Как называются занавески на сцене
Театральные занавесы: какие бывают и чем отличаются
В статье о том, как выбрать и купить одежду сцены мы обсудили практически все, что касается театральных занавесов.
Кроме того, какие они вообще бывают. Почему? Потому что это отдельная, большая тема. И сейчас мы ее раскроем.
Что такое театральный занавес
Театральный занавес – это элемент одежды сцены, который отделяет зрительский зал от самой сцены.
Он находится на границе зеркала сцены.
И существовал не всегда. Первые спектакли проходили без занавеса. Но с развитием театрального искусства появились декорации. А значит – сцену нужно было как-то закрывать от зрителей.
Об истории развития театрального искусства, а также о том, как был реализован первый занавес, вы можете узнать из нашей статьи «История возникновения театра и сцены»
Изначально занавес шился из обычной ткани. Наподобие той, из которой висят шторы в квартирах и домах.
Но современные технологии и правила пожарной безопасности внесли свои коррективы, и сегодня занавес шьют из бархата, шелка, блэкаута и других тканей. Все эти ткани не только отлично выглядят, но и устойчивы к возгоранию.
А теперь рассмотрим виды театральных занавесов.
Виды театральных занавесов
Итак, мы расскажем о 7 типах театральных занавесов, которые вы можете увидеть в театрах, филармониях и домах культуры.
Антрактно-раздвижной занавес
Начнем мы, конечно же, с антрактно-раздвижного занавеса.
Это самый популярный и широко используемый тип занавеса. Он состоит из двух полотен, которые синхронно раздвигаются в разные стороны. Чтобы сцена было надежно закрыта от зрителей – используют центральный нахлест (одно полотно перекрывает другое).
Наверху антрактно-раздвижного занавеса располагается арлекин, который служит его украшением.
Подъемно-опускной занавес
Подъемно-опускной занавес представляет собой цельное полотно, закрепленное на несущей балке.
В начале представления занавес поднимается вверх. Понятно, что для этого должно быть большое пространство над сценой.
А чтобы занавес не колыхался при поднятии и опускании, в него вставлены тяжелые направляющие.
Первый занавес, появившийся в Древней Греции, был как раз-таки такой конструкции.
Австрийский занавес
Австрийский занавес похож на подъемно-опускной, но состоит из множества складок (драпировка) и поднимается за несколько нижних точек.
Получается похожая картина:
В поднятом состоянии занавес может быть как прямым, как на фото выше, так и с изгибом, образуя арку над сценой..
Чтобы драпировка получилась красивой и аккуратной, полотно разделено на секции с вертикальными направляющими.
Венецианский занавес
Венецианский занавес – это то же самое, что и австрийский, но помимо горизонтальных складок у него есть еще и вертикальные.
Римский занавес
Это сочетание австрийского и венецианского занавесов с одним лишь отличием: когда занавес опущен – на нем нет ни вертикальных, ни горизонтальных складок.
Итальянский занавес
Он же императорский. Представляет собой 2 полотна, которые синхронно поднимаются вверх с помощью тросов к верхним углам зеркала сцены.
Французский занавес
Французский занавес сочетает в себе механизм подъемно-опускного и итальянского занавесов. Полотно тянется к углам сцены и приподнимается одновременно.
Его можно назвать комбинированным типом занавеса.
Французский занавес еще называют подъемно-итальянским.
Какие еще бывают занавесы
Помимо перечисленных выше занавесов есть еще:
Но так как они не пользуются популярностью и у нас нет их фотографий – рассказывать о них смысла не видим.
Но если интересно, вы можете прочитать о них в википедии.
Театральный занавес
Театральный занавес (также наз. главный, портальный) — элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Как правило, занавес открывается в начале представления, и закрывается в антракте и в конце представления. Типология театральных занавесов основана на их внешнем виде, фактуре, характере движения, способе раскрытия сцены. В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.
Содержание
Типы театральных занавесов
Антрактно-раздвижной занавес
Также известен как «греческий». Преимущественно используется в драматических театрах. Этот тип занавеса обычно состоит из двух половин (крыльев), закрепленных в верхней части на одной высоте. Во время открытия оба крыла синхронно раздвигаются от центра сцены к порталам. Раздвижной занавес полностью перекрывает сцену от зрителей. Для этого в его конструкции предусмотрен центральный «нахлест», когда одно крыло частично перекрывает другое. Существует также разновидность греческого занавеса с одним крылом и боковым раскрытием.
