттлы инициировали его соперники), он подходил абсолютным фаворитом и «королём рэпа».
Гнойный, он же Слава Карелин (это ненастоящая фамилия), – абсолютная противоположность Оксимирону. Судя по тому, что возможно найти в интернете, Славе сейчас 28 лет, он родом из Хабаровска, и в хип-хоп пришёл не то в 2011-м, не то в 2012 году. В 2013-м он подал заявку на участие в турнире SlovoSPB и выиграл в финале организатора объединения – Дэна Чейни. Тогда же началось его восхождение именно в качестве баттл-MC. Примерно тогда же Гнойный примкнул к объединению «Антихайп», чёткие цели которого, кроме разве что троллинга, определить сложно.
При этом самыми популярными видео с его участием всё равно остаются те, что опубликованы на канале площадки Versus, несмотря на то, что Гнойный ненавидит эту площадку за коммерческую составляющую проекта.
Слава тоже записывает альбомы, но они не имеют такого успеха, как у Оксимирона. В интервью Юрию Дудю он признавался, что в целом страдает графоманией и пишет много текстов. Самые удачные встречаются на баттлах – Слава их читает под псевдонимом Гнойный. Это не единственное сценическое имя Карелина: псевдоним «Слава КПСС» существует для песен, никак не связанных с баттлами, «Соня Мармеладова» – для грайма, разновидности очень быстрого рэпа под жёсткий бит, «Валентин Дядька» – для пародий на своих противников и тех, кого хочется задеть, «Бутер Бродский» – для лирических песен о русской грустной жизни.
Оксимирон вызвал Карелина на баттл через социальную сеть «Твиттер». Поводом послужил поединок Гнойного как представителя SlovoSPB с участником Versus – Эрнесто Заткнитесь, в котором Слава назвал Фёдорова «жадной до хайпа свиньёй» и обвинил в том, что он никогда не выходил против настоящего баттл-MC. До этого Гнойный записывал диссы на Оксимирона, пародировал все его основные песни и регулярно оскорблял.
Поединок состоялся 6 августа, Оксимирон проиграл Гнойному по решению судей 5:0. Несмотря на то что имя победителя стало известно за неделю до того, как Ресторатор выложил видео с поединка в Youtube, баттл стал на несколько недель главной темой для обсуждения в соцсетях. О его результатах написали даже деловые издания «Ведомости» и «Коммерсант», а позже в The Times вышла заметка «Как рэп-баттл в России стал ареной культурных дебатов».
Почему все обсуждают рэп-баттлы, это действительно что-то важное?
За последние несколько лет социальные сети и в особенности видеохостинг Youtube стали самыми важными точками для развития русской молодёжной культуры. С одной стороны, основные издания и телеканалы ориентированы на другую целевую аудиторию и давно не разговаривают на языке современных подростков. С другой стороны, интернет предоставляет много возможностей для самореализации и выбора релевантного контента.
Успех Versus во многом связан с тем, что благодаря отходу от канона баттлов, установленного еще в начале 90-х годов, участники поединков получили больше свободы и смогли разговаривать на новые для рэп-культуры темы: к примеру, основные мотивы некоторых раундов, а то и целых баттлов и Оксимирона, и Гнойного – цель поэта и его путь. Организатор SlovoSPВ Дэн Чейни говорил о том, что баттлы можно назвать «пластмассовым веком поэзии». И победители современных баттлов – это не те, кто умеет виртуозно материться, но люди с крайне широким кругозором. В поединках упоминаются Маркс, Оруэлл, Маркес, Булгаков, последние российские митинги и даже патриарх Кирилл с Рамзаном Кадыровым.
Аудитория рэп-баттлов, таким образом, получает не просто развлекательный контент, но и битву идеологий, культурные дебаты, которые ведутся на языке, понятном для современной молодёжи. В нём нет запретных тем, много мата, жаргонизмов, тюремного и субкультурного сленга, но много и литературного языка: Оксимирон, например, ни в одном из трёх раундов против Гнойного не употребил мат.
