Как называются картины на зданиях
Введение в стрит-арт: топ-10 граффити мира
Давно прошли те времена, когда граффити считались вандализмом. Теперь уличное искусство ( красивое уличное искусство ) — это эстетика, социальное или политическое заявление и облик многих современных городов. Во времена, когда от сидения дома уже очень хочется разрисовывать не только стены, но и друг друга, решили отвлечь твоё внимание самыми живописными граффити мира.
Содержание
«Большой Енот», Лиссабон
Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора. Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней.
Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства ).
Замок Кельбурн, Глазго
Автор: Нунка, Нина Пандольфо, OSGEMEOS (братья-близнецы). Все художники из Бразилии.
Описание и история: з амок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.
Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.
Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)
Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.
«Майя», Москва
Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.
Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная» ).
«Сан Дженнаро», Неаполь
Автор: итальянский художник Джорит (Jorit).
Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).
Итальянские вандалы
Визуальное искусство у итальянцев в крови, поэтому современные (правда, непризнанные) Боттичелли сейчас рисуют буквально повсюду — в Италии нередко можно встретить полностью расписанные поезда метро и километры стен на улицах. Некоторые, правда, заходят слишком далеко и украшают своими художествами исторические монументы. Такой вандализм не приветствуется, а вот к сотням невероятно красивых граффити туристы и государство относятся нормально.
«Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль
Автор: Nevercrew — команда из двух итальянских художников. Сейчас проживают в Швейцарии.
Описание и история: н а огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году.
«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин
Автор: Дмитрий Врубель — русский художник, проживающий в Берлине.
Описание и история: д умаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века).
Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет.
В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.
Дэвид Боуи, Лондон
Автор: Джеймс Кочран, британский художник австралийского происхождения.
Описание и история: граффити размером больше человеческого роста появилось на стене магазина Morleys в 2013 году — Боуи родился буквально за углом.
Великий певец умер в 2016. С тех пор это место стало его мемориалом — здесь поклонники оставляют цветы и записки. Граффити также покрыли пластиком, чтобы защитить от воздействия среды — вот оно, бережное отношение к искусству!
Как добраться: мемориал находится рядом со станцией метро «Брикстон» (Brixton). Билет на метро — 4,9 £ (≈ 400 руб.).
Фото: Lenscap Photography / Shutterstock.com (слева) и chrisdorney / Shutterstock.com (справа)
Стена Джона Леннона, Прага
Автор: десятки разных художников.
Описание и история: оказывается, существует не только стена Цоя! В Праге, прямо напротив французского посольства, сразу после смерти Джона Леннона в 1980 году начали появляться первые рисунки и надписи. Правительство долго пыталось бороться с «вандализмом», но, говорят, на защиту фанатов встало французское консульство — во избежание волнений и протестов стену попросили оставить в покое.
По сей день здесь появляются новые рисунки и записи, так что увидеть обновленную стену можно в каждый приезд в Прагу.
Фото: emka74 / Shutterstock.com (1, 2)
Как добраться: две минуты пешком от Храма Девы Марии.
«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).
Художник без лица
Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.
Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова
Улица Дзамбони, Болонья
Автор: студенты Болонского университета.
Описание и история: у лица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.
Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.
Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.
Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.
Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.
Рисунки и узоры на фасадах домов
Украсить фасад дома – значит выделить его на фоне окружающих строений, значит сказать что-то окружающим через уличное искусство. Рисунок на фасаде дома не просто прихоть отдельных владельцев частной недвижимости, уличных художников или архитекторов, это искусство.
В советское время элемент узоров на фасаде выкладывали из кирпича или мозаичной плитки. В деревянных домах раскрашивали наличники или весь фасад. В наше время свободы эта сфера искусства претерпела серьёзные изменения, вариантов украшения стало намного больше. Рассмотрим основные способы украшения фасада.
Виды рисунков на фасаде
Можно выделить несколько направлений, некоторые из которых больше относятся к классической архитектуре, а некоторые к современному рисунку улиц:
Рисунки из кирпича
Фасады многоквартирных и частных жилых домов часто украшаются кирпичной кладкой. Таким способом невозможно создать сложное тематическое изображение. Рисунки из кирпича на фасаде дома – это альтернатива скучной, одноцветной раскраске домов из керамического или силикатного кирпича.
