Как защитить коммерческую тайну предприятия
Как защитить коммерческую тайну компании
Чтобы обезопасить секретные сведения компании от разглашения, можно придать им статус коммерческой тайны. Рассказываем, как это сделать.
Что такое коммерческая тайна
Коммерческая тайна — это информация, которую компания не разглашает, чтобы увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить или улучшить своё положение на рынке либо получить любую другую коммерческую выгоду. Засекретить можно рецепт блюда или напитка, рыночную стратегию и тактику ведения бизнеса, списки клиентов и поставщиков, принципы ценообразования.
Коммерческой тайной, может быть всё, что вы считаете важным скрыть, за исключением:
Все указанные данные засекречивать нельзя.
Обладатель коммерческой тайны обязан раскрывать её полиции, суду и иным госорганам по требованию. Запрос властей должен быть официально оформлен и подписан руководителем структуры, содержать причину и сроки удовлетворения требования. Госорганы, в свою очередь, обеспечивают сохранность информации от конкурентов.
Обладатель коммерческой тайны — это лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, и ограничивает доступ к этой информации. Только обладатель тайны вправе раскрывать её государству. Власти могут обязать рассекретить сведения руководителя предприятия или ИП, но не работников. Сотрудники не должны разглашать коммерческую тайну даже по официальному запросу.
Как оформить коммерческую тайну
Как защитить коммерческую тайну
В трудовых договорах может фигурировать пункт «Охрана коммерческой тайны», но он не обезопасит ваши данные. Если сотрудник не ознакомлен под роспись с конкретной информацией, он просто не знает, что можно рассказывать о своей работе, а что — нет. Поэтому для надёжности подпишите дополнительное соглашение или положение.
Что можно прописать в соглашении или в положении:
Запрет передавать коммерческую тайну и раскрывать публично без согласия руководства организации;
Сотрудник может не понять, что значит «раскрывать публично». Во избежание недоразумений, напишите подробно, что именно он имеет право делать с полученными данными, тогда все остальные действия будут считаться разглашением. Или прямо укажите, что считается нарушением: ссылки на засекреченную информацию в текстах, обсуждение сведений где-либо, кроме переговорной комнаты, и с кем-либо, кроме установленного круга лиц.
Запрет использовать полученную информацию для другой деятельности, если это может нанести ущерб организации.
Обязанность работника обращаться в полицию и ставить в известность руководство при попытках шпионажа или шантажа с целью получить доступ к коммерческой тайне.
Вилли Вонка из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» закрыл фабрику из-за происков конкурентов, которые подсылали к нему шпионов и крали рецепты. Если бы самые верные работники, вроде дедушки Чарли, вовремя сообщали ему об этом, многолетнего перерыва можно было бы избежать.
Обязанность незамедлительно сообщать об утечке информации или утере носителей, на которых она хранится, возможных рисках разглашения и причинах, по которым сведения уже стали известны другим.
Условия и сроки хранения коммерческой тайны после увольнения или выхода на пенсию.
Санкции за разглашение коммерческой тайны.
Ответственность за разглашение коммерческой тайны
Для работы над проектом Пётр Семёнович привлекает Владимира и знакомит его с секретными данными, не заключая соглашений и не беря расписок. Владимир передаёт их конкурентам. Но наказывать его не за что, ведь причастность к секретным сведениям ничем не подтверждается. Без документов, обязывающих хранить коммерческую тайну, привлечь работника к ответственности практически невозможно.
Ответственность за раскрытие коммерческой тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной.
Вы можете объявить проговорившемуся сотруднику выговор, оштрафовать или уволить — это дисциплинарное взыскание. Если работник оформлялся не трудовым договором, а ГПХ, то с него можно взыскивать убытки в рамках гражданского законодательства.
По гражданскому праву можно требовать возмещения убытков, полученных из-за разглашения коммерческой тайны, и с других лиц: компаний-партнёров, приглашённых специалистов, госучреждений. То есть вы можете предъявить к ним претензию или обратиться в суд и требовать денежных компенсаций.
Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:
Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.