Всё в том же интервью Юрию Дудю Слава Карелин сказал о том, что рэп-культура побеждает, потому что это «новая авторская песня», и ею может заниматься каждый, у кого дома есть один дешёвый микрофон. Его слова подтверждает и то, что в Versus Battle участвовали популярные youtube-блогеры – Хованский, Ларин и Джарахов.
И это общемировая тенденция. В июле 2017 года компания Nielsen опубликовала исследование, что впервые за долгие годы рэп победил рок-музыку: благодаря стриминговым платформам молодая аудитория покупает чаще именно треки хип-хоп-исполнителей. А на смену русскому року пришел всё тот же Оксимирон вместе со своими коллегами по цеху – Скриптонитом, Pharaon, Хаски и другими популярными рэперами.
Рэп-баттлы – это только часть большой побеждающей рэп-культуры, но именно она была и будет в ближайшие годы самой горячей точкой развития, потому что создаёт пространство для диалога, хотя и весьма специфического.
Что такое батлы: виды, направления и разновидности батлов
Позже любители рэпа, увидев, что такое батлы, и оценив преимущества подобных соревнований, начали создавать целые группировки. Они собирались в клубах специально для того, чтобы принять участие в битве и завоевать звание лучшего чтеца. В ходе состязаний вырабатывались правила, которые необходимо было неукоснительно соблюдать.
Что означает слово «батл»?
Термин «батл» происходит от английского слова battle, что переводится как «битва, баталия». Считается, что создателями подобных соревнований стали американские рэперы, которые поочередно читали свои произведения в попытке завоевать право называться лучшим среди конкурентов.
Постепенно батлы вышли за рамки рэпа и стали использоваться повсеместно среди творческой молодежи. В ходе баталий вырабатывались определенные правила их проведения и своеобразные заповеди, которые требуют неукоснительного исполнения всеми участниками.
Что такое батл?
По сути, батл – это соревнования в каком-либо творческом направлении, проводимые с целью повысить свой рейтинг и продемонстрировать превосходство над соперниками. Чаще все они устраиваются перед публикой, в общественных местах, и представляют собой своего рода бескровное сражение, вызывающее небывалый азарт у зрителей.
В зависимости от жанра искусства участники батла доказывают, кто из них лучше танцует, читает рэп, поет, рисует граффити, выполняет какие-либо другие действия.
Развитие и направления
С учетом того, что направление только развивается, оно показывает отличные темпы роста и становится популярнее с каждым разом. Более того, батлы проделали большой путь, прежде чем приобрести такой формат:
Это превосходно помогало выплеснуть энергию, а также решить споры. Зрители – чаще всего жители дворов или же соперники. Основная возрастная категория – подростки до 17-19 лет;
Что называют батлом в музыке?
Как и в момент своего зарождения, музыкальный батл используется преимущественно среди рэперов. Исходя из целей проведения, соревнования могут быть нейтральными, то есть устраиваться для разогрева публики, или заказными, происходящими по просьбе зрителей. Наиболее интересным и зрелищным считается турнирный батл, в котором принимает участие большое количество музыкантов. Проигравшие уходят со сцены, а само состязание проводится до тех пор, пока из участников не останется только один – победитель.
Грубость и оскорбления в таких состязаниях не приветствуются – недовольная публика, выступающая жюри, может освистать нарушителя. Наиболее увлекательными считаются батлы, которые основываются на импровизации, то есть когда участники должны читать непродуманный заранее текст.
Основные правила батл-рэпа
На сегодняшний день уже существует несколько видов боев:
Тем, кто решит принять участие в битве, необходимо для начала узнать, что такое батл-рэп, а также выучить несколько основных правил, несоблюдение которых может повлечь за собой удаление с площадки и лишить возможности выступать в будущем. Каждый исполнитель должен быть харизматичным, читать оригинальный, интересный публике текст, поддевать противника, но не переходить за рамки дозволенного.
