Как зарплата влияет на ндс
Заработная плата и НДС
«НДС: проблемы и решения», 2010, N 8
Заработная плата, выплачиваемая работодателем, и НДС: какая связь между этими понятиями? На первый взгляд, никакой. Тем не менее их «параллельные прямые» в целях обложения НДС все же пересекаются. Точкой соприкосновения между ними является выплата заработной платы, производимая в натуральном виде (или в так называемой неденежной форме), так как положениями гл. 21 НК РФ предусмотрено включение данных выплат в облагаемую базу по НДС. Вместе с тем предприятия нередко спорят с налоговыми органами по этому поводу и (!). находят поддержку в судах.
Есть проблема.
Пунктом 2 ст. 154 НК РФ установлено, что при передаче товаров (результатов выполненных работ), оказании услуг, если оплата труда производится в натуральной форме, налоговая база по НДС определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен. Другими словами, из дословного прочтения п. 2 ст. 154 НК РФ следует, что операция по передаче товаров (работ, услуг) работникам в качестве оплаты труда в натуральном виде признается реализацией и стоимость таких товаров (работ, услуг) включается в облагаемую базу по НДС.
Чем обосновывают такой подход налогоплательщики и почему они находят поддержку у судей? Для ответа на поставленный вопрос выясним прежде всего, что подразумевается под натуральной формой оплаты труда?
Когда оплата труда приобретает натуральную форму?
Налоговым законодательством неденежные формы выплаты заработной платы, установленные трудовым законодательством, поименованы как выплаты в натуральной форме, что, на наш взгляд, не меняет сущности понятия.
В последнем случае работодателю нужно соблюсти определенные условия:
Кроме того, соотношение частей заработной платы (денежной и неденежной) в сторону увеличения ее неденежной части (20%) не может быть изменено даже по соглашению работодателя с работником, поскольку стороны трудовых правоотношений не могут устанавливать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами.
Следует сказать, что положения ст. 131 ТК РФ не ограничивают право работника:
Наряду с этим в п. 54 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 в отношении неденежной формы оплаты труда сказано, что при выплате работнику заработной платы в натуральной форме должны быть соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, то есть их стоимость, во всяком случае, не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.
По мнению Минфина, расходы организации в виде выплаты заработной платы в натуральной форме сверх установленного ТК РФ 20%-ного размера не учитываются при определении облагаемой базы по налогу на прибыль как не предусмотренные законодательством РФ (Письмо от 05.11.2009 N 03-03-05/200).
Рыночная стоимость натуральной части оплаты
Определение стоимостного (денежного) эквивалента натуральной части оплаты труда значимо с точки зрения не только трудового, но и налогового законодательства.
Если работодатель в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности установить рыночную стоимость передаваемых товаров (работ, услуг) для определения отпускной цены, то в соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ он вправе использовать официальные источники информации о рыночных ценах.
Впрочем, п. 3 ст. 40 НК РФ позволяет организации устанавливать стоимость реализации, которая отклоняется от обычных цен не более чем на 20%, в случае, например, скидок. По сути, организация может реализовать продукцию сотрудникам по более низким ценам, если обоснует свои действия и оформит соответствующие документы, в частности подготовит приказ за подписью руководителя, в котором будет указано, что льготные цены на товары (продукцию) применяются в целях поощрения сотрудников. Однако сказать с уверенностью, что такие действия не вызовут вопросов со стороны налоговиков, нельзя.
Позиция арбитров
Итак, вернемся к Постановлению ФАС ЗСО от 03.06.2010 N А03-12730/2009, в котором судьи рассмотрели спор между налоговой инспекцией и обществом, выплатившим заработную плату в натуральной форме и не включившим стоимость переданных работникам товаров в облагаемую базу по НДС. По мнению налоговиков, общество неправомерно занизило облагаемую базу по НДС. Однако ФАС ЗСО поддержал общество, указав, что оплата труда работников в натуральной форме не является объектом обложения НДС.
Свое решение федеральные судьи приняли исходя из следующего. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. Согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по прибыли, налогоплательщик вправе отнести все виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором, в том числе и в натуральной форме. Следовательно, ст. 255 НК РФ определяет перечень расходов на оплату труда, к которым в силу п. 25 относятся все виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором. По их мнению, передача товаров работникам в счет оплаты труда (то есть оплата труда в натуральной форме) не образует добавочную стоимость на передаваемый товар и не может являться облагаемой базой по НДС, поскольку полученный в натуральной форме физическим лицом доход учитывается в соответствии со ст. 211 НК РФ в доходах физических лиц и подлежит обложению НДФЛ.
