Как заставить ребенка читать летом
Ребенок не хочет читать летом? Разбираемся, как быть (и советуем интересные книги!)
Внеклассное чтение от пяти лет и старше
«Ребенок ничего не читает!» — классическая претензия родителей во время летних каникул.
Дети гуляют, спят, ездят на велосипедах и часами не отрываются от смартфонов, а книги постепенно отходят на второй план.
Кто виноват, что делать, и какие книги все-таки могут заинтересовать ребенка летом — об этом мы спросили руководительницу редакционной группы «Детство» издательства МИФ и маму Полину Властовскую.
Полина Властовская
Руководительница редакционной группы «Детство» издательства МИФ
Гаджеты ≠ книги
Мне кажется, что когда родители создают противостояние между гаджетами и книгами («Я в детстве книги читал, а ты весь день в телефоне сидишь!»), это не решает проблему, а снижает шансы, что ребенок будет читать книги.
Хотя я прекрасно их понимаю, и сама порой сдерживаюсь, чтобы убрать смартфон от ребенка подальше, а на его место положить книгу.
Но гаджет сейчас — простая и доступная вещь для досуга, какой в нашем детстве была книга.
Думаю, нельзя противопоставлять одно другому, потому что современный ребенок получает информацию из многих источников и на чтении и гаджетах, как правило, мир клином не сходится.
Ведь дети общаются с друзьями и родителями, ходят на кружки, в музеи, кино, театр, слушают музыку, подкасты, играют в игры.
И если мы ставим вопрос «гаджет или книга», то, получается, ограничиваем кругозор ребенка или слишком мало понимаем в его увлечениях.
Книги ≠ воспитание
Когда я хочу вынудить ребенка почитать, то всегда стараюсь честно ответить себе на вопрос: «Чего я хочу на самом деле?» Например, я могу хотеть, чтобы ребенок развивался, потому что для меня книга — элемент элитарности или признак образованности.
Мне кажется важным попробовать разобрать эту потребность, посмотреть в нее и подумать, как ее можно удовлетворить, без принуждения к чтению.
И еще один важный, на мой взгляд, момент — попробовать снизить градус требований к книгам, которые читают дети. Опираться на их интерес.
Если ребенок говорит, что чтение ему не интересно, вспомните его увлечения ребенка и попробуйте найти книги, которые их отражают.
Если это книги по геймингу, комиксы, новеллизации надоевших вам мультфильмов, «забейте» на своего внутреннего критика.
Если хочется поделиться с ребенком тем, что вас волнует, можно честно сказать: «Мне так нравится эта книга (объясните почему). Мне важно разделить ее с тобой, почитать вместе и обсудить».
А затем можно предложить разделить какую-то активность, которая нравится ребенку: посмотреть влог его любимого блогера, например. То есть показать, что вы поделились своим увлечением, и готовы разделить его.
Приучаем ребенка читать книги: 10 полезных советов
Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.
Из этой статьи вы узнаете
Почему дети перестают читать
Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»
Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.
Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:
Они не понимают значения слов в обычном тексте.
На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.
Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка
Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?
Обычно дети отвечают так:
«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»
Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.
«Рассказы, повести — это скукота»
Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.
Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора.
..», а не «Алису в Стране чудес».
«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»
Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.
Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.
Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.
Нужно ли заставлять ребенка заниматься на каникулах?
Стоит ли заставлять своего ребенка читать летом.
Стоит ли выжимать из любимого чада семь потов, заставляя его корпеть над тетрадками летом, — личное дело каждого родителя. На мой взгляд, урезать и без того короткие каникулы — это просто преступление. И какие бы благие намерения ни руководили взрослыми тётями и дядями: желание подтянуть дитятко по учёбе, не дать забыть те крохи знаний, которые были приобретены им в процессе учебного года и прочее, и прочее, — беспрерывный обучающий марафон без права «перекура» — как минимум, злодеяние, с какой стороны на это ни смотреть.
