Как заставить ребенка выучить таблицу умножения
Таблица умножения: поможем выучить легко и быстро
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Берем табличку Пифагора
Умножение — это легкий и быстрый способ провести вычисления. Чтобы запомнить таблицу умножения за один день, нам поможет другая таблица, которую придумал великий Пифагор.
Обычная таблица умножения выглядит так: десять столбиков, в которых поочередно перемножаются все числа от 1 до 10 и зафиксирован результат действия. Независимо от того, в какой класс перешел ребенок — таблица пригодится всегда.
Зазубрить правильные ответы к сотне примеров, конечно, можно, но сложно. В таком виде не получится отследить логические связи и закономерности. Есть более удобный для изучения способ — таблица Пифагора:
Здесь мы видим, как 100 сочетаний из предыдущей таблицы сокращены до 55. Отличный тренажер!
Таблица Пифагора устроена легче, чем может показаться. Берем числа из левого столбика и умножаем на числа из верхней строки. Правильный ответ — на месте их пересечения.
Не стоит торопиться и ожидать от ребенка молниеносных результатов. Начните изучение с колонок 1, 2, 3. Так постепенно ребенок будет готовиться к усвоению более сложной информации.
Вот как можно потренироваться прямо сейчас: дайте ребенку задание нарисовать таблицу и предложите вместе ее заполнить. Проговаривайте счет вслух — это поможет запоминанию.
Запоминаем главное правило таблицы умножения
Важно знать — от перемены мест множителей произведение не меняется. Знание этого правила значительно облегчит восприятие ребенка. Ведь это означает, что нужно выучить не всю таблицу, а только половину.
Обращаем внимание на закономерности
Важно направить внимание на закономерности в таблице. Есть симметрия? Есть повторения? Отлично — замечая детали, фиксируя свои наблюдения, можно легко запомнить таблицу умножения.
До изучения этой темы ребенок наверняка уже знает, как складывать числа. Значит, можно привести простой пример:
2 × 5 — это то же самое, что 2 + 2 + 2 + 2 + 2, то есть пять раз по 2.
Любое число при умножении на 1 остается тем же.
При умножении на 5 полученное число оканчивается либо на 5, либо на 0. Если число четное, результат будет с 0, если нечетное — с 5.
При умножении на 10 результат будет всегда оканчиваться на 0, а начинаться со второго числа в примере.
Результаты умножения на 5 в два раза меньше результатов на 10.
Играем в таблицу умножения
Как выучить таблицу умножения?
Важно повторять пройденный материал — это поможет закрепить знания. Еще один эффективный способ — учить таблицу умножения в игровой форме.
Самая простая игра — карточки. Есть два варианта:
Подготовить карточки с примерами без ответов.
Сделать карточки с ответами, чтобы ребенок мог озвучить, умножение каких чисел даст такой результат.
Можно играть на время, а можно на количество решенных карточек. Если ребенок сможет вслух объяснить свой ход мысли, это поможет вам понять его логику и дать подсказку.
И, конечно, самая классная игра может быть в реальной жизни. Когда пойдете в продуктовый магазин или будете раскладывать клубнику по тарелкам — попросите ребенка помочь вам в нестандартных подсчетах.
Онлайн-школа Skysmart приглашает детей и подростков на курсы по математике — за интересными задачами, новыми прикладными знаниями и хорошими оценками!
А еще можно использовать смешные стишки:
Запомнить надо постараться,
Что дважды девять — восемнадцать.
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один — один.
Прогрызли мыши дыры в сыре.
Трижды восемь — двадцать четыре.
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять — шестьдесят.
Играем в настолку по таблице умножения
Еще один способ быстрее выучить таблицу умножения в игровой форме — это перенести ее в настолку. К примеру, распечатать таблицу и вместе с ребенком сделать фишки.
Правила просты: ребенок кидает кубик и делает столько ходов фишкой по таблице, сколько ему выпадет. Число, на котором он остановится, нужно умножить на 2. Когда ребенок освоит этот уровень, можно усложнить задачу. Умножайте число на 3, 4 и так далее.
Учим таблицу умножения на пальцах
Умножаем на числа после 5
Этот метод, как быстро выучить таблицу умножения, подходит ребенку, который уже освоил простое умножение на числа до 5 и готов к более сложным примерам.
