Как зарядить аккумулятор в дэйзи
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.
Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.
Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.
По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.
Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.
В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.
Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.
Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.
Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.
В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.
Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.
Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.
В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.
Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.
Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.
Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).
Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.
Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.
Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.
Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.
Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.
Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.
По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.
После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.
Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.
Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.
Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.
Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.
Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.
При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.
Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.
Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.
Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?
Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).
Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.
После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.
Инструкция как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Технологии не стоят на месте, и на замену обслуживаемым аккумуляторам приходят необслуживаемые. Новые АКБ удобнее в использовании, и нет необходимости подливать дистиллированную воду, или измерять плотность электролита. Одними из самых популярных производителей таких батарей являются фирмы Bosch и Varta. Но можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор? Как правильно проводить зарядку автомобильного агрегата? Какие зарядные устройства использовать?
Необслуживаемые АКБ
В первую очередь нужно отбросить споры, и дать ответ на вопрос: «Заряжают ли необслуживаемый аккумулятор?» Ответ однозначный – да. И заряжать батарею не только можно, но и нужно! Зарядка является прямой необходимостью, особенно перед наступлением морозов.
Но необходимо правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор, иначе он может прийти в негодность – нужно правильно подобрать зарядное устройство, выставить заряд, определить, когда он зарядится.
Отличия
Зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля возможно так же, как и обслуживаемый, но есть отличия в процессе зарядки:
Узнай время зарядки своего аккумулятора
При эксплуатации различий нет – всем аккумуляторам необходима подзарядка время от времени. Особенно вредны короткие поездки в зимнее время – батарее тяжело прокрутить стартер в мороз, поэтому расход энергии больше, а при поездках на небольшие расстояния генератор не успевает компенсировать расход энергии.
Решением проблем с автомобильным аккумулятором в зимнее время года, является слежение за состоянием заряда батареи – он должен быть на уровне 90-100%.
Зарядные устройства
Можно ли использовать стандартные зарядные устройства или необходимо подбирать отдельно? Ограничений по этому критерию нет, и можно заряжать необслуживаемый аккумулятор любыми зарядными устройствами.
Зарядное устройство для АКБ
Полностью подходят модели зарядников, использующиеся при зарядке малообслуживаемых АКБ. Рекомендуется использовать оборудование с контролем напряжения.
Есть устройства, называемые автоматическими зарядными станциями – они сами выбирают значения токов, и правильный способ зарядки. Используя устройства такого типа, нет необходимости следить за процессом зарядки, и батарея никогда не закипит – при полной зарядке подаются минимальные токи, или устройство отключается.
Зарядка
Какие действия необходимы при зарядке автомобильного необслуживаемого аккумулятора (на примере батареи Варта):
Зарядка аккумулятора Varta
Важно: недопустимо заряжать батарею током, выше 15 А. Максимальное напряжение, подаваемое на клеммы – 15.5 В. При превышении этих показателей аккумулятор может закипеть, взорваться, вызвать возгорание. Поэтому необходим постоянный контроль за зарядом, и при необходимости — смена значений тока-напряжения. Обусловлено тем, что при кипении электролиту некуда деться (как в обслуживаемых), и он может взорваться.
Каждые 0.1 В необходимо заряжать батарею 1 час (до достижения параметра 12.7-12.8 В)
Процесс заряда необслуживаемого аккумулятора можно увидеть на видео.
Время заряда
Полностью разряженная батарея заряжается от 24 до 30 часов для полного заряда АКБ. Но полный разряд вреден для необслуживаемых аккумуляторов – от 1-2 последствий может и не быть, но если постоянно сажать, то он быстро придёт в негодность. При зарядке необходимо выставить значение тока, равное 1/10 от общей ёмкости батареи.
Если АКБ посажен частично, то для его зарядки должно хватить нескольких часов – 3-4 часа хватит, но зависит от того, насколько сильно посажен аккумулятор.
Есть режим ускоренной зарядки, которая применяется только в самых экстренных ситуациях – такой способ приводит к ухудшению качеств аккумулятора. На зарядных устройствах обозначается фразой «Boost». Если такая кнопка отсутствует, и зарядка регулируемая – значение зарядки выставляется максимум на 30% больше штатного. Способ представляет собой подачу большего напряжения и тока на батарею, за счёт чего ёмкость быстро восстанавливается.
Индикатор
В необслуживаемых аккумуляторах есть индикаторы заряда. Зелёное окошко означает, что батарея заряжена полностью, разряд обозначается чёрным цветом, а нехватка электролита – белым цветом.
Индикатор хороший инструмент, но не показывает точных значений (может загореться индикатор полной зарядки при 85% заряда) – если нужны точные показания заряда, то самый верный способ зарядки – с постоянным контролем, и с регулированием подаваемого при зарядке тока и напряжения.