Подъемно-опускной занавес
Также известен как «занавес-гильотина» или «немецкий» занавес. Чаще используется в музыкальных театрах. Занавес представляет собой целое полотно, прямое или плиссированное, закрепленное по верхней кромке к несущей балке. Балка может быть изогнутой вертикально (по арке просцениума) или горизонтально (по форме сцены). Подъем занавеса происходит одновременно с подъемом несущей балки. Такой занавес требует большой высоты пространства над сценой.
Итальянский занавес
Также известен как «императорский» или «сваг-занавес». Принцип действия: полотно, состоящее из двух половин, закреплено сверху. Оба крыла октрываются синхронно при помощи тросов, которые закреплены к ним на высоте 2-3 метра от сцены, и тянут занавес к верхним углам просцениума.
Австрийский занавес
Занавес имеет легко узнаваемую драпировку, поднимается за несколько точек, закрепленных на нижней стороне занавеса. Также имеет французское наименование Rideau bouillonné (Занавес буйонне), так как имеет gros plis qu’on appelle des bouillons (большие складки, именуемые буйонами). При подъеме нижний край может оставаться параллельным полу, либо образовывать кривую (например, повторяя изгиб арки просцениума).
Венецианский занавес
Открывается вверх подобно австрийскому, от которого он отличается наличием вертикальных складок. При поднятии нижняя граница занавеса может быть параллельной полу, однако по функциональным и эстетическим соображениям венецианский занавес чаще всего поднимается на разную высоту, образуя особый нижний контур.
Римский занавес
По типу подъема аналогичен австрийскому и венецианскому, но полотно занавеса в опущенном состоянии не имеет горизонтальных или вертикальных складок, характерных для последних двух типов.
Французский занавес
Занавес комбинированного типа, известный также как Подъемно-итальянский занавес. Сочетает движение подьемного типа с движением итальянского типа. Несущая балка поднимается вместе с занавесом, и одновременно половины занавеса раздвигаются к углам, как у итальянского занавеса.
Занавес Брехта
Занавес из двух половин, обычно высотой от 2,5 до 4 метров, за которым проглядывается сцена. Полотно обычно не имеет плиссировки. Занавес подвешен на двух тросах, натянутых на виду, прямо за просцениумом. Как правило, занавес открывается и закрывается вручную.
Впервые использованный в эпическом театре Брехта, этот тип занавеса сегодня используется различными современными театрами.
Занавес «Вагнера»
В конструкции такого типа, занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложением. Оба крыла занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены. Один или оба движущих механизма для такого типа занавеса могут располагаться под сценой.
Занавес Кабуки
Изготовленный из цельного полотна, как правило, легкого шелка, этот занавес отцепляется сверху и резко падает вниз, открывая сцену. Механический принцип работы системы основан на вращающейся трубе со штырями. Занавес зацеплен за штыри и при повороте трубы соскальзывает с них.
Занавес Полишинель
Этот необычный тип занавеса представляет собой цельное ровное полотно, закрепленное вверхней части. Открытие осуществляется при помощи намотки занавеса на нижний барабан, который, вращаясь вокруг собственной оси, поднимается к арке просцениума. Чаще всего такой механизм используется для установки проекционных экранов в непосредственной близости от просцениума. Также нередко использование такой системы с широкими тюлями и сетками, для открытия шоу или перемены сцен. Преимущество такой системы в том, что для ее работы не требуется пространства над сценой.
Проходной занавес
Особый тип занавеса, который, закрывая сцену, позволяет актерам проходить сквозь него. К этому типу можно отнести нитяной занавес, занавес из эластичных полос ткани, и световой занавес, основанный на засветке взвешенных в воздухе частиц.