Специалистов, которым по долгу службы открыли коммерческую тайну, и они её разгласили, можно привлечь к административной ответственности и наложить взыскания, если тяжесть нарушения не подходит под уголовную статью. Штраф в таком случае составит: до 1 000 рублей — для граждан, до 5 000 рублей — для должностных лиц и адвокатов.
Если кто-то случайно или по ошибке получил доступ к коммерческой тайне и разгласил её, не подозревая о том, что нарушает закон, он не несёт ответственности за это. Однако вы можете после этого обязать его хранить информацию в секрете, и повторное разглашение не останется безнаказанным.
Короче
—
Режим коммерческой тайны может ввести любая компания. Засекречивать можно что угодно, кроме тех сведений, которые по закону нельзя скрывать.
—
Чтобы придать сведениям статус коммерческой тайны, нужно нанести на них гриф «Коммерческая тайна», указать правообладателя, прописать режим обращения с секретными данными и ознакомить с ними выбранных лиц. Всё это важно зафиксировать в документах компании и договорах с персоналом.
—
Если госорганы направляют мотивированное требование раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан это сделать.
—
Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Защита коммерческой тайны. Как обезопасить своё предприятие? Разъясняем нормы закона и даём практические советы
Бизнес. Предпринимательство. Двигатели прогресса. Как-то давно в ходе интервью Telegraph Билл Гейтс сказал следующее: «Мне, конечно, не нужно думать о еде и одежде, и после какого-то момента деньги перестали иметь для меня большое значение. Вся их ценность в том, что на них можно построить организацию, которая будет помогать беднейшим жителям Земли». Помощь. Именно так возможно охарактеризовать предпринимательство в государстве. Без инновационных технологий невозможно развитие государства, а создание инноваций возможно только в свободе. Однако самому предприятию необходима помощь, которая зачастую обходится последним в круглую сумму. В связи с чем начнем курс статей, посвященных защите предпринимателей.
Для качественной защиты предприятия от незаконных действий сотрудника и контрагента в отношении коммерческой тайны необходимо произвести комплекс мер, направленных на защиту интересов организации. Что это за мероприятия? Какими законами регулируется защита коммерческой тайны? Что необходимо предпринять для качественной защиты коммерческой тайны? Давайте разбираться.
Анализируя собственную и судебную практики, с сожалением приходим к выводу о неправильности введения режима коммерческой тайны на многих предприятиях. Причиной тому-сложная законодательная формулировка. Статьей 10 ФЗ «О коммерческой тайне» определены меры по охране коммерческой тайны. Обо всем поэтапно.
В этом случае рекомендуется приказом директора ввести «Положение о коммерческой тайне», где прописываем информацию, которую ВЫ отнесли к коммерческой тайне и которая в будущем будет относиться к категории «коммерческой тайне». В конце положения мы рекомендуем сделать таблицу-список сотрудников, допущенных к коммерческой тайне. Причем в дальнейшем сотрудник организации будет обязан расписаться в этой таблице.
Здесь все просто. В положении «О коммерческой тайне» прописываем порядок обращения с той или иной информацией. Сам порядок ВЫ ПРИДУМЫВАЕТЕ САМИ в рамках законодательства России. Не рекомендуем копировать этот порядок с различных сайтов, поскольку он может быть устаревшим, неактуальным. Контроль за соблюдением такого порядка можно возложить на должностное лицо (в данном случае решать вам).
Здесь рекомендуется вести электронный (или письменный) журнал, в котором фиксируется доступ к коммерческой тайне. Фиксация производится путем проставления подписи сотрудника, который работает с Вашей коммерческой тайной.
ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ на то, что именно на этом пункте происходят проблемы у предпринимателей, поскольку неправильное составление положений в трудовом договоре касательно коммерческой тайны приведет к невозможности защиты Ваших интересов. В настоящем пункте возможны два варианта. Первый: прописать в трудовом договоре нормы о коммерческой тайне. Второй: составить соглашение о неразглашении коммерческой тайны. Остерегаем Вас, что бездумное копирование из разных Интернет-ресурсов может привести к катастрофическим ошибкам. В других статьях мы еще поднимем тему составления соглашения о неразглашении коммерческой тайны, а также коснемся вопросов трудового договора.