Итогом можно сказать следующее: необслуживаемые автомобильные аккумуляторы можно, и нужно заряжать, но главное — делать это правильно. При правильной эксплуатации батарея прослужит долгое время, и не потребует замены, что позволит сэкономить автовладельцам немалые суммы.
Как зарядить гелевый аккумулятор, как правильно заряжать гелевый АКБ
Для многих автолюбителей не будет новостью тот факт, что автомобильный аккумулятор является важной частью автомобиля, которая, как и многие, нуждается в регулярном контроле и обслуживании. Можно, конечно, этого не делать, но тогда и рассчитывать на долгие годы службы — тоже не придется. А ведь мало кто хочет, сесть в автомобиль, повернуть ключ и не услышать привычный звук запуска двигателя. Одной из частых причин отказа заводиться может послужить выход из строя или разряд аккумулятора.
Несмотря на то, что аккумулятор способен сам восстанавливать свой заряд при помощи генератора автомобиля, иногда дополнительное восполнение заряда все-таки необходимо. Пожалуй, все это и так известно большинству водителей, и многие это прекрасно умеют, применяли на практике или регулярно практикуют. Но не все знают, что алгоритм процедуры зарядки может существенно отличаться в зависимости от типа аккумуляторной батареи, которая установлена в авто и не только.
В этой статье мы поговорим о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Так как именно этот вид АКБ требует особого внимания и даже приспособлений для восполнения заряда. Разберемся в причинах этого и научимся, как же зарядить гелевый аккумулятор.
Чем отличается данный тип АКБ?
Гелевый АКБ — это усовершенствованный подход к производству привычных АКБ. Принцип работы таких батарей не сильно отличается от обычных АКБ, а вот строение отличается. Главная особенность данной технологии — это то, что жидкостный наполнитель был заменен на гелеподобный.
Данная технология практически полностью исключает потерю наполнителя при незначительных повреждениях корпуса батареи и дает возможность использования в любом положении корпуса. Именно поэтому такие АКБ получили большую популярность среди владельцев мото-техники, в автомобилях такие типы батарей встречаются значительно реже.
Такие аккумуляторы можно поделить на два типа:
1. AGM. Пространство между пластинами заполнено стекловолокном, которое затем пропитывают специальным составом с содержанием кислоты;
2. GEL. Используют микропористый сепаратор, с содержанием силикагеля.
Немного о плюсах и минусах данной технологии.
Как и любой вид АКБ, гелевые обладают своими положительными сторонами:
• Как и было сказано выше, из-за замены жидкостного наполнителя на гелеобразный, утечка такого состава из батареи практически невозможна;
• Исходя из первого пункта, АКБ обладает возможностью сохранять работоспособность в любом положении: наклонном, перевернутом или стандартном;
• Такой наполнитель плотно взаимодействует с пластинами внутри батареи и способен вырабатывать лучший ток для запуска. А это является важным фактором при эксплуатации в холодное время года. Более устойчивы к температурным перепадам;
• Отсутствие выделения опасных испарений;
• Даже при достаточно сильной потери емкости, способен вырабатывать стабильно-одинаковую силу тока;
• Сравнительно большой срок эксплуатации.
• На ряду с плюсами, имеется и ряд минусов:
• Требует очень хорошего понимания того, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля или другого ТС;
• Еще один пункт, относящийся к тому как правильно зарядить гелевый аккумулятор — наличие специального автоматического ЗУ;
• Так как технология производство такого АКБ — более сложный и дорогостоящий процесс, это не могло не отразиться на его цене.
А что будет, если все-таки использовать простое ЗУ?
Многих интересует, как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством. Это, конечно, возможно. Но специалисты крайне не рекомендуют этого делать. Дело в том, что гелю, в отличие от жидкого наполнителя, требуется внимательная настройка параметров и определенная сила тока. Стандартное зарядное просто не предусматривает таких опций. Это все приводит к расплавлению гелия, который уже будет не восстановить, к сожалению. Даже частичное нарушение состояния гелия запускает процесс его полного разрушения и прихода в негодность, так как гелий продолжит плавиться даже после остановки процесса заряда.
Основные проблемы, которых стоит ожидать:
• Заряд прекратится на отметке около девяноста процентов;
• Гелевая батарея просто не будет принимать ток, которое будет выдавать обычное зарядное устройство;
• Процесс будет внимательно необходимо контролировать от начала и до конца, потому что в любой момент может потребоваться экстренное отключение ЗУ.
• А как тогда зарядить гелевый аккумулятор и избежать возможных проблем?
Вам понадобится подходящее ЗУ и соблюдение определенных правил.