Откровенные оскорбления и грубость не приветствуется публикой, которая выступает в качестве жюри и может освистать некорректного исполнителя. Особенно интересно проходят фристайлы, где читается не продуманный заранее текст. Данный стиль основан исключительно на импровизации. В качестве ответа на вызов соперника нужно сочинить продолжение его текста.
Направления батлов
Как уже было сказано раньше, основные направления батлов – это рэп, танец и батлы в интернете. Причем если раньше самыми популярными были батлы в танцах, сейчас их заметно притеснители реперы – вышло это не только благодаря росту популярности жанра, но и из-за того, что такое направление очень сильно раскручено в интернете.
Если говорить о каждом жанре по отдельности, то получается следующая картина:
Существуют три направления музыкальных батлов – нейтральные, заказные и турнирные батлы. Первый устраивается для того, что порадовать зрителей. Соперников во втором типе выбирают сами зрители.
Третий же является самым интересным среди всех типов. Заключается он в том, что проходят соревнования между командами. Длиться это до тех пор, пока не останется одна команда – чемпион турнира
Что такое батл в танцах?
Батлы – излюбленное занятие поклонников хип-хопа и брейк-данса. В таких баталиях обычно принимают участие люди, желающие показать свое умение двигаться. На танцполе могут встречаться как одиночки, так и целые танцевальные коллективы.
Командные состязания считаются более сложными, но и более интересными для зрителя. Как правило, перед батлами проводится длительная подготовка, во время которой участники вырабатывают навыки синхронного движения.
В одиночных баталиях танцоры стремятся показать свою ритмичность, удивить связкой движений и новыми танцевальными приемами. В зависимости от формы батла состязание длится от 30 секунд и более, при этом соперники не имеют права касаться друг друга или нарушать очередность (если битва проводится поэтапно).
Иногда в подобных соревнованиях допускается иронизирование над конкурентом, то есть его передразнивание, хотя в целом одна из заповедей танцевального батла – не повторять движений соперника.
Что такое батл в Интернете?
С появлением Всемирной Сети батлы стали устраивать среди интернет-пользователей. В отличие от традиционных состязаний, в режиме онлайн соперники сражаются друг с другом на расстоянии.
Находясь в разных уголках мира, они демонстрируют свои работы, а победителем становится тот, за кого проголосовало наибольшее количество людей. На суд зрителей могут выставляться фотографии или видео-ролики, причем чаще всего они выполняются по заранее обозначенной теме.
Новая оригинальная трактовка – батл «ВКонтакте»
«Версус Батл»: нашумевшее явление в интернет-индустрии
Versus Battle – это интернет-шоу, которое снимается в Санкт-Петербурге. Идея его создания не нова, так как за рубежом подобные проекты выпускаются систематически. Изначально такие новинки не привлекали внимание молодежи. Только после начала еженедельных выпусков, стартовавших в 2013 году, многие заинтересовались вопросом, что такое «Версус Батл». Примечательно, что участникам битвы среди хип-хоп- и рэп-исполнителей позволяется использовать ненормативную лексику, допускаются даже выходки против публики, судей.
Возможно, подобное поведение поощряется для того, чтобы сделать шоу нетривиальным, привлечь все большее количество зрителей. На сегодняшний день исполнителей, желающих принять участие в битве, так много, что для малоизвестных и неопытных рэперов запущен еще один проект «Версус: свежая кровь». Теперь вы знаете, что такое батлы, какими они бывают.
От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл
Я приготовил бадибэги всем ноунеймам, кто нас диссит. Playboy флексит вместе с групис, Playboy флексит даже в кризис.
Здесь и далее фото unsplash.com
Буквально несколько лет назад российское общество сотрясла новость о противостоянии двух матерых рэперов — Оксимирона и Гнойного. Они встретились в рамках проекта Versus Battle, облили друг друга грязью в стихотворной форме и на несколько недель стали главной культурной сенсацией современности.