Технология украшения очень простая. Когда выполняется кладка наружных стен, то в определенный момент меняется цвет кирпича и выкладывается узор. Его края не ровные, а рванные. Поэтому он красиво смотрится только издалека.
В последнее время этот метод не пользуется популярностью.
Мозаика
Выкладывается из мелких разноцветных элементов. В создание мозаичного рисунка на фасадах многоэтажек используется керамическая плитка, которая выкладывается на раствор.
Устройство фасада из мозаики затратный по времени и трудоёмкости процесс. С ее помощью можно переносить на стену целый картины связанные с той или иной эпохой.
Для укладки мозаики должно быть подготовлено качественное основание из штукатурного раствора. Фасад из мозаики характеризуется некоторой хаотичностью расположения элементов украшения. Его надо рассматривать издалека.
Рисунки красками
Повсеместно фасады разукрашиваются при помощи красок. Это самый популярный и востребованный метод.
Рисунки выполняются фасадными красками по подготовленной и оштукатуренной поверхности. Им не ставится задача передать какую-то конкретную информацию. Фасад просто раскрашивается в несколько цветов правильными геометрическими формами.
Такой незамысловатый метод позволяет сделать внутреннюю среду в городах более яркой и жизнеутверждающей.
Рисунки на фасаде частного дома
Выполняются всеми вышеперечисленными способами, но с некоторыми оговорками на проведение работ своими руками. Коттеджи свежей постройки из кирпича чаще всего облицовываются, оштукатуриваются и раскрашиваются.
Нарисовать рисунок на фасаде дома сможет каждый. Для этого не надо обладать особыми навыками. Достаточно оштукатурить поверхность, разбить её на участки и закрасить каждый своим цветом.
Более простой и дешевый способ украсить кирпичный фасада – это рисунок из кирпича. Как правило, это красное изображение на фоне белого силикатного камня.
Деревянные срубовые дома и отделанные вагонкой тоже подвергают раскраске. Для этих целей применяется масляная краска для внешних работ. Самый простой вариант раскрасить сруб «по бревну.
Каждое бревно окрашивается в свой цвет. Получается яркий и веселый фасад. Не стоит забывать про наличники и оконные рамы. На деревянную вагонку можно нанести сложное, тематическое изображение. Правда, для этого необходимы навыки художники.
Фасады частных домов украшают мозаикой. Есть много техник её выполнения. Одна из самых оригинальных – это мозаика из крышек. Тут нет предела полёта фантазии. Можно создавать абсолютно любое изображение. Главное подготовить необходимое количество крышек от бутылок.
Граффити
Граффити на стенах – отдельный вид искусства. Граффити – это рисунок на стене здания, перенесенный при помощи красок или нацарапанный на поверхности. Это пласт уличного искусства. К нему относится любое изображение от подписи автора до полноценной картины.
Как вид искусства рисунки граффити пришли к нам из древних времен. Ведь наскальные изображения, которые датируются десятками тысяч лет до нашей эры, тоже первобытное граффити.
Современное искусство зародилось в начале 20 века в США, как способ разрисовывать вагоны товарных поездов. Постепенно оно перетекло в крупные и мелкие города по всему миру.
В мегаполисах и продвинутых города местные власти отдают целые улицы для свободных художников, тем самым пытаясь оградить другие объекты инфраструктуры от посягательств. Это не помогает, ведь граффити удел свободных людей без всяких рамок.
Несведущему в теме человеку может показаться, что граффити хаотично, в нем нет стиля. Это не так, его можно классифицировать:
Как рисовать граффити
Современные графферы создают настоящие шедевры. Для контура рисунка применяются мелки. Заливка изображения или создание одноцветно надписи осуществляется аэрозольными баллончиками с краской.
Их можно приобрести в специализированных отделах уличных райтеров или в хозяйственных магазинах.
Многие графферы применяют трафареты. Они изготавливаются из плотного картона. Есть художники, которые используют в своих работах светодиодные ламы или разноцветную ткань.
Уличное искусство и традиционные формы украшения фасадов посредством рисунка не стоит на месте. Людям не хочется жить в серых, унылых коробках. Поэтому рисунки на фасадах будут всё активнее захватывать городскую среду.