Складной занавес
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Театральный занавес» в других словарях:
Занавес — тканевая завеса для закрытия чего либо: Театральный занавес занавес, отделяющий сцену от зрительного зала. Занавеска (Штора, Гардина) завес, используемый в быту для закрытия окна, чулана и т. п. В истории: Железный занавес образное название… … Википедия
Занавес — театральный, элемент оборудования сцены или оформления спектакля. З., закрывающий сцену от зрительного зала между отдельными картинами, перед началом и после окончания спектакля, а также вовремя антрактов, называется антрактовым;… … Большая советская энциклопедия
Противопожарный занавес — Сцена, закрытая противопожарным занавесом Противопожарный занавес (пожарный занавес, противопожарный экран, «железный занавес») огнеупорная дымонепроницаема … Википедия
ЗАНАВЕШИВАТЬ — ЗАНАВЕШИВАТЬ, занавесить что, завешивать, закрывать занавесом, занавесью. Занавесить мыс. остров, касп. пройти траверс мор. пройти предмет в отвесном направлении к пути судна, когда он завешивается круто обрасопленным парусом. ся, страд. и ·возвр … Толковый словарь Даля
Оперный дом — дворец Оперный дом … Википедия
ЛУКРЕЦИЙ — ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 ок. 55 до н.э.), римский поэт, автор дидактического эпоса О природе (De rerum natura). Лукреций римский гражданин, возможно благородного происхождения, судя по выражениям, в которых он… … Энциклопедия Кольера
20 октября — ← октябрь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 … Википедия
Выдающиеся личности России (монета, часть 7) — Памятные монеты Банка России, посвящённые выдающимся личностям России. Основная статья: Памятные монеты России Серия: «Выдающиеся личности России» Содержание 1 Часть 7 1.1 125 летие со дня рождения А. Н. Скрябина … Википедия
Выдающиеся личности России (монета, часть 8) — Памятные монеты Банка России, посвящённые выдающимся личностям России. Основная статья: Памятные монеты России Серия: «Выдающиеся личности России» Содержание 1 Часть 8 1.1 150 летие со дня рождения К. Э. Циолковского … Википедия
к у л и с а
занавес в театре
• деталь рычажного механизма, закрепленная на оси с одной стороны и несущая ползун, соединенный с кривошипом
• неофициальная биржа, на которой совершаются сделки без посредничества официальных биржевых маклеров
• планка, закрывающая сверху у некоторых арбалетов желоба для стрелы
• плоская часть театральной декорации в боковой части сцены
• что движется у тромбона
• за ней ведется главная политическая игра
• деталь тромбона, изменяющая длину инструмента
• подвижная крона У-образной формы на духовых мундштучных инструментах без вентиля
• подвижная деталь механизмов
• выдвижная часть тромбона
• штора для политической игры
• часть боковой декорации сцены
• подвижная деталь рычажного механизма
• звено рычажного механизма
• часть декорации в театре
• плоская часть театральной декорации сбоку сцены
• боковой занавес сцены
• часть «одежды» сцены
• боковая часть декорации
• боковая часть декорации на сцене
• прикрытие «тайной возни»
• Звено вращающегося механизма
• Элемент театральной декорации из ткани
• Рычаг или система рычагов, являющиеся звеном механизма, служащего для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот
• Береговая полоса, выступающая в море мысом
• Подвижная крона У-образной формы на тромбоне
• ж. франц. одна из обтяжных и раскрашенных рам, пялец, занимающих в театре бока зрелища. Вздержка, очкура, вещь на сборах, на вздерже. Кулисный, к ней относящ
Пошив штор любой сложности и одежды сцены.
Шумозащитные, шумопоглащающие текстильные шторы. Аккустические шторы.
Рентгенозащитные шторы и жалюзи.
Поручни из сосны, бука и дуба для балетных станков.
+7 918-4692483 www.raduga-textilja.ru www.SKTattoo.ru
Театральные занавесы по типу конструкции.
Делайте заказ: +79184692483 velton11@inbox.ru
Театральные занавесы по типу конструкции:
Занавесы различаются по способу открытия.
Один из самых распространённых и простых вариантов – антрактно-раздвижной занавес. Скорее всего, на сценический занавес в школьном актовом зале следует использовать именно этот механизм.
Подъёмно-опускной занавес нуждается в достаточно большом пространстве над сценой, и такой механизм сценического занавеса чаще всего используют в театрах.
По-настоящему волшебным является итальянский занавес для сцены, также известный как императорский. Полотно из двух половин закреплено сверху и с помощью тросов занавес синхронно раскрывается в разные стороны.
Французский занавес объединяет в себя итальянские раздвижные «крылья» и подъёмный механизм.
И особое внимание стоит уделить проходному занавесу – сквозь него актёры могут без проблем оказаться перед зрителями и снова также быстро скрыться.
По цветовой гамме занавесы обычно варьируются от бордового до чёрного.
Очень важно подобрать правильную ткань для занавеса. Противопожарный занавес на сцене – это уже огромный шаг к успеху всего мероприятия. Лучше всего использовать негорючий бархат или шенил для основного занавеса и другие негорючие ткани для кулис и падуг.