Двух артистов обсуждали буквально все — от главных телеведущих федеральных каналов и солидных политиков в галстуках до простых обывателей (не шарящих за рэп) и их любопытных бабушек. Надо признать, что далеко не все поняли, почему вокруг какого-то интернет-события поднялось столько хайпа, и почему эти ноунеймы так много сквернословили, называя свои строчки рил током.
Но процесс уже было не остановить. Культура баттлов, да и рэпа в целом еще плотнее вошла в повседневность непритязательного российского слушателя, дав ему новые смыслы и потребность быть в теме.
Несмотря на то, что сейчас в России рэперские батлы почти полностью утратили свою актуальность, вернувшись в дремучий андерграунд, интерес к самому рэпу по-прежнему остается большим. Вместе с этим растет потребность понимать, о чем вообще читают все эти эмси, выдавая в каждой строчке по новому неизвестному слову.
Будучи рэпером со стажем (рил ток), я постараюсь ввести тебя в курс дела и познакомить с основными понятиями, которыми оперируют современные артисты. После того, как все запомнишь, можешь смело залетать на баттл (если их еще где-то проводят).
Как появились рэп-батлы
Первые батлы в 70-80 годах в Ньй-Йорке
На самом деле никто не знает, когда состоялся первый рэп-баттл. Понятно лишь, что это случилось в 70-е годы где-то в Нью-Йорке. Впрочем, и они не были первыми: до этого существовали dozens («дюжины») – уличные словесные битвы среди афроамериканцев. Первые dozens документально зафиксировали в 20-е годы прошлого века, хотя они проводились и раньше.
Первым нашумевшим именно в хип-хоп сообществе баттлом стала бой Kool Moe Dee и Busy Bee Starski в 1981 году. Всё произошло на World Christmas Rapper Convention в Нью-Йорке. Рэперы выступали на одной сцене с разными заготовками. Busy Bee заигрывал с толпой в фанковом жанре «Я не вижу ваших рук», что не понравилось Kool Moe Dee. И тот неожиданно начал импровизировать: «Постой, Busy Bee, не хочу грубить, но весь этот порожняк лучше прекратить». Рэпер огрызнулся в ответ – и понеслась.
Это была схватка крутого МС, раскачивающего вечеринки в клубах, и рэпера, который пишет студийные треки. Казалось, что победит Busy Bee Starski – пати-МС, которому достаточно вплести в пустой текст несколько крутых фишек, и публика начнет ликовать. Но выиграл Kool Moe Dee. Это изменило рэп коренным образом. Пати-МС строили свои выступления на всяких звукоподражаниях, типа ба-ди-бу-ди-да-ди-бу. Эти фишки эффектно звучали на вечеринках, но никак не развивали рифмовку и лирику рэпа. Kool Moe Dee задал новый ритм и новую ветку развития.
Этот батл пошел в народ, о нём слышали далеко за пределами Бронкса. Это произошло в многомиллионном Нью-Йорке без интернета, понимаете, насколько культовым был тот батл?
Появление диссов
Хип-хоп развивался всё быстрее, появлялись новые МС и новые пластинки. Всё популярнее становилась группа Juice Crew и их создатель MC Shan (их уже хорошо знал Нью-Йорк), музыкант одновременно выпускал пластинки. Была еще одна группа Boogie Down Production, которую никто не знал. И вдруг один из её основателей – KRS-One – написал песню-ответку на трек Шэна.
Шэн ответил ему, после вновь выступил KRS-One. Так началась известная в хип-хоп сообществе The Bridge Wars – батл на уровне студийных записей, растянувшийся на пять лет – с 1985 по 1990 годы. За время «войны» артисты в сумме выпустили 15 треков.
Слушайте The Bridge — MC Shan на Яндекс.Музыке
В итоге KRS-One выиграл этот баттл и получил возможность построить собственную карьеру. Последовав его примеру музыканты один за другим стали выпускать диссы. Тебя не знают? Напиши дисс на того, кто уже знаменит! Если он ответит, получишь свою долю хайпа.