Еще подборка фото с рисунками на фасадах домов:
Каждое здание создавалось заботливым владельцем. Если у человека не было врожденного стремления к красоте, не существовало бы и фасадов у здания. Наружные стены выполняли бы только функцию защиты от.
Технологии строительного производства и изготовление отделочных материалов не стоят на месте. В угоду потребителям на рынке появляются новые виды отделочных материалов для внутренних и внешних работ.
Многие убедились на личном опыте в том, что отделка фасада декоративной штукатуркой короед является во всех отношениях отличным и наиболее оптимальным решением.
Фасад частного дома. Декоративная штукатурка под кирпич. Декорирование стен в квартирах и частных домах направлено на создание интерьера, в котором человеку будет комфортно и удобно находиться. Стены – это лицо дома.
На этапе разработки проекта частного дома заказчик должен определить, какой материал будет использован для отделки стен снаружи. Внешняя отделка дома придает объекту презентабельный вид.
Картины на домах: искусство или скрытые недостатки архитектуры?
Стрит-арт был и в Советском Союзе, есть и сейчас. Но если советская уличная роспись диктовалась идеологией и выполнялась как часть архитектурной задумки, как правило, административных зданий, то современные картины появляются на жилых домах и могут быть совершенно неожиданными по сюжету и стилю исполнения. Как появляются разрисованные дома и что думают об этом градостроительные эксперты?
Мурализм начал набирать обороты в Мексике в 20-х годах XX века. В этот период молодые художники, вдохновленные мексиканской революцией, обращались к народу через искусство на стенах.
В Америке мурализм стал официальным направлением стрит-арта. В Нью-Йорке в 1930-х годах власти выделили средства на оформление жилых домов, обеспечив таким образом работой художников после Великой депрессии.
В СССР стрит-арт использовался повсеместно, но муралы отличались монументализмом и создавались исключительно с пропагандистской целью. Это огромные мозаики и фрески, которые выполнялись из дорогих добротных материалов, благодаря чему многие из них дожили до сегодняшних дней.
Теперь в России роспись стен заказывают застройщики новых микрорайонов — огромные картины появляются на торцах жилых высоток. Сюжет при этом может быть каким угодно — в зависимости от вкуса заказчика, концепции района или идеи художника.
В современном Новосибирске одним из первых художников, специализирующихся на росписи домов, стал Егор Дубук. Его первый в карьере мурал — стена 17-этажного дома на улице Вилюйской.
Огромная лошадь на фоне заката — не только первый индивидуальный крупный заказ для художника, но и одна из первых в городе расписанная стена новостройки. Дом быстро прославился и стал опознавательным знаком в микрорайоне.
В последствии в ЖК «Гринвил» появился не один, а три необычных дома. Это своеобразный триптих — на одном Дубук нарисовал лошадь, на другом — медведей, на третьем — орла.
Эти дома стали визитной карточкой художника, и начали поступать все новые, и новые заказы.
Чаще Егор работает именно на новостройках. Жители хрущевки или сталинки, даже если хотят украсить дом, могут не договориться и в итоге не согласовать проект.
А застройщик достаточно часто сам предоставляет готовый эскиз или хочет видеть работу в определенной тематике. Например, на ЖК «Венеция» Дубук написал венецианский пейзаж, а на домах ЖК «Лето» — фантастические цветы.
Но и работа с застройщиками имеет свои нюансы. В среднем на один фасад уходит месяц, однако в процесс вмешивается множество факторов — от проблем с оттенками краски до трудностей с электричеством и поломок оборудования.
«Установили люльку, приезжаю на объект, а под ней вырыли котлован и подцепляют коммуникации. По технике безопасности нельзя работать, когда под тобой производят земельные работы», — приводит пример собеседник.
Кроме того, роспись фасадов — сезонная работа, она выполняется при температуре не ниже пяти градусов тепла. И хотя еще в начале сезона все проекты четко планируются по срокам, бывает, что в итоге двум-трем заказчикам срочно надо сделать фасад в одно и то же время, например, в ноябре до холодов.
Процесс создания картины на доме такой: сначала эскиз, затем разметка на фасаде, нанесение линейного рисунка и только потом наполнение цветом.
«В процессе работы над цветами на стене люди ходят и не понимают, что это за мешанина. Картинка складывается в конце. Бабушки подходили, чуть ли не обнимали, благодарили за такую красоту», — рассказывает Дубук.