Делимся методом, как выучить с ребенком таблицу умножения за час. Сначала попросите его взглянуть на ладони обеих рук. Пусть он пронумерует пальцы на обеих руках по порядку: 1 — большой палец на левой руке и так далее, пока не закончит на 10.
После этого спросите, какое число он хочет умножить на 9. Когда ребенок выберет его, попросите загнуть палец, которому вы присвоили это число. Все пальцы слева от загнутого будут десятками, а справа — единицами. Останется только сложить их.
Например, возьмем палец №7 — безымянный на правой руке. Слева от него останется 6 пальцев, а справа — 3. Складываем десятки и единицы, получаем 63. Это и есть ответ.
Изучаем таблицу умножения на фокусах
Фокус для детей «Умножаем на 7»
Этот способ покажет, как помочь ребенку самому выучить умножение на 7. Спойлер — просто добавьте в обучение капельку магии. 🔮
Сначала приготовьте несколько игральных кубиков. После этого заинтригуйте ребенка — скажите, что можете предсказать сумму точек на верхних и нижних гранях, сколько бы кубиков он ни выкинул. Даже несмотря на то, что их низ не виден.
Секрет в том, что сумма точек у кубиков сверху и снизу всегда равна 7. Чтобы «предсказать» результат, нужно просто умножить на 7 число кубиков.
Покажите сыну или дочери этот фокус для детей, а после расскажите секрет. Пусть ребенок сам впечатляет друзей и родных, а между тем тренируется умножать на 7.
Как выучить таблицу умножения быстро и легко. Рекомендации методиста по математике
Выучить таблицу умножения за минуту — мечта любого школьника и родителя. В реальности все немного сложнее, но сделать процесс обучения интересным и приятным вполне возможно. Так у ребенка не закрепится ассоциация, что математика в целом и таблица умножения в частности — это скучно и сложно. Виктория Артеменкова, методист по математике в Учи.Дома, рассказала, как помочь ребенку выучить таблицу умножения, чтобы не отбить интерес к предмету.
«Выучить таблицу умножения в игровой форме — лучший вариант для учеников младших классов. Но перед тем, как приступать к математическим играм, нужно объяснить ребенку принцип таблицы умножения».
Как объяснить ребенку таблицу умножения
Прежде всего ребенку важно понять, зачем вообще учить таблицу умножения. Объясните, что она помогает упростить вычисления и подкрепите вашу теорию примерами из жизни.
Пример из жизни: ребенок пригласил на свой день рождения пять друзей, для каждого нужно подготовить по два стакана (один для воды, один для сока), сколько всего стаканов потребуется?
Бытовые примеры несут огромную пользу: они помогают легче усваивать и закреплять материал, а также развивают образное мышление.
На пути изучения таблицы умножения есть одна большая опасность — ее внешний вид. Десять плотных столбцов, состоящих из цифр, могут не на шутку напугать ученика.
Задача родителя — не дать ребенку испугаться и подумать, что запомнить все это невозможно. Сразу поясните, что несколько из этих столбцов даже не обязательно учить, достаточно знать некоторые закономерности.
Закономерности таблицы умножения
Начните с того, что при умножении на один, число не меняется, а значит, первый столбец ребенок уже выучил!
Выучить таблицу умножения на 2 тоже совсем не сложно: достаточно сложить число с самим собой. Второй столбец готов.
Объясните, как быстро выучить таблицу умножения на 5: все ответы в примерах умножения на 5 заканчиваются на 5 (если нечетное 3×5=15) или 0 (если четное 8×5=40).
Чтобы выучить таблицу умножения на 10, понадобится всего пара минут: просто расскажите, что при умножении на 10 к числу добавляется 0.
Как быстро выучить таблицу умножения на 9
Учить таблицу умножения на 9 довольно нудное занятие. Но только если не знать про магию девятки. Повторите фокус и удивите вашего юного математика:
А теперь посмотрите на результат: вы получили правильные ответы на каждое из действий. Вот так просто, понятно и увлекательно. Минус один столбец для заучивания.
Как быстро выучить таблицу умножения ребенку
Увлекательный и простой способ выучить таблицу умножения ребенку — использовать метод карточек. Для этого подготовьте небольшие карточки из бумаги или картона и выпишите каждый пример следующим образом:
Самый простой вариант игры: показать ребенку действие и попросить назвать ответ. Далее условия можно усложнить: показать ответ и попросить ребенка назвать, от какого действия он получился. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов за минуту.
Не забывайте хвалить ученика. Еще лучше — ввести систему баллов и наград — тогда детский азарт станет дополнительным стимулом к усвоению материала. Игра в карточки отлично подходит, чтобы запоминать как новые примеры, так и повторять уже выученные столбцы.
Игра, чтобы выучить таблицу умножения
Когда ребенок хорошо запомнил таблицу умножения, важно регулярно ее повторять. Если делать это в игровой форме, то ребенок получит не только пользу, но и удовольствие.
Битва прямоугольников
Для игры вам понадобятся разноцветные ручки, два игровых кубика и лист бумаги в клетку. Эта игра предназначена для двух человек.
Первый игрок кидает кубики и рисует на листе бумаги квадрат или прямоугольник, где стороны фигур равны числам, выпавшим на кубиках. Например, на кубиках выпали 6 и 6, значит рисуем прямоугольник со сторонами длиной 6 и 6 клеток. Располагайте фигуры с крайнего верхнего или крайнего нижнего угла страницы. После того, как игрок нарисовал фигуру, он должен рассчитать ее площадь, в нашем случае 6×6=36.
Далее кубики кидает второй игрок и заполняет свое поле с противоположного угла. Фигуры каждого игрока, получившиеся в результате всех следующих ходов, должны касаться друг друга хотя бы одной стороной. Если фигура не помещается в оставшееся свободное поле, то игрок пропускает ход. Выигрывает тот, чьи фигуры займут больше места на листе.
Легкий способ выучить таблицу умножения детям
Дети любят гаджеты, так почему бы не использовать эту привязанность с пользой?! Ребенок с удовольствием смотрит YouTube? Отлично! Там есть огромное количество роликов об изучении таблицы умножения. Яркие, музыкальные, веселые — он даже не заметит, что это учеба.
Также есть множество приложений и онлайн-игр, которые позволят решить сразу две задачи: закрепить знание таблицы умножения и удовлетворить потребность ребенка в «общении» с гаджетом.
К сожалению, у родителей не всегда бывает достаточно времени, чтобы помочь ребенку выучить таблицу умножения. В таком случае запишите ребенка на онлайн-курс по математике в Учи.Дома. На индивидуальных занятиях с репетитором мы помогаем подтянуть знания по школьной программе, обучаем приемам быстрого счета и прививаем детям интерес к предмету. Первый урок — бесплатно!
Как помочь ребенку выучить таблицу умножения
Недавно мне задали этот вопрос, и после моего рассказа как я научил таблице умножения одного моего знакомого мальчика, оказалось, что по этим советам еще один ученик довольно быстро выучил таблицу умножения без монотонного заучивания. Поэтому я подумал, что будет полезным рассказать и вам эти простые приемы, вдруг перед вами тоже встанет такая задача, например, при обучении своего ребенка.
После довольно понятных сложения и вычитания, зубрежка таблицы умножения часто выглядит как некий скучный ритуал, лишенный какой-либо наглядности. Поэтому многие школьники довольно быстро утрачивают интерес и плохо ее знают, а это отражается на всем образовании. Я уверен, что обучение умножению это очень важный опыт, который сказывается на общей уверенности человека в собственных знаниях и возможностях ума, и, может быть, даже рациональном выборе профессии.
Описанные приемы довольно просты, и, строго говоря, давно известны. Запоминание в моем рассказе происходит тоже через частые повторения примеров, но все они – лишь разные события одной игры в которой этим перемножения оживают. Я обобщил известные мне приемы и составил для своего ученика такое расписание, чтобы чуть более сложное чередовалось с простым. Ввиду занятности такого обучения, одновременно с запоминанием таблицы ребенок узнает и другие интересные вещи из мира арифметики и вообще математики: о простых числах, признаке деления на 3, степенях двойки и так далее.
Также косвенно в рассказе упоминаются и некоторые способы мотивации. Само наше обучение, как станет ясно из повествования, представляло собой игру. Уверен, в комментариях вы сможете дополнить мою историю своими интересными идеями и методами, о которых я не знал, что поможет сделать рассказ более полным для того, кто натолкнется на него в поисках ответа на вопрос заголовка статьи.
Испытание
Я научил одного мальчика этой таблице так. Во время ее изучения мы хорошо повеселились. Без зубрежки это вполне легко получается! А еще, когда через несколько дней мой молодой друг смог полностью ее рассказать без запинки, мы пошли в честь праздника в зоопарк.
Он оказался очень толковым парнем, ему в этом раннем возрасте очень нравятся пираты, и вначале я рассказал, что есть такая карта-таблица, которую все люди более-менее знают и держат в памяти, а тот, кто ее знает лучше других, передает свое знание наследнику. Именно с помощью этой карты пираты собирают и делят свои сокровища, так что в жизни пиратов эти карты вообще-то наравне, но поскольку эта еще более секретная, то о ней говорят пореже. И вот я выбрал его в качестве такого ученика, так как возлагаю на него большие надежды. Но в первую очередь я должен был его проверить, провести испытание. Мальчик очень заинтересовался и согласился. Я задал несколько задачек на сложение, и, убедился, что он вполне сносно умеет складывать. Так он прошел испытание, и мы приступили к самой сути дела.
Карта сокровищ и умножение на 1, 10 и 2
Теперь нам надо было нарисовать эту таблицу. Я сообщил, что буду рисовать ее только один раз, это старая пиратская традиция – рисовать такую таблицу можно только один раз, а заучивать – навсегда, так, чтобы если ты ее потеряешь – мог ее восстановить на любом клочке бумаги, или в уме ее вообразить. Точно также, как это делаю я.
Сначала мы нарисовали таблицу из десяти столбцов от первого вот такого столбца
1х1 = 1
1х2 = 2
…
1х10 = 10
до десятого вот такого
10х1 = 10
10х2 = 20
…
10х10 = 100.
Я решил не исключать умножения на 1 и 10 именно потому, что они очень легкие. С них я и начал объяснять: умножить на 1 это то же, что взять что-то один раз, это проще всего, это самое простое, само же число. А умножить на десять – это то же, что взять что-то десять раз. Скажем, если на десять пальцев одеть по четыре кольца – будет сорок. Это в десять раз больше, чем четыре, и это весьма много, если представить. А при умножении мы замечали, что число 10 действует так: единица опять ничего не делает, а ноль переходит на конец, так что достаточно только его и приписать.
Мы вместе решили, что это весьма просто, и останавливаться больше на этом не будем. Но в последующих экзаменах, я проверял, усвоил ли он эти вещи. Особенно после тех случаев, когда что-то было тяжело вспомнить и Джек Воробей немного расстраивался, когда его ответ не совпадал с моим, я вдруг спрашивал, а сколько будет 11 на 1 или 10 на 10, и тогда он вновь оживал.
Далее мы перешли к удваиванию. Удваивать довольно легко, достаточно что-то сложить с самим собой. Вначале я показал на своей левой и правой руке одновременно по одному, двум, трем, четырем, пяти пальцам – так мы получили 2, 4, 6, 8, 10. Вместе с корсарскими пальцами мы дошли до двадцати, а потом я показывал на разные штуки в комнате, и предлагал сосчитать и удвоить – число букв в плакате, число символов на циферблате часов, сосчитать число спиц на одной стороне колеса велосипеда, и проверить, сойдется ли общее число с удвоенным и так далее.
Когда я решил, что с этим столбцом в таблице мы справились, мы перешли к самой таблице, и я предложил обвести в рамки, что мы уже знаем. Быстро обвели первый и десятый столбик, а второй я постепенно открывал при каждом правильном ответе. Потом я предложил посмотреть, нельзя ли что-то еще обвести. Мы вместе заметили, что в других столбцах тоже имеется умножение и на единицу, и на десятку, и на двойку, и при этом ответы получаются точно такие же. Так мы поняли, что от перестановки чисел ответ не изменится. Так что работы нам существенно поубавилось, и узнали мы не так мало.
Умножение на 4 и 8, 3 и 6
На следующий день мы приступили к умножению на четыре и восемь. Когда умеешь умножать на два, это сущие пустяки. Умножить на четыре это то же, что удвоить ответ для того, что уже удвоено, например 7х4 это 7х2х2, а что 7х2 это 14 мы уже хорошо запомнили на предыдущем уроке про удваивания, так что и само 14 превратить в 28 не составит труда. Когда разобрался с четверкой, не так уж сложно разобраться и с большими числами восьмерки. По пути мы заметили, что, например, 16 это и 2х8, и 4х4. Так мы узнали, что есть числа, сплошь состоящие из двоек: 2, 4, 8, 16, 32, 64. Тогда я припомнил историю про одно кораблекрушение, когда шестьдесят четыре человека команды надо было раскидать по четырем стареньким шлюпкам, про некоторых из матросов и про сам корабль.
После этого урока в таблице осталось еще меньше необведенных ячеек. Умножая на 3 и 6, мы выучили старый пиратский метод «дележки на три». Если сложить цифры в числе, умноженном на 3, 6 или любом другом, которое делится на тройку, то результат сложения цифр ответа всегда кратен трем. Например, 3х5 = 15, 1+5 = 6. Или 6х8 = 48, а 4+8 = 12, кратно трем. А можно и в 12 цифры сложить, получится тоже 3, так что, если так дойти до конца, то всегда получается одно из трех чисел: 3, 6 или 9.
Так мы превратили это в еще одну игру. Я задавал какое-нибудь число, даже трех- или четырехзначное, и спрашивал, делится ли оно на 3. Для ответа достаточно сложить цифры, что довольно просто. Если число делилось на 3, то я спрашивал — «а на 6?» – и тогда нужно было просто посмотреть четное ли оно. А потом (в специальном случае небольших чисел из таблицы) иногда еще хотел узнать, что же получится при таком делении на 3 или 6. Это было очень веселое занятие.
Умножение на 5 и 7, простые числа
И вот остались у нас умножение на пятерку, семерку, и девятку. А это значит, что мы выучили умножение их на многие другие числа — на 1, 2, 3, 4, 6, 8 и 10. С пятеркой мы разобрались очень быстро – она легко запоминается: на конце либо нолик, либо пять, точно также как умножаемое число: либо четно, либо нечетно. В качестве предмета, на котором с пятерками удобно заниматься, отлично подходит циферблат часов, можно придумать множество задач про путешествия во времени и пространстве. Заодно я рассказал почему в часе шестьдесят минут, и мы поняли чем это удобно.
Мы увидели, что 60 удобно делить на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а на 7 делить неудобно. Поэтому было самое время присмотреться к этому числу. Из умножения на семерку оставалось запомнить лишь 7х7 и 7х9. Теперь мы знали почти все, что нужно. Я объяснил, что семь просто очень гордое число – такие числа называются простые, они делятся только на 1 и на себя. Простые числа для нашей карты это суша, по которой мы на нашем корабле проплыть почти никак не можем, но можем очертить ее, встать в гавань.
Для того, чтобы в этом лучше разобраться, я стал задавать различные координаты – числа – и спрашивать, можно ли добраться туда по суше, или только по воде, то есть по нашей карте-таблице умножения. Например, 56 – это 7х8, можно доплыть, а 17 это простое число, встаем в порт. Это очень хороший способ заодно научиться делению, припомнить из чего состоят уже выученные числа. Оказалось, что моря куда больше, хотя бы потому, что каждое второе число четное, оно делится на два, значит оно не простое, кроме самой двойки, а есть и другие составные числа, так что, плавать можно очень много где.
Умножение на 9 и таблица Пифагора
Девятку я оставил на самый конец, это еще одна из старых пиратских традиций. Раньше в самые жестокие времена, именно девяткой проверяли, как юнга усвоил таблицу, которую должен знать всякий пират. Если матрос где-то ошибался, то он проваливал этот первый из экзаменов, и ему отрубали палец на том месте, где он ошибся, чтобы он навсегда запомнил умножение на девятку. Сейчас вы поймете как именно. Сама девятка ведь и означает десять минус один. 🙂
Вытягиваются обе ладони, так что выстраиваются в ряд десять пальцев, и для того, чтобы умножить на какое-то число, загибают палец, который соответствует этому числу. Например, надо умножить 9х3, значит на левой руке загибается третий палец, – получается слева от него два пальца, а справа – семь, итог – 27. Точно также для любого числа от 1 до 10. Так раньше крепко усваивали умножение на девятку.
На следующий день я рассказал, как строится таблица Пифагора, и мы нарисовали ее на большом листе. Мой друг – числа, а я вокруг них – кораблики. Вот так мы справились с поставленной задаче и пошли смотреть на зверей.
Как выучить таблицу умножения без слёз и нервов (долой страшилки)
До начала учебного года чуть больше месяца, а ребёнок так и не выучил таблицу умножения? Наш блогер, учитель Наталья Вечерина, рассказывает о семи шагах, которые помогут ребёнку быстро запомнить нужные примеры, а родителям — сохранить нервы и время.
Таблица умножения редко вызывает у детей радость, запоминают они её долго, а решать примеры нужно уже сейчас. Возникает коллапс: родители в нервозе, ребенок в слезах. Кроме того, за лето таблица умножения может напрочь выветриться из головы, и в начале учебного года всё повторяется заново.
Для работы нам понадобятся:
А ещё для работы хорошо бы прихватить положительный эмоциональный настрой мамы или папы. Потому что для детей начальной школы это очень важная составляющая обучения. Создавать его дети сами ещё не могут. А вот перенять родительский — запросто. Отнеситесь сами к процессу как к игре — и ребёнок втянется в эту историю вслед за вами.
7 причин, почему дети не хотят учиться
Таблица умножения по шагам
Шаг первый
Включаем зрительное запоминание и двигательную память. Чтобы облегчить восприятие информации и дальнейшее воспроизведение (а нам-то как раз это и нужно), всю информацию нужно разбить на маленькие части. Объём внимания взрослого человека составляет в среднем 4 предмета. Объём кратковременной памяти — 7 единиц информации, а по результатам современных исследования и того меньше. Это означает, что брать для запоминания количество объектов (в нашем случае — примеров) больше пяти за один раз — бессмысленно.
В случае с таблицей умножения пользуемся тем, что она уже итак разбита на столбики (умножение на 2, умножение на 3 и т. д.) и делим каждый столбик на «порции» по пять-шесть примеров. Такими мелкими частями и будем учить.
Перед ребёнком кладем таблицу умножения. Просим переписать пять первых примеров следующим образом:
На одну сторону карточки ребенок переписывает примеры с ответом. Например, 2×1=2. На оборотную сторону карточки переписывает пример без ответа: 2×1.
Так у нас получается первая колода карточек.
Для максимального эффекта перед списыванием просим ребёнка запоминать, что он пишет. Таким образом даётся установка на запоминание, что влияет на воспроизведение примеров.
Объясните, что такая таблица будет нужна навсегда: так вы запустите те процессы в памяти, которые помогут сохранить информацию на всю жизнь.
Итак, у нас получилось пять карточек, пять примеров. Начинаем учить.
Шаг второй
Попросите ребенка разложить все карточки перед собой той стороной, на которой примеры написаны полностью. Пусть прочитает их вслух и постарается запомнить. Приём прост: проговаривание усиливает запоминание. А мы с вами используем все приёмы, которые могут нам помочь.
Запомнили? Переворачиваем карточки и складываем их в стопку. Достаем карточки по одной. Ребёнок должен назвать ответ. То, что вспомнилось («выученное») — откладываем в одну стопку. То, что не вспомнилось, откладываем в другую стопку.
Важно! Что мы считаем за «вспомнилось»? Быстрый ответ без раздумывания. Ответ на «раз-два». Только такие карточки должны попасть в стопку выученных. Те карточки, над которыми ребёнок думал, и даже воспроизвёл всё правильно — идут в стопку невыученных.
Почему так? Ведь вспомнил же? Раздумывание говорит о том, что запомнено не прочно, работает припоминание, а не воспроизведение. Значит, такие примеры забудутся очень скоро и их нужно повторять точно так же как невыученные совсем.
Шаг третий
Раскладываем перед ребёнком не воспроизведённые примеры или воспроизведённые с ошибкой. Повторяем всю операцию только с этими примерами.
Чтобы закрепить информацию в памяти, можно использовать приём «рисование в воздухе». Попросите ребенка представить перед собой воображаемый белый экран. И написать на нём рукой в воздухе нужные примеры. При этом помним про проговаривание вслух.
После этого процедура повторяется. Поочередно вытаскиваем по одной карточке, проверяем, вспомнил — не вспомнил. И так пока не выучим всё.
Шаг четвёртый
Играем. Все выученные за один день карточки собираем в одну колоду. Правила игры просты: карточки, которые ребёнок называет быстро, достаются ему, медленно — вам.
Важная деталь: соблюдайте правила! Вытащил карточку — назвал ответ — перевернул карточку, прочитал ответ, проверил себя сам. Для тех, кто любит подробности, объясняю: так мы формируем зрительное восприятие примера, одномоментное быстрое «схватывание» написанного.
Те карточки, которые выиграл ребенок, остаются в одной стопке. Те, которые достались вам, остаются в другой стопке.
Шаг пятый
Добавляем новые карточки. Теперь можно взять ещё пять примеров и проделать операцию ещё раз.
Шаг шестой
Собираем сундучок знаний: те карточки, которые выиграл ребёнок, перевязываем резинкой. Те, которые достались вам, остаются неперевязанными. Вся колода торжественно собирается в сундучок знаний (в заранее подобранную вами коробочку или конверт) и оставляется примерно на 15-20 минут.
Шаг седьмой
Повторение. Современные исследования говорят о том, что процесс забывания начинается крайне быстро. Для точной информации такой период составляет 15-20 минут. Именно поэтому нужно повторение.
Чтобы сохранить выученное, повторите все карточки через 15-20 минут. Особый упор сделайте на те карточки, которые остались неперевязанными. Это слабые места памяти, которым нужно дополнительное подкрепление. Такое повторение хорошо сделать еще и через час, либо перед сном в виде игры.
А что дальше?
Такую процедуру мы делаем каждый день.
Важная деталь: к новым примерам каждый раз вы добавляете те, которые в предыдущий подход остаются плохо воспроизводимыми. Есть такая особенность у детей: один-два примера не даются. Терпеливо переносим это и добавляем их каждый раз, когда учим новое. До тех пор, пока не выучится.
Тот же самый подход используем для повторения таблицы умножения перед новым учебным годом или перед началом новой четверти.
8 главных вещей, которые родители младшеклассников должны сделать в августе
Итак, подведём итог:
И ещё одно важное дополнение: заметили ли вы, что всё запоминание и воспроизведение шло через зрительное восприятие? А теперь представьте своего ребёнка на уроке математики, на математическом диктанте. Как будут предлагать ему примеры? Верно, на слух.
После того, как всё выучили, обязательно поработайте с воспроизведением таблицы умножения устно. Диктовать примеры можно по-разному. От простого «два на два», «два умножить на два», до «произведение чисел 2 и 2».
Учимся и играем
Игр с таблицей умножения существует много. Мне нравятся те, которые тренируют зрительное восприятие материала и восприятие материала на слух.
Бумажный формат
Играть можно как с бумажными карточками, так и в электронном формате.
Бумажный формат: перенесите все примеры таблицы на карточки следующим образом — на одной карточке пишем пример (например, 2×3), а на второй карточке — ответ (6). Таким образом у вас получается колода из парных карточек «пример — ответ». Выбираем 10 любых парных карточек (это пять примеров). Раскладываем их в любом порядке. Каждый игрок открывает по две карточки. Если карты «пример» и «ответ» совпадают, то игрок забирает их себе. Нет — переворачивает и кладёт на место. Количество карточек можно увеличивать.
Электронный формат: такие игры можно составить самим. Хорошо делать такие игры с учётом тех примеров, которые у ребёнка «западают», добавлять их в каждый комплект игры. Такую возможность, например, предоставляет платформа Learningapps, упражнение «Парочки».
6 нескучных игр, которые помогут увлечь ребёнка математикой
На этой же платформе можно тренировать восприятие примеров на слух. Упражнение «хронологическая линейка» содержит в себе функцию аудиовоспроизведения. Введите данные и программа сама озвучит примеры. Кроме того, это упражнение позволяет формировать систему координат у ребенка. Ответы примеров нужно будет разместить в заданном диапазоне на числовой прямой.
Платформа Quizlet позволяет перевести примеры на электронные карточки. В случае с детьми начальной школы работать на начальных этапах лучше с бумажным вариантом (задействовано больше процессов, влияющих на запоминание), а вот когда всё выучили и требуется только изредка повторять материал — можно перейти и к электронному носителю.
Так же хороша для этой цели и программа Anki. В ней уже встроена сортировка материала и возможность настройки на нужный режим повторения. Комплектуйте колоды под свой запрос и повторяйте таблицу умножения в любом месте.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете помочь своему ребёнку запомнить таблицу без слёз и надолго. Ну а себе сохраните нервы и время. Учитесь легко!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может на совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Yuliya Evstratenko