У нас Вы можете заказать театральный занавес для сцены любой конструкции и сложности!
пошив штор любой сложности
— для гостиниц и отелей, для пансионатов;
— для баз отдыха и санатория;
Мы принимаем заказы от организаций на пошив различных изделий:
Полна комплектация отелей, санаториев и пансионатов, детских садов, школ, ресторанов текстилем и мебелью собственного производства по вашим пожеланиям. Пошив различных текстильных изделий для организаций.
Как шьют занавес для театра
Как шьют занавес для театра, и почему театральный ламбрекен не всегда уместен в наших домах. У сцены каждого театра особенный характер. Как у женщины. Может быть, поэтому наряд для сцены: занавес, кулисы, падуги – так и называют одеждой. Совсем как у одушевленного предмета. И чтобы этот наряд был удачным, как и в любой одежде нужно соблюдать определенные правила.
Нашей фабрике приходилось оформлять сцену Ивановского театра кукол, Самарского театра и другие сцены. Это сложная и очень интересная работа. Несмотря на то, что, все каноны платья для сцены давно прописаны, остается множества нюансов. Но обо всем по порядку.
Составляющие сцены
Одежда сцены состоит из определенных деталей:
Если занавес двигается по дороге и его функция закрывать сцену, то у кулис есть подъемный механизм. Чем богаче театр, тем больше направляющих у кулис и больше падуг.
В каждом уважающем себя театре как минимум две одежды на «каждый день», как правило, это черный и белый фон, которые дополняются декорациями, и праздничный вариант. В одежде сцены шик, блеск, красота как и в любом наряде зависит от бюджета. В модных театрах Москвы и Санкт-Петербурга одежды сцены – настоящее произведение искусства.
Они выполнены из очень дорогих материалов с ручной работой. Цену занавеса определяет, в первую очередь, качество ткани. Дело в том, что по правилам противопожарной безопасности одежда сцены должна быть создана из негорючих материалов. Существуют специальные ткани с волокнами тривира. Они во время горения плавятся, а не горят огнем.
Но эти специальные ткани стоят очень дорого. Второй вариант более экономичный, обработка ткани противопожарной пропиткой. В зависимости от цены и качества, пропитки служат от 2-5 раз после стирки. Также ткань должна обеспечивать хорошую шумоизоляцию.
Для чего плотный занавес
Если сцена построена правильно и занавес достаточно плотный, то зритель не услышит топота ног за ним и смены декораций. Вообще, ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на сцене, перебивать особый дух театра, поэтому и цвета для одежды сцены выбирают темные, приглушенные синие, бордовые, зеленоватые оттенки.
Здесь, как и в платье для людей, говорят, если никто не помнит, во что вы были одеты, значит, вы были одеты правильно. Поэтому зрители чаще всего даже не догадываются о сложной конструкции занавеса и кулис. Тем не менее для тех, кто шьет театральную одежду это огромная работа.
Представьте только, чтобы сделать обычный ламбрекен, его нужно заколоть на планшете длиной 3 метра и каждую складку закладывать вручную. А для создания театрального арлекина нам нужна конструкция 8 метров. Для того, чтобы выполнить заказ для театра мы изготавливали «гуливеровские» козлы, на которых наши маленькие девочки-портнихи как лилипуты ползали по ткани выше их роста. Это выглядит очень забавно со стороны.
Подобный заказ редкость для фабрик и всегда интересный опыт. В конце работы у всех моих швей были исколоты и перемотаны пальцы, как у Элизы, которая шила рубашки из крапивы своим братьям. Я их так и называла, мои Элизы. Конечно, красивые ламбрекены мы делаем гораздо чаще.
В больших домах с высокими потолками и просторными комнатами такое сценическое оформление окна смотрится по-царски. Но вот вносить театральную атмосферу с помощью ламбрекенов в маленькую квартиру я не советую.
Так не стоит делать
Одно из самых главных правил дизайна – это соблюдение масштаба. Если вам очень хочется создать театральный дух в небольшой квартире, то лучше сделать это с помощью других деталей, а окно не усложнять тяжелыми конструкциями. Ведь тогда каждый посетитель вашего дома только и запомнит — эти театральные ламбрекены на окне, а мы с вами знаем, что одежда правильная, когда она не перетягивает на себя внимание от сути.
Всему свое место. Театральной сцене – ее одежды с ламбрекенами, а нашим уютным домам – красивый текстиль на окнах, который чаще всего не нуждается ни в каких сложносочиненных конструкциях.