В совокупности всего вышеперечисленного, законодатель даёт возможность реализовать коммерческую тайну на предприятии. Однако мы советуем придерживаться еще нескольким пунктам. 1) Заведите журнал доступа лиц, которые пользуются коммерческой тайной. Понятно, что большинство руководителей организации не будут заниматься контролем в силу объективных причин. Однако советуем назначить ответственное лицо, которое будет вести учет. 2) Распечатайте каждому сотруднику отдельно перечень информации, содержанием которого является коммерческая тайна. Предупредите сотрудников об ответственности за нарушение режима коммерческой тайны. Обязательно ознакомьте (ПОД РОСПИСЬ!!) каждого сотрудника с перечнем информации, которая составляет коммерческую тайну.
Просим отдельно ознакомиться со ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне». В ней прописаны сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Защита информации, составляющей коммерческую тайну
Защита коммерческой тайны
с помощью DLP-системы
К оммерческие компании генерируют массивы информации, которая представляет ценность как для самой компании, так и для конкурентов. Критически важные для бизнеса сведения включают входить технологии, ноу-хау, изобретения и разработки, исследования рынка, стратегические планы и другие виды данных, являющиеся самостоятельным активом. Интерес для конкурирующих фирм представляют также сведения о клиентах и контрагентах.
Государство признает информацию активом и вовлекает в гражданско-правовой оборот, устанавливая определенные меры защиты, эквивалентные мерам защиты материальных активов, Специфика методов и инструментов защиты информации, составляющей коммерческую тайну, связана с тем, что данные отражаются в электронном виде и на бумажных носителях.
Определение понятий
Следует различать два неравнозначных понятия. «Коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну» одновременно фигурируют в законодательстве, но подразумеваются немного различные явления.
Термин «коммерческая тайна» относится к режиму конфиденциальности или к системе защитных организационных мероприятий, которые устанавливаются в компании, чтобы защитить информацию от преступных посягательств или утечек. Режим конфиденциальности помогает компании удержать позиции на рынке, сохранить конкурентные преимущества, избежать расходов на восстановление репутации, пошатнувшейся вследствие разглашения или утечки чувствительных сведений.
«Информация, составляющая коммерческую тайну» – это объем сведений, которые компания определяет произвольно. Сведения могут относится к научной, производственной, маркетинговой деятельности. Реальная или потенциальная коммерческая ценность подобных сведений увеличивается благодаря недоступности для третьих лиц. В отношении сведений устанавливают режим коммерческой тайны.
Массивы информации, составляющей коммерческую тайну, разделяются на четыре группы:
Градация степени конфиденциальности для каждой группы включает:
Ранжирование по уровню конфиденциальности помогает лучше организовать систему доступа и позволяет минимизировать риски утечки. Например, данные наивысшей ценности будут недоступны широкому кругу сотрудников компании, а значит, меньше подвержены риску намеренной или случайной утечки.
Чтобы воспользоваться законными возможностями по защите коммерческой тайны, на первом этапе компания должна определить перечень сведений, на которые распространяется режим коммерческой тайны. И в дальнейшем обоснованно требовать от сотрудников с контрагентами выполнения мер по защите данных и привлекать к ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну.
Параллельно с определением сведений необходимо установить режим конфиденциальности. Это означает – разработать и внедрить систему административно-организационных и технических мер, которые помогут предотвратить умышленное или неумышленное разглашение или распространение сведений.
Правовое регулирование режима коммерческой тайны в сфере гражданского и уголовного законодательства. Правоотношения регулируются Гражданским кодексом, в котором тайна определяется в качестве объекта защиты. Отдельные нормы, касающиеся соблюдения режима коммерческой тайны, содержаться в Трудовом кодексе. Уголовный кодекс вводит ответственность за умышленное разглашение информации. Таким образом, компания вправе самостоятельно определять, какие именно данные являются информацией, составляющей коммерческую тайну, а ее защита гарантируется мерами государственного принуждения.
Угрозы
Прежде чем разрабатывать систему защитных мер, чтобы сохранить конфиденциальность информации, и вводить в компании режим коммерческой тайны, необходимо определить наиболее вероятные угрозы безопасности. Угрозы подразделяются на внутренние и внешние.