Тогда же рэп-батлы стали терять свой мирный характер. Всё больше развивался гангста-рэп. Рядом с простыми творческими ребятами находились представители преступных банд, которые не понимали, что конфликт не должен распространяться за пределы сцены и треков. К тому же в рэпе появлялось всё больше денег, а они как известно, до хорошего не доводят.
Еще одним крупным скандалом стала ссора участников группы N.W.A. Прежде, чем N.W.A. выпустили свой хитовый альбом, Eazy E выпустил сольник. И деньги за него хотел забрать себе, хотя над песнями работали все участники. Ice Cube не захотел мириться с этим и ушел из группы. В ответ N.W.A. начали войну, записав на него дисс. Ответ не заставил себя ждать. Грязный и жесткий трек Ice Cube «No Vasiline» задал тренд на всё десятилетие.
Слушайте No Vaseline — Ice Cube на Яндекс.Музыке
Обстановка в рэп-тусовке всё накалялась: постоянно звучали диссы в стиле «я убью тебя и твоих детей» – и это сильно отличалось от рэп-батлов 80-х. Рэпом управляла гангста-тусовка, деньги текли рекой. В 1995-м году суммарная прибыль от рэп-индустрии в США превысила миллиард долларов!
Но самой известной стала схватка между 2Pac и Notorious B.I.G., которая привела к смерти обоих. Всё начиналось вполне мирно: уже популярный 2Pac и ещё только обретавший славу B.I.G. просто тусовались вместе. Изначально между рэперами не было борьбы, но они играли в гангстеров, представляли враждующие запад и восток, а потому конфликта было не избежать. Это было выгодно публике, прессе, лейблам – всем, кроме самих рэперов. Роли гангстеров требовали отвечать на каждый выпад соперника.
Когда жёлтая пресса стала писать, что Пак спит с женой Биги, всё перешло в необратимую стадию. 7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе 2Pac`а застрелили, убийца так и не был найден. Западное побережье мечтало отомстить, видя в роли заказчика Биги. Он был убит 9 марта 1997 года, в Лос-Анджелесе после концерта.
В 1997 году афроамериканская организация Нация Ислама попыталась помирить рэп-сообщество и даже провела специальный съезд. Но волну диссов остановить не удалось – потому что это приносило деньги.
Громкими стали конфликты Nas и Jay-Z, Tru Life и Mobb Deep, LL Cool J и Canibus. К счастью, эти музыканты были умнее других и понимали, что биф должен оставаться лишь в треках. Тогда ты и деньги получишь, и жизнь сохранишь. Но даже это начало надоедать. Люди хотели чего-то нового, поэтому битвы в популярном хип-хопе сошли на нет.
Появление фристайл- и офлайн-батлов
По-другому обстояло дело в андеграундном хип-хопе, где развивался совсем другой формат рэп-батлов – построенный на здоровом соперничестве. В этой тусовке развивался фристайл. Такие МС как Supernatural на протяжении десятилетий продвигали это мастерство, выигрывая бесконечное количество битв. Интересно, что это так и оставалось за кулисами – фристайл-батлы не выходили на страницы популярных изданий.
Eminem, DMX, Nelly, Cypress Hill, The Game, G-Unit – все эти рэперы участвовали в баттлах, диссили коллег и набирали популярность благодаря длительным бифам.
Сейчас крупнейшие западные лиги рэп баттлов – это King of the Dot (KOD), GrindTimeNow и Don’t Flop. KOTD стартовала в Канаде в 2008-м году, на сегодняшний день имеет представительства в разных странах. GrindTimeNow был изначально американским проектом, Don’t Flop – британским. Именно на эти лиги ориентировались создатели Versus и Slovo, когда открывали свои батл-площадки. К счастью, Россия прошла мимо батлов с реальными конфликтами и – реальными жертвами.