Специализированное (автоматическое) зарядное устройство следующими способностями:
• Набор специальных настроек, которые не позволят избежать нарушения состояния гелеобразного наполнителя;
• Функция температурной компенсации;
• Рабочий температурный режим от пяти до сорока положительных градусов по Цельсию;
• Заряд такого АКБ происходит по особенному алгоритму и делится на несколько этапов, каждый из которых требует особых условий. Соответственно зарядное устройство должно обладать функциями, которые позволят автоматически подстраиваться под этот процесс.
• Когда зарядное устройство только подключено, оно сделает замер силы тока для выбора правильного режима работы устройства и вычислению силы тока, с которой оно будет работать;
• Спустя несколько часов будет необходимость сделать паузу, чтобы сбросить температуру батареи;
• После остывания снова должен пройти замер силы тока и продолжение процесса на сниженных параметрах;
• При достижении необходимых параметров, устройство стоит полностью отключить. Кстати, обычные зарядные устройства в таких ситуациях продолжают работу, так как не могут автоматически остановить процесс подачи заряда, что попросту выводит аккумулятор из строя (так как гель начнет плавиться, а как уже было сказано, этот процесс, к сожалению, далее не удастся как-то остановить).
Что еще нужно знать о том, как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт:
• Специалисты рекомендуют постоянно производить контроль уровня заряда Вашего АКБ. Желательно делать это один-два раза в месяц. Это легко можно проделать самостоятельно с помощью мультиметра;
• Процедуру не стоит повторять чаще двух раз в год;
• Автоматическое ЗУ подаст сигнал о том, что процесс завершен. Но это время можно высчитать самостоятельно (делим емкость на силу тока);
• Показатель напряжения в процессе зарядки не должен перешагнуть выше отметки в четырнадцать вольт;
• Ни в коем случае не стоит пытаться вскрывать АКБ, если в процессе зарядки что-то пошло не так. Это может привести к очень печальным последствиям уже не для АКБ, а для Вас и людей, находящихся в непосредственной близости к месту зарядки.
А что с процессом для меньших АКБ (мотоциклы, квадроциклы и так далее)?
Что необходимо знать о том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла 12 вольт:
• Такие АКБ обладают меньшей мощностью, поэтому простое зарядное тоже не подойдет. Потребуется использование специализированного зарядного устройства. Такие ЗУ еще называют интеллектуальными. На фото ЗУ Benton BX-1:
• Узнать о необходимости процедуры восполнения заряда поможет узнать мультиметр. Нормой считается показатель в 12,7 В. Соответственно, при показателе ниже, батарея нуждается в подключении зарядного устройства;
• Требуется постоянны контроль температуры в процессе, чтобы не допустить перегрева;
• Нельзя останавливать процесс зарядки до его полного завершения;
• Рекомендованная регулярность процедуры — один раз в два месяца.
Рекомендации по эксплуатации гелевых АКБ:
Зная и применяя на практике, легко можно значительно повлиять на то, сколько прослужит Ваш аккумулятор. Главное помните о правилах, которые касаются техники безопасности. если вы сомневаетесь или не уверенны в том, что совершение каких-то действий является полностью безопасным — лучше от них отказаться. Никакое продление жизни аккумулятора не стоит того, чтобы ставить под угрозу (пусть даже и не всегда очевидную) свое здоровье и безопасность окружающих.
Спасибо за внимание! Всем удачи на дороге!
На сайте BlackTyres не так давно появился отдельный раздел с аккумуляторами. Заходите и выбирайте себе новые, качественные устройства по лучшим ценам.
Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!
Заряжаем севший аккумулятор за 10 минут: эксперимент Kolesa.ru
Многие из тех, кто не стесняется самостоятельно залезть с инструментами в «потроха» своего автомобиля, знают на практике про весьма любопытный, полезный, но при этом странный и слабо объяснимый с научной точки зрения эффект… Заключается он в том, что только что севший в полевых условиях аккумулятор, который не проворачивает стартер, часто достаточно не зарядить, а лишь слегка «взбодрить», или «разбудить» – и он мобилизует внутренние резервы и запустит двигатель вашей машины.
Вот была история…
Поводом для этой статьи стал случившийся недавно с журналистом Kolesa.ru, а точнее, с вашим покорным слугой – любопытный эпизод. Приобрел я с месяц назад немолодой, но дешевый отечественный автомобильчик – в качестве второго, на убой к дачной стройке.
Волею обстоятельств, машина была оставлена на неделю практически там же, где и куплена, а когда пришла пора перегнать автомобиль на постоянное место жительства, обнаружилось, что аккумулятор разрядился… Разрядился всерьез – первый поворот ключа вызвал короткий «всхлип» стартера, второй – стук втягивающего реле, а третий не порождал и того – только лампочки на «приборке» едва заметно мерцали…
По заверениям продавца, вся электропроводка у машины была полностью исправна, аккумулятор – свежий, поэтому мне не пришло в голову перед простоем снять клемму с батареи. Но салонная лампочка осталась гореть, в результате чего ситуация вышла неприятная – инструментов (даже ключа на 10, чтобы снять батарею!) – нет, прикуривающих проводов с крокодилами – нет, автовладельцы, к которым я подходил с просьбой о прикуривании, помочь не могли или не хотели… В итоге за спасением пришлось обратиться к бывшему владельцу машины – благо он проживал рядом, и, как выяснилось, катался в тот момент по району на своем новом приобретении – десятилетнем Лансере.