Внешние угрозы включают три группы субъектов, которые могут быть заинтересованы в получении сведений, составляющих коммерческую тайну:
Внутренние угрозы прежде всего связаны с персоналом компании, включая и топ-менеджеров. Сотрудники с доступом к корпоративным информационным системам могут присвоить сведения, составляющие коммерческую тайну, чтобы продать, использовать в собственных коммерческих проектах или распространить среди неопределенно широкого круга лиц с целью причинить вред компании.
Система защиты должна определить все возможные угрозы и включать механизмы борьбы с конкретными опасностями.
Возможности и умения «СёрчИнформ КИБ» можно бесплатно проверить в течение 30-дневного теста.
Способы получения информации, составляющей коммерческую тайну
Признание информации коммерческой тайной в большинстве случаев не означает конфиденциальность в строгом смысле слова, потому что доступ к данным есть у сотрудников, разработчиков, клиентов и контрагентов. Сведения, которые во внутренних документах компании классифицируются как тайна, могут оказаться в открытом доступе из-за действий контрагентов. Двоякая суть информации, которая признается конфиденциальной, порождает не только незаконные, но и законные способы получить данные.
Борьбу с подобными способами собрать данные осложняет их легитимность. Возможные средства противодействия – инструктаж сотрудников, тщательные проверки потенциальных контрагентов, проведение переговоров вне месторасположения компании.
Меры защиты
Основной мерой защиты информации, составляющей коммерческую тайну, станет установление режима коммерческой тайны. Основные мероприятия носят административно-организационный характер. Например, одним из основополагающих элементов системы является трудовой договор, который предусматривает ответственность сотрудников за нарушение режима конфиденциальности. С учетом того, что внешние угрозы проявляются в форме хищения из компьютерных сетей компании информации, составляющей коммерческую тайну, вместе с административными необходимо внедрять и технические меры, гарантирующие полноту защиты.
Административно-организационные меры
В первую очередь административно-организационные меры нацелены на информирование сотрудников о том, какие сведения относятся к коммерческой тайне, и какие обязанности по неразглашению возлагаются на персонал.
Еще одна цель – убедиться, что компания выполнила все требования закона и проявила предусмотрительность. Это усилит позиции в случае возможного судебного процесса против похитителя коммерческой тайны или заказчика похищения, получившего выгоду от преступного деяния.
Административно-организационные меры включают
Технические меры
Среди технических мер защиты информации, составляющей коммерческую тайну, в первую очередь рассматривают программы, позволяющие полностью защитить информационный периметр от утечек, несанкционированного копирования или передачи данных. К таким средствам относятся DLP-системы и SIEM-системы.
Системы класса DLP настраивают таким образом, чтобы максимально исключить хищение информации внутренними пользователями. Системы класса SIEM выявляют угрозы и идентифицируют различные инциденты информационной безопасности, позволяя осуществлять полный риск-менеджмент и обеспечивать защиту от проникновений через внешний периметр защиты.
К техническим мерам защиты можно отнести все способы кодирования и шифрования данных, установление запрета на копирование, контроль компьютеров сотрудников и мониторинг использования учетных записей.
С настройкой и управлением DLP-системой справится выделенная служба информационной безопасности. Для компаний, в которых ИБ-службы пока нет, есть альтернативное решение – услуга ИБ-аутсорсинга, которая включает установку и обслуживание специального ПО.
Правовые способы защиты коммерческой тайны
Если все утечка произошла и распространения конфиденциальная информация избежать не удалось, возникает необходимость привлечь к ответственности виновника и возместить ущерб. Это возможно только в судебном порядке. В суде также может быть оспорено увольнение по основанию «разглашение коммерческой тайны».
В российской судебной практике немало примеров, когда суд встает на сторону компании. Например, Московский городской суд признал законным увольнение сотрудницы, которая передала по электронной почте данные об объемах поставок. Ее уволили на основании подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации – разглашение охраняемой законом тайны. А в другом случае Московский городской суд восстановил нарушителя режима коммерческой тайны на работе, так как компания-ответчик не предоставила трудовой договор с истцом, правила внутреннего трудового распорядка содержали, по мнению суда, нечеткие формулировки, а положение о коммерческой тайне или другие регламентирующие документы и вовсе отсутствовали в компании.