См. Постановления ФАС СЗО от 10.02.2006 N А05-11177/2005-18, от 23.01.2006 N А42-10403/04-20, от 26.09.2005 N А44-1500/2005-15, ФАС ПО от 05.02.2008 N А65-15782/07-СА2-41, ФАС ЗСО от 18.01.2006 N Ф04-9650/2005(18711-А27-14) и др.
Таким образом, из анализа приведенной судебной практики можно сделать вывод о том, что операции по передаче товаров в счет натуральной оплаты труда по своей экономической сущности не могут приравниваться к реализации товаров (что совершенно справедливо, на наш взгляд), следовательно, не должны облагаться НДС. Ключевым моментом в таких спорах является то, что правоотношения по выплате работникам заработной платы товарами являются предметом, регулируемым трудовым, а не гражданско-правовым законодательством, и, как следствие, не могут быть признаны реализацией, являющейся объектом обложения НДС в силу ст. 146 НК РФ.
Вместе с тем нельзя не сказать, что есть примеры судебных Постановлений (см., например, Постановления ФАС ПО от 01.03.2007 N А65-15982/2006, ФАС ВСО от 05.03.2005 N А10-5695/02-Ф02-748/05-С1), в которых выносятся противоположные решения. В них судьи указывают, что реализация товаров работникам в счет заработной платы не является основанием для освобождения от обложения НДС, так как п. 2 ст. 154 НК РФ прямо предписывает включать оплату труда в натуральной форме в налоговую базу для исчисления НДС. Кроме того, у организации-работодателя возникает обязанность выставить счет-фактуру в общеустановленном порядке и зарегистрировать ее в книге продаж (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ, п. 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж ).
Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
Подведем итоги. Проблема действительно существует (раз существуют судебные споры), и налогоплательщику остается самостоятельно выбрать наиболее приемлемый для него вариант. Если вы примете решение не включать в облагаемую базу по НДС стоимость товаров (работ, услуг), передаваемых работникам в качестве натуральной оплаты труда, то свою позицию, скорее всего, придется отстаивать в суде. При этом, учитывая сложившуюся на сегодняшний день судебную практику, вероятность выиграть дело существует. Правда, придется восстановить суммы «входного» НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), передаваемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме. Если же вы не готовы вступать в судебные тяжбы с налоговой инспекцией и восстанавливать НДС, налог со стоимости передаваемых товаров лучше исчислить.
Как уменьшить зарплатные налоги в 2021 году?
Заработная плата – одна из самых затратных статей расходов любого предприятия. В сумме налоги на зарплату составляют 43%. При этом для предпринимателей и ООО на ОСНО заработная плата и выплаченные с нее налоги не снижают сумму НДС к уплате. Поэтому понятно стремление собственников бизнеса легальными методами оптимизировать зарплатные налоги.
В этой статье собраны 6 проверенных способов законного снижения отчислений в бюджет.
1. Наем самозанятых
С 2020 года по всей стране начал действовать новый налоговый режим для самозанятых граждан. Он позволяет многим «частникам» легализовать свою деятельность, но одновременно максимально неудобен для снижения зарплатных налогов предприятия. Для самозанятых действуют такие ограничения:
Тем не менее прибегать к услугам самозанятых по гражданско-правовому договору вместо оформления работника в штат гораздо выгоднее. Работодателю не нужно сдавать лишнюю отчетность, платить НДФЛ и взносы, а затраты на оплату услуг специалиста можно учитывать в расходах.
Пользоваться таким способом оптимизации зарплатных налогов можно, только если соискатель раньше не был сотрудником данной компании или ИП, или если он до этого работал неофициально. Но злоупотреблять наймом самозанятых не стоит – можно попасть под пристальное внимание со стороны налоговиков. Если ФНС покажутся сомнительными многочисленные выплаты работодателя специалисту, то владельца бизнеса могут вызвать на беседу в налоговую.
2. Сотрудничество с ИП
До сих пор это один из самых популярных методов оптимизации налогов на зарплату. Хотя многочисленные судебные разбирательства по оспариванию договоров с ИП, а также по серьезным обвинениям в дроблении компании с помощью ИП и уклонении от уплаты налогов доказывают, делать это нужно очень продуманно.
Выгода для работодателя в том, что, например, при сотрудничестве с ИП на УСН «Доходы» сумма налога составит всего 6% от дохода плюс обязательные ежегодные взносы на ОПС 32 448 рублей и на ОМС 8 426 рублей. Для сотрудника предприятия, который стал работать как ИП, это тоже выгодно – он чаще всего получает полную сумму оплаты труда, а налоги компенсирует работодатель. Однако при этом работник-предприниматель лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.