Рисует Егор краской из баллончиков, это удобно, так как краска быстро сохнет, есть марки хорошего качества и большая палитра оттенков. Обычно на один квадрат поверхности расходуется один баллон. На фасад 17-этажки уходит тысяча баллончиков.
Сейчас он уже профи, освоился на высоте, отработал удобную технологию доставки краски и «инструментов». Сначала, на доме с лошадью, было иначе. «Мне установили строительные леса. Надо было брать с собой много краски, на спине в рюкзаке, на руках. Лазить по этим лесам, перецепляться страховочным тросом. Конечно, было страшно работать на 50-метровой высоте», — вспоминает художник.
Искусство, реклама или маскировка?
Архитекторы, эксперты от власти и бизнеса относятся к новому тренду, по большей части, критически.
«Это маркетинг. Когда впервые начали рисовать на фасадах, это помогало. Сейчас застройщиков много, и насколько потребитель реагирует, сложно сказать. Они это делают, чтобы выделиться на фоне других. Нарастает конкуренция, они вынуждены так поступать», — оценил новый урбанистический тренд управляющий партнер DSO Consulting (занимается стратегическим маркетингом) Сергей Дьячков.
Член Общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства, общественник Михаил Рязанцев согласился, что это исключительно маркетинговый ход и особой культурной ценности картины на стенах не несут.
«Гораздо лучшее привлечение внимания — красивый фасад. Это качественный материал, нормальные окна, работа с формой и материалом», — считает Рязанцев.
Он отметил, что украшают, как правило, глухие стены домов. Получается, что это своего рода маскировка скучных дешевых проектов. Но сейчас застройщики отказываются от такой архитектуры и стараются делать, чтобы окна были на всех стенах здания, чтобы при этом рационально использовались квадратные метры.
В Новосибирске у монументальных работ на зданиях не хватает высокой художественной культуры, высказался в свою очередь архитектор, член Общественного совета при Минстрое региона Игорь Поповский. Нет прорывных необычных решений, вроде работы с обманом перспективы. А банальные изображения, по его мнению, не улучшают среду.
«Качественная архитектура, как микрорайон «Европейский берег», «Онега», «Среда». Они этот элемент мало используют. Архитектура настолько качественная, что такие картины будут все портить. А на некачественной архитектуре можно что-то повесить», — сказал Sibnet.ru Поповский.
По его словам, лучшее, что пока в Новосибирске есть — космические муралы на переулке Пархоменко. Остальные работы банальны.
Архитектор посоветовал местным застройщикам равняться на лучших художников страны, вроде Покраса Лампаса, но тогда, признал собеседник, и стоимость будет гораздо выше для заказчика, а следом — и для покупателя недвижимости.
Но есть и другие мнения, более лояльные. «Это нормальная практика. Она должна систематизироваться в городе. Есть интересные решения, почему бы нет… Но лучше согласовывать такие работы через градостроительный и художественный совет Новосибирска», — считает член правления общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» Александр Пряхин.
«Не все строят самодостаточные вещи. Многие делают человейники по тысяче квартир. Иногда, чтобы они отличались друг от друга, застройщики прибегают к такому методу. Покупателю такой дом более симпатичен, чем просто однотонный», — в чем-то соглашается с экспертами художник.
А на вопрос о том, какой сюжет на высотке хотел бы создать сам Егор, отвечает, что портрет какого-нибудь достойного человека, например, Гагарина. А мечта — создать что-то вроде маленького города в городе — территорию со своим настроением.
«Хочется какой-то большой проект сделать, не в пределах одного жилого комплекса. С единомышленниками десяток или сотню фасадов оформить в единой концепции. Но пока нет определенной идеи», — говорит Дубук.
Если обратиться к заграничному опыту, то есть примеры, когда граффити и муралы прославляли город. Например, французский Марсель, где весь город — огромная творческая площадка для художников, и стрит-арт буйствует без оглядки на искусство высокой пробы. Даже если граффити выполняются по заказу властей.
Результат — в город стекаются не только художники, но и тысячи туристов со всего мира, которые с удовольствием ходят на экскурсии по «художественным» маршрутам. И п очему бы не появиться такому городу в Сибири.