Подобные примеры подчеркивают необходимость внимательно относиться к регламентации вопросов, связанных с установлением режима коммерческой тайны. Тогда компании под силу не только защитить важные коммерческие сведения, но и возместить финансовые потери в случае инцидента, который может привести к оттоку клиентов, потере позиций в конкурентной среде и подрыве репутации.
ПОПРОБУЙТЕ «СЁРЧИНФОРМ КИБ»!
Полнофункциональное ПО без ограничений по пользователям и функциональности.
Защита коммерческой тайны
Обычно в договорах с партнерами есть что-то о коммерческой тайне. Смысл такой: одна компания передает другой секреты и запрещает их разглашать.
Оказывается, не всегда фразы о коммерческой тайне защищают. Партнер подписывает договор, а всё равно вправе рассказать что угодно, и не получится его наказать. Что написать в договоре о коммерческой тайне, советует юрист Людмила Харитонова.
Ошибки в коммерческой тайне
Коммерческая тайна — это секреты компании. Секретом может стать почти что угодно: чертежи, механика рекламных акций, код программы. Что считается секретом, описывает закон о коммерческой тайне, 98 ФЗ.
В этой статье мы говорим о защите коммерческой тайны для работы с партнером. Допустим, магазин закупает у поставщика товар, подписывает договор на поставку, а в договоре — что-то о защите коммерческой тайны. Часто в таких договорах есть две ошибки:
Коммерческая тайна работодателя
В обоих случаях компания рискует. В первом, потому что без режима коммерческой тайны не действует запрет на разглашение. Фразой можно пугать партнеров, но для юристов и суда запрета нет. Партнер вправе рассказывать, что угодно и кому угодно.
Если режима коммерческой тайны нет, его надо ввести. Что для него понадобится, рассказываем в статье на Деле.
Во втором случае компания защищает себя формально. Если дело дойдет до суда, суд может решить, что коммерческой тайны нет, потому что нет конкретики.
Раздел для коммерческой тайны в договоре
Для подстраховки советую посвятить коммерческой тайне целый раздел в договоре. Он помогает в двух случаях.
Раздел привлекает внимание юриста партнера. Когда юрист видит шаблонную фразу о конфиденциальных сведениях, он не обращает на нее внимание. Юрист может думать так: «Это копипаст из шаблонов. Скорее всего, формальность, самого режима тайны нет. Мой клиент ничем не рискует».
Если информацию о коммерческой тайне расписать подробно, юрист встревожится, дернет клиента и убедится, что клиент сможет сохранить коммерческую тайну. Так юрист помогает другой компании сохранить секреты.
Помогает устоять в суде. Партнер слил секрет, и это дорого обошлось компании — можно подать в суд и отсудить штраф. Подробный раздел дает суду больше оснований поддержать компанию.
Чтобы раздел сработал, в нем надо написать, что считается секретом, что нельзя с ним делать, какой штраф и как компания узнает, кто виноват. Обо всем по порядку.
Что считается тайной
Почти во всех договорах есть фраза:
Стороны обязуются не разглашать конфиденциальную информацию без согласия другой стороны.
Вроде всё в порядке: компании договорились, что есть секреты и они не будут их выдавать. Проблема в том, что непонятно, какие сведения считаются секретом. Это плохо по двум причинам.
Первая причина — компании по-разному понимают конфиденциальную информацию. Одна уверена, что нельзя раскрывать суть заказа, другая считает: можно — и описывает заказ у себя в портфолио.
Вторая — сложно выиграть суд, даже если одна из компаний раскроет секрет, а вторая получит доказательства. Для суда расплывчатая формулировка значит, что нет запрета на разглашение конкретно этого секрета.
Компания проиграла иск, потому что не включила в договор список конфиденциальных сведений — судебное решение в Картотеке арбитражных дел
Транспортная компания «Динакс» подала иск к ИП Череде за разглашение конфиденциальных сведений.
Предприниматель по заказу компании перевозил мебель, но компания не оплатила рейс. В отместку он написал гневный отзыв на сайте ati. su, где рассказал о заказе и долге.
По мнению компании, Череда нарушил условия коммерческой тайны. Якобы он не вправе публиковать сведения о заказе в интернете, а отзыв и есть такая публикация.