Бывший владелец приехал, но прикуривательных проводов не привез – вместо этого открыл багажник и извлек два грязных и жеваных полутораметровых «хвоста». Один из них был одножильным – такими ведется проводка в стенах к розеткам, второй – многожильным шнуром от старого холодильника… Сечение этих «соплей» в 1,5–2 квадратных миллиметра и грубо зачищенные и потемневшие от окислов охвостья не позволяли прикурить двигатель категорически, от слова «совсем»! Однако ситуация разрешилась благоприятно – вот только совсем не так, как можно было ожидать.
Бывший владелец со знанием дела соединил аккумуляторы двух машин этими «соплями» и на всякий случай попробовал повернуть ключ – в ответ, естественно, не раздалось даже щелчка стартера. После чего подмигнул мне, заверив, что все будет «чики-пуки», завел свою машину и расслабился, прикурив сигаретку.
На мой пустой аккумулятор пошел заряд – напряжение генератора 14,5-14,8 вольт – однако, как подсказывает логика и электротехника, полностью высосанную батарею таким способом нужно было бы заряжать как минимум несколько часов! Неужели мой помощник планировал тарахтеть до вечера?! Это было бы достаточно странно с учетом того, что в машине помощника сидели его жена и ребенок, а раскорячились мы, перегородив дворовый проезд… Однако растягивать процесс до логично необходимого он не собирался – не более, чем через 10 минут (подчеркиваю – ДЕСЯТЬ!) провода были отключены и смотаны, а первый же поворот ключа завел мотор!
Что произошло?
Произошло, на первый взгляд, невероятное… Классическая электротехника вообще и аккумуляторная наука в частности говорят, что заряжается типовой свинцовый аккумулятор током в 10% от емкости в течение 10-12 часов. Соответственно, 55-ампер-часную батарею даже током 10-15 ампер нужно было наполнять ну хотя бы несколько часов! Однако, «заряжали» мы ровно 10 минут, и ток явно не превышал вышеупомянутое значение, а то и был меньше – с учетом тонких проводов и отвратительного контакта хило намотанных друг на друга окисленных жил…
То есть, получается, имел место эффект не зарядки, а некого «пробуждения» только-только впавшей в летаргическое забвение батареи. Кратковременный десятиминутный процесс никак не мог восполнить утраченную батареей энергию – однако как-то сумел её «взбодрить», помог «мобилизовать внутренние ресурсы». Звучит это, признаюсь, странно: здравый смысл не одобряет подобную псевдонаучную терминологию – «разбудить», «взбодрить»… Аккумулятор понимает только два вполне научных термина – «зарядить» и «разрядить», а все остальное – лирика…
Мистика на продажу
Лирика лирикой, однако именно на вышеупомянутом эффекте работают китайские «зарядные гаджеты для блондинок». Небольшие коробочки с парой-тройкой аккумуляторов от сотовых телефонов внутри или набитые «пальчиками» формата АА – из таких приборов выходит штекер прикуривателя, и именно через прикуриватель они якобы заряжают севшую автомобильную батарею.
С точки зрения любого, худо-бедно разбирающегося в электротехнике, такие девайсы – профанация и обман, но парадокс заключается в том, что иногда они все же способны сработать – в ситуациях, подобной вышеописанной. На свежесевшей батарее – 8-10 вольт, на «магической коробочке» – 12-13. После подключения её к прикуривателю она начинает гнать ток на стартерный аккумулятор – ток слабенький и совершенно неспособный его зарядить. Но способный «разбудить» и «взбодрить»!
Безусловно, работа таких устройств крайне нестабильна, и помогут они только при определенном совпадении факторов, благодаря чему и заслужили справедливое клеймо мошеннических. Но в ряде случаев, когда аккумулятор свежий сам по себе и разрядился буквально «вот-вот», даже коробочка с пальчиковыми батарейками, воткнутая в прикуриватель, способна его воскресить!
Что говорит наука?
Собственно, при всей странности происходящего, наука должна это как-то объяснять….
– Описанная ситуация не является ни чудом, ни мистификацией – она мне хорошо знакома — рассказал Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАЭ:
Собственно, пользоваться таким методом – иначе говоря, производить «полевую экспресс-зарядку» от другой машины тонюсенькими проводками, если нет возможности прикурить мощными специальными кабелями с «крокодилами» – можно. И порой – вполне успешно! Но важно учитывать два момента: