Как заставить ребенка стричь ногти
Если малыш не любит стричь ногти
Всем известно, как малыши не любят стричь ногти. Но и эту неприятную процедуру можно превратить в игру.
Ногти у малышей тонкие, как бумага, и острые, как скальпель. И растут они очень быстро. Ноготки могут быть опасны: ребенок способен расцарапать себя до крови. Кроме того, под ними скапливается грязь, источник инфекций. Поэтому примерно 1-2 раза в неделю их хочешь не хочешь, а нужно стричь.
Операция “Н”
Сначала немного подготовки. Ножницы для стрижки ногтей у малышей должны быть безопасные — с закругленными концами. Тогда сложно поранить кроху, даже если тот вдруг дернет ручкой. Лучше, если лезвие будет хорошо заточенным и тонким, иначе ножницы сложно применить по назначению.
Многие пользуются детскими щипчиками — они безопаснее, чем ножницы или щипчики для взрослых.
Некоторые новорожденные появляются на свет уже с довольно длинными ноготками и могут ими безжалостно себя расцарапать. В роддоме и при выписке можно пользоваться царапками — хлопчатобумажными варежками.
Но придя домой и немного освоившись, ноготки лучше сразу остричь, чтобы избежать травм. Ногти на ручках следует обрезать таким образом, чтобы они повторяли форму кончика пальца. Чтобы не повредить кожицу малыша, во время процедуры аккуратно отжимайте подушечки пальцев. Ногти на ногах растут гораздо медленнее. Их тоже нужно регулярно подстригать: обрезайте их прямо, не полукругом. Не беспокойтесь, что они могут врасти в кожу. У новорожденных обычно такого не происходит.
Если все-таки во время операции под кодовым наименованием “Ноготок” ребенок каким-то образом порезался или укололся, то обработайте ранку сначала перекисью водорода (если идет кровь), потом зеленкой или другой антибактериальной жидкостью.
Дождемся сна
Ваш малыш очень активно протестуют против обработки ногтей? Буквально впадает в истерику, как только вы достаете маникюрные ножнички? Тогда, может быть, не стоит подвергать его лишнему стрессу? Как же быть? Если ребеночек еще совсем малюсенький, то можно просто совершить эту гигиеническую процедуру, когда он спит. Так поступают многие. Важно, чтобы сон крохи был в тот момент глубоким. Определить это можно по расслабленным ручкам и разжатым кулачкам.
Отвлекающий маневр
А вот когда ребенку уже больше года, его тук просто не обхитришь. Бесполезно взывать к его сознательности. В дело идут хитрости, уговоры-беседы и даже целые представления.
Бывалые мамочки советуют для неприятных малышу процедур выбирать время, когда тот пребывает в хорошем настроении. Если ребенок здоров, хорошо выспался, покушал и находится в благостном расположении духа, то есть вероятность, что он отнесется к манипуляциям со своими ноготками с большей благосклонностью. Если же малыш капризничает, то лучше пока не усугублять ситуацию, приставая к нему с дополнительными раздражителями.
Можно также попробовать поэкспериментировать с местом, где будет проведен маникюр. Я знаю мальчика, который соглашался стричь ногти исключительно в ванной во время купания.
Можно попробовать обработать ноготки на улице, где много отвлекающих обстоятельств — птичка полетела или дети играют в мяч. Правда, последний вариант не подойдет для холодного времени года.
Когда ребенок очень занят или увлечен, он может либо не заметить, что вы совершаете с его пальцами, либо отнестись к процедуре более миролюбиво. Отвлечь малыша можно в принципе любой вещью, на которую тот реагирует восторженно и бурно. У одного это будильник, у другого часы на руке, у третьего тюбик с кремом. Некоторые мамочки признаются, что стригут ногти исключительно под… телерекламу. Да, это не самый педагогичный способ, но весьма действенный, почти как наркоз. Детишки, как правило, замирают, уставившись на экран, и с ними можно делать все, что хочешь, — не только ногти стричь, но и заодно нос с ушами почистить. Более щадящий психику способ — самим устраивать представления, например громко с энтузиазмом петь песни или читать стихи.
Вот “передовой” опыт некоторых мам в этой области. Можно действовать весьма креативно. Надеть, например, уши Микки Мауса или зайца. На детей это производит неизгладимое впечатление, и они даже с радостью протягивают свои ручки.
Вот несколько фраз, которые годятся для начала этой не очень приятной процедуры. “Ой, какие длинные и неаккуратные ногти стали! А сколько грязи-то под ними скопилось! Нужно скорее снова сделать их красивыми, как ты думаешь?”
Или скажите малышу так: “Смотри, какая грязища под ногтями! Там живут микробы. Они вредные, противные. Давай их поймаем, завернем в бумажку и выбросим, чтобы они тебе не навредили!” Примерно такими уговорами пользуется большинство родителей. И иногда их бывает вполне достаточно. Хорошо бы еще в процессе “борьбы с микробами” акцентировать внимание на том, какой некрасивый ноготок был и каким красавцем он в результате стал. Покажите эти чудо-ручки папе или бабушке, и пусть те похвалят кроху и восхитятся маникюром.
Личный пример
Дети любят подражать родителям. Мама моет пол, и малыш с восторгом пытается возить по нему тряпкой. Папа чистит ботинки, и кроха очень сильно расстроится, если и ему не дадут попробовать. То же и с ноготками. Пусть иногда видит, как мама старательно делает себе маникюр. Тогда, возможно, из неприятного занятия стрижка ногтей превратится в увлекательную процедуру.
Очень многие дети “попадаются на удочку”, когда мама обещает “подстричь ногти всем по очереди”: ноготок малышу, потом ноготь маме, и так далее. А если привлечь к делу еще и папу, то тем более этот маневр может сработать.
Как еще превратить банальное обрезание ногтей в увлекательное и даже отчасти развивающее занятие? Попробуйте побеседовать с пальчиками. И пусть в нужный момент пальчики голосом мамы расскажут, как им неудобно жить с длинными ногтями и как они мечтают, чтобы их скорее подстригли.
А еще во время стрижки можно читать стихи и потешки. Включите фантазию и придумайте стихи на заданную тему сами. Если не придумывается, воспользуйтесь нашими “домашними заготовками”.
Вариант для всей ручки
Пальчик, пальчик! Где ты был?
Милый мальчик, где бродил?
Покажи-ка ноготок!
Подстрижем его: цок, цок!
Стриг да стриг, цок да цок!
Аккуратный ноготок!
Вариант для каждого пальчика
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка, ножницы, цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный,
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка, ножницы, цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней.
Прятались, смеялись, по полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка, ножницы, цок, цок!
Пальчик указательный — очень любознательный!
Это кто? А это как? На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка, ножницы, цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроеньи
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка, ножницы, цок, цок!
Берегитесь: микробы!
Если родители настойчивы и последовательны, то максимум к 3 годам дети, как правило, привыкают к гигиеническим процедурам. Обработка ногтей входит в норму и протекает без эксцессов. Если этого не произошло, тогда лучше действовать “по-взрослому”. Расскажите малышу о том, что, если не стричь ногти, микробы будут размножаться и в конце концов можно даже заболеть. Только без страшилок и запугиваний! Не надо говорить крохе, что микробы съедят палец. Вместо этого лучше наглядно их продемонстрировать — нарисовать. Это, как правило, производит на малышей сильнейшее впечатление, и они тут же идут подстригать ногти.
Как видите, способов обработать ногти без боя и рыданий довольно-таки много. И к каждому конкретному ребенку можно найти свой подход. А если детского терпения и вашей фантазии не хватает сразу на все ноготки, то стригите их, например, сегодня на одной руке, завтра на другой. Или хотя бы по 1-2 ногтя в день. Тогда эта процедура будет напоминать непрерывный конвейер, и к таким каждодневным действиям малыш быстрее привыкнет.
Источник: Анна Капранова / Мой ребенок №10-2006
Ребенок не хочет стричь ногти
Невозможно сказать что – либо конкретное, зная лишь один такой симптом. Каждый человек обладает определенной степенью чувствительности, абсолютно для каждого есть своя длина ногтей, наиболее подходящая и приемлемая. Возможно, после того, как ногти сострижены, он ощущает, что лишился определенной защиты, это некий психогенный фактор. Кожа вдруг становится слишком чувствительной и это вызывает дискомфорт. Не стоит силой принуждать к стрижке ногтей, но не помешает предложить вместе назначить консультацию у детского психолога.
Учитывая, что мальчик в 12 лет уже далеко не малыш, он сам прекрасно понимает, что грязь под ногтями – это микробы прежде всего и в обществе неприемлемо находиться в таком виде, это некрасиво и не эстетично. Подростки бывают чрезвычайно упрямы и несговорчивы. Если ваши старания не увенчаются успехом, просто оставьте его в покое. На данный момент он считает, что это проблема родителей.
А вы постарайтесь успокоиться и не напоминайте ему ни о чем. Пусть это станет только его личной проблемой. Ребенок почувствует и испытает на себе, как плохое состояние ногтей влияет на других. Ни одна девочка не захочет с ним сидеть за одной партой, друзья не захотят здороваться за руку, брезгливо отводя взгляд. Только таким образом мальчик получит своеобразный толчок к действию, начнет меняться к лучшему, пересилит себя и подстрижет наконец – то свои ногти. А пока ему нет до этого дела, это же нужно только маме, ему и так хорошо.
Как научить ребенка стричь ногти Гигиенический навык с точки зрения психологии
Как научить ребенка стричь ногти
Гигиенический навык с точки зрения психологии
Стрижка ногтей — необходимая и регулярная гигиеническая процедура. И, в общем-то, социальный навык. Длинные грязные ногти способны нанести ущерб имиджу ребенка.
Но для некоторых детей стрижка ногтей становится настоящим испытанием.
Ребенок отказывается стричь ногти, завидев взрослого с ножницами, убегает, плачет. Взрослый в ответ раздражается, повышает голос, а порой прибегает и к прямому насилию: схватить, «зажать в тиски», отстричь эти черные ногти — рассадник глистов и другой заразы. А что делать? Не потакать же капризам! К тому же, не отстрижешь — будет грызть. Еще и дурная привычка закрепится.
С этой проблемой сталкиваются и родители, и няни, и воспитатели детских садов, выезжающих с детьми за город.
Попробуем разобраться, что стоит за страхами ребенка, и можно ли их одолеть. Откуда у ребенка страх перед стрижкой ногтей?
Возможно, когда-то ухаживающий за ребенком взрослый сделал ему больно во время стрижки ногтей. Ребенок это запомнил и не может преодолеть страх ожидания боли. Но большинство детей никаких очевидных болезненных ощущений не переживали, а ногти стричь все равно не хотят.
Отношение маленького ребенка к своим ногтям и волосам сродни тому, которое испытывали наши древние предки.
Волосы и ногти наделялись в старину магическими свойствами. Считалось, что, завладев ногтями и волосами человека, можно посредством колдовских обрядов нанести вред их бывшему владельцу.
Конечно, малыш не думает, что кто-то будет колдовать над его ногтями. Но он воспринимает ногти как часть своего тела. А их удаление, да еще и с помощью режущего предмета, воспринимается как нарушение телесной целостности. Тем более что ногти связаны с пальцами, с руками.
«Он все хватает руками» — формула, в которую нередко укладывается детский способ восприятия мира. Из-за этого интересы взрослого и ребенка постоянно сталкиваются. Хватать руками все, что попадается на глаза, нельзя, поэтому взрослый вынужден постоянно ограничивать ребенка: «Не трогай! Не хватай! Не суй сюда руки!». Очень часто мы ругаем именно руки ребенка: «Ну что за озорные ручки!», «Какие грязные руки!», «Что за растяпа! Все из рук валится!» И угрожаем тоже рукам: «Сейчас по рукам дам!», «Не делай так — пальчик отвалится!» Или: «Будешь так делать — пальчик отрежу!» (В более грубой форме это звучит как «руки оторву».)
Ребенок бессознательно воспринимает стрижку ногтей как наказание рукам, пальцам — как их частичное укорачивание, отрезание, поэтому реагирует на это так болезненно. Болезненность реакции усугубляется еще и присущим детям страхом перед режущими и колющими предметами, который может остро проявляться в возрасте четырех с половиной — шести лет.
Страх стрижки ногтей носит возрастной характер. Рано или поздно ребенок его перерастет. Но чем скорее эта элементарная гигиеническая процедура утратит травмирующий характер, тем лучше для ребенка.
Взрослые, решившиеся помочь ребенку преодолеть страх стрижки ногтей, должны следовать нескольким правилам.
Следите за собственной речью. Из нее должны исчезнуть угрозы, адресованные рукам ребенка, и любые намеки на то, что ребенку за плохое поведение «что-нибудь отрежут». Это не означает, что детский страх тотчас испарится. Но он не будет получать новой словесной подпитки. Не удерживайте ребенка силой во время стрижки ногтей. Нужно сделать процедуру как можно более мягкой и по возможности увеличить интервалы между ее повторением. Чтобы такое увеличение не сказалось на требованиях гигиены, заведите малышу специальную щеточку для ногтей. В первую очередь мы стрижем ребенку ногти, потому что под ними скапливается грязь. Покажите сыночку или дочке, как чистить ногти щеточкой во время мытья рук.
3.Со страхом некоторых действий можно бороться, если пробудить в ребенке интерес к ним, показать их с новой стороны. Ребенка четырех с половиной — пяти лет можно взять на экскурсию в маникюрный кабинет. Пусть посмотрит, как мастер манипулирует с вашими ногтями. Заранее попросите маникюршу во время сеанса комментировать свои действия, рассказать ребенку, как называются инструменты, для чего они служат, что испытывают во время сеанса мамины пальчики. Пусть мастер подарит малышу заранее купленную вами маникюрную пилочку. Пилочка выглядит более безопасно по сравнению с ножницами, и ребенок сможет действовать ею сам. Любое самостоятельное действие по уходу за ногтями должно приветствоваться. К тому же использование пилочки будет препятствовать развитию привычки грызть ногти.
4.Если проблема возникает во время пребывания малыша на даче вместе с детским садом, воспитатель или помощник воспитателя может специально устроить «показательный сеанс» стрижки и покраски ногтей в присутствии детей — чтобы потом ввести имитацию этих действий в ролевую игру. В качестве «маникюрных инструментов» в игре должны выступать предметы-заместители.
5.Планируйте стрижку ногтей малыша с учетом дополнительного времени. Используйте время для того, чтобы обыграть процедуру. Практически все дети любят «оживлять» свои пальцы. Нарисуйте на каждом ноготочке ребенка мелкую рожицу: две точки — глазки, одна — ротик. Обведите цветной полоской контур «головы» человечка. Все, что находится выше цветной границы, человечку не нужно. С такой неопрятной макушкой его не пустят на танцевальный праздник. Поэтому человечка нужно постричь. Но — четко по границе. Ниже стричь нельзя. Проговорите это условие с ребенком. После стрижки ногтей устройте маленький праздник: включите музыку и пригласите пальчики ребенка потанцевать. Можно даже поставить для этого маленькую импровизированную ширмочку (картонку, сложенную книжечкой). Это не только поощрение за выдержку во время процедуры, но и хорошее развивающее упражнение для тренировки мышц кисти руки.
6. Ножницы для стрижки выбирайте маленькие, с тупыми закругленными концами — чтобы они не выглядели страшными. Можно пойти вместе с ребенком в магазин и выбрать ножницы вместе. Спросите у продавца в присутствии малыша: «Скажите, пожалуйста, какие ножницы не делают больно?» Если ребенок хочет, пусть задаст этот вопрос сам. (В условиях садика роль «доброго» советчика может взять на себя медсестра или другой взрослый вне группы — своеобразный «независимый эксперт».) Участие в выборе инструмента позволяет малышу чувствовать себя не только объектом манипуляций взрослого, но и тем, кто влияет на ход событий, принимает на себя часть ответственности за исход дела.
7. Чтобы преодолеть страх перед режущими предметами, ребенок должен научиться ими пользоваться. Все образовательные программы детского сада это предусматривают. Дети, умеющие резать ножницами бумагу, как правило, не боятся стричь ногти. Это эффект прирученного страха. Если ребенок в детском саду недавно, можно поупражняться с ним резать бумагу.
8. При регулярном пользовании ножницами ребенок к пяти с половиной — шести годам может освоить и самостоятельную стрижку ногтей. Пусть только на левой руке (если он — праворукий). Это самое действенное средство в борьбе против негативного отношения к процедуре. Перед тем как самостоятельно стричь ногти, нужно потренироваться на картонном «тренажере». Предложите ребенку обвести по контуру свою кисть, положив ее на листок тонкого картона, и вырезать полученный отпечаток. На картонных пальцах рисуются ногти и очерчивается часть, которую требуется срезать. Сопротивление тонкого картона похоже на сопротивление «живого» ногтя. После того как бумажные ногти будут подстрижены, предложите ребенку украсить их какими-нибудь картинками. Когда перейти от тренировки на тренажере к стрижке ногтей на собственных руках, ребенок должен решить сам. Но он не будет это очень откладывать. Освоение нового вида деятельности — особенно, если оно приносит видимые результаты, — всегда нравится ребенку.