Суд встал на сторону предпринимателя. Почти дословная цитата из судебного решения:
истец не доказал факт нарушения, потому что в договоре нет конкретного перечня сведений, которые относятся к конфиденциальным сведениям.
Отсутствие списка — не единственная причина проигрыша компании, но список тоже повлиял на решение суда.
Чтобы подстраховаться от случайного разглашения секретов или суда, в договор надо включить список конфиденциальных сведений.
Список есть в положении о коммерческой тайне компании. Его можно скопировать и выбрать из него пункты под партнера.
Компания заказывает разработку ЦРМ и передает для этого разработчикам контакты клиентов, своих продавцов, скрипты разговоров, описание акций. Всё это можно включить в договор с разработчиками. Текст может быть таким:
Чем точнее список, тем выше степень защиты. Если список занимает две и больше страниц, его можно вынести в приложение к договору.
Гриф «Секретно»
По закону о коммерческой тайне, на конфиденциальных сведениях должен стоять гриф, например, «Это секретно», «Коммерческая тайна». Итоги рекламной акции — секрет, значит, на итогах нужен гриф.
Грифом может быть что угодно, лишь бы было заметным. Для грифа подходит красная печать, всплывающее окно в ЦРМ или дисклеймер в электронной переписке.
В договоре с партнером надо написать, как выглядит гриф. Например, вот так:
Формально писать о грифе необязательно. Если описания грифа нет, это не обнуляет запрет на разглашение секретов, но делает его менее надежным. Партнер может слукавить: типа не понял, что механика акций — часть коммерческой тайны, поэтому рассказал о ней другой компании. А раз описание грифа есть и гриф стоит на механике акций, слукавить не получится. Сразу видно, что акция — секрет.
Что запрещено делать с тайной
У коммерческой тайны один принцип: ее надо охранять от посторонних и самим не разглашать. Кажется, это очевидно и не надо объяснять что-то еще. Это не всегда так.
Магазин заказывает разработку ЦРМ и подписал договор с айти-компанией.
Магазин против пересылки рабочих файлов на личную почту, но не написал об этом в договоре. Сотрудники не догадались, что так нельзя, и пересылали файлы всё время, пока работали над ЦРМ.
Описание запрещенных действий — защита от слива секретов по неосторожности. Магазин из нашего примера рисковал утечкой сведений, хотя мог бы избежать риска, если бы написал об этом в договоре.
Список запрещенных действий помогает защититься в суде. У суда подход такой: раз компания не предупредила о запретах — значит, люди с доступом к секретам могли не понять, чего нельзя делать.
Чтобы оставить возможность наказать нарушителя, прописывайте в договоре, что запрещено. Это можно сделать так:
Чем точнее список запретов, тем проще доказать в суде ответственность партнера: вы предупредили, что так делать нельзя, партнер под этим подписался, а потом нарушил.
Штраф за нарушение условий тайны
Закон разрешает наказывать обидчика за нарушение условий коммерческой тайны. Можно взять деньги или добиться уголовного срока. Мы не будем говорить о сроке, лучше поговорим о деньгах.
У компании два варианта: получить возмещение убытка или конкретную сумму. Скорее всего, просто так обидчик деньги не отдаст, поэтому придется судиться.
Суд определяет, сколько получит компания. Для этого он слушает аргументы обидчика и компании, которая потеряла секреты. Если компания хочет возмещение убытка, придется доказывать, что она потеряла деньги из-за разглашения секрета, а не по другим причинам.
Магазин закупается у поставщика. Поставщик вычислил популярные товары и рассказал о них конкуренту магазина, а тот провел под эти товары рекламную акцию: скидки, ленточки, баннеры. Покупатели узнали и перешли к конкуренту.
Магазин выяснил, кто слил информацию и оценил убыток из-за поставщика в миллион рублей. Но суд не согласился: покупатели могли уйти по разным причинам, а конкурент — сам додуматься до акций на эти товары. Связи между секретом и потенциальным убытком нет, магазин ничего не получил.
Это упрощенный пример, но схема бывает такой.
На сбор доказательств может уйти полгода, а суд всё равно их не примет и решит, что убытка не было. Или согласится с убытком, но определит его в десять тысяч рублей.
Чтобы повысить шансы на деньги, лучше указать в договоре конкретную сумму. Юристы называют такой штраф «штрафом в твердой сумме». Указать можно любую сумму, хоть миллиард.
Суд вправе снизить сумму, если решит, что она слишком большая. На юридическом это называется «установлением несоразмерности неустойки». Задача суда — убедиться, что компания не ущемляет права того, кто раскрыл секрет.
Суд снизил размер штрафа, потому что решил, что он слишком большой — судебное дело на право.ру
Компания АСГ-бизнес подала иск к ИП Паутину за разглашение коммерческой тайны потребовала выплатить 39 000 рублей.
Предприниматель перевозил груз по заказу компании и опубликовал на www.ati.su условия: стоимость, маршрут, что перевозит.
По договору между ИП и компанией описание заказа — часть коммерческой тайны, за ее разглашение предприниматель обязан выплатить стоимость заказа, или тридцать девять тысяч рублей.
Суд признал, что предприниматель нарушил условие коммерческой тайны, но не согласился со штрафом. Вот его аргументы:
предприниматель описал заказ из-за жалобы на компанию;
штраф равен стоимости заказа, который выполнил предприниматель. Если взять штраф, получится, предприниматель работал бесплатно;
предприниматель опубликовал описание заказа после того, как его выполнил. Описание не привело к негативным последствиям для компании.
Благодаря оценке суда предприниматель заплатил в четыре раза меньше, чем требовала компания.
Нет универсального совета, какую сумму указывать в качестве штрафа. Обычно для оценки размера штрафа суд сопоставляет оборот компании, значимость раскрытого секрета и насколько компания зависит от него. Одно дело, кто-то опубликовал код программы, на котором зарабатывает компания, другое — скрипт продаж. Ценность программы выше, и штраф за ее публикацию будет больше.
Компании ставят большой штраф для устрашения. Скорее всего, суд снизит размер, зато штраф привлекает внимание партнера.
Компании просто так не ставят большие штрафы в договоре. А если поставили, значит, планируют отстаивать его до вплоть до суда. Мало кому хочется разбираться, поэтому партнер внимательнее посмотрит условия коммерческой тайны и будет стараться их выполнять. Это не стопроцентная защита, но лучше, чем ничего.
В договоре о штрафе можно написать так: «За каждый факт нарушения коммерческой тайны исполнитель оплачивает штраф в размере 200 000 рублей».
Расследование из-за тайны
Штраф за нарушение условий коммерческой тайны не выглядит таким уж пугающим: всё-таки не так просто получить штраф с обидчика, и все это знают. Встряхнуть партнера можно рассказом, как компания будет доказывать факт нарушения условий.
Подходит любой процесс: можно собрать комиссию, предупредить о записи всех разговоров и выборочной проверке писем. Что угодно, лишь бы это смотрелось внушительно.
Задача — показать, что компания серьезно относится к коммерческой тайне. И если заметит неладное, готова потратить время и деньги на расследование. В договоре можно написать так:
Идеально в договоре описать права партнера во время расследования. Иначе суд может сказать, что партнер ничего о проступке не знал и компания лишила его возможности оправдаться. Чтобы не рисковать, в договоре можно написать так:
Для суда тоже пригодится описание служебного расследования и акт по его итогам. Такая проработка показывает, что компания заранее продумала план, просто так вину на партнера не вешает, а во всем разбирается.
В целом, подход к коммерческой тайне в договоре с партнером такой: чем подробнее и точнее всё опишете, тем меньше шансов, что партнер сольет ваши секреты. А если такое случится, будет возможность получить с него штраф.
Короче
Что надо помнить
Если в компании нет режима коммерческой тайны и партнер слил секрет, будет сложно его наказать
НДА не действует, если в компании нет режима коммерческой тайны
Надежнее в договоре с партнером посвятить тайне целый раздел
Что написать в договоре
Что конкретно считается тайной, как с ней можно работать и как нельзя
Как компания выделяет коммерческую тайну. Может, ставит печать «Это секретно» или добавляет дисклеймер
Какой штраф за разглашение тайны
Как компания доказывает вину партнера
200 000 ₽
— можно писать в качестве штрафа за разглашение тайны