Казалось бы, все мы, родители, как и полагается, желаем своим отпрыскам исключительно самого лучшего, порой не замечая того, что это «лучшее» приводит к неожиданным и зачастую плачевным результатам. Руководят нами, естественно, благие намерения, но ведь издавна известно, что ими вымощено. А вот что кроется под нашими благими намерениями, это ещё вопрос. Будучи педагогом с двадцатилетним стажем преподавания в школе, я не раз встречалась с тем, что родительское желание «сделать как лучше» заставляло детей прыгать выше головы, изо всех сил силясь соответствовать родительским амбициям. И порой эта планка настолько высока, что дети буквально «ломались», не выдерживая тяжести, лежащей на их хрупких плечиках неподъёмной ношей.
Несколько лет назад у меня учился мальчик. Самый обыкновенный мальчик, каких не много и не мало. Вряд ли его можно было назвать гениальным. Если честно, звезд он с неба не хватал: всё, чем он мог похвалиться, доставалось ему большим трудом. Но в классе он был одним из лучших, в школе негласно числился кандидатом в медалисты и был всеобщей гордостью, потому что сидел над учебниками день и ночь. И не фигурально, а в прямом смысле этих слов. Всё, что задавалось преподавателями по всем предметам, он делал «от и до», от строчки до строчки, исправно исписывая десятки тетрадок конспектами и упражнениями. Внешне создавалось ощущение, что мальчик усердствует исключительно по собственной инициативе, просиживая за письменным столом ежедневно многие часы, но это было не совсем так. Молясь на сына, словно на икону, родители свято верили в его исключительность, видя в нём необыкновенный феномен и принимая его «одарённость» за нечто необыкновенное, данное им в награду за что-то такое, чему они и сами не знали названия, но чего они явно заслужили всей своей жизнью.
Воспринимая исключительность сына как дар свыше, они тянули из себя последние жилы, нанимая дорогих репетиторов. Недосыпая и недоедая, они отдавали ему последнее, лишь бы «вывести в люди», не задумываясь о том, чего эта гонка стоила ему самому. Видя нечеловеческие усилия родителей, отрывающих от себя ради него последнее, и будучи человеком светлым и благодарным, мальчик не просто занимался, а вгрызался зубами в науки, боясь только одного: чтобы нечеловеческие усилия его любимых и родных людей не пошли прахом.
Это было похоже на снежный ком. Слов «выходные» или «каникулы» для ребёнка не существовало. По-моему, там не существовало вообще ничего, кроме одного огромного «надо», вбитого в голову бедолаги железными гвоздями. На мои попытки вмешаться и объяснить, что такой подход может обернуться бедой для самого мальчика, родители удивлённо раскрывали глаза и неизменно отвечали, что эта нечеловеческая гонка — выбор самого ребёнка, а ни в коем случае не их инициатива. Что можно было возразить на эти слова? Внешне, опять же повторяю, — внешне они не давили и не жали, но своими амбициями загоняли своего собственного ребёнка в угол.
Одиннадцать лет бесконечной нагрузки сделали своё дело: с мальчиком произошёл нервный срыв с чудовищными последствиями. Не выдержав нечеловеческой нагрузки, перед самыми выпускными экзаменами, он слег с температурой сорок почти на месяц. Ни таблетки, ни травы, ни инъекции — ничего не могло вывести его из этого состояния. Что пережили за этот месяц сами родители, сложно даже представить, но ни разу, ни на один миг, им не пришло в голову, что болезнь мальчишки — не несчастная случайность, которая может помешать всему его светлому будущему, а расплата за их собственные непомерные амбиции. Как им удалось заставить сына воспитать такое чудовищное чувство долга, которое невозможно не то что таскать за собой — сдвинуть с места, неизвестно, но их история — наглядный пример слепой родительской любви, приведшей к плачевным результатам, и, по-моему, нельзя с этим не согласиться.
Хорошо, скажете вы, родительские амбиции — случай относительно экзотический, редкий, равняться на который или нет — личное дело каждого. Но как быть с тем, что ребёнок элементарно не успевает по одному или нескольким предметам, и лето — его единственный шанс нагнать всё, что пропущено и не утонуть окончательно?
Допустим, школьный год выдался по каким-то причинам сложным: ребёнок много болел, пропустил массу нового материала и по той или иной причине существенно отстал от класса. Допускаю, что такой случай возможен, мало того, что такая ситуация встречается сплошь и рядом. Но даже этот вариант не повод заставлять работать маленького человечка летом. Подумайте сами, проболев чуть ли не весь учебный год, ослабленный, измотанный до крайности, он будет корпеть над учебниками ещё и лето. И в каком состоянии, по-вашему, он выйдет на учёбу в новом году? Цветущим, отдохнувшим и полным сил? Вот уж вряд ли. Умотанный, не отдышавшийся, вялый, следующий учебный год он вообще завалит, это однозначно.
Подумайте сами, вы же идёте в отпуск? И лучше, если отпуск летом, да? И куда-нибудь к морю, с книжечкой, на шезлонг. Или на дачу, к любимым грядкам. Или ещё куда-нибудь. Это уж как кому больше нравится. Но отпуск всё же нужен, правда? А ему? Или ей? Или им отпуск не нужен? Или вы всерьёз считаете отпуском те несчастные пять-шесть дней, которые именуются осенними или весенними каникулами, и из которых ровно половину, если не больше, «добрая» школа принуждает ваше чадо посещать «добровольные» мероприятия? Тогда вы глубоко ошибаетесь, потому что мало того, что сколько-то дней из каникул ребёнок вынужден отдать на благо коллектива, так ещё и домашних заданий ему на эти самые каникулы задано много. Радуясь подходящему случаю, всё, что по каким-то причинам не было пройдено в учебное время, скидывается на многострадальную голову ребёнка в каникулы. И то, что ему остаётся непосредственно на отдых, иными словами, как кошкины слёзы, и не назовешь.
И вот наступает лето, сдаются в библиотеку ненавистные учебники. Казалось бы, все мучения позади, и можно наконец-то свободно вздохнуть, и вот тут-то добрые родители и проявляют заботу, от которой любому нормальному ребёнку выть хочется. Первой реакцией на подобную инициативу старшего поколения является недоумение и слабая надежда на то, что родичей удастся каким-то чудом вразумить, но через день-два (это в лучшем случае, а иногда и мгновенно), на смену недоумению приходит негодование. Между прочим, вполне законное, и, как следствие этого, неприятие учёбы вообще. В зависимости от количества летних занятий это неприятие переходит в просто ненависть или отчаянную ненависть.
Обозлившись и проклиная всё на свете, маленький человек начинает переживать, горевать и искренне страдать. Не в силах противостоять родительскому нажиму, он садиться за уроки, но никакого прока от таких занятий нет. Царапая под диктовку, он выводит страницу за страницей, делая одни и те же ошибки, потому что голова забита совершенно другим. Думая о том, что все его друзья играют во что-то интересное без него, он по-настоящему переживает своё несчастье, и никакие запятые не могут удержаться в его памяти, как бы он ни старался угодить радеющим о его благе родственникам.
Особенно «продуктивно» проходят такие диктанты, если родитель сам не особенно грамотен или не обладает навыками методики преподавания предмета, что, впрочем, встречается гораздо чаще. Зная правильное написание или простановку того или иного знака, он не может объяснить, отчего это делается так, а не иначе, и, подчеркнув все ошибки в писанине, глубокомысленно изрекает: «Посмотри, деточка, и запомни, чтобы в следующий раз такого уже не допустить». Очень мудро, скажу я вам. От таких занятий толка не может быть никакого, кроме вреда. Мало того, что ребёнок так и не поймёт, почему он ошибся, так ещё и зря потратит драгоценное каникулярное время. А если такой «тренинг» будет длиться изо дня в день, то в голове вообще будет каша, расхлебать которую даже профессионалу впоследствии будет ох как непросто.
Но что же делать, скажете вы, если ребёнок на самом деле отстал от программы? Понятное дело, что здоровье любимого ребёнка бесценно, и никакие школьные оценки не окупят его потери. Но запускать учёбу, пуская всё на самотёк, — тоже не лучший вариант. С этим никто не спорит. Если ребёнок нуждается в вашей поддержке, необходимо помочь ему, но эта помощь должна быть разумной и идти ему на пользу, а не во вред.
Желательно, чтобы сапоги тачал сапожник, а картины писал всё же художник, а не наоборот, а потому будет идеальным вариантом, если в помощь сыну или дочери родители пригласят специалиста, занимающегося репетиторством профессионально.
Если такой возможности в семье нет (в связи с материальными или какими-либо иными проблемами), то возможны занятия и на уровне ребёнок-родитель. Единственным условием при таком варианте помощи должно быть грамотно подобранное пособие, обязательно включающее в себя ключи (ответы на все необходимые вопросы) и исчерпывающие пояснения к этим ключам. Подобные сборники существуют практически по любому предмету — будь то математика, русский язык или что-то иное.
Перед тем, как начать занятия, целесообразно проконсультироваться с преподавателем, ведущим предмет в школе, или с каким-либо другим специалистом, компетентным в этой области. И ещё: время, отведённое для отдыха ребёнку, должно использоваться по назначению, то есть для отдыха, а не для латания «дыр». Жалейте своих детей, насколько это возможно, не взваливайте на их плечи больше, чем они могут унести, и тогда у них будет всё хорошо. Жалейте своих детей, а значит, любите, потому что больше этого делать некому.
Что делать, если ребенок не хочет читать книги из списка литературы на лето: советы психолога
Учебное время со школьными уроками и домашними заданиями закончилось, впереди летние каникулы — возможность отдохнуть и расслабиться. Однако многие родители сталкиваются с серьезной проблемой: как мотивировать детей прочитать литературу, заданную на лето? Нередко в ход идут уговоры, подкуп, шантаж и даже угрозы. Дети, в большинстве своем, мало читают, испытывают затруднения при знакомстве с классической литературой, скучают за книгой, не хотят тратить на это свое время. Как помочь ребятам справиться с заданием и получить удовольствие и пользу от летнего чтения, расскажет психолог семейного центра «Семья» Анна Синодова.
«Многие современные дети и подростки отчуждены от классической литературы, им кажется, что она не имеет ничего общего с их жизнью. Однако все мировые сюжеты описывают общечеловеческие проблемы: взаимоотношения отцов и детей, поиски себя, любовь, выбор и т. д., то есть темы, которые касаются каждого. Чтение хороших книг способствует интеллектуальному и душевному развитию, обеспечивает сопричастность культурным ценностям человечества» — считает специалист.
Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил читать, и для вас важно пристрастить его к этому занятию, вы можете:
Читать книги вместе с детьми
Младшим детям можно читать вслух или делать это по очереди с ребенком.
Обсуждать книги с ребенком
Помогите понять, о чем написана книга. Попробуйте пересказать сюжет современным языком и в современных реалиях. («Борис Годунов» Мирзоева).
Предложить ребятам организовать книжный клуб
Читать в компании — увлекательное занятие. Ребята могут собираться очно или дистанционно и обсуждать прочитанное. Регулярные встречи (например, раз в неделю или 1–2 раза в месяц) помогут ребенку сохранять ритм чтения и интерес к процессу. Модератором (ведущим клуба) может быть как ребенок, так и взрослый.
Сходить вместе в библиотеку или книжный магазин
Современные библиотеки — это культурные центры, где происходит много увлекательного, а ребенок может заинтересоваться чтением.
В интернете можно найти интересные лекции о литературе, которые позволят детям увидеть и понять книги в новом свете: например, лекции Дмитрия Быкова, академии Arzamas и другие
Посмотреть фильм по книге или сходить на театральную постановку. У многих театров есть спектакли по произведениям, входящим в школьную программу.
Предложить нарисовать иллюстрацию или комикс по книге.
Если ребенок не хочет читать, предложите ему послушать аудиокнигу.
Если вам в первую очередь важна формальная сторона взаимоотношений ребенка со школой — выполнение заданий и оценки, а ребенок никак не хочет читать, то не стоит портить взаимоотношения с ребенком из-за литературы. Книги должны быть удовольствием. Для тех, кто категорически отказывается читать, есть краткие пересказы книг в интернете.
Если чтение для вашего ребенка — это тяжелый труд или учебная повинность, то, возможно, стоит выбрать несколько книг из списка, которые могут ребенка заинтересовать, и прочитать их с удовольствием. А остальные книги оставить на более позднее время или прочитать в пересказе.
Если ваш ребенок не читает, не отчаивайтесь. Это не обязательно помешает ему вырасти образованным и успешным человеком.
Если вам необходима помощь специалиста, смело обращайтесь в столичные семейные центры. Адреса и телефоны семейных центров можно найти на портале мойсемейныйцентр.москва.
Твой Малыш
Человек года Илон Маск вывел в свет годовалого сына
День Святого Николая: Лидия Таран пригласила украинцев стать волшебниками для маленьких пациентов
Без масок. В Украине запустили социальный проект о людях с ментальными расстройствами
Длинные выходные: сколько и когда будем отдыхать в начале 2022 года
Чем опасны тюбинговые горки для детей и как избежать неприятностей
Календарь прививок
Календарь беременности
Таблица прикорма
Твой Малыш
«Твой Малыш» – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.
Как заставить ребенка читать на каникулах? 7 способов
Летом ребенку меньше всего хочется читать и вообще вспоминать об учебе. Но как быть со списками литературы, ведь осилить все во время учебного года просто нереально? Конечно, существуют хрестоматии и сокращенные варианты, но пусть они останутся для крайнего случая. Ты же постарайся приобщить своего непоседу к чтению. «Твой Малыш» поможет.
Дети априори читать не любят, поэтому юные книгочеи встречаются крайне редко. Обычно родители либо усаживают ребенка за книгу силком, либо бросают затею приобщить чадо к чтению как безнадежную. Между тем, есть приемлемые и действенные способы. А именно…
1. Читайте вместе
Очень часто ребенок воспринимает чтение как наказание: вон вся семья занимается своими делами, а его «заслали» читать. Не доводи чадо до таких размышлений – берись за книгу (на худой конец – журнал) и айда читать вместе. Сколько бы свободного времени ты на это ни выделила – все хорошо и пойдет вам обоим впрок.
2. Смените обстановку
Кто сказал, что читать можно только дома, сидя за столом или в кресле? Попробуйте отправиться с книгами (да-да, ты вместе с ребенком – личный пример никто не отменял) в парк, на пляж, на пикник. Литературный отдых может сменяться активным: прогулкой, купанием и т.д.
3. Правило 30 минут
Возьмите себе за правило каждый день читать по полчаса. Если ребенок увлекся и хочет почитать подольше – тем лучше. Но это не значит, что, почитав сегодня 2 часа, он сможет не читать еще 3 дня. Нет, правило распространяется на каждый день. Благодаря ему у любого егозы вырабатывается усидчивость, обязательность и прекрасная привычка читать.
4. Найди стимул
Заинтересовать ребенка в выполнении любой задачи (в нашем случае – чтении) можно, пообещав ему определенные бонусы за процесс и результат его труда. Например: сколько читаешь, столько же потом можешь посидеть за компьютером. А прочитанная книга – это внеплановый поход в зоопарк, кафе или кино.
5. Заинтересуй
По многим классическим произведениям сняты замечательные художественные фильмы. Посмотрите с ребенком одну из «программных» картин, обсудите ее. Расскажи сыну или дочери, что книга всегда намного интереснее, ведь в кино просто не помещаются все подробности.
Заинтересовать можно, рассказав парочку интересных эпизодов из книги или ее завязку.
6. Не хочет читать – пусть слушает
Интернет полнится разнообразными аудиокнигами. Скачай парочку, запиши дитяте в плеер или на компьютер – и вперед! Полчасика послушать – это даже ленивому под силу.
7. Чтение перед сном
Ребенок готов сделать что угодно, лишь бы не ложиться спать. Поэтому можно устроить 30-минутные литературные чтения перед сном: почитай вслух главу или две либо дай это сделать ребенку. Отличный вариант – читать по очереди.
Самое главное – научить чадо получать удовольствие от процесса чтения, осмысливать и оценивать прочитанное. Поэтому читайте, наслаждайтесь и не гонитесь за количеством (прочитанных книг): успеете за лето «преодолеть» два-три серьезных произведения – это уже победа.