Если бездумно разделять последовательные бизнес-процессы на деятельность разных ИП или переводить всех своих сотрудников в статус предпринимателей, то можно получить штрафы и доначисления от налоговой инспекции. Привлечение ИП обязано иметь понятные для налоговиков деловые цели, а предприниматель должен быть независим от заказчика. Не должно быть признаков того, что ИП ежедневно вместе со штатными сотрудниками выполняет свои обязанности в офисе компании и использует оборудование и материалы нанимателя.
3. ИП-управляющий
Компании на ОСНО могут нанимать управляющего-ИП. Поскольку у этих сотрудников достаточно высокие зарплаты, то и размер зарплатных налогов получается немаленьким.
Аналогично предыдущему методу можно снизить зарплатные налоги, если управляющий зарегистрирован как предприниматель на УСН «Доходы» и обязан выплачивать 6% от дохода. Например, если наемный руководитель получает 100 000 рублей в месяц, то ООО обязано ежемесячно выплачивать за него 30 000 рублей страховых взносов. Если бы управляющий был наемным ИП, то страховые суммы были бы равны всего 40 874 рублей в год.
4. Высокая зарплата директора
Чтобы не выплачивать зарплату сразу нескольким сотрудникам и не платить с каждой налоги, можно оплачивать услуги одного топ-менеджера. Суть способа заключается в лимитах страховых баз.
В 2021 году предельная величина базы для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 1 465 000 рублей, при превышении этой суммы применяется пониженный тариф – 10% вместо обычных 22%. Лимит оплаты на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности – 966 000 рублей, а взносы с сумм, превышающих лимит, вообще не начисляются.
При использовании такого способа нужно уметь аргументировано доказать налоговикам, что труд одного работника гораздо более выгоден для компании, чем наем нескольких квалифицированных сотрудников. Также нужно будет доказать, что высокая оплата топ-менеджера действительно связана с его уникальными способностями и большим опытом.
5. Заключение договоров ГПХ
Экономия на зарплатных отчислениях здесь в том, что работодатель не делает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности. Также нет необходимости выплачивать работнику различные компенсации, оплачивать больничные и отпускные, предоставлять другие гарантии, обязательные по Трудовому кодексу.
Риск для предприятия в том, что договора гражданско-правового характера достаточно легко оспариваются в суде и переквалифицируются в трудовые. Результатом может стать ответственность за нарушение законодательства об охране труда и штрафы.
6. Аренда имущества
Оплата компании физическому лицу за пользование его имуществом по договору аренды не облагается страховыми взносами. Во многих компаниях у сотрудников есть личный автомобиль, который они используют для проведения выездных переговоров, деловых встреч и других поездок в рабочее время.
Арендовать машину у физлица – это экономически обоснованная статья затрат, но только при правильно оформленной документации.
Как контролируется уровень налогов на заработную плату
В 2017 году ФНС издала Письмо «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам», где регулируется деятельность зарплатных комиссий. Цель такого органа – повышение сумм страховых взносов через предотвращение нарушений налогового законодательства. Нужно отметить, что комиссия осуществляет свою деятельность довольно активно, поэтому бизнесу при оптимизации зарплатных отчислений рекомендуется:
В последние годы наметился рост числа работников, которые согласны на трудоустройство только с «белой» зарплатой и полным социальным пакетом. Поэтому многие варианты оптимизации налогов на оплату труда можно применять только при условии хороших отношений с коллективом. К тому же социальные выплаты будут привлекать в бизнес более квалифицированных сотрудников и выгодно выделять вакансию на рынке труда.
Таким образом существует несколько способов снизить налоговую нагрузку, не прибегая к незаконным способам или зарплате «в конверте».
Налоги для работодателя — 2021: во сколько обходится сотрудник
Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.
Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.
При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.
Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.
Что нужно знать об НДФЛ
C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.
Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2021 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).
Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.
Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.
Уменьшение налога
Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:
Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.
В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.
О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
Взносы в фонды
Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.
Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.
Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году
НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.
Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:
На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).
Калькулятор страховых взносов
Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.
Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.
Что изменилось в связи с действием прямых выплат
С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.
Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда
Обязательные отчисления ИП в 2021 году
При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.
Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.
По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:
Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».
Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.
Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12
Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:
Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).
Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.
Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?
Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.
Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.
Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.
На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).
Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:
В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.
Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.
Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.
В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.
Опасная экономия
Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.
Заключение договоров ГПХ
Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.
Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.
В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.
Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.
Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.
Оформление сотрудников как ИП
Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.
С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.
Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.
«Перевод» сотрудников в самозанятые
Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.
С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.
